Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета icon

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета





Скачать 499.48 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета
Дата10.02.2013
Размер499.48 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии


методические рекоменДАЦИИ

для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического

фаультета


Владикавказ -2010

Методические рекомендации предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3 курса стоматологического факультета по микробиологии полости рта.


Составители:

  • Л.Я. Плахтий – д.м.н., профессор, зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии;

  • А.Ч. Цховребов – к.м.н., ассистент кафедры микробиологии вирусологии и иммунологии.



Содержание:


Тема: 1. Особенности применения методов микробиологического исследования, стерилизации и дезинфекции

в стоматологии 4


ТЕМА: 2. Изучение резидентной микрофлоры полости рта, особенности забора исследуемого материала из полости рта, характеристика отдельных представителей резидентной микрофлоры 12


Тема 3: РОЛЬ МИКРОБНОЙ ФЛОРЫ В РАЗВИТИИ КАРИЕСА. 18


^ ТЕМА 4: ИЗУЧЕНИЕ МИКРОФЛОРЫ ПРИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЧЕЛЮСТНО - ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ. 24


Тема 5: Изучение микрофлоры гнойного отделяемого при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой

области. 27


Тема 6: Изучение роли отдельных представителей

резидентной микрофлоры полости рта при заболеваниях

пародонта 33


Тема 7: Роль микрофлоры полости рта в возникновении и развитии неспецифических стоматитов. Краткая характеристика возбудителей специфических стоматитов. Кандидомикоз полости рта. 40


Тема 8: Микробиологические аспекты имплантации зубов, применение антисептиков и антибиотиков при дентальной имплантации. 48


№ 9 Модульное занятие 54


№ 10. Итоговое занятие 59


Тема: 1. Особенности применения методов микробиологического исследования, стерилизации и дезинфекции в стоматологии


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1.Особенности микроскопического, бактериологического и серологического методов исследования при диагностике стоматологических заболеваний.

  1. Современные методы стерилизации и дезинфекции в стоматологии (ультразвук, УФ-гамма-лучи, лазер)

  2. Правила предосторожности от заражения инфекционными заболеваниями на приеме у стоматолога.

  3. Инструкции и нормативные документы по дезинфекции и стерилизации в стоматологии.



^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Методику проведения современных методов стерилизации в стоматологии.

  2. Методику проведения современных методов дезинфекции в стоматологии.

  3. Правила предосторожности от заражения инфекционными заболеваниями на приеме у стоматолога.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Проведение микроскопического исследования (по схеме) при диагностике стоматологических заболеваний.

  2. Проведение бактериологического исследования (по схеме) при диагностике стоматологических заболеваний.

  3. Проведение серологического исследования (по схеме) при диагностике стоматологических заболеваний.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.

  2. А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.

  3. А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.

  4. В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.

  5. Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.

  2. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.

  3. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ:


  1. Заполнить таблицу:


Таблица 1.

Характеристика методов стерилизации в стоматологии





Метод

Аппарат

Режим

Надёжность и показания

Объекты

стерилизации

1.

Паром под

давлением













2.

Сухим жаром













3.

Газовая

стерилизация.













4.

Химическая

стерилизация.













5.

Ультразвуком.













Б.

Уф и гамма-лучами













7.

Лазером
















  1. Заполнить таблицу:


^ Методы и средства дезинфекции различных изделии (объектов)

медицинского и другого назначения, после обслуживания

(обследования) больного СПИД

Таблица 2.



^ Наименование изделия

(объекта)

Дезинфицирующий агент

Концентрация

р-ра в %

Экспозиция

в мин.

Способ

обработки

1

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Поверхность лабораторных столов













2.

Пипетки, пробирки, меланжеры, предметные и покровные стекла,

отекла электрофореза, куковские пластины, стаканы и др. лабораторные изделия (стекло)













3.

Шприцы, иглы, зонды,

катетеры













4.

Зеркала (зубные, гортанные, носоглоточные













5.

Отходы крови (сгустками крови, сыворотка.













6.

Шпатели

деревянные

металлические















САМОКОНТРОЛЬ:





Вопрос

Варианты ответа



^ Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение на/в объектах патогенных микробов называется


а) асептика

б) антисептика

в) дезинфекция

г) стерилизация

д) тиндализация




^ Пастеризацию с последующим быстрым охлаждением проводят в следующем режиме:


а) при t 100С в течении 30 секунд

б) при t 65-95С в течении 2-30 минут

в) при t 35-55С в течении 60 минут

г) все ответы верны




^ Если средство обладает моющим и антимикробным свойствами, то:


а) допускается совмещение дезинфекции и предстерилизационной отчистки

б) дезинфекция и предстерилизационная отчистка должны проводиться раздельно

в) данное средство может использоваться только для очистки

г) данное средство может использоваться только для дезинфекции




^ Расположите в правильной последовательности последовательность процессов:


а) предстерилизационная очистка àстерилизация

б) предстерилизационная очистка àстерилизацияàдезинфекция

в) предстерилизационная отчисткаàдезинфекцияàстерилизация

г) дезинфекция à предстерилизационная очистка àстерилизация




^ При дезинфекции изделий медицинского назначения кипячением в дистиллированной воде с 2% двууглекислым натрием (содой) экспозиция составляет:


а) не менее 5 минут

б) не менее 10 минут

в) не менее 15 минут

г) не менее 40 минут




^ Для дезинфекции изделий из металлов, контаминированных бактериями туберкулёза используют:


а) 5% раствор хлорамина, время экспозиции 240 минут

б) 3% раствор хлорамина, время экспозиции 60 минут

в) 1% раствор хлорамина, время экспозиции 30 минут




^ Стерилизация это комплекс мероприятий направленных на:


а) уничтожение на объектах конкретных видов микробов

б) предотвращение попадания микроорганизмов в рану

в) полное обеспложивание объектов от всех видов микробов

г) уничтожение вирулентных видов микробов




^ Для уменьшения вероятности токсических и токсико-аллергических реакций у персонала предпочтительнее использовать дезинфекцию путём:


а) орошения

б) погружения

в) аэрозольной обработки




^ Установите соответствие морфологии и окраски с группой анаэробных бактерий:

а – спорообразующие Грам+ палочки

б – неспорообразующие Грам+ палочки

в – неспорообразующие Грам+ кокки

г – неспорообразующие Грам- палочки

1. Клостридии.

2.Пептострептококки

3. Эубактерии.

4. Бактероиды.



Установите соответствие вызываемой инфекции и вида возбудителя:

а – столбняк

б – газовая гангрена

в – кандидоз

г – фузоспирохетоз

1. Candida albicans

2. Clostridium tetani

3. Fusobacterium nucleatum

4. Clostridium novyi.




ТЕМА: 2. Изучение резидентной микрофлоры полости рта, особенности забора исследуемого материала из полости рта, характеристика отдельных представителей резидентной микрофлоры


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

  1. Симбиоз, этапы симбиоза.

  2. Полость рта как экологическая ниша организма.

  3. Основные представители резидентной микрофлоры полости рта, их свойства.

  4. Особенности забора исследуемого материала из полости рта (ротовая жидкость, зубная бляшка, содержимое десневого желобка, пародонтального кармана, кариозной полости, корневых каналов и др.).

  5. Механизмы формирования микробных ассоциаций в полости рта.

  6. Непостоянная микрофлора полости рта.

  7. Механизмы резистентности, действующие в полости рта.

  8. Лизоцим и другие бактерицидные факторы в ротовой жидкости.

  9. Секреторные иммуноглобулины класса А. Характеристика, их роль.

  10. Микробиоценоз полости рта.

  11. Механизмы коагрегации бактерий.

  12. Особенности состава микрофлоры в различных биотопах полости рта.



^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Методику проведения забора исследуемого материала из полости рта.

  2. Методику проведения различных методов микробиологической диагностики.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Приготовить мазок и окрасить его по Грамму.

  2. Провести бактериологическое исследование при стоматологических заболеваниях.



^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.

  2. А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.

  3. А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.

  4. В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.

  5. Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.

  2. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.

  3. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.



^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ:

  1. Какие особенности забора исследуемого материала из полости рта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Зарисовать в виде схемы морфологию основных резидентов полости рта:

1) анаэробных грам-положительных (пептострептококки, актиномицеты, пропиони- и эубактерии) и грам-отрицательных (вейлонеллы, бактероиды, фузобактерии, извитые формы);


2) аэробных и факультативно-анаэробных грам-положительных (стрептококки, стафилококки, Корине- и лактобактерии) и грам-отрицательных (нейсерии, псевдомонас),


САМОКОНТРОЛЬ:





Вопрос.

Варианты ответа:



^ К аэробным бактериям относятся:


а – имеющие ферменты гиалуронидазу и пероксидазу

б – не имеющие ферменты супероксиддисмутазу и оксидоредуктазу

в – имеющие ферменты супероксиддисмутазу и оксидоредуктазу

г – не имеющие ферменты гиалуронидазу и пероксидазу




^ Количественное соотношение резидентов в экологической нише определяется:


а – наличием у резидентов факторов инвазивности

б – наличием у резидентов факторов инфективности

в – состоянием защитных сил организма

г – токсигенностью резидентов




^ После прорезывания зубов в полости рта появляется значительное количество:


а – нейссерий и гемофиллов

б – бацилл и клостридий

в – лактобактерий и коринебактерий

г – бактероидов и извитых форм




^ Примерная структура микробиоценоза полости рта:


а – стафилококки – ½, стрептококки – ¼, дифтероиды – ¼

б – стрептококки – ½, вейллонеллы – ¼, дифтероиды – ¼

в – бактероиды – 1/3, вейллонеллы – 1/3, стрептококки – 1/3

г – стафилококки – ¼, кишечная палочка – 1/8, дифтероиды – ¼, стрептококки – ¼, вейллонеллы – 1/8




^ В составе микрофлоры детей доминируют:


а – бактероиды, фузобактерии и актиномицеты

б – лактобактерии, нейссерии и коринебактерии

в – бифидобактерии, спирохеты и стафилококки

г – бациллы, клостридии и спириллы




^ Для десневого желобка и лакун слизистой оболочки характерны следующие представители нормальной микрофлоры:


а – микроаэрофильные стрептококки, нейссерии, стафилококки

б – бактероиды, превотеллы, актиномицеты, фузобактерии

в – ротии, гемофиллы, ацинетобактерии и грибы

г – кишечная палочка, синегнойная палочка, бордетеллы




^ По типу дыхания бактероиды:

а) облигатные анаэробы

б) факультативные анаэробы

в) облигатные аэробы

г) факультативные аэробы

д) микроаэрофилы



^ Фактором токсичности у S. sanguis является:


а – наличие пилей и фимбрий

б – наличие адгезинов и факторов коагрегации с др. бактериями

в – наличие капсулы

г – наличие альфа- или бетта-гемолизинов




^ Установите соответствие токсинообразования и группы анаэробов:

а – образует экзотоксин

б – образует эндотоксин

в – образует споры

г – не образует споры


1. Bacteroides

2. Clostridium

3. Peptococcus

4. Fusobacterium




Установите соответствие вызываемой инфекции и вида возбудителя:

а – столбняк

б – газовая гангрена

в – кандидоз

г – фузоспирохетоз


1. Candida albicans

2. Clostridium tetani

3. Fusobacterium nucleatum

4. Clostridium novyi.




Тема 3: РОЛЬ МИКРОБНОЙ ФЛОРЫ В РАЗВИТИИ КАРИЕСА.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

  1. Особенности микрофлоры полости рта при кариесе зубов.

  2. Зубная бляшка. Механизм ее формирования. Локализация.

  3. Streptococcus mutans и его роль в возникновении кариеса.

  4. Экспериментальные подтверждения роли микробов в развитии кариеса.

  5. Роль местных факторов резистентности при кариесе. Вакцина для профилактики кариеса.

  6. Особенности забора материала из кариозной полости для проведения бактериологического метода исследования.



^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Методику забора исследуемого материала из кариозной полости для проведения бактериологического метода диагностики.

  2. Состав микрофлоры полости рта при кариесе зубов.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Провести забор материала из кариозной полости.

  2. Провести бактериологическое исследование при кариесе зубов.

  3. Приготовить мазок и окрасить его по Граму.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.

  2. А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.

  3. А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.

  4. В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.

  5. Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.

  2. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.

  3. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ:

  1. Методика забора материала при кариесе для бактериологического метода исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Микрофлора при кариесе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Роль микрофлоры в возникновении и развитии
    кариеса.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


САМОКОНТРОЛЬ





Вопрос

Варианты ответов.



^ Антагонистами кариесогенных бактерий являются:


а – ротии и актиномицеты

б – бактероиды и спирохеты

в – лактобактерии и бифидумбактерии

г – нейссерии и вейллонеллы




^ Кариесогенное действие бактерий в ночное время реализуется благодаря:


а – наличию лектинов клеточной стенки

б – продукции полимеразы

в – синтезу гликанов

г – образованию капсулы




^ Аэробными бактериями, являющимися антагонистами кариесогенной флоры можно считать:


а – нейссерии

б – вейллонеллы

в – гемофильную палочку

г – фузобактерии




^ Основным фактором инфективности у Str. mutans является:


а – образование гемолизина

б – адгезины клеточной стенки

в – декстраны, продуцируемые при утилизации сахарозы

г – молочная кислота




^ По данным ВОЗ группа кариесогенных микробов включает:


а – S. mutans, S. sanguis, Lactobacterium, Actinomyces

б – S. sanguis, Fusobacterium, Actinomyces, E. corrodens

в – S. mutans, S. sanguis, Bacteroides, R. dentocariosa, Neisseria

г – Lactobacterium, Bifidobacterium, Propionibacterium




^ С точки зрения возникновения кариеса антагонистами являются:


а – стрептококки и вейллонеллы

б – стрептококки и актиномицеты

в – стрептококки и бактероиды

г – грибы и спирохеты




^ Какие бактерии орального микробиоценоза и почему считаются фактором кариесогенности?

а – нейссерии, т.к. утилизируют кислород и снижают редокс-патенциал

б – вейллонеллы, т.к. утилизируют кислоты и повышают рН

в – лактобактерии, т.к. тормозят размножение стрептококков

г – коринебактерии, т.к. синтезируют витамин К, необходимый для размножения анаэробов



^ Факторами неспецифической резистентности ротовой жидкости являются:


а – циркулирующие иммуноглобулины

б – секреторные иммуноглобулины

в – миелопероксидаза слюны

г – Т-лимфоциты




Трансформация?

a. передача генетического материала при контакте бактериальных клеток разной "половой"направленности

b. восстановление поврежденной ДНК

c. передача генетического материала с помощью высокополимеризованной ДНК

d. передача генетического материала с помощью умеренных бактериофагов



Трансдукция?



^ ТЕМА 4: ИЗУЧЕНИЕ МИКРОФЛОРЫ ПРИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЧЕЛЮСТНО - ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ.


Модульное занятие


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

  1. Какие методы забора исследуемого материала используют при бактериологическом исследовании микрофлоры при пульпите и хроническом периодонтите?

  2. Какие условия являются обязательными при транспортировке материала от больного анаэробной инфекцией?

  1. Какова последовательность развития одонтогенной инфекции?

  1. Какие группы бактерий наиболее часто выделяются при хронических воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области?

  2. Какие группы бактерий наиболее часто выделяются при острых воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области?

  1. Методы культивирования анаэробных бактерий.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Основные представители микрофлоры полости рта при гингивите.

  2. Основные представители микрофлоры полости рта при пародонтите.

  3. Основные представители микрофлоры полости рта при стоматите.

  4. Основные представители микрофлоры полости рта при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Провести забор исследуемого материала при гингивите.

  2. Провести забор исследуемого материала при пародонтите.

  3. Провести забор исследуемого материала при стоматите.

  4. Провести забор исследуемого материала при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта.



^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.

  2. А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.

  3. А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.

  4. В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.

  5. Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.

  2. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.

  3. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ:

  1. Указать этапы бактериологического метода исследования гнойного экссудата с использованием техники анаэробного культивирования: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Охарактеризовать патогенез воспалительного процесса при заболеваниях ЧЛО:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполнить таблицу:

Таблица 3.

^ Этапы бактериологического исследования при воспалительных заболеваниях полости рта.




Исследуемый

материал

Описание результатов микроскопии

Графическое

изображение

1 этап










2 этап










3 этап










4 этап











Тема 5: Изучение микрофлоры гнойного отделяемого при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

  1. Методы изучения количественного и качественного состава микрофлоры десневого желобка и пародонтальных карманов.

  2. Основные представители резидентной микрофлоры при отсутствии патологии тканей пародонта.

  3. Особенности состава микрофлоры при гингивите.

  4. Особенности состава микрофлоры при пародонтите.

  5. "Пародонтопатогенные" микробы (Porpyromonas gingivalis, Prevotella melaninogenicus, Actinomyces naeslundii). Доказательства их участия в патогенезе заболевания.

  6. Иммунологические изменения (общие и местные), происходящие в ответ на бактериальные антигены и токсины.

  7. Современные методы лечения заболеваний пародонта в соответствии с последними научными данными.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Методику забора исследуемого материала при гингивите.

  2. Методику забора исследуемого материала при пародонтите.

  3. Современные методы лечения заболеваний пародонта.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Провести забор исследуемого материала из зубодесневого кармана.

  2. Провести забор исследуемого материала из пародонтального кармана.

  3. Проведение бактериологического метода диагностики при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.

  4. Приготовить мазок и окрасить его по Граму.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.

  2. А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.

  3. А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.

  4. В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.

  5. Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.

  2. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.

  3. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ:

  1. Методика забора исследуемого материала из десневого желобка и патологических десневых карманов для микроскопического и бактериологического методов исследования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


САМОКОНТРОЛЬ






Вопросы:

Варианты ответов:



^ Представителями облигатно-анаэробных бактерий полости рта являются:


а – стрептококки группы «сангвис», коринебатерии и ротии

б – энтерококки, актиномицеты и лактобактерии

в – превотеллы, порфиромонады, спирохеты и фузобактерии

г – стафилококк, синегнойная и кишечная палочки




^ Заболевания, непосредственной причиной которых являются резидентные микробы, называются:


а – токсикозами

б – инфекционными заболеваниями

в – микст-инфекциями

г – оппортунистическими заболеваниями




^ Специфическими факторами защиты, действующими в ротовой полости жидкости являются:


а – лизоцим и миелопероксидаза

б – компоненты комплемента и пропердин

в – гранулоциты и фибробласты

г – sIgA




^ Качественный состав ассоциации резидентов в различных участках организма определяется:


а – наличием ферментов агрессии

б – продукцией экзотоксинов

в – особенностями условий обитания в данной нише

г – наличием эндотоксинов




^ Основной метод обследования стоматологического больного:


а) рентгенологический

б) клинический

в) цитологический

г) лабораторный




^ Антибиотики группы макролидов применяют для лечения:


а – кандидоза полости рта

б – лептотрихиоза слизистой

в – пародонтита

г – возвратного афтозного стоматита




^ При бактериологическом исследовании гнойного экссудата при одонтогенных флегмонах и абсцессах наиболее часто выделяются:


а – Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis, Streptococcus pyogenes

б – Lactobacillus brevis, Bifidobacterium spp., Candida kefiri

в – Escherichia coli, Bacteroides fragilis, Pseudomonas aeruginosae

г –Prevotella melaninogenica, Fusobacterium nucleatum, Peptostreptococcus anaerobius




^ При транспортировке материала от больного с подозрением на анаэробную инфекцию необходимо соблюдать следующие требования:


а – поместить материал в транспортную среду и доставлять в охлаждённом состоянии

б – поместить материал в питательную среду и доставлять при температуре 37о С

в – поместить материал в сухой, стерильный флакон с бескислородной газовой смесью

г – поместить материал в питательную среду со стимуляторами роста анаэробов












Тема 6: Изучение роли отдельных представителей резидентной микрофлоры полости рта при заболеваниях пародонта


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Методы изучения количественного и качественного состава микрофлоры десневого желобка и пародонтальных карманов.

2. Основные представители резидентной микрофлоры при отсутствии патологии

тканей пародонта.

3. Особенности состава микрофлоры при гингивите

4. Особенности состава микрофлоры при пародонтите

5. Пародонтогенные микробы. Доказательства их участия в патогенезе заболевания

6. Иммунологические изменения, происходящие в ответ на бактериальные антигены и токсины

7. Современные методы лечения заболеваний пародонта в соответствии с последними научными данными.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Методику забора исследуемого материала при гингивите.

  2. Методику забора исследуемого материала при пародонтите.

  3. Современные методы лечения заболеваний пародонта.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Провести забор исследуемого материала из зубодесневого кармана.

  2. Провести забор исследуемого материала из пародонтального кармана.

  3. Проведение бактериологического метода диагностики при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.

  4. Приготовить мазок и окрасить его по Граму.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.

  2. А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.

  3. А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.

  4. В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.

  5. Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.

  2. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.

  3. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.



^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ:


  1. Этапы лабораторной диагностики кандидоза.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Заполнить таблицу:

Таблица 4.


^ Схема реакции агглютинации


Компоненты пробирок

1

2

3

4

5

6

7

1. Физ. р-р






















2. Исследуемая

сыворотка 1:40






















3. Клеточный антиген (диагностикум)






















^ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ






САМОКОНТРОЛЬ





Вопросы:

Варианты ответов:



^ На ортопантомограмме получают:


а) развернутое рентгеновское изображение в/челюсти

б) рентгеновское изображение височно-н/ч сустава

в) развернутое рентгеновское изображение н/ч

г) развернутое рентгеновское изображение в. и н/ч

д) развернутое рентгеновское изображение в/ч, н/ч и в.н./ч суст.




^ При определении подвижности зубов выделяют:


а) две степени подвижности

б) три степени подвижности

в) пять степеней подвижности




^ Возбудителями ювенильного пародонтита являются:


а – лептотрихии

б – стрептококки

в – актинобациллы

г – бифидобактерии




^ Характерной микробиологической особенностью гнойного периодонтита является преобладание:


а – стафилококковой флоры над стрептококковой

б – стрептококковой флоры над стафилококковой

в – данные микроорганизмы не играют ведущей роли

г – все ответы неправильные




^ По типу дыхания клостридии:


а – облигатные анаэробы

б – факультативные анаэробы

в – облигатные аэробы

г – факультативные аэробы

д – микроаэрофилы




^ Практическое применение реакции лизиса в стоматологической практике:


а. серодиагностика брюшного тифа – реакция Видаля,

б. серодиагностика бруцеллёза – реакция Райта, Хеддельсона,,

в. сероидентификация чистых культур бактерий на стекле

г. реакция иммобилизации - лизиса бледной трепонемы.




^ При транспортировке материала от больного с подозрением на анаэробную инфекцию необходимо соблюдать следующие требования:


а – поместить материал в транспортную среду и доставлять в охлаждённом состоянии

б – поместить материал в питательную среду и доставлять при температуре 37о С

в – поместить материал в сухой, стерильный флакон с бескислородной газовой смесью

г – поместить материал в питательную среду со стимуляторами роста анаэробов




^ Формы одонтогенной инфекции могут иметь следующую последовательность развития:


а – пульпитпериостит

периодонтитабсцесс или флегмона

б – пародонтальный абсцесс остеомиелитсепсис

в – периодонтитфлегмона

лимфаденитмедиастинит

г – пульпитпериодонтит

флегмона или абсцесссепсис




Тема 7: Роль микрофлоры полости рта в возникновении и развитии неспецифических стоматитов. Краткая характеристика возбудителей специфических стоматитов. Кандидомикоз

полости рта.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Особенности забора исследуемого материала для микроскопического и бактериологического исследования.

2. Особенности состава микрофлоры при неспецифических поражениях слизистой полости рта (хейлиты, глосситы, стоматиты), причины их возникновения.

3. Бактериальные инфекции и их проявление в полости рта (дифтерия, сифилис, гонококковый гингиво-стоматит, туберкулез)

4. Вирусные инфекции и их проявления в полости рта (герпес)


^ СДУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Методику забора исследуемого материала для микроскопического исследования при неспецифических поражениях слизистой оболочки полости рта.

  2. Методику забора исследуемого материала для бактериологического исследования при неспецифических заболеваниях слизистой оболочки полости рта.

  3. Современные методы лечения вирусных инфекций и их проявление в полости рта.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Провести забор исследуемого материала для микроскопического и бактериологического исследования при неспецифических поражениях слизистой оболочки полости рта.

  2. Проведение бактериологического метода диагностики при вирусных инфекциях и их проявлениях в полости рта.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.

  2. А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.

  3. А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.

  4. В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.

  5. Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.

  2. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.

  3. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.



^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ:

  1. Современные методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Дать сравнительную характеристику основных групп антибактериальных препаратов, которые используется в стоматологии. Оформить в виде таблицы, пользуясь пособиями и методическими рекомендациями.


САМОКОНТРОЛЬ






Вопросы:

Варианты ответов:



^ К вирусным заболеваниям слизистой оболочки полости рта относят:


а) герпес

б) сифилис

в) стоматит

г) гингивит




^ Возбудителем сифилиса является:


а) Prevotella melaninogenica

б) Treponema pallidum

в) Actinobacillus actinomycetemcomitans

г) Veillonella parvula




^ ВИЧ поражает:


а) моноциты

б) эритроциты

в) макрофаги

г) тромбоциты




^ Актиномицеты являются группой бактерий, с активизацией которых связывают развитие следующих заболеваний:


а – флегмоны и абсцессы челюстно-лицевой области

б – хронические воспалительные заболевания мягких и костных тканей

в – возвратный афтозный стоматит

г – остеомиелиты




^ Антибиотики группы макролидов применяют для лечения:


а – кандидоза полости рта

б – лептотрихиоза слизистой

в – пародонтита

г – возвратного афтозного стоматита




^ Этиологическими факторами одонтогенной инфекции являются:


а – вытеснение нормальной анаэробной флоры вирулентными аэробами, например, синегнойной палочкой

б – снижение редокс-потенциала тканей и активизация анаэробов

в – попадание спор анаэробных клостридий в рану из окружающей среды

г – попадание патогенной микрофлоры в рану




^ На второй стадии заболевания сифилисом применяют методы диагностики:


а) микроскопический

б) бактериологический

в) серологический

г) биологический




^ Операционные раны называются «чистыми» при выполнении хирургических вмешательств на голове и шее, если при операции нет контакта инструментов со


а – слизистой оболочкой полости рта

б – слизистой оболочкой придаточных пазух носа

в – кожей

г - слизистой носовых ходов




^ Установите соответствие токсинообразования и группы анаэробов:

а – образует экзотоксин

б – образует эндотоксин

в – образует споры

г – не образует споры


1. Bacteroides

2. Clostridium

3. Peptococcus

4. Fusobacterium




Установите соответствие вызываемой инфекции и вида возбудителя:

а – столбняк

б – газовая гангрена

в – кандидоз

г – фузоспирохетоз


1. Candida albicans

2. Clostridium tetani

3. Fusobacterium nucleatum

4. Clostridium novyi.




Тема 8: Микробиологические аспекты имплантации зубов, применение антисептиков и антибиотиков при дентальной имплантации.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

  1. Представители каких биотопов полости рта являются наиболее частыми возбудителями постимплантационных осложнений?

  2. Пути инфицирования зоны имплантации, связанные с контаминацией костного ложа имплантата и линий шва.

  3. Патогенез и клинические формы постимплантационных осложнений воспалительного характера.

  4. Забор материала для исследования при периимплантитах и остеомиелитах.

  5. Профилактика постимплантационных осложнений воспалительного характера.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Провести забор материала для микробиологического исследования при остеомиелитах ЧЛО.

  2. Характеристику микроорганизмов, являющихся наиболее частыми возбудителями постимплантационных осложнений.

  3. Определение антибиотикочувствительности.


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Провести забор материала на антибиотикочувствительность.

  2. Проведение бактериологического метода исследования (по схеме).

  3. Провести учет результатов.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.

  2. А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.

  3. А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.

  4. В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.

  5. Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.

  2. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.

  3. В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ:


1. Зарисовать:

а) превотеллы


б) пептострептококки


в) фузобактерии


САМОКОНТРОЛЬ





Вопросы:

Варианты ответов:



^ Антибиотики группы макролидов применяют для лечения:


а – кандидоза полости рта

б – лептотрихиоза слизистой

в – пародонтита

г – возвратного афтозного стоматита




^ Клиническими показаниями для периоперационной антибиотикопрофилактики являются:


а – протезирование

б – резекция альвеолярного отростка при хроническом остеомиелите

в – операции при переломах челюстей

г – удаление зубов




^ Антибиотик с целью периоперационной профилактики необходимо вводить:


а – не раньше, чем за 1 час до операции и не позже, чем за 30 мин

б – не раньше, чем за 3 часа до операции и не позже, чем за 30 мин

в - за сутки до операции

г – в день операции и в течение 3-5 дней после её завершения




^ Характерной особенностью одонтогенного остеомиелита является:


а – преобладание стафилококковой флоры над анаэробной

б – преобладание анаэробной флоры над стафилококковой

в – данные микроорганизмы не имеют решающего значения

г – все ответы неправильные



^ Фузобактерии – это:


а – Грам- аэробы

б – Грам+ аэробы

в – Грам- анаэробы

г – Грам+ анаэробы




^ По типу дыхания клостридии:


а – облигатные анаэробы

б – факультативные анаэробы

в – облигатные аэробы

г – факультативные аэробы

д – микроаэрофилы




^ Спирамицин (ровамицин) для периоперационной профилактики назначают в дозе:


а – 1,5 млн. ЕД, внутривенно за 3 часа

б – 0,5 млн. ЕД, внутримышечно за 30 мин

в – 1,5 млн. ЕД, в/м или в/в за 30 мин

г – 1 млн. ЕД, перорально за сутки




^ Практическое применение реакции лизиса в стоматологической практике:


а. серодиагностика брюшного тифа – реакция Видаля,

б. серодиагностика бруцеллёза – реакция Райта, Хеддельсона,,

в. сероидентификация чистых культур бактерий на стекле

г. реакция иммобилизации - лизиса бледной трепонемы.




^ Исследовательская работа №9

Модульное занятие


САМОКОНТРОЛЬ





Вопросы:

Варианты ответов:



^ При транспортировке материала от больного с подозрением на анаэробную инфекцию необходимо соблюдать следующие требования:


а – поместить материал в транспортную среду и доставлять в охлаждённом состоянии

б – поместить материал в питательную среду и доставлять при температуре 37о С

в – поместить материал в сухой, стерильный флакон с бескислородной газовой смесью

г – поместить материал в питательную среду со стимуляторами роста анаэробов




^ Формы одонтогенной инфекции могут иметь следующую последовательность развития:


а – пульпитпериостит

периодонтитабсцесс или флегмона

б – пародонтальный абсцесс 

остеомиелитсепсис

в – периодонтитфлегмона

лимфаденитмедиастинит

г – пульпитпериодонтит

флегмона или абсцесссепсис




^ При острых одонтогенных воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области наиболее часто выделяются:


а – стафилококки, пиогенный стрептококки

б – бактероиды, стафилококки

в – синегнойная и кишечная палочки

г – пептострептококки и пропионибактерии




^ Группа бактерий, с активизацией которых связывают развитие пародонтита относится к родам:


а – лактобактерий

б – превотелл

в – стафилококков

г – актиномицетов




^ Операционные раны называются условно-чистыми, если в процессе хирургического вмешательства происходит контакт инструментов с:


а – слизистой оболочкой полости рта

б – слизистой оболочкой придаточных пазух носа

в – кожей

г – гнойным экссудатом воспалительного очага




^ Характерной микробиологической особенностью гнойного периодонтита является преобладание:


а – стафилококковой флоры над стрептококковой

б – стрептококковой флоры над стафилококковой

в – данные микроорганизмы не играют ведущей роли

г – все ответы неправильные




^ Этиологическими факторами одонтогенной инфекции являются:


а – вытеснение нормальной анаэробной флоры вирулентными аэробами, например, синегнойной палочкой

б – попадание анаэробных микроорганизмов в рану

в – попадание спор анаэробных клостридий в рану из окружающей среды

г – нарушение микроциркуляции в тканях при травме




^ Практическое применение реакции лизиса в стоматологической практике:


а. серодиагностика брюшного тифа – реакция Видаля,

б. серодиагностика бруцеллёза – реакция Райта, Хеддельсона,,

в. сероидентификация чистых культур бактерий на стекле

г. реакция иммобилизации - лизиса бледной трепонемы.




^ Установите соответствие морфологии и окраски с группой анаэробных бактерий:

а – спорообразующие Грам+ палочки

б – неспорообразующие Грам+ палочки

в – неспорообразующие Грам+ кокки

г – неспорообразующие Грам- палочки

1. Клостридии.

2.Пептострептококки

3. Эубактерии.

4. Бактероиды.



Установите соответствие вызываемой инфекции и вида возбудителя:

а – столбняк

б – газовая гангрена

в – кандидоз

г – фузоспирохетоз

1. Candida albicans

2. Clostridium tetani

3. Fusobacterium nucleatum

4. Clostridium novyi.




10. Итоговое занятие


1. Проверка тетрадей

2. Выставление зачетов



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов IV курса
Тема №7 Ортопедическое лечение бюгельными протезами при частичном отсутствии зубов и заболеваниях
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов Vкурса стоматологического
Тема занятия: Анатомо-морфологические и физиолого-функциональные особенности внчс
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для преподавателей и для самостоятельной работы студентов 3 курса Vсеместру

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического фаультета iconМетодические рекомендации для преподавателей и для самостоятельной работы студентов 3 курса Vсеместру

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы