Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62





Скачать 141.03 Kb.
Название Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62
Дата 05.05.2013
Размер 141.03 Kb.
Тип Документы
Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося

Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. - № 7. - С. 56-62.


Носова Е. В.,

учитель биологии ГБОУ СОШ № 917


Пожалуй, нет человека, который был бы безразличен к своей внешности. Встречая человека, мы замечаем выражение его лица, состояние кожи, походку, осанку и составляем первое впечатление о возрасте, самочувствии, развитии мышц. Таким образом, происходит ориентировочная оценка его физического развития. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических особенностей строения тела, его размеры, функциональные возможности организма.

Физическое развитие человека отражает общие закономерности роста и развития. Починяясь биологическим законам, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает как наследственную предрасположенность, так и влияние внешних средовых факторов. Рост, масса, окружность тела и его пропорции во многом определяется его индивидуальным генотипом, являющимся внутренним фактором. Их темпы изменения в различные периоды жизни не одинаковы и идут в определенной последовательности. Однако целый ряд внешних факторов могут нарушить последовательность физического развития и вызвать необратимые последствия. К ним относятся: малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, не соблюдение режима дня и отдыха, вредные привычки, социальные условия жизни, экологические факторы.

Одним из основных методов антропологического исследования человека, позволяющим изучить морфологию его тела является антропометрия («antropos» - человек, «metreo» - измеряю) или соматометрия («soma» - тело; «metreo» - измеряю). Метод основан на измерении тела человека, его частей и анализе соотношений их размеров с целью установления особенностей физического строения. Метод антропометрии позволяет определить тип телосложения человека, изучить крепость его тела, выявить правильность осанки и плоскостопие. К антропометрии относят также антропоскопию («antropos» - человек, «skopeo» - осмотр) или соматоскопию («soma» -тело; «skорео» - смотреть) - совокупность методических приемов описания особенностей строения тела человека. Это качественная (описательная) характеристика форм частей тела, формы головы, черт лица, пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз и т.п., основанная на осмотре тела человека и анализе особенностей его морфологии.

Особенности телосложения определяют функционирование некоторых систем органов. Известно, что плоскостопие и неправильная осанка оказывают отрицательное влияние на здоровье. На основе антропометрических данных с учетом функциональной деятельности различных органов проводят самодиагностику состояния здоровья. Если в ходе антропометрических исследований выявляется отклонение параметров от нормы, то с помощью соответствующих упражнений и диеты можно произвести их коррекцию. Это особенно важно для тех, кто придерживается здорового образа жизни, занимается физической культурой.

Полученные показатели антропометрических данных заносятся в паспорт физического здоровья (ПФЗ). Внедрение ПФЗ в практику работы образовательных учреждений предусматривает введение ежегодного тестирования и определения уровня физической подготовленности учащихся. Основная цель введения паспорта здоровья - создание системы целенаправленной работы по физическому воспитанию учащихся в течение всех лет учебы. При этом решаются такие задачи, как: объединить усилия педагогического коллектива, медицинских работников, родителей в воспитании здорового и физически развитого подрастающего поколения; привить учащимся навыков физического самосовершенствования и самооценки состояния организма; сделать учащегося активным созидателем своего здоровья и работоспособности.

Для объективности оценки физического развития важно соблюдать условия проведения антропометрических исследований. Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов. Все измерения желательно производить в первой половине дня, через 2-3 часа после еды. Анализ антропометрических показателей – важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний. Поэтому умение правильно оценить полученные результаты измерений, может способствовать воспитанию у учащихся установки на здоровый образ жизни. Ниже представлена методика измерений наиболее

часто исследуемых антропометрических величин.

Рост стоя и сидя измеряется ростомером (рис. 1). При измерении роста стоя учащийся становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой. При измерении роста сидя учащийся садится на скамейку, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью.

Рис. 1 Измерение роста

Зная длину тела стоя (Р) и сидя (Рс), можно найти коэффициент пропорциональности (КП) тела или индекс скелии (ИС) по формуле:

ИС = х 100

В зависимости от величины ИС различают:

- брахискелию (короткие относительно тела конечности) – ИС < 84,9%;

- мезоскелию (пропорциональное развитие) – ИС от 85 до 89,9%;

- макроскелию (длинные относительно тела конечности) – ИС > 90,0%.

Измерение окружности грудной клетки идет в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания в паузе (ОКГп), при максимальном вдохе (ОКГвд) и максимальном выдохе (ОГКвыд). Измерение проводят сантиметровой лентой: при ее наложении испытуемый отводит руки в стороны, обследующий накладывает ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади, по среднегрудинной точке спереди, после этого обследуемый опускает руки. При максимальном вдохе следует следить, чтобы исследуемый не напрягал мышцы и не поднимал плечи, а при максимальном выдохе не сутулился. Экскурсия грудной клетки (ЭГК) – это разница между величинами окружности на вдохе и выдохе, вычисляется и оценивается по формуле: ЭКГ = ОКГвд – ОГКвыд. В норме должна быть от 6 до 9 см.

Определить индекс пропорциональности (Ипр) между окружностью грудной клетки и ростом можно по формуле, используя данные: объем грудной клетки во время спокойного дыхания в паузе (ОКГп) и рост стоя (Р): Ипр =. При нормальном телосложении соотношение составляет 50 – 54%. Величина индекса меньше нормы указывает на узкогрудость, выше – на широкогрудость.

Одним из критериев физического развития человека является тип его телосложения, т.е. размеры тела и его частей, их пропорции и формы. Более широкое понятие «конституция человека» («constitution» – устройство) включает в себя совокупность индивидуальных, относительно устойчивых морфологических, функциональных, психологических характеристик человека. Предложено множество классификаций конституции человека. Весьма популярна классификация М. В. Черноруцкого, согласно которой выделяют астенический (узкокостный), нормостенический (нормокостный) и гиперстенический (ширококостный) типы конституции (рис.2).

Астеники отличаются преобладанием продольных размеров тела над поперечными. Они обычно худощавые, стройные, с длинными и тонкими конечностями, длинной и узкой грудной клеткой. Мышцы развиты относительно слабо. Нормостеники имеют пропорциональное соотношение поперечных и продольных размеров тела. По сравнению с астениками они более широкогруды и мускулатура у них развита Рис. 2 Типы конституции человека сильнее. Гиперстеников отличает преобладание поперечных размеров над продольными. Туловище у них относительнодлинное, массивное, конечности короткие, грудная клетка широкая.

Тип конституции определяется по индексу физического развития – индекс Пинье (ИП) по формуле: ИП = Р – М – ОКГвыд, где Р и ОКГвыд – в см; М – в кг. У астенического типа индекс больше 30, у нормостеников – от 10 до 30, у гиперстеников – меньше 10.

Степень жироотложения и развития мускулатуры человека также входит в понятие «конституции». ^ Показатель упитанности - индекс ИУ можно рассчитать по формуле:

ИУ = , где Р – рост (см); М – масса тела (кг). Упитанность в зависимости от величины ИУ оценивается: как ожирение (ИУ > 5,4), чрезмерный вес (ИУ = 4,4 – 5,4), норма (ИУ = 3,7–4,3), слабая упитанность (ИУ = 3,2–3,6), истощение (ИУ = 3,1 и меньше).

Зная массу тела (М) в кг и рост учащегося (Р) в м легко рассчитать росто-весовой индекс Кетле (ИК), воспользовавшись формулой: ИК =. Используя таблицу индексов, можно выяснить, соответствует ли индекс возрасту учащегося:


Возраст

Индекс Кетле

Возраст

Индекс Кетле

6 - 8 лет

16

12 лет

19

9 - 10 лет

17

13 – 14 лет

20

11 лет

18

15 – 16 лет

21



Строение тела человека в первую очередь связано с особенностями его позвоночника. В норме он имеет четыре небольших естественных изгиба: в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделах. В норме они составляют 3 - 4 см. Они формируются постепенно, по мере роста организма и имеют положительное значение: смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник.

Но глубина изгибов позвоночника изменяется под влиянием негативных факторов среды (условия быта, учебы): длительно сохраняемая неправильная поза при слабых мышцах спины, что приводит к смещению внутренних органов и нарушению их функций. Крайне важно научиться их распознавать патологические изгибы, чтобы не упустить время для эффективного лечения.

Сколиоз (греч. skoliosis - искривление, от skolios - кривой), боковое искривление позвоночника у человека. Возникает в период интенсивного роста позвоночника (в возрасте 5-15 лет). Пронаблюдать: ровная или кривая спина, на одном ли уровне плечи, есть ли у учащегося деформации «окошек» - пространства между опущенными вдоль боков руками и самими боками. У основания шеи учащегося прощупать выпирающий остистый отросток VII шейного позвонка. Взять отвес (любой груз на ниточке) и приложить к этому выступающему месту. Если отвес проходит ровно вдоль позвоночника, и далее между ягодичными складками – сколиоза нет. При деформации отвес пройдет мимо ягодичной складки (рис.3). Попросите учащегося нагнуться и посмотрите сзади. Если выступает одна из лопаток и формируется реберный горб – это сколиоз (рис. 4).






и складками — все в порядке


Рис. 4 Реберный горб


Рис. 3 Определение сколиоза Рис. 5 Схема отпечатка стопы


Кифоз (от греч. kyphуs - согбенный, кривой) - искривление позвоночника, обращенное выпуклостью кзади – сутулость, плечи обычно сведены вперед. Учащийся равномерно прижимается к стене. Если искривления нет, касаться стены будут затылок, средний грудной отдел позвоночника (между лопатками), ягодицы и пятки.

Лордоз (от греч. lordуs - выгнутый) – это врожденное или приобретенное искривление позвоночника выпуклостью вперед, как правило, характеризующееся расположением в поясничном отделе. Пронаблюдать, есть ли у учащегося признаки лордоза: голова выдвинута вперед, грудная клетка плоская, переходящая в выдающийся живот, плечи выдвинуты вперед, а ноги раздвинуты в коленных суставах.

^ Круглая спина (сутулая) – тип осанки с увеличенным изгибом в грудном отделе позвоночника и сглаживанию шейных и поясничных изгибов. Причина: слабость мышечного корсета, несоответствие детской мебели росту ребенка. Признаки круглой спины: голова наклонена вперед, плечи свисают вперед, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, живот выпячен, ягодицы плоские, ноги слегка согнуты в коленях.

При круглой спине грудная клетка впалая, недоразвитая. Это отражается на дыхании. Оно становится поверхностным. Сдавленные легкие не могут обеспечить организм достаточным количеством кислорода. Функции сердца затруднены. Поэтому у учащихся с круглой спиной могут быть головные боли, малокровие, потеря аппетита, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения.

К особенностям строения тела относят характер расположения лопаток, форму грудной клетки, живота. Лопатки либо прилегают к туловищу и находятся на одной горизонтали по высоте нижнего угла, либо отстают от туловища - крыловидные. Крыловидность возникает из-за слабо развитых мышц спины.

При хорошем физическом развитии грудная клетка обычно цилиндрическая по форме, при слабом - плоская. Живот может иметь прямую форму, выпуклую и впалую в зависимости от тонуса брюшных мышц и толщины жирового слоя. Прямая форма живота отличается легким выпячиванием брюшной стенки, хорошо выделяются мышцы, жироотложение слабое. При слабых мышцах и большом количестве подкожно-жирового слоя может быть отвислый асимметричный живот.

Признаками правильной осанки (рис.6, а) являются: подтянутость, развернутые плечи, прямое положение головы, втянутый живот, грудь слегка выдается вперед, физиологические изгибы позвоночника. К большому сожалению, часто осанка бывает неправильной (рис. 6, б-д, рис. 3):





Рис. 6 Формы осанки


а) нормальная б) в) г) д)

сбоку, спереди, сзади

1. кифотическая (б) – увеличен грудной кифоз, плечи опущены, живот втянут;

2. сутуловатая (в) – круглая спина, плечи опущены, голова подана вперед;

3. лордотическая (г) – увеличен поясничный лордоз, изменяется центр тяжести тела; 4. уплощенная (д) – сглажены все углы позвоночника.

5. сколиотическая (рис.3) – боковые искривления позвоночника.

Состояние опорно-двигательного аппарата определяется формой рук, ног, стоп, подвижностью в суставах. Форма рук может быть прямой и Х-образной. Руки вытягиваются вперед ладонями вверх, кисти соединяют со стороны мизинца. В этом положении руки не должны соприкасаться в локтях (прямые), при соприкосновении - Х-образные.

При определении формы ног, они должны быть выпрямлены, пятки вместе, носки слегка разведены, мышцы не напряжены. Различают ноги прямые по форме, Х- и О-образные. Ноги прямой формы имеют одну продольную ось бедра и голени, бедра соприкасаются в области внутренних мыщелков и голени - в области лодыжек. Х-образные - оси бедра и голени образуют угол, открытый кнаружи, касаются в бедрах, а О-образные - оси бедра и голени образуют угол, открытый внутри, касание в области лодыжек голени. Подвижность в суставах определяется по максимально возможному сгибанию, разгибанию, вращению в тазобедренных, коленных, голеностопных, плечевых, локтевых, лучезапястных суставах.

Оценить состояние  стопы можно используя метод плантографии (planta – подошва, ступня; gramma –запись) – по отпечатку подошвенной поверхности. Для этого нужно встать мокрыми босыми ногами на лист бумаги, ноги вместе, туловище прямо. Далее выполняется работа с этими отпечатками: следы обвести карандашом, провести касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной восстановить перпендикуляр до наружного края стопы (рис. 5). Затем вычислить индекс стопы I - процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а + б): I = . Вычисленное отношение оценивается следующим образом: высокосводчатая стопа (0 –36,0%), повышенный свод (36,1- 43,0% ), нормальный (43,1 –50,0% ), уплощенный (50,1 – 60,0% ), плоскостопие (60,1 – 70,0% ).

В процессе антропометрического осмотра заполняется протокол антропологического исследования, который является одной из страниц паспорта физического здоровья (ПФЗ).


Протокол антропологического исследования


Ф.И. учащегося ________________, возраст _______, пол ________


Дата исследования ___________ (желательно проводить в начале и в конце года, чтобы проследить динамику изменений).



Самотоскопический и соматометрический показатель

Результат исследования

1. Рост стоя (см)




2. Рост сидя (см)




3. Индекс скелии (ИС)




4. Тип пропорции тела: брахискелия, мезоскелия,

макроскелия.




5. Окружность грудной клетки (см):




- спокойное дыхание в паузе (ОКГп)




- максимальный вдох (ОКГвд)




- максимальный выдох (ОГКвыд)




- экскурсия грудной клетки (ЭГК)




- индекс пропорциональности: узкогрудость, широкогрудость




6. Индекс Пинье (ИП).

Тип телосложения: астеник, нормостеник, гиперстеник




7. Показатель упитанности (ИУ)




8. Росто-весовой индекс Кетле (ИК) в соответствии с возрастом




9. Особенности осанки:




- положение головы: на одной вертикале с туловищем, подана вперед, наклонена вправо или влево




- плечевой пояс: на одной горизонтали или смещены (выше, ниже), плечи развернуты или поданы вперед




- наличие искривления позвоночника: сколиоз, кифоз, лордоз




- лопатки: нормальные или крыловидные




- форма грудной клетки: цилиндрическая, плоская, впалая, асимметричная




- форма живота: прямая, выпуклая, впалая, отвислая




- общая характеристика осанки: правильная, кифотическая, сутуловатая, лордотическая, сколиотическая, уплощенная




10. Состояние конечностей:




- форма рук: прямые, Х-образные




- форма ног: прямые, Х-образные, О-образные




- оценка состояния стоп: высокий, нормальный, уплощенный свод, плоскостопие




- подвижность суставов: движение в физиологических пределах, ограничение в движениях, деформация суставов (каких)





Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения. В заключении хочется сказать, что составление паспорта физического здоровья – дело не одного дня. Оно рассчитано на постоянную, систематическую и конкретную работу с каждым учащимся. Но это работа должна стать обязательной в учреждениях образования. ПФЗ может являться стимулом для организации правильного режима дня и обеспечением двигательной активности учащихся, для контроля за нагрузками на уроках физкультуры, учитывая личностно-ориентированный подход. Данные антропометрических исследований позволят учащимся лучше узнать свой организм и, возможно, станут основой для составления ими собственной программы развития и оздоровления. Безусловно, это будет способствовать осознанию учащимися важности сохранения и укрепления здоровья на протяжении всей жизни, формированию у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, что предполагает воспитание культуры здоровья.


^ Ключевые слова: паспорт физического здоровья, методы антропометрического исследования, конституция человека, физическое развитие учащихся.


Литература

1. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10–11-е классы – Волгоград: Учитель, 2008. - 175 с.

2. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии – М.: Просвещение,1990. - 239 с.

3. Стригин В.В. Карта самодиагностики резервов здоровья. Методические рекомендации.

Н.Новгород. Изд-во ВГИПА. 2003. – 63 с.

4. Сухарев А. Г. Закономерности роста и развития детей и подростков. - М.: МИОО, 2003. -. 55с






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon Методика оценки физического развития детей. Параметрические и непараметрические методы оценки физического

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon В. В. Бальчевский нии общественного здоровья и управления здравоохранением мма им. И. М. Сеченова

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания,...
Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon Статья опубликована в Пермском медицинском журнале. №2, Пермь 2006

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon Статья опубликована в журнале “Диагностическая и интервенционная радиология” том 3, №4 2009г стр.

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon Пояснительная записка. Основная цель уроков укрепление здоровья детей и совершенствование их физического

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon Пояснительная записка Здоровье важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития детского
Здоровье важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Понятие здоровья...
Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon Задачи проекта: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни,

Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. № С. 56-62 icon 2 состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды комплексная профилактика

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы