|
Скачать 153.95 Kb.
|
Содержание
Опорная карта |
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 6» 660055 г. Красноярск ул. Быковского 1 т. 224-28-23 e-mail skoh6@mail. ru УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА. Краснослободцева Л.С. Учитель трудового обучения Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную коррекционную учебную работу. Цель: Повысить качество обучения и воспитания умственно – отсталых детей, используя возможности своего предмета. Комплексно изучив особенности психики, физиологии, клинических заболеваний детей организовать на этой основе соответствующую коррекционную работу, добиваться повышения производительности труда. Последовательность работы. 1 этап – изучение состава класса, деление учащихся по группам по системе М.С. Певзнер «Психологические исследования». /4 кл / 2 этап – развитие коррекции памяти, внимания, речи, логического мышления и двигательных навыков учащихся. /5 кл / 3 этап – констатирующий эксперимент. Выполнение практического задания, с учетом времени, на начало и конец учебного года. /6 кл / 4 этап – самостоятельная работа учащихся, формирование экономических знаний. /7 кл / 5 этап – адаптация умственно – отсталых школьников и подготовка выпускников к индивидуальной трудовой деятельности. /8 кл / Содержание этапов работы. I этап. /4 класс/ Изучение личных дел девочек, знакомство с их анамнезом. По психическим и физиологическим особенностям деление учащихся на 5 групп. 1 группа – неосложненная форма олигофрении, где грубых отклонений нет, дети обычно спокойные, уравновешенные, дисциплинированные и трудолюбивые. Например: Иванова М., Грушевская А, Александрова И., Петроченко А. 2 группа – олигрофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами, где интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями психомоторной расторможенности (возбудимости) либо заторможенности. Например: Зябликова С., Филеткина С., Микичур М. 3 группа – олигофрения, осложненная психопато- подобными расстройства- ми, где наблюдается сочетание психического недоразвития с явлениями выраженной аффективной возбудимости. Например: Иванова М. (родители страдают алкоголизмом). 4 группа – олигофрения, осложненная эпилепсияформными расстройствами, где олигофрения проявляется в сочетании олигофренического слабоумия с различными судорожными проявлениями (таких нет). 5 группа – олигофрения, осложненная нарушениями функции лобных долей мозга, где познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности (таких нет). Общими чертами всех групп учащихся, помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются грубые нарушения всех сторон психики: внимания, мышления, моторики, памяти, речи. Чтобы выявить особенности проявления внимания учащихся, преобладающий тип памяти, самоконтроль при выполнении точных по скорости и размеру движений, провожу психологические исследования учащихся на уроках труда.
1 тип памяти – для заполнения на слух (10 слов). Читаю слова вслух (интервал – 3 сек.), учащиеся записывают запомнившиеся слова. Например: стежок, срезы, челнок, разутюжить и т.д. 2 тип памяти – для запоминания при зрительном восприятии. Показываю карточку со словами (время показа 30 сек.). Учащиеся записывают запомнившиеся слова. Например: волокно, лекало, чертеж, мерки, раскрой и т.п. 3 тип памяти – для запоминания при моторно – слуховом восприятии. Читаю вслух (интервал 3 сек.) слова, учащиеся шепотом повторяют их и записывают, какие запомнили. Например: стачать, сутюжить, сметать, переплетение, пошив, обтачка и т.п. 4 тип памяти – для запоминания при комбинированном восприятии. Читаю вслух слова, учащиеся повторяют их шепотом и «пишут» в воздухе, а затем записывают, которые запомнили. Например: вырез горловины, пройма, рукав и т. п. Затем вычерчиваю таблицу, куда заношу данные наблюдений на начало и конец учебного года (норма - 10 слов). / См. таблицу № 1 / Таблица № 1
Мне удобно работать с этой таблицей т. к. я наглядно вижу, какой тип памяти преобладает у девочек, чтобы использовать эффективные приемы обучения для развития их к концу 8 класса. Кроме наблюдения и развития преобладающего типа памяти, большую работу провожу над развитием внимания.
Для этой цели использую карточки, на которых изображены геометрические фигуры и значки. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Учащиеся должны 10 геометрических фигур заполнить нужным количеством знаков с учетом времени. Я отмечаю количество ошибок и время, потраченное на выполнение задания. Например: Грушевская А, без ошибок, время 3мин 6 сек., Петроченко А. 9 ошибок, время 7мин., а также, качество выполнения: часто ли учащиеся отвлекаются, возвращаются к выполнению работы сами или им нужно об этом напоминать. По технике безопасности для развития внимания использую карточки с оборудованием и инструментом. ![]() ![]() ![]() ![]() Запомнить и рассказать правила техники безопасности. После исследования делаю вывод об устойчивости внимания (см. таблицу № 2)
3.Большое внимание уделяю особенности формирования двигательных навыков - развитию мелкой моторики. Для этой цели провожу перед началом практической работы - гимнастику для пальцев и использую шнуровку для каждого ученика. ![]() Шнуровка выполнена из плотного картона с отверстиями в Д – 20 мм, длина – 30, ширина – 12см и шнур. Шнуровка необходима для выполнения тренировочных приемов косого стежка, сметочного, петельного, тамбурного, потом эти стежки выполняем на ткани с иглой. Комплексно изучив особенности психики всех учащихся, я разбиваю их на 3 группы: сильные – 5 чел.= 41%, средние – 4 чел.= 33%, слабые – 3чел.= 25%. В 4 классе вырабатываются основные приемы с иглой, ножницами и на швейной машине. Основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, разговорной речи при анализе несложных изделий. II этап. / 5 класс/. В 5 классе на уроках организую соответствующую коррекционную работу, а также осуществляю дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их клиническими заболеваниями и результатами психологических исследований. Процесс обучения строю с учетом индивидуальных особенностей, опираясь на активность учащихся. Чтобы активизировать учащихся на уроках, развивая их познавательные интересы, использую межпредметные связи швейного дела с другими предметами (математика, элементы геометрии, черчение, биология, география, русский язык, история). Например: выращивание хлопка, линии чертежа, словарная работа. Наглядные методы обучения, занимательные игры, например: ребусы, кроссворды. При анализе пошиваемых изделий по программе использую образец в натуральную величину и опорные карты с рисунком изделия, по которым учащиеся легко по блокам могут составить характеристику изделия. Например: изделие – наволочка. ![]() ![]() ![]() ![]() детали кроя форма назначение ![]() ткани I ![]() ![]() технология отделка Опорная карта развивает представление об изделии, в сравнении с образцом – логическое мышление и разговорную речь, а также дает возможность составить план работы. При пошиве изделий использую технологические и операционные карты, которые развивают воображение и самостоятельность у учащихся, сравнивая свою работу с образцом. ![]() III. этап / 6 класс /. Для развития общетрудовых навыков и умений учащихся провожу констатирующие эксперименты. Даю практические задания выполнения различных швов с учетом времени. В конце года сравниваю качество выполняемой работы и рост производительности труда. За основу возьмем детали кроя длиной 20 см. Данные обработки швов заношу в таблицу./ см. таблицу № 3 / Таблица № 3.
Вывод: (сравнивая образцы выполненных швов в начале и конце учебного года), учащиеся улучшили время выполнения образцов швов, но качество низкое. Производительность труда увеличилась за счет тренировочных упражнений выполнения движений. Качество образцов: 1 группы – хорошее, с замечаниями 2 группы – удовлетворительное, недостаточно осуществляется самоконтроль. 3 группы – неудовлетворительное. Третий этап обучения – основной в развитии трудовых навыков и умений. Здесь определяются способности учащихся обучаться в 7 классе швейному делу или переводить их на обучение другого профиля труда. На ММС ( младшая медицинская сестра ) были переведены: Микичур М., Александрова И. IV. этап. / 7 класс /. Главное значение придается самостоятельной работе, развитию навыков контроля и самоконтроля. Учащиеся шьют изделия на себя (юбка, блузка, платье). Развивают навыки снятия мерок с манекена и друг с друга. На основании мерок строят чертеж и сами выполняют раскрой. Рассчитывают расход ткани на изделие, стоимость одной операции и всего изделия в целом. Большое внимание уделяю производительному труду, пошиву разнообразного ассортимента изделий: постельное белье, фартуки, шторы, мужские трусы, прихватки. С этой целью провожу расчет времени на каждое изделие. За основу беру время констатирующего эксперимента выполнения швов, а также способности каждой ученицы сшить планируемое количество изделий за время, отведенное по программе на практическое повторение. Плановый пошив изделий способствует развитию производительности труда и ответственности за выполнение задания и качества выполняемой работы, развивает самостоятельность. Это позволяет перейти на личностно – ориентированно обучение, учитывая индивидуальные способности каждой ученицы. / см. таблицу № 4 /. Таблица № 4.
Учитывается время на переделку, хождение по мастерской, утюжку. V. этап. / 8 класс /. В 8 классе во время трудовой практики учащиеся закрепляют приобретенные навыки и умения, занимаясь производительным трудом. Проблемы социальной и трудовой адаптации умственно – отсталых детей в условиях тяжелого промышленного кризиса и нарастающей безработицы заставляют отойти от подготовки выпускников к операционной поточной работе на фабриках. Возникла потребность готовить их к индивидуальной трудовой деятельности, формировать экономические знания, учить общению с заказчиками и тем самым зарабатывать на жизнь. |