|
Скачать 1.18 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РУКОВОДСТВО К ВНЕ- И АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЧАСТНОЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Учебное пособие Владивосток, 2004 г. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РУКОВОДСТВО К ВНЕ- И АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ЧАСТНОЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Учебное пособие «Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для студентов специальностей 040100 «Лечебное дело», 040200 «Педиатрия», 040300 «Медико-профилактическое дело», 040400 «Стоматология» медицинских вузов ДВ региона Владивосток, 2004 г. УДК 616-092 (075) ББК 52.5 Р - 851 Авторы: Маркелова Е.В. – д.м.н., профессор; Шаронов А.С. – д.м.н., профессор, Красников В.Е. – к.м.н., доцент; Ишпахтин Г.Ю. – к.м.н., доцент; Костюшко А.В. – к.м.н., ассистент; Мисюра О.А. – к.м.н., ассистент; Чагина Е.А. – ассистент, Дурнева М.А. – ассистент, Турмова Е.П. – ассистент. / Под редакцией Маркеловой Е.В. – д.м.н., профессора; Красникова В.Е. – к.м.н., доцента. Рецензенты: Иванов Е.М., д.м.н., профессор, директор НИИ Медицинской климатологии и восстановительного лечения РАМН. Лапардин М.П., д.м.н. профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Военного института ДВГУ. Учебное пособие подготовлено согласно государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 040100 (лечебное дело), 040200 (педиатрия), 040300 (медико-профилактическое дело), 040400 (стоматология) и на основании типовой программы по патофизиологии. В нем представлены содержание и объем знаний, необходимые современному специалисту для успешного усвоения вопросов частной патофизиологии – типовых форм патологии органов и физиологических систем организма. Пособие предназначено для студентов третьего курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и 2 курса стоматологического факультета медицинских ВУЗов. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 1. П/ф свертывающей и антисвертывающей системы крови (САССК). 2. П/ф объема циркулирующей крови и ее физико-химических свойств. 3. П/ф системы крови: анемии 4. П/ф лейкоцитозов, лейкопений. 5. П/ф лейкозов. 6. П/ф сердечной недостаточности. 7. П/Ф нарушения ритма и коронарного кровообращения сердца. 8. П/ф сосудистой формы недостаточности кровообращения. Гипо- и гипертензии. 9. П/ф недостаточности внешнего дыхания. 10. П/ф острой и хронической недостаточности внешнего дыхания. 11. П/ф ЖКТ. 12. П/ф печени. 13. П/ф почек. 14. П/ф эндокринной системы 15. П/ф нервной системы. 16. Первичные и вторичные иммунодефициты. 17. Аллергические и аутоиммунные заболевания. ВВЕДЕНИЕ В связи с утверждением новой программы, появлением современных учебников и руководств по нашей дисциплине (Адо А.Д., Адо М.А., Пыцкий В.Н. и др., 2000; Михайлов В.В., 2001; Литвицкий П.Ф., 2002 и др.) возникла необходимость в создании настоящего учебного пособия, которое бы способствовало обучению будущих специалистов современным знаниям патофизиологической науки. Учебное пособие представляет собой содержание и необходимый объем знаний по изучению учебных тем частной патофизиологии (типовых форм патологии органов и физиологических систем). Структура тематических занятий предусматривает учебное задание (содержание и объем) как внеаудиторной (самостоятельной), так и аудиторной работы студентов. Приступая к внеаудиторному изучению той или иной темы занятия необходимо руководствоваться следующим:
Содержание и объем аудиторной работы студентов представлены в хронокарте занятия. Для контроля знаний на кафедре широко используется решение ситуационных задач, примеры которых (с эталонами ответов) приведены в конце каждой изучаемой темы. ^ Нарушение физиологического равновесия свертывающей и антисвертывающей системы крови (САССК) является ведущим механизмом возникновения гемокоагуляционных синдромов и заболеваний. Они могут быть следствием как генетических дефектов, так и приобретенных заболеваний. Учитывая большую распространенность нарушений САССК, их изучение является необходимым для врачей всех специальностей. ^ : Изучить этиологию, патогенез, клинические проявления различных видов патологии САССК. Уметь дифференцировать основные виды нарушений САССК. Овладеть основными диагностическими тестами для оценки состояния свертывающей системы крови. Знать особенности данной патологии у детей (п/ф), значение факторов внешней среды в развитии патологии свертывающей системы крови (мпф), проявление нарушений САССК в челюстно-ротовой полости (ст/ф). Знать принципы коррекции патологии гемостаза. ^ Студент должен знать:
1. Плазменные и тромбоцитарные факторы свертывания крови. 2. Клеточную структуру, функции тромбоцитов. Особенности адгезивно-агрегационной функции тромбоцитов. 3. Механизмы трансформации протромбина в тромбин, фибриногена в фибрин. 4. Физиологические антикоогулянты. 5. Функциональные характеристики свертывающей и противосвертывающей систем. 6. Показатели коагулограммы здорового человека. Ее особенности у разных возрастных групп. 7. Механизмы нейро-гуморальной регуляции гемостаза.
Студент должен уметь: Дифференцировать основные формы нарушений гемостаза. Студент должен иметь представления: О механизмах формирования заболеваний, связанных с нарушением функции свертывающей системы крови. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. – М.: ГОЭТАР-МЕД., 2002. – т.2. – с. 56-80. 2. Адо А.Д. – Патологическая физиология. – М.: Триада, 2000 – с. 486-502 3. Лекционный материал Дополнительная: 1. Адо А.Д., Новицкий В.В. – Патологическая физиология. Томск.: Изд-во Томского Университета, 1994. с.288-292. 2. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови. – СПБ.: Бином., 2000. – с.161-281. 3. Зайко Н.А. с соавт. Патофизиология. Киев.: Логос, 1996. с. 389-393. 4. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Механизмы развития болезней и синдромов. – СПБ.: ЭЛБИ – СПБ., 2002. с. 398-456. ^
Пример ситуационной задачи предлагаемой студентам для проведения итогового контроля знаний и умений. ЗАДАЧА. Пациент А. был доставлен в хирургическую клинику в реанимационное отделение с места автокатастрофы с множественными повреждениями грудной клетки, живота, ног и потерей большого количества крови. Пациенту перелито 1200 мл донорской крови (срок хранения от 2 до 17 дней) и 2000 мл кровезаменителей. Состояние пациента тяжелое, тахикардия, артериальная гипотензия, одышка, суточный диурез значительно меньше нормы; возникло кровотечение из мелких сосудов поврежденных тканей. Данные лабораторных исследований свидетельствуют о понижении свертываемости крови, гипопротромбинемии, гипофибриногенемии и тромбоцитопении. Смерть наступила от прогрессирующей почечной и сердечно-сосудистой недостаточности. На вскрытии обнаружены признаки множественного тромбоза мелких сосудов внутренних органов. Какой патологический процесс развился у пациента? Назовите причину. Охарактеризуйте патогенез. ^ . У пациента развился ДВС-синдром, который вызван массивным повреждением тканей и переливанием большого количества крови (гемолиз), что привело к образованию большого количества активного тромбопластина в циркулирующей крови. Патогенез ДВС-синдрома: гиперкоагуляция белков, гиперагрегация тромбоцитов и других форменных элементов крови – коагулопатия потребления и как следствие – понижение свертывания белков крови, гипопротромбинемия, гипофибриногенемия и тромбоцитопения. ^ Кровь являясь внутренней средой организма, обеспечивает его жизнедеятельность. Для этого необходимо постоянство объема циркулирующей крови (ОЦК) как клеточного, так и плазмы; немаловажное значение так же имеют и физико-химические свойства крови (изменения онкотического и осмотического давления, вязкости, СОЭ, белкового состава, осмотической резистентности эритроцитов). Одной из причин уменьшения ОЦК является острая кровопотеря, которая существенно нарушает жизнедеятельность организма, вплоть до гибели. Определение патофизиологических изменений в организме при кровопотере имеет прямое отношение к объективной оценке состояния больного и определению объема неотложной помощи. ^ : Знать этиологию и патогенез различных форм нарушений ОЦК. Изучить стадии развития острой кровопотери, знать динамику изменения периферической крови. Знать особенности этиологии развития острой кровопотери у детей(п/ф). Изучить особенности этиологии и патогенеза острой кровопотери при патологии зубочелюстной системы(ст/ф).Знать роль профессионального травматизма в развитии острых кровопотерь (мпф). Знать причины и механизмы развития изменений физико-химических свойств крови. ^ Студент должен знать:
1.Количество, состав крови. Показатель гематокрита. 2.Типы кроветворения и регуляция системы красной крови (эритрон). 3.Физико-химические свойства крови. 4.Нормативные показатели красной крови. Особенности детского возраста (п/ф).
Студент должен уметь: На основании клинико-лабораторных данных определять стадии постгеморрагического синдрома, положительные и отрицательные стороны этих стадий. Студент должен иметь представление: о патогенетических принципах терапии и профилактики нарушений ОЦК и кровопотери. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Патологическая физиология/Под.ред. П.Ф.Литвикого.-М.: Медиина, 2002. -С.26-45. 2. Патологическая физиология / под ред. А.Д. Адо – М.: Триада Х, 2000.- С.1-14 3. Лекционный материал. Дополнительная: 1.Зайчик А. Ш., Чурилов Л. П. Механизмы развития болезней и синдромов .- «Элсби-СПБ».- Санкт-Петербург- 2002,. 507 с. 2.Зайко Н.Н. Патофизиология.- Киев.: «Лотос», -1996 г.- 644с. 3. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови. – СПб.: Бином, 2000. – с. 379-441 ^
ЗАДАЧА. Охарактеризовать состояние эритропоэза если известно, что содержание гемоглобина 90 г/л, эритроцитов 3,1 х 10/12 в л. В мазке: полихроматофилия, единичные нормобласты, умеренный анизоцитоз, повышено содержание макро- и микроцитов, пойкилоцитоз и анизохромия выражены незначительно. Гематокрит 35%. В дополнение к данным задачи описать количество ретикулоцитов, лейкоцитов. Объективно: слабость, головокружение, бледность, тахикардия, тахипноэ. ^ . Картина крови соответствует 4 суткам после острой кровопотери. Гидремическая стадия ПГС переход в костоно-мозговую. Количество ретикулоцитов 1,3%, лейкоцитов 12х10/9/л. Тахикардия и тахипноэ относится к срочной компенсации после кровопотери и способствуют улучшунию снабжения кислородом жизненно-важных органов. ОЦК увеличивается за счет поступления в сосуды межтканевой жидкости. Как несрочную меру компенсации мы наблюдаем стимуляцию кроветворения в результате гипоксии, которая приводит к увеличению выработки эритропоэтинов в юкстагломерулярном аппарате почек. Об этом свидетельствует повышение количества ретикулоцитов в периферической крови. ^ Смотри «Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии» под ред. Н.И.Лосева, М.;Медиина,1985 г., с.121 учебное издание №1. ^ Нарушение взаимоотношения процессов эритропоэза и эритродиэреза может привести к часто встречающемуся в лечебной практике симптомы уменьшения числа гемоглобина и эритроцитов в крови – анемии. Причинами анемии могут быть токсические вещества химического и биологического происхождения, возбудители инфекционных, паразитарных заболеваний, иммунные реакции, механическое повреждение эритроцитов, генетические дефекты структуры мембраны, обмена веществ, синтеза гемоглобина и т.д. При анемии в организме нарушаются окислительные процессы и развивается гипоксия гемического типа. Изучение причин и механизмов развития данного патологического процесса имеет прикладное значение в медицине. ^ : Изучить этиологию, патогенез и критерии классификации анемий. Изучить морфологические изменения в периферической крови у больных с различными видами анемий, особенности развития и течения у детей(п/ф). Ознакомиться с методами лабораторной диагностики системы красной крови, уметь дифференцировать различные виды анемий. Знать роль профессиональных факторов в развитии гемолитических и постгеморрагических анемий (мпф). Знать особенности проявления анемий в челюстно-лицевой области (ст/ф). ^ Студент должен знать: I. Вопросы для повторения ( истоки знаний ). 1. Знать количественную и морфологическую характеристику эритроцитов в норме. Функции эритроцитов. 2. Типы эритропоэза и регуляция системы крови. 3. Нормативные показатели красной крови. Особенности гемограммы детского возраста (п/ф).
Студент должен уметь: дифференцировать различные виды анемий по данным клинико-лабораторным исследований. Студент должен иметь представление: о диагностике, патогенетической терапии и профилактике анемий. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Патологическая физиология/Под.ред. П.Ф.Литвикого.-М.: Медиина, 2002. -С.26-45. 2. Патологическая физиология / под ред. А.Д. Адо – М.: Триада Х, 2000.- С. 459-467 3. Лекционный материал. Дополнительная: 1. Зайчик А.Ш.,Чурилов Л.П. Механизмы развития болезней и синдромов . - «Элсби-СПБ».- Санкт-Петербург- 2002г., С. 624 2. Зайко Н.Н. Патофизиология.- Киев.: «Лотос», -1996 г.- 644с. 3. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови. – СПб.: Бином, 2000. – с.283-306. ^
|