|
Скачать 0.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СФЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Компетентность: Коммуникативные навыки Караганда 2010 УДК 61 (07) ББК 74.58 ___ С 92 РЕЦЕНЗЕНТЫ: С.Д. Нурсултанова – заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней, к.м.н., доцент М.Ю. Любченко – заведующая кафедрой психологии, психиатрии и наркологии КГМУ, к.м.н., доцент С 92 Телеуов М.К., Доcмагамбетова Р.С., Молотов-Лучанский В.Б., Мациевская Л.Л. ^ - Методические рекомендации. - Караганда. - 2010 г. - 46 с. ББК Методические рекомендации предназначены для преподавателей медицинских вузов, методистов, содержат основные определения и понятия, описывающие коммуникативные навыки как важнейшую компетентность выпускника медицинского вуза. Предложены основные направления работы по формированию данной компетентности Издание 1-е Методические указания обсуждены и одобрены на заседании Методического совета КГМУ. Протокол № 10 от 09.06. 2010 г. Утверждены и рекомендованы к изданию Ученым советом КГМУ. Протокол №11 от 01.07.2010 г. © Телеуов М.К., Доcмагамбетова Р.С., Молотов-Лучанский В.Б., Мациевская Л.Л.,2010 ![]() Оглавление
.ВведениеДекларация Всемирной федерации по медицинскому образованию (Эдинбург, 1988) установила, что каждый пациент должен иметь возможность встретить в лице врача такого человека, который является внимательным слушателем, тщательным наблюдателем, эффективным клиницистом, обладающим высокой восприимчивостью в сфере общения. В последние годы широкое признание получила точка зрения, согласно которой подготовку в области коммуникативных навыков необходимо включать в программу обучения врачей в высшей медицинской школе (Консультации по проблеме коммуникаций «врач – пациент», 15 – 18 июня 1993 г. Женева, Всемирная организация здравоохранения). Хорошие взаимоотношения между врачом и пациентом оказывают существенное влияние на результаты лечения в смысле функционального состояния пациента и его субъективной оценки здоровья. Рандомизированные исследования, проведенные в 1990-2000-х годах в вузах Европы и США, в учреждениях медицинской помощи, показали клинически значимые различия в результатах лечения у врачей, владеющих в достаточной мере коммуникативными навыками (КН), и врачей, не придающих значение этому вопросу в своей работе. Первые обеспечивают более успешные результаты своей деятельности (С. Меннин, 2007). Установлено, что врач с эффективными коммуникативными навыками определяет проблему пациента более точно. Пациенты такого врача луче настроены психологически и более удовлетворены врачебным наблюдением. Немаловажно и в известной степени является определяющим перспективу улучшения качества медицинских услуг то, что врач с эффективными коммуникативными навыками получает большее удовлетворение от работы. Формирование и усвоение данных навыков есть результат не только обучения собственно дисциплине КН, но и тщательной психологической подготовки и воспитания психологической культуры будущего специалиста с высшим медицинским образованием. Выпускник высшей медицинской школы должен обладать такой культурой вне зависимости от специальности, которой обучился. Результатом психологической подготовки студентов-медиков должна стать сформированность гуманистического мировоззрения будущего специалиста и достаточного уровня его психологической культуры. На понятие «психологическая культура» хотелось бы обратить особое внимание. Представляется интересным мнение профессора Я.Л. Коломинского, утверждающего, что психологическая культура – это уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самому себе, к природе и т.д. Формирование психологической компетентности (в том числе коммуникативной) выпускника медицинского вуза и необходимость подготовки его к профессиональному взаимодействию обусловлены также особенностями и самой деятельности в сфере медицины:
В этой связи коммуникативные навыки включены в число основных компетентностей выпускника КГМУ |