Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г





Скачать 0.71 Mb.
Название Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г
страница 1/3
Дата 29.06.2013
Размер 0.71 Mb.
Тип Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ


СФЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА

КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


Компетентность:


Коммуникативные навыки


Караганда 2010

УДК 61 (07)

ББК 74.58

___ С 92


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

С.Д. Нурсултанова – заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней, к.м.н., доцент

М.Ю. Любченко – заведующая кафедрой психологии, психиатрии и наркологии КГМУ, к.м.н., доцент


С 92 Телеуов М.К., Доcмагамбетова Р.С., Молотов-Лучанский В.Б., Мациевская Л.Л. ^ Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность: Коммуникативные навыки: - Методические рекомендации. - Караганда. - 2010 г. - 46 с.

ББК


Методические рекомендации предназначены для преподавателей медицинских вузов, методистов, содержат основные определения и понятия, описывающие коммуникативные навыки как важнейшую компетентность выпускника медицинского вуза. Предложены основные направления работы по формированию данной компетентности


Издание 1-е


Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета КГМУ. Протокол № 10 от 09.06. 2010 г.


Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом КГМУ. Протокол №11 от 01.07.2010 г.


© Телеуов М.К., Доcмагамбетова Р.С., Молотов-Лучанский В.Б.,

Мациевская Л.Л.,2010




Оглавление


Введение

4

Коммуникативная компетентность. Определение. Структура

6

Формирование коммуникативной компетентности

7
^

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность


8

Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность


11

Формирование коммуникативной компетентности по специальности «Общая медицина в соответствии с ГОСО 2006 года

18

Вклад учебных дисциплин в формирование коммуникативных навыков

21

Методы формирования коммуникативной компетентности

22

Место учебно-производственной практики в формировании коммуникативной компетентности

26

Самооценка студента и оценка преподавателя. Мониторинг эффективности обучения коммуникативным навыкам.

28

Методы обучения коммуникативным навыкам

29

Обучение специальным коммуникативным навыкам

32

Измерение результатов обучения коммуникативным навыкам

33

Заключение

35

Литература

36

Приложение

37




.

Введение



Декларация Всемирной федерации по медицинскому образованию (Эдинбург, 1988) установила, что каждый пациент должен иметь возможность встретить в лице врача такого человека, который является внимательным слушателем, тщательным наблюдателем, эффективным клиницистом, обладающим высокой восприимчивостью в сфере общения.

В последние годы широкое признание получила точка зрения, согласно которой подготовку в области коммуникативных навыков необходимо включать в программу обучения врачей в высшей медицинской школе (Консультации по проблеме коммуникаций «врач – пациент», 15 – 18 июня 1993 г. Женева, Всемирная организация здравоохранения). Хорошие взаимоотношения между врачом и пациентом оказывают существенное влияние на результаты лечения в смысле функционального состояния пациента и его субъективной оценки здоровья.

Рандомизированные исследования, проведенные в 1990-2000-х годах в вузах Европы и США, в учреждениях медицинской помощи, показали клинически значимые различия в результатах лечения у врачей, владеющих в достаточной мере коммуникативными навыками (КН), и врачей, не придающих значение этому вопросу в своей работе. Первые обеспечивают более успешные результаты своей деятельности (С. Меннин, 2007). Установлено, что врач с эффективными коммуникативными навыками определяет проблему пациента более точно. Пациенты такого врача луче настроены психологически и более удовлетворены врачебным наблюдением. Немаловажно и в известной степени является определяющим перспективу улучшения качества медицинских услуг то, что врач с эффективными коммуникативными навыками получает большее удовлетворение от работы.

Формирование и усвоение данных навыков есть результат не только обучения собственно дисциплине КН, но и тщательной психологической подготовки и воспитания психологической культуры будущего специалиста с высшим медицинским образованием. Выпускник высшей медицинской школы должен обладать такой культурой вне зависимости от специальности, которой обучился. Результатом психологической подготовки студентов-медиков должна стать сформированность гуманистического мировоззрения будущего специалиста и достаточного уровня его психологической культуры. На понятие «психологическая культура» хотелось бы обратить особое внимание. Представляется интересным мнение профессора Я.Л. Коломинского, утверждающего, что психологическая культура – это уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самому себе, к природе и т.д.

Формирование психологической компетентности (в том числе коммуникативной) выпускника медицинского вуза и необходимость подготовки его к профессиональному взаимодействию обусловлены также особенностями и самой деятельности в сфере медицины:

  • это деятельность в сфере общения, в сфере «человек – человек», и важной стороной успешности деятельности врача является не только высокий уровень его специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и социально-психологические аспекты его личностного потенциала;

  • необходимость реализации в отечественной медицине социопсихосоматического подхода к болезни, что предполагает умение врача строить доверительное общение с пациентом, способствующее установлению и поддержанию психологического контакта с целью сбора информации, а также адекватной состоянию пациента форме передачи врачом информации, касающейся рекомендаций и диагноза;

  • являясь необходимым условием построения терапевтического альянса «врач – пациент», коммуникативная компетентность позволяет формировать субъектную позицию пациента в лечебном процессе;

  • специалистам общественного здравоохранения приходится иметь дело с вопросами подготовки кадров, взаимодействия с широким кругом профессионалов, необходимо обеспечивать управление процессами общественного здоровья, организацией труда в медицинских учреждениях, что требует высочайшей нравственной культуры и умения правильно общаться

  • фармацевтическая деятельность сопряжена с требовательными ожиданиями общества, пристальным вниманием населения к вопросам качества фармацевтической продукции, к работе аптечных учреждений, с высокой ценой вопроса данной деятельности, поскольку она сопряжена с высокоактивными химическими веществами, воздействующими на человеческий организм

  • новые подходы к сестринскому делу предполагают самостоятельность сестринской профессии, тесное взаимодействие и партнерские отношения врача и медицинской сестры, что требует высокого уровня коммуникативной культуры менеджеров сестринского дела

В этой связи коммуникативные навыки включены в число основных компетентностей выпускника КГМУ


  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры философии и истории (протокол n 9 от 20. 05. 2006

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Методические указания утверждены на заседании кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Методические указания утверждены на заседании кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Курс II время 1 час Караганда 2011 г. Обсуждены и утверждены на заседании кафедры Протокол №1 от

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Методические рекомендации одобрены и рекомендованы к печати на заседании научного совета нии медицинских

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Курс 5 Время (продолжительность) 1 час Караганда 2012 г. Обсуждены и утверждены на заседании кафедры

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Курс 5 Время (продолжительность) 1 час Караганда 2012 г. Обсуждены и утверждены на заседании кафедры

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Курс 5 Время (продолжительность) 1 час Караганда 2012 г. Обсуждены и утверждены на заседании кафедры

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Курс 5 Время (продолжительность) 1 час Караганда 2012 г. Обсуждены и утверждены на заседании кафедры

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета кгму. Протокол №10 от 09. 06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом кгму. Протокол №11 от 01. 07. 2010 г icon Методические рекомендации утверждены и рекомендованы к печати Центральным координационным методическим

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы