|
Скачать 0.74 Mb.
|
Уважаемые коллеги! Направляем вам ежедневный обзор российских средств массовой информации по общеполитической и социальной тематике. Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят материалы, опубликованные в центральной печати и в других средствах массовой информации вне зависимости от того, совпадает их содержание с точкой зрения руководства Фонда социального страхования Российской Федерации или нет. Опубликованные в прессе комментарии и различные расчеты, касающиеся деятельности исполнительных органов ФСС РФ, являются авторскими материалами. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны использоваться в качестве руководства к действию без согласования со специалистами центрального аппарата Фонда 28 октября 2011 года
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА Пенсия может вырасти на 157%, если ее не получать пять лет Эксклюзив («РБК daily» 28.10.2011) ^ В качестве альтернативы повышения пенсионного возраста группа по пенсионной реформе «Стратегии-2020» предложит правительству программу добровольного отказа от получения пенсии на срок от года до пяти лет. Если пенсионеры согласятся участвовать в программе, они смогут получать на 16—157% больше. Как стало известно РБК daily, группа по пенсионной реформе «Стратегии-2020» планирует включить в итоговый документ для доклада в правительство альтернативу повышению пенсионного возраста. Эксперты предлагают внедрить в пенсионную систему программу стимулирования добровольного откладывания начала получения пенсии. Попросту говоря, гражданам, достигшим 55 (для женщин) и 60 (для мужчин) лет, предлагается выбор: либо сразу начать получать государственные выплаты, но по базовым тарифам, либо отложить их на 1—5 лет и затем получать повышенную пенсию. По задумке размер пенсии будет зависеть от того, на сколько лет граждане отложат ее. К примеру, если брать за основу среднюю пенсию 8,7 тыс. руб. в месяц, то откладывание на год может увеличить ее до 10,1 тыс., а на пять лет — до 22,4 тыс. Пенсионер может принять участие в программе, даже если уже несколько лет получал свою пенсию, а также выйти из программы в любой момент. «По нашей просьбе институт фонда «Общественное мнение» провел социологический опрос по теме «Отношение к программе временного отказа от пенсии». Было опрошено 2500 респондентов предпенсионного возраста в 61 регионе, и результаты, на мой взгляд, оказались крайне оптимистическими», — говорит один из реаниматоров «Стратегии-2020», завлабораторией Института им Е.Т. Гайдара Владимир Назаров. Согласно исследованию 55% россиян собираются продолжить работать после выхода на пенсию, из них 63% хотели бы сохранить текущее место работы. «Если сейчас эти люди обходятся без государственной пенсии, следовательно, при сохранении той же занятости они смогут обойтись без нее и в будущем», — считает г-н Назаров. К тому же, как правило, у россиян есть доходы и помимо пенсии: так, 13% населения могут вообще не тратить пенсию, а 15% надеются, что в старости будут жить на доходы от активов. Инициатива экспертов вызвала интерес у 18% респондентов. «Думаю, что, когда программа заработает, количество ее участников резко возрастет», — надеется г-н Назаров. В Минздравсоцразвития предложения экспертов комментируют осторожно. «О любой инициативе стоит говорить с точки зрения комплексного подхода», — говорят в министерстве, напоминая, что сейчас вплотную занимаются пенсионной стратегией до 2050 года по поручению президента и правительства. Ранее Минздравсоцразвития заявляло о предложениях новой пенсионной формулы, где большое внимание при формировании пенсии будет уделено стажу (чем больше стаж — тем больше выплаты) и заработку. Эксперты отнеслись к предлагаемому новшеству с оптимизмом. «Это хороший вариант. По сути это все то же повышение пенсионного возраста, только в более мягкой форме», — считает эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Единственный риск инициативы г-жа Пенухина видит в возможностях бюджета осилить повышенные, хоть и отложенные зарплаты. «Надо еще подсчитать, экономит ли на этом что-то бюджет и можно ли будет при этих суммах выправить баланс пенсионной системы», — отмечает она. МЕДИЦИНА Парацетамол смерти Самое популярное при простуде лекарство может быть очень опасно («Труд» 28.10.2011) Сезон простуд уже стартовал, и самое время поговорить об одном из популярнейших лекарств от простуды — о парацетамоле. Тем более что в последние дни в мире говорят сразу о двух громких смертях, связанных с передозировкой этого препарата. В Марокко скончался знаменитый 33-летний футболист Закариа Зеруали, а в Англии объявлено о причине смерти 25-летнего инструктора по фитнесу Донны Бишоп. Оба они простудились, оба пили много лекарств, которые продаются на каждом углу без рецепта, и у обоих разрушилась печень. Помочь им медицина оказалась не в силах. Особенно нелепой кажется смерть жизнерадостной Донны Бишоп. Она сбивала температуру парацетамолом и дополнительно принимала комплексный препарат от простуды «Лемсип», который среди прочих компонентов тоже содержал парацетамол. А потом пошла к врачу по поводу болей в горле, и он прописал ей еще один комплексный препарат, который тоже содержал парацетамол. Врачебная ошибка привела к фатальному финалу. ^ Но еще чаще все заканчивается так даже без помощи докторов. Ситуация с передозировкой парацетамола, к сожалению, весьма обычна. Люди плохо ориентируются в лекарствах и пьют их до кучи: одно — от температуры, другое — от кашля, третье — от насморка, очень часто принимают еще и комплексные препараты сразу от нескольких симптомов (помните, в телерекламе нам часто обещают одно лекарство сразу от всех симптомов гриппа и простуды). Кстати, в России есть и уже упоминавшийся «Лемсип», сыгравший трагическую роль в судьбе Донны Бишоп, и еще куча подобных комплексных лекарств с парацетамолом с другими названиями:«Колдрекс», «Колдакт», «ТераФлю», «Ринзасип» и т. д. и т. п. И когда больные принимают несколько лекарств одновременно, они даже не догадываются, что в каждом из них может быть один и тот же парацетамол. В результате доза его резко увеличивается, и нередко переваливает за опасный предел. К несчастью, для парацетамола эта планка безопасности очень низкая — гораздо ниже, чем для других лекарств. А вот если ее превысить, последствия могут быть самыми трагическими. В первую очередь страдает печень. Один из метаболитов парацетамола (так называют вещество, в которое препарат превращается в организме в процессе его разрушения) вызывает гибель печеночных клеток. В таких случаях многим может помочь только искусственная печень. А потом — ее пересадка. Но иногда не помогает и это. ^ Впервые обсуждать опасность парацетамола на Западе начали в 1977-м. В СССР его применяли, но популярностью он не пользовался и эксцессов с ним особо не случалось. К тому же рекомендуемая доза парацетамола тогда была в несколько раз ниже нынешней: максимальная разовая — 0,5 грамма вместо сегодняшнего 1 грамма, а суточная — 1,5 грамма вместо 4. К слову, так выросли дозировки в 1990-е, когда со своим уставом в наш постсоциалистический монастырь ринулись западные фармацевтические компании, тогда и появились препараты с лошадиными дозами парацетамола. Но даже за океаном такие препараты неоднократно подвергались жесткому прессингу: «Токсичность парацетамола для печени сравнима с таковой некоторых других лекарств, которые уже удаленны с рынка», — заявлял еще в начале 2000-х Петер Хониг, руководитель отдела по безопасности лекарственных средств Управления по продуктам и лекарствам США. В качестве примера он приводил препарат «Резулин», применявшийся в лечении сахарного диабета. Но «Резулина» уже нет, а парацетамол по-прежнему на коне. Правда, недавно в США официально уменьшили суточную дозу парацетамола на целый грамм: до этого она составляла 4 грамма в сутки, а теперь — 3 (у нас же все остается по-старому). Цена прозрения США — десятки ежегодных смертей от передозировки парацетамола, регистрируемых в этой стране. И это несмотря на то, что там специально проводили национальные информационные кампании, в которых население учили правильно принимать это лекарство. А на его упаковках даже пишут жирным шрифтом следующее предупреждение: «Если вы ежедневно выпиваете больше трех доз алкоголя, то посоветуйтесь с вашим доктором, можно ли вам принимать парацетамол и другие обезболивающие и жаропонижающие средства. Парацетамол может вызвать повреждение печени. Не используйте это лекарство с каким-либо другим препаратом, содержащим парацетамол». ^ Что же делать в такой ситуации нам? Во-первых, если вы все-таки решили гасить температуру парацетамолом (хотя ему есть масса замен), то внимательно читайте инструкции ко всем остальным препаратам, которые тоже планируете принимать: нет ли в них парацетамола (на латыни он пишется как paracetamol, а иногда может называться на американский манер ацетаминофеном (acetaminophen). Никогда не принимайте два препарата, содержащих парацетамол, вместе. Во-вторых, если принимаете парацетамол, никогда не пейте спиртное: они образуют опасную смесь, и токсичность лекарства может серьезно увеличиваться. У любителей выпить были смертельные отравления с гибелью печени даже при приеме лечебной дозы в 4 грамма. В-третьих, даже дома лучше держать только один какой-нибудь препарат с парацетамолом. На всякий случай — чтобы ошибку не сделали ваши близкие или вы сами, когда от высокой температуры потеряете бдительность. В-четвертых, если у вас дома есть парацетамол, то должны быть и препараты с ацетилцистеином. Они обычно используются как лекарство для разжижения мокроты, но одновременно являются и антидотом при парацетамоловых отравлениях. Но до этого лучше не доводить. А если есть подозрение, что вы все-таки хватили лишку, примите ацетилцистеин и спешите к врачу — вас нужно обследовать и держать под наблюдением, чтобы успеть во-время помочь. По данным Государственного реестра лекарственных средств, в нашей стране зарегистрировано 193 препарата, содержащих парацетамол. Из них более 50 лекарств содержат только это активное вещество, а остальные — комплексные препараты с ним. Согласитесь, при таком количестве схожих лекарств, используемых преимущественно при простудных заболеваниях, передозировку парацетамола получить несложно. Реформа социальной сферы Больницам пропишут бесплатные услуги («Парламентская газета» 28.10.2011) ^ Реформа государственных и муниципальных учреждений вступила в решающую стадию. На федеральном уровне готовы все необходимые нормативно-правовые акты. Государственные учреждения уже подготовили поправки в свои уставы. Теперь дело за регионами и муниципалитетами. На этом уровне предстоит самая объёмная работа. Ведь в новую систему должны встроиться 35 тысяч региональных учреждений и 166 тысяч муниципальных. О ходе реформы, которую повлёк Федеральный закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в рамках «правительственного часа» рассказал исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов. По его словам, регионы уже разработали большую часть нормативно-правовой базы для реализации закона. В 2012 году предстоит утвердить государственные и муниципальные задания. Претензии есть только к двум субъектам – Ивановской области и Ненецкому автономному округу, которые пока выполнили работу менее чем наполовину. Антон Силуанов заметил, что главная цель закона – повысить качество оказания государственных и муниципальных услуг. Министерство подготовило пять базовых перечней этих услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и транспорта. Регионы должны завершить подобную работу до 1 июля 2012 года. Новый закон, по словам представителя Правительства РФ, повысит ответственность бюджетных и автономных учреждений. Стимулом для этого будет новый механизм финансирования – не сметный, а субсидиарный. Прозрачность работы учреждений должна гарантировать публикация отчётов о выполнении государственного и муниципального задания в сети Интернет. Заместитель председателя Комитета по бюджету Вячеслав Новиков заметил, что на новый формат работы перешли пока чуть более половины учреждений. По всей видимости, остальные не успеют это сделать до 1 июля 2012 года, когда начнётся новый порядок финансирования. «Это приведёт к некоторой неразберихе. Кроме того, такой переход в середине финансового года я считаю бессмысленным и неразумным», – заявил парламентарий. Он предложил перенести сроки до января 2013 года. Антон Силуанов согласился, что проблемы с реформированием могут возникнуть на муниципальном уровне, где количество учреждений самое большое. «Давайте посмотрим, как будет идти этот процесс в первом квартале следующего года, и в случае необходимости подкорректируем сроки», – предложил он компромиссное решение. Многие парламентарии высказали опасения, что с принятием закона большинство услуг в социальной сфере станет платным. Своё мнение по этому поводу высказала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Вокруг закона было много страстей, поскольку образование, здравоохранение и другие социальные сферы затрагивают интересы каждой семьи. У людей было много тревог, что этот закон принимается для того, чтобы ушло бесплатное образование, здравоохранение, что останутся только платные услуги», – заметила Валентина Матвиенко. По её мнению, дело обстоит совершенно иначе. «Наоборот, этот закон позволит урегулировать и чётко прописать, что гарантировано населению бесплатно, – подчеркнула она. – Чёткий перечень таких услуг позволит бороться с недобросовестными руководителями учреждений, которые самостийно вводили платные услуги, используя государственное имущество, бюджетные средства. Закон даёт возможность развивать и платные услуги, но только строго в сфере деятельности учреждения. У нас немало фактов, когда директора школ сдают спортивные залы под банкеты, в детских бассейнах устраивают вечеринки. Такого быть не должно, за этим должны следить контролирующие органы». ^ Валентина Матвиенко заверила, что Совет Федерации будет вести постоянный мониторинг исполнения закона в регионах. ЗАРПЛАТА О зарплатах, затратах и приоритетных проектах («Парламентская газета» 28.10.2011) ^ «Сегодня нам надо принять решение – выделить 60 субъектам 15,1 миллиарда рублей на проведение индексации зарплат», – сказал премьер. Часть этих средств, по его словам, пойдёт на компенсацию затрат на топливо и электроэнергию для отдельных территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Ещё 7,2 миллиарда рублей до конца года предлагается дополнительно направить на реализацию приоритетных проектов в регионах», – сообщил Владимир Путин и уточнил, что речь идёт о жилье, дорогах, спортивных и социальных объектах. «Все необходимые средства согласованы и зарезервированы», – подчеркнул он. Глава Правительства напомнил, что с 1 октября фонд оплаты труда федеральных бюджетников проиндексирован на 6,5 процента. Такое же повышение для работников своих госучреждений должны провести регионы, для чего им оказывается необходимая финансовая поддержка. Премьер также обратил внимание участников заседания на необходимость обеспечения комплексного подхода в создании должных условий труда на вредных производствах. В частности, надо сохранять доплаты за особые условия работы. Их общий объём с 2004 по 2010 год вырос более чем в два раза – с 49 до 102 миллиардов рублей. И такая тенденция должна остаться неизменной. Владимир Путин отметил, что из-за неудовлетворительного состояния охраны труда прямые экономические потери в РФ ежегодно достигают двух триллионов рублей – 4,2 процента ВВП. Для решения этой проблемы уже внесён ряд поправок в нормативную базу. К тому же с 1 сентября аттестация рабочих мест по условиям труда может проводиться только независимыми аккредитованными организациями при участии профсоюзов. Между тем с вредными условиями труда в России пока сталкиваются свыше пяти миллионов человек. «Это следствие несовершенной структуры нашей экономики, отражение технологической отсталости многих отраслей», – полагает премьер. Вместе с тем Владимир Путин признал, что сегодня невозможно полностью отказаться от производств с особыми условиями труда. «Но наша обязанность – надёжно гарантировать права, соблюдать законные интересы трудящихся, создать систему, которая защищала бы здоровье и жизнь человека и, с другой стороны, не позволяла бы недобросовестному работодателю экономить на стандартах безопасности, игнорировать экологические требования», – сказал он. ^ Проблемы летнего отдыха («Парламентская газета» 28.10.2011) Мария Соколова, Этим летом оздоровительные учреждения дневного и постоянного пребывания приняли 5 миллионов 396 тысяч детей. Более 400 тысяч ребят отдохнули на Чёрном и Азовском морях. Однако во многих местах отдых был омрачён различными происшествиями. «Несмотря на рапорты о том, что по итогам летней кампании оздоровительный эффект есть у 86 процентов детей, однако во многих регионах были случаи массового отравления подростков», – заявил заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, открывая «круглый стол» по итогам детской оздоровительной кампании 2011 года, организованный фракцией КПРФ. Начальник отдела организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Семён Плаксин напомнил, что существуют санитарные требования к содержанию детских лагерей и санаториев, а также правила перевозки железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. В начале лета было подготовлено постановление главного санитарного врача по обеспечению отдыха и оздоровления детей в 2011–2012 годах. Каждую смену Роспотребнадзор проверяет детские лагеря. «В течение летней кампании проведено восемь селекторных совещаний с представителями субъектов Федерации, в ходе которых обсуждались ситуация с санитарно-эпидемиологическим благополучием и материально-техническим состоянием летних оздоровительных учреждений и их возможности обеспечить детям полноценный отдых и получение выраженного оздоровительного эффекта», – сказал Семён Плаксин. Однако далеко не все справились с этими задачами. Если в прошлом году было 186 случаев отравления ребят в лагерях, то в этом – уже 600. 13 детей погибли. Ещё одна проблема – подготовка кадров для летних лагерей. Сегодня нет ни программ подготовки, ни единой образовательной программы в этой сфере. Около 1000 сотрудников детских оздоровительных учреждений этим летом за различные нарушения были отстранены от работы. «В стране нет единой федеральной политики по этому вопросу, – подчеркнул Иван Мельников. – Отдельные органы власти обладают отдельными полномочиями и отвечают за отдельные участки работы». В итоге найти ответственных сложно. Более 200 учреждений в этом году вообще не открылись – одни из-за смены собственника, другие из-за неоконченного ремонта или непроданных путёвок. В ходе прокурорских проверок во многих лагерях выявились нарушения законодательства. 23 лагеря открылись без разрешения органов Роспотребнадзора, лишь единицы нашли средства на проведение капитального ремонта. Во многих лагерях вспыхнули кишечные инфекции. Отмечаются многочисленные случаи нарушения противопожарной безопасности. А в одном лагере были найдены гашишное масло и марихуана, из которой дети готовили себе молоко с коноплёй. «Несовершеннолетние могли уходить из лагеря в любое время, покупать сигареты и алкоголь», – рассказала член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. По её словам, главная задача любого детского учреждения – обеспечить безопасность и организовать досуг детей. Нина Останина согласилась с Иваном Мельниковым в том, что в сфере организации детского отдыха нужна единая государственная политика. «Без базового федерального закона, регулирующего эту отрасль, не обойтись. Выход один – повернуться к детям лицом, сделав заботу о них одним из приоритетов государственной политики», – убеждена депутат. Коммунисты предложили создать рабочую группу по разработке законопроекта, в котором будут закреплены стандарты детского отдыха и нормы по зарплате вожатых и воспитателей. Участники встречи обратили особенное внимание на необходимость увеличения финансирования детского отдыха. В бюджете на 2012–2014 годы на эти цели по-прежнему запланировано 4,6 миллиарда рублей – по полмиллиона на регион. И эти средства пойдут только детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. «Вместе с тем 16 миллиардов рублей выделено на одно только переименование милиции в полицию», – напомнила Нина Останина. Она считает, что нельзя возлагать финансирование детского отдыха только на местную власть. Должно быть софинансирование из трёх источников – федерального, регионального и муниципального. госуслуги 72 госуслуги в одном месте К концу 2013 года москвичам не придется бегать за справками по городу («Российская газета 28.10.2011) ^ В столичном районе Печатники открылся еще новый многофункциональный центр. Его отличие от первых центров, появившихся в 2010 году, состоит в том, что госуслуги здесь оказывают не только городские службы, но и федеральные. ...Двухэтажное здание на улице Шоссейной, 86. Входит женщина с грудным ребенком и малышом, которого ведет за руку. Марина Данилина - так она представилась "РГ", словно оправдывается: "Я из декрета в декрет, сыну - 2,7 года, да и Лизоньке уже пять месяцев. Где тут оформить материнский капитал?" "Мы вас проводим. Давайте оставим мальчика в игровой комнате?" - предлагает женщине дежурный. Поднимаемся на второй этаж. Светлая комната, много игрушек, но мама сомневается: "Максим очень домашний, будет ли сидеть с чужими?" Она не успела договорить, как ребенок, увидев сухой бассейн, наполненный яркими шарами, нырнул в него. "Да вы не волнуйтесь, - успокаивает Марину сотрудница МФЦ Надежда Болдова, - я бывшая воспитательница. Пригляжу. Только номер телефона оставьте..." Вскоре в игровую заглянула Александра Логин - пришла получить паспорт. Сын Денис на время ее отсутствия взялся за конструктор... Вскоре мамы начали возвращаться - дела сделаны. Я засекла время: Марине Данилиной потребовалось 15 минут! "Первая неделя работы показала: 38 процентов посетителей тратят на получение госуслуг именно столько времени, - рассказала "РГ" директор МФЦ Светлана Авдошкина. - А 43 процента - 5 минут. Как удается так быстро? Взять тот же материнский капитал. Чтобы его оформить, ребенка сначала нужно зарегистрировать в ЗАГСе, потом наведаться в соцзащиту, Пенсионный фонд... Представляете, как набегалась бы женщина, если бы эти учреждения находились в разных местах? А у нас они под одной крышей! Всего же МФЦ в Печатниках оказывает 72 госуслуги! Площадь центра - почти 1,5 тысячи кв. м. У ГУИСа - 9 окон приема, УФМС - 5, центра жилищных субсидий - 4, департамента соцзащиты, Пенсионного фонда - по 2. Напомню, власти давно обещали избавить москвичей от очередей и потерь времени, когда возникает потребность в получении какой-то справки или оформлении пособия, регистрации имущества и т. д. С этой целью была создана служба "одного окна". Только что толку - в дверь ходить на поклон к чиновникам или стучаться в "окно", если их в городе полторы тысячи! МФЦ в Москве пока 11. До конца года, заявила заммэра Москвы Анастасия Ракова на заседании административной комиссии, прошедшем вчера в Печатниках, откроется еще 5: единый центр в районах Матушкино и Савелки, а также в районах Гольяново, Восточное Дегунино, Южное Медведково и Свиблово. В 2012 году появится еще 59, а в 2013-м - 50. Таким образом, сеть из 125 МФЦ накроет все районы. Так предусмотрено, пояснила Анастасия Ракова, программой совершенствования системы госуправления в городе, проект которой скоро будет представлен на рассмотрение правительства Москвы. Впрочем, мэр Москвы Сергей Собянин обнаружил и недостатки. В частности, заявил он, необходимо "синхронизировать работу" разных служб по часам, да и вообще пересмотреть расписание, так как с 10.00 до 18.00 и при выходных в субботу и воскресенье работающего человека самый совершенный МФЦ не спасет. Да и к пожеланиям москвичей выдавать здесь же новые водительские права, а охотникам - охотничьи билеты, считает мэр, следует прислушаться. Кроме того, добавила Ракова, москвичи должны иметь возможность получать услуги в любом МФЦ, независимо от того, где они зарегистрированы, - это тоже сэкономит им время. А скоро горожанам вообще будет достаточно обратиться к одному специалисту центра, который и возьмет на себя решение сразу всех проблем. И произойдет это не далее чем через пять лет, на которые и рассчитана новая госпрограмма. ДЕМОГРАФИЯ Бабий бунт Рождаемость падает во всех странах мира («Российская газета» 28.10.2011) ^ ООН напугала землян, представив катастрофический прогноз населения Земли. Метод, который применили ооновские специалисты, довольно прост. Было взято число девочек, которых рождает сегодня средняя женщина каждой страны и которые доживают до конца репродуктивного возраста. А затем их экстраполировали. Говоря попросту, просчитали, что же будет в каждой стране, если нынешняя тенденция рождаемости сохранится. Среди благополучных оказалось 120 стран, в основном развивающихся, а вот 73 развитым государствам грозит вымирание. Раньше всех исчезнут Макао, Гонконг, Босния и Герцеговина. А дальше наступит очередь России: в 2888 году умрет последняя женщина нашей страны. - Если прогноз продлить еще дальше и применить чисто математические методы, то мы увидим, что все население Земли движется к исчезновению, - говорит сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Владимир Архангельский. - Правда, многие уверены, что сокращение рождаемости во многих европейских странах компенсируют Африка и Азия. Это заблуждение. Сегодня нет страны, где бы не падала рождаемость. И прогнозы ООН, которые они делали десять лет назад, показывают, что уже к 2100 году рождаемость в странах третьего мира снизится до уровня простого воспроизводства, то есть до 2,1-2,3 ребенка на одну женщину. Кстати, в конце 20-х годов XX века в Московской области у одной женщины было семь детей, а в нынешней Африке эта цифра за последние 15 лет упала уже до 4,5. Владимир Архангельский считает, что прогноз ООН грешит излишней математичностью, отражает не реальную картину, а тенденции в максимально критическом виде. Но он важен, так как стремится обратить внимание человечества на эти тенденции. По мнению Юрия Крупнова из Института демографии, миграции и регионального развития, отведенные ООН для России восемь веков - это слишком оптимистический срок. Ведь у нас показатель рождаемости составляет 1, 6. Это дало повод ООН заявить, что к 2050 году у нас будет жить 90-110 миллионов человек. Причем с учетом мигрантов. Так что проблема не где-то там, в далеких веках, а совсем рядом. - Мы уже исчерпали все сроки, - говорит Крупнов. - Ведь рост рождаемости последних четырех лет - это подарок перестройки. Именно тогда, на пике всеобщего энтузиазма и надежд, был всплеск рождаемости. Сейчас он свое отработал, начинается спад, родителями будут становиться те, кто родился в лихие 90-е, когда рождаемость резко снизилась. Нужны срочные экстраординарные меры. Главное, по мнению Крупнова, - это модернизация, так как демографические взрывы происходят, когда перед людьми открыты новые возможности, когда в стране полная занятость населения. ^ Анна Шонова Проблемы и возможности мира обсудят в Калининграде эксперты ООН по народонаселению. Здесь 31 октября состоится презентация Всемирного доклада о населении планеты. По прогнозам ООН, к концу октября 2011 года население мира достигнет 7 миллиардов человек. А поскольку документ будет представлен в Калининграде, то и родившийся в последний день месяца 7-миллиардный житель планеты будет калининградцем.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 12 апреля 2011 г. N 302н г. Москва "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 октября 2011 г. Регистрационный N 22111 Опубликовано 28 октября 2011 г («Российская газета» 28.10.2011) В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст.З; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2009, N 3; ст. 378), приказываю: 1. Утвердить: перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1; перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2; Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3. 2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года. 3. Признать утратившими силу с 1 января 2012 года: приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96); приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015); приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677). 4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств". Министр Т. Голикова Приложения N 1 - 2 к приказу публикуются на официальном сайте Минздравсоцразвития России по адресу: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37 Приложение N 3 Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ^ 1. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний1. 2. Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний. 3. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях: 1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; 2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; 3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; 4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; 5) предупреждения несчастных случаев на производстве. 4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации). 5. Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по специальности "профпатология". Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог. Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации. 6. Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя2. Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию. II. Порядок проведения предварительных осмотров 7. Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. 8. Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов и в нем указывается: наименование работодателя; форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД; наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН; вид медицинского осмотра (предварительный или периодический), фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника); дата рождения лица, поступающего на работу (работника); наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник); наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам. Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов. Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под роспись. Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений. 9. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию следующие документы: направление; паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность); паспорт здоровья работника (при наличии); решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). 10. На лицо, проходящее предварительный осмотр, в медицинской организации оформляются: 10.1 медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255) (зарегистрировано Минюстом России 14.12.2004 г. N 6188) (далее - медицинская карта), в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра. Медицинская карта хранится в установленном порядке в медицинской организации; 10.2 паспорт здоровья работника (далее - паспорт здоровья) - в случае если он ранее не оформлялся, в котором указывается: наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН; фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, паспортные данные (серия, номер, кем выдан, дата выдачи), адрес регистрации по месту жительства (пребывания), телефон, номер страхового полиса ОМС лица, поступающего на работу (работника); наименование работодателя; форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник), наименование должности (профессии) или вида работы; наименование вредного производственного фактора и (или) вида работы (с указанием класса и подкласса условий труда) и стаж контакта с ними; наименование медицинской организации, к которой прикреплен работник для постоянного наблюдения (наименование, фактический адрес местонахождения); заключения врачей-специалистов, принимавших участие в проведении предварительного или периодического медицинского осмотра работника, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра. Каждому паспорту здоровья присваивается номер и указывается дата его заполнения. На каждого работника ведется один паспорт здоровья. Для лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к ФМБА России, паспорт здоровья работника не оформляется. В период проведения осмотра паспорт здоровья хранится в медицинской организации. По окончании осмотра паспорт здоровья выдается работнику на руки. В случае утери работником паспорта здоровья медицинская организация по заявлению работника выдает ему дубликат паспорта здоровья. 11. Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов (приложение N 1 к приказу (далее - Перечень факторов) и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к приказу) (далее - Перечень работ). 12. По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (далее - Заключение). 13. В Заключении указывается: дата выдачи Заключения; фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол лица, поступающего на работу (работника); наименование работодателя; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы; наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы; результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены). Заключение подписывается председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр. 14. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых по результатам проведения медицинского осмотра незамедлительно после завершения осмотра выдается лицу, поступающему на работу, или завершившему прохождение периодического медицинского осмотра, на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного. III. Порядок проведения периодических осмотров 15. Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. 16. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ. 17. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно. 18. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, оформленном в соответствии с пунктом 43 настоящего Порядка. 19. Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки) с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ. Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке3. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ. 20. В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра указывается: наименование профессии (должности) работника согласно штатного расписания; наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности. 21. Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10- дневной срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя. 22. Поименные списки составляются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, профессия (должность) работника, подлежащего периодическому медицинскому осмотру; наименование вредного производственного фактора или вида работы; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии). 23. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию. 24. Перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка. 25. Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра (далее - календарный план). Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем (его представителем) и утверждается руководителем медицинской организации. 26. Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом. 27. Врачебная комиссия медицинской организации на основании указанных в поименном списке, вредных производственных факторов или работ определяет необходимость участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих врачей-специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований. 28. Для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации документы, указанные в пункте 10 настоящего Порядка. 29. На работника, проходящего периодический осмотр, в медицинской организации оформляются документы, установленные пунктом 10 настоящего Порядка (при отсутствии). 30. Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ. 31. По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пунктами 12 и 13 настоящего Порядка. 32. На основании результатов периодического осмотра в установленном порядке4 определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний - по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации. 33. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 34. В случае ликвидации или смены медицинской организации, осуществляющей предварительные или периодические осмотры, медицинская карта передается в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, на территории которого она расположена либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в центры профпатологии ФМБА России, где хранится в течение 50 лет. 35. Центр профпатологии на основании письменного запроса медицинской организации, с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров, передает в 10-дневный срок со дня поступления запроса указанной медицинской организации медицинские карты работников. К запросу в обязательном порядке прилагается копия договора на проведение предварительных и (или) периодических осмотров. 36. Медицинская организация, с которой работодатель не пролонгировал договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров работников, по письменному запросу работодателя должна передать по описи медицинские карты работников в медицинскую организацию, с которой работодатель в настоящий момент заключил соответствующий договор. 37. Участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией. 38. В случае выявления врачом психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения. 39. Центры профпатологии и другие медицинские организации, имеющие право на проведение периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, при проведении периодического осмотра могут привлекать медицинские организации, которые имеют право в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на проведение предварительных и периодических осмотров и экспертизы профессиональной пригодности. 40. В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. 41. В случаях затруднения определения профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием и с целью экспертизы профессиональной пригодности медицинская организация направляет работника в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 42. По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт. 43. В заключительном акте указывается: наименование медицинской организации, проводившей предварительный осмотр, адрес ее местонахождения и код по ОГРН; дата составления акта; наименование работодателя; общая численность работников, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; численность работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; численность работников, занятых на работах, при выполнении которых обязательно проведение периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; численность работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; численность работников, прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; процент охвата работников периодическим медицинским осмотром; список лиц, прошедших периодический медицинский осмотр, с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения (при наличии), заключения медицинской комиссии; численность работников, не завершивших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; список работников, не завершивших периодический медицинский осмотр; численность работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; список работников, не прошедших периодический медицинский осмотр; численность работников, не имеющих медицинские противопоказания к работе; численность работников, имеющих временные медицинские противопоказания к работе; численность работников, имеющих постоянные медицинские противопоказания к работе; численность работников, нуждающихся в проведении дополнительного обследования (заключение не дано); численность работников, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии; численность работников, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении; численность работников, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении; численность работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении; численность работников, нуждающихся в диспансерном наблюдении; список лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания с указанием пола, даты рождения; структурного подразделения (при наличии), профессии (должности), вредных и (или) опасных производственных факторов и работ; перечень впервые установленных хронических соматических заболеваний с указанием класса заболеваний по Международной классификации болезней - 10 (далее - МКБ-10); перечень впервые установленных профессиональных заболеваний с указанием класса заболеваний по МКБ-10; результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта; рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия. 44. Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации. 45. Заключительный акт составляется в четырех экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Один экземпляр заключительного акта хранится в медицинской организации, проводившей периодические осмотры, в течение 50 лет. 46. Центр профпатологии субъекта Российской Федерации обобщает и анализирует результаты периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на территории данного субъекта Российской Федерации, и не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, направляет обобщенные сведения в Федеральный Центр профпатологии Минздравсоцразвития России и в орган управления здравоохранением данного субъекта Российской Федерации. 47. Федеральный центр профпатологии Минздравсоцразвития России не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет сведения о проведении периодических осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в Минздравсоцразвития России. IV. Медицинские противопоказания к допуску к работам 48. Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний: врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем; последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени; заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями; нарколепсия и катаплексия; заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.; психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах5; алкоголизм, токсикомания, наркомания; болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени; злокачественные новообразования любой локализации6; заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы); гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV; хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени; ишемическая болезнь сердца: стенокардия ФК III - IV; с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла); пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиями и нарушениями гемодинамики; постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца; аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий; облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов; облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей); варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше; лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 - 4 степени; ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 - 3 степени; болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 - 3 степени; активные формы туберкулеза любой локализации; осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений; хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 - 3 степени и портальной гипертензии; хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 - 3 степени; неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения; диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 - 4 степени, системные васкулиты; хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций; хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 - 3 степени; хронические заболевания кожи: хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема; псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия; вульгарная пузырчатка; хронический необратимый распространенный ихтиоз; хронический прогрессирующий атопический дерматит; хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм; беременность и период лактации7 ; привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста7; глаукома любой стадии при нестабилизированном течении. 49. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ. 1Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации. 2Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации. 3Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. N 10577). 4Приказ Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 г. N 55н (ред. от 03.03.2011) "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан" (вместе с "Порядком и объемом проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан") (зарегистрировано Минюстом России 04.03.2010 N 16550). 5В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача- проф патолога. 6После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом. 7Только для лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.
Конституционный суд заслушал поздравления в связи с двадцатилетием в Кремле на торжественном заседании по поводу 20-летнего юбилея Конституционного суда Дмитрий Медведев высоко оценил его заслуги в развитии правовой системы («Коммерсантъ» 28.10.2011) ^ Вчера. А Валерий Зорькин и глава КС ФРГ Андреас Фосскуле не сошлись в том, как оценивать проблемы российского правосудия — по Михаилу Лермонтову или по Льву Толстому. Вчера в Александровский зал Кремля на торжественное заседание по поводу 20-летия КС были приглашены не только представители российской власти и судейского сообщества, но и представители зарубежных конституционных и верховных судов из 50 стран, а также Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Дмитрий Медведев, открывая заседание, вспомнил, насколько важным для развития демократии было создание 20 лет назад КС. По его словам, Россия именно тогда выбрала "путь демократии и верховенства закона", поскольку "Конституционный суд — это, если хотите, очень мощная прививка от тоталитарных привычек". Особой заслугой КС Дмитрий Медведев назвал то, что во главу угла при рассмотрении дел ставятся "интересы самого человека и введено конституционное понимание достоинства личности". Глава КС Валерий Зорькин в своем эмоциональном выступлении развил тезисы президента, заметив, что "20 лет Конституционного суда — это 20 лет правовой истории России". "Все эти годы мы идем путем правовых преобразований, учимся жить в условиях верховенства закона и господства права, преодолевая тяжелое историческое наследие векового бесправия",— пояснил глава КС, добавив, что "это трудный путь", но "этому пути нет альтернативы". В доказательство его сложности, а главное, длительности он привел строки из Лермонтова, начинающиеся словами "Прощай немытая Россия...". И как бы в свое оправдание подытожил: "В стране с ослабленным правовым сознанием трудно было ожидать резкого скачка в области признания господства права". В завершении доклада он сообщил, что КС прочно вошел в конституционный механизм РФ. "Мы будем прилагать все усилия, чтобы нам не сойти с этого пути",— заверил он. К этим заверениям неожиданно скептически отнесся председатель КС ФРГ Андреас Фосскуле (Andreas Vosskuhle). Проблемы российской судебной власти он проиллюстрировал не горячими эмоциями Михаила Лермонтова, как сейчас бы сказали, в стиле "валить", а холодными рассуждениями русского классика Толстого, желавшего, как сейчас бы сказали, мучительно трудится над модернизацией. Господин Фосскуле почти с укором процитировал то место из романа Льва Толстого "Воскресение", где адвокат на вопрос графа Нехлюдова: "Если так и все зависит от произвола прокурора и лиц, могущих применять и не применять закон, так зачем же суд?" — отвечает: "Ну-с, это, батюшка, философия". Вскрыв, таким образом, суть "тяжелого наследия", о котором говорил господин Зорькин, господин Фосскуле объяснил, что так относиться к судебной власти нельзя ни тогда, ни теперь. Слова "правовой нигилизм" он, правда, не употребил, но зато вслед за русскими классиками литературно объяснил, что такое судебная власть. "Это не роскошь и не элегантное украшение для роскошных приемов. Это обувь, которая обеспечивает прочную походку и движение вперед",— гордо заявил он. Глава германского КС заявил, что "российские судьи должны еще завоевывать уважение к своей честности". А затем он прямо усомнился в успехах российского КС, объяснив, что до 2000 года успехи были, но что "в новом тысячелетии голос Конституционного суда стал тише". "Конституционный суд одобрил назначение губернаторов, чем допустил нарушение Конституции",— привел сразу доказательство господин Фосскуле, упомянув еще и "ряд уголовных дел", и решения по ограничению прав меньшинств. "Но 20 лет — это не возраст",— примирительно подытожил он. Если выступление главы германского КС точно внесло ложку дегтя в торжества, то выступление главы ЕСПЧ Жан-Поля Коста в честь торжества не было критическим. Он лишь отметил, что разногласия между российским КС и ЕСПЧ могут возникать, но "диалог все равно идет". "Но с тех пор как РФ ратифицировала конвенцию ООН, положение с правами человека продвинулось вперед. И Конституционный суд способствовал этому прогрессу",— заявил Жан-Поля Коста. ^ Общественный комитет сторонников Дмитрия Медведева соберет мнения интернет-пользователей («Известия» 28.10.2011) ^ . Общественный комитет сторонников (ОКС) главы государства запускает с начала следующей недели сайт «большое правительство. рф». - Там будет предложено каждому стать участником «большого правительства». Это механизм обратной связи со всеми гражданами, - рассказал «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Роберт Шлегель. На портале нужно будет зарегистрироваться. «Человек будет появляться в контактной базе. И в обсуждениях, которые касаются его специфики, и выносятся Медведевым и ОКС, он сможет принять участие. В том числе голосовать», - говорит Шлегель. Впрочем, разработчики сайта предоставили возможность оставлять и анонимные комментарии. В будущем, по словам депутата, портал «госуслуги.ру» вольется в «большое правительство.рф». В России уже 60 млн интернет-пользователей, так что теоретически в работе «большого правительства» могут поучаствовать более 40% жителей страны. Но не все мнения донесут до президента. На сайте будут появляться отсеянные комментарии. Функции «сита» исполнят специализированные интернет-площадки и форумы, на которые члены ОКС планируют «закидывать» те или иные темы для обсуждения. Мнения пользователей будут отбираться, классифицироваться и только потом выкладываться на сайт. В ближайший понедельник ОКС соберется, чтобы обсудить проблемы транспорта. Любопытно, что среди сторонников нет ни одного профессионала в этой области. «Вся нагрузка ляжет на губернаторов и мэров. Может, пригласим представителя Минтранса», - сообщил один из членов ОКС. По мнению участника ОКС галериста Марата Гельмана, министры на заседаниях комитета сейчас не нужны: - Мне пока не хотелось бы их приглашать. Не хочется превращать заседания в критику или в спор. Типа они защищаются, оправдываются, а мы нападаем. Изначально нужно сформировать нашу позицию, а потом уже с этой позицией выступать. В ОКС из правительственных чиновников входят только три замминистра – два из МЭР, один от Минюста. После транспортной темы последуют обсуждения доступности жилья и ипотеки, проблем малого и среднего бизнеса, социальная политика, военно-промышленный комплекс, культура, рассказал «Известиям» координатор ОКС Михаил Абызов. Сторонники Медведева решили, что им нецелесообразно собираться на каждое заседание вместе (в ОКС свыше 80 человек), а потому разделились на секции. «Мы договорились, что группируемся по некоторым темам», - рассказал Гельман. По его словам, помимо собственно сторонников, будут приглашаться и эксперты. ^ Владимир Путин потребовал информировать граждан о системе электронных услуг («Российская газета» 2810.2011) Вчера на заседании правительства Владимир Путин потребовал улучшить условия охраны труда на опасных производствах и донести до граждан информацию о существовании электронных услуг. Неудовлетворительные условия труда бьют не только по людям, которые с ними сталкиваются, но и по экономике России в целом. "Прямые экономические потери из-за неудовлетворительных условий и охраны труда в России ежегодно достигают порядка 2 триллионов рублей, или 4,2% ВВП", - привел данные глава правительства. Эта статистика особенно неутешительна на фоне того, что на предприятиях с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда в России занято порядка 40% работников промышленности, или свыше 5 миллионов человек. Именно поэтому руководитель кабмина считает, что нужно последовательно вести линию на перевооружение промышленности, внедрение инноваций и современных экологических стандартов, а также обновление и создание качественных рабочих мест. Правительство же должно заняться созданием системы по защите здоровья и жизни человека. Причем к решению этой проблемы, уверен Путин, нужен комплексный подход - от внедрения в вузах образовательных программ по охране труда до улучшения работы контрольных и надзорных органов. К 1 июля 2011 года на электронное взаимодействие должны перейти все органы власти в субъектах Федерации и муниципалитетах Далека ситуация от идеала и в сфере электронного взаимодействия при оказании госуслуг гражданам, на которую федеральные органы власти перешли с 1 октября. "Прежде всего это касается слабого информирования граждан о нововведениях и дополнительных возможностях для удобного получения госуслуг. На сайтах многих ведомств отсутствует информация об изменении порядка оказания услуг и о сокращении перечня подаваемых документов", - указал на недостаток Владимир Путин. Чтобы решить эту проблему, необходимо более активно использовать инструмент обратной связи, налаживая диалог с общественными объединениями и предпринимательскими кругами. Поэтому чиновникам правительства придется поднапрячься: Владимир Путин отправил их проверить на местах качество предоставления госуслуг по новым правилам. "Я прошу руководителей ведомств обратить на это внимание. Эти недостатки должны быть устранены в самое ближайшее время", - сказал он, подчеркнув, что в этом нет ничего сложного. |