ГОУ спо
Архангельский медицинский колледж
Пропедевтика внутренних болезней
Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов
О. А. Нечаева
г. Архангельск 2010
Одобрено на заседании цикловой методической комиссии терапевтических дисциплин
Протокол № 7
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101 «Лечебное
дело»
от « 17 » марта 2010 года
Председатель:
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе:
О. А. Нечаева
И.В. Дожук
Рецензент: кандидат медицинских наук
доцент кафедры
семейной медицины и
внутренних болезней СГМУ
заместитель директора
ФГУ «СМКЦ им. Семашко ФМБА России»
Т.Б. Романова
Данное пособие включает информационный материал, план изучения темы, перечень знаний и практических умений, основные вопросы темы, вопросы и задания для самоконтроля с эталонами ответов. В приложении представлены диагностические и тактические алгоритмы, схемы, таблицы
Введение
Курс пропедевтики внутренних болезней является платформой для изучения клинических дисциплин: терапии, гериатрии, синдромной патологии и дифференциальной диагностики и является логическим продолжением модуля «Человек». Пропедевтика дает основы знаний изучения симптомов болезней, методов их выявления и логического построения диагноза. Основы медицинской деонтологии входят в задачи курса пропедевтики внутренних болезней.
Основная цель изучения дисциплины:
Сформировать знания и умения по методике обследования различных органов и систем
Показать роль и место данной дисциплины в профессиональной подготовке и деятельности фельдшера
Деятельность фельдшера включает:
Сохранение и укрепление здоровья
Диагностику заболеваний
Раннее выявление первых признаков заболеваний
Формирование здорового образа жизни, устранение факторов риска заболеваний внутренних органов
Проведение профилактических мероприятий
Для распознавания заболеваний фельдшеру необходимо овладеть методами наблюдения и исследования пациента (физическими и лабораторно-инструментальными), а так же особенностями клинического мышления. Учитывая, что студенты уже изучили основы сестринского дела и сестринский процесс в основах сестринского дела, пропедевтика внутренних болезней предусматривает углубление знаний и практических умений по этим дисциплинам. Сестринский процесс будет логично вписываться в курс пропедевтики и поможет студентам в определении проблем пациента и постановке диагноза.
В соответствии с требованиями специальности в области лечебного дела специалист должен:
Знать:
Понятие о болезни, этиологии, патогенезе, симптомах и синдромах, диагностике и диагнозе
Субъективные методы исследования: общие сведения о пациенте, жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни, значение их для диагностики
Объективные методы исследования: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию и их значение для диагностики
Инструментальные методы исследования, сущность методов и значение их для диагностики
Уметь:
Произвести опрос пациента, выявить симптомы и синдромы, факторы риска заболеваний
Провести объективное обследование пациента, выявить симптомы и синдромы, оценить полученные данные
Назначить дополнительные методы исследования, оценить полученные Результаты
Подготовить пациента к дополнительным методам исследования
Оформить историю болезни
Для усвоения материала студентам необходимо знать:
Из курса анатомии и физиологии:
Анатомо-физиологические особенности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной, эндокринной и костно-суставной систем
Макро и микроскопическое строение органов
Особенности иннервации и кровоснабжения
Из курса патологической анатомии и физиологии:
Механизм повреждения органа и системы
Макроскопические изменения при различной патологии
3. Латинская терминология:
Значение терминов: этиология, патогенез, симптом, диагноз, пальпация, перкуссия, аускультация, статус, кардиография (электро, фоно, вектор, эхокардиография) и другие термины.
^
Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям
Сбор материала от больного на исследование (крови, мочи, мокроты, кала, желудочного сока, желчи).
План изучения темы
1. Изучить, используя предложенную литературу, основные вопросы темы.
2. Ознакомиться со схемой обследования терапевтического больного, диагностическими алгоритмами, таблицами, рисунками.
3. Проверить себя, используя вопросы и задания для самоконтроля.
^
Студент должен знать
|
Студент должен уметь
|
1. Клиническое значение симптомов и синдромов
|
1. Провести субъективное обследование пациента: собрать общие сведения о больном, жалобы, анамнез, оценить полученные данные
|
2. Субъективный метод обследования пациента, значение для диагностики
|
2. Провести объективное обследование пациента, оценить полученные данные
|
3. Объективные методы обследования пациента: основные и дополнительные и их значение для диагностики
|
3. Назначить дополнительные методы исследования
|
4. Схему обследования терапевтического больного
|
4. Оценить результаты дополнительных методов исследования
|
5. Историю развития диагностики
|
5. Провести простейшие лабораторные исследования
|
1
|
6. Подготовить пациента к дополнительным исследованиям
|
Семинарско – практическое занятие № 1.
Тема: Субъективные методы исследования больного. Общий осмотр. Пальпация.
Цели занятия:
Закрепить теоретические знания по теме.
Уметь применять теоретические знания в практической деятельности фельдшера.
Овладеть методикой опроса, осмотра и пальпации.
Познакомиться с историей развития диагностики.
Сформировать навыки общения, соблюдая основы этики взаимоотношений.
Место проведения: кабинет доклинической практики
Продолжительность занятия: 4 часа
Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ 10 баллов
Премиальные 4 балла
Оснащение занятия:
Таблицы (плакаты) по теме
Схема обследования терапевтического больного
Диагностические алгоритмы, графические структуры
Сборники задач по методике обследования
Сборники текстовых заданий
Медицинские карты стационарных больных
Учебно-методическое пособие для студентов
Дневники для практических занятий
Оборудование кабинета терапии
Диапроектор и диапозитивы «Внешний вид больного»
Мультимедийный проектор - презентация «Внешний вид больного»
Основные вопросы темы:
Определение предмета «Пропедевтика внутренних болезней», цели и задачи. Роль и место пропедевтики в профессиональной подготовке фельдшера.
Здоровье и болезнь. Основная терминология. Теории постановки диагноза. Виды диагнозов.
Схема обследования терапевтического больного.
История развития диагностики. Роль Российских ученых в развитии диагностики: М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Н. Д. Страженско, В. П. Образцов и другие.
Значение для диагностики субъективных методов исследования, последовательность проведения опроса, правила сбора жалоб и анамнеза.
Общий осмотр, последовательность проведения, значение для диагностики.
Пальпация, виды, физическое обоснование метода, методика проведения, правила проведения, значение для диагностики.
Учебно-практическая работа:
Отработка умений по методике опроса пациента друг на друге с помощью алгоритмов, схем, консультаций преподавателя.
Отработка умений по методике общего осмотра и пальпации друг на друге с помощью алгоритмов, схем, консультаций преподавателя.
Решение задач по методике обследования с проверкой по эталону.
Заполнение дневников.
5. Демонстрация слайдов «Внешний вид больного».
Вопросы и задания для самоконтроля:
I. Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятиям «Болезнь», «Этиология», «Патогенез», «Клиническая картина», «Диагностика», «Диагноз», «Лечение».
Назовите последовательно все разделы опроса пациента.
Что включают в себя общие сведения о больном?
Какие жалобы называют общими?
Какие данные необходимо выяснить при сборе анамнеза заболевания?
Какое значение для диагностики имеет семейный анамнез?
7. Последовательность проведения общего осмотра.
8. Назовите примеры вынужденного положения больного при различных
заболеваниях.
9. Локализация сердечных и почечных отеков.
10. О состоянии каких органов и тканей можно судить с помощью пальпации?
//. Решите тестовые задания.
Выберите правильный ответ:
1. Фактор риска заболеваний органов дыхания:
наследственность
курение
переедание
гиподинамия
Ревматизмом чаще заболевают в возрасте:
1.1-2 года
2. 40 - 50 лет
3.7-15 лет
4. старше 60 лет
Фактор риска гипертонической болезни:
нервно-психическое напряжение
переохлаждение 3.1(0) группа крови
4. прием лекарств
4. При какой патологии наблюдается иктеричность кожи:
язвенная болезнь желудка
запоры
гастрит
заболевания печени
5. Положение больного при приступе бронхиальной астмы:
лежа на боку
сидя, с упором на руки
лежа на животе
стоя
6. Как называется лицо больного с выраженной сердечной недостаточностью:
«лицо Гиппократа»
«фациес базедовика»
«фациес митрале»
«лицо Корвизара»
7. При какой патологии может развиться коматозное состояние:
сахарный диабет
язвенная болезнь
бронхит
артрит
8. К какой патологии склонен гиперстенический тип телосложения:
1.бронхит
язвенная болезнь
нарушение обмена веществ
гипотония артериальная
9. Типичные жалобы при патологии органов дыхания:
кашель, сонливость, диарея
одышка, тахикардия, артериальная гипертония
кашель, повышенная температура, одышка
4. одышка, отеки, раздражительность
10. Ортопноэ - это:
тип дыхания
вынужденное положение тела: лежа на правом боку
форма грудной клетки
вынужденное положение тела: сидя с упором на руки
III. Заполните графологическую структуру:
«Объективные методы исследования»
ОСМОТР

 

 




^
ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ПО СИСТЕМАМ
ПАЛЬПАЦИЯ
  

IV. Решите клиническую ситуацию
Пациентка М., 42 года, обратилась к фельдшеру ФАПа.
Этап 1.
Жалобы: общая слабость, головокружение, шум в ушах, мелькание мурашек перед
глазами, одышка, боли в сердце, тахикардия.
Какие уточнения необходимы по жалобам?
Этап 2.
Больна в течении 5 лет. Ухудшение самочувствия связывает с обильными маточными кровотечениями. При обращении к гинекологу установлен диагноз миома матки, назначено лечение. Хуже стала себя чувствовать в течение последнего месяца.
Какие уточнения необходимы по анамнезу заболевания и анамнезу жизни?
Этап 3.
Общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы и слизистые бледные, чистые. Ногти плоские, тусклые, с поперечной исчерченностью, легко обламываются. Периферические лимфоузлы, печень, селезенка не пальпируются. Живот безболезненный.
Оцените полученные данные. Отметьте патологию.
Какие показатели надо проверить еще при осмотре и пальпации?
Семинарско – практическое занятие № 2
Тема: Объективные методы исследования. Перкуссия. Аускультация.
Цели занятия:
Закрепить теоретические знания по теме.
Уметь применять теоретические знания в практической деятельности фельдшера.
Овладеть методикой перкуссии и аускультации.
Место проведения: кабинет доклинической практики. Продолжительность занятия: 4 часа.
Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ 10 баллов
Премиальные 4 балла
Оснащение занятия:
Таблицы (плакаты) по теме
Муляж сердца
Схема обследования терапевтического больного
Диагностические алгоритмы
Графологические структуры
Сборники задач по методике обследования
Сборники текстовых заданий
Учебно-методическое пособие для студентов
Тонометры, стетофонендоскопы
Компьютер и аудиозаписи «Дыхательные и дополнительные шумы», «Тоны и шумы сердца»
Оборудование кабинета терапии
Дневники для практических занятий
Основные вопросы темы:
Физические основы метода перкуссии
Сравнительная перкуссия легких, порядок и методы проведения
Виды перкуссионного звука, значение для диагностики. Изменение перкуссионного звука при патологических процессах в легких.
Топографическая перкуссия легких. Методика проведения. Положение верхушки легких, нижние границы легких, подвижность легочного края, диагностическое значение.
Аускультация легких, методика проведения, правила, физические основы аускультации.
Основные дыхательные шумы: везикулярное, бронхиальное, жесткое, ослабленное везикулярное, амфорическое, стенотическое. Механизм возникновения, причины, значение для диагностики.
Дополнительные дыхательные шумы: хрипы, крепитация, шум трения плевры. Условия возникновения, причины, значение для диагностики.
Границы относительной и абсолютной тупости сердца, методика проведения, значение для диагностики.
Аускультация сердца. Характеристика нормальных тонов сердца. Места выслушивания тонов сердца. Значение для диагностики.
Учебно-практическая работа:
Отработка методики сравнительной и топографической перкуссии легких друг на друге с помощью алгоритмов, схем, консультаций преподавателя.
Отработка умений по методике определения границ относительной и абсолютной тупости сердца друг на друге с помощью алгоритмов, схем, методических указаний, консультаций преподавателя.
Отработка умений по методике аускультации легких и сердца друг на друге с помощью алгоритмов, консультаций преподавателя.
Решение задач по методике обследования.
Прослушивание аудиозаписей «Дыхательных и дополнительных шумов» и «Тонов и шумов сердца».
Заполнение дневников.
Вопросы и задания для самоконтроля:
I. Ответьте на вопросы:
Дайте определение метода перкуссии.
Что составляет физическую основу метода перкуссии?
Назовите виды перкуссионного звука и их физические свойства.
Перечислите виды перкуссии.
Значение перкуссии сердца.
Назовите патологические конфигурации сердца и патологию, при которой они возникают.
Что представляет собой стетоскоп и фонендоскоп?
Значение амфорического дыхания.
Механизм возникновения шума трения плевры.
Отличие I тона от II тона?
II. Решите тестовые задания:
Выберите один правильный ответ:
1. Высота стояния верхушки правого легкого спереди:
2-3 см
3 - 4 см
1 - 1 см
ничего из перечисленного
все перечисленное верно
2. Физические свойства ясного перкуторного звука:
тихий, короткий, высокий
громкий, продолжительный, высокий
3. громкий, продолжительный, низкий, нетимпанический
ничего из перечисленного
все перечисленное верно
3. Нижняя граница правого легкого по передней подмышечной линии:
8 ребро
9 ребро
6 ребро
7 ребро
ничего из перечисленного
4. Перкуторный звук при эмфиземе легких:
коробочный
тупой
ясный
все перечисленное верно
5. Над крупной свободной полостью в легком определяется дыхание:
бронхиальное
везикулярное
жесткое
амфорическое
все перечисленное верно
6. Аускультативные данные при приступе бронхиальной астмы:
крепитация
сухие свистящие хрипы
влажные хрипы
шум трения плевры
ничего из перечисленного
7. Данные аускультации при бронхите:
бронхиальное дыхание
везикулярное дыхание
жесткое дыхание
амфорическое дыхание
ничего из перечисленного
8. В какой точке необходимо выслушивать митральный клапан?
во 2 межреберье, справа у грудины
во 2 межреберье, слева у грудины
у основания мечевидного отростка
в 5 межреберье по среднеключичной линии
в точке «Боткина»
9. Конфигурация сердца при экссудативном перикардите:
митральная
трапецивидная
аортальная
все перечисленное верно
10. Появление шума на верхушке сердца свидетельствует о поражении клапана:
митрального
аортального
трехстворчатого
пульманального
ничего из перечисленного
III. Заполните графологическую структуру:
ПЕРКУССИЯ
  

^
  

IV. Решите задачи по методике обследования.
У больного хронический бронхит.
а) характер основных и дополнительных дыхательных шумов
б) объясните механизм их возникновения
У больного после выделения большого количества мокроты появилась полость под правой ключицей.
а) характер перкуторного звука в этой области
б) охарактеризуйте основные и дополнительные дыхательные шумы в этой области
У больного экссудативный перикардит.
а) охарактеризуйте тоны сердца
б) какие дополнительные звуковые явления характерны для этой патологии?
Семинарско – практическое занятие № 3.
Тема: Дополнительные методы исследования. Цели занятия:
Закрепить теоретические знания по теме.
Уметь применять теоретические знания в практической деятельности фельдшера.
Усвоить алгоритм плана дополнительного обследования пациента.
Уметь правильно подготовит пациентов к лабораторным и инструментальным исследованиям, согласно стандартов действий медицинской сестры.
^ Кабинет доклинической практики.
Продолжительность занятия: 4 часа.
Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ 10 баллов
Премиальные 4 балла
Оснащение занятия:
Таблицы (плакаты) по теме
Схема обследования терапевтического больного
Алгоритм плевральной пункции, алгоритм изучения рентгенограммы, стандарты подготовки пациентов к дополнительным исследованиям
Предметы ухода и муляжи
Сборники задач по методике обследования
Наборы анализов крови, мочи, желудочного сока, желчи
Набор рентгенограмм
Сборники тестовых заданий
Медицинские карты стационарных больных
Дневники для практических занятий
Манипуляционные тетради
Основные вопросы темы:
Лабораторные методы исследования, как дополнительные методы диагностики, их роль и значение, классификация.
Общеклинические исследования крови, мочи, мокроты, плевральной жидкости, интерпретация результатов, подготовка пациента к исследованиям.
Биохимические исследования крови, мочи, плевральной жидкости, интерпретация результатов, подготовка пациента к исследованиям.
Инструментальные методы исследования: рентгенологические, эндоскопические, функциональные исследования. Физическое обоснование методов, методика проведения, клиническое значение. Интерпретация результатов.
Подготовка пациента к инструментальным методам исследования.
Учебно-практическая работа:
Методика забора крови из вены отрабатывается на муляжах.
Методика проведения пробы по Зимницкому отрабатывается на учебной игре.
Техника желудочного и дуоденального зондирования отрабатывается на муляжах.
Сбор мочи на различные виды исследования, согласно стандартов действий медсестры, отрабатывается на учебной игре.
Клиническая оценка анализов крови, мочи, желудочного сока, желчи.
Решение задач по методике обследования.
Оценка рентгенограммы согласно алгоритма изучения рентгенограммы.
Оформление направлений в лабораторию, рентгенкабинет, в кабинет УЗД, в эндоскопический кабинет.
Методика подготовки пациента к рентгенологическим, эндоскопическим, ультразвуковому исследованиям отрабатывается на учебной игре.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Ответьте на вопросы:
Назовите причины абсолютного и относительного эритроцитоза.
Какие клетки крови являются показателем регенераторной способности костного мозга и назовите нормальное содержание их в крови?
Перечислите показатели гемостаза.
Как изменяется цвет мочи при различной патологии?
Что представляют собой цилиндры в моче и из чего они состоят? Назовите виды цилиндров?
Назовите цели исследования желудочного содержимого.
Дайте характеристику желчи В.
Перечислите особенности мокроты при различных патологических процессах в легких?
Дайте физическое обоснование рентгенологических методов исследования.
Для регистрации ЭКГ выбираются точки, между которыми разность потенциалов наибольшая. Что является такими точками?
2. Решите тестовые задания.
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Причины уменьшения количества эритроцитов в крови
гемолиз эритроцитов
дефицит витамина В12
дефицит витамина Вб
кровотечение
2. Увеличение эритроцитов выше 8-9 мк называется
анизоцитоз
пойкилоцитоз
макроцитоз
шитоцитоз
3. При гиперхромной анемии цветной показатель составляет
0,5-0,7
0,8-1,0
более 1,1
более 0,9
4. Причины лейкопении
вирусные заболевания
прием лекарств
бактериальные инфекции (пневмония)
лучевая болезнь
5. В норме относительная плотность мочи в одной порции должна быть не меньше
1015
1016
1013
1010
6. Количество эритроцитов в моче по Нечипоренко
до 1000
до 2000
до 500
до 1500
7. Базальная секреция в норме натощак при желудочном зондировании составляет
0-40 мл
50- 100 мл
0-50 мл
50-7-мл
8. Кровянистая мокрота наблюдается
при остром бронхите
при пневмонии
при сердечной астме
при раке легкого
9. Биохимическое исследование крови определяет содержание
белка
холестерина
СОЭ
креатинина
10. Какие грудные отведения отражают возбуждение левого желудочка
Уз
Y4
Y5
Y6
3. Решите задачу по методике обследования:
1. У больного порок сердца - стеноз митрального отверстия.
а) Какие лабораторные методы исследования необходимо назначить и почему?
б) Какие инструментальные методы исследования необходимо назначить и
почему?
2. Составить алгоритм плевральной пункции, описание которой Вы найдете в учебнике Н. И. Федюковича «Внутренние болезни» на стр. 121.
Семинарско – практическое занятие № 4.
Тема: Методы исследования дыхательной системы. Основные клинические синдромы.
Цели занятия:
Закрепить теоретические знания по теме.
Уметь провести объективное и субъективное обследование пациента с патологией дыхательной системы, выявить основные клинические синдромы.
Уметь применить теоретические знания в практической деятельности фельдшера.
Объяснить пациенту значение и сущность дополнительных методов исследования и уметь подготовить его к исследованию.
^ Терапевтическое отделение стационара.
Продолжительность занятия: 4 часа.
Система оценки по рейтинг-плану: КУЗ 10 баллов
Премиальные 4 балла
Оснащение занятия:
Таблицы (плакаты), рисунки по теме
Схема обследования терапевтического больного
Сборники тестовых заданий
Сборники задач по методике обследования
Набор анализов крови, мокроты
Набор рентгенограмм
Больные с заболеваниями органов дыхания
Медицинские карты стационарных больных
Стетофонендоскопы, тонометры
Дневники для практических занятий
Манипуляционные тетради
Основные вопросы темы:
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
Симптомы и синдромы в пульмонологии: болевой синдром, синдром эмфиземы, синдром уплотнения легочной ткани, синдром образования полости в легком, синдром скопления жидкости в плевральной полости, синдром пневмоторакса. Симптомы: боль в грудной клетке, сухой и влажный кашель, одышка, удушье, кровохарканье, симптомы интоксикации ( повышение температуры, слабость, потливость, снижение работоспособности, снижение аппетита).
Осмотр и пальпация органов дыхания: нормальные и патологические формы грудной клетки, симметричность грудной клетки, патологические типы дыхания (Куссмауля, Биота, Чейн-Стокса). Определение болезненности грудной клетки, голосового дрожания, резистентности. Значение для диагностики.
Сравнительная и топографическая перкуссия легких. Подвижность легочного края в норме и патологии. Значение для диагностики.
Аускультация легких. Основные и дополнительные дыхательные шумы, причины, механизмы возникновения, клиническое значение.
Исследование мокроты, физические свойства и микроскопические данные при различной патологии.
Инструментальные методы исследования: рентгенологические, эндоскопические и функциональные, сущность методов, значение для диагностики.
Учебно-практическая работа:
Отработка методики осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации органов дыхания друг на друге.
Проведение обследования пациента с патологией органов дыхания, выявление проблем пациента, оценка полученных данных.
Составление плана дополнительного обследования, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования.
Отработка методики подготовки пациента к спирографии, бронхоскопии, методики сбора мокроты на общий анализ, БК, посев, согласно стандарта действий медицинской сестры.
Решение типовых задач по методике обследования..
Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Ответьте на вопросы
Назовите виды одышки и их причины.
С чем связана боль в грудной клетке и почему?
Назовите данные аускультации легких у больного с крупозной пневмонией.
Назовите характер перкуторного звука и его физические свойства у пациента с абсцессом легкого после вскрытия через бронх.
Какие свойства имеет мокрота при бронхиальной астме?
Назовите изменения на рентгенограмме при экссудативном плеврите.
2. Решите тестовые задания
Выберите один правильный ответ:
1. Типичные жалобы при заболеваниях органов дыхания
Кашель
Одышка
повышение температуры
все перечисленное верно
2. Экспираторная одышка - это
затрудненное носовое дыхание
трудно вдохнуть
трудно выдохнуть
все перечисленное верно
3. Инспираторная одышка - это
затрудненное носовое дыхание
трудно вдохнуть
трудно выдохнуть
ничего из перечисленного
4. В норме над легкими выслушивается дыхание
бронхиальное
ослабленное везикулярное
везикулярное
ничего из перечисленного
5. Ортопноэ - это
тип дыхания
вынужденное положение - полусидячее
форма грудной клетки
ничего из перечисленного
6. Частота дыхания в норме
10 - 12 в минуту
20 - 25 в минуту
16-20 в минуту
18 - 23 в минуту
7. При воспалительном процессе в легких в общем анализе крови
лейкоцитоз
сдвиг лейкоцитарной формулы влево
повышенная СОЭ
все перечисленное верно
8. Определение голосового дрожания - это
пальпаторное определение проводимости голоса на поверхность грудной клетки
выстукивание симметричных участков грудной клетки
выслушивание симметричных участков грудной клетки
ничего из перечисленного
9. Дыхание Куссмауля, Чейн-Стокса, Биота - это
брюшной тип дыхания
грудной тип дыхания
патологический тип дыхания
ничего из перечисленного
10. К инструментальным методам исследования дыхательной системы относятся
рентгенография
бронхоскопия
спирография
все перечисленное верно
3. Ответьте на вопросы по теме «Физиология дыхания»:
Какова роль крови в процессе дыхания?
Что называется внешним дыханием?
Что называется парциальным давлением газа?
Чему равно парциальное давление кислорода в легких и почему?
Назовите три момента дыхания.
4. Решите задачи по методике обследования.
1. У больного поставлен правосторонний экссудативный плеврит.
Охарактеризуйте перкуторный звук на больной и здоровой стороне.
Объясните механизм его возникновения.
2. У больного хронический бронхит.
Укажите характер основных и дополнительных дыхательных шумов.
Объясните механизм их возникновения.
Семинарско – практическое занятие № 5.
|