Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012





Скачать 0.52 Mb.
Название Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012
страница 1/3
Дата 04.04.2013
Размер 0.52 Mb.
Тип Методическое пособие
  1   2   3
ГБОУ ВПО

«Ставропольская государственная медицинская

академия» Министерства здравоохранения и

социального развития российской федерации


Кафедра философии и гуманитарных дисциплин


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «биоэтика»

для студентов лечебного и педиатрического факультетов


г. Ставрополь, 2012


Биоэтика: Методическое пособие. – Ставрополь: СтГМА, 2012. – 36 с.


Составители: к.ф.н., доцент С.Р. Агирбов, к.ф.н., ст. преподаватель П.А. Гончаров


Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий: пояснительную записку, содержание основных компетенций, перечень необходимых навыков и умений, содержание разделов Программы, планы семинарских занятий, основные понятия, темы рефератов, контрольные тестовые задания, вопросы к зачету, основную и дополнительную литературу.

Пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов


Рецензенты: д.м.н., профессор В.А. Батурин, д.ф.н., профессор Т.Б. Сергеева


^ Технический редактор преподаватель О.О. Голубницкий


Методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин «____» ______________ 20 ____ г.


^ Зав. кафедрой, профессор

Т.Б. Сергеева


Пояснительная записка

Курс «Биоэтика», являясь важной частью гуманитарной подготовки студентов, наряду с другими курсами призван обеспечить полноту базовых гуманитарных знаний, а также восполнить нравственно-мировоззренческий вакуум современного образования.

Основополагающие положения биоэтики составили основание для сформировавшегося в последние годы нового международно-признанного этического стандарта медицинской науки и практики, нашедшего свое выражение в документах международного права, многих национальных законодательствах (включая российское законодательство в области совершенствования здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.

В основных разделах современной биоэтики, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами научного познания; введение в круг философских проблем биоэтики, связанной с областью будущей профессиональной деятельности медиков, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами по этике и биоэтике. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков морально-нравственного восприятия и аксиологической оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать своё собственное видение биоэтических проблем и способов их разрешения.

Основная концепция преподавания биоэтики предполагает последовательное движение от общих философских понятий этики, истории медицинской этики к практическим этическим проблемам, которые ставит перед врачом современная медицина. Особое внимание уделяется профилизации проблем биоэтики в педиатрии.

Представление содержания учебной дисциплины «Биоэтика» в виде логически завершенных элементов содержания дисциплины, дает основание для определения темы курса, выносимые для проверки. Структурирование содержания этой учебной дисциплины является также необходимым условием для функционирования рейтинговой системы.

Наличие компьютерной контрольной тестовой программы, соответствующей выделяемым модулям способствуют повышению и унифицированию контроля знаний. Оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию (зачёт). Посещение занятий и лекций, указанных в расписании является обязательным для студентов всех курсов. К зачету допускаются студенты, выполнившие полностью учебную программу.

Самостоятельная работа студентов включает изучение методических пособий, материалов, работу в Интернете с нормативно-правовыми актами, что в конечном итоге дает возможность формировать соответствующие умения и навыки и, в дальнейшем является фундаментом для принятия нормированных решений в правовом поле здравоохранения. Активное использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих технологий способствуют формированию умений обучающихся использовать современные инновационные образовательные программы.

^ 1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель – формирование у студента представления о специфике биоэтики, как философии и науки выживания человечества.

Задачи:

  • повысить восприимчивость студентов к этической проблематике; обучить искусству этического анализа;

  • ознакомить студентов с возрастающим потоком литературы по предмету;

  • помочь студентам лучше понять моральные ценности (профессиональные, личные, своих пациентов);

  • научить регулировать и разрешать этические конфликты. Сформировать представление о методах и способах урегулирования, разрешения и предупреждения этических конфликтов.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Биоэтика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических
дисциплин.

  • специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

  • Является предшествующей для изучения дисциплин: правоведение; педагогика и психология и дисциплин профессионального цикла.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;

  • права и моральные обязательства современного врача;

  • юридические и моральные права пациентов;

  • ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике,

  • содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.

Уметь:

  • формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;

  • использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.

Владеть:

  • навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание,

  • приемами ведения дискуссии и полемики,

  • навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.

Демонстрировать:

  • способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.


^ Содержание разделов Учебной рабочей программы и планы семинарских занятий


Раздел 1. Философские основания этики и биоэтики

Биоэтика как философская парадигма выживания. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики. Этика цивилизованного человечества. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков пред людьми. Социально-философское осмысление проблемы смысла жизни и смерти человека. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной медицине. Философия благоговения перед жизнью. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной области.

Основные правила и принципы биоэтики. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов.

Основополагающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года. Биоэтическая инфраструктура.


Занятие 1. Биоэтика как философская парадигма выживания

1. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики

2. Этика цивилизованного человечества

3. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики

4. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков перед людьми


Основные понятия темы: мораль, нравственность, этика, потребности, мотивы, интересы, ценности, нравственная культура, гуманизм, профессионализм, наука, философия, врачебная практика


Темы рефератов:

1. Гуманность как историко-философская категория

2. Цивилизация – «смерть культуры» или основа существования современного общества

3. Морально-этические проблемы современной науки

4. Профессиональная этика и медицинская практика


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 2. Биомедицинская этика как междисциплинарная наука

1. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной науки

2. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера

3. Эволюция биоэтики в современной медицине

4. Философия «Благоговения перед жизнью» (А. Швейцер)


Основные понятия темы: добро, зло, должное, сущее, моральный выбор, моральный авторитет, междисциплинарный подход


Темы рефератов:

1. Причины становления биомедицинской этики как науки

2. Междисциплинарный подход как метод современной науки

3. «Болезни цивилизации» и современная наука

4. Биоэтические проблемы в философии А. Швейцера


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 3. Основные правила биоэтики

1. Правило добровольного информированного согласия

2. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства

3. Правило конфиденциальности

4. Правило правдивости

5. Правило неприкосновенности частной жизни


Основные понятия темы: информированное согласие, добровольность, врачебная тайна, правдивость, права личности, конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни


Темы рефератов:

1. Моральные и правовые основы правила информированного согласия

2. Интересы общества и личности. Врачебная тайна

3. Правило правдивости: отечественная и зарубежная традиции

4. Необходимые условия медицинского эксперимента


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 4. Основные принципы биоэтики

1. Принцип «Делай благо»

2. Принцип «Не навреди»

3. Принцип уважения автономии личности

4. Принцип справедливости


Основные понятия темы: благо, вред, польза, риск, диалектика целей и средств, автономия личности, справедливость


Темы рефератов:

1. Понятие «вреда» с точки зрения врача и пациента

2. «Благо» общества и «благо» пациента

3. Границы действия принципа невмешательства в планы и поступки пациента

4. Экономические, юридические, моральные критерии понятия «социальная справедливость»


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Раздел 2. История и философия этики

Зарождение этики как науки о морали и нравственности. Смысловые матрицы этического сознания в разное историческое время и у разных народов. Специфика религиозно-этической мысли. Сопряжение научного познания мира и общества людей с этикой поведения. Этические идеи и моральные принципы общественной жизни людей. История формирования этических отношений в медицине. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социальное доверие к профессии; моральные добродетели врача и т.д.


Занятие 5. Этика как наука о морали и нравственности

1. Мораль, нравственность, этика: природа, сущность, социальные функции

2. Основные принципы, правила и категории этики

3. Мораль и право

4. Научное познание и этика поведения


Основные понятия темы: социальные функции, принципы, правила, право, познание, категории, понятия


Темы рефератов:

1. Генезис морали

2. Нравственные потребности личности

3. Моральные и правовые основы понятий «долг» и «обязанность»

4. Этика ученого


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 6. Смысловые матрицы этического сознания в истории человечества

1. Формирование этических норм в процессе антропогенеза

2. Специфика религиозно-этической мысли

3. Христианская биоэтика в католицизме и протестантизме

4. Биоэтика и Православие

5. Биоэтика и Ислам


Основные понятия темы: «Билль о правах пациентов», воля к жизни, христианская биоэтика, антропология человеческого достоинства, моральная автономия, православная нравственность «сердца», католицизм, протестантизм, Православие, Ислам


Темы рефератов:

1. Становление морали в процессе антропосоциогенеза

2. Религия как специфический тип мировоззрения

3. Христианская мораль и медицина

4. Нравственные аспекты мусульманской медицины

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 7. История формирования этических отношений в медицине

1. Античность. Модель Гиппократа

2. Средние века и Возрождение. Модель Парацельса

3. Новое время. Корпоративно-сословная медицинская этика XVIII в.

4. Этические учения XIX – XX вв. и медицина


Основные понятия темы: традиционная медицинская этика (деонтология), биомедицинская этика, задачи и роль биоэтики в обществе


Темы рефератов:

1. «Клятва» Гиппократа и современная медицина

2. Этические проблемы в «Каноне медицинской науки» Авиценны

3. Философия человека эпохи Возрождения и медицина

4. «Медицинская этика» Персиваля об этике взаимоотношений между врачами


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 8. История медицинской этики в России

1. Формирование медицинской этики в России XIX в.

2. Медицинская этика в СССР

3. Медицина в условиях авторитаризма и тоталитаризма

4. Медицинская этика в современной России


Основные понятия темы: милосердие, эвтаназия, этикет, филантропия, альтруизм, авторитаризм, тоталитаризм, медицинский эксперимент


Темы рефератов:

1. Этические воззрения Н.И. Пирогова

2. Проблемы медицинской этики в публицистике В.А. Манассеина

3. Этика врача в советском здравоохранении

4. Основные биомедицинские проблемы современного российского здравоохранения


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Раздел 3. Биоэтика как философия и наука выживания человечества

Философия обновления отношения к жизни. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Становление биоэтической парадигмы выживания. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней как потенциального источника создания социальной опасности.

СПИД как глобальная проблема современности. Добровольность и обязательность тестирования на зараженность ВИЧ. Отказ от медицинской помощи больным СПИДом в свете истории и современных требований этики. Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации. Недопущение дискриминации и стигматизации. Социальная защита ВИЧ-инфицированных. Феномен спидофобии. Этические проблемы ВИЧ-инфицированных в педиатрии.

Роль личности в ситуации нравственного выбора. Свобода воли, совести и творчества.


Занятие 9. Философия обновления отношения к жизни

1. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике

2. Становление биоэтической парадигмы выживания

3. Техногенная культура и проблема защиты жизни достоинства человека

4. Роль личности в ситуации нравственного выбора


Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, либерализм, врачебная ошибка, корпоративная этика, моральная ответственность


Темы рефератов:

1. Философия обновления отношения к жизни

2. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека

3. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

4. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 10. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

1. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней

2. СПИД как глобальная проблема современности

3. Феномен спидофобии

4. Этические проблемы ВИЧ-инфицированных


Основные понятия темы: спидофобия, социальный остракизм, эпидемиологическая информация и дезинформация


Темы рефератов:

1. Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики

2. Эпидемиология и права человека

3. Социальная защита ВИЧ-инфицированных

4. Инфекционные болезни как источник социальной опасности


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Раздел 4. «Нравственные проблемы» в биоэтике

Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине при диагностике, лечении и коррекции генетических нарушений. Осознание возможного риска для испытуемых при проведении научного эксперимента и клинического исследования. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов, проводящих эксперименты. характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты. Злоупотребления в медицине нацистской Германии. Суд над нацистскими медиками. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности.

Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике, нацеленной на позитивное обновление человеческого организма, избавления его от врождённых пороков. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека". Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия пациентов в современной медицинской генетике. Проблема клонирования человека.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.

Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

Смерть и умирание. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. История, философия и организационные принципы хосписа. Роль волонтеров.

Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа. Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы разработки искусственных органов.


Занятие 11. Биоэтические проблемы в научных исследованиях

1. Биоэтические проблемы применения инновационных методов исследований

2. Основные принципы научных экспериментов и клинических исследований

3. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность ученых-медиков

4. Характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты


Основные понятия темы: инновация, методы исследования, научный эксперимент, права испытуемых, нравственная ответственность, клиническое исследование


Темы рефератов:

1. Моральные аспекты медицинского эксперимента

2. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах

3. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке

4. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 12. Медицинская этика, генетика и репродукция человека

1. Специфика моральных проблем в генетике

2. Евгеника. Проблемы генной терапии и клонирования

3. Исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный аспект репродукции человека

4. Моральный статус пре-эмбрионов


Основные понятия темы: гомункул, генная инженерия, генетическая информация, евгеника, идея «непорочного зачатия», гомологическая и гетерологическая инсеминации, экстракорпоральное оплодотворение, активный донор


Темы рефератов:

1. История генетических методов и технологий

2. Основные (либеральные и консервативные) подходы к генетике

3. Международный проект «Геном человека»

4. Генетическая информация как собственность


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 13. Смерть и умирание

1. Проблема смерти: история вопроса

2. Определение смерти и понятие личности

3. Эвтаназия: от древности до наших дней

4. История, философия и организационные принципы хосписа


Основные понятия темы: «физика» смерти, «метафизика» смерти, «управление» умиранием, клиническая смерть, биологическая смерть, право на смерть, эвтаназия.


Темы рефератов:

1. Успехи анестезиологии, реаниматологии и проблема смерти

2. Этические проблемы паллиативной медицины

3. Качество жизни умирающего

4. Моральный смысл различных форм эвтаназии


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 14. Этические проблемы трансплантологии

1. История научной трансплантологии

2. Моральные проблемы получения органов от живого донора и от трупа

3. Моральные проблемы ксенотрансплантологии

4. Проблемы разработки искусственных органов


Основные понятия темы: презумпция согласия, презумпция несогласия, правило пропорциональности в трансплантологии


Темы рефератов:

1. Типы забора органов для трансплантации

2. Патолого-анатомическое вскрытие и религия

3. Моральные ограничения на торговлю органами

4. Проблема справедливости в трансплантологии


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Занятие 15. Этика в психиатрии, сексологии и онкологии

1. История психиатрии и мораль

2. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии

3. Этика в сексологии и сексопатологии

4. Этика в онкологии


Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, психическая норма, психическая патология, компетентность больного, сексология, сексопатология, сексуальные девиации, гомосексуализм, транссексуализм, фармакологическое средство, канцерофобия


Темы рефератов:

1. Права и интересы душевнобольного

2. Стигматизирующий характер диагноза в психиатрии

3. Специфика врачебной тайны в психиатрии

4. Сексуальные девиации как медицинская и социальная проблемы

5. Врачебная тайна в онкологии


Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Методическое пособие к практическому занятию для студентов по дисциплине «Медицинское обеспечение

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов подготовлено

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического

Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов г. Ставрополь, 2012 icon Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы