|
Скачать 199.78 Kb.
|
Тамбовский институт социальных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология телесности Автор: Андреева А.А. Направление: 030300.62 «Психология» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: заочная Тамбов 2011 г. Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология телесности» 1.1. Назначение и цели дисциплины Целью преподавания и изучения дисциплины является усвоение студентами основных положений и методов культурно –исторического подхода применительно к психосоматической медицины, формирование общих представлений о социализации телесных функций, «культурной патологии» телесных функций, о месте телесных расстройств в структуре различных психических нарушений. Задачи дисциплины Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: • Основные теоретические положения психологии телесности, основные принципы исследования телесных функций и телесного восприятия в общей, клинической психологии и психиатрии. • Границы и возможности объективного исследования телесности и интрацептивного восприятия в психологии. • Основные теоретические концепции психологии телесности: естественнонаучный, семиотический, культурологический. • Основные направления психологической диагностики и терапия телесных расстройств. ^ В курсе лекций предполагается продемонстрировать наличие различных исторических типов телесности, сложившихся в рамках европейской (западной) и азиатской (восточной) культур, которые в трансформированном виде входят в контекст современной культуры, определяя становление «культурного», в том числе и «гендерного, сексуального» тела современного человека. Студенты должны познакомиться с основными проблемами, входящими в область рассмотрения психологии телесности как теоретико-философской дисциплины и теми возможностями, которые обеспечиваются телесно-ориентированными практиками, возникающими в рамках того или иного психотерапевтического направления, часто теоретически плохо «отрефлексированного», но практически эффективно преодолевающего различные психосоматические и эмоциональные проблемы человека. ^ Учебная дисциплина «Психология телесности» входит в раздел специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ. Учебная дисциплина представлена следующими темами: Тема 1. Телесность как предмет психологии. Тема 2. Исторические типы телесности. Тема 3. Исследование телесности в естественнонаучной традиции на основе принципа объективного подхода. Проблема границ и возможностей. Тема 4. Проблема «культурного тела»: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского как методологическая основа изучения социализации телесности человека. Тема 5. Сексуальные и гендерные формы объективизации тела. Болезненные формы объективизации. Тема 6. Моральные дилеммы современной психотерапии. ^ В процессе обучения студентов основными формами обучения являются аудиторные занятия, включающие лекции и семинарские занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и семинарских занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области психологии. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на семинарских занятиях. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводиться с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, контрольных работ и др. В процессе изучения дисциплины проводится зачет и оценивается в балльно-рейтинговой системе. ^ а) Студень должен знать и уметь использовать: • теоретическую проблематику психологии телесности. • принципы объективного подхода в исследовании телесности. • общие представления о клинико-психологической феноменологии телесных расстройств • общие представления о методах коррекции телесных расстройств. б) Студент должен иметь навыки: • Практической психологической коррекции телесных расстройств. • Использования и интерпретации психодиагностических методик. • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе. ^ Изучение учебной дисциплины «Психология телесности» завершается зачетом. Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы. «Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий. «Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий. Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Психология телесности» ^
Тема 1. Телесность как предмет психологии. Основная литература: 1 Дополнительная литература: 1,4 Тема 2. Исторические типы телесности. Основная литература: 1 Дополнительная литература: 2,3 Тема 3. Исследование телесности в естественнонаучной традиции на основе принципа объективного подхода. Проблема границ и возможностей. Основная литература: 1 Дополнительная литература: 3,4 Тема 4. Проблема «культурного тела»: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского как методологическая основа изучения социализации телесности человека. Основная литература: 1 Дополнительная литература: 1,4 Тема 5. Сексуальные и гендерные формы объективизации тела. Болезненные формы объективизации. Основная литература: 1 Дополнительная литература: 2,3 Тема 6. Моральные дилеммы современной психотерапии. Основная литература: 1 Дополнительная литература: 1,3 Вопросы для подготовки к зачету по курсу
Раздел 3. Лекционный материал ^ Тема 1. Телесность как предмет психологии. Основные теоретические проблемы и определение предмета в психологии телесности. Две аспекта телесности: образ тела в сознании и тело как самостоятельная субстанция. Внутреннее тело. Телесная память. Психосоматические феномены в норме и патологии. Концепция естественной человеческой грации М. Фильденкрайза и Ф. Александера. ^ Телесно-духовная природная синкреатичность древнего человека. Шаманизм: его связь с первобытными представления о телесности и отношение к современным психоаналитическим и психотерапевтическим подходам. Идея телесности в античной философии, философии древнего Китая и Индии. Йога как методологическая база многих современных телесно-ориентированных практик. Раннехристианские представления о человеческой телесности и их продолжение в концепциях Н.Бердяева и других русских христианских философов. ^ Принцип объективного подхода и кризис механистического понимания причинно-следственных связей в познания психосоматических феноменов человека в норме и патологии. Исследование телесности в медицине. Медицинская мифология 20 вв. Мишель Фуко и его интерпретация «болезней души». Паноптикум как организационно-структурный принцип клинического мышления. Границы как отражение и явление субъективности человека. Телесная выраженность в представлении о собственных границах. Границы как возможности. ^ Проблема становления телесности человека в процессе социализации (окультуривания тела и его реакций): подходы В. Райха, А.Лоуэна, Д.Боаделлы. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и ее значение в понимании телесной социализации человека. Тело как универсальный знак и пространство культурного социально-культурного опыта. Проблема объективации и верификации телесного опыта и знания. Проблема субъективной семантики телесности. ^ Становление человеческой сексуальности. Гендерное «эротическое» тело – исторический анализ представлений о женской и мужской телесности. Болезненные формы объективизации телесности. Организмическая концепция В.Райха, представление о гармоничной сексуальности А. Лоуэна. ^ Танатотерапия как телесноориентированное направление практической психологии, основанное на экзистенциальных принципах. Проблема смерти как актуализация невротической тревоги в жизни человека. Психотерапевтическая поддержка осознавания и переживания тревоги смерти. Преодоление кризисов жизни. Тренинг доверия и открытости внешнему и внутреннему миру. Проблемы утраты и умирания. Работа с телом в гештальт-практиках и экзистенциальной психотерапии. ^ Знание и сострадание в телесной терапии. Этика прикосновения – проблема телесного контакта. Проблема интерпретации Другого через собственное телесное ощущение терапевта. Гносеологические границы и этические проблемы экспериментального исследования человека. Раздел 4. Самостоятельная работа ^ Контрольная работа выполняется студентом в соответствии с учебным планом на основании, которого осуществляется применение полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой их профессиональной деятельности. Она базируется на изучении учебных и литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных. Этапы выполнения контрольной работы: 1) определение варианта контрольной работы; 2) литературных источников, статистической информации и написание теоретической части контрольной работы; 3)обработка практических материалов, подготовка и решение практической части контрольной работы;
Распределение варианта контрольной работы Написание контрольной работы по дисциплинам, изучаемым в соответствии с учебным планом студентами, осуществляется по варианту, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента (от 1 до 10). ^ Содержание контрольной работы должно соответствовать выбранному варианту. В конце работы должен быть библиографический список. Допускаются приложения в виде таблиц, графиков и др. Структурными элементами контрольной работы являются:
Объем работы составляет не менее 15-20 страниц, набранных на компьютере. Оформление контрольной работы. Контрольная работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А4. Текст должен быть выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным 1,5 интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman, 14 размером. Размер отступа в начале строки (абзаца) - 5 знаков, что составляет 1,25 см. Контрольная работа выполняется на листах с одной стороны. Текст контрольной работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: - левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм. Выравнивание текста (за исключением заглавий) производится по ширине. Порядок предоставления контрольной работы и критерии её оценки Контрольная работа подшивается в папку-скоросшиватель и сдается для проверки научному руководителю в сроки, установленные учебным планом, например, не позднее, чем за две недели до начала сессии студентов заочной формы обучения. Научный руководитель знакомится с текстом контрольной работы, определяет уровень ее написания, соблюдение требований, предъявляемых к содержанию и оформлению, а также оценивает её. Работа должна быть возвращена методисту (в том числе при неудовлетворительном результате проверки) не позднее одной недели с момента её сдачи студентом. Студент имеет право ознакомиться с замечаниями руководителя и обязан их устранить в установленный срок. Все этапы движения работы (сдача, передача на проверку руководителю, результат проверки, возврат студенту на доработку, повторная сдача, повторная проверка и др.) фиксируются в журнале с проставлением даты и подписи лица. Руководителям не рекомендуется передавать работы непосредственно студентам без регистрации факта в журнале. Контрольная работа оценивается по критерию зачета. Критериями оценки контрольной работы являются:
Значительно повлиять на снижение оценочных показателей или в совокупности повлечь отрицательный результат могут следующие недостатки:
При несоблюдении студентом требований к научному уровню содержания и оформлению контрольных работ, научный руководитель возвращает ему работу для устранения недостатков. Тождественные по содержанию работы также оцениваются «не зачтено». Студенты, не сдавшие контрольные работы или получившие неудовлетворительный результат, не допускаются к зачету или экзамену по данной дисциплине. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по контрольной работе, предоставляется право выбора новой темы или доработки прежней, определяется новый срок для ее выполнения. Таким образом, оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с проблематикой исследования, а также глубина, широта охвата и самостоятельность исследования являются основополагающими критериями оценки качества курсовой работы и знаний студента. ^
Раздел 5. Литература ^
5.2. дополнительная литература 1. Леонтьев А.Н. Психология образа. / А.Н. Леонтьев //Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология,1979. – №2. – С.3-13 2. Никитин В.Н. Психология телесного сознания /В.Н. Никитин. - М.:Алетейа,1998. 3. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Изд-во «Питер», 2002 4. Тхостов А.Ш. Психология телесности. / А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002 |