Грамположительные кокки icon

Грамположительные кокки





Скачать 1.2 Mb.
Название Грамположительные кокки
страница 1/8
Дата 06.03.2013
Размер 1.2 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Тема : Грамположительные кокки

Обоснование темы. Кокки - обширная группа микроорганизмов, включающая патогенные, условно-патогенные и непатогенные шаровидные бактерии. Они чаще всего вызывают гноеродные процессы, особенно у новорожденных, детей раннего возраста, лиц с ослабленной иммунорезистентностью. Характер течения заболеваний, вызванных кокками, зависит и от биологических свойств микроба. Знание вопросов указанной темы необходимо для последующего обучения на кафедрах патологической физиологии, терапии, педиатрии, хирургии, нервных, глазных, кожно-венерических болезней, а также в будущей врачебной работе.

^ Цель обучения - сформировать представление о роли кокков в развитии патологических процессов у человека, о биологических свойствах микробов, их способности вызывать различные клинические формы заболеваний; научить основам микробиологической диагностики и интерпретации полученных результатов исследования.

^ Студент должен знать:

-основные факторы иммунной защиты и неспецифической резистентности

-правила забора материала для исследований

-принципы микробиологической диагностики

^ Студент должен уметь:

-приготовить и окрасить мазки по Граму

-оценить культуральные свойства микробов на питательных средах

- правильно интерпретировать и оформить результаты исследований


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Эволюция кокковой группы бактерий, их общая характеристика

Стафилококки

  1. История открытия и изучения стафилококков, их роль в развитии заболеваний

  2. Экология и распространенность

  3. Таксономия

  4. Морфология и физиология

  5. Аппарат агрессии (токсины, ферменты патогенности)

  6. Антигены. Особенности иммунитета. Состояние неспецифической резистентности

  7. Патогенез стафилококковых инфекций, особенности возникновения внутригоспитальных инфекций стафилококковой этиологии

  8. Лабораторная диагностика

  9. Препараты специфической профилактики и терапии

Стрептококки

  1. История открытия стрептококков. Таксономия. Роль стрептококков в развитии патологических состояний (этиологическая и патогенетическая роль стрептококков группы А при респираторных инфекциях, рожистом воспалении, ангине, скарлатине, остром гломерулонефрите, ревматизме, сепсисе, стоматологических заболеваниях. Роль стрептококка пневмонии, стрептококков группы В в патологии ребенка и взрослого человека).

  2. Экология и распространенность

  3. Морфология и физиология

  4. Характеристика аппарата агрессии.

  5. Антигены стрептококков, особенности иммунитета

  6. Лабораторная диагностика

  7. Профилактика и лечение

Энтерококки

  1. Биологические свойства.

  2. Роль в патологии человека.

  3. Энтерококки как показатель санитарного состояния окружающей среды.

Анаэробные грамположительные кокки (пептококки, пептострептококки).

  1. Таксономия. Роль в патологии человека.

  2. Биологические свойства.

  3. Факторы патогенности.

  4. Методы микробиологической диагностики.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие заболевания вызывают стафилококки, стрептококки, энтерококки, пептококки и пептострептококки?

  2. Сколько видов стафилококков включены в род Staphylococcus?

  3. Какие виды стафилококков чаще вызывают заболевания у человека?

  4. Какие питательные среды используют при выделении чистых культур стафилококков, стрептококков?

  5. Ведущие признаки патогенности стафилококков, стрептококков.

  6. Что такое экстрацеллюлярная и клеточная коагулаза, способы ее выявления?

  7. Какие антигены стафилококков отнесены к суперантигенам?

  8. Роль белка "А" в развитии стафилококковой инфекции.

  9. Отличительные свойства золотистого стафилококка

  10. Для чего определяется чувствительность к новобиоцину?

  11. Правила забора крови и соотношение объемов питательной среды и крови, забранной у взрослых и детей.

  12. Соотношение объемов крови и питательной среды при посеве материала, взятого на фоне интенсивной антибиотикотерапии.

  13. Какие признаки положены в основу классификаций стрептококков, какие классификации вы знаете?

  14. Назовите ведущие признаки, позволяющие идентифицировать Streptococcus pneumoniae.

  15. Методы экспресс - диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.

  16. Роль стафилококков и стрептококков в развитии иммунокомплексной патологии.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Приготовить мазки из гноя, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать.

2. Описать культуральные свойства стафилококков в готовых посевах на жидких и плотных питательных средах.

4. Изучить признаки патогенности стафилококков: плазмокоагулазную, лецитоветилазную, гемолитическую активность, способность утилизировать маннит в аэробных и анаэробных условиях.

5. Определить чувствительность стафилококков к антибиотикам.

6. Определить фагогруппу стафилококков.

7. Промикроскопировать готовые мазки со стрептококками.

8. Изучить характер роста стрептококков на КМПА, сахарном бульоне.

9. Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения заболеваний, вызванных стафилококками и стрептококками.

10. Составить алгоритм диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.

11. Решить предложенные ситуационные задачи.


^ Микробиологическая диагностика стафилококковой инфекции

Материалом для исследований может быть раневое отделяемое, кровь, спинномозговая жидкость, рвотные массы и промывные воды желудка, пунктаты из ограниченных очагов воспаления, мокрота, слизь из зева и т.д.

Чаще всего материал забирают ватным тампоном, который помещают в пробирку с транспортной питательной средой для контроля стерильности (СКС).Кровь засевают в питательную среду на основе СКС в соотношении 1:10 - 1:20. Пробы из ограниченных очагов воспаления забирают шприцем, а рвотные массы и промывные воды помещают в стерильные флаконы с притертыми пробками. Материал доставляют в бактериологическую лабораторию не позднее двух часов с момента забора.

^ Бактериоскопическое исследование

Из гноя и осадка, полученного центрифугированием, готовят мазки на предметных стеклах и окрашивают их по Граму. При обнаружении в мазках грамположительных кокков диаметром 0,5 - 1,5, располагающихся поодиночке, парами, короткими цепочками или в виде гроздевидных скоплений, можно предположить наличие в исследуемом материале стафилококков. Расположение микробов вмазке зависит от материала, из которого приготовлен препарат. Типичные гроздевидные скопления можно увидеть в мазках, приготовленных из 1 - 2 суточной агаровой культуры. Мазки, приготовленные с бульонной культуры, обычно представлены одиночными или парными кокками. В материале из гноя встречаются одиночные кокки, которые могут располагаться в фагоцитах. В гистологических срезах обнаруживаются большие скопления в виде микроколоний. Под действием антибиотиков, различных химических соединений, при культивировании на некачественных средах образуются формы изменчивости - большие шары или мелкие д-формы.

^ Бактериологическое исследование (проводится в три этапа)

В качестве среды накопления используют бульон с 6,5% NaCl, разлитый в пробирки по 5 мл, в который вносят по 0,5 мл смывной жидкости.

Первичный посев материала для выделения чистой культуры производят на селективные среды: ЖСА (желточно-солевой агар), МЖСА (молочно-желточно-солевой агар). Можно использовать для выделения чистой культуры КМПА (кровяной агар).

Среды с исследуемым материалом помещают в термостат (температура 37°С ) на 18-24 часа. Для лучшего выявления пигмента чашки с ЖСА, МЖСА, КМПА дополнительно выдерживают на свету при комнатной температуре еще 24 часа.

Второй этап - изучение культуральных свойств.

На КМПА стафилококки образуют непрозрачные колонии белого или золотистого цвета, гладкие, блестящие, с ровными краями , диаметром 1-3 мм с зоной полного гемолиза или без нее. При наличии лецитоветилазной активности у стафилококков на ЖСА вырастают колонии, окруженные радужным венчиком, который особенно хорошо виден при косом освещении.

Из части выросших типичных для стафилококков колоний готовят мазки на стекле, окрашивают по Граму и микроскопируют. При наличии в мазке грамположительных кокков, оставшуюся часть колонии пересевают на скошенный МПА для накопления чистой культуры и помещают в термостат в прежнем режиме на 24 часа.

Третий этап - видовая идентификация стафилококков.

Видовая идентификация стафилококков проводится на основании комплекса биологических свойств выделенной чистой культуры. Для дифференциации стафилококков от стрептококков определяют каталазную активность. Для постановки этого теста изучаемую чистую культуру помещают с помощью стеклянной палочки в каплю 3-10% раствора перекиси водорода на предметном стекле и растирают круговыми движениями, выделение пузырьков свидетельствует о присутствии стафилококков.

Стрептококки каталазной активностью не обладают.

Реакция плазмокоагуляции .Петлю суточной агаровой культуры стафилококка

суспензируют в 0,5 мл цитратной кроличьей плазмы, разведенной 1:5. Результаты реакции

регистрируют через 1, 2, 4, и 18 часа инкубации пробирок в термостате при температуре

37°С. Появление в пробирке студнеобразного сгустка свидетельствует о плазмокоагулазной активности изучаемого штамма.

Определение ДНК- азы. Суточную агаровую культуру стафилококка засевают короткими штрихами на поверхность МПА, содержащего ДНК. После инкубации посевов при 37°С в течение 18 -24 ч поверхность агара заливают 1 N раствором соляной кислоты. Вокруг колоний, продуцирующих ДНК- азу, образуется зона просветления.

Определение фосфатазы. Изучаемую культуру засевают бляшками на чашку с

фенолфталеиновым агаром и помещают в термостат (37°С ) на 18 - 24 часа, после чего

выросшие колонии обрабатывают парами аммиака. Розовое окрашивание колоний

свидетельствует о фосфатазной активности стафилококка.

Ферментация углеводов и мочевины изучают на питательных средах содержащих 1% соответствующего субстрата и индикатор.

Определение ацетоина. Чистую культуру стафилококка засевают в бульон Кларка, помещают в термостат 37°С на 18 - 24 часа. После инкубации в пробирки с культурой

добавляют небольшое количество 5% спиртового раствора альфа нафтола и 40% NaOH. Результат учитывают после повторного пребывания в термостате в течение часа. При выделении ацетоина среда окрашивается в красный цвет.

Для ускоренной биохимической идентификации стафилококков можно применить микрометод, в котором используют жидкие дифференциально-диагностические среды в полистироловых планшетах. В последние годы широкое распространение получил электрофоретический метод внутривидового типирования стафилококков по спектрам образуемых ими внеклеточных белков. Для определения экзотоксинов стафилококков разработаны иммуноферментные тест - системы, обладающие высокой чувствительностью и специфичностью.

Для установления источника госпитальной инфекции выделяют чистые культуры стафилококка от больных и бактерионосителей, после чего проводят их фаготипирование с помощью набора типовых стафилофагов, устанавливая идентичность фаготипов. Каждую из исследуемых культур засевают сплошным газоном на МПА в чашки Петри, подсушивают, а затем петлей нанося по капле каждого фага на квадраты соответственно количеству фагов диагностического набора. (Разметка квадратов проводится на дне чашке предварительно). Посевы инкубируют при 37°С, результаты оценивают на следующий день по наличию лизиса культуры в квадратах. В завершение исследования определяется чувствительность стафилококка к антибиоти­кам.

Таблица 1.

^ Основные дифференцирующие признаки стафилококков

Виды стафилококков

Признак патогенности

ДНК-аза

Плазмо-коагулаза

Фосфо-таза

Нитрат редуктаза

Уре -аза

Ге-

молиз

^ Ферментация углевода

Продук-ция ацетои­на




Ман -ноза

Маль­тоза

Ман -нит

Саха -роза

S. aureus

+

+

+

+

d

+

+

+

+

+

+

S. epidermidis

-

-

+

+

+

(+)

(+)

+

-

+

+

S. saprophythicus

-

-

-

-

+

-

-

+

d

+

+

S. intermedius

+

+

+

+

+

d

(+)

(+)

d

+

-

S. schleiferi

+

-

+

+

-

(+ )

+

-

-

-

+

S. capitis

-

-

-

d

-

(d)

+

-

+

(+)

d

S. wameri

-

-

-

d

+

(d)

-

(+)

d

+

+

S. haemolyticus

-

-

-

+

-

(+)

-

+

D

+

+

S. hominis

-

-

-

d

+

-

-

+

-

(+)

d

S. liqdunensis

-

-

-

+

d

(+)

+

+

-

+

+

S. cohnii

-

-

-

-

-

(d)

(d)

(d)

d

-

d

S. xylosis

-

-

d

d

+

-

+

+

+

+

d



Обозначения: + 90% положительных и более штаммов;

- 90% и более отрицательных штаммов;

d – 11-89% позитивных; ( ) – замедленная реакция

  1   2   3   4   5   6   7   8

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Грамположительные кокки icon ●Условно-патогенные кокки, способные вызывать заболевания различной локализации: Стафилококки Стрептококки

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы