Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе icon

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе





Скачать 112.86 Kb.
НазваниеЦели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе
Дата05.04.2013
Размер112.86 Kb.
ТипДокументы







  1. ЦЕЛИ И ЗАДАДАЧИ БИОХИМИИ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Биологическая химия (биохимия) – наука о природе и свойствах веществ, входящих в состав живых организмов, путях биосинтеза и использования этих веществ различными организмами в процессе жизнедеятельности.

Биохимия завершает цикл химических дисциплин и служит теоретической основой для изучения микробиологии, технической биохимии, специальных курсов по технологии молока и молочных продуктов, технологии мяса и мясных продуктов, хранению готовой продукции, биохимических основ рационального питания.

При наличии общих закономерностей химического строения и процессов обмена веществ у всех организмов, имеются и существенные различия. Поэтому студенты, специализирующиеся на переработке сырья животного происхождения, изучают общую биохимию с уклоном на биохимию животных.

Цель: формирование многофакторного мышления о структурно-функциональном единстве любого организма, организма и среды, о ведущей роли белков в этом единстве.

Биохимия базируется на знаниях неорганической, органической, аналитической, физической и коллоидной химии, физики, биологии и философии.

Задачи: формирование знаний о химическом составе живых организмов; о строении, структуре и свойствах белков, нуклеиновых кислот, ферментов, витаминов, липидов, и их роли в организме. О влиянии видовой наследственности и условий среды (кормления) на состав и качество молока и мяса. О потребностях организма человека в основных органических и неорганических веществах.

Биохимические превращения, происходящие в процессе хранения и переработки сырья животного происхождения или в готовой продукции можно понять только в сравнении с процессами протекающими в организме животных или под действием микроорганизмов.


    1. ^ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОХИМИИ

По окончании изучения курса студенты должны знать:

- основные понятия и термины биохимии;

- биологическую роль, пищевое значение, строение и свойства химических соединений входящих в состав тканей животного организма и его жидкостей;

- основные процессы обмена веществ и энергии;

- ферменты, их роль в процессах протекающих в живых организмах и при хранении и переработке различного сельскохозяйственного сырья и при хранении готовой продукции;

- роль биохимии в усовершенствовании технологических процессов для выработки более ценных продуктов;

уметь:

- организовать и провести биохимические анализы и исследования биологического сырья и готовой продукции;

иметь навыки:

- обнаружения в биологических объектах ферментов и определения их активности;

- применять полученные знания, умения и навыки для решения конкретных технологических задач и вопросов охраны окружающей среды.


^ 2. СОДЕРЖЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ЛЕКЦИОННЫЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ


№ темы

Наименование раздела (темы), их краткое содержание

Количество часов

Семестр

Примечание

2.1.1

Введение. Предмет и задачи курса биохимии. Связь с другими дисциплинами. Химический состав живых организмов. Структура и функции органелл клетки. Роль биохимии в подготовке инженеров-технологов пищевой промышленности.

2

6




2.1.2



Белки. Определение, содержание в организмах, роль в явлениях жизни. Строение и пространственная структура белковых молекул. Типы связей в молекуле белка. Пептиды и полипептиды. Полипептидная теория строения белков. Функции белков в организме.

Номенклатура и классификация белков. Простые и сложные белки, их группы и отдельные представители. Глобулярные и фибриллярные белки.

2


2



6


6










Физико-химические свойства белков. Молекулярная масса и размер молекул белков. Амфотерность и изоэлектрическая точка (ИЭТ). Растворимость и осаждаемость. Высаливание. Коллоидные свойства растворов белков. Денатурация белков и её роль в пищевых технологиях.

2

6




2.1.3.

Нуклеиновые кислоты. Химический состав, строение и биологическая роль. Нуклеотиды, их состав, номенклатура, свойства и роль. Нуклеозидди- и нуклеозидтрифосфаты, их строение и биологическая роль. Динуклеотиды. Строение и биологическая роль ДНК. Принцип комплементарности. Репликация. Строение и роль РНК. Виды РНК.

3

6




2.1.4.

Ферменты. Химическая природа и структура ферментов. Однокомпонентные и двухкомпонентные ферменты. Понятие об активном и аллостерическом центрах ферментов. Специфичность действия ферментов. Основные положения теории ферментативного катализа. Влияние температуры и рН среды на активность ферментов. Механизм активирования и ингибирования ферментов. Номенклатура и классификация ферментов. Характеристика классов, некоторых групп и отдельных представителей ферментов.

3


2

6


6




2.1.5.

Витамины. Общая характеристика, классификация и номенклатура витаминов. Жирорастворимые витамины А, Д, Е – химическая природа, физиологическая роль, пищевые источники. Провитамины. Водорастворимые витамины В1 , В2, В3, В5, В6, В12,

С – химическая природа, физиологическая роль. Пищевые источники.



6

Тема для самостоятельного изучения.

2.1.6.

Введение в обмен веществ в организме. Понятие об обмене веществ и энергии. Метаболизм. Анаболизм. Катаболизм. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза.

2

6




2.1.7.

Ферментативные превращения углеводов. Общая характеристика и классификация углеводов. Роль углеводов в организме и питании. Превращение углеводов в процессе пищеварения. Синтез лактозы и гликогена. Анаэробное окисление глюкозы в тканях. Гликолиз. Включение в гликолиз гликогена, дисахаридов и моносахаридов. Аэробное окисление глюкозы в тканях. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Цикл Кребса, его биологическая роль. Дыхательная цепь и окислительное фосфорилирование. Выход АТФ при окислении глюкозы в анаэробной и аэробной стадии. Брожение: молочнокислое и спиртовое. Эффект Пастера.

5

6




2.1.8.

Химия и обмен липидов. Определение и классификация липидов. Триацилглицеролы (жиры), их строение и свойства. Числа жира. Воска, фосфолипиды, гликолипиды, стероиды, их строение, свойства и роль в пищевой технологии. Роль в организме и питании. Переваривание триацилглицеролов и фосфолипидов. Роль желчных кислот в переваривании липидов. Внутриклеточный распад жира: гидролиз жира, окисление глицерола и жирных кислот. Выход АТФ при окислении жирных кислот. Биосинтез жира: синтез глицерол-3-фосфата, насыщенных жирных кислот, триацилглицеролов.

6

6




2.1.9.

Обмен азота. Норма белка в питании. Азотистый баланс. Физиологический минимум белка. Переваривание белков. Протеиназы и пептидазы пищеварительных соков. Гниение белков в кишечнике. Распад белков в тканях. Диссимиляция аминокислот в тканях. Дезаминирование и декарбоксилирование аминокислот. Дальнейшее превращение продуктов диссимиляции аминокислот. Синтез аминокислот в тканях. Аминирование и переаминирование (трансаминирование). Синтез белков. Транскрипция. Трансляция. Взаимосвязь обмена веществ в организме.

5

6






^ 2.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ


№ п/п

Наименование

Количество часов

№ соответствующей темы лекционного материала

Семестр

2.2.1.

Техника безопасности при работе в лаборатории биохимии. Строение, свойства, классификация и роль аминокислот в молекулах белков.

4

2.1.2.

6

2.2.2.

Цветные реакции на белки и аминокислоты.

4

2.1.2.

6

2.2.3.


2.2.4.

Количественное определение белка на основе биуретовой реакции. Метод Къельдаля (теоретически).

Хроматографическое разделение смеси аминокислот на бумаге.

4


4

2.1.2.


2.1.2.

6


6

2.2.5.

Коллоквиум № 1. Защита лабораторных работ.

4

2.1.1.

2.1.2.

2.1.3.

6

2.2.6.

Сравнение условий действия неорганических катализаторов и ферментов. Выделение ферментов и изучение специфичности их действия.

4

2.1.4.

6

2.2.7.

Изучение влияния температуры и рН среды на активность амилазы солода.

4

2.1.4.

6

2.2.8.

Определение активности каталазы.

4

2.1.4.


6

2.2.9.

Коллоквиум № 2. Защита лабораторных работ.

4

2.1.4.

2.1.5.

6

2.2.10.

Определение активности протеаз по Ансону.

4

2.1.4.

2.1.9.

6

2.2.11.

Спиртовое брожение.

4

2.1.7.


6

2.2.12.


2.2.13.

Коллоквиум № 3. Защита лабораторных работ.

Качественные реакции на витамины.

4


3

2.1.6.

2.1.7., 2.1.8.

2.1.4.


6


6



^ 3. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


Текущий контроль процесса обучения осуществляется в виде защиты лабораторных работ и коллоквиумов. Запланировано провести 3 коллоквиума, из них первый по темам 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3.; второй по темам 2.1.4., 2.1.5.; третий – 2.1.6., 2.1.7., 2.1.8., 2.1.9. Заканчивается контроль приёмом экзамена.


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


№ п/п

Библиографическое описание рекомендуемой литературы

Шифр библиотеки КемТИПП

Планируемое число студентов пользователей

Количество экземпляров выделяемое библиотекой на поток


4.1.1.


Основная литература

Основы биохимии: Учеб. Для студ. Биол. Спец. Ун-тов/ А.А. Анисимов, А.Н. Леонтьева, И.Ф. Александрова и др.; под ред А.А. Анисимова. – М.: Высш. Шк., 1986. – 551 с



577.1

0-75




120




120

4.1.2.

Филиппович Ю.Б. Основы биохимии: Учеб. Для биол. Спец. Пед. Ун-тов. – М.: «Агар», 1999. – 512 с.

577.1

Ф-53

120

8



4.1.3.

Дополнительная литература

Основы биохимии: Учеб. Пособие / А.П. Королёв. С.Б. Гридина. В 3-х частях. Кемерово: ч.1 – 1998. – 152 с.; ч.2 – 1999. – 82 с.; ч.3 – 2001. – 64 с.



577.1

0-75



120



Ч.1 -120

Ч.2 -120

Ч.3 -120

4.1.4.

Основы биохимии: Учеб. Пособие/ А.П. Королёв, С.Б. Гридина, Е.П. Зинкевич. Ч.4. Кемерово, 2004. – 92 с.

577.1

0-75

120

120

4.1.2.

Методические разработки кафедры

Сборник лабораторных работ: Биохимия. В.В. Шапкарин, А.П. Королёв, С.Б. Гридина, Е.П. Зинкевич. Кемерово, 2005. – 84 с.

577.1

Б-63

120

120

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе icon1. «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе icon1. «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе iconI. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе iconСамостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе”

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе icon12 часов Всего 20 часов «цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе iconСамостоятельная работа студента 166 часов (4,6 зачетных единиц) I. Цель и задачи дисциплины, ее место

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе icon«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения»

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе iconКурс 5 семестр Биохимия наука о качественном составе, количественном содержании и преобразованиях

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе iconЭкзаменационная программа по биохимии для студентов 2 курса факультета физической культуры в весеннем

Цели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе iconДанное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования в учебном процессе студентами

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы