|
Скачать 1.27 Mb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА УО «КРИЧЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАССМОТРЕННО На заседании метод.комиссии Протокол № от « __» от_____ Учебному предмет: «Основы животноводства» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Составил преподаватель: Е.В.Ковалева. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных ТЕМА: Изучение сельскохозяйственных животных, способы определения их возраста. Особенности анатомического строения . ТЕМА: Изучение строения вымени коровы. РАЗДЕЛ 2.Основы разведения и племенной работы. ТЕМА: Изучение особенностей телосложения, статей тела и экстерьера сельскохозяйственных животных. Методы разведения ТЕМА: Изучение способов и правил мечения сельскохозяйственных животных. Ознакомление с документацией по племенному учету. Методы разведения РАЗДЕЛ 3. Корма и кормление сельскохозяйственных животных ТЕМА: Изучение кормов различных видов, их характеристика. ТЕМА: Определение химического состава и питательности кормов. ТЕМА: Изучение типов и норм кормления животных. ТЕМА: Составление суточных кормовых рационов кормления коров ^ ТЕМА: Изучение методов, оценки качества различных видов кормов и воды ТЕМА: Изучение признаков наиболее распространенных заболеваний сельскохозяйственных животных. АННОТАЦИЯ Методические указания по выполнению лабораторных работ подготовлены в соответствии с программой учебного предмета "Основы животноводства". Предназначены для использования учащимися профессионально технического образования по специальности: Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм. Составитель: ^ – преподаватель спец. Предметов. Рассмотрено на заседании методической комиссии Учреждения образования «Кричевский государственный профессиональный агротехнический колледж» ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических работ подготовлены в соответствии с типовой программой курса. На изучение предмета «Основы животноводства» учебным планом отводится 78 часов, из них 30 часов - на выполнение лабораторно-практических работ. Они выполняются после изучения теоретического материала темучебных занятийсогласно тематического плана. Выполнение лабораторно- практических работ способствует приобретению учащимися навыков самостоятельной, творческой деятельности; закреплению и расширению знаний по учебному предмету. Уровень знания учащимися животноводческих вопросов, изложенных в работе, определяет профессиональную компетентность специалистов, их подготовленность к практической деятельности. Установление наиболее рациональных форм и методов выполнения работ тесно связано с осуществлением всего производственного процесса. Это вызывает необходимость тщательного изучения содержания теоретического материала. Последовательность выполнения работы, изложенные в методических материалах позволяют проанализировать уровень подготовленности учащихся к занятиям, а так же оказать помощь учащимся в закреплении полученных теоретических знаний по данному предмет. Лабораторно-практическая работа состоитиз следующих этапов: 1.Внеурочная подготовка включает-самостоятельная подготовка к лабораторно-практической работе, повторение теоретического материалатемы 2.Работа в кабинете- включает: 1) Входной контроль знаний учащихся по выполняемой работе, где учащимся предстоит ответить на вопросы. 2)Выполнение заданий изложенных в инструкционно-технологической карте. 3)Оформить и сдать отчёт. Оформление отчета осуществляется следующим образом: в начале учащиеся читают задание1, затем методические рекомендации к выполнению задания 1.После прочтения и осмысления своих действий, записывают задание и выполняют его. В случаи вызванного затруднения в вопросах задания просят разъяснения у преподавателя. После выполнения заданий, дают ответы на контрольные вопросы и сдают работу.. Установление наиболее рациональных форм и методов выполнения работ тесно связано с осуществлением всего производственного процесса. Это вызывает необходимость тщательного изучения содержания теоретического материала Данныеметодические рекомендации имеют целью оказать помощь учащимся в закреплении полученных теоретических знаний по данномупредмету. . ^ РАЗДЕЛ 1. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных ТЕМА: Изучение сельскохозяйственных животных, способы определения их возраста. Особенности анатомического строения . Цель работы:
^ -4часа Наглядные пособия:справочная литература, рисунки и фотографии крупного рогатого скота, шкала оценок экстерьера и конституции животных. Литература:«Технология производства и переработки продукции животноводства»(спецтехнология) : Учеб. пособие/ М.В.Шалак, Н.В.Казаровец и др.- Мн.:Краджай, 2001. «Организация и технология производства продукции животноводства»/ Н.В.Казаровец( и др.).- Минск : Беларусь, 2008. Техника безопасности и пожарная безопасность на рабочем месте. (отдельная инструкция) Последовательность выполнения работы 1.Внеурочная подготовка 1.Самостоятельно подготовится к лабораторно-практической работе. 2.Повторитьтему: «Понятие орган и система органов организма животных» ^ 1).Что такое орган? а) это часть организма животного , выполняющая одну или несколько функций. б) это часть организма животного, выполняющая защитную функцию. в) это часть организма , выполняющая функции кровообращения. ^
^ а) носовая полость, легочные пузыри, гортань; б) хрящевые кольца, носовая полость, бронхи; в) носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Задание 2-Перечислите состав половых органов: А) самок Б)самцов Задание 3. Назовите, что включает в себя отделы нервной системы:
Задание 3- Найдите соответствие: 1.Какую функцию выполняют: 1)эритроциты а)участвуют в свертывании крови 2)лейкоциты б)переносят кислород клеткам, забирают углекислый газ 3)тромбоциты в) защитную. ^ - 1)коров а)1-1,5 года 2)свиней б)5-6 месяцев 3) лошадей в)8-12 месяцев 3.Как называется беременность у: 1)лошадей а) суягность 2)коров б) стельность 3)овец в) жеребость. 2. Выполнение заданий изложенных в инструкционно-технологической карте. 3.Оформить и сдать отчёт. Письменный отчёт Задание 1.Рассмотреть на плакатах и изучить расположение системы органов дыхания, выделения сельскохозяйственных животных, изучить их функции, заполнить таблицы Таблица 1 Аппарат дыхания
Таблица 3 Частота дыхательных движений у взрослых животных за 1 мин
Таблица 4 Температура тела у животных ,С
^ Строение и функции организма животного неразрывно связанны и взаимообусловлены. Поэтому анатомия и физиология рассматриваются как составные части биологического учения о строении и функциях живого организма. Все органы функционируют в тесном взаимодействии. Взаимосвязанная физиологическая деятельность всех органов животного обусловливает тип экстерьера и продуктивность. В процессе жизнедеятельности организм постояннопотребляет кислород и выделяет продукты окисленияорганических веществ - углекислый газ и воду. Воздух при вдохе проходит через носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие. Газообмен происходитчерезальвеолы. У КРС в одну минуту происходит 10-30 дыхательных движений, у свиней - 10-20, у овец и коз - 12-30, птицы - 15-30,лошади -8-16, собаки- 10-30, кролика-10-15, мышей- 200, куры -20-25. Регулирует деятельность системы дыхания вегетативная нервная система. Топография системы органов дыхания: нос – передний отдел головы, носовая полость- верхний лицевой отдел черепа, гортань- между глоткой и трахеей, трахея- связывает гортань и лёгкие, легкие- грудная клетка Через органы мочеотделения из крови выделяются вредные для организма вещества. Органы мочеотделения состоят из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Почки - парный орган красно-бурого цвета. Расположены они в поясничной области по обе стороны от позвоночника. Мочевой пузырь расположен в тазовой полости.Мочеточники в брюшной и тазовой полостях, соединяют почки с мочевым пузырем. Мочеиспускательный канал- в тазовой полости.Моча из почек по мочеточникам попадает в мочевой пузырь, откуда выводится наружу через мочеиспускательный канал. Способность организма поддерживать температуру тела на относительно постоянном уровне называется терморегуляцией. Температура тела зависит от вида животного, возраста, пола, времени дня, физиологического состояния. Все сельскохозяйственные животные относятся к теплокровным. Суточное колебание температуры тела животных составляет 0, 5- 1,5 градусов. При нормальных физиологических состояниях температура тела составляет:крс , овца- 39,0; лошадь- 38,0; курица, утка- 41,5; свинья- 39,5; собака- 38,5. Задание 2. Охарактеризовать способы определения возраста сельскохозяйственных животных. Методические рекомендации по выполнению задания 2. Возраст животных. Точно можно определить по записи даты их рождения. При отсутствии таких записей возраст менее точно определяют по внешнему виду, состоянию рогов и зубов. Метод определения возраста по рогам доступен и прост. В возрасте 2 мес. жизни длина рога у теленка составляет 1 см, которая измеряется по внешней большой кривизне от основания до кончика рога. До 20-месячного возраста рога растут примерно по 1 см в месяц. Для установления возраста после измерения рога к полученной величине в сантиметрах прибавляют единицу и получают цифры, указывающие навозраст животного в месяцах. Например, при длине рога 16 см молодому животному будет 17 мес.Возраст коровы примерно можно определить по числу колец на рогах (годовые кольца). Первое кольцо на рогах появляется при первом отеле и при дальнейших ежегодных отелах — по кольцу каждый год. Например, при осеменении телки в возрасте 18—27 мес. отел нетели произойдет в 27—36 мес. т.е. в возрасте 2,5—3 года. Если к числу колец на рогах прибавить 1,5—2, то получим возраст первотелки — 2,5—3 года. Но ритмичность появления колец может нарушить яловость коровы, когда ширина роговых колец увеличивается. При абортах в первые 3—4 мес. стельности кольца может и не быть. Возраст животного ориентировочно можно определить по зубам (табл.5) .Но на стирание зубов оказывает влияние много факторов, в том числе индивидуальные особенности животного, корма и их твердость, минеральное питание, крепость зубного вещества. ^
![]() Задание 3 : А)Изучить строение органов пищеварения сельскохозяйственных животных, заполнить таблицу. Таблица 6. Аппарат пищеварения.
Б) Опишите строение желудка жвачных. рис.2 Строение желудка жвачных. ![]() 1______________ 2______________ 3______________ 4______________ 5______________ 6______________ Методические рекомендации по выполнению задания 3. Аппарат пищеварения состоит из ротоглотки, или головной кишки; передней кишки (пищевод и желудок); средней кишки (тонкий кишечник, включающий двенадцатиперстную, тощую (тонкую) и подвздошную кишки); застенных пищеварительных желез (печень и поджелудочная железа); задней кишки (толстый кишечник — слепая, ободочная и прямая кишки). Основными функциями пищеварительной системы являются: секреторная, двигательная (моторная) и всасывательная. Ротоглотка — начальный отдел пищеварительной трубки, который нёбной занавеской разделяется на рот и глотку. В состав ротоглотки входят губы, щеки, десны, твердое и мягкое нёбо, слюнные железы, миндалины, язык и зубы. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию слюной. Желудок — своеобразное расширение пищеварительной трубки, где накапливается, временно сохраняется, механически и биохимически обрабатывается корм. Желудочный сок вырабатывается железами, которые находятся в слизистой оболочке. Он имеет кислую реакцию за счет соляной кислоты. В желудочном соке содержатся ферменты: пепсин, который расщепляет белки, липаза — расщепляет жиры. По количеству камер желудки бывают однокамерные (свинья, лошадь, собака) и многокамерные (жвачные животные: корова, овца, коза). У свиньи желудок располагается в левом и правом подреберьях и в области мечевидного отростка грудной кости. У большинства лошадей желудок расположен в левом подреберье, у некоторых — в правом. Многокамерный желудок состоит из четырех отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. Рубец, сетка и книжка называются преджелудками, а истинным желудком является сычуг. Рубец занимает всю левую половину брюшной полости, сетка лежит впереди рубца над мечевидным хрящом, справа от нее расположена книжка, а в правом подреберье позади книжки находится сычуг ![]() Рис. 3.Схема строения пищеварительного аппарата крупного рогатогоскота: 1- пищевод; 2- наружная стенка рубца; 2- слизистая оболочка рубца; 3 - сетка; 4-книжка; 5 -наружная стенка сычуга; 5' - слизистая оболочка сычуга; 6-пищеводный желоб; 7 - двенадцатиперстная кишка; 8- тощая кишка; 8' -подвздошная кишка; 9 -ворота печени; 10-желчный пузырь; 11 - общий желчный проток, который впадает в двенадцатиперстную кишку; 12 - поджелудочная железа; 13-ободочная кишка; 14-слепая кишка; 15- прямая кишка. Рубец — самый вместительны отдел. (100 —200 л). В нем кормовые массы не только накапливаются, но и подвергаются физической, химической и микробиологической обработке. В рубце жвачных животных переваривается до 50% сухого вещества рациона, гидролиз корма происходит за счет ферментов микроорганизмов (рис. 3). ^ подвешен на длинной брыжейке. Слизистая оболочка имеет ворсинки для всасывания питательных веществ. В двенадцатиперстную кишку впадают протоки печени и поджелудочной железы. Жиры в кишечнике всасываются в виде глицерина и жирных кислот, белки — в виде аминокислот и углеводы — в виде глюкозы. Печень- самая крупная железа организма. Имеет буро-красный цвет. Располагается в правом подреберье сразу задиафрагмой. Выполняет защитную, кроветворную и пищеварительную функции. Благодаря выделению желчи в просвет двенадцатиперстной кишки способствует расщеплению жиров. ^ — вторая по величине железа в организме. Имеет серовато-розовый цвет, состоит из долек. Расположена в правом подреберье в брыжейке двенадцатиперстной кишки. Выделяет поджелудочный сок в просвет двенадцатиперстной кишки, который участвует в пищеварении, а также секретирует инсулин, регулирующий содержание сахара в крови. ^ — задний отдел пищеварительной трубки. Здесь заканчиваются процессы переваривания и всасывания питательных веществ и формируются каловые массы. В нем выделяют слепую, ободочную и прямую кишки. Слизистая оболочка не имеет ворсинок. ^ Пищеварение в полости рта состоит из трех этапов: приема корма, собственно ротового пищеварения и глотания. Животные захватывают корм губами, зубами и языком. Лошадь, овца и коза при поедании зерна захватывают его губами, траву подрезают резцами и при помощи языка направляют в ротовую полость. У коров и свиней губы менее подвижны, они берут корм языком. Корм, попавший в ротовую полость, подвергается механической обработке в результате жевательных движений. Жевание осуществляется боковыми движениями нижней челюсти то на одной, то на другой стороне. Жвачные лишь слегка разжевывают его и проглатывают. Свиньи тщательно жуют корм, раздавливая плотные части. Слюнные железы выделяют в ротовую полость слюну, которая содержит ферменты альфа-амилазу, альфа-глюкозидазу. Под действием ферментов углеводы превращаются в глюкозу. В течение суток у лошади отделяется до 40 л слюны, у крупного рогатого скота — 90— 190 л, у овец — 6—10 л. Слюна содержит 99 — 99,4% воды и 0,6 — 1% сухих веществ. В желудке под действием ферментов, содержащихся в желудочном соке, происходит расщепление питательных веществ. Ферменты протеазы расщепляют белки, липазы — жиры, а химозин действует на молочный белок казеиноген, превращая его в казеин, и тем самым створаживает молоко. У жвачных животных этот процесс происходит в сычуге. В рубце жвачных животных переваривается до 70% сухого вещества рациона, притом это происходит без участия пищеварительных ферментов. Расщепление клетчатки и других веществ корма осуществляется микроорганизмами (бактерии и инфузории). В тонком кишечнике под действием кишечного сока, желчи и поджелудочного сока завершается химическая обработка питательных веществ корма, поэтому преобладают ферменты, действующие на белки и углеводы. В толстом кишечнике пищеварение осуществляется главным образом за счет ферментов, принесенных из тонких кишок. В толстом кишечнике находится огромное количество бактерий (до 15 млрд. в 1 г содержимого), которые вызывают сбраживание углеводов и гниение белков. Под влиянием бактерий из остатков питательных веществ корма образуются кислоты и различные газообразные вещества: сероводород, двуокись углерода, метан, водород. Для процессов пищеварения в толстом кишечнике важное значение имеют бактерии, расщепляющие клетчатку, особенно у лошади. Толстые кишки являются и органами выделения: через их стенки выделяются минеральные и некоторые другие вещества. Задание 4Контрольные вопросы 1.Перечислите органы чувств 2. Перечислите отделы осевого скелета животных. 3.Назовите виды обмена веществ и энергии в организме животного. 4.Охарактеризуйте функции нервной системы, перечислите отделы. 5. .Охарактеризуйте физиологию пищеварения животных. ^ |