Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»





Скачать 0.5 Mb.
Название Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»
страница 1/2
Дата конвертации 30.06.2013
Размер 0.5 Mb.
Тип Программа
  1   2




Глава 2. Министерство здравоохранения Республики Казахстан


Реализация государственных и отраслевых программ

Охрана здоровья матери и ребенка является одним из приоритетных направлений государственных и отраслевых программ здравоохранения.

Так, данные вопросы приоритетным блоком выделены в Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 – 2010 годы (далее – Госпрограмма).

Улучшение уровня медицинского обслуживания матерей и детей предусмотрены в ^ Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения�, который подписан Главой государства 18 сентября 2009 года.

За этот период реализации Госпрограммы объем финансирования мероприятий, направленных на специальные вопросы охраны здоровья матери и ребенка вырос почти в 2,5 раза. При этом увеличились средства, направляемые на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи с 90,5 млрд. тенге в 2004 году до 273,1 млрд. тенге или в расчете на 1 жителя ( в том числе детей) с 6025 тенге в 2004 году до 14600 тенге в 2009 год.

Кроме того, для улучшения состояния здоровья женщин и детей, снижения материнской и младенческой смертности Министерством реализуется отраслевая Программа по снижению материнской и детской смертности на 2008 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1325 (далее — отраслевая программа) .

В рамках данной программы ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы улучшения и охраны здоровья матери и ребенка с учетом международных подходов. Основные акценты сделаны на внедрение критериев живорождения и мертворождения, рационального планирования и управления в сфере охраны здоровья матери и ребенка, регионализации перинатальной помощи, повышения квалификации и переподготовки кадров, улучшение материально-технической базы родовспомогательных и детских организаций, улучшение взаимодействия и преемственности служб здравоохранения, развитие межсекторального и межведомственного взаимодействия, а также повышение информированности населения об эффективных подходах в области охраны здоровья матери и ребенка

С целью активизации мер по поддержке и поощрению политики исключительно грудного вскармливания детей Министерством в рамках реализации отраслевой программы утвержден состав рабочей группы по дальнейшему внедрению в организациях охраны здоровья матери и ребенка инициативы «Больниц дружелюбного отношения к ребенку» (далее – ИБДОР). Одним из основных целей внедрения данной инициативы является приведение организаций охраны здоровья матери и ребенка в соответствие с требованиями ИБДОР с неукоснительным соблюдением принципов грудного вскармливания. В регионах проводятся семинары, совещания, круглые столы и декадники по вопросам поддержки и поощрения политики исключительно грудного вскармливания.

Для повышения уровня оснащенности детских и родовспомогательных организаций до минимального норматива оснащения медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения в 2005-2009 годы выделено около 10 млрд. тенге.

Кроме того, для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи детям, в том числе новорожденным с различной врожденной патологией и детям с тяжелой онкогематологической патологией при Научном центре педиатрии и детской хирургии в г.Алматы с 2007 года ведется строительство нового лечебного корпуса на 150 коек.

В республике, при технической и финансовой поддержке международных организаций реализуются программы по безопасному материнству, неонатальному уходу, иммунопрофилактике, раннему росту и развитию детей, профилактике микронутриентных нарушений, а также внедрению стратегии интегрированного ведения болезней детского возраста, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.

Продолжается реализация программы ВОЗ по элиминации кори и краснухи, а также ведется по поддержке статуса страны свободной от полиомиелита.


Концепция Единой национальной системы здравоохранения

Министерством разработана Концепция Единой национальной системы здравоохранения.

Формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг подразумевает предоставление права всем потенциальным поставщикам медицинских услуг (в первую очередь – стационарных) оказывать медицинские услуги и получать соответствующее финансирование.

Граждане республики, имея реальную возможность свободного выбора медицинской организации, тем самым создадут конкуренцию между поставщиками медицинских услуг. Такой механизм в перспективе будет способствовать повышению качества оказания медицинских услуг, в том числе для детского населения.

Важным является достижение максимальной прозрачности при оказании медицинских услуг. Предлагаемый вариант электронной информационной системы, включающий в себя детализированный перечень оказываемых при каждом конкретном заболевании услуг, их последующий контроль исключает любые элементы коррупции.

Внедрение данной системы позволит возмещать медицинским организациям, оказывающим стационарную и стационарозамещающую помощь, фактическую стоимость пролеченного случая. При этом стоимость услуги будет определяться на основе установленных тарифов, содержащих исчерпывающий перечень затрат, понесенных на оказание медицинских услуг в однородных случаях и учитывающих исходы лечения.

Для повышения прозрачности оказываемых медицинских услуг и объективности к процедуре аккредитации и внутреннего аудита привлекаются независимые эксперты в области здравоохранения. В рамках деятельности по развитию независимой экспертизы за отчетный период организовано обучение порядка 900 специалистов по вопросам экспертизы качества медицинских услуг, внутреннего аудита с элементами аккредитации. В настоящее время в банке данных независимых экспертов насчитывается более 230 аккредитованных экспертов по различным медицинским профилям и 16 общественных объединений.

В 2009 году на базе крупных медицинских организаций осуществляется прием граждан по вопросам качества медицинских услуг, жалобы рассматриваются на месте их возникновения по принципу «здесь и сейчас».


Подготовка и переподготовка медицинских кадров

По поручению Главы государства на базе медицинского кластера в г. Астане создан Национальный медицинский холдинг, где будет осуществляться трансферт новых научных, образовательных и управленческих технологий.

Для решения проблемы дефицита медицинских кадров Министерством принимается ряд мер по увеличению приема в медицинские вузы, выделяются целевые текущие трансферты для укомплектования организаций ПМСП медицинскими кадрами. С 2009 года в бюджете предусмотрены средства на выплату денежных пособий молодым специалистам, направляемым в сельскую местность.

В рамках Госпрограммы за счет республиканского бюджета за 2005 – 2008 годы обучено в ведущих зарубежных клиниках около 1 тысяч казахстанских специалистов, в том числе 800 по наиболее востребованным медицинским специальностям (кардиохирургия, нейрохирургия, акушерство, гинекология, неврология, педиатрия, неонатология, медицинская реабилитология и др.).

В 2009-2010 учебном году новый прием в медицинские ВУЗы и СУЗы на республиканском уровне составил 4954 гранта и 500 человек.

На сегодняшний день в докторантуре обучаются 58, аспирантуре – 113, клинической ординатуре – 6, магистратуре – 138, резидентуре – 410, докторантуре PhD – 20 специалистов. В 2009-2010 учебном году для обучения специалистов с высшим медицинским образованием в магистратуре предусмотрено 70 мест, в резидентуре – 278 мест и в докторантуре PhD – 10.

Утвержден государственный заказ на повышение квалификации 14242 кадров здравоохранения внутри страны, 209 специалистов за рубежом в ведущих зарубежных медицинских центрах, привлечение 38 ведущих зарубежных специалистов в Казахстан.

В рамках мероприятий по снижению материнской и младенческой смертности разработана методика проведения каскадных тренингов, которая заключается в обучении национальных и региональных тренеров. На базе Национального научного центра материнства и детства организованы курсы повышения квалификации для 20 казахстанских специалистов с привлечением национальных и зарубежных тренеров.

В сентябре т.г. на базе Республиканского научного центра нейрохирургии проведены семинары на тему «Детская нейрохирургия» с участием специалистов из Санкт-Петербурга (Россия), на тему «Современные аспекты нейроанестезиологии» с привлечением специалистов из Университетского медицинского центра (Израиль). Всего было обучено 55 человек.

Во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года (Дорожная карта) местными исполнительными органами регионов с целью обеспечения занятости населения заключены договора с организациями медицинского образования на переподготовку медицинских работников. В отчетный период на обучение направлено 1023 специалиста с медицинским образованием.


Оказание медицинской помощи детям

В рамках Плана мероприятий по реализации Госпрограммы для своевременного выявления заболеваний и оздоровления женщин репродуктивного возраста и детей до 18 лет с 2005 года в республике проводятся ежегодные профилактические медицинские осмотры.

Профилактические осмотры детей в возрасте 0-14 лет и их результаты*




На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 1.01.2009

Осмотрено детей - всего, тыс.

3617,4

3713,9

3583,1

Выявлено при осмотрах детей:










с понижением остроты слуха










всего, тыс.

10,7

9,8

8,7

в процентах от числа осмотренных

0,3

0,3

0,2

с понижением остроты зрения










всего, тыс.

85,2

82,7

77,9

в процентах от числа осмотренных

2,4

2,2

2,2

с дефектом речи










всего, тыс.

26,2

23,7

19,3

в процентах от числа осмотренных

0,7

0,6

0,5

со сколиозом










всего, тыс.

19,8

17,1

16,2

в процентах от числа осмотренных

0,5

0,5

0,5

с нарушением осанки










всего, тыс.

38,1

36,6

32,0

в процентах от числа осмотренных

1,1

1,0

0,9

  • ^ По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК

По итогам 9 месяцев 2009 года, профилактическими медицинскими осмотрами охвачено 3,5 млн. детей, то есть 81,5 % из числа подлежавших. Выявлена патология у 26,8% детей, из них оздоровлено около 60,3 %.









Показатели материнской и младенческой смертности

На сегодня в Казахстане проживает свыше 4,4 млн. женщин детородного возраста и 4,7 млн. детей до 18 лет, что составляет почти 30% от общего населения республики.

По итогам 9 месяцев 2009 года осмотрено свыше 4-х млн. женщин репродуктивного возраста (96,3%). При этом, почти у каждой пятой женщины (21%) выявлена различная патология репродуктивной системы, из которых 61,3% оздоровлено.

В 2009 году в стране наметилась тенденция улучшения основных медико-демографических показателей. Так, наблюдается устойчивый рост показателя рождаемости, стабилизация показателя смертности, растет показатель естественного прироста населения.

По итогам 9 месяцев 2009 года показатель материнской смертности в республике составил 33,1 на 100 тыс.живорожденных против 32,9 за аналогичный период 2008 года. Наиболее высокие показатели материнской смертности зарегистрированы в Атырауской (58,1), Мангистауской (55,3), Кызылординской (42,7), Павлодарской (41,6), Жамбылской (34,6) и Алматинской (34,4) областях.


^ Наименование областей

2008г

2009г.

МС

(абс. чис.)

Показатель МС


МС (абс. чис.)

Показатель МС


Акмолинская

2

21,8

3

30,9

Актюбинская

3

24,5

2

15,8

Алматинская

11

38,4

9

34,4

Атырауская

3

29,5

6

58,1

ВКО

4

22,9

6

33,0

Жамбылская

4

18,6

7

34,6

ЗКО

5

58,6

2

21,4

Карагандинская

5

28,9

5

28,0

Кызылординская

11

82,1

6

42,7

Костанайская

3

30,5

2

20,6

Мангыстауская

9

82,9

6

55,3

Павлодарская

1

10,2

4

41,6

СКО

2

30,2

2

31,3

ЮКО

16

28,3

17

30,6

г. Астана

4

43,1

2

20,2

г. Алматы

3

10,9

6

22,8

Респуб. учреждения

4

89,7

5

99,2

Всего

90

32,9

90

33,1

Показатель младенческой смертности за 9 месяцев текущего года составил 18,3 на 1000 родившихся живыми против 20,5 показателя за аналогичный период 2008 года. Наиболее высокие показатели младенческой смертности зарегистрированы в Восточно-Казахстанской (22,8), Мангистауской (22,1), Южно-Казахстанской (21,2), и Кызылординской (21,1) областях.





В структуре причин младенческой смертности первое место занимают некоторые состояния перинатального периода, на втором - врожденные пороки развития, на третьем – болезни органов дыхания.

С целью профилактики осложнений беременности и родов, начиная с 2005 года продолжается бесплатное лекарственное обеспечение беременных на амбулаторном уровне железо- и йодосодержащими препаратами, а также продолжаются мероприятия по бесплатному лекарственному обеспечению детей до 5-летнего возраста и подростков при лечении отдельных заболеваний.

С целью дальнейшего совершенствования оказания медицинской помощи детям в 2009 году продолжено проведение уникальных операций по кохлеарной имплантации детям, страдающим тяжелыми врожденными и приобретенными нарушениями слуха. Актуальность проводимых операций обусловлена проблемой лечения детей, страдающих указанной патологией, так как ранее лечение детей с такой патологией в республике осуществлялось только консервативно или направлялись за рубеж за счет средств республиканского бюджета.

В республике начата работа по снижению заболеваемости и смертности детей раннего возраста от гемофильной инфекции. С этой целью в Национальный календарь профилактических прививок включена плановая вакцинация детей против гемофильной инфекции, что приведет к снижению уровня заболеваемости и смертности детей от менингитов, пневмоний, а также снижению инвалидизации.

Вместе с тем, показатели смертности матерей и детей, несмотря на снижение за последние годы остаются высокими по сравнению с Европейскими странами.

В рамках решения данной проблемы Министерством здравоохранения ведется работа совместно с территориальными органами здравоохранения по созданию и восстановлению в организациях здравоохранения кабинетов здорового ребенка, как связующего звена специалистов системы здравоохранения с представителями других министерств и ведомств (МОН, МВД, МТСЗН, территориальными комитетами по защите прав ребенка, общественными и др. организациями) в целях проведения своевременных профилактических и коррекционных мероприятий в вопросах выявления ребенка с проблемами в развитии и обеспечения его дальнейшего гармоничного роста и развития.

Профилактика и лечение ВИЧ-инфекции

Республика Казахстан была одной из 189 стран, участвовавших в 2001 году на 26-й Специальной сессии Генеральной Ассамблей ООН по ВИЧ/СПИД, на которой была одобрена Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ.

В Декларации об обязательствах, принятой Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН особо подчеркнуто, что наряду с сильным политическим руководством, мультисекторальным сотрудничеством, проведением профилактики и лечения, эффективная борьба с ВИЧ/СПИДом должна включать снижение уязвимости и соблюдение прав человека.

Одной из причин распространения ВИЧ-инфекции в странах является стигматизация людей, живущих с ВИЧ. На ВИЧ-инфицированного и больного СПИД ложится дополнительное бремя ответственности перед законом в случае появления опасности заражения другого лица. Разглашение информации о ВИЧ статусе приводит к стигме и дискриминации в отношении человека с ВИЧ, для которого на практике ограничен доступ к медицинской помощи, образованию и трудоустройству. В этот день мы призываем покончить с предрассудками, стигмой и дискриминацией, связанными с ВИЧ. В стране не должно остаться человека, не осведомленного о ВИЧ инфекции, СПИДе и возможных способах профилактики.

На 1 июня 2009 г. родилось – 731 детей от ВИЧ– инфицированных матерей. Из них 396 сняты с диспансерного учета по перинатальному контакту, 51 ребенку выставлен диагноз ВИЧ-инфекция. Под наблюдением – 226 детей, которым статус не установлен.

На конец 2009 года, в результате планомерно проводимых противоэпидемических мероприятий по противодействию эпидемии СПИДа, эпидемиологическая ситуация в республике стабилизирована. За 10 месяцев 2009 года зарегистрировано 1759 случаев ВИЧ-инфекции, что на 234 случая меньше, чем за аналогичный период прошлого года (10 месяцев 2008 года – 1993 случая).

Республика Казахстан по оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения в настоящее время находится в концентрированной стадии эпидемии и уровень распространения инфекции среди населения не превышает 0,15%, что в несколько раз ниже среднего уровня в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.

Мероприятия по стабилизации распространения ВИЧ-инфекции проводятся в соответствии с Программой по противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан № 1216 от 15 декабря 2006 года.

Мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИДом проводятся в сотрудничестве государственных организаций с 93 неправительственными организациями.

Мобилизованы ресурсы международных доноров в том числе Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Международной Ассоциации развития и Всемирного банка.



Мероприятия по улучшению качества питьевой воды

Состояние здоровья населения, в том числе детей, во многом зависит от качества питьевой воды.

В рамках мероприятий по улучшению качества и рациональному использованию питьевой воды во всех областях республики с 25 апреля по 25 мая проведен ежегодный смотр готовности объектов водоснабжения к работе в весенне-летний период в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 6 апреля 2004 года № 5 «О проведении смотра готовности объектов водоснабжения, канализования к работе в весенне-летний период, санитарной очистки и благоустройства территории населенных мест».

В ходе смотра разрабатывались соответствующие мероприятия по дальнейшему обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По итогам смотра готовности объектов водоснабжения к работе в весенне-летний период, санитарной очистки и благоустройства территории населенных мест приведено в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям 716 объектов централизованного водоснабжения. По выявленным санитарно-эпидемиологическим нарушениям приняты следующие меры: приостановлены эксплуатация 24 объектов централизованного водоснабжения, по 34 объектам материалы переданы в следственные органы, наложено штрафов 465. На сегодняшний день обеспеченность населения водопроводной питьевой водой составил 81,1 %.

Ситуация по безопасности питьевой воды из систем централизованного водоснабжения стабильная, при этом удельный вес несоответствия по санитарно-химическим и микробиологическим показателям за истекший период 2009 года составил 1,8 % и 1,6 %.

В целом, по республике после проведенных ремонтно-восстановительных работ уменьшилось количество неработающих водопроводов и водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям. За период реализации отраслевой программы «Питьевые воды» с 2002 года и за истекший период 2009 года сократился удельный вес неработающих водопроводов с 299 (11 %) до 209 (7,9 %) и не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям с 363 (15,9 %) до 235 (10,9 %).

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм по объектам водоснабжения приняты следующие административные меры: наложено 792 штрафов, передано материалов в правоохранительные органы – 63, приостановлена эксплуатация объектов 57.

Государственными органами санитарно-эпидемиологической службы в средствах массовой информации постоянно освещаются вопросы состояния водоснабжения населения, качества питьевой воды, совместно с заинтересованными ведомствами организовываются круглые столы.

Всего организовано выступлений на телевидении по вопросам водоснабжения 64, опубликовано 837 статей.

Формирование здорового образа жизни и развитие кабинетов

здорового ребенка в республике

Министерством продолжена работа по реализации программы «Здоровый образ жизни» на 2008-2016 годы в соответствии с Планом мероприятий на 2008-2010 годы.

В рамках общественной кампании «Пропаганда здорового образа жизни» проведено 307800 мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, которыми охвачено 3 723 тыс.человек, в том числе в сельской местности – 2 522 тыс.человек (67,7%). Через каналы средств массовой информации организовано 2387 мероприятий: вышли в эфир 1015 телевизионных, 838 радиопередач, опубликованы в журналах и периодической печати 534 материала по ФЗОЖ, профилактике факторов риска и заболеваний. Информацией охвачено 86 % населения.

Среди населения организовано и проведено 15 широкомасштабных акций: Всемирные дни и другие акции по вопросам сохранения и укрепления здоровья, рекламированию услуг и товаров, способствующих ФЗОЖ населения, 4 месячника по приоритетным направлениям - активизации пропаганды мер профилактики заболеваний и травматизма, 4 декадника по профилактике хронических неинфекционных заболеваний, избыточной массы тела и острых кишечных инфекций.

Один из механизмов формирования культуры здорового образа жизни явялются кабинеты здорового ребенка. Так, анализ состояния кабинетов здорового ребенка в республике выявил следующее. По состоянию на начало 2009 года в республике имеется 1865 амбулаторно-поликлинических организаций, обслуживающих детское население, из которых около 40 % имеют кабинеты здорового ребенка.

При этом, в Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской областях и г.Алматы в амбулаторно-поликлинических организациях, обслуживающих детское население, недостаточно кабинетов здорового ребенка. Так, в Южно-Казахстанской области при численности детского населения свыше 765 тысяч имеется всего 8 кабинетов здорового ребенка (при прогнозной потребности не менее 70).

В Восточно-Казахстанской области при численности детского населения свыше 274 тысяч имеется 19 кабинетов здорового ребенка (при потребности не менее 27). Аналогичная ситуация в Мангистауской области и г.Алматы.

Во всех регионах кабинеты здорового ребенка укомплектованы средними медицинскими работниками на 99% и на 43% - врачами. Низкая укомплектованность медицинскими работниками кабинетов здорового ребенка отмечается в Южно-Казахстанской (75%), Восточно-Казахстанской (84%) областях и г. Астана (78%).

Уровень знаний медицинских работников кабинетов здорового ребенка оставляет желать лучшего, во многих кабинетах работают лица пенсионного возраста или специалисты, не имеющие соответствующей подготовки.

Наряду с этим, кабинеты здорового ребенка недостаточно укомплектованы необходимым минимальным оборудованием, учебно-методическими материалами, наглядными пособиями и стендами. Практически во всех кабинетах здорового ребенка отсутствуют специальные диагностические методические материалы для обследования нервно-психического развития ребенка.






Таким образом, недостаточная организация работы кабинетов здорового ребенка непосредственно отражается на показателях смертности детей раннего возраста.

^ Глава 3. Министерство труда и социальной защиты населения

Республики Казахстан


Охрана прав и защита законных интересов детей является одним из основных направлений национальной политики Республики Казахстан.

В этой связи деятельность по поддержке детей, а в особенности детей с ограниченными возможностями, является одним из основных приоритетов в работе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Социальная защита и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями

Социальная защита и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями осуществляется в соответствии с Законами Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и Законом Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», определяющими правовые, экономические и организационные условия обеспечения социальной защиты инвалидов, создания им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество.

Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» инвалиды, в том числе дети-инвалиды, за счет средств государственного заказа обеспечиваются протезно-ортопедическими, сурдо-тифлотехническими и обязательные гигиеническими средствами, специальными средствами передвижения (кресло-коляски), санаторно-курортным лечением.

Так, по итогам 9 месяцев 2009 года обеспечены:

протезно-ортопедической помощью – 1347 ребенка;

сурдотехническими средствами – 557;

тифлотехническими средствами – 143;

кресло-колясками – 474;

санаторно-курортным лечением – 704;

обязательными гигиеническими средствами – 4369 детей-инвалидов.

Детям-инвалидам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и медицинском обслуживании, предоставляется социальное обслуживание в  домах-интернатах.

В настоящее время в Казахстане действуют 3 дома-интерната для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 17 детских психоневрологических домов-интернатов, где проживают, соответственно, свыше 300 и 2300 детей-инвалидов.

С принятием постановления Правительства РК об утверждении натуральных норм питания с января текущего года в медико-социальных учреждениях, в том числе в домах-интернатах, реабилитационных центрах, учебных заведениях для детей-инвалидов, введены новые нормы питания (в 2006 году - 516 тенге в день на одного опекаемого, в 2009 году – 1060 тенге), что позволило привести питание к единой норме по всей стране с учетом состава белков, жиров, углеводов и других необходимых компонентов.

На эти цели из республиканского бюджета местным исполнительным органам в 2009 году направлены целевые текущие трансферты в сумме 4 324 млн. тенге.

Вместе с тем, отмечается повышение уровня первичной инвалидности среди детей. За 9 месяцев 2009 года инвалидами было признано 6287 детей, а за аналогичный период 2008 года – 5563 детей, т.е. рост составляет 724 ребенка.

В структуре детской инвалидности лидирующее место занимает инвалидность, связанная с врожденными аномалиями развития. За 9 месяцев 2009 года по этой патологии признано инвалидами 2061 детей или 32,8% , за 9 месяцев 2008 года – 1717 ребенка или 30,9 %.

Большой рост первичной инвалидности вследствие врожденных аномалий в г. Алматы (38,1%), Западно-Казахстанской области (38%), Карагандинской области и в г.Астана (35,9%).

На втором месте - болезни нервной системы – 1595 детей-инвалидов или 25,4 % (в 2008 г. – 1355 детей или 24,4 %), высокий уровень остается в Жамбылской (32,4%) и Павлодарской (30,2%) областях.

На третьем месте — болезни от психических расстройств – 739 детей или 11,8% (в 2008 г. – 706 детей или 12,7%) высокий рост остается в Костанайской (23,5%), Мангистауской (17,1%), Кызылординской (16,7 %) областях.

В этой связи, перспективной задачей политики в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями является всесторонняя поддержка семей, в составе которых находятся дети, нуждающиеся в дополнительном уходе и заботе.


Социальная защита материнства и детства

В целях социальной защиты материнства и детства, а также поддержки малообеспеченных семей с детьми 28 июня 2005 года принят Закон Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». Социальная поддержка семей, имеющих детей, включает выплаты пособий в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, пособий на детей до 18 лет семьям со среднедушевым доходом ниже стоимости продовольственной корзины.

Указанные пособия на детей получают неработающие матери, которые не являются участниками социального страхования. Выплата пособий в данном случае осуществляется за счет средств государственного бюджета.

^ Государственная адресная социальная помощь по категориям населения*




Количество получателей, человек

Общая сумма АСП, тыс. тенге

1.01.2007

1.01.2008

На 1.01. 2009

1.01.2007

1.01.2008

1.01.2009

Всего назначено

339052

224817

244152

3366870,7

2519253,5

3406422,3

из них:



















детям, всего

207518

137563

147922

2076496,1

1545580,3

2077074,9

в том числе:



















детям дошкольного возраста

84439

59150

65787

886614,2

685073,9

933113,3

детям школьного возраста

122754

78237

81956

1188019,8

859472,9

1142368,2

детям-инвалидам до 16 лет

325

176

179

1862,1

1033,5

1593,4

студентам, слушателям, курсантам дневной формы обучения, включая магистратуру и аспирантуру

7376

4841

6131

67173,6

49335,5

85996,7

  • По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК


Работающие матери, являющиеся участниками системы социального страхования, получают пособия за счет средств Государственного Фонда социального страхования. Это стало возможным с введением с января 2008 года в систему социального страхования двух дополнительных видов социальных рисков – на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и в связи с уходом за ребенком по достижению им одного года.

При этом размеры пособий составляют:

на случай беременности и родов – в размере среднемесячной заработной платы за все дни отпуска по беременности и родам;

по уходу - в размере 40% от среднемесячной зарплаты (не более 10 - кратного размера минимальной заработной платы).

Средний размер социальных выплат на одного получателя в октябре текущего года составил:

на случай беременности и родов, усыновления новорожденного ребенка – 168 183 тенге;

на случай ухода за ребенком – 15 511 тенге.

За 10 месяцев т.г. пособие на рождение получили 296,7 тыс. человек, что больше на 7,0 тыс. человек (или 2,4 %) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Сумма выплаченных пособий составила 11,4 млрд. тенге или больше на 1,6 млрд. против аналогичного периода 2008 года (9,8 млрд. тенге).

Пособие по уходу за ребенком за 10 месяцев текущего года выплачено 144,8 тыс. человек, что больше на 3,9 тыс. человек (или 2,8 %) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом сумма выплаченных пособий составила 14,0 млрд. тенге, что больше на 0,6 млрд. тенге аналогичного периода 2008 года.

Увеличилось число получателей пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей. За анализируемый период т.г. оно назначено 748,0 тыс. детей, что больше на 20,3 тыс. человек или 2,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На их выплату выделено 6,9 млрд. тенге, что на 0,7 млрд. тенге больше в сравнении с прошлым годом.

Основная доля получателей пособия приходится на детей, проживающих в сельской местности – 73,5 % (549,4 тыс. человек), против 74,8 % (544,5 тыс. человек) за аналогичный период 2008 года.

В целях реализации Послания Президента РК от 6 февраля 2008 года для социальной защиты материнства и детства, улучшения демографической ситуации проектом Стратегического плана развития Министерства труда и социальной защиты населения на 2009 – 2011 годы, с 2010 года планируется:

- поэтапное увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года в среднем в 2,5 раза по отношению к 2007 году;

увеличение размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка более чем в 4 раза к уровню 2007 года.

- введение пособия родителям и (опекунам), воспитывающим детей- инвалидов в размере минимальной заработной платы.

Малообеспеченным семьям, доход которых не превышает черты бедности, выплачивается адресная социальная помощь (далее – АСП), ее размер исчисляется как разница между чертой бедности (40 % от прожиточного минимума) и среднедушевым доходом (ЗРК «О государственной адресной социальной помощи»).

По состоянию на 1 ноября т.г. АСП назначена 230,8 тыс. гражданам, что на 4,7 тыс. человек (или 2 %) меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Наибольшую долю среди получателей АСП составляют дети и лица, занятые уходом за детьми. В сравнении с 2008 годом численность детей в отчетном периоде уменьшилась на 3039 человек, составив 61,7 % или 140,0 тыс. человек (в 2008 году – 60,7 % или 143,0 тыс. детей). Доля лиц, занятых уходом за детьми, увеличилась на 1% и составляет 12,9 % против 11,9 %.

Средний размер АСП составил 1176 тенге против 1199 тенге за 10 месяцев 2008 года.

Предоставление социальных услуг

Одной из важнейших направлений осуществления государственной политики по поддержанию социально-уязвимых слоев населения, в том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, является предоставление социальных услуг.

Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах», принятый 29 декабря 2008 года, регулирует общественные отношения в сфере предоставления специальных социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, формирует единый подход в предоставлении им гарантированного, платного и дополнительного объема специальных социальных услуг, предусматривает основы дальнейшего законодательного, институционального развития рынка специальных социальных услуг, определил субъекты, потребителей, виды, перечень, объем оказываемых услуг.

В текущем году в рамках реализации закона приняты постановление Правительства РК «Об утверждении перечня гарантированного объема специальных социальных услуг», предусматривающее гарантированный объем специальных социальных услуг для детей с психоневрологическими патологиями, Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения (далее - стандарт), направленный на детей с психоневрологическими патологиями.

В рамках Стандарта в четырех пилотных регионах (Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях, гг. Алматы, Астана) с текущего года введены дополнительные штатные единицы (специалист по социальной работе, инструктор по лечебной физкультуре, логопед, дефектолог, психолог, дефектолог по развитию сенсорных навыков, учитель музыки и физкультуры, методист), приобретается вспомогательное, медицинское, учебное оборудование, медикаменты, одежда и предметы личной гигиены, гигиенические средства с учетом потребностей детей, осуществляется комплектование групп, исходя из уровня социального развития ребёнка с учетом его индивидуальных потребностей (раньше было 18 детей в группе, стало - 6), вводятся новые формы оказания специальных социальных услуг в условиях полустационаров.

На реализацию новых стандартов из республиканского бюджета в 2009 году было выделено 1016,1 млн. тенге.

Создано 8 отделений дневного пребывания, в которых получают специальные социальные услуги 270 детей-инвалидов (в Акмолинской области – 1 дневное отделение, в Восточно-Казахстанской области - 4, Южно-Казахстанской области - 1, в г. Астана - 1, в г. Алматы - 1).

На эти цели из республиканского бюджета в 2009 году выделено 153,3 млн. тенге.

Внедрение новой системы предоставления специальных социальных услуг связано с активным участием неправительственного сектора.

В рамках государственного социального заказа неправительственным сектором, начиная с 2009 года, 1070 детям с психоневрологическими заболеваниями в условиях полустационара и ухода на дому оказываются специальные социальные услуги в четырех пилотных регионах (в Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, в гг. Астана и Алматы).

На размещение государственного социального заказа в неправительственном секторе из республиканского бюджета в 2009 году направлено 230,2 млн. тенге.

Проблемы детского труда

Одной из основных задач Министерства является изучение вопросов, связанных с использованием наихудших форм детского труда, активное участие в разработке совместных с министерствами образования , внутренних дел, акимами регионов программ действий, направленных на борьбу с детским трудом.

На октябрь 2009 года по данным органов образования и защиты прав детей выявлены 911 фактов эксплуатации детского труда (в 2008 году — 1202), в том числе торгующие на рынке — 77, работающих на полях — 633, на автомойках — 61, официантами — 15, занимающиеся попрошайничеством — 103, продажа газет и журналов — 4, торгующие цветами — 18.

Так, по информации Департамента защиты прав детей ^ Южно-Казахстанской области и прокуратуры Мактааральского района была проведена проверка посещения детьми школ.

Проверка проводилась в период с 6 по 12 октября 2009 года. В результате установлено, что в 31-ой школе отсутствовали 25% школьников. Администрация школ пояснила, что учащиеся школ вынуждены работать на полях крестьянских хозяйств, которые принадлежат их родителям.

Кроме того, по информации Благотворительного общественного фонда «Социальный Центр “Дети Юга” в 2008 году в Мактааральском районе 542 ребенка (52,2%) из школ им. Р. Бапышева, им. К.Аманжолова, им. Б.Майлина привлекались к работе по сбору хлопка в течение от 2 до 8 недель.

В целом по оценке МОТ ИПЕК примерная доля детей составляет около 50 - 60 % от общего количества людей, работающих в хлопководческих хозяйствах.

При этом опрос детей и родителей показал, что основным фактором, влияющим на использование детского труда на селе, является бедность крестьянских хозяйств, которая усугубляется нехваткой доступной сельскохозяйственной техники или же отсутствием средств на аренду дорогостоящей хлопкоуборочной техники. В результате, сельским фермерам приходится прибегать к любым средствам заработка, включая использование принудительного детского труда на хлопковых полях: в прополке, сборе червей и сборе хлопка.

Данная ситуация рассмотрена на заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан 3 декабря 2009 года. По итогам приняты рекомендации.

Для дальнейшего решения вопросов детского труда совместно с МОН РК разработан и утвержден Межведомственный план работы органов образования, труда и социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, юстиции, культуры, прокуратуры по искоренению НФДТ и реализации международной конвенции МОТ №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (НФДТ)» на 2009-2011 годы.

Реализация Плана позволит успешно решать вопросы:

- информирования детей и их родителей об опасностях, связанных с детским трудом, и особенно с его наихудшими формами;

- изучения ситуации и выявления фактов детского труда среди детей, работающих на рынках, автомойках и т.д., а также работ, при которых дети подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию;

- обеспечения врачебной, психиатрической юридической помощи детям, находящимся под угрозой насильственного труда;

- создания национальной межведомственной системы мониторинга наихудших форм детского труда.

Для организации оперативного мониторинга детского труда в Алматинской и Южно-Казахстанской областях созданы социальные центры для детей по профилактике и предупреждению наихудших форм детского труда в рамках пилотных проектов. Центры созданы для того, чтобы свести к минимуму эксплуатацию детского труда и дальнейшем предотвратить вовлечение подростков в наихудшие формы труда.

Кроме того, ежегодно в июне совместно с МОТ проводится Национальная информационная кампания «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда». На протяжении 12 дней проводятся мероприятия, посвященные проблеме детского труда и борьбе с ним (конференции, круглые столы с подведением итогов работы за год и выработкой рекомендаций в регионах, пресс-конференции на тему детского труда в данном регионе, освещающие деятельность различных организаций по борьбе с детским трудом, информационные акции - день «горячей линии» по проблеме детского труда).


  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 марта 2006 года №124 о деятельности медицинских
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О системе здравоохранения» и в целях реализации постановления...
Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Приказ и о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 августа 2012 года №524 Овнесении изменений

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года «О лицензировании» Правительство Республики Казахстан
Перечень государственных органов, которые осуществляют согласование выдачи лицензии в части соответствия...
Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Приказ И. о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года №92. Зарегистрирован

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 ноября 2009 года №780. Зарегистрирован

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Приказ Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 10 апреля 2001 года n 323 Омерах

Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» icon Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 ноября 2009 года №709 Об утверждении Перечня
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 ноября 2009 года №709
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина