|
Скачать 415.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ Цель дисциплины - сформировать у врача-стоматолога основные понятия в области судебной медицины (судебной стоматологии). При этом задачами дисциплины являются: ознакомление студентов с правовой регламентацией и организацией судебно-медицинской экспертизы, с принципами работы и делопроизводством Бюро судебно-медицинской экспертизы и его структурных подразделений; ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, созданию благоприятных условий труда медицинского персонала и профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности; ознакомление с принципами и методами экспертной диагностики и оценки течения патологических процессов при механической травме и других экстремальных состояниях; идентификации личности по стоматологическому статусу; ознакомление с вопросами ответственности врача за причинение в процессе оказания медицинской помощи вреда здоровью и совершение профессиональных и профессионально-должностных правонарушений. обучение теоретическим и практическим вопросам судебной медицины (судебной стоматологии) в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей эксперта при производстве судебно-медицинской экспертизы, а также специалиста при участии в некоторых видах процессуальных действий; формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области судебной медицины; формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, коллегами, представителями правоохранительных органов, родственниками и близкими умерших. ^ Дисциплина «Судебная медицина» относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования и изучается в десятом семестре. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия и биоэтика, правоведение, психология, педагогика, история медицины, латинский язык; - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, топографическая анатомия; патологическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; - в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; проведевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; педиатрия. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурных (ОК): способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7); способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12). б) профессиональных (ПК): общепрофессиональные: способен и готов: - провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни, - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1); способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2); способен и готов: - применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях, - использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза, - использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки, - осуществлять уход за больными (ПК-3); профилактическая деятельность способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11). способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15); диагностическая деятельность способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16); способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17); способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18); способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19); способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20); способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21); способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22); способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23); организационно-управленческая деятельность способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41); способен и готов к использованию современных технологий менеджмента и маркетинга в своей профессиональной деятельности, осуществлять анализ качества и эффективности своей работы, к анализу показателей деятельности ЛПУ, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в ЛПУ амбулаторного и стационарного типа (ПК- 43); научно-исследовательская деятельность способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47); способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); психолого-педагогическая деятельность способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49). ^ Знать: основные положения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; уголовное и гражданское процессуальное законодательство и нормативные документы, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств и экспертизы по материалам дела; права и обязанности эксперта; организационные принципы судебно-медицинской (судебно-стоматологической) экспертизы; правила судебно-медицинского исследования трупов, судебно-медицинской экспертизы определения тяжести вреда здоровью; принципы построения экспертных выводов; современные научные данные по общим и частным вопросам судебно-медицинской танатологии, экспертизы повреждений от различных видов внешних воздействий, идентификации личности; основные методы исследования объектов судебно-стоматологической экспертизы; уголовное законодательство об ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников; основные положения гражданского законодательства и других законодательных актах об ответственности медицинских работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья как национальной приоритетной задачи; современное состояние экспертизы объема и качества оказания медицинской, в том числе стоматологической, помощи. Уметь: оказать квалифицированную помощь следователю при осмотре трупа на месте происшествия: установить факт наступления смерти, трупные явления, повреждения, установить время наступления смерти, описать стоматологический статус; владеть методами исследования зубочелюстной системы, фиксации внешних признаков неопознанного трупа, относящимися к стоматологическому статусу; описывать повреждения от различных видов внешних воздействий в соответствии с общепринятыми схемами; определить степень тяжести вреда здоровью при повреждениях мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов; проводить сравнительное исследование зубочелюстной системы трупа неизвестного лица и данных медицинских документов (амбулаторная карта, рентгенограммы, слепки зубного аппарата, фотографии и пр.) с целью идентификации личности покойного; проводить экспертную оценку неблагоприятных исходов в медицинской практике, проступков и профессиональных преступлений медицинских работников; давать заключение по материалам уголовных и гражданских дел в случаях профессиональных и профессионально-должностных правонарушений медицинских работников стоматологических учреждений в пределах своей компетенции; пользоваться учебной и научной литературой, сетью Интернет. Владеть: оценкой терминальных состояний, ориентирующих и достоверных признаков смерти, динамики развития и оценки ранних и поздних трупных изменений при установлении факта и давности наступления смерти (при осмотре трупа на месте его обнаружения); методами диагностики и анализа особенностей течения травматического процесса повреждений, экспертной оценки заболеваний и патологических состояний зубочелюстной системы, связанных с воздействием факторов (физических, химических и др.) внешней среды; приемами и методами ряда клинических дисциплин для диагностики травм зубочелюстной системы, определения судебно-медицинских критериев тяжести вреда здоровью, установления возраста и др. при судебно-медицинском освидетельствовании (экспертизе) потерпевших, подозреваемых и других лиц; приемами и методами сравнительных идентификационных исследований особенностей строения челюстно-лицевых костей, зубов и зубного ряда; определения пола, возраста и расы по зубам; оценкой причин неблагоприятных исходов в медицинской (в т.ч. стоматологической) практике при проведении судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел. ^
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
5.4. Лекции
^
^
^ . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Объекты и методы судебно-стоматологической экспертизы. 2. Роль судебно-стоматологической экспертизы в решении задач системы здравоохранения. 3. Методы изъятия и замещения верхней и нижней челюстей. 4. Причины смерти при механических повреждениях. Лабораторные методы исследования механических повреждений. 5. Установление прижизненности и давности повреждений. 6. Радиационные поражения мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов. 7. Идентификация личности по особенностям строения зубов и зубного ряда. 8. Идентификация личности по следам и отпечаткам зубов. 9. Права граждан при оказании медико-социальной помощи. 10. Гражданская ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. ^
^ Задача 1 Судебно-медицинский диагноз. Колото-резаная рана передней поверхности груди слева на уровне пятого межреберья по среднеключичной линии, проникающая в грудную полость со сквозным повреждением сердечной сорочки и передней стенки левого желудочка сердца. Гемоперикард (450 мл). Гемотампонада сердца. Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. Вопросы: 1. Укажите основное заболевание? 2. Укажите осложнение основного заболевания? 3. Укажите сопутствующее заболевание? 4. Заполните «медицинское свидетельство о смерти»? 5. Сформулируйте вывод о причине смерти Ответы: 1. Колото-резаная рана передней поверхности груди. 2. Гемотампонада сердца. 3. Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. 4. I. а) гемотампонада сердца б) гемоперикард б) колото-резаное ранение груди с повреждением сердца 5. Смерть наступила в результате колото-резаного ранения передней поверхности груди с повреждением сердца, осложнившегося гемотампонадой сердца. Задача 2 Из протокола осмотра места происшествия следует, что осмотр начат в 9 ч. Местом осмотра является пляж. У кромки воды обнаружен труп неизвестного мужчины 20-25 лет, лежащий на спине. Из одежды на трупе только синие плавки. Трупное окоченение выражено в жевательной мускулатуре, отсутствует в мышцах шеи, верхних и нижних конечностях. Трупные пятна обильные, фиолетового цвета, расположены на задней поверхности туловища, при надавливании динамометром с усилием 2 кг/см2 исчезают и восстанавливаются через 20 с. Температура в прямой кишке - 35 °С при температуре окружающей среды 23 °С. Глаза закрыты, зрачки диаметром по 0,5 см, соединительные оболочки глаз серого цвета, без кровоизлияний. На коже в правой подвздошной области обнаружен своеобразный рисунок в виде древовидного разветвления, красновато-бурого цвета, переходящего на переднюю поверхность правого бедра. Других повреждений не обнаружено. В 30 см от трупа находится пляжный лежак с обугливанием и расщеплением в центре. Осмотр окончен в 14 ч. Вопросы: 1. Назовите достоверные признаки смерти, отмеченные в протоколе? 2. Установите давность наступления смерти? 3. Укажите на ошибку, допущенную при исследовании и описании трупных явлений, имеющую отношение ко второму вопросу? 4. Назовите признаки, свидетельствующие о характере повреждений, механизме их образования, виде травмирующего предмета? 5. Какие особенности имеет протокол осмотра места происшествия при осмотре трупа неизвестного лица? Ответы: 1. Ранние трупные изменения. 2. ДНС – 1,5-2 часа. 3. Не исследованы и не описаны суправитальные реакции (реакция мышц на механическое раздражение, реакция зрачков на введение фармакологических препаратов). 4. «Фигура молнии» в правой подвздошной области; обугливание и расщепление пляжного лежака (действие атмосферного электричества). 5. «Словесный портрет», стоматологический статус и особые приметы. Задача 3 Из постановления о назначении СМЭ следует, что по улице Р. у дома № 18 произошла драка, в которой участвовали 3 человека. Один из них после случившегося прижимал ко рту окровавленный платок. При осмотре места происшествия на земле был обнаружен зуб человека, который затем направлен на экспертизу. При СМЭ установлено, что коронка зуба имеет долотообразную форму, губная поверхность которой слегка выпуклая, а язычная вогнутая, с наличием эмалевой складки и участков стертости. Боковые поверхности коронки треугольной формы. Ширина коронки - 8,4 мм, длина - 10,6 см. Угловой признак отчетлив. Один из углов, образованный режущим краем коронки и боковой ее поверхностью, почти прямой, где наиболее выражен признак кривизны. Противоположный угол - тупой и закругленный. Корень зуба имеет вид удлиненного конуса с тупой верхушкой, продольная ось которого отклонена вправо. Вопросы: 1. Назовите основные признаки, используемые при экспертизе отдельного зуба? 2. Дайте характеристику признаков кривизны эмали и угла коронки? 3. Дайте характеристику признака корня? 4. К какой группе зубов относится найденный зуб? 5. Каково его расположение на челюсти? Ответы: 1. Основные признаки, используемые при экспертизе отдельного зуба: 1) зубные признаки (признаки кривизны эмали и угла коронки, признак корня) и 2) анатомические особенности зубов. 2. Признак кривизны эмали коронки характеризуется тем, что выпуклость губной и щечной поверхности зуба выражена больше на половине, обращенной к средней линии, а губная поверхность каждого зуба шире язычной. Признак угла коронки: сторона зуба, обращенная к средней линии, образует с медиальной поверхностью острый угол, а дистальная поверхность переходит в режущий край, образуя закругленный угол. 3. Признак корня: угол, образованный продольными осями коронки и корня зуба, оказывается открытым в сторону, с которой взят зуб. 4. Найденный зуб является медиальным резцом верхней челюсти. 5. Локализация - правосторонняя. Задача 4 Обстоятельства дела. Из постановления следует, что гр-н Г. обнаружен мертвым на улице (на проезжей части). Наружное исследование. Голова деформирована (уплощена). На коже лба и волосистой части головы – прерывистая ссадина с плотной западающей поверхностью. В области верхних век – кровоподтеки темно-синего цвета. Из отверстий носа вытекает обильное количество жидкой крови. Иных повреждений при наружном исследовании не обнаружено. Внутреннее исследование. В мягких тканях левой половины грудной клетки - обширное темно-красное кровоизлияние. Обнаружены двойные переломы II – XI ребер слева по передней подмышечной и лопаточной линиям. Края переломов - с признаками сжатия по наружной костной пластинке, с признаками растяжения – по внутренней. В межреберных мышцах в проекции переломов очаговые темно-красные кровоизлияния. В области корней легких, воротах почек и селезенки крупноочаговые пропитывающие кровоизлияния. Линейный поверхностный разрыв правой доли печени. В брюшной полости около 200 мл темно-красной жидкой крови. Обнаружен многооскольчатый перелом свода и основания черепа (по типу «паутинообразного) с переходом на лицевой скелет. Лобные доли мозга размозжены, пропитаны кровью. Под мягкой мозговой оболочкой мозжечка - тонкие кровоизлияния. В желудочках мозга жидкая кровь. Позвоночник, кости таза и конечностей целы. Из вскрытых полостей и от органов ощущался запах алкоголя. Вопросы: 1. Назовите категорию смерти? 2. Установите род смерти? 3. Определите вид смерти? 4. Составьте судебно-медицинский диагноз? 5. Сформулируйте типовые для данного вида смерти выводы? Ответы: 1. Насильственная. 2. Установление рода смерти выходит за пределы компетенции судебно-медицинского эксперта. 3. Множественные повреждения (падение с большой высоты). 4. Сочетанная травма (множественные повреждения): закрытый многооскольчатый перелом черепа, ушиб-размозжение головного мозга; множественные переломы ребер слева; кровоизлияния в корнях легких, воротах почек и селезенки, поверхностный разрыв правой доли печени, гемоперитонеум (200 мл). Ссадина и кровоподтеки лица и волосистой части головы. 5.1. Указанные повреждения возникли от действия твердого тупого предмета с широкой поверхностью и сотрясения тела. Место первичного воздействия - лобно-теменная область головы и далее левая половина груди. Не исключено, что данные повреждения могли возникнуть при падении с достаточно большой высоты на покрытие дороги. 5.2. Повреждения возникли прижизненно, непосредственно перед смертью. 5.3. Смерть наступила от сочетанной травмы с повреждением внутренних органов. 5.4. При исследовании трупа из полостей и от внутренних органов ощущался запаха алкоголя. Задача 5 Обстоятельства дела. Гр-н. К. месяц назад во время драки получил удар лыжной палкой в область левого глаза. По данным медицинских документов, потерпевший поступил в специализированный стационар по поводу ранения левого глазного яблока с повреждением хрусталика и стекловидного тела. В тот же день произведена энуклеация глазного яблока. Послеоперационный период протекал без осложнений. Со стороны правого глаза отклонений от нормы нет. OD = 1,0. ^ Объективно. Область левого глаза закрыта черной повязкой, по снятии которой, оказалось, что левое глазное яблоко отсутствует. Левая глазная впадина выстлана рубцовой тканью розового цвета. Правый глаз видит хорошо. Вопросы: 1. Определите характер повреждений? 2. Установите давность причинения повреждений? 3. Определите вид травмирующего предмета и механизм травмы? 4. Назовите квалифицирующий признак? 5. Установите степень тяжести вреда здоровью? Ответы: 1. Проникающее ранение левого глазного яблока с повреждением хрусталика и стекловидного тела. 2. Давность - примерно совпадает со сроками, указанными в обстоятельствах дела (рубцовая ткань). 3. Повреждения могли образоваться от действия заостренной выступающей части твердого предмета (удара лыжной палки). 4. Значительная стойкая утрата общей трудоспособности (более 1/3) 5. Тяжкий вред здоровью. ^
^ а) основная литература: Руководство по судебной стоматологии / Г.А.Пашинян, П.О.Ромодановский, Г.М.Харин и др.; под ред. Г.А.Пашиняна. – М., 2009. Руководство к практическим занятиям по судебной стоматологии: учебное пособие / Г.А.Пашинян, Г.М.Харин, П.О.Ромодановский. – М., 2006. Судебная медицина: Учебник / Крюков В.Н., Буромский И.В., Кильдюшев Е.М. и др.; под ред. В.Н.Крюкова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. б) дополнительная литература (учебные пособия, словари справочная литература); Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Гражданский процессуальный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (комментарии к ним). Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ). «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) Буромский И.В., Клевно В.А., Пашинян Г.А. Судебно-медицинская экспертиза: Термины и понятия. – М., 2007. Пашинян Г.А., Ромодановский П.О. Судебная медицина в схемах и рисунках: Учебное пособие для вузов. – М., 2010. Пашинян Г.А., Григорьев Н.Н., Ромодановский П.О., Пашинян А.Г. Судебная медицинская экспертиза в гражданском процессе. – М., 2005. Пашинян Г.А., Лукиных Л.М., Карпова Г.Н. Судебно-стоматологическая идентификация личности (состояние и перспективы развития). – М., 2005. Пашинян Г.А., Ившин И.В. Профессиональные преступления медицинских работников против жизни и здоровья. – М., 2006. Пашинян Г.А., Харин Г.М. Оформление «Заключения эксперта» (экспертиза трупа): Учебное пособие. – М., 2006. Ромодановский П.О., Баринов Е.Х., Гридасов Е.В. Краткий курс судебной медицины: Учебное пособие. – Тула, 2008. Баринов Е.Х., Щербаков В.В., Федулова М.В., Гончарова Н.Н. Идентификация личности при чрезвычайных происшествиях с массовыми человеческими жертвами. – М., 2008. в) программное обеспечение: средства Windows, Microsoft office, ABBYY PDF, Adobe Photoshop, программы оболочки компьютерного тестирования «Hyper Test», «MiniTestSL» и др. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: - электронная база данных (библиографический указатель) отечественных и зарубежных публикаций по судебной медицине (судебной стоматологии), включающая публикации, имеющиеся в кафедральной библиотеке, и публикации сотрудников кафедры; - учебно-методические пособия, электронные версии лекций и практических занятий, банк ситуационных заданий и тестового контроля, электронные ресурсы (энциклопедии, научно-практические журналы, базы данных, каталоги Центральной научной медицинской библиотеки, Государственной библиотеки им. В.И.Ленина, библиотеки МГМСУ, компакт-диски и др.); - информационно-справочные и поисковые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», «Medline» др. ^ Учебной базой для проведения занятий по судебно-медицинской (судебно-стоматологической) экспертизе трупов и живых лиц (пострадавших, подозреваемых и др.) являются соответствующие отделы Бюро судебно-медицинской экспертизы. Чтение лекций и проведение остальных практических занятий осуществляется в специально для этих целей оборудованных аудиториях и учебных классах, оснащенных посадочными местами, столами, доской и мелом. При этом проведение практических занятий предполагает обязательные ежедневные обходы секционных залов с разбором текущего экспертного материала. Подготовка к проведению занятий и само проведение занятий требует использование материалов, инструментов, оборудования, обеспечивающих выполнение экспертных исследований мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов трупов, изготовление посмертных масок и слепков, освидетельствований живых лиц и др. в соответствии с типовым перечнем табельного оснащения соответствующих структурных подразделений Бюро судебно-медицинской экспертизы и тематикой практических занятий. Кроме того, подготовка и проведение занятий также предполагает наличие оборудования, инструментов и материалов, необходимых для изготовления и использования тестовых заданий, ситуационных задач, макро- и микропрепаратов, муляжей, таблиц, фотографий, слайдов, видеофильмов и иных средств наглядного обучения (мультимедийный комплекс телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы и др.). ^ Обучение складывается из аудиторных занятий (54 часа) и самостоятельной работы (27 часов). Основное учебное время выделяется на отработку приемов и методов осмотра трупа, секционного исследования трупа (лицевого скелета и зубочелюстной системы), освидетельствования живых лиц, идентификации личности, производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерное представление экспертных материалов, визуализированные тестовые задания в формате 3D, разбор конкретных ситуаций и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составляет не менее 10% аудиторных занятий. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа с секционным материалом, освидетельствуемыми лицами, экспертными документами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности. Самостоятельная работа с литературой, написание заключения эксперта (или реферата) формируют способность анализировать экспертные вопросы, медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике знания естественнонаучных, медико-биологических и клинических дисциплин в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Оптимальной для обучения является «блок-модульная» система, позволяющая так построить педагогический процесс, чтобы тема очередной лекции (читаются ежедневно) предшествовала теме очередного практического занятия. Конкретная тематика лекций и практических занятий в пределах разделов настоящей примерной программы определяется кафедрой самостоятельно с учетом регионального компонента и основного направления научной деятельности кафедры. Обоснование тематики лекций и практических занятий должно быть представлено в рабочей программе кафедры (курса). На каждую лекцию на кафедре (курсе) должна иметься ее электронная версия, представленная в виде мультимедийной презентации. На каждое практическое занятие должны иметься методические разработки для студентов и преподавателей, в которых должны быть отражены: мотивация изучения темы, цель и методические основы занятия, его содержание (с чем должны быть ознакомлены студенты, какие действия они должны произвести и какие компетенции приобрести), план проведения занятия, контрольно-измерительные материалы, исследуемые объекты (задания, препараты, муляжи и т.п.), вопросы для обсуждения со студентами, формы текущего контроля их знаний, рекомендуемая литература. Все разработанные на кафедре методические рекомендации должны иметь электронные варианты, которые предоставляются в библиотеку и методический центр вуза. Практические занятия должны по возможности вестись на текущем экспертном материале (лишь при отсутствии такового - с использованием влажных и костных препаратов, муляжей, фотографий, слайдов, схем и таблиц). Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом, решением ситуационных задач и контрольной письменной работой в конце занятия. Практические занятия в максимальной степени должны предусматривать самостоятельную работу студентов (преподаватель работает в режиме консультанта), включающую анализ судебно-медицинских данных, экспертных материалов и документов и составление на основании их предметных выводов (заключения). По завершении обучения студенты сдают зачет, в процессе которого проводится проверка уровня их теоретических знаний и усвоения им практических навыков. Обладание целостным представлением о целях и задачах судебной медицины (судебной стоматологии), а также навыками производства специальных экспертных исследований и дачи заключения в пределах своей компетенции необходимо для обеспечения теоретического фундамента подготовки врачей стоматологов, а также профессионального уровня будущего специалиста. Разработчики:
Эксперты:
|