|
Скачать 2.22 Mb.
|
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Г.Л. Осипенко ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙГомель 2006 Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Г.Л. Осипенко ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ^для студентов специальности 1 -33 01 02 «Геоэкология» Гомель 2006 УДК 502:613:55:574(075.8) ББК 26.82+28.081+20.1 я73 О - 74 Рецензенты: А.С. Калугин, профессор, доктор медицинских наук; кафедра экологии учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Осипенко, Г.Л. О-74 Физиологическая экология [Текст]: [курс лекций для студентов вузов специальности 1- 33 01 02 «Геоэкология»]/ Г.Л.Осипенко; М-во образов. РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2006. – 98 с. Целью подготовки к изданию курса лекций является оказание помощи студентам в овладении основами физиологических приспособлений организмов к природным факторам среды. Курс лекций адресован студентам специальности 1 -33 01 02 «Геоэкология» УДК 502:613:55:574(075.8) ББК 26.82+28.081+20.1 я73 ©Г.Л. Осипенко, 2006 © УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2006 Содержание
ВведениеФизиологическая экология — раздел физиологии, изучающий особенности жизнедеятельности организма в зависимости от климатогеографических условий и конкретной среды обитания. Основная причина возрастания интереса к физиологической экологии — ее тесная связь с важнейшими проблемами современного мира: угрозой истощения природных ресурсов, загрязнения и отравления среды промышленными отходами и разрушения естественных сообществ. Под физиологической экологией понимают совокупность знаний о физиологических основах приспособлений (адаптации) к природным факторам среды и к сложному сочетанию их в различных физико-географических условиях. При этом особое значение приобретают сведения о влиянии упомянутых выше факторов как на видовые особенности физиологических функций и поведения животных, так и на особенности отдельных популяций видов в связи с особенностями их существования в разных ареалах, в разные сезоны года, в зависимости от тех или других изменений условий среды. Как физиологическая дисциплина физиологическая экология представляет ветвь эволюционной физиологии — предмета, ставящего своей задачей изучение происхождения физиологических функций, их эволюцию в связи с общей эволюцией органического мира. Физиологическая экология пользуется физиологическими методиками исследования и физиологическим экспериментом. Задачей физиологической экологии является изучение адаптации — совокупности физиологических явлений в их взаимной связи, суммирующей, замещающей (викарирующей) или еще более сложно интегрирующей взаимоотношения отдельных органов и систем, отдельных более или менее сложных элементов поведения и регуляций физиологических функций. Наряду с термином «адаптация» широкое распространение приобрел термин «акклиматизация», обычно применяемый для обозначения процессов приспособления организмов к различным климатическим условиям природной среды. Акклиматизация — частный случай адаптации. Понимание сущности адаптационного процесса во многом зависит от условий, в которых возникают эти процессы. Среди многочисленных факторов окружающей среды принято различать факторы, адекватные врожденным и приобретенным (генофенотипическим) свойствам организма, и факторы, неадекватные этим свойствам. Физиологическая экология тесно связана с проблемами экологии как самостоятельной науки о приспособлении видов и популяций в широком биологическом плане,— науки, опирающейся на данные генетики, зоогеографии, климатологии, не говоря уже о морфологии и систематике животных. Курс лекций включает два раздела: «Физиологическая экология животных» и «Физиологическая экология человека», состоящих из 10 взаимосвязанных тем. Физиологическая экология животных получила особое развитие при изучении водных организмов. Достижения ее в этой области широко используются гидробиологами, а также при изучении млекопитающих, в том числе сельскохозяйственных животных. Эколого-физиологические исследования проводятся на любых уровнях филогенетического развития животных. Эколого-физиологическое исследование очень редко может ограничиться изучением только одного какого-либо органа или системы. Как правило, приспособление (адаптация) какой-либо системы к условиям существования сопровождается изменениями и сопряженных функций. Так, например, адаптации организма к недостатку кислорода обязательно охватывают систему легочного, или внешнего дыхания, сердечно-сосудистую систему и систему крови. Очень часто системные адаптации дублируются или замещают друг друга. Только сопоставление функций отдельных систем и их реакций на изменение во внешней среде может пролить свет на действительные механизмы, которые обеспечивают животному существование в необычных, измененных, а иногда и крайних условиях среды. Специальным и очень важным разделом является «Физиологическая экология человека». Необходимость хозяйственного освоения новых территорий часто заставляет человека заселять ранее безлюдные территории. Плотность населения зависит от социально-экономических условий, но заболеваемость и физиологическое состояние человека определяется часто природными неблагоприятными факторами среды. Полностью изолировать от них человека, в том числе детей, нет никакой возможности, а частичная и посильная борьба с влиянием этих неблагоприятных факторов может вестись только на основе знания механизмов их сложного и длительного воздействия. Следовательно, физиологическая экология человека является основой для разработки гигиенических мероприятий, методов физического воспитания человека, широкого планирования оздоровительных мероприятий, строительства новых городов и их планировки и т. д. Целью курса лекций является оказание помощи студентам в овладении основами физиологических приспособлений организмов к природным факторам среды. |
![]() |
Об установлении перечня противопоказаний к обучению в специализированном лицее при приеме лиц для Статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании и подпункта 1 пункта 7 Положения о Министерстве... |
![]() |
Об установлении перечня противопоказаний к занятию спортом при приеме лиц для получения начального На основании части первой пункта 3 и части первой пункта 12 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь... |
![]() |
В. В. Аничкин (Гомель), С. Б. Мельнов (Минск), М. Е. Абраменко (Гомель), А. Д. Наумов (Витебск), Учредитель — учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет» |
![]() |
Министерство образования Республики Беларусь Минск |
![]() |
Министерство образования Республики Беларусь Минск |
![]() |
Охранения Республики Беларусь от 31 мая 2006 г. №38 (Национальный реестр правовых актов Республики О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь... |
![]() |
Об утверждении положения о военно-медицинском факультете О совершенствовании порядка подготовки военно-медицинских кадров в Республике Беларусь (Национальный... |
![]() |
Охранения Республики Беларусь от 31 мая 2006 г. №38 (Национальный реестр правовых актов Республики О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь... |
![]() |
Охранения Республики Беларусь от 31 мая 2006 г. №38 Национальный реестр правовых актов Республики О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь... |
![]() |
Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению На основании пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. №542 «О санаторно-курортном... |