|
Скачать 152.4 Kb.
|
Содержание
44 часа. Она состоит из 6Преподаватель высшей категории Н.Н.Еленина «основы биологической химии» Нуклеиновые кислоты. Обмен углеводов. Обмен липидов. Обмен белков. |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ АОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 46» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины « ОСНОВЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ» Профессия: «Лаборант- эколог» Срок обучения 1 год Ишим, 2009 ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА в соответствии с Предметной (цикловой) комиссией Государственными требованиями к Протокол № ___от _____________ минимуму содержания и уровню Председатель МК подготовки выпускников по Н.Н. Долганова специальности ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ Н. С. Кремнева АВТОР: преподаватель ПЛ № 46 Ю. С. Ширяева РЕЦЕНЗЕНТ: Н. Н. Еленина РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу предмета "Основы биологической химии для обучающихся по профессии НПО «Лаборант-эколог» Рабочая программа предмета "Основы биологической химии» составлена для учащихся по ПРОФЕССИИ "Лаборант химико-бактериологического анализа" и рассчитана на ^ тем и включает следующие разделы: " введение в биохимию", "химический состав клетки", "ферменты и гормоны", "витамины и антибиотики", "обмен веществ и энергии", "молекулярная генетика". Изучение биохимии начинается с изучения истории развития науки, биохимической структуры углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, белков. Выделяются учебные элементы по каждому из важнейших компонентов. О биохимическом строении ферментов, основам ферментативного катализа изучается в разделе: "ферменты и гормоны". Тема "Витамины и антибиотики" формируют у учащихся не только понятия о витаминах, но их строение рассматривается на более высоком уровне изучения. Обмен веществ, биохимическая энергетика - очень важная, емкая тема, играющая большую роль в понимании учащимися энергетических процессов, начиная с уровня микроорганизмов и заканчивая человеком. Затрагиваются вопросы взаимосвязи всех обменных процессов, что дает полную картину биохимического механизма обмена веществ и энергии. Молекулярная генетика в последнее время стала наукой, вызывающей большой интерес у обывателей. Раскрытие современных представлений об этапах биосинтеза - путь к пониманию молекулярной генетики. Методы создания новых генетических программ - важнейший вопрос биохимической науки. Большое значение: имеют знания связей с микробиологией, в теме обмен веществ и энергии прослеживается наиболее ярко реализация межпредметных связей. Лаборант химико— бактериологического анализа должен иметь правильные установки в начале свой профессиональной деятельности, с тем, чтобы в последующем развивать и совершенствовать свой знания и умения. ![]() ^ Пояснительная записка Предмет "Основы биологической химии» изучается обучающимися по профессии"Лаборант химико-бактериологического анализа" и рассчитан на 44 часа. Рабочая программа состоит из 6 тем и включает следующие разделы: " Введение в биохимию","Химический состав клетки", "Ферменты и гормоны", "Витамины и антибиотики", "Обмен веществ и энергии", "Молекулярная генетика". Изучение биохимии начинается с изучения истории развития науки, биохимической структуры углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, белков. Выделяются учебные элементы по каждому из важнейших компонентов. О биохимическом строении ферментов, основам ферментативного катализа изучается в разделе: "ферменты и гормоны". Тема "Витамины и антибиотики" формируют у учащихся не только понятия о витаминах, но их строение рассматривается на более высоком уровне изучения. Обмен веществ, биохимическая энергетика - очень важная, емкая тема, играющая большую роль в понимании учащимися энергетических процессов, начиная с уровня микроорганизмов и заканчивая человеком. Затрагиваются вопросы взаимосвязи всех обменных процессов, что дает полную картину биохимического механизма обмена веществ и энергии. Молекулярная генетика в последнее время стала наукой, вызывающей большой интерес у обывателей. Раскрытие современных представлений об этапах биосинтеза - путь к пониманию молекулярной генетики. Методы создания новых генетических программ - важнейший вопрос биохимической науки. Большое значение: имеют знания связей с микробиологией, в теме обмен веществ и энергии прослеживается наиболее ярко реализация межпредметных связей. Лаборант химико-бактериологического анализа должен иметь правильные установки в начале свой профессиональной деятельности, с тем, чтобы в последующем развивать и совершенствовать свой знания и умения. Содержание учебного предмета представляет связь с другими предметами: «Химия», «Биология». В процессе преподавания данного предмета используются методы учебного процесса: лекционно-семинарская система, лабораторно-практические занятия. Биохимия относятся к предметам естественно-научного цикла и имеют большое значение для воспитания и образования высококвалифицированных рабочих. Тематический план по предмету: Основы биологической химии Для обучающихся по профессии: Лаборант- эколог, группа ЛС.
Тематический план рассмотрен и утвержден на заседании МК Протокол № от 23 сентября 2010г Преподаватель Л. А. Тарута Председатель МК Е. В. Ваккер Основные требования к знаниям и умениям учащихся по биологической химии Учащиеся должны знать:
Темы лабораторно - практических занятии. 1 .Углеводы. 2.Свойства, классификация и функции белков. 3. Строение нуклеиновых кислот. 4.Механизм действия ферментов. 5. Биосинтез белка. 6. Взаимосвязь процессов диссимиляции в клетке. 7. Энергетически обмен. Дыхание. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету: ^ Тема 1. Введение в биохимию. Биохимия, ее цели и задачи. Возникновение биохимии. Определение биохимии. Объект изучения биохимии. Химические превращения соединений в процессе жизнедеятельности микроорганизмов. Структура биохимии. Основоположники отечественной биохимии. Связь биохимии с другими науками, краткий исторический обзор развития биологической химии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии современной биохимии(2). Тема 2. Состав и строение микроорганизмов на молекулярном уровне. Биохимия микроорганизмов. Структура клетки. Химический состав клетки, ее основные элементы, их классификация. Углеводы. Понятие об углеводах, их биологическое значение и роль в организме. Распространение углеводов в природе, их количественное содержание. Элементарный состав, химическое строение и классификация углеводов. Физико-химические свойства, методы определения и получения, углеводов(2). Липиды. Понятие о липидах и липоидах, их биологическое значение и роль в организме. Распространение в природе и количественное содержание. Понятие о резервном жире, его количество. Элементарный состав, химическое строение и классификация лигшдов и липоидов. Физико-химические свойства, методы определения и получения. Химические показатели жиров. Белки. Понятие о белках. Специфичность белков для каждого организма. Биологическое значение и роль белков в организме. Распространение в природе и их количественное содержание. Элементарный состав, химическое строение и классификация аминокислот. Физико-химические свойства белков и методы определения их. Понятие о нативном белке, о проце сах денатурации, высаливании. Амфотерные свойства белков. Биологическая классификация белков. Гидролиз белков. Первичная структура белков. Строение пептидной связи. Пептиды, их роль в организме. Значение первичной структуры. Вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Пространственная организация белковой молекулы. Классификация белков. Современное представление о биосинтезе белков. ^ Понятие о нуклеиновых кислотах, их биологи ческое значение и роль в организме. Локализация их в клетке. Классифика ция, строение, свойства, методы определения нуклеиновых кислот.(1) Этапы биосинтеза белков. Активизация аминокислот. Представление о транскрипции, роль ДНК, рибосомальных, матричных и транспортных РНК в синтезе полипептидных цепей. Представление о механизме трансляции. Биосинтез нуклеиновых кислот. Понятие о синтезе пуриновых и пиримидиновых мононуклеотидов и гена. Полинуклеотиды. Правила комплементарности пуриновых и пиримидиновых оснований в ДНК. Биосинтез через ацетил- КОА. Микробиологический синтез нуклеотидфосфатов. Консерватизм наследственного материала. Контроль за активностью генов(1). Тема 3. Ферменты и гормоны. Общие сведения о ферментах (энзимах). Понятие о катализаторах классификация. Ферменты-белковые биокатализаторы, их отличие от других видов катализаторов. Локализация ферментов в клетке. Ферменты в клетке(2). Химическая природа ферментов, их строение. Коферменты их строение, классификация. Строение апофермента. Понятие об активном центре фермента. Роль третичной структуры в организации активного центра Физико-химические свойства ферментов. Высокая эффективность деиствия ферментов. Понятие о теории катализа. Особенности ферментативного катализа. Сущность действия ферментов. Стадии ферментативного катали за. Специфичность ферментов. Виды субстратной специфичности. Понятие от активности фермента, ее определение. Ферментатаивная кинетика(1). Факторы, влияющие на скорость ферментативной реакции активность ферментов. Активаторы и ингибиторы. Классификация ферментов(2). Регулирование действия ферментов в клетке. Методы осуществления определения количества ферментов и его активности. Способы выделения ферментов и получения их в чистом виде. Гормоны(1). Тема 4. Витамины и антибиотики. Общая характеристика витаминов, понятие о них. Роль витаминов в организме. Классификация витаминов. Распространение витаминов в природе. Суточная потребность организма в витаминах(2). Химическая структура, коферментная функция вещества, получение витаминов. Значение витаминов. Антибиотики. Понятие об антибиотиках, химическое строение специфичность и активность действия антибиотиков. Механизм действия. Продуценты антибиотиков, методы получения антибиотиков(1). Тема 5. Обмен веществ, биохимическая энергетика. Понятие о метаболизме. Ферменты биологического окисления. Современная теория биологического окисления. Схемы путей биологического окисления. Роль кислорода в биологическом окислении (дыхании)(1). Биологический смысл дыхания. Сопряжение окислителеи с фосфолированием. Пути синтеза АТФ в клетке. Фотосинтез. ^ Переваривание ди- и полисахаридов. Всасывание моно- и дисахаридов. Подготовка и транспорт моносахаридов в микробную клетку. Потребление глюкозы микроорганизмами. Представление о путях метаболизма (распада) глюкозы. Окислительные превращения глюкозы. Анаэробный и аэробный процессы. Гликолиз и его биологическое значение. Распад гликогена. Спиртовое брожение и его отличие от гликолиза. Аэробное окисление глюкозы. Понятие об окислении углеводов в цикле трикарбоновых кислот. Энергетическая оценка аэробной и анаэробной фаз углеводного обмена. Метаболизм гликогена. Потребление углеводов микроорганизмами. Механизмы переключения потребления глюкозы с одного пути на другой. Включение других углеводов в процесс метаболизма. Роль гормонов в регуляции обмена углеводов у человека. ^ Переваривание и всасывание липидов. Понятие об эмульгировании. Синтез жиров в эпитетальных клетках кишечника. Обмен нейтральных жиров. Распад триглидеридов. Окисление жирных кислот. Конечные продукты распада жирных кислот. Использование углеводов (парафинов) микроорганизмами. Синтез жирных кислот и триглидеридов. Синтез и распад липоидов. Специфичность и устойчивость жиров и липоидов протоплазмы. Связь обмена липидов с обменом углеводов. Превращение углеводов в жиры. Роль гормонов в регуляции обмена липидов у человека. ^ Значение белков для живого организма. Биологическая ценность белка. Проблема белкового дефицита и развитие микробиологического синтеза. Динамическое состояние белков в организме. Понятие об азотистом балансе. Азотистое равновесие. Понятие об отрицательном и положительном азотистом балансе. Норма белков в питании человека. Переваривание и всасывание белков в желудочно-кишечном тракте. Представление о механизме действия на белки протелитических ферментов: пепсина, трипсина, хнмитрипсина. Рис щепление их до аминокислот. Основные пути использования аминокислот в живом организме: синтез белков, синтез биологически активных веществ (БАВ), распад амииокис-лот. Общие пути распада аминокислот. Дезаминирование аминокисл г его продукты. Биологическая роль переаминирования. Пути обезжиривания аммиака. Синтез мочевины. Декарбоксилирование аминокислот. Распад аминокислот. Представление об углеродном остатке аминокислот. Представление об энергетической функции аминокислот продукта распада белков(1). Синтез аминокислот микроорганизмами. Потребление азотосо-держащих компонентов среды микроорганизмами. Ферментативные механизмы потребления. Регуляция обмена веществ. Взаимосвязь обмена углеводов и жиров. Взаимосвязь обмена углеводов и белков. Взаимосвязь обмена белков и жиров. Основные принципы регуляции метаболизма у микроорганизмов. Регуляция активности ферментов и их синтеза. Репрессия конечным продуктом. Катаболитная репрессия. Регуляция обмена на уровне клетка. Регуляция субклеточных структур в процессе клеточного метаболизма. Тема 6. Молекулярная генетика. Изменчивость наследственного материала. Рекомбинантные ДНК-молекулы. Модификация и рестрикация ДНК. Антигены и антитела, получение и применение антител. Генноинженерные методы создания новых генетических программ(1). ЛИТЕРАТУРА 1.Ермолаев М.В. Биологическая химия - М: Медицина, 1983. 2.Филиппович Ю. Б. Основы биохимии.- М.: Высшая школа, 1985. 3.Тупикин Е. И. Общая биология с основами природоохранной деятельности: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования.-М. ИРПО; Изд. Центр «Академия.» 1999 4.Сарафанова Л.А. Применение пищевых добавок. Технические рекомендации .6 е изд., испр. И доп. -СПб: гаОРД 2005. -200с. 5.Рогожин В.В., Рогожина Т.В .Практикум по биохимии молока и молочных продуктов.- СПб.: ГИОРД, 2008.-224 с. Итоговый контроль Основы биологической химии Какую формулу имеет глюкоза, если в брутто-формуле п=6? К какому виду распада принадлежит название глюконеогенез? К каким группам карбоновых кислот принадлежат данные вещества: а) пальмитиновая кислота б) линоленовая кислота в) олеиновая кислота г) стеариновая кислота В каких отраслях промышленности применятся процесс этерификации? Какую роль играют ферменты ренин и каталазы? 6. Укажите значение амилазы, мальтазы, пепсина, липазы для организма человека. Как подразделяются гормоны по химическому строению? Как подразделяются витамины по растворимости в воде или жирах? Что такое антибиоз, антибиотики? Привести примеры антибиотиков. 10.Назовите различия в сущности процессов ассимиляции и диссимиляции в автотрофных и гетеротрофных организмах. 11 .В чём состоит биологическая роль световой фазы? Дайте определение термину «гуморальная регуляция». В каком случае происходит превращение глюкозы в гликоген и наоборот? 14.В синтезе каких веществ участвуют углеводы в организме человека и в растительном организме? 15.В чём отличие модификационной изменчивости от мутационной изменчивости? |