|
Скачать 375.95 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ Цель дисциплины: освоение студентами теоретических и практических навыков для проведения профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний в лечебных учреждениях стоматологического профиля, среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях, а также в чрезвычайных ситуациях. Задачами дисциплины являются: - формирование умения использовать описательные, аналитические и экспериментальные эпидемиологические исследования для выявления факторов риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний с оценкой эффективности профилактических и лечебных мероприятий в рамках рандомизированных клинических исследований; - формирование представлений о принципах организации профилактической работы среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях (первичный, вторичный и третичный уровни профилактики); - освоение методов организации и проведения мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях стоматологического профиля; - освоение навыков использования нормативных и правовых актов, регламентирующих профилактические и противоэпидемические мероприятия и санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях стоматологического профил ^ Дисциплина «Эпидемиология» изучается в шестом, седьмом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности «Стоматология». Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история отечества, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык), - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика, медицинская информатика, химия, биология, биохимия: биохимия полости рта, микробиология, вирусология, иммунология, клиническая иммунология, фармакология); - в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, инфекционные болезни, фтизиатрия, стоматология профилактическая). ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5); способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9); способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10); способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4); способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10); способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11). способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12); способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-37); способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе; - средства и методы дезинфекции и стерилизации медицинских стоматологических инструментов, материалов; дезинфекцию рабочего места; - плановую и экстренную иммунопрофилактику; - профилактику внутрибольничной инфекции; - первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия, в том числе в чрезвычайных ситуациях; - типы эпидемиологических исследований; - принципы доказательности при принятии решений по проведению профилактических мероприятий в лечебных учреждениях стоматологического профиля; - правовые и этические аспекты проведения эпидемиологических исследований; - эпидемиологию и профилактику социально значимых инфекционных болезней; - эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных неинфекционных болезней в стоматологии. - принципы врачебной деонтологии и медицинской этики; - санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубоксов и боксированных палат в больницах; - принципы осуществления противоэпидемических мероприятий, защиты населения в очагах особо опасных инфекций и при стихийных бедствиях. Уметь: - собрать эпидемиологический анамнез; - выявить причины (факторы риска) развития болезней, в том числе полости рта; - проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности профилактических и лекарственных препаратов; - принимать обоснованные решения по организации и проведению профилактических мероприятий в учреждении стоматологического профиля; - использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу; - поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических стационарах различного профиля; - использовать противоэпидемические средства в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий по поддержанию санитарно-противоэпидемического режима в лечебных учреждениях стоматологического профиля, в том числе в чрезвычайных ситуациях. - ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях; - осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний; - использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания. Владеть: - эпидемиологическим анализом, типами эпидемиологических исследований; - алгоритмом проведения первичных профилактических и противоэпидемических мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных болезней; - методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки во избежа- ние инфицирования при работе в стоматологической практике. ^
^ 5.1. Содержание разделов дисциплины
^
^
5.4. Лекции
^
^
^
^ ^ Описательно-аналитические эпидемиологические исследования в стоматологии Экспериментальные эпидемиологические исследования в стоматологии Клинические испытания в стоматологии: оценка эффективности зубных паст ^ 1 уровень сложности 1. ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭТО – РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ СРЕДИ растений животных людей * растений и животных растений, животных и людей 2. ^ люди * насекомые вода продукты питания животные 3. ЭПИЗООТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭТО развитие инфекционной болезни у людей распространение инфекционных болезней среди людей распространение инфекционных болезней среди животных * распространение возбудителей среди переносчиков распространение инфекционных болезней в окружающей среде 4. ^ различной восприимчивости людей к возбудителям инфекционных болезней биологических свойств возбудителя способа передачи возбудителя источников инфекции* количества заболевших инфекционной болезнью 5. ^ выделение возбудителя источником инфекции выделение возбудителя источником инфекции и пребывание его в окружающей среде выделение возбудителя источником инфекции, пребывание его в окружающей среде и проникновение в другой организм * выделение источником инфекции возбудителя, проникновение в другой восприимчивый организм пребывание возбудителя в окружающей среде, проникновение в другой организм, развитие бессимптомного носительства 2 уровень сложности 6. ^ аспирационный * фекально-оральный * трансмиссивный * контактный * воздушно-пылевой 7. ^ организм людей организм животных организм насекомых почва, вода * продукты питания 8. ^ с молоком матери после иммунизации инактивированной вакциной после иммунизации анатоксином после введения иммуноглобулина путем латентной дробной бытовой иммунизации * 9. ^ в очаге инфекционной болезни после госпитализации больного * после выздоровления больного * в квартире после смерти больного * при перепрофилировании инфекционного отделения * ^ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ НАКРЫВАЕТСЯ в начале рабочей смены * заново после каждого пациента на 3 часа на 6 часов * на 12 часов 3 уровень сложности 11. ^ насекомые * вода * продукты питания * животные клещи * 12. ИСКУССТВЕННЫЙ (АРТИФИЦИАЛЬНЫЙ) МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ РЕАЛИЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПУТЯМИ трансфузионным * инъекционным * контактным при инвазивных инструментальных исследованиях * при оперативных вмешательствах * 13. ^ термическим * биологическим радиационным * химическим * бактериологическим 14.^ температура тела в момент вакцинации 37,4° С отек Квинке * гиперемия 3,0 см, инфильтрат, лимфаденит масса тела при рождении ребенка менее 2000 гр. дисбактериоз 15. ^ увеличение числа пациентов группы риска * создание крупных многопрофильных больничных комплексов * использование одноразового медицинского инструментария формирование госпитальных штаммов * увеличение числа инвазивных манипуляций * 4 уровень сложности 16.^ исследование "случай—контроль" когортное исследование полевое испытание * скрининговое исследование рандомизированные контролируемые клинические исследования * 17. ^ обследование всех пациентов, обратившихся за медицинской помощью одномоментное использование различных скрининговых тестов охват всего населения * обследование групп риска обследование всех пациентов, находящихся на лечении в стационаре 18. ^ повреждение кожных покровов в результате пореза или укола * попадание крови или другой биологической жидкости пациента на рабочую одежду медицинского персонала попадание крови или другой биологической жидкости пациента на слизистые оболочки глаз стоматолога * попадание крови или другой биологической жидкости пациента на открытые части тела медицинского персонала * нанесение укушенных ран пациентами медицинскому персоналу * 19. ^ применение средств индивидуальной защиты * вакцинация медицинских работников * повышение неспецифической невосприимчивости * антибактериальная терапия защита травмированной поверхности кожи врача стоматолога * 20. ^ когортным поперечным ретроспективным * перспективным продольным ^ Клиническая задача. Больной ВИЧ-инфекцией, состоящий на диспансерном учете в Центе СПИДа с диагнозом: «ВИЧ-инфекция стадия II В». Во время стоматологического приема укусил стоматолога за палец с нарушением целостности кожного покрова. ^ обработать перчатки дезинфицирующим раствором * снять резиновые перчатки * промыть рану проточной водой * отсосать кровь из раны наложить тугую повязку ^ сообщить заведующему отделением об аварийной ситуации * заполнить журнал учета аварийных ситуаций * составить Акт о несчастном случае на производстве * направить экстренное извещение в территориальное управление Роспотребнадзора в индивидуальную медицинскую карту стоматолога внести запись о несчастном случае * ^ по усмотрению пострадавшего в течение суток, но не позднее 36 часов * в течение 72 часов через 1 неделю после аварийной ситуации через 1 месяц после аварийной ситуации ^ сразу после аварийной ситуации * через 3 месяца после аварийной ситуации * через 6 месяцев после аварийной ситуации * через 12 месяцев после аварийной ситуации через 24 месяца после аварийной ситуации ^ ПКП не проводить ПКП провести 1 НИОТ ПКП 3 препаратами: 2 НИОТ + 1 ИП * ПКП 2 препаратами: 1 НИОТ + 1 ИП ПКП 2 препаратами: 2 НИОТ ^ а) основная литература Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология: учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – 448 с. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Военная эпидемиология: противоэпидемическое обеспечение в военное время и при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студентов мед. вузов. – М.: ВЕДИ, 2007. – 152 с. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины /под ред. И.Н. Денисова, К.И. Сайткулова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 288 с. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие/ Под ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 400 с. б) дополнительная литература (учебные пособия, словари справочная литература) Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник. – СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2005. – 752 с. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (учебное пособие). – М., Медицина, 2005. – 200 с. Таточенко В.К., Озерецковский Н.А., Федоров А.М. Иммунопрофилактика - 2009: Справочник. – М., 2009. – 174 с. Герасимов А.Н. Медицинская статистика: Учебное пособие. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 480 с. Профилактика ВИЧ/СПИДа в стоматологической практике/ И.М. Рабинович, А.А. Голиусов, К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант, Ю.В. Мартынов. – М., 2006. – 84 с. Безопасность на рабочих местах в лечебно-профилактических учреждениях. Пособие для медицинских работников/ В.С. Шухов, И.И. Рюмина. – М., 2008. – 80 с. Эпидемиологический словарь/ Под ред. Джона М. Ласта. – М., 2009. – 316 с. в) программное обеспечение Использование компьютерных обучающих программ с тестовыми заданиями, ситуационными задачами, учебной и учебно-методической литературой. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Интернет-ресурсы. Кохрановская библиотека, информационные системы: WHOSIS (WHO Statistical Information System), Health Metrics Network, VAERS и др. ^ Оборудованные учебные помещения, в т.ч. компьютерные классы. Оборудование: проекторы для демонстрации слайдов, кинофильмов, мультимедийная аппаратура. Наличие учебно-методической литературы, наглядных пособий: таблицы, схемы, плакаты, слайды, кино-видео-фильмы, компьютерные презентации. ^ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО преподавание учебной дисциплины «Эпидемиология» предусматривает компетентностный подход в учебном процессе, который основывается на инновационных психолого-педагогических технологиях, направленных на повышение эффективности и качества формирования профессиональных навыков обучающихся. Основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и семинары, а также самостоятельная работа учащегося. Перечень тем аудиторных занятий определяет социально-экономическая и эпидемиологическая значимость отдельных инфекционных и неинфекционных болезней, профилактика которых входит в компетенции врача стоматолога. Профилактическая работа врача стоматолога, основанная на принципах доказательной медицины, предполагает освоение студентами навыков организации и проведения аналитических и экспериментальных эпидемиологических исследований, что отражено в структуре учебной программы. В разработанной программе использованы активные и интерактивные формы обучения: дискуссии, разбор эпидемиологических ситуаций и алгоритма оценки эффективности, безопасности профилактических и лекарственных препаратов в стоматологии; отработка алгоритма поведения врача стоматолога в аварийной ситуации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 14,8% аудиторных занятий. Для успешного освоения дисциплины «Эпидемиология» каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, типовыми тестовыми заданиями, ситуационными задачами). Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить основные положения дидактических единиц дисциплины, т.е. формируется системный подход к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, что способствует готовности к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Лекции читают по наиболее важным разделам программы. Они носят проблемный характер и формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах предмета, обеспечивают усвоение ими основных принципов и положений дисциплины «Эпидемиология», а также готовность к восприятию научно-технических инноваций и технологий. Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формируют профессиональные компетенции, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной деятельности. На практической части занятия преподаватель обращает внимание на способность студента к клиническому мышлению и самостоятельности, применяя в своей педагогической деятельности инновационный личностно – ориентированный подход обучения. Перечень тем практических занятий и семинаров определяет социально-экономическая и эпидемиологическая значимость отдельных инфекционных болезней на административной территории (в настоящее время ВИЧ -инфекция, парентеральные гепатиты, туберкулез и др.), а также необходимость освоения студентами навыков эпидемиологических исследований. Приоритетным направлением при проведении практических занятий является обзорный (системный) принцип, отражающий общие подходы к проведению комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий при сходных по эпидемиологическим проявлениям болезнях. Практические занятия проводят с целью усвоения студентами основных теоретических, методических и организационных разделов программы, а также выработки и закреплению навыков практических умений по использованию противоэпидемических средств и организации противоэпидемических, профилактических мероприятий, в том числе в чрезвычайных ситуациях. При проведении практических занятий по эпидемиологии со студентами обязательным является выявление исходного (базисного) уровня знаний с последующей коррекцией. Итог занятия - самоконтроль усвоения материала с помощью тематических тестовых заданий. Контроль тем по самоподготовке проводят на практическом занятии (семинаре) с использованием тестовых заданий открытого и закрытого типов. Отдельные темы разделов дисциплины согласно таблице 5.3 студенты прорабатывают самостоятельно. Содержание самостоятельной работы: чтение основной и рекомендуемой дополнительной литературы, решение ситуационных задач, что способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации. Самостоятельная работа с основной и дополнительной литературой формирует способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Самостоятельная работа студентов проводится внеаудиторных часов и составляет около 1/3 от общей трудоемкости дисциплины. Оценка теоретических и практических знаний студентов дисциплины «Эпидемиология» осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач. В конце VII семестра проводится зачет, включающий итоговый тестовый контроль и собеседование. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Эпидемиология» включаются в Итоговую государственную аттестацию выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Стоматология». Различные виды учебной деятельности, используемые при изучении дисциплины «Эпидемиология», в современных условиях развития науки и практики, формируют способность к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей приобретать новые знания с использованием различных форм обучения, включая информационно-образовательные технологии. Разработчики:
Эксперты:
|