|
Скачать 96.28 Kb.
|
Содержание
Модельное поведение и копирование суицидальных актовРекомендации по освещению темы суицида Чего следует избегать О чем стоит сообщать |
Модельное поведение и рекомендации представителям средств массовой информации по освещению темы суицида Е.В. Ласый, Белорусская медицинская академия последипломного образования Введение Суицидальное поведение является сложной философской, этической, социальной и медицинской проблемой. Ежегодно в мире совершается около 1 млн самоубийств и примерно в 10 раз больше суицидальных попыток [3]. Самоубийство как причина смерти занимает второе место после ДТП в возрастном диапазоне 15-35 лет в Европе [10, 11]. Среднемировой уровень суицидов составляет около 14-16 на 100 тыс. населения в год [12]. В Республике Беларусь один из самых высоких показателей суицидов мире – в 2008 г. он составил 27,5 на 100 тыс. населения. В абсолютных цифрах это обозначает, что более 2600 человек в Беларуси умерли в результате самоубийства в указанном году, что значительно превысило число погибших в ДТП (1561 человек) за тот же период [1]. Предупреждение самоубийств представляет собой весьма непростую, но выполнимую комплексную задачу, решение которой возможно при взаимодействии различных структур общества (социальный сектор, государственные органы, учреждения образования, охраны правопорядка, здравоохранения, религиозные организации), так как причины этого явления весьма многообразны. Большое значение придается характеру освещения как проблемы суицида в целом, так и конкретных случаев суицидальных актов в средствах массовой информации и художественных произведениях. Специалисты средств массовой информации (СМИ) могут внести большой вклад в увеличения уровня осознания проблемы обществом и формирование реалистичных, не искаженных предрассудками представлений о самоубийстве. К сожалению, в отечественных СМИ проблема эта нередко освещается со значительными отклонениями от правил и норм, принятых сегодня в мире. Информация, изложенная в данной статье, может быть использована врачами-психиатрами и психотерапевтами для распространения среди представителей СМИ и работы с ними в этой области. ^ Для человека характерен феномен идентификации с определенными значимыми для него фигурами, героями, персонажами. В своем поведении индивид может подражать их поступкам. Выбор объекта для подражания во многом зависит как от внутренних мотивов, так и от схожих (с объектом) психологических или социальных проблем, жизненных обстоятельств, судеб, человеческих отношений. Можно сказать, что существуют люди внутренне «готовые» к идентификации с определенным поведением. Например, находясь в ситуации кризиса (утрата, развод, разлука и пр.), человек может воспринять извне определенную модель поведения другого индивида, находящегося в схожей ситуации [13]. Если сам переживающий кризис испытывал суицидальные мысли, информация о том, что некто (достаточно известный или уважаемый) совершил суицидальный акт, может послужить пусковым фактором для подражания его действиям. Объектом идентификации может стать как близкий человек, родственник или друг, так и некое известное лицо [2]. Продукция средств массовой информации и художественные произведения способны делать широко известными различные модели человеческого поведения. Копирование суицидального поведения по образу и подобию поступков героев литературы и репортажей СМИ получило название «эффекта Вертера». Известно, что после публикации в 1774 г. романа И. Гете «Страдания юного Вертера» была зафиксирована волна самоубийств, когда предпринявшие их молодые люди копировали способ, обстоятельства и манеру одеваться героя, отображенные гениальным писателем [2, 4, 5-7]. В связи с этим в ряде стран Европы роман был запрещен к изданию. Начиная с 70-х гг. XX века «эффект Вертера» был систематически исследован на примере влияния репортажей газет и телевидения, поведения героев ряда телесериалов на суицидальную активность населения, находящегося в зоне действия данных СМИ [9, 13, 15, 17, 18]. Во многих исследованиях, проведенных в США, Австрии, Германии, Венгрии, Австралии, Японии было достаточно четко показана статистически достоверная положительная связь между регулярностью и характером освещения определенных суицидальных актов и частотой их повторов в «целевых» группах населения [13, 19]. Так, в 1984 и 1987 гг. газеты Вены печатали подробные и полные драматизма репортажи о суицидах на городской рельсовой дороге. После проведения компании по снижению психологического «накала» данных репортажей и их частоты в 1987 г., количество суицидов заметно уменьшилось [16]. Длительная демонстрация в Великобритании, Германии и США ряда телесериалов, где присутствовали сцены суицидов и суицидальных попыток (передозировок лекарств) сопровождались копированием актов в молодежной среде [14, 17, 18]. Авторы исследований выявили ряд специфических характеристик журналистских репортажей, которые могут усиливать контагиозность суицидальных действий. Отмечено, что помещение репортажей о суициде на первые полосы изданий, использование крупного шрифта и указание на суицид в заголовке, дополнение репортажа фотографиями с места трагедии, регулярность освещения случаев конкретных суицидальных актов усиливают контагиозный эффект [9, 13, 16]. Кроме того, романтизация суицида и представление его как «неожиданного акта совершенно здорового человека», придание событию сенсационного оттенка, подробное описание суицидов известных лиц также усиливают вышеназванный эффект. Исследователи заметили также, что во многих случаях имеет место феномен половой и возрастной специфичности копирования суицидальных актов – то есть частота схожих по способу суицидальных актов увеличивается среди лиц, пол и возрастная группа которых совпадает с соответствующими характеристиками персонажей репортажа или фильма [2]. Наиболее уязвимой и склонной к копированию суицидальных актов группой населения являются подростки и молодые взрослые. Так, в одном из исследований, проведенных в США, было показана связь между снижением частоты суицидальных актов среди молодых женщин и фактом длительной забастовки сотрудников прессы, когда выпуск газет был временно прекращен [13]. В настоящее время обращает на себя внимание возможное влияние контента различных интернет-ресурсов на суицидальное поведение их посетителей. Интернет-ресурсы с учетом их отношения к проблеме суицида можно условно разделить на три категории: 1. Ресурсы помощи, которые предоставляют объективную информацию о проблеме и предлагают поддержку и конкретные меры психологической помощи в кризисном состоянии. Часто имеют отношение к религиозным и общественным организациям. 2. Ресурсы, пропагандирующие или поддерживающие суицидальные намерения. Часто имеют антипсихиатрическую направленность и предлагают описание и «рекомендации» по выбору наиболее «эффективного» способа самоубийства. 3. Ресурсы «нейтрального» отношения к смерти. Как правило, характеризуют суицид как акт свободы воли и личного выбора. В то же время могут предлагать альтернативные выходы из кризиса. Систематических исследований по поводу влияния указанных источников на суицидальные действия пользователей пока недостаточно, хотя очевидно, что сайты, пропагандирующие суицид, могут способствовать соответствующему выбору человека, находящегося в кризисе. ^ Учитывая достаточную доказательную базу феномена модельного поведения и копирования суицидальных актов, а также большое значение СМИ и художественных произведений в процессе моделирования поведения определенных групп населения, современные стратегии предупреждения суицидального поведения включают предоставление рекомендаций для журналистов, редакторов, телевизионных продюсеров и других специалистов СМИ по снижению возможного вреда, связанного с информацией о суицидах. Кроме того, специалисты СМИ могут внести значительный вклад в распространение информации о преодолении кризисных ситуаций, доступности психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, способствовать дестигматизации психических расстройств. Руководства по данной тематике для специалистов СМИ существуют во многих странах (США, Австралия, Австрия, Новая Зеландия, Канада, Германия, Япония, Швейцария), а также разработаны Всемирной организацией здравоохранения [2, 4, 8, 16, 19]. Исследования, проведенные в Австрии и Швейцарии, показали, что выполнение указанных рекомендаций может приводить к снижению количества суицидов в определенных подгруппах населения [2- 4]. ^
^
Рекомендации к языку репортажей
Следование определенным рекомендациям в подаче материала о суицидах может минимизировать вред, не приводя к отказу от освещения проблемы в целом. Специалисты СМИ могут способствовать как осознанию обществом проблемы суицидов, психического здоровья и стигмы психических расстройств в целом, так и распространению образовательной информации о депрессии, знаках суицидального риска, способах психологической помощи и лечения психических расстройств в частности. Литература
|