Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” icon

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе”





Скачать 277.96 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе”
Дата24.04.2013
Размер277.96 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Лекции   6   часов                  Зачет  11 семестр

                            

Практические занятия   31  час

Самостоятельная работа 5 часов

Всего 42 часа

 

 

1.      “ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ”

 

1.1.            Цель преподавания дисциплины. Предмет изучения относится к профессиональным клиническим дисциплинам (ОПД.Ф.07). Профилактическая направленность отечественной медицины требует от врачей широкого применения физических упражнений  и других средств физической культуры в целях оздоровления населения, повышения его работоспособности, а также профилактики и лечения различных заболеваний. Принципиально важным в подготовке будущих врачей является знание основ лечебной физкультуры и спортивной медицины, как важных элементов немедикаментозной профилактики и лечения различных заболеваний.

1.2.            Задачи изучения дисциплины: а) исследовать физическое и функциональное состояние здорового и больного человека; б) изучить воздействие физической нагрузки на здоровый и больной организм человека; в) обучить студентов проведению врачебного обследования различных контингентов населения для допуска их к занятиям массово-оздоровительной физкультурой; г) изучить воздействие положения, движения, массажа и естественных физических факторов на организм человека; д) рассмотреть патологические состояния, связанные с дефицитом движения; е) изучить механизмы восстановления и компенсации нарушенных функций при различных заболеваниях; ж) освоить лечебную физкультуру и массаж, как методы неспецифической патогенетической терапии; з) обучить студентов назначению средств лечебной физкультуры на стационарном и поликлиническом этапах восстановительного лечения.

1.3.            Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения.

Студент должен знать:

1.      Организационную структуру работы врачебно-физкультурного диспансера;

2.      Организацию врачебно-физкультурной службы страны в целом.

Студент должен уметь:

1.      Использовать знания и умения, предусмотренные учебными планами по нормальной анатомии и физиологии, внутренним и хирургическим болезням, травматологии и ортопедии и др.

2.      Выявить:

-          клинические признаки основного заболевания, изменения в органах и   системах, ограничивающие работоспособность и активность больных.

-          отклонения в физическом развитии и наметить план их коррекции с помощью средств ЛФК.

3.      Выбрать и провести пробы с физической нагрузкой для оценки функционального состояния здорового и больного организма.

4.      Оценить:

-          результаты проб с нагрузкой, функциональных тестов (спироэргометрия, спирография, пневмотахометрия и др.)

-          адекватность применяемых физических нагрузок и эффективность лечения.

5.      Определить:

-          уровень физического здоровья на основании комплексной оценки физического развития и состояния кардиореспираторной системы.

-          двигательный режим больных; задачи лечебной физкультуры на стационарном и поликлиническом этапах реабилитации.

6.      Выбрать  и обосновать средства физической реабилитации в соответствии с заболеванием.

7.      Провести дыхательные упражнения (статические, динамические, тренирующие вдох и выдох, доли легкого, дренирующие упражнения).

8.      Составить комплекс упражнений лечебной гимнастики для стационарного больного при следующих заболеваниях:

-          инфаркте миокарда;

-          острой пневмонии, хроническом бронхите, эмфиземе легких, пневмосклерозе;

-          артритах, артрозах, остеохондрозе;

-          переломах костей конечностей;

-          в раннем послеоперационном периоде после полостных операций;

-          для женщин в период беременности и после родов.

1.4.    Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: нормальная анатомия мышечной, нервной и сосудистой систем, физиология, моторно-висцеральные рефлексы, патологическая анатомия и физиология, топографическая анатомия, фармакология, общая гигиена, детские болезни, хирургия, терапия, акушерство и гинекология, ортопедия и травматология, неврология, социальная медицина и организация здравоохранения.

 

2.           “СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ”

 

2.1.            Тематический план лекций.

№Темачасы1.Организация врачебно-физкультурной службы. Формы и методы контроля над функциональным состоянием человека.

Краткое содержание: Физиологические основы физических упражнений. Механизм действия физической нагрузки на организм. Основные формы и методы контроля над функциональным состоянием больного и здорового человека. Тестирование физической работоспособности. Заболевания и повреждения юных спортсменов при нерациональных занятиях физическими упражнениями, спортом.22.Основы реабилитации.

^ Краткое содержание: Виды, средства, принципы, этапы реабилитации. Показания к реабилитации. Реабилитационное обследование. Реабилитационный диагноз. Учет эффективности. Формы и методы контроля над функциональным состоянием больного и здорового человека..23.Лечебная физкультура при различных заболеваниях. Массаж в лечении и реабилитации.

^ Краткое содержание: Краткий исторический очерк развития лечебной физкультуры. Место лечебной физкультуры в поэтапном лечении больных с заболеваниями внутренних органов (стационар, поликлиника, санаторий). ЛФК как один из методов комплексного лечения больных. Взаимосвязь ЛФК с другими методами лечения. Механизм действия физических упражнений на организм здорового и больного человека. Основные принципы тренировки физическими упражнениями. Массаж в системе восстановительного лечения. Основные виды массажа и его влияние на организм. Показания и противопоказания к назначению массажа.2 

2.2.            Тематический план практических занятий.

№Тема и краткое содержаниечасы1.Задачи и содержание врачебного контроля за лицами, занимающимися физкультурой, спортом, ЛФК.Знакомство с работой по спортивной медицине и ЛФК во врачебно-физкультурном диспансере. Схема врачебного обследования лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Исследование и оценка физического развития, телосложения, особенностей опорно-двигательного аппарата; рекомендации по коррекции нарушений физического развития.42.Оценка функционального состояния организма.Функциональные пробы с физической нагрузкой. Специальные функциональные тесты. Определение физической работоспособности, составление медицинского заключения. Определение медицинской группы.

Врачебно-педагогические наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой, спортом, ЛФК.43.Поликлинический прием для допуска различных контингентов к занятиям физкультурой и спортом.

^ ПРОВЕРКА ПО ПЕРВОМУ МОДУЛЮ «Врачебный контроль в спорте и клинике 100 б.» (включает оценку за самостоятельную работу.)4

 

 4.Общие основы лечебной физкультуры.Организация лечебной физкультуры в стационаре и поликлинике. Оборудование зала для лечебной физкультуры. Порядок назначения лечебной гимнастики и оформление карты №42. Классификация физических упражнений с их демонстрацией. Учет эффективности занятий ЛГ. Врачебные наблюдения за проведением занятий ЛФК. Массаж. Основные приемы.

ПРОВЕРКА ПО ВТОРОМУ МОДУЛЮ «Организация службы ЛФК. (30 б.) Общие основы ЛФК. (40 б.) Массаж (30 б.)45.^ Лечебная физкультура в медицинской реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями(ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, пороки сердца). Клинико-физиологическое обоснование влияния физических тренировок на сердечно-сосудистую систему. ЛФК при инфаркте миокарда на стационарном и поликлиническом этапах реабилитации. ЛФК и массаж при гипертонической болезни, показания и противопоказания.36.Лечебная физкультура и массаж при острых и хронических заболеваниях  легких(острая пневмония, хронический бронхит, эмфизема легких, пневмосклероз, бронхоэктатическая болезнь). Клинико-физилогическое обоснование ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Степень двигательных возможностей и двигательные режимы. Особенности методики лечебной гимнастики. Показания к назначению. Массаж.27.Лечебная физкультура в неврологии, при заболеваниях органов ЖКТ, нарушениях обмена веществ.Основные задачи, формы и средства, составление программ восстановительного лечения. Показания и противопоказания к назначению.38.Лечебная физкультура при переломах костей конечностей и повреждениях сухожилий мышц. Основные принципы реабилитации. Иммобилизационный, постиммобил. и восстанов. периоды, основные цели, задачи и средства ЛФК и массажа. Гидрокинезитерапия, обучение и тренировка в ходьбе, трудотерапия, механотерапия.29.Лечебная физкультура в ортопедии(плоскостопие, сколиоз, остеохондроз позвоночника). Средства ЛФК: корриггирующие упражнения, разгрузка позвоночника, лечение положением, общеукрепляющая гимнастика. Задачи ЛФК при различных степенях сколиоза. Дефекты осанки. Средства и особенности методики ЛФК при дефектах осанки. Методики ЛГ при плоскостопии.210.Лечебная физкультура в полостной хирургии. Физическая культура во время беременности и в послеродовом периоде.

 Основные принципы лечебной физкультуры. Особенности ЛФК в пред- и послеоперационном периодах. Задачи лечебной физкультуры позднего послеоперационного периода в зависимости от характера, объема операции и особенности течения послеоперационного периода. Организация ЛФК в женской консультации и стационаре. Физкультура во время беременности

^ ПРОВЕРКА ПО ТРЕТЬЕМУ МОДУЛЮ «Частные методики ЛФК – 100 б.»3

  

2.3. Тематический план самостоятельной работы (5 часов).

Режим оздоровительной тренировки и его влияние на организм занимающегося. Факторы здорового образа жизни: сбалансированное питание, гигиена тела, общая физическая подготовленность, профилактика заболеваний, психоэмоциональная регуляция.

Проведение индивидуального медицинского обследования и составление индивидуальной оздоровительной или лечебной программы.

Влияние занятий спортом на организм ребенка. Патологические состояния, встречающиеся при занятиях спортом у детей. Медицинское обеспечение спорта инвалидов.  Организационные аспекты врачебного контроля и медицинского обеспечения занятий в оздоровительных клубах (фитнесс-клубах).

Классификация допингов и антидопинговый контроль^ Форма контроля: тестовый контроль, заполнение карты обследования с составлением индивидуальной программы физических тренировок.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельных занятий:

Литература:

Медицинское обеспечение оздоровительной тренировки: Уч.-мет. пособие для самостоятельной работы студентов / Тахавиева Ф.В. – Казань: КГМУ, 2006. – 26с. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. - М.: Медицина, 1999.  Макарова Г.А. Спортивная медицина – М.: Советский спорт, 2002. Всемирный антидопинговый кодекс

Техническое обеспечение:

Весы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр – кистевой и становой,  угломер, сантиметровая лента. Велоэргометр, ступенька для степ-теста, тонометр, секундомер, фонендоскоп, кушетка медицинская Форма 061у. Пакет нормативных документов. Приказ МЗ РФ по допингам. 

^ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ И ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ

- МОДУЛЬ 1. Врачебный контроль в спорте и клинике - 100 б.

- МОДУЛЬ 2. Организация службы ЛФК. Общие основы ЛФК. Массаж  100б.

- МОДУЛЬ 3. Частные методики ЛФК – 100 б.

- Итоговое тестирование по дисциплине – 100 б.

 

3.            “УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ”

3.1.Основная литература: 1) Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 567с. 2) Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 565с. 3) Макарова Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2004. – 480с. 4) Спортивная медицина / под ред. В.А.Епифанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 335с.

3.2.Дополнительная литература: 1) Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. - М.: Медицина, 1999. 2) Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе, Л.А.Бутченко, А.Г.Дембо, 1984. 3) Ворлоу Ч.П., Деннис М.С., ван Гейн Ж. и другие. Инсульт. Практическое руководство для ведения больных. Пер. с англ. СПб., 1998. 4) Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М.И.Фонарева. – Л.:Медицина, 1983. 5) Медицинская реабилитация: Руководство для врачей / Под ред. В.А.Епифанова. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 328с. 6) Всемирный антидопинговый кодекс. 7) Спортивная медицина [электронный ресурс]: рук. для студентов и врачей / под общ. ред. В.Н. Сокрута и др. – Донецк, 2009.

3.3.Учебно-методическая литература: 1) Кинезиотерапия больных ДЦП / Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 1994.- 13 с. 2) Кинезиотерапия больных в раннем восстановительном периоде мозгового инсульта / Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 1994.- 12 с. 3) Реабилитация больных с основными заболеваниями нервной системы /Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 1997.- 99 с. 4) Паркинсонизм в таблицах, схемах и шкалах /Э.И.Богданов, З.А.Залялова. Казань, КГМУ, 1999.-26с. 5) Неврологические осложнения сахарного диабета. Ч.1. Диабетические нейропатии /Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 2000.- 25 с. 6) Применение рефлексотерапии при различных заболеваниях /З.А.Залялова. Казань, КГМУ, 2001.-26с. 7) Медицинское обеспечение оздоровительной тренировки: Уч.-мет. пособие для самостоятельной работы студентов / Тахавиева Ф.В. – Казань: КГМУ, 2006. – 26с. 8) Восстановительное лечение больных с неспецифической (первичной) поясничной болью: Методическое пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного профессионального образования / Р. А. Алтунбаев, Т. Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 46 с. 9) Физическая реабилитация и психологическая коррекция больных инфарктом миокарда на стационарном этапе: Метод. рек. для студентов факультета МВСО / Бахтиозин В.Ф., Микусев Ю.Е. – Казань: КГМУ, 2003.  – 25с. 10) Физическая реабилитация больных, страдающих ревматоидным артритом: Метод. рек. для студентов факультета МВСО / Бахтиозин В.Ф., Кабиров А.Р. – Казань: КГМУ, 2004.  – 21с. 

3.4.Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения – учебные таблицы, кистевые и становые динамометры, спирометры, велоэргометр, угломеры, слайды по массажу и реабилитации больных гипертонической болезнью.

3.5.Программное и техническое обеспечение дисциплины.

Учебные видеофильмы по теме: реабилитация больных инсультом, реабилитация больных паркинсонизмом, ЛФК при прогрессирующей миодистрофии Дюшена, мануальная терапия, использование биологической обратной связи в профилактике и лечении артериальной гипертонии, вспомогательные (ассистивные) технологии в реабилитации.

 

^  “УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ”

№Тема лекцийТехническое обеспечение1.Организация врачебно-физкультурной службы. Формы и методы контроля над функциональным состоянием человека.Учебные таблицы2.Основы реабилитации.Учебные таблицы3.Лечебная физкультура при различных заболеваниях. Массаж в лечении и реабилитации.Учебные таблицы 

№Тема практических занятийТехническое обеспечение1.Задачи и содержание врачебного контроля за лицами, занимающимися физкультурой, спортом, ЛФК.Учебные таблицы. Весы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр – кистевой и становой,  угломер, сантиметровая лента. Форма 061у. Пакет нормативных документов.2.Оценка функционального состояния организма.Велоэргометр, ступенька для степ-теста, тонометр, секундомер, фонендоскоп, кушетка медицинская3.Поликлинический прием для допуска различных контингентов к занятиям физкультурой и спортом.

 Учебные таблицы. Весы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр – кистевой и становой,  угломер, сантиметровая лента. Форма 061у. Велоэргометр, ступенька для степ-теста, тонометр, секундомер, фонендоскоп, кушетка медицинская. Пакет нормативных документов. Приказ МЗ РФ по допингам.

 

 

 4.Общие основы лечебной физкультуры. Массаж.Зал ЛФК с соответствующим оборудованием, слайды по основным приемам массажа.5.Лечебная физкультура в медицинской реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниямиВесы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр – кистевой, становой,  угломер, сантиметровая лента, тонометр, фонендоскоп. Зал ЛФК с соответствующим оборудованием6.Лечебная физкультура при острых и хронических заболеваниях  легкихВесы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр – кистевой, становой,  угломер, сантиметровая лента, тонометр, фонендоскоп, велоэргометр, ступенька, кушетка.7. Лечебная физкультура в неврологии, при заболеваниях органов ЖКТ, нарушениях обмена веществ.Весы медицинские, ростомер, спирометр, сантиметровая лента, тонометр, фонендоскоп, велоэргометр, ступенька, кушетка. Зал ЛФК с соответствующим оборудованием8.Лечебная физкультура при переломах костей конечностей и повреждениях сухожилий мышц.Весы медицинские, ростомер, динамометр – кистевой, становой,  сантиметровая лента, тонометр, фонендоскоп, велоэргометр, ступенька, кушетка. Зал ЛФК с соответствующим оборудованием9.Лечебная физкультура в ортопедии

 Весы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр – кистевой, становой,  угломер, сантиметровая лента, тонометр, фонендоскоп, велоэргометр, ступенька, кушетка. Зал ЛФК с соответствующим оборудованием. Видеофильм – ассистивные технологии.10.Лечебная физкультура в полостной хирургии. Физическая культура во время беременности и в послеродовом периоде.Весы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр – кистевой, становой,  угломер, сантиметровая лента, тонометр, фонендоскоп, велоэргометр, ступенька, кушетка. Зал ЛФК с соответствующим оборудованием.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” icon12 часов Всего 20 часов «цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” iconСамостоятельная работа студента 166 часов (4,6 зачетных единиц) I. Цель и задачи дисциплины, ее место

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” icon1. «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” icon1. «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” iconI. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” iconПрактическая работа студентов (3 часа)
Занятие Определение, цели, задачи предмета. История развития диагностики. Основы этики и деонтологии....
Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” iconЛекций 62 часа Практических занятий 492 часа Самостоятельная работа 277 часов Факультатив 54 часа

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” iconЛекций: 28 часов Семинарских занятий: 14 часов Самостоятельная работа: 338 часов Экзамен: семестр

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” iconЦели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе

Самостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе” iconКурс 4, семестр VII лекции 10 (час) Практические занятия 24 (час) Всего 34 часа цели и задачи дисциплины

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы