|
Скачать 178.66 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики Кафедра психологии Программа учебной дисциплины «Психофизиология» Для специальности 030301.65 «Психология» подготовки специалиста «Психолог. Преподаватель психологии» Курс III Автор: Курзина Н.П. (авторский вариант) Согласована УМО Одобрена на заседании кафедры ________________________ Зав. кафедрой __________/ О.А.Голубкова/ «___» ____________ 2010 г. «___» ____________ 2010г. Утверждена на заседании УМС _____________________ Председатель _____________________ «___» ____________ 2010 г. Санкт – Петербург 2010 ^ Психофизиология – междисциплинарная научная дисциплина, возникшая на стыке физиологии, психологии, нейропсихологии и клинической физиологии и исследующая соотношение мозга и психики, физиологические показатели высших психических свойств личности. Данная дисциплина является важным звеном в цепи учебных курсов преподаваемых будущим психологам. Знание общих закономерностей и механизмов мозгового обеспечения таких психических функций, процессов и состояний как восприятие, внимание, память, речь, эмоции и т.д.; позволит сформировать у студентов-психологов адекватную оценку различных состояний человеческой психики и обеспечить большую эффективность их работы в ходе будущей профессиональной деятельности. В рамках дисциплины рассмотрены основные методологические подходы и методы разработанные как в отечественной, так и в зарубежной психофизиологии, последние достижения в этой области научных знаний. Программа учебной дисциплины «Психофизиология» предназначена для студентов специальности 030300.65 «Психология», обучающихся на отделении психологии факультета менеджмента Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики. Данный курс рассчитан на профессиональную подготовку психологов, с использованием междисциплинарного подхода и современных методов психологического состояния человека Программа разработана в соответствии с:
Цели курса:
Задачи курса:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Дисциплина «Психофизиология» относится к циклу специальных дисциплин (СД) подготовки по специальности 030301.65 «Психология». Преподавание курса опирается на предшествующее изучение таких дисциплин как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Концепции современного естествознания», «Антропология», « Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии». ^
^ Виды контроля: текущий, итоговый. Текущий контроль: работа на лекциях и семинарских занятиях, контрольные работы (одна). Итоговый контроль: зачет в устной форме. 6.2 Методика формирования результирующей оценки: Оср.= Сумма Wi Oi, где Oi – оценки по десятибалльной шкале,Wi – вес отдельных видов контроля. Виды контроля:
В самостоятельную работу студентов по освоению дисциплины входит:
7. Содержание программы. ^ Предмет и задачи психофизиологии. Особенности строения и функционирования центральной нервной системы человека. Проблема соотношения психического и физиологического и варианты ее решения. Системный подход в решении проблемы мозг - психика. ^ Способы регистрации и сфера применения объективных физиологических показателей, связанных с психической деятельностью человека. Методы исследования функциональной активности головного мозга (регистрация нейронной активности, вызванные потенциалы, электроэнцефалография, топографическое картирование электрической активности мозга, компьютерная томография: позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитно-резонансная томография). Электрическая активность кожи (кожно-гальваническая реакция) как показатель эмоционального возбуждения. Показатели активности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Окулография (реакция глаз: сужение и расширение зрачка, мигание и глазные движения). Полиграф - детектор лжи. ^ Кодирование информации в нервной системе. Нейронные механизмы перцепции Концепция детекторного кодирования. Концепция частотной фильтрации. Нейронные сети. Последовательные и параллельные модели переработки. Опознание образа. Переработка информации нейронными ансамблями нервной системы. ^ Ориентировочная реакция как основа непроизвольного внимания. Нервная модель стимула и выраженность ориентировочной реакции. Нейронные механизмы внимания. Организация внимания: нейроны новизны, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры. Методы диагностики внимания. Общие принципы функционирования системы избирательного внимания и их психофизиологические механизмы. Электроэнцефалографические корреляты внимания. Вызванные потенциалы как метод изучения внимания. Современные теории внимания (теории фильтра, делителя, уместности) ^ Психофизиология функциональных состояний. Функциональные состояния и основные методологические подходы к их определению и диагностике. Вегетативные и электроэнцефалографические показатели функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Роль фронтальных отделов коры больших полушарий в регуляции функциональных состояний. Механизмы регуляции бодрствования: нейроны-модуляторы, ретикулярная формация, таламус, лимбическая система, стриопаллидарная система, неокортекс. Методы диагностики функциональных состояний: ЭЭГ, ПЭТ-томография, вегетативные реакции. Определение и виды сна. Физиологические изменения во сне. Классификация стадий сна. Быстрый сон и его специфика. Индивидуальные различия в динамике сна. Теории сна. Определение стресса. Виды стресса и стрессоров. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Роль симпатической нервной системы в организации реакции на стресс. Гормональные аспекты стресса. Кратковременный и долговременный стресс. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса. Индивидуальные различия в реакции на стресс. ^ Определение и классификация потребностей. Физиологические механизмы возникновения витальных потребностей. Мотивация как фактор организации поведения. Теории и классификация мотиваций. Функциональная система и мотивация. Понятие доминирующего мотивационного возбуждения. Понятия эмоционального фона и эмоционального состояния Морфофункциональный субстрат эмоций. Круг Папеца и лимбическая система. Биологические теории эмоций. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. ^ Классификация видов памяти: временная организация памяти (иконическая, оперативная, декларативная); модально-специфическая организация памяти (образная, эмоциональная, словесно-логическая). Энграмма: этапы формирования (возникновение сенсорного следа, анализ, сортировка и переработка информации, формирование устойчивых структур долговременной памяти). Восстановление памяти: спонтанное, электрошоковое, напоминанием, ознакомлением. Системы регуляции памяти - неспецифический и модально-специфический уровни. Биохимические механизмы памяти: "молекулы памяти", медиаторные системы. Современные теории памяти. ^ Периферические системы обеспечения речи. Мозговые центры речи. Нейронные корреляты акустического и смыслового кодирования слова. Речь и межполушарная асимметрия. Дихотическое прослушивание, событийно-связанные потенциалы мозга как инструмент изучения нейрофизиологического обеспечения речевых функций. Топографическая организация мозговых механизмов восприятия речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций (афазии). ^ Традиционные подходы к изучению мышления в психофизиологии. Электрофизиологические исследования мыслительной деятельности. Импульсная активность нейронов и суммарная биоэлектрическая активность мозга в изучении физиологических механизмов мышления. Вызванные потенциалы и принятие решения. Биологический подход к интеллекту. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. Взаимодействие полушарий в обеспечении мыслительной деятельности ^ Уровни и центры управления движениями разного типа. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Программирование движений. Функциональная структура произвольного движения. Электрофизиологические корреляты движения. Потенциалы мозга, связанные с движениями. ^ Психофизиологический подход к определению сознания. Нейрофизиологические основы сознания. Основные теории сознания. Физиологические условия осознания раздражителей. Неосознаваемое восприятие. Мозговые центры и сознание. Специфика измененных состояний сознания. Медитация и гипноз. 7.1. Тематика семинарских занятий ^ 1. Системный подход в решении проблемы мозг - психика. 2. Биоэлектрическая активность мозга как метод исследования нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности человека. 3. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия. 4. Мозговое обеспечение процессов внимания. Организация внимания: нейроны новизны, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры. 5. Методы диагностики внимания. 6. Определение и виды сна. Физиологические изменения во сне. Классификация стадий сна. 7. Общий адаптационный синдром и его функциональное значение. Последствия стресса. Профилактика стресса. Позитивное значение стресса. 8. Определение и классификация потребностей. Физиологические механизмы возникновения витальных потребностей. 9. Мотивация как фактор организации поведения. Теории и классификация мотиваций. 10. Биологические теории эмоций. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. 11. Морфофункциональный субстрат эмоций. 12. Классификация видов памяти. Механизмы долговременной и кратковременной памяти. 13. Системы регуляции памяти. 14. Мозговые центры речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций (афазии). 15. Электрофизиологические исследования мыслительной деятельности. 16. Биологический подход к интеллекту. 17. Нейрофизиологические корреляты и предпосылки способностей. 18. Уровни и центры управления движениями разного типа. Программирование движений. 19. Нейрофизиологические основы сознания. Основные теории сознания. 20. Неосознаваемое восприятие. Мозговые центры и сознание. ^ 8.1 ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КОНТРОЛЯ 8.1.1 Примеры заданий тест-контрольной по дисциплине «Психофизиология»
7. Гипоталамус это
8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Вопросы к зачету 1. Предмет и задачи психофизиологии. ^ 3. Системный подход в решении проблемы мозг – психика. 4. Кодирование информации в нервной системе. Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия. 5. Ориентировочная реакция как основа непроизвольного внимания. Детекторная концепция восприятия. 6. Роль полей коры в организации целенаправленного поведения. 7. Современные теории внимания Мозговое обеспечение внимания. 8. Нейрофизиологические механизмы селективного внимания. 9.Организация внимания: нейроны новизны, ретикулярная формация, таламическая система, фронтальные зоны коры. 10. Методы диагностики внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. 11. Механизмы регуляции бодрствования. 12. Сон, стадии и роль в жизнеобеспечении. 13. Стресс и его роль в жизни человека. 14. Физиологические механизмы формирования мотиваций. 15. Мотивация как фактор организации поведения. Теории и классификация мотиваций. 16. Морфофункциональный субстрат эмоций. Круг Папеца и лимбическая система. 17. Биологические теории эмоций. 18. Психофизиологическая диагностика и методы изучения эмоций. 19. Механизмы памяти. 20. Современные теории памяти. 21. Мозговые центры речи. Взаимодействие полушарий мозга в восприятии речи. Нарушения речевых функций (афазии). 22. Роль функциональной асимметрии мозга в реализации высших психических функций. 23. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека. 24. Уровни и центры управления движениями разного типа. 25. Психофизиологический подход к интеллекту. 26. Биологические предпосылки общих и специальных способностей. 27. Нейрофизиологические основы сознания. Основные теории сознания. 28. Функциональная структура целенаправленного двигательного акта. 9.Порядок формирования оценок по дисциплине* Оценки за работу студентов на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость. Результирующая оценка по ^ за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная, где Оаудиторная≤ 0,6 Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = n1 Ок/р · + n2 Ок/р ,где
Итоговое оценивание знаний может проводится по накопительной системе. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: ^ .(Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом, 0,4 ≤ k1 ≤ 0,6). *Формирование оценок по дисциплине «Психофизиология» поводится с учетом методических рекомендаций и требований УМУ ГУ-ВШЭ. ^ Основы психофизиологии. Ред. Ю.М. Александров. М., 1997 Основная литература:
Дополнительная литература:
11. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля лекций и семинаров по дисциплине «Психофизиология» используется мультимедийное оборудование, видеотехника. Автор программы:_______________________________ / Курзина Н.П./ |