«Оренбургская государственная медицинская академия» icon

«Оренбургская государственная медицинская академия»





Скачать 0.53 Mb.
Название «Оренбургская государственная медицинская академия»
страница 1/2
Дата конвертации 07.04.2013
Размер 0.53 Mb.
Тип Автореферат
  1   2



На правах рукописи


ТРИШИНА

Светлана Павловна


ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА И ЕЁ РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ГИМНАЗИСТОВ И ШКОЛЬНИКОВ


14.02.01 – Гигиена


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Оренбург — 2011 г.

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.


^ Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Сетко Андрей Геннадьевич


Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Зулькарнаев Талгат Рахимьянович


доктор медицинских наук, профессор

^ Березин Игорь Иванович


Ведущая организация: Российский государственный

медицинский университет


Защита диссертации состоится « 2 » июня 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 208.066.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по адресу: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6; телефон (3532) 40-35-62; e-mail: [email protected]


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по адресу: г. Оренбург, Парковый проспект, 7 и на сайте http:www.orgma.ru - с авторефератом.


Автореферат разослан « 22 » апреля 2011 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета Соловых

доктор биологических наук, профессор Галина Николаевна


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность проблемы. Фундамент здоровья взрослого населения закладывается в детском возрасте, поэтому охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей (Тутельян В.А., 2004; Онищенко Г.Г., 2008).

Основная роль в системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, отводится организации питания детей и подростков (Истомин А.В., Мамчик Н.П., Клепиков О.В., 2001; Тутельян В.А. 2001, 2002; Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р., 2004, 2007; Полякова А.Н. и соавт., 2005).

Необходимость адекватного поступления отдельных нутриентов для созревания и оптимального функционирования различных органов и систем детей и подростков доказана многими научными работами (Истомин А.В. и соавт., 2005, 2007; Батурин А.К., Каганов Б.С., Шарафетдинов Х.Х., 2006; Королев А.А., 2006; Дюдяков А.А. и соавт., 2007; Рогов И.А. и соавт., 2007; Агафонов В.Н., 2009, Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю., 2009).

Проведенными исследованиями установлены связи между процессами формирования головного мозга, интеллектуальными характеристиками детей и сбалансированностью рационов по белковой составляющей, поступлением ω-3 полиненасыщенных жирных кислот и железа (Ткаченко Е.И.. Успенский Ю.П., 2005, Могильный М.П., 2008; Конь И.Я. и соавт., 2006, 2009), адекватным метаболизмом в тканях нервной системы и обеспеченностью углеводами, витаминами В1, В6, А, биотином, триптофаном, инозитом, метионином, глутамиловой кислоты (Спиричев В.Б., 2000; Davies M.B. et al., 1999; Murray R.K. et al., 1988; Devenyi T., Gergely J., 1974), физическим развитием и поступлением энергии и белка, ω-3 полиненасыщенных жирных кислот, витамина А, фолацина, карнитина, цинка и железа (Морозкина Т.С., 2002; Нетребенко О.К., Щеплягина Л.А., 2005; Циммерманн М., 2006; Ткаченко Е.И., Успенский Ю.П., 2005; Herschko C., 1996; Beard J.L., 2001; Gardner G.W. et al., 1977; Lozoff B. et al., 1991; Bruner A.V. et al.,1996; Pollit E., 1997; Ладодо К.С. и соавт., 2001).

Адекватное поступление полиненасыщенных жирных кислот, кальция, калия, натрия, магния, витамина С необходимо для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы (Калинин В.М., 1992, 2006; Barnes M.J., 1975; Pinnel S.R., 1985); поступление белков, углеводов, ПНЖК, витаминов А, Е, С, В1, В12, селена - пищеварительной системы (Нурмухаметова Е., 1998); обеспеченность белками, углеводами, кальцием, витаминами С, В6, Д, магнием - костно-мышечной системы (Коденцова В.М и соавт., 1991, 2002; Морозкина Т.С., 2002; Tinker D., Rucker R.B., 1985; Masse P.G. et al., 1995; Спиричев В.Б., 2001; Ашихмин И.А., 1997); поступление белков, железа, меди, витаминов А, Е, С, В6, В12, фолиевой кислоты - кроветворной системы (Подорожный А.П., 1982; Stuijvenberg M.E. et al., 1997; Насолодин В.В. и соавт., 1998; Волков Н.И. и соавт., 2000).

Обеспечение адекватного иммунного ответа организма у детей и подростков требует поступления соответствующего физиологическим потребностям количества белков, ПНЖК, витаминов А, Е, С, цинка и железа (Макаров В.Г. и соавт., 2005; Шилина Н.М., 2009; Levy J., 1998; McCowen K., Bistrian B., 2003), а для нормального состояния антиоксидантной системы - поступление витаминов В2, В12, В5, Вс, К1, А, Е (Макаров В.Г. и соавт., 2005; Dyall S.C., Michael-Titus A.T., 2008).

Особое внимание уделено оценке фактического питания, а также витаминной и минеральной обеспеченности рационов питания детей (Константинова О.В., Петрова В.Д. 2001; Дюдяков А.А., Рахманов Р.С. и соавт. 2001; Титов Е.И., 2002; Горелова Ж.Ю., 2002; Михалюк Н.С., 2004; Черкасова Л.В., 2007; Выдрина Т.В., 2008).

Имеются работы по оценке нутриентной обеспеченности организма учащихся общеобразовательных школ (Дюдяков А.А., Рахманов Р.С. и соавт., 2001; Коденцова В.М. и соавт., 2003; Хохлова Е.А. и соавт., 2003; Вржесинская О.А. и соавт., 2004; Горелова Ж.Ю., 2006; Синода В.А., Истомин А.В. и соавт., 2006; Корчин В.И. и соавт., 2008). Однако, работы по сравнительному анализу оптимальной обеспеченности нутриентами организма школьников и гимназистов с учетом различного уровня организации и интенсификации учебного процесса не выполнялись.

Имеются данные об особенностях питания отдельных групп детского населения в Оренбургской области (Сетко Н.П., Ларионова Г.Н., 2003; Сетко Н.П., 2003; Сетко Н.П., Малахова У.Г.. 2004, 2006; Нигматуллина Ю.Ф., Нотова С.В., 2005; Суетнова Ю.Ю., Сетко Н.П., 2006; Сетко Н.П. и соавт., 2008). Недостаточно изученным остается пищевой статус учащихся различных типов образовательных учреждений, не выяснен механизм влияния нутриентной обеспеченности на состояние пищевого статуса учащихся, обучающихся по различным образовательным программам. Недостаточно исследована возможность коррекции функционального состояния различных органов и систем учащихся с помощью фактора питания.

Для решения проблемы сохранения здоровья детей и подростков на территории 14 субъектов Российской Федерации, в том числе и в Оренбургской области, с 2008 года реализуется экспериментальный проект по совершенствованию организации питания учащихся общеобразовательных учреждений. В связи с этим необходимым звеном в системе мероприятий по охране здоровья детей и подростков является оценка состояния питания учащихся различных типов образовательных учреждений. Совершенствование организации питания в организованных детских коллективах является одной из приоритетных задач государственной политики Российской федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.10 г. №1873-Р.

Круг перечисленных нерешенных вопросов определяет актуальность и необходимость проведенного исследования.


^ Цель работы: Оценить фактическое питание школьников и гимназистов и определить его влияние на алиментарный статус, на основании чего научно обосновать и разработать систему мероприятий, направленных на рационализацию питания учащихся различных типов общеобразовательных учреждений.


^ Задачи исследования:

  1. Оценить уровень рациональности и адекватности питания учащихся различных возрастных групп гимназий и школ.

  2. Определить нутриентную обеспеченность организма гимназистов и школьников.

  3. Изучить алиментарный статус школьников и гимназистов путем определения индекса массы тела, антиоксидантного, биохимического статусов и функционального состояния центральной нервной, сердечно-сосудистой систем.

  4. Провести сравнительный анализ заболеваемости школьников и гимназистов в динамике за 3 года и определить структуру алиментарно-зависимых заболеваний.

  5. Исследовать состояние алиментарного статуса школьников и гимназистов после оптимизации питания в организованных коллективах.


^ Научная новизна. Показано, что нутриентная обеспеченность школьников и гимназистов различных возрастных групп определяет компенсаторно-приспособительные реакции у детей к условиям обучения.

Установлены достоверные различия в адекватности питания школьников и гимназистов. Оценена эффективность мероприятий, направленных на обеспеченность школьников и гимназистов рациональным и адекватным питанием при реализации экспериментального проекта по модернизации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.


^ Практическая значимость работы. Полученные данные по нутриентной обеспеченности школьников и гимназистов, приводящей к дисбалансу макро- и микронутриентов, снижению функционального состояния основных органов и систем, способствуют разработке управленческих решений по оптимизации системы питания в г. Оренбурге. Практическая ценность работы характеризуется обоснованием региональных физиологических норм потребления основных нутриентов и энергии для обучающихся различных типов общеобразовательных учреждений.


^ Внедрение результатов исследования в практику. По результатам исследования разработаны методические рекомендации «Физиологические потребности в основных питательных веществах гимназистов Оренбургской области» (Оренбург, 2011). Предложенные в нем практические рекомендации используются в работе Министерства образования Оренбургской области (акт внедрения от 31.01.2011 г.), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (акт внедрения от 21.10.2010 г.), комбината школьного питания «Подросток» (акт внедрения от 09.11.2010 г.).

Результаты исследований включены в программу преподавания раздела гигиены детей и подростков на педиатрическом, медико-профилактическом и последипломном факультетах в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (акт внедрения от 15.12.2010г.).


^ Апробация работы. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на международных, республиканских и региональных конференциях: XIV Всероссийском Конгрессе «Экология и здоровье человека» (Самара, 2009), XI Всероссийском конгрессе диетологов и нутрициологов «Питание и здоровье» (Москва, 2009), региональной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов Оренбургской области (Оренбург, 2010), научно-практической конференции с международным участием «Гигиенические и медико-профилактические технологии управления рисками здоровью населения в промышленно развитых регионах» (Пермь, 2010), V Российском форуме «Здоровое питание с рождения: медицина, образование, пищевые технологии» (Санкт-Петербург, 2010), II Конгрессе Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием (Москва, 2010), II Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине с международным участием (Москва, 2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 научных работ, среди них 5 работ в журналах, рекомендуемых ВАК.

^ Объём и структура работы. Диссертация изложена на 244 страницах машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, списка литературы. Работа иллюстрирована 91 таблицей и 78 рисунками. Библиографический указатель содержит 221 отечественных и 49 иностранных источников.

^ Связь работы с научными программами. Диссертационная работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласно плана НИР по комплексной программе (№ государственной регистрации 0120.0 809342).


^ Положения, выносимые на защиту:

  1. Питание школьников и гимназистов является нерациональным и неадекватным, поскольку не соблюдаются принципы количественной и качественной характеристики рациона, сбалансированности по отдельным нутриентам, а также рационы питания составлены без учета возраста и пола.

  2. Нерациональное и неадекватное питание приводит к недостаточной обеспеченности организма школьников и гимназистов витаминами, нарушению пищевого статуса учеников, что сопровождается изменениями функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, физического развития, снижению мощности антиоксидантной системы организма, что в свою очередь способствует росту алиментарно-зависимых заболеваний.

  3. Повышение обеспеченности организма школьников и гимназистов макро- и микронутриентами при оптимизации питания в рамках реализации проекта по совершенствованию организации школьного питания привело к повышению уровня умственной работоспособности, увеличению доли учащихся, имеющих удовлетворительную адаптацию, гармоничное физическое развитие и оптимальный пищевой статус, а также способствовала снижению доли алиментарно-зависимых заболеваний в общей структуре заболеваний.

  4. Питание гимназистов по сравнению со школьниками в большей степени является неадекватным возрасту, полу и учебной нагрузке, что характеризуется меньшим числом учащихся с нормальной работоспособностью, удовлетворительной адаптацией, гармоничным физическим развитием, меньшими средними показателями роста, массы тела и окружности грудной клетки, а также большей долей детей с выраженным снижением функциональных возможностей, в связи с чем необходима разработка отдельных рационов питания с увеличением содержания в них витаминов В2, В6, А, Е, полиненасыщенных жирных кислот, кальция, калия, хлора, йода, селена и фтора.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс современных гигиенических, эпидемиологических, физиологических, биохимических и статистических методов. Для выполнения поставленной цели было сформировано по две группы учащихся трех возрастных групп – младшего (7-11 лет), среднего (12-14 лет) и старшего школьного возраста (15-17 лет), главным различием между которыми является разный тип образовательного учреждения: 1 группа – учащиеся 16 общеобразовательных школ г. Оренбурга (n=451); 2 группа – учащиеся трех гимназий, участвующих в проекте по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях (n=345). Для обеспечения достоверности исследований численность выборки определялась по формуле Сепетлиева Д.А. (Д.А. Сепетлиев, под ред. А.М. Меркова, 1968).

На первом этапе проведена оценка фактического питания с определением пищевой, энергетической ценности и сбалансированности рациона на основании двухнедельных меню-раскладок с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов (Скурихин И.М., Тутельян В.А., 2008). Оценка пищевой ценности рационов осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 18 декабря 2008 года.

На втором этапе проведено исследование пищевого статуса путем определения физиологического статуса (функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, центральной нервной, дыхательной и костно-мышечной систем), оценено физическое развитие, биохимический и антиоксидантный статус.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся определялось по показателям артериального давления и данным вариационной пульсометрии с использованием автоматизированного кардиоритмографического комплекса ORTO Expert (Игишева Л.Н., Галеев А.Р., 2003) с определением исходного вегетативного тонуса, степени напряжения регуляторных систем, реакции сердечно-сосудистой системы на ортопробу, функциональных резервов организма.

Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) изучено с помощью вариационной хронорефлексометрии по методике М.П. Мороз (2001), реализованной в форме компьютерной программы, в основу работы которой положен статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции. Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей позволил рассчитать критерии, оценивающие различные стороны функционального состояния ЦНС: функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ), с определением интегрального показателя - умственной работоспособности. Полученные данные сравнивались с нормативными показателями вариационной хронорефлексометрии для здоровых детей 7-17 лет (Мороз М.П., 2003).

Физическое развитие школьников и гимназистов оценивалось по соматометрическим (рост, масса тела, окружность грудной клетки с расчетом индекса Кетле) и физиометрическим показателям (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти) по общепринятым стандартам ВОЗ и единым методикам в антропометрии (Баранов А.А., Кучма В.Р., 1999) при помощи центильного метода с использованием региональных центильных таблиц (Оренбург, 1993).

Для оценки биохимического статуса у 50 школьников и 50 гимназистов в возрасте 12-14 лет и 15-17 лет определялись водорастворимые (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, аскорбиновая кислота) и жирорастворимые витамины (ретинол, токоферол), показатели белкового и липидного обмена, уровень глюкозы и сывороточных аминотрансфераз.1

Обеспеченность организма учащихся аскорбиновой кислотой определяли методом визуального титрования реактивом Тильманса. Содержание тиамина, рибофлавина и пиридоксина в моче, а также витаминов А и Е в сыворотке крови определяли флюориметрическим методом на анализаторе «Флюорат-02-АБЛФ-Т». Уровень общего белка определялся методом, основанным на биуретовой реакции. Уровень альбумина определялся колориметрическим методом с бромкрезоловым зеленым (BCG) в кислой среде. Уровень мочевой кислоты определялся энзиматическим колориметрическим методом с уриказой и пероксидазой. Уровень общего холестерина и холестерина липопротеинов высокой плотности (ХС ЛПВП) определялся прямым энзиматическим колориметрическим методом с холестеролэстеразой и пероксидазой. Уровень триацилглицеридов (ТАГ) определялся энзиматическим колориметрическим методом с глицерофосфорной оксидазой. Уровень холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП) рассчитывался по формуле Фридвальда. Определение уровня глюкозы проводилось колориметрическим методом. Аспартатаминотрансфераза (АсАт), аланинаминотрансфераза (АлАт) определялись оптимизированным и модифицированным кинетическим методом, основанным на рекомендациях Международной Федерации Клинической Химии (IFCC), без активации фосфатом пиридоксаля. Уровень гамма-глутамилтрансферазы (ГГТ) определялся кинетическим методом с L-гамма-глутамил-три-карбокси-4нитроанилидом. Все исследования проводились на биохимическом анализаторе Vitalit 1000 с помощью коммерческих наборов фирмы CORMAY (Польша).

Исследование антиоксидантного статуса проводили путем оценки уровня свободнорадикального окисления и мощности антиоксидантных систем у 54 школьников и 60 гимназистов двух возрастных групп 12-14 и 15-17 лет методом хемилюминесценции цельной сыворотки крови по методике Фархутдинова Р.Р. (2002). Для исследования хемилюминесценции сыворотки крови отбирали кровь без ЭДТА и без гепарина. Интенсивность процессов перекисного окисления липидов оценивали по величине спонтанной и железоиндуцированной хемилюминесценции цельной сыворотки крови и отдельных фракций липопротеинов, а также по способности липопротеидов высокой плотности тормозить свободнорадикальное окисления в модельной системе фосфолипидов.

На третьем этапе проведен анализ заболеваемости школьников и гимназистов на основании данных отчетной формы № 112/У, полученных из медицинских карт истории развития ребенка, и данных углубленных медицинских осмотров в динамике за 3 года (2006 – 2008 гг.), на основании чего определена динамика и структура алиментарно-зависимых заболеваний. Статистическая обработка результатов исследований проводилась с использованием стандартных методов вариационной статистики, при этом вычислялись средние арифметические величины (М), среднеквадратичное отклонение (σ), средняя ошибка средней арифметической величины (m). Для выявления статистически значимых различий в сравниваемых группах были использованы параметрический критерий Стьюдента и непараметрический метод Манна-Уитни, угловой φ-критерий Фишера. Корреляционный анализ проведен с использованием методов Пирсона и Спирмена.

Для компьютерной статистической обработки применены программные средства: «Microsoft Office Excel» 2007 и универсальный статистический пакет «Statistica» версия 6.0 в среде Windows XP.


^ Результаты исследования и их обсуждение.


Оператором питания в общеобразовательных учреждениях выступает комбинат школьного питания «Подросток», осуществляющий производство готовой продукции и ее доставку на пищеблоки общеобразовательных школ и гимназий, которые работают по доготовочному типу. Рационы питания школьников и гимназистов не дифференцированы по возрастным группам 7-11 и 12-18 лет, при этом питание школьников и гимназистов осуществляется посредством единого меню.

В рамках реализации экспериментального проекта рационы питания были оптимизированы посредством увеличения энергетической ценности и содержания основных нутриентов в рационах питания школьников и гимназистов, что позволило приблизить их по отдельным показателям к нормам физиологических потребностей для некоторых возрастных и половых групп, но при этом достоверно установлено, что питание обучающихся осталось нерациональным и неадекватным (табл. 1).

При оценке рационов школьников и гимназистов определено их несоответствие принципу количественной характеристики рационального питания. Энергетическая ценность рационов питания превышала норму на 19,7% у детей в возрасте 7-11 лет, на 9,3% у девочек 11-14 лет, тогда как у юношей 14-18 лет на 13,3% было ниже рекомендуемой величины.

Выявлено, что не соблюдался принцип качественной характеристики рациона питания. Содержание белков в рационах превышало норму во всех группах, при этом максимальное превышение на 43,6% выявлено у детей в возрасте 7-11 лет. Содержание жиров превышало нормы на 10,6% у детей 7-11 лет, а у юношей 14-18 лет было ниже рекомендуемой нормы на 20,2%, а уровень полиненасыщенных жирных кислот (ω-6, ω-3) в рационах на 22% ниже рекомендуемых норм у юношей и на 9,4% у девушек 14-18 лет. Уровень углеводов на 13,7% превысил физиологическую норму у детей 7-11 лет и на 17,6% был ниже у юношей 14-18 лет, при этом содержание полисахаридов было ниже рекомендуемых норм потребления на 13,9% во всех возрастных и половых группах.

^ Таблица 1

Химический состав и калорийность рациона питания школьников и

гимназистов


Показатели

Фактическое потребление (М±m)

Физиологическая норма потребления **

7-11 лет

11-14 лет

14-18 лет

До оптимизации

Оптимизированное меню

мальчики

девочки

юноши

девушки

Энергетическая ценность рациона (ккал/сут)

1331,2±63,9

1507,9±29,7

1260

1500

1380

1740

1500

Белки, г

43,9±2,3

54,3±1,6

37,8

45

41,4

52,2

45

Жиры, г

39,7±2,1

46,5±1,8

42

45,25

46,2

58,2

45,25

ПНЖК, г

3,27±0,37

5,37±0,37*

4,15

4,95

4,55

6,88

5,93

Холестерин, мг

107,6±30,1

183,8±20,6

≤180

Углеводы, г

190,8±13,2

208,1±6,03

183

197,5

200,4

252,6

197,5

В т.ч.: полисахариды (клетчатка, пектин, гемицеллюлоза)

12,03±0,46

12,9±0,53

15-20

^ Макро- и микроэлементы

Кальций, мг

257,3±26,2

421,6±55,8*

660

720

Магний, мг

153,1±12,8

179,6±8,4

150

180

240

Фосфор, мг

610,3±31,9

798,1±22,4*

660

720

Калий, мг

500,5±151,8

1151,3±88,98*

540

900

1500

Натрий, мг

841,0±74,2

826,7±34,97

600

660

780

Хлориды, мг

1117,1±97,2

1307,2±33,1

1020

1140

1380

Железо, мг

9,0±0,8

12,7±1,5

7,2

9

10,8

Цинк, мг

5,6±0,3

8,2±0,28*

6

7,2

Йод, мг

0,05±0,02

0,04±0,005

0,072

0,078

0,09

Медь, мг

0,49±0,06

0,65±0,06

0,42

0,48

0,6

Селен, мг

0,002±0,001

0,005±0,0006

0,018

0,024

0,03

Хром, мкг

15,97±1,55

18,74±3,2

9

15

21

Фтор, мг

0,22±0,07

0,24±0,02

1,8

2,4

Витамины

Витамин А, мкг

156,28±22,73

164,81±0,01

420

780

875

780

Витамин В1, мг

0,60±0,08

0,73±0,03

0,64

0,78

0,88

0,78

Витамин В2, мг

0,56±0,06

0,75±0,04

0,72

0,88

1,08

0,88

Витамин С, мг

58,53±8,80

83,99±11,2*

36

42

36

54

42

Витамин В6, мг

1,13±0,08

1,71±0,09*

0,9

1,02

0,96

1,2

0,96

Витамин Е, мг

8,66±0,67

7,70±0,5

6

7,2

9

Ниацин, мг

8,24±0,93

11,08±0,6

9

10,8

12

10,8

Фолиевая кислота, мкг

74,68±5,20

99,45±3,7*

120

180

240

Пантотеновая кислота, мг

1,64±0,24

2,78±0,11*

1,8

2,1

3

2,4

Биотин, мкг

8,40±1,94

14,58±1,2*

12

15

30

Сбалансированность

Соотношение Б:Ж:У

1:0,9:4,3

1:0,9:3,8

1:1:4,8

Соотношение Са:Р

1:2,4

1:1,9

1:1

Соотношение Са:Mg

1:0,6

1:0,4

1:0,23

1:0,25

1:0,33

Белки:вит С

1:1,3

1:1,5

1:0,95

1:0,93

1:0,9

1:1

1:0,93

* - при сравнении меню до и после оптимизации

** - 60% от суточной потребности в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

Содержание кальция было ниже физиологической нормы на 36% у детей 7-11 лет и на 41,5% в остальных группах.

Содержание железа в рационах превышало рекомендуемую норму от 17,6% у девушек 14-18 лет до 76,4% у детей 7-11 лет. Рационы питания в 14-18 лет были дефицитны по содержанию магния на 25% и по калию на 23,2%, тогда как в 7-11 лет избыточны по содержанию магния на 19,7%, калия на 113,2% и по хлоридам на 28,2%. В возрастной группе 11-14 лет избыток калия составил 27,9%, хлоридов - 14,7%.Содержание фосфора и цинка превышало нормы во всех группах, при этом наибольший избыток выявлен у детей 7-11 лет на 20,9% и 36,7% соответственно. Избыток натрия и меди установлен для групп 7-11 и 11-14 лет, при этом максимальное превышение было в 7-11 лет - 37,8% и 54,8% соответственно. Рационы питания дефицитны во всех группах по содержанию йода на 44,4-55,6%, селена на 72,2%-83,3% и фтора на 86,6%-90%. Содержание хрома в рационе у детей 7-11 лет превысило физиологическую норму на 108,2%, в 11-14 лет - на 24,9%, тогда как в 14-18 лет выявлен дефицит на 10,8%.

Рационы питания школьников и гимназистов дефицитны по содержанию витаминов А, В1 и В2 во всех группах, при этом наибольшая недостаточность данных витаминов выявлена для юношей 14-18 лет на 81,2%, 17% и 30,6% соответственно. Количество ниацина превышало норму у детей 7-11 лет на 23,1%, и было меньше на 7,7% у юношей 14-18 лет. Содержание витамина С в рационе превышало нормы для исследуемых групп на 55,5%-133%, а витамина В6 на 42,5%-90%. Уровень в рационах витамина Е, пантотеновой кислоты и биотина в возрастной группе 14-18 лет меньше рекомендуемых величин на 14,4%, 7,3%-15,8% и 51,4% соответственно, тогда как в 7-11 лет выявлено превышение данных витаминов на 28,3%, 54,4% и 21,5% соответственно, а в 12-14 лет избыток пантотеновой кислоты составил 32,4%. Содержание фолиевой кислоты было ниже физиологической нормы во всех группах, при этом наибольший дефицит на 58,6% выявлен для учеников 14-18 лет.

Вместе с этим показано, что нарушена сбалансированность между белками, жирами и углеводами, кальцием и фосфором, кальцием и магнием, а также белком и витамином С во всех возрастных и половых группах.

Учитывая то, что биохимические показатели являются биомаркерами обеспеченности организма пищевыми веществами и позволяют выявить доклинические формы нарушения питания, оценены основные показатели биохимического статуса школьников и гимназистов.

Анализ обеспеченности организма витаминами выявил что, содержание рибофлавина в моче у школьников в возрасте 12-14 и 15-17 лет ниже физиологической нормы на 11,9% и 8,9%, тогда как у гимназистов на 15% и 16,4% соответственно, при этом уровень уринарной экскреции у школьников достоверно выше, чем у гимназистов (р<0,05), а процент гимназистов, имеющих дефицит витамина В2 больше в 12-14 лет на 10%, в 15-17 лет - на 16% (рис. 1. и рис. 2.).

Содержание витамина А в сыворотке крови школьников в возрасте 12-14 было ниже физиологической нормы на 26,7%, а в 15-17 лет - на 20% соответственно, тогда как у гимназистов – на 10% и 13,3% соответственно (рис. 3).

Выявлено, что у гимназистов в возрасте 12-14 лет имело место достоверно большая обеспеченность витамином А по сравнению со школьниками той же возрастной группы (р<0,05). Уровень витамина Е в сыворотке крови школьников и гимназистов 12-14 лет ниже физиологической нормы на 6,8%, тогда как в 15-17 лет -на 9,8% у школьников и на 15,5% у гимназистов (рис. 5).


^ Рис. 1. Уровень уринарной экскреции витамина В2 у школьников

и гимназистов (мкг/час)


Рис. 2. Распределение школьников и гимназистов в зависимости от обеспеченности витамином В2 (%)


норма



Низкое содержание жирорастворимых витаминов А и Е в сыворотке выявлено у большинства школьников и гимназистов (рис. 4 и рис. 6). При этом недостаточную обеспеченность витаминами А и Е в возрастной группе 12-14 лет имели на 23,3% и 7,5% больше школьников, тогда как в 15-17 лет - на 4,4% и 10,6% больше гимназистов.


Рис. 3. Обеспеченность школьников и гимназистов витамином А (мкг/мл)


Рис. 4. Распределение школьников и гимназистов в зависимости от

обеспеченности витамином А (%)


норма


норма


Рис. 5. Обеспеченность школьников

и гимназистов витамином Е (мкг/мл)


Рис. 6. Распределение школьников и гимназистов в зависимости от

обеспеченности витамином Е (%)


мкг/мл



Установлено, что низкий уровень уринарной экскреции пиридоксина имели на 14% больше гимназистов 12-14 лет и на 16% - 15-17 лет по сравнению со школьниками, тогда как недостаточную обеспеченность витамином С имели на 14% и 8% больше школьников данных возрастных групп.

Полученные данные об обеспеченности организма учащихся водо- и жирорастворимыми витаминами свидетельствуют о том, что у школьников и гимназистов имеет место гиповитаминозы А, Е, С, В2 и В6, что является следствием отсутствия их должного уровня и нарушении баланса между пищевыми веществами в рационах питания.

Выявлено, что средние значения показателей липидного обмена у школьников и гимназистов находились в пределах физиологической нормы, за исключением уровня липопротеидов низкой плотности, который превышал норму у школьников 12-14 лет на 35,1%, 15-17 лет - на 28,3%, у гимназистов 15-17 лет -на 10,4% (табл. 2).

^ Таблица 2

Показатели биохимического статуса школьников и гимназистов


Показатели

Физиологи-ческая

норма

школьники

гимназисты

12-14 лет

15-17 лет

12-14 лет

15-17 лет

Показатели липидного обмена

общий холестерин, ммоль/л

<5,19

5,01±0,18

4,87±0,2

4,61±0,22

4,22±0,19*

ТАГ, ммоль/л

0,4-1,86

1,03±0,07

1,21±0,09

1,5±0,17*

1,07±0,15

ЛПВП, ммоль/л

0,9-1,9

1,1±0,08

0,94±0,31

1,32±0,1

0,49±0,07

ЛПНП, ммоль/л

< 3,36

4,54±0,17

4,31±0,23

3,24±0,2*

3,71±0,22

ЛПоНП, моль/л

0,13-1,63

0,47±0,03

0,55±0,04

0,69±0,08*

0,49±0,07

Показатели углеводного обмена

глюкоза, ммоль/л

3,33-6,1

5,4±0,23

7,61±1,8

5,88±0,18

5,32±0,17

Показатели белкового обмена

общий белок, г/л

62-82

77,17±1,9

75,55±1,91

75,2±1,42

76,79±1,17

альбумин, г/л

37-55

57,08±1,71

55,83±2,04

55,61±1,01

54,1±1,26

мочевая

кислота

170-410

317,6±11,79

322,34±26,77

319,54±15,94

333,06±21,16

мочевина, моль/л

1,8-6,4

6,71±2,29

8,84±0,02

4,67±0,21

5,04±0,13

Показатели уровня аминотрансфераз

АсАт, ед/л

< 40

30,31±3,46

27,31±4,55

29,97±1,83

24,73±2,14

АлАт, ед/л

< 40

16,05±2,47

30,72±14,84

13,7±1,53

10,37±1,16

ГГТ, ед/л

7-50

17,86±1,6

47,25±19,94

18,91±1,28

18,07±0,8

*- р<0,05 при сравнении школьников и гимназистов в пределах возрастной группы


Повышенный уровень общего холестерина крови зарегистрирован у 48,3% школьников 12-14 лет и 30,4% - 15-17 лет, тогда как 36,8% гимназистов 15-17 лет имели показатели ниже нормы. Показатели ТАГ выше нормы имели 33,3% гимназистов 12-14 лет и 21,1% - 15-17 лет. Процент школьников 12-14 и 15-17 лет, имеющих повышенный уровень ЛПНП, больше на 53,1% и 20,4% по сравнению с гимназистами тех же возрастных групп.

Выявленные отклонения показателей жирового обмена, и в частности обмена холестерина, могут быть связаны с дефицитом в рационе детей ПНЖК, в первую очередь арахидоновой, эйкозопентаеновой и докозагексаеновой кислот, недостаточным или избыточным потреблением холестерина, дефицитом клетчатки, оказывающей гипохолестеринемическое действие, а также дефицитом селена и йода. Данные отклонения могут способствовать формированию алиментарно-зависимых заболеваний.

Содержание мочевины превышало норму у школьников 15-17 лет на 38%. При этом 18,7% школьников 15-17 лет имели уровень мочевины выше физиологической нормы, а 47,4% школьников 12-14 лет – ниже нормы. Процент учащихся в возрасте 12-14 лет, имеющих уровень мочевой кислоты, превышающий норму, больше среди гимназистов на 16,4%, тогда как с превышением общего белка в данной возрастной группе на 16,4% - среди школьников. Выявленные нарушения белкового обмена могут быть следствием активации обмена аминокислот и синтеза мочевины в печени из-за избыточного поступления белков с рационами питания. Данные отклонения белкового обмена впоследствии могут привести к увеличению нагрузки на почки, связанной с усиленным выведением ими конечных продуктов азотистого обмена, а также к нарушению обменных процессов, изменению кислотно-основного состояния и повышению возбудимости нервной системы.

Повышенные уровни АлАт и ГГТ имели 9,1% и 9,5% школьников 15-17 лет. Находящиеся в пределах физиологической нормы показатели уровня аминотрансфераз, наряду с практически полным отсутствием дефицита альбумина, свидетельствуют о нормальной белоксинтетической функции печени у школьников и гимназистов.

Полноценное функционирование механизмов антиоксидантной защиты у детей и подростков требует достаточного поступления природных пищевых антиоксидантов. Поэтому исследование мощности антиоксидантной системы школьников и гимназистов позволяет оценить обеспеченность их организма антиоксидантами.

При оценке уровня свободно-радикального окисления и мощности антиоксидантных систем установлено, что величина светосуммы медленной вспышки у школьников 12-14 лет составила 4,36±0,4 отн.ед., что достоверно выше по сравнению с гимназистами – 1,63±0,3 отн.ед, тогда как в 15-17 лет данный показатель составил у школьников 6,35±0,45 отн.ед., что достоверно меньше по сравнению с гимназистами – 9,35±0,68 отн.ед. (р<0,05). Величина быстрой вспышки, которая отражает более высокое содержание продуктов свободно-радикального окисления в сыворотке крови, у школьников 12-14 лет составила 2,82±0,44 отн.ед., что достоверно выше по сравнению с гимназистами – 0,6±0,04 отн.ед, тогда как в 15-17 лет данный показатель составил у школьников 3,83±0,43 отн.ед., что достоверно меньше по сравнению с гимназистами – 9,56±1,09 отн.ед. (р<0,05). Более высокие значения данных показателей у школьников 12-14 лет и гимназистов 15-17 лет свидетельствует о меньшей мощности антиоксидантных систем в данных группах, вызванной дефицитностью рационов по ряду природных антиоксидантов – витамина А, Е и В2,селена, ПНЖК и подтверждаемой наличием достоверной обратной коррелляционной связи между содержанием витамина Е в организме и показателями светосуммы и быстрой вспышки у школьников 12-14 лет (r=-0,83), а также между содержанием витаминов В2 и Е и и показателями светосуммы и быстрой вспышки у гимназистов 15-17 лет (r=-0,42; r=-0,87).Ослабление антиоксидантной защиты и неконтролируемое усиление процессов перекисного окисления липидов у учащихся может быть причиной увеличения болезней желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек, заболеваемости сахарным диабетом, заболеваний суставов различной этиологии.

Функциональное состояние центральной нервной системы и уровень работоспособности выступают интегральными показателями, позволяющими своевременно диагностировать недостаточное поступление в организм нутриентов, обеспечивающих биорегуляторную функцию, и ранние нарушения состояния здоровья.

При анализе данных вариационной хронорефлексометрии у школьников и гимназистов выявлено снижение по сравнению с физиологической нормой показателей, оценивающих различные стороны функционального состояния центральной нервной системы, за исключением УР у гимназистов 12-14 и 15-17 лет, а также УФВ у гимназистов 15-17 лет (табл. 3).

Таблица 3

Показатели функционального состояния центральной нервной системы у школьников и гимназистов различных возрастных групп

Показатели

Группы

Физиологическая норма

Возраст, лет

7-11

12-14

15-17

1

2

1

2

1

2

ФУС

(ед.)

А

4,02 ± 0,56

2,3±0,02

2,36±0,02

2,48±0,02

2,54±0,02**

2,58±0,03

2,65±0,02

Б

2,24±0,02

2,3±0,06

2,5±0,04

2,6±0,02

2,7±0,04*

2,73±0,03**

УР

(ед.)

А

1,27 ± 0,65

0,86±0,03

0,95±0,06

1,09±0,05

1,17±0,05

1,30±0,05

1,25±0,07

Б

0,8±0,09

0,89±0,13

1,3±0,11

1,3±0,07

1,6±0,1*

1,5±0,08

УФВ

(ед.)

А

2,62 ± 0,73

1,93±0,04

1,9±0,07

2,28±0,05

2,4±0,06

2,54±0,06

2,5±0,08

Б

1,9±0,09

1,7±0,19

2,5±0,12

2,5±0,08

2,9±0,12*

2,9±0,09

А – школьники; Б – гимназисты; 1 – до оптимизации меню; 2- после оптимизации меню

*- р<0,05 при сравнении школьников и гимназистов в пределах возрастной группы

**- р<0,05 при сравнении учащихся одного типа образовательного учреждения в пределах возрастной группы до после оптимизации меню


В сравнительном аспекте показатели ФУС, УР и УФВ в возрастной группе 7-11 лет были выше у школьников, тогда как в 12-14 и 15-17 лет - у гимназистов. Вместе с тем, несмотря на незначительное увеличение при оптимизации рациона усредненных данных у школьников и гимназистов 7-11 и 12-14 лет и достоверное увеличение в 15-17 лет, функциональное состояние ЦНС оценено как сниженное, что вероятно обусловлено недостаточной обеспеченностью организма основными нутриентами, необходимыми для адекватного метаболизма в тканях нервной системы, а в частности дефицитом в рационе полиненасыщенных жирных кислот, углеводов, витаминов А и В1. После внедрения оптимизированного меню процент учащихся со сниженным уровнем умственной работоспособности уменьшился у школьников 7-11 на 14,7%, 12-14 лет – на 11,4%, а у гимназистов 7-11 лет - на 18,5%. Вместе с тем, увеличился процент учащихся с существенно сниженной работоспособностью в 7-11 лет у школьников на 7,8%, а у гимназистов - на 22,4%.

При этом установлено, что процент учащихся, имеющих нормальный уровень умственной работоспособности, характерный для оптимального функционального состояния ЦНС, в возрасте 7-11 лет на 7,7% больше среди школьников. Процент учащихся со сниженным уровнем работоспособности больше среди школьников 7-11 лет на 7,2%, по сравнению с гимназистами. Существенно сниженный уровень работоспособности, для которого характерно глубокое торможение в ЦНС, в возрасте 7-11 лет имели на 14,9% больше гимназистов, что может быть обусловлено меньшей обеспеченностью в связи с повышенными потребностями гимназистов по сравнению со школьниками в α-глутамате, α-аспартате, витаминах А и В1 (рис. 7).


школьники

гимназисты


1 - до оптимизации меню 2 – после оптимизации меню


^ Рис. 7 Распределение школьников и гимназистов в зависимости от уровня

умственной работоспособности (%)


Важной составляющей оценки рациональности и адекватности питания является изучение адаптационных возможностей организма, поскольку их снижение происходит даже на начальных этапах недостаточности питания, когда имеются малые структурные изменения, а заметных функциональных нарушений не происходит.

Анализ данных, представленных на рисунке 8, свидетельствует о том, что после оптимизации рационов увеличилась доля школьников и гимназистов, имеющих удовлетворительную адаптацию и напряжение механизмов адаптации. Кроме того, доля учащихся с неудовлетворительной адаптацией и срывом адаптационных механизмов уменьшилась, за исключением гимназистов 7-11 лет, у которых увеличился процент детей со срывом адаптации, а также школьников и гимназистов 12-14 лет, у которых увеличился процент детей с неудовлетворительной адаптацией.

Доля школьников, имеющих удовлетворительную адаптацию, в 12-14 лет была достоверно выше, чем у гимназистов (р<0,05). Процент детей со срывом адаптации в 12-14 лет был выше на 8,3% у школьников, тогда как в 15-17 лет - на 9,2% у гимназистов. Неудовлетворительную адаптацию имели на 7,2% больше гимназистов в 12-14 лет и на 7% в 15-17 лет. Напряжение адаптации в 12-14 лет имели на 10,7% больше гимназистов, тогда как в 15-17 лет на 12,7% больше школьников.

Большинство школьников и гимназистов имели снижение функциональных резервов различной степени выраженности. При этом выраженное снижение имели на 11,7% больше гимназистов в 12-14 лет, а резкое снижение функциональных резервов - на 16,4% в 15-17 лет, чем школьников.

Увеличение количества гимназистов, имеющих неудовлетворительную адаптацию, а также выраженное и резкое снижение функциональных резервов по сравнению со школьниками, может быть обусловлено большим напряжением адаптационных механизмов на фоне недостаточного содержания в рационах питания калия, магния, кальция и полиненасыщенных жирных кислот.


школьники

гимназисты




1 - до оптимизации меню 2 – после оптимизации меню
  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Оренбургская государственная медицинская академия» icon «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному
Абдоминальный тип ожирения у детей и подростков как основной признак метаболического синдрома
«Оренбургская государственная медицинская академия» icon Мальабсорбция углеводов при ротавирусной инфекции у детей раннего возраста 14. 01. 08 педиатрия
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
«Оренбургская государственная медицинская академия» icon Клинико-параклинические проявления атеросклероза при ревматоидном артрите 14. 01. 22 ревматология
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
«Оренбургская государственная медицинская академия» icon Оценка антиоксидантного статуса и оптических спектров гемоглобина для диагностики клинических форм
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
«Оренбургская государственная медицинская академия» icon Экспериментальное обоснование сочетанного применения ципрофлоксацина с окситоцином для местного лечения
Работа выполнена в уран институт клеточного и внутриклеточного симбиоза Уро ран и гоу впо «Оренбургская...
«Оренбургская государственная медицинская академия» icon Н. А. Шнайдер Красноярская государственная медицинская академия мз РФ

«Оренбургская государственная медицинская академия» icon «Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская медицинская...
«Оренбургская государственная медицинская академия» icon И. А. Зайцева-Пушкаш Днепропетровская государственная медицинская академия

«Оренбургская государственная медицинская академия» icon Н. И. Генык Ивано-Франковская государственная медицинская академия

«Оренбургская государственная медицинская академия» icon Г. М. Корж Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина