Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
(КБГУ)
«УТВЕРЖДАЮ»
ДЕКАН МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УМСФ, ДОЦЕНТ
_______________Р.М. Захохов.
«____»_______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине - ОРТОДОНТИЯ
специальности 04. 04. 00- «Стоматология»
Вид учебной работы
|
Количество часов
|
Всего по учебному плану
|
Кредиты
всего
|
Аудиторные занятия
|
55
|
1,5
|
Лекции(Л)
|
10
|
0,2
|
Практические занятия (ПЗ) Лабораторные занятия
|
45
|
1,2
|
Самостоятельная работа студентов
|
42
|
1,2
|
КСРС
|
5
|
|
Общая трудоёмкость дисциплины (всего часов)
|
97
|
2,7
|
текущий контроль включает: собеседование
контроль мануальных навыков (устно)
решение ситуационных задач (письменно)
тестовый контроль (письменно)
|
Рейтинговая контр. точка №1,2,3
|
Рубежный контроль включает: тестовый контроль в системе АСТ, собеседование, контроль мануальных навыков, решение ситуационных задач
|
Зачёт в конце 10 сем
|
Зачёт после окончания 10 семестра
НАЛЬЧИК
2012 г.
Настоящая программа по ортодонтии составлена в соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 060105 — Стоматолог ( З уровень высшего профессионального образования) 2003 г.
Рабочая программа составлена на основании “Программы по стоматологии детского возраста с профилактикой стоматологических заболеваний у детей” для студентов стоматологических факультетов. — М.: ВУНМЦ, 1997 г., утвержденная в 1996 г., начальником Управления учебных заведений МЗ МП РФ
Программа составлена доцентом кафедры детской стоматологии Жазаевой З.А.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Детская стоматология «________»___________2012 г.
Зав. кафедрой Детской стоматологии
к.м.н., доц.____________ Жазаева З.А.
Рабочая программа согласована
Зав. кафедрой терапевтической стоматологии
к.м.н., доц.______________ Тхазаплижева М.Т.
Рабочая программа согласована
Зав. кафедрой хирургической стоматологии
д.м.н., проф. ____________ Мустафаев. М.Ш.
Рабочая программа согласованна
Зав. кафедрой ортопедической стоматологии
к.м.н., доц._______________ Кучмезов И.А.
Одобрено методическим советом факультета
«____»_______________2012 г.
Зам, председателя УМСФ _______________
^
Предметом ортодонтии являются изучение этиологии и патогенеза зубо-челюстно-лицевых аномалий, их профилактика, своевременное выявление отклонений и их устранение, т.е. направление развития в сторону нормы. В задачи ортодонтии входит также лечение сложившихся, устойчивых деформаций, но по существу своему эта наука относится к профилактическим разделам медицины, так как сохранение здоровых зубов и нормального прикуса, т.е. исправление нарушений местного характера, предупреждает заболевания организма в целом.
^
Целью изучения студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов дисциплины «Ортодонтия» является:
научить обучающихся разбираться в вопросах проявления патологии в зубочелюстной области в различном возрасте, определять сроки и выбирать методы предупреждения заболеваний, своевременно распознавать врожденные пороки развития и предупреждать дальнейшее развитие аномалий и деформаций зубочелюстной системы, оказывать квалифицированную медицинскую помощь детям, подросткам и взрослым с зубочелюстнолицевыми аномалиями.
В связи с этим задачами изучения дисциплины являются:
познакомить студента с закономерностями роста и развития зубочелюстной системы;
ознакомить с особенностями диагностики и лечения зубочелюстных аномалий в зависимости от возраста ребенка заболеваний
принципах оказания стоматологической помощи пациентам с врождённой патологией зубочелюстной системы их реабилитации (медицинской и социальной) и путях её реализации;
ознакомить студента с методами профилактики аномалий зубочелюстной системы, врожденных и наследственных
научить студента выполнению отдельных врачебных манипуляций;
При условии выполнения данной программы студент должен
знать:
особенности анатомического строения зубов и челюстей в детском возрасте;
закономерности роста челюстей и других костей лицевого скелета;
особенности клинического проявления основных стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков,
особенности проявления и течения патологических процессов в челюстно-лицевой области,
влияние наследственных факторов и факторов внешней среды на возникновение основных зубочелюстных аномалий и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков,
существующие методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний и заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей.
уметь:
использовать эти знания при диагностике, и лечении основных стоматологических заболеваний и заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков
проводить манипуляции с диагностическими моделями челюстей:
проводить анализ рентгенограмм:
а) обзорных рентгенограмм челюстей костей
б) ортопантограмм
в) томограмм височно-нижнечелюстного сустава
применить на практике методы профилактики зубочелюстных аномалий и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков,
Студент должен иметь навыки (владеть) методами:
установления психологического контакта с ребенком, его родителями;
сбора жалоб, анамнеза, осмотра ребенка;
осмотра зубов, зубных рядов,
снятия оттисков с зубных рядов и получения диагностических гипсовых моделей;
методами изучения формы зубных рядов
методами выявления лицевых признаков аномалий зубочелюстной системы.
проведения и анализа жевательных проб
^
Наименование тем
|
Всего часов/
кредиты
|
Аудиторные
Занятия (в т. ч)
|
Самост. работа студентов
|
Лекции.
|
Практическ занятия
|
1.Организация работы клиники ортодонтии. Асептика. Антисептика. Ортодонтическая лаборатория. Учет и документация в ортодонтии.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
2. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребёнка.
Виды зубочелюстных аномалий. Классификации морфологические, функциональные, этиопатогенетические Современная классификация аномалий окклюзии зубных рядов (Персин Л.С.). Терминология, применяемая в ортодонтии
|
5
|
2
|
3
|
4
|
3.Этиология зубочелюстных аномалий и их профилактика. Эндогенные причины. Экзогенные причины.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
4.Диагностика морфологических и функциональных нарушений при зубочелюстно-лицевых аномалиях. Клиническое обследование. Особенности методов обследования стоматологом ортодонтом пациентов разного возраста. Фотометрические методы исследования в ортодонтии
|
5
|
2
|
3
|
4
|
5. Изучение и измерение диагностических моделей челюстей. Диагностика размеров зубов, зубных рядов. апикальных базисов челюстей.
Графические методы диагностики аномалии формы зубных рядов.
|
5
|
2
|
3
|
4
|
6.Рентгенологическое исследование: внутри- и внеротовая близкофокусная рентгенография и ортопантомография челюстей, томография ВНЧС. Компьютерная томография и магнито-резонансная томография.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
7.Телерентгенография головы в боковой проекции. Телерентгенография головы в прямой проекции.
|
7
|
2
|
5
|
4
|
8. Методы определения степени оссификации скелета
|
5
|
2
|
3
|
4
|
9. Функциональные методы исследования. Методы изучения состояния мышц зубочелюстной области. Функциональные тесты. Методы изучения состояния ВНЧС. Изучение состояния тканей пародонта. Регистрация движений нижней челюсти.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
10. Анализ результатов клинического и дополнительных методов исследования, Формулировка диагноза.
Сравнительная оценка возможных путей лечения.Оценка гармоничности развития зубочелюстной системы
|
5
|
2
|
3
|
4
|
11. Методы лечения зубочелюстных аномалий. Принятие решения о направлении пациента на лечение к другим специалистам.
|
13
|
2
|
1
|
4
|
12.. Комплексные хирургические ортодонтические ортопедические методы лечения ЗЧА..
|
3
|
2
|
1
|
4
|
13 Построение индивидуальной схемы лечения. Диагностика и лечение аномалий зубов, зубных рядов. Диагностика и лечение аномалий окклюзии в сагиттальном направлении.Диагностика и лечение аномалий окклюзии в вертикальном направлении.
Диагностика и лечение аномалий окклюзии в трансверсальном направлении.
Диагностика и лечение аномалий челюстей (формы, размеров, расположения).
|
7
|
2
|
5
|
5
|
14.Миогимнастика в ортодонтии для профилактики возникновения основных видов зубочелюстных аномалий, устранения функциональных нарушений, комплексного лечения ЗЧА.
Физиотерапия в ортодонтии.
|
7
|
2
|
5
|
5
|
15. Врожденное несращение верхней губы, альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба.
Принципы лечения и диспансерного наблюдения пациентов с врожденными несращениями
|
7
|
2
|
5
|
5
|
1.6 Ретенционный период лечения. Рецидивы зубочелюстных аномалий. Принципы диспансерного наблюдения и лечения пациента с зубочелюстно-лицевой аномалией.
|
5
|
2
|
3
|
5
|
17. Морфологическая и функциональная перестройка зубочелюстной системы под воздействием ортодонтических аппаратов. Силы, применяемые при ортодонтическом лечении. Изменения состава мкрофлоры полости рта и состояния тканевого иммунитета.
|
4
|
2
|
2
|
5
|
18.Особенности протезирования в детском возрасте. Травма зуба.
Травма челюстных костей.
Травма мягких тканей и органов рта, лица и шеи.
|
7
|
2
|
5
|
5
|
|
90/2,5+ 1
|
36/1
|
54/1,5
|
77/2,1
|
|