|
Скачать 0.94 Mb.
|
Анкета «Вот я какой!» 1. Меня зовут______________________________________________________ 2. Мне _____________________________ лет 3. У меня ___________________________ глаза 4.У меня ___________________________ волосы 5.Улица, на которой я живу, называется ________________________ 6.Моя любимая еда _________________________ 7.Мой любимый цвет _______________________ 8.Мое любимое животное _______________________ 9.Моя любимая книга ______________________________________________________ 10. Моя любимая телепередача _______________________________________________ 11.Самый прекрасный фильм, который я видел ______________________________ 12. Я люблю в себе ________________________________________________________ 13.Моя любимая игра _____________________________________________________ 14. Моего лучшего друга зовут _____________________________________________ 15. Страна, в которую я хотел бы съездить ____________________________________ 16. Лучше всего я умею __________________________________________________ 17. Моих братьев и сестер зовут ___________________________________________ 18. Самая главная моя цель ________________________________________________ 19. Мой домашний адрес________________________________________________20. Мой домашний телефон______________________________________________ 21. Мой сотовый номер телефона__________________________________________ 22. Номера сотовых телефонов моих родителей__________________________________________________________ 23. Моя мама (тетя) работает____________________________________________________ 24. Мой папа (дядя) работает____________________________________________________Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 мин.) А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей. Анализ упражнения:
Что я люблю делать? Цели: дать возможность детям рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм, развивать любознательность. Форма: игра. ^ Инструкция: Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого хочу предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытается угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я буду первой выступающей. ^ Анализ упражнения:
Создание атмосферы заинтересованности друг в друге Цель: лучше узнать друг друга и посмотреть, какой же класс 5 ? Форма: игра-экспромт. Классный руководитель, учитывая специфику своего класса (коммуникабельность, открытость, подвижность учеников; есть ли в классе новенькие, аутсайдеры и т.п.), продумывает: способ деления класса на микрогруппы, вступительное слово, выстраивает в логической последовательности игры и задания, готовит необходимые канцелярские принадлежности. ^ Вступление: Классный руководитель делит класс на 3-4 микрогруппы и рассаживает детей так, чтобы каждой микрогруппе было удобно вместе работать. Сам педагог занимает такое место в кабинете, откуда удобно управлять работой, хорошо видно всех. Классный руководитель объясняет ребятам цель встречи. 1 задание: Если каждый заглянет в свой портфель, он найдет там много разных вещей, похожих на те, что есть у других учеников, но все-таки, совершенно особенных. Так и в нашем классе: каждый - особенный, но у всех есть и что-то общее. Мы все - один класс. Давайте сейчас представим, что мы собираем один большой классный портфель - портфель 5 «В» класса. Сейчас каждая группа постарается работать вместе и быстро выполнить задания. Сложив все вместе, мы и узнаем, какой же у нас класс? 2 задание: Попробуйте составить коллективный портрет вашей микрогруппы. Ответьте на вопросы:
Микрогруппы в течение 3-5 минут составляют описание, затем по очереди представляют свои портреты. Обычно это бывают забавные описания. Важно, что в ходе работы ребята рассказывают и о себе. Поскольку это происходит в игре, то в контакт вступают легко и те дети, которые до сих пор, возможно, держались особняком, были «закрытыми». 3 задание: А теперь давайте посмотрим, какие особенные черты есть у каждой группы:
4 задание: Видите, у нас появились и свои рекорды. Продолжим их список.
5 задание: А теперь на альбомном листе фломастером изобразите дружеский шарж вашей группы. Надо, чтобы он получился из тех предметов, которые обозначают ваши увлечения. Заключение: Классный руководитель сообщает все, что было создано микрогруппами, и называет черты, которыми можно охарактеризовать «наш 5-й «В»». Педагог предлагает весь год пополнять «наш портфель»: собирать туда все достижения класса, награды, «которые класс будет получать в соревнованиях и конкурсах, самые удачные работы одноклассников (стихи, сочинения, поделки, фотографии). Можно сделать такой символический портфель и хранить его в кабинете, за который отвечает класс. А на последнем в учебном году классном часе «открыть» портфель и еще раз порадоваться общим успехам и успехам личным. ^ Цель: научить ребят разумно организовать свою деятельность. Форма: игровой практикум. Надо разбить класс на микрогруппы, определить их оптимальное количество (по 6—8 человек в группе). Чаще всего формируют 4 микрогруппы. Их можно называть командами, экипажами и т.п. Пятиклассникам легче найти понимание в микрогруппе, проявить себя. Кроме того, между микрогруппами возникает соревновательность, которая стимулирует активность ребят, их инициативу. Важно не ошибиться в определении состава микрогрупп. Нельзя механически поделить класс по количеству учеников. Микрогруппы должны получиться равносильными. Каждой нужен тот, кто справится с организаторской работой. ^ 1 задание: «Герб» Каждое государство, каждый город имеет свой герб. В нем отображают то, чем это государство, город могут гордиться, выражают свое отношение к другим. Создайте герб своей команды, выразив символами то, за что можно ценить ваш коллектив. Можно использовать в гербе девиз - краткое изречение, заявляющее вашу позицию. 2 задание: «Необитаемый остров» Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Сейчас на листе, где изображен остров (каждой группе раздается рисунок величиной в половину листа ватмана, на котором четко вырисован остров среди моря, понятно, где его центр, верх, низ), вы нарисуете все, что может стать реальностью, все необходимое, что, на ваш взгляд, поможет вам выжить на необитаемом острове. Только одно условие: постарайтесь рисовать все одновременно. В этой игре необходимо наблюдать, кто в микрогруппе взял на себя руководство, что и где рисовать. Важны реплики, которыми обмениваются участники: приказы или просьбы, предложения; кто где сумел разместить свой фрагмент рисунка: в центре или в дальнем уголке. Интересно, и что рисуют ребята. Победителей в этой игре не определяют, но обсудить, что получилось на каждом острове, надо: как ребята сами объясняют, почему выбрали именно то, что поместилось на их острове. 3 задание: «Кто быстрее справился?» Сейчас вам будут даваться задания, которые важно выполнять молча. Посмотрим, какая из четырех команд сумеет быстрее без слов справиться с заданием:
В этом практикуме обязательно в каждой микрогруппе появится своя тактика. Где-то выявится лидер, который молча будет расставлять всех на нужное место. В другой группе кто-то так и не сможет согласованно работать, в конце концов нарушат молчание, чтобы кому-то выговорить за неудачу. 4 задание: «Телеграмма» Сейчас вы получите телеграмму, в которой от слов остались лишь первые буквы. Вам придется восстановить текст. Посмотрим, кому это удастся сделать быстрее и какой текст будет интереснее. Все команды получают одинаковый набор букв, например: ТБМВДКЛОХЗ. 5 задание: «Комический цирк» Вы любите бывать в цирке? Сейчас мы разыграем цирковое представление. Каждая группа что-то подготовит для цирковой программы. А чтобы не повторялись номера, распределим по жребию, что готовить. Итак, в программе участвуют:
Мой сосед по парте Цель:
Форма: откровенный разговор. Оформление класса: можно поставить букет цветов, использовать шары, рисунки с дружескими шаржами. На доске - пожелание ребятам быть дружными, добрыми, чуткими и справедливыми по отношению друг к другу; пословицы и поговорки о дружбе и человеколюбии. «Уважайте в себе и других человеческую личность!» Д. И. Писарев «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях!» Б. Паскаль В течение года некоторые классные руководители несколько раз пересаживают учеников с одного места на другое, и каждому из них приходится сидеть то с мальчиком, то с девочкой. Иногда появление нового соседа по парте (столу) вызывает негодование, слезы или скрытое недовольство. Причины здесь самые разные. Чтобы избежать подобной реакции, нужно помочь ребятам лучше узнать, понять и оценить друг друга по достоинству. ^ Вступительное слово классного руководителя, которым надо создать хорошее настроение, настроить ребят на откровенный разговор. 1 задание Предложить учащимся в течение 4-5 минут в дружеской форме, интересно, не обижая и не унижая, рассказать о своем соседе по парте. 2 задание Предложить учащимся составить портрет своего соседа по парте, используя свои наблюдения, применяя вопросы, на которые тот по желанию ответит и т.д. Примерные вопросы для составления портрета:
Будет неплохо, если каждый ученик приготовит своему соседу по парте небольшой подарок (закладку, наклейку, календарик или что-то еще). Можно предложить ребятам, сидящим за одной партой (столом), подготовить игры, загадки, мини-викторину по прочитанным книгам или на знание своего города, поселка, села и провести ее с учениками своего класса. Подготовка и проведение совместного дела сблизят ребят, помогут прийти к согласию и взаимопониманию. После того как сидящие за одной партой (столом) ученики рассказали друг о друге, им предлагается провести с классом заранее подготовленное совместное дело (игру, мини-викторину, небольшой конкурс и т.д.). Потом слово предоставляется другой паре. Если времени не хватит, то можно продолжить на следующем классном часе. В заключение можно обратить внимание ребят на то, что все они очень разные, непохожие друг на друга, но все по-своему интересны и неповторимы. Кроме того, следует посоветовать им поработать над своим характером, привычками и исправить то, что мешает иметь друзей и пользоваться уважением одноклассников. Значения некоторых имен:
^ Цель: выявление лидеров в классе, определение организационной структуры коллектива. Форма: коллективное творческое дело с элементами игры. ^ 1 задание: «Киностудия» Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. После того, как все назовут одну-три кандидатуры «режиссера», выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество голосов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того, как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой «киностудии» предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, в котором работают или учатся ребята. После проведения этого коллективного творческого дела классный руководитель просит провести в каждой микрогруппе анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером. ^ 2 задание: «Слон» Участниками этой игры становятся лидеры, выявленные в первой игре. Данное задание заключается в том, чтобы в течение минуты из спичек выложить «слона». 3 задание: «Полезное дело» Ведущий даёт задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. 4 задание: «Агитатор» Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. 5 задание: «Организатор» Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план. 6 задание: «Люди» Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их охарактеризовать. 7 задание: «Программа» Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...». Оценивается новизна, конструктивность и значимость предложенной программы. После подсчета очков выбираются два набравших наибольшее количество очков кандидата. После ответов на несколько вопросов участники игры осуществляют свой выбор. Заключение В завершение классный руководитель проводит коллективный анализ, совместно с ребятами определяет структуру коллектива, распределяет поручения. ^ Цели: дать возможность каждому ребёнку проявить как своё своеобразие, так и найти общие черты, объединяющие его с другими. Форма: игра. Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку. ^ Инструкция Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например, «у каждого из нас есть сестра...», «у каждого из нас есть мягкая игрушка...», «любимый цвет каждого из нас - синий...», «у каждого из нас мама ходит на работу...», «мы все очень любим макароны...», «мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает», «в каникулы мы все любим ездить на море...» и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт. Анализ упражнения
После проведения классного часа можно разместить в классе получившийся в результате игры список, возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других. ^ Цель: рассказать учащимся о негативном влиянии наркотиков на человека. Форма: театрализованное представление. Действующие лица: Госпожа Смерть, Человек (1), Человек (2), Человек (3), Человек (4), Мистер Мимолетное наслаждение, Мисс Инфекция, Девушка, Юноша, Слуги Смерти. ^ ЧЕЛОВЕК (1): Вы слышите сигнал тревоги? Он очень дерзок и могуч. Людские страшные пороки Собрались в стаи черных туч. ^ Скажите нам одно, скажите: Чем славится наш человек? Ведь ни один на свете критик Понять не может новый век. ЧЕЛОВЕК (3): Вы видите, что с нами стало? Мы все стремимся подражать. Чему? Кому? Зачем упрямо Идем мы смерть свою искать. ^ Скажите нам одно, скажите: Куда стремится человек? Нам очень страшно, вы поймите. Во что одет грядущий век! ЧЕЛОВЕК (1): Вы чувствуете эту силу? Гнилую силу наркоты? Она всю землю поглотила, Везде оставила следы. ^ Скажите нам одно, скажите: Зачем губить самим себя? Ведь можно просто жить, поймите, Нам жизнь один лишь раз дана. ЧЕЛОВЕК (3): Вы знаете, что счастье рядом? Его лишь нужно разглядеть, Людьми нам оставаться надо, На путь иной идти не сметь. ^ Скажите нам одно, скажите: Что ждете вы, какой исход? Вас просим об одном — живите! Мы люди, мы — один народ! Участники уходят за кулисы. Выходит Мистер Соблазн, Мистер Мимолетное наслаждение и Мисс Инфекция. ^ Госпожа Смерть, разрешите доложить последние новости! ГОСПОЖА СМЕРТЬ: Слушаю. МИСТЕР МИМОЛЕТНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ (достает сверток, читает): За период с 1987 по 2004 год более 60 млн. человек в мире заразилось вирусом иммунодефицита. Свыше 20 млн. из них уже умерли. Только в этом году в мире ВИЧ-инфекцией заразилось 5 млн. человек, в том числе 580 тыс. детей до 15 лет. ^ : Браво, господа! Хорошо потрудились. Отличные результаты. На премию заработали. Мистер Соблазн...Вам задание, господа! В течение трех дней вы должны подвергнуть заражению плоти этого человека! (Указывает пальцем в зрительный зал.) ^ Из-за кулис выходит Юноша (чем-то озабочен). ЮНОША: Прости, я снова опоздал. ДЕВУШКА (с сарказмом): Автобус на дороге встал?! ЮНОША: Это было в прошлый раз. ДЕВУШКА: А что произошло сейчас? ЮНОША: Об этом говорить боюсь. ^ (разгоряченно): Причем здесь это? Все они! ДЕВУШКА: Не понимаю... говори. ЮНОША: Так больше жить я не могу или с ума себя сведу. ДЕВУШКА: Ну как же так! Ты обещал! ЮНОША: Соблазн меня опять сломал. ДЕВУШКА: Пойми, наркотик — это зло, Ты сможешь жить и без него! Из-за кулис постепенно выходят Слуги Смерти. ЮНОША: Легко вам всем так говорить: "Попробуй новой жизнью жить!" Я по-другому не могу. ^ (хором): Мы одобряем наркоту! Идет пластический этюд. Юноша оказывается в руках Смерти. ЮНОША: Кто ты? В тебе что-то есть порочное. Глаза твои, как ножи. До встречи с тобой я жил прочно, Дубово, каменно я жил. Кто ты? Что, без тебя я Уже не могу жить? Кто ты? Что, без тебя я Уже не могу быть? Откуда взялась ты? Из рая, из ада ли? Огни мои все погасли. Трещу и рушусь, и падаю... (Умирает.) ^ Госпожа Смерть, разрешите доложить последние новости. ГОСПОЖА СМЕРТЬ: Слушаю. ВСЕ: Жертва сломлена! ГОСПОЖА СМЕРТЬ (указывая в зрительный зал): Ты — следующая жертва! ^ Цель: формирование навыков личной гигиены и здорового образа жизни; развитие умения осуществлять саморегуляцию. Форма: психологическая игра Методическое оснащение: карта Сказочной страны; изображения Белоснежки; Золушки; фрагменты с песнями из мультипликационных и художественных фильмов «Белоснежка и семь гномов», «Золушка». ^ Вводная часть В качестве разогревающих упражнений рекомендуется использовать упражнения с повышенной двигательной активностью. Упражнение «Змея». Учащиеся выстраиваются в колонну и берутся руками за пояс впереди стоящего. Первый в колонне — «голова змеи», последний — «хвост». По сигналу учителя «голова» старается поймать «хвост». Если «голова» поймает его, то сама становится «хвостом», и игра продолжается. Проигравшими считаются дети, разорвавшие «змею», они выходят из игры. Упражнение «Обойди спиной». Учащийся должен обойти змейкой, двигаясь спиной вперед, три предмета, стоящие на одной прямой. Стараясь не задеть предметы (за это даются штрафные очки), игрок проходит маршрут три раза, постепенно ускоряя темп. Количество предметов может быть постепенно увеличено. Предлагается закончить высказывания «Движения нужны людям, чтобы...», «Свежий воздух нужен, чтобы...». Основная часть Получение карты. Учитель сообщает, что получена телеграмма от доктора Айболита с просьбой о помощи: Сказочную страну поразила вирусная инфекция Ангина Грипповна Вирусная. В результате Золушка стала ленивой, Иван-царевич, став рассеянным, потерял меч, а Белоснежка отказывается чистить зубы и умываться. Учитель предлагает наполнить врачебный чемодан нужными качествами, например весельем, аккуратностью, любовью к чистоте, наряду с реальными средствами гигиены и лекарствами. Для того чтобы получить карту, надо ответить на загадки: «Солнце полезно (опасно), потому что...»; «Холодная вода полезна (опасна) потому, что...» и т. д. Ведущий проверяет подготовленность учащихся, задавая 3 вопроса: «Какие инфекционные болезни и средства защиты от них вы знаете?», «Какие лекарственные травы вы знаете?», «Какие способы закаливания вы знаете?». Корзинка здоровья. Далее учитель показывает изображение грязной Белоснежки и предлагает детям из «корзинки здоровья» выбрать необходимые средства гигиены (в корзинке лежат: стиральный порошок, шампунь, мыло, мочалка, бутылка с кока-колой, конфеты, книжка, градусник, расческа, цветные карандаши, зеркало и. т. д.). При этом учащиеся должны обосновать свой выбор. На другой стороне листа — чистая Белоснежка, семь гномов дарят детям волшебный подарок (песня из мультфильма). Как помочь Золушке? Изображение ленивой Золушки, которой никогда не поможет добрая фея. Как помочь Золушке? Она ленивая, потому что устала, она устала, потому что не успевает отдыхать, не может восстановиться. Учащимся задается вопрос: «Какие существуют способы активного отдыха?» Метод «прогрессивной релаксации», зарядка, веселая игра (Сжать в полную силу кулак («что есть силы»), отпустить напряжение, почувствовать расслабление; то же — в половину силы. Согнуть в полную силу кисти рук к предплечью, отпустить напряжение, почувствовать расслабление; то же - в половину силы. Согнуть в полную силу руки в локтях, отпустить напряжение, почувствовать расслабление; то же — в половину силы. Учащиеся сравнивают свое состояние до и после выполнения упражнений.) Перевернули картинку — Золушка трудолюбивая, которая дарит свой подарок — веселую песенку. Заключительная часть Учитель сообщает, что Ангина Грипповна побеждена и ушла в свою Страну Болезней; и благодарит учащихся за помощь. Витаминка Цель:
Подготовительная работа:
^ Ведущий делит детей на 2 команды: «Айболит» и «Мойдодыр» и раскладывает квадратики на игровое поле: 1 ряд - красные, 2 ряд - синие. Команда «Мойдодыр» берет на половине команды противников любой квадрат, противники вытаскивают карточку соответствующего цвета и зачитывают вопрос, который «Мойдодыры» таким образом выбрали. Если «Мойдодыры» отвечают, Витаминка с взятого квадрата остаётся на месте, а очередь «тянуть вопрос» переходит команде противников. Если команда «сдаётся», то их противники съедают витаминку с квадрата. Вопросы синих и красных квадратов
|