Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии





Скачать 1.4 Mb.
Название Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии
страница 1/13
В.Т. Долгих
Дата 06.04.2013
Размер 1.4 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Омская государственная медицинская академия


Кафедра патофизиологии с курсом клинической патофизиологии


Ситуационные задачи и практические навыки


(пособие для студентов, изучающих патофизиологию)


Под редакцией профессора В.Т. Долгих


Рекомендовано Ученым советом ОГМА в качестве учебного пособия


ОМСК


УДК 616-092


Ситуационные задачи и практические навыки (пособие для студентов, изучающих патофизиологию) / Под ред. проф. В.Т. Долгих. - Омск: Изд-во Омской гос. мед. академии, 1998. - 115 с.


Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии.


В пособии, в соответствии с учебной программой, утвержденной МЗ РФ (1998 г.), содержатся в соответствии с тематикой практических занятий ситуационные задачи и практические навыки, решение которых направлено на достижение основной цели каждого занятия - выяснение основных закономерностей возникновения и течения того или иного патологического процесса, патологических реакций и патологических состояний, умение с позиций общей нозологии анализировать клинико-лабораторные проявления различной патологии у человека и животных. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов.


Коллектив авторов: В.Т. Долгих, В.И. Чесноков, Н.Н. Солодников, П.В. Яковлев,

И.Е. Матусов, Н.И. Таран, О.В. Корпачева, В.В. Русаков, А.Н. Золотов, О.А. Гугля


Рецензент - зав. кафедрой патофизиологии Тюменской медицинской академии профессор Э.Н. Баркова.


JSBN


 Омская медицинская академия.


Предисловие


В связи с утверждением новой учебной программы (1998 г.), переработкой и изданием учебников по патологической физиологии (Патологическая физиология // Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. - Томск: Изд-во ун-та, 1994; Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. - Элиста: Эсен, 1994.), открытием при кафедре курса клинической патофизиологии и функциональной диагностики (1996 г.) возникла необходимость создания подобного учебного пособия, которое призвано способствовать дальнейшему развитию клинического мышления и повышению качества подготовки будущих специалистов.

Пособие включает ситуационные задачи по вопросам общей нозологии, типовых патологических процессов и частной патофизиологии, а также анализные листы температуры, гемограммы, ЭКГ и т.д.

В основу учебного пособия положен опыт преподавания патофизиологии в Омской государственной медицинской академии, которой в 1997 году исполнилось 75 лет.

Замечания и предложения, направленные на улучшение пособия, авторы примут с благодарностью.


Зав. кафедрой патофизиологии,

профессор В.Т. Долгих

Оглавление


Болезнетворное действие факторов внешней среды 6

^ Болезнетворное действие на организм физических и химических факторов 7

Общий патогенез. Роль реактивности в патологии. 9

Общая нозология 11

Патология наследственности 13

Нарушение транскапиллярного обмена воды 15

Нарушения периферического кровообращения: аретриальная и венозная гиперемия, ишемия, стаз 16

НАРУШЕНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ: тРОМБОЗ, ЭМБОЛИЯ 18

ВОСПАЛЕНИЕ 19

Лихорадка 21

Аллергия 30

^ ПАТОЛОГИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА 32

НАРУШЕНИЯ БЕЛКОВОГО И ЛИПИДНОГО ОБМЕНА 34

Нарушения кислотно-основного состояния 36

Патофизиология опухолевого роста 38

ГипоксиЯ 39

Анемии и полицитемии 41

Лейкоцитозы и лейкопении 55

Лейкозы 62

Недостаточность кровообращения 68

Нарушение внешнего дыхания 71

Патофизиология пищеварения 72

Патофизиология печени 74

Желтухи 77

Патофизиология почек 81

Патофизиология эндокринной системы 82

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 85

Аритмии 87



^

Болезнетворное действие факторов внешней среды



Задача № 1. Больной К. доставлен в медицинский пункт. Отмечается гиперемия лица; пульс 130 мин-1, АД - 140/90 мм рт. ст. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела - 39О С. По свидетельству сопровождавшего, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение часа работал при температуре около 60О С и высокой влажности воздуха.

Какое нарушение теплового баланса имеет место в данном случае? Объясните механизмы учащения пульса при повышении температуры тела.


Задача № 2. Шофер в течение суток находился в автомобиле, занесенном снегом. Кожа побледнела, дыхание и пульс едва определялись. Артериальное давление - 70/40 мм рт. ст., температура тела (ректальная) - 30О С.

Какая фаза гипотермии наблюдалась у больного? Каковы механизмы описанных симптомов?


Задача № 3. У мальчика 10 лет после длительного пребывания на солнце с непокрытой головой появилось общее возбуждение, гиперемия лица, участился пульс, повысились артериальное давление и температура тела до 39О С.

Какое нарушение терморегуляции наблюдалось у мальчика? Чем отличается это нарушение терморегуляции от гипертермии? Каковы механизмы наблюдаемых патологических явлений?


Задача № 4. Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.

Что явилось причиной заболевания? Какие условия способствовали развитию заболевания?


Задача № 5. Больной 16 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии с термическим ожогом II степени (площадь ожога достигает 30 % поверхности тела). Сознание помрачено, АД - 80/50 мм рт. ст., пульс 120 мин-1, слабого наполнения, дыхание частое и поверхностное, температура тела - 37,7О С. Анализ крови: эритроциты - 5,5 х 1012 /л, Нb - 170 г/л, показатель гематокрита - 0,52 л/л, лейкоциты - 20 х 109 /л.

Каковы механизмы выявленных нарушений? Какой вид шока развился у больного? Каково значение гемоконцентрации, развившейся у больного?


^

Болезнетворное действие на организм физических и химических факторов



Задача № 1. Больной Л., 9 лет, в течение длительного времени наблюдал за работой электросварщиков. Доставлен в приемный покой с жалобами на ощущение жжения и “песка” в глазах, резко выраженную светобоязнь, слезотечение. Объективно: конъюнктива обоих глаз гиперемирована, отечна, выраженное слезотечение.

Как называется подобное поражение глаз? Чем оно вызвано? Каковы механизмы развития?


Задача № 2. Больная С., 26 лет, медсестра, доставлена машиной скорой помощи с пляжа, где провела не более получаса, с жалобами на сильную головную боль, сердцебиение, одышку, слабость, тошноту. Из анамнеза выяснено, что больная страдает порфирией (общее название наследственных болезней, обусловленных нарушением обмена порфиринов и синтеза гема). Объективно: состояние средней тяжести, на коже спины, груди, живота - ожоги I степени, температура тела - 37,7О С. Дыхание везикулярное, частота дыхания 36 мин-1. Тоны сердца приглушены, ритмичны, 100 мин-1.

Почему столь непродолжительное пребывание на пляже вызвало такие серьезные последствия? Как называется это явление? Какова его этиология? Какие факторы в данном случае способствовали развитию подобного состояния?


Задача № 3. Больной К., 43 лет, ликвидатор, во время ликвидации аварии на АЭС получил дозу облучения 2000 БЭР (20 Гр). В течение недели неуклонно прогрессировали тошнота, рвота, вздутие живота, кровавый понос, лихорадка. На восьмые сутки состояние значительно ухудшилось. При осмотре: состояние тяжелое, температура тела 39,8О С. Питание пониженное, кожные покровы сухие, дряблые, множественные точечные геморрагии. Дыхание жесткое, 40 мин-1. Тоны сердца глухие, неритмичные. АД 60/40 мм рт. ст. Живот резко вздут, кишечные шумы не выслушиваются. Стула не было последние 5 суток.

Общий анализ крови: Нb - 80 г/л; эритроциты - 2,5 х 1012 /л; лейкоциты - 1,6 х 10/л; лейкоцитарная формула: Б - нет; Э - нет; М - нет; Ю - 12 %; П - 23 %; С - 70 %; Л - 2 %; М -1 %. Тромбоциты - 40,0 х 10/л. Общий анализ мочи: цвет - красно-бурый; уд. вес - 1028; белок - ++; сахар - отр. В осадке: эритроциты на все поле зрения.

На девятые сутки наступила смерть при явлениях паралитической непроходимости кишечника, шока, выраженной дегидратации.

Поставьте диагноз. Объясните механизмы развития основных патологических процессов (шока, обезвоживания, паралитической непроходимости кишечника, сепсиса).


Задача № 4. Техник К., 26 лет, в течение нескольких часов находился в зоне аварии на АЭС. Экстренно доставлен в клинику с жалобами на тошноту, рвоту, головную боль, повышение температуры тела, общую слабость, сонливость. В течение следующих суток пребывания в стационаре отмечалось дальнейшее повышение температуры тела, лабильность пульса и АД с тенденцией к гипотензии, появление менингеальных симптомов, смена периодов сонливости и эйфории нарастающим помрачением сознания вплоть до сопора. В анализе крови нейтрофильный лейкоцитоз и лимфоцитопения.

Поставьте и обоснуйте диагноз. Объясните патогенез указанных симптомов.


Задача № 5. Водолаз Т., 26 лет, работая под водой в кислородном изолирующем аппарате, в силу необходимости вынужден был нарушить инструкцию и опуститься на глубину свыше 20 м. При этом у него внезапно развился приступ судорог с потерей сознания. Водолаз был быстро извлечен на поверхность и освобожден от снаряжения. Приступы судорог повторились еще несколько раз, затем были купированы противосудорожными средствами.

Объясните патогенез указанных симптомов. Как предупредить их развитие при глубоководных спусках?


Задача № 6. Физик Т., 35 лет, доставлен в клинику 5 дней назад с жалобами на головную боль, головокружение, тошноту и рвоту. В результате несчастного случая подвергся общему облучению гамма-лучами в дозе 200 БЭР (2 Гр). В настоящее время чувствует себя хорошо и никаких жалоб не предъявляет. В анализе крови лейкоцитопения, лимфоцитопения, резко снижено количество ретикулоцитов.

Какой период лучевой болезни имеется у больного в настоящее время? Как объяснить его жалобы при поступлении? Каков механизм изменений со стороны крови, и к каким последствиям могут привести эти изменения?


Задача № 7. Больной Н., 32 лет, лечится в клинике по поводу острой лучевой болезни. Две недели тому назад в результате несчастного случая подвергся общему облучению потоком нейтронов (доза - 500 БЭР или 5 Гр).

При поступлении отмечались рвота, понос, головная боль, повышение температуры тела, эритема, колебания артериального давления и частоты сердечных сокращений. Через два дня наступило улучшение самочувствия, беспокоила лишь общая слабость. На 14-й день состояние больного вновь ухудшилось. Температура тела повысилась до 39О С, диагностированы пневмония, стоматит и гингивит. На коже и слизистых появились точечные кровоизлияния; в мокроте, моче и кале примесь крови. Отмечались олигурия, гиперазотемия. В анализе крови: эритроциты - 3,5 х 1012 /л; Нb - 70 г/л, ретикулоцитов нет, лейкоциты - 1,5 х 109 /л, тромбоциты - 25 х 109 /л.

Поставьте и обоснуйте диагноз. Каков механизм развития геморрагического синдрома, инфекционных осложнений и токсемии?


Задача № 8. Больной А., 40 лет, поступил в клинику с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, нарушение сна, головные боли, снижение аппетита, поносы.

Считает себя больным в течение последних 2 лет. Заболевание развивалось постепенно, без видимых причин. Последние 10 лет работал рентгенологом. Техникой безопасности нередко пренебрегал. Анализ крови: эритроциты. - 3,7 х 1012 /л, Нb - 85 г/л, ретикулоциты - 0,1 %, лейкоциты - 3,8 х 109 /л, лимфоциты - 14 %. В мазке много гиперсегментированных нейтрофилов.

Поставьте диагноз. Объясните механизм развития астенического синдрома, изменений со стороны системы крови и пищеварения.


Задача № 9. Рабочий К., 38 лет, через 30 мин после выхода из кессона ощутил зуд кожи и сильные колющие боли в мышцах голеней и в коленных суставах. Появились одышка и сердцебиение. Внезапно поступила слепота.

Поставьте диагноз. Объясните патогенез указанных симптомов. Укажите меры помощи больному и меры предупреждения подобных проявлений.


^ Задача № 10. Летчик В., 40 лет, поступил в госпиталь для определения годности к летной работе. С этой целью был подвергнут испытанию в барокамере. Через 5 мин после “подъема” на высоту 5000 метров стал жаловаться на головную боль, головокружение. Появились одышка, цианоз кончиков пальцев, лицо побледнело. АД повысилось со 120/70 до 130/75 мм рт. ст., пульс 120 мин-1, слабого наполнения. Внезапно пульс и частота дыхания стали урежаться, АД снизилось, испытуемый потерял сознание.

Назовите развившийся патологический процесс. Укажите его основной патогенетический фактор. Назовите и обоснуйте меры помощи пострадавшему.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Экзаменационные вопросы по дисциплине «патологическая физиология с курсом клинической патофизиологии»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «патологическая физиология с курсом клинической патофизиологии»
Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
«трансфузиология» разработана коллективом кафедры клинической трансфузиологии факультета послевузовского...
Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Экзаменационные вопросы по дисциплине «патологическая физиология с курсом клинической патофизиологии»

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Экзаменационные вопросы по дисциплине «патологическая физиология с курсом клинической патофизиологии»

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Фармакология
Вашему вниманию предоставляются лекции по фармакологии профессора Омской государственной медицинской...
Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Перечень экзаменационных вопросов по ортопедической стоматологии для студентов 4 курса стоматологического

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Учебно-методическое пособие составлено на кафедре хирургии с курсом эндоскопии (заведующий профессор

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Алгоритмы и примеры решения клинических задач по патофизиологии нарушений кислотно-основного состояния

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon Перечень вопросов для государственных экзаменов по ортопедической стоматологии для студентов 5 курса

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омской государственной медицинской академии icon И. Н. Денисов 17 апреля 2001 г
«анестезиология-реаниматология», разработан коллективом кафедры анестезиологии-реаниматологии факультета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы