|
Скачать 0.66 Mb.
|
Приложение 2 Зарубежный опыт решения задач построения электронного правительства и оказания государственных услуг Содержание 1. Введение 4 1.1. Категории элементов ИТ-инфраструктуры электронных правительств стран Европейского Союза 4 2. Порталы государственных услуг и прочие системы доступа 5 2.1. Реализация порталов госуслуг для граждан 5 2.1.1 Принципы структуризации и доступа к услугам 5 2.1.2 Дополнительные возможности порталов госусуслуг для граждан 6 2.2. Портал госуслуг для бизнеса 6 2.2.1 Принципы структуризации и доступа к услугам 6 2.3. Связь с другими элементами ИТ-инфраструктуры 6 2.4. Дополнительные каналы доступа к порталам госуслуг 6 2.5. Системы пересылки электронных документов и почтовых сообщений между гражданами, бизнесом и органами власти 6 2.6. Сервисы электронных форм документов 7 2.7. Шлюзы оплаты госуслуг 7 3. Сетевая инфраструктура и центры обработки данных 8 4. Инфраструктура интеграции и пересылки электронных сообщений 8 5. Инфраструктура электронной идентификации и авторизации (eIdentification / eAuthentication) 10 5.1. Электронные карты, идентификационные номера и инфраструктура сервисов электронных карт и ЭЦП 10 5.2. Электронные паспорта 14 5.3. Карты, используемые для получения медицинских услуг 15 5.4. Система идентификации и единой точки входа в информационные системы для государственных служащих 15 5.5. Сервисы меток времени 16 6. Электронные закупки 16 7. Стандарты и архитектура в области электронного правительства и информационные системы, обеспечивающие их использование 17 8. Системы, ориентированные на повышение эффективности работы ведомств 20 8.1. Электронные архивы и управление документами 20 8.2. Системы управления знаниями 21 8.3. Электронная почта для государственных служащих 21 8.4. Службы каталога 22 9. Национальные учетные системы (регистры, кадастры и пр.) 22 10. Информационные системы для региональных и местных органов власти 22 11. Прочие системы электронного правительства 23 11.1. Геоинформационные системы 23 12. Информационные системы в области бюджетных (публичных) услуг 24 12.1. Информационные системы в области здравоохранения 24 12.2. Информационные системы в области законодательства 25 12.3. Охрана правопорядка 25 12.4. Образование 26 13. Эталонные модели описания ИТ-инфраструктуры электронного правительства 26 13.1. Эталонная модель аналитической компании Gartner 26 13.2. Эталонные модели зарубежных стран 29 Сингапур 29 Архитектура систем электронного правительства Колумбии 30 Архитектура информационных систем электронного правительства Эстонии 33 13.3. Эталонная модель Connected Government Framework 35 14. Зарубежный опыт классификации электронных государственных услуг 36 15. Заключение 41 1.ВведениеДанный анализ зарубежного опыта решения задач построения электронного правительства и оказания государственных услуг сосредоточен на информационных системах, создаваемых странами в рамках проектов электронного правительства и основан, в основном, на отчетах с описанием состояния дел с формированием электронного правительства в странах Европейского сообщества, опубликованных на сайте http://epractice.eu. В рамках данного обзора не ставилась задача перечисления всех систем, созданных во всех анализируемых странах, целью была идентификация всех наиболее значимых компонентов информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства. Сделана попытка обобщения этого опыта с точки зрения:
В отношении классификации элементов ИТ-инфраструктуры электронного правительства приведены примеры нескольких эталонных моделей, которые используются в ряде стран для представления целостной картины информационных систем электронного правительства. За рамками данного анализа:
Еще одно общее замечание состоит в том, что категоризация систем, которые отнесены к элементам ИТ-инфраструктуры электронного правительства, в данном обзоре не полностью совпадает с тем, что принято в документах системного проекта. ^ Стандартные отчеты о реализации электронных правительств в странах Европейского союза, опубликованные на сайте http://epractice.eu, рассматривают следующие основные элементы ИТ-инфраструктуры, которые были реализованы или предполагаются к реализации в данных странах:
Большинство стран ЕС реализовали национальные порталы предоставления электронных государственных услуг. При этом большинство стран пошло по пути раздельной реализации порталов госуслуг, ориентированных на две категории пользователей: граждан и бизнес-сообщество. В Великобритании ведутся работы по рационализации количества порталов, через которые государственные услуги доступны для граждан, с конечной целью иметь три основных:
Количество услуг, предоставляемых в электронном виде, варьируется. Ниже приведены цифры по некоторым странам:
В ряде стран реализованы дополнительные порталы электронного правительства для отдельных категорий граждан или по специальной проблематике, например:
|