|
Скачать 0.8 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА Кафедра реабилитации и спортивной медицины педиатрического факультета Сборник ситуационных задач по лечебной физкультуре, спортивной медицине и физиотерапии для студентов педиатрического, московского и лечебного факультетов Под редакцией Б.А. Поляева Москва 2010 Авторы: сотрудники кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины ГОУ ВПО РГМУ Росздрава Поляев Б.А.-зав. кафедрой, д.м.н., профессор Чоговадзе А.В. – заслуженный деятель наук РФ, д.м.н., профессор Иванова Г.Е. – д.м.н., профессор Плотников В.П. – д.м.н., профессор Лобов А.Н. – д.м.н., профессор Полунина В.В. – д.м.н., профессор Черепахина Н.Л. – к.м.н., доцент Житловский В.Е. - к.м.н., доцент Миловская Т.В. – к.м.н., доцент Красильникова Р.Г. - к.м.н., доцент Бажев К.А. - к.м.н., доцент Давыдов П.В. – к.м.н., ассистент Суворов А.Ю. – к.м.н., ассистент Панюков М.В. - к.м.н., ассистент Тохтиева Н.В. - к.м.н., ассистент Методические указания утверждены на заседании кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины 07.05.2010., протокол №13. Для студентов педиатрического факультета Тема: общие основы лечебной физкультуры Задача №1: В отделение восстановительного лечения поступил больной М, 6 лет, с диагнозом: последствия тяжелой ЧМТ в виде спастического тетрапареза, симптоматическая эпилепсия. Последний приступ был 3 месяца назад. Ребенок обследован по месту жительства, назначена противосудорожная терапия. - Можно ли назначить больному курс кинезотерапии? Почему? (Ответ: нет, т.к. назначение восстановительного лечения при эпилепсии возможно только при адекватно подобранной противосудорожной терапии через 6 месяцев с момента последнего приступа) - Можно ли назначить курс физиотерапии данному больному? Почему? (Ответ: нет, т.к. физиотерапия – абсолютное противопоказание при эпилепсии) Задача №2: При осмотре у ребенка П, 10 лет, с диагнозом: патологический вывих правого тазобедренного сустава, состояние после оперативного лечения, - выявлено нарушение осанки по сколиотическому типу. - Какие средства физической реабилитации можно назначить в данном случае? (Ответ: кинезотерапия, массаж, физиотерапия) - Какие рекомендации необходимо дать ребенку и его родителям при выписке? (Ответ: наблюдение в динамике врачом ЛФК, ортопедом; фитболтерапия; плавание) - Каким стилем рекомендуется плавать при нарушениях осанки? (Ответ: стиль брасс) Задача №3: В отделение восстановительного лечения поступила больная М, 4 лет, с диагнозом: спинальная амиотрофия Верднига-Гофмана. - Можно ли назначить больной курс физиотерапии? Почему? (Ответ: нет, т.к. физиотерапия является абсолютным противопоказанием при спинальных амиотрофиях) - Можно ли назначить курс кинезотерапии данной больной? Почему? (Ответ: при спинальной амиотрофии возможно лишь назначение дыхательной гимнастики) - Есть ли необходимость в обучении ребенка и родителей показанным для больной видом физических упражнений? (Ответ: да, обязательно, т.к. одна из наиболее частых причин смерти данных пациентов являются застойные явления в легких вследствие инфекционных заболеваний, дыхательная недостаточность, поэтому ребенок и родители обязательно должны владеть техникой выполнения дыхательной гимнастики) Задача №4: В отделение восстановительного лечения поступил больной Р, 15 лет, с жалобами на нарушение осанки и постоянные боли в пояснице. - Что необходимо сделать кинезотерапевту при первичном осмотре? (Ответ: собрать анамнез жизни, анамнез заболевания; произвести клинический осмотр, кинезотерапевтический осмотр, назначить необходимые консультации и лабораторные, инструментальные методы исследования) - Что включает в себя кинезотерапевтический осмотр? (Ответ: оценка осанки, физиологических изгибов позвоночника, исследование объема движений в шейном, нижнегрудном, поясничном отделах позвоночника; линейные измерения длины и окружности конечностей; измерение объема движений в суставах; оценка мышечного тонуса и трофики мышц; оценка сухожильных рефлексов и выявление патологических рефлексов; оценка мышечной силы; исследование координации движения и сложных двигательных актов, таких как походка) Задача №5: Больному П, 56 лет, с диагнозом: последствия геморрагического инсульта в виде спастического левостороннего гемипареза, назначен курс ЛФК. Упражнения выполняются в одном темпе в течение 25-30 минут в положении стоя. В конце занятия больной использует гимнастические снаряды. - Правильно ли построено занятие для данного пациента? Почему? (Ответ: нет, т.к. упражнения выполняются в одном темпе, постоянно в одном положении, гимнастические снаряды не рекомендуется использовать в конце занятия) - Что влияет на дозу физической нагрузки? (Ответ: возраст, пол, общее состояние пациента, спортивный анамнез, анамнез заболевания, стадия заболевания) - Какие вы знаете способы дозирования физической нагрузки? (Ответ: изменять число вовлеченных в работу мышечных групп, изменять темп выполнения упражнения, увеличивать или уменьшать амплитуду движения, изменять исходное положение, увеличивать или уменьшать количество повторов, использовать гимнастические снаряды, усложнять координацию движений) Задача №6: В отделение восстановительного лечения поступил пациент А, 23 лет, с диагнозом: состояние после оперативного вмешательства, полихимиотерапии (ПХТ) по поводу нефробластомы. У больного стойкая клинико-лабораторная ремиссия в течение 5 лет. - Показано ли назначение курса кинезотерапии? Почему? (Ответ: показано, т.к. больному проведена операция и ПХТ, отмечается стойкая клинико-лабораторная ремиссия в течение 5 лет, и необходимо восстановительное лечение) - Показано ли назначение физиотерапии данному больному? Почему? (Ответ: нет, т.к. онкологические заболевания, а также состояния после операций и ПХТ по поводу онкологического заболевания являются абсолютным противопоказанием для назначения курса ФЗТ) Задача №7: Инструктор-методист поводит индивидуальное занятие ЛФК с пациентом Ф, 45 лет, с диагнозом: посттравматическая сгибательная контрактура коленного сустава. При этом 1-ый период занятия составляет 30% от общего времени занятия, 2-ой период составляет 40%, 3-ий период составляет 30%. - Правильно ли, что инструктор-методист проводит индивидуальные занятия ЛФК с данным пациентом? (Ответ: да, правильно) - Правильно ли инструктор-методист распределяет время на периоды занятия ЛФК? (Ответ: нет, неправильно) - Как называются периоды занятия ЛФК? (Ответ: подготовительный (вводная часть), основной, заключительный) - Распределите процентное соотношение времени по периодам занятия ЛФК? (Ответ: подготовительный – 15%, основной – 70%, заключительный – 15%) Задача №8: Ребенок Л, 7 лет, с диагнозом: ДЦП, спастический тетрапарез, - получает курс реабилитации, включающий в себя физиотерапию, кинезотерапию, медикаментозное лечение, в отделении восстановительного лечения. На момент осмотра у ребенка жалобы на повышение температуры до 37,5 градусов, насморк, кашель. Ребенок осмотрен педиатром, поставлен диагноз: ОРВИ, острый фарингит. Назначено противоинфекционное лечение. - Показано ли продолжение курса восстановительного лечения в связи с тяжестью основного заболевания ребенка? (Ответ: нет, т.к. острый период любого заболевания и любое инфекционное заболевание являются противопоказанием для восстановительного лечения) - Назовите показания для назначения кинезотерапии? (Ответ: отсутствие, ослабление или извращение функции, наступившее вследствие заболевания, травмы (и)или их осложнений; положительная динамика в состоянии больного, определенная по совокупности клинико-функциональных и лабораторных данных) - Назовите противопоказания для назначения кинезотерапии? (Ответ: острый период любого заболевания или обострение хронического заболевания до появления стойкой клинико-лабораторной ремиссии; любое инфекционное заболевание до появления стойкой клинико-лабораторной ремиссии; гипертермия любого генеза; системные заболевания (красная волчанка); наличие любого кровотечения, в том числе, внутреннего до полного его прекращения и восстановления лабораторных показателей; абсолютным противопоказанием являются идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура и геморрагический васкулит; гнойные или гнойничковые поражения кожи, подкожной клетчатки, фасций и мышц; врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации; эписиндром; онкологические заболевания; спинальная амиотрофия Верника-Гоффмана; оссифицирующий миозит; выраженные расстройства интеллектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе) Задача №9: Больному Ш, 63 лет, с диагнозом: состояние после нефрэктомии слева, - назначен полупостельный режим. Врачом ЛФК назначен курс восстановительного лечения. Упражнения должны выполняться в палате в положении стоя, назначена дозированная ходьба с опорой. - Правильно ли назначена ЛФК для данного больного? Почему? (Ответ: нет, т.к. при полупостельном режиме разрешаются выполнение упражнений только в положении лежа или сидя) - Какие двигательные режимы вы знаете? (Ответ: постельный, полупостельный, палатный, общий двигательный, тренирующий) ^ В отделение восстановительного лечения поступил больной К, 10 лет, с диагнозом: неврит лицевого нерва, восстановительный период. Назначен курс реабилитации. Курс составляет 20 занятий. - Какой курс реабилитации вы можете назначить данному больному? (Ответ: кинезотерапия, физиотерапия, после проведения курса ФЗТ – иглорефлексотерапия, массаж воротниковой зоны, медикаментозная терапия) - Назовите и охарактеризуйте периоды физической нагрузки всего курса реабилитации для данного больного. (Ответ: подготовительный период - занимает приблизительно 25% от общего курса и подготавливает к основной дозе физической нагрузки; основной - составляет приблизительно 50% от общего курса, именно здесь проявляется лечебный эффект от физических упражнений; заключительный - составляет 25% от общего курса и должен проходить в условиях поликлиники или санаторно-курортного лечения, считается от момента вылечивания заболевания до полного здоровья) ^ Задача № 1 Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка первых недель жизни, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
Правильный ответ – 3; 4; 8; 11; 13 Задача № 2 Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 2-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
Правильный ответ – 1; 9; 12; 14 Задача № 3 Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 3-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
Правильный ответ – 9; 12; 15; 18 Задача № 4 Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 3-х месяцев, родившегося на сроке 32 недели беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
Правильный ответ – 1; 9; 12; 14 Задача № 5 Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 4-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
Правильный ответ – 5; 9; 12; 15 Задача № 6 Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 4-х месяцев, родившегося на сроке 32 недели беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
Правильный ответ – 9; 12; 15; 18 Задача № 7 Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 4-х месяцев, родившегося на сроке 28 недель беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
Правильный ответ – 1; 9; 12; 14 Задача № 8 Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 5-ти месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
Правильный ответ – 2; 5; 9; 10; 12; 20 Задача № 9 При осмотре ребенка в возрасте 4,5 мес. отмечается выраженная наружная ротация правого бедра. Двигательные навыки ребенка соответствуют возрасту. Что необходимо посмотреть у ребенка дополнительно на осмотре? Какие исследования необходимо провести? Правильный ответ: При осмотре необходимо дополнительно отследить наличие следующих симптомов: ограничение отведения бедра с одной стороны, симптом соскальзывания, асимметрия ягодичных складок, укорочение нижней конечности. Необходимые исследования: В зависимости от возраста: УЗИ или рентгенография т/б суставов в прямой проекции и по Лаундштейну. Задача №10 Родители ребенка возрастом 2,5 мес. жалуются на то, что ребенок лежит в кроватке криво. При осмотре: незначительная асимметрия тонуса мышц туловища верхних и нижних конечностей, выраженный наклон головы в правую сторону. При попытке вывести голову в центральное положение отмечается резкая негативная реакция ребенка. Опишите необходимые исследования для выяснения причин отклонения у ребенка? Какое лечение необходимо провести? Правильный ответ: Лечение положением Массаж с первых недель жизни. Гимнастика по методу Vojta ^ 1. Ребенок 12 лет, ЧД 40 в минуту, цианоз, ЧСС 120 в минуту, экспираторные хрипы (музыкальные шумы, вызванные вибрацией стенок коллабирующихся дыхательных путей), прерывистость речи (телеграфная речь), участие в дыхании вспомогательных мышц, вынужденное положение «кучера». Выша тактика? Решение: диагноз: бронхиальная астма. Приступ тяжелый. Происходит задержка вдыхаемого воздуха в легких, учитывая, что выдох нарушен в большей степени, чем вдох. В таком случае, поскольку выдох затруднен, больной вынужден совершать вдох до полного опорожнения легких, и воздух накапливается за коллабированными дыхательными путями. Это приводит к повышению ФОЕ. Происходит уплощение кривой объем-давление по мере приближения к ОЕЛ, т.е. податливость легких снижена. По этой причине при столь тяжелом приступе бронхиальной астмы работа дыхания возрастает не только из-за увеличения СДП, но и по причине увеличения упругого (эластического) сопротивления. Цианоз-признак тяжелой гипоксии. Прерывистость речи из-за затрудненного дыхания и невозможности выдохнуть. Хрипы - характерный признак обструкции дыхательных путей, но их не считают надежным показателем тяжести приступа. Помимо ингаляции с блокаторами В-адренорецепторов короткого действия (сальбутамол), который расслабляет гладкие мышцы бронхов, необходимо провести сеанс лечебной физкультуры (см. выше) с последующим назначением курса по методике управляемого дыхания (см. выше). 2.Девочка 8 лет, больна 6 сутки. Субъективные симптомы: общее недомогание, температура 37,5, озноб, боли в мышцах. Объективные симптомы: цианоз, тахикардия, учащенное дыхание, укорочение перкуторного звука, крепитация, бронхиальное дыхание и шум трения плевры при аускультации легких. При рентгенологическом исследовании картина пневмонии нижнедолевой справа. Ваша тактика? Решение: Помимо общепринятого лечения пневмонии назначается курс дыхательной лечебной физкультуры сразу после нормализации температуры, тактика подбора упражнений (см. таблицу 4)-наиболее эффективен аутогенный дренаж. Положение дренажа: исходное положение – коленно-локтевая опора (затем пациент принимает положение «подлезания», прижимая грудную клетку к поверхности опоры). Далее пациент совершает поворот на левый бок, не отрывая обоих локтей и обоих коленей от поверхности опоры – «винт». Положение откашливания: в данном случае совпадает с положением дренажа. Дренажные положения не надо изменять в зависимости от возраста пациента, т.к. максимальная разница угла отхождения бронха у ребенка и взрослого человека составляет всего 1-2˚. 3. Ребенок 12 месяцев, болен ОРВИ в течении 4 дней, температура 37,0, ЧД 38 в минуту, цианоз, ЧСС 110 в минуту, сухой лающий кашель, плач прерывистый. Ваша тактика? Решение: У ребенка бронхит с обструктивным компонентом, показано проведение контактного дыхания. Ребенок лежит на спине, инструктор располагает кисти своих рук на передней поверхности грудной клетки начиная снизу вверх. Руки должны прилегать к поверхности грудной клетки достаточно плотно. При этом сохраняется степень давления на поверхность в течение всех фаз дыхания (вдоха и выдоха). Рука как будто следует за движениями грудной клетки, сохраняя непрерывный плотный контакт, но, не применяя никакой степени сопротивления движению (направление движения грудной клетки пациента синхронно с рукой инструктора). Затем ребенок поворачивается на живот и прорабатывается со стороны спины. Руки инструктора должны быть теплыми. Пациент испытывает приятное ощущение и бессознательно начинает дышать глубже соответственно в том участке легкого, где он ощущает руки инструктора. Процедура может длиться длительно (7-10 минут). 4.Девочка 10 лет, больна 6 сутки. Субъективные симптомы: общее недомогание, температура 37,2, озноб, боли в мышцах. Объективные симптомы: цианоз, тахикардия, учащенное дыхание, укорочение перкуторного звука, крепитация, бронхиальное дыхание и шум трения плевры при аускультации легких. При рентгенологическом исследовании картина пневмонии среднедолевой справа. Ваша тактика? Помимо общепринятого лечения пневмонии назначается курс дыхательной лечебной физкультуры сразу после нормализации температуры, тактика подбора упражнений (см. таблицу 4)-наиболее эффективен аутогенный дренаж. Положение дренажа: положение дренажа: исходное положение – полусидя на кушетке (угол наклона туловища к горизонтальной оси 60˚), ноги приподняты на 15-20˚. Пациент отводит руки в стороны, значительно напрягает их (как будто растягивает руками эспандер) и поворачивает выпрямленные руки ладонями назад за счет внутренней ротации в плечевых суставах. Положение откашливания: пациент свешивается со стороны левого края кушетки, руки вниз, голова вниз. 5.Девочка 6 лет, больна 7 сутки. Субъективные симптомы: общее недомогание, температура 37,2, озноб, боли в мышцах. Объективные симптомы: цианоз, тахикардия, учащенное дыхание, укорочение перкуторного звука, крепитация, бронхиальное дыхание и шум трения плевры при аускультации легких. При рентгенологическом исследовании картина пневмонии верхнедолевой справа. Ваша тактика? Помимо общепринятого лечения пневмонии назначается курс дыхательной лечебной физкультуры сразу после нормализации температуры, тактика подбора упражнений (см. таблицу 4)-наиболее эффективен аутогенный дренаж. Положение дренажа: положение дренажа: исходное положение – устойчиво сидя на краю стула, ноги шире плеч, слегка вперед, сохраняя опору на полную ступню. Пациент совершает наклон корпуса вперед на 45˚, поворот корпуса вправо (правым плечом вверх) на 90˚, правая рука поднята вверх (лечащий дополнительно подтягивает правую руку пациента вверх). Для облегчения данного положения пациенту предлагают опереться кистью левой руки на середине расстояния между стоп. 6.Больная И., 14 лет, поступил в стационар с status astmatikus. После курса интенсивной терапии состояние улучшилось. Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные. На расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. ЧДД – 28 в мин. ЧСС – 96 уд./мин., АД – 100/70 мм рт. ст. Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК. Какие методики ЛФК можно назначить данной больной. 7. Больная, 1 лет, 6 дней назад поступила в стационар с жалобами на повышение температуры до 38,5ºС, кашель с слизисто-гнойной мокротой, одышку. После 5 дней антибиотикотерапии температура нормализовалась, количество отделяемой мокроты уменьшилось. Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные. Жалобы на кашель с плохо отделяемой мокротой. Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК. Ваши рекомендации по улучшению дренажной функции бронхов. 8.Больной П., 7 лет, находится в терапевтическом отделении с диагнозом: хронический обструктивный бронхит в стадии обострения. Объективно: состояние удовлетворительное. Жалобы на затрудненное дыхание, непродуктивный кашель. Кожные покровы бледные. При аускультации легких выслушиваются сухие свистящие хрипы. Температура 36,8ºС. ЧДД – 22 в мин., ЧСС – 62 уд./мин. Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК. Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим. Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний. 9.Больная К., 8 лет, жалуется на резкую одышку, кашель с отделением незначительного количества слизистой мокроты, резкую общую слабость. Страдает приступами удушья в течение 4-х месяцев. Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, кожные покровы бледные, пациентка не может ходить из-за выраженной одышки. Выдох удлинен, слышно шумное дыхание. ЧДД – 24 в мин., ЧСС – 100 уд./мин. Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК. Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим. Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний. 10. Больной Д., 5 лет, предъявляет жалобы на усиливающийся по утрам кашель с отделением слизистой мокроты, одышку. Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, кожные покровы бледные. При аускультации – дыхание жесткое, выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД – 22 в мин., ЧСС – 90 уд./мин. Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК. Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим. Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний. |