|
Скачать 39.8 Kb.
|
Содержание
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины3. Содержание дисциплины. Основные разделы. |
Аннотация программы учебной дисциплины «Патопсихология» Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к пограничным областям знания. Патопсихология исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии.
Изучение психологической структуры и нейрофизиологических механизмов нарушений высших психических функций при различной локализации поражений в головном мозге. Задачами данной дисциплины являются: применение на практике классических и новых методов диагностики особенностей и нарушений познавательных процессов и эмоциональной сферы; формирование умения проводить патопсихологическую диагностику особенностей познавательной и личностной сферы и интерпретировать результаты, формирование умений выявлять мишени психокоррекционной и психотерапевтической работы с детьми и подростками, формирование умений планировать и проводить диагностические беседы, а также беседы по результатам диагностики. ^ Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК): способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1) В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП): готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3); способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7); В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП): способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСП-1); готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3); способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5); способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6); способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7). В результате изучения дисциплины студент должен: знать: методы клинико-психологического обследования клиентов с аномалиями развития (основные методики диагностики нарушений познавательной сферы; эмоционально-волевой сферы и личности - около 15 методик); методы диагностики и интерпретации детско-родительских отношений; уметь: самостоятельно разработать стратегию патопсихологического обследования; провести анализ выявленных расстройств (выявить структуру дефекта); разработать рекомендации для коррекционной работы с ребенком. владеть: навыками составления психологического заключения по результатам обследования (учитывая поврежденные, недоразвитые и сохранные звенья). ^ 1. Предмет и задачи патопсихологии. Особенности психологического исследования в клинике. Основные принципы построения патопсихологического исследования.2. Феноменология нарушения восприятия при психических расстройствах. Методы экспериментально-психологического исследования нарушенного восприятия. 3. Нарушения эмоционально-волевой сферы.Методы экспериментально-психологического исследования нарушений эмоций и воли 4. Нарушения памяти. Методы экспериментально-психологического исследования нарушений памяти. 5.Феноменология нарушений мышления при различных психических расстройствах. Методы экспериментально-психологического исследования нарушений мышления. 6 Нарушение речи.Проблема афазии и межполушарная асимметрия мозга. Методы экспериментально-психологического исследования нарушений речи. 7. Патология внимания и сознания. Нарушение сознания при органических поражениях мозга. 8.Организация и содержание работы патопсихолога. Методы исследования в патопсихологии: эксперимент, наблюдение, клиническая беседа. |