|
Скачать 97.4 Kb.
|
1. Наименование и область использования 1.1. Наименование дисциплины – Специальная психология 1.2. Условное обозначение программы – РП 1.3. Шифр специальности – 0303010.65 1.4. Номер программы - ОПД.Ф.17 1.5. Аббревиатура кафедры – ОП 1.6. Год разработки - 2010 2. ОСНОВАНИЕ 2.1.ГОС ВПО Требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 030301.65 «Психология» 2000 г. 2.2. Рабочий учебный план АГТУ по программе 030301.65 «Психология» 2.3. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки по специальности 030301.65 «Психология» ^ Преподавание базовых курсов по психологии на психологических факультетах университетов должно учитывать изменения, происходящие в рамках любого научного знания. Одним из направлений таких изменений стал поворот к личности в широко понятой психологической практике. В сегодняшней психологии очевидна ценность психологических методов, которая определяется и будет определяться только тем, на сколько эти методы оправдывают себя в дальнейшей технической работе, насколько успешно их применение на практике. Именно знакомство с коррекционно-развивающим воспитанием и обучением детей с отклонениями в развитии дает возможность студентам оценить положительные и отрицательные стороны той или иной стратегии психологического исследования и обоснованно выбрать или отвергнуть ее. Таким образом, цели и задачи данного курса можно сформулировать следующим образом:
Программа курса рассчитана на 34 аудиторных часов и предусматривает самостоятельную работу студентов в рамках данной программы. Овладение основами специальной психологии необходимо профессиональному психологу: - для углубления и конкретизации теоретических знаний о закономерностях психического развития ребенка, о системном строении и динамической организации психических функций; - для подготовки к оказанию консультативной, психодиагностической и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. 4. ИСТОЧНИКИ 4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения». 4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему. Утвержден 12.08.94. № 940. 4.3.ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Приложение к Приказу Госкомвуза России от 05.08.94. № 100. 4.4. Учебные планы специальности 030301 «Психология». 5. ТРЕБОВАНИЯ Для формирования знаний, умений и навыков необходимо: 1. Усвоить базовую систему знаний о закономерностях, формах, причинах аномального развития. 2. Сформировать систему научных знаний о специфике развития психики у различных групп аномальных детей. 3. Сформировать навыки психодиагностической работы с различными группами аномальных детей. 4. Выработать навыки построения педагогического взаимодействия, формирования карт индивидуального развития аномального ребёнка. ^ Специальная психология имеет тесные связи с общей, возрастной и педагогической психологией, поскольку эти науки используют общий язык и анализируют ряд проблем, важных для работы с аномальными детьми. Тесная связь прослеживается между специальной психологией и социальной, поскольку вторичный дефект является социальным по своей природе. Поэтому студенты реализуют исследовательскую работу по выявлению стереотипов восприятия различных групп аномальных детей. Своеобразие психического развития аномального ребенка рассматривается при опоре на современные достижения физиологии, психопатологии, психологии ряда более частных дисциплин (анатомия, физиология и патология зрения, слуха). 6. Содержание. ^
^ Вопросы к зачету
^ Основные источники:
^ Задачи курса состоят в приобретении профессиональных компетенций, необходимых в работе психолога с различными группами аномальных детей. Это во-первых, навыки психодиагностической работы с различными группами аномальных детей. А во вторых, навыки построения педагогического взаимодействия, формирования карт индивидуального развития аномального ребёнка. Необходимые компетенции формируются по мере освоения курса в различных формах самостоятельной работы студентов. ^ 1. Подготовка к семинарским занятиям в соответствии с предложенными планами и списками литературы. 2. Изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по психологии аномального развития. В ходе контрольной работы № 2 проходит собеседование студента и преподавателя по прочитанным монографиям и студенческим рефератам. 3. Работа над рефератами по темам, которые наиболее заинтересовали студентов. 4. Работа в малых группах по исследованию доминирующих в социуме мнений и стереотипов по отношению к различным категориям аномальных детей. Студенты разрабатывают анкеты, выявляют стереотипы и сообщают о результатах исследования группе. 5. Работа в малых группах над созданием психологических буклетов для детей, ограниченных в возможностях. 6. Формирование навыков психологической диагностики и работы с документацией аномального ребёнка. Самостоятельная работа 1. Что изучает сурдопсихология, психология ЗПР, РДА? 2. Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее значение для работы педагога-психолога. 3. Что такое «фактор развития» и опишите биологический фактор. 4. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития. 5. Дать характеристику олигофренам в степени дебильности. 6. Что изучает тифлопсихология, логопсихология, психология с дисгармоническим складом личности? 7. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве. 8. Что такое «Этиология нарушений»? 9. Что такое «фактор развития» и опишите соматический фактор. 10. Дать характеристику олигофренам в степени имбецильности. 11. Что изучает олигофренопсихология, психология ДЦП, патопсихология? 12. Определите понятие «идеальная норма» и ее значение для работы педагога-психолога. 13. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка. 14. Что такое «фактор развития» и опишите социальный фактор. 15. Дать характеристику олигофренам в степени идиотии. 16. Психология детей с ЗПР. Причины отклонений. 17. Классификация по степени тяжести ЗПР. 18. Сурдопсихология. Причины нарушений. 19. Классификация нарушений слуховой функции. 20. Охарактеризуйте основные закономерности развития мышления у детей с нарушенным слухом. 21. Психология детей с РДА. Причины и механизмы возникновения. 22. Психология детей с ЗПР. Причины отклонений. 23. Классификация по степени тяжести ЗПР. 24. Тифлопсихология. Причины нарушения зрения. 25. Классификация нарушений зрительной функции. 26. Каково влияние слепоты и слабовидения на формирование высших познавательных процессов? 27. Психология детей с ЗПР. Причины отклонений. 28. Классификация по степени тяжести ЗПР. 29. Дисгармонический склад личности. Виды. Причины. 30. Психология детей с ДЦП. Структура нарушения, причины. 31. Формы ДЦП. |