«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» icon

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения»





Название«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения»
страница1/3
Дата13.02.2013
Размер0.88 Mb.
ТипРуководство пользователя
  1   2   3
ПРОЕКТ


Руководство пользователя

по использованию программы для ЭВМ

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B.R.S.)»

в учебном процессе высшего учебного заведения»

(методические рекомендации)


Актуальность проекта

В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы и обрела наравне с другими государствами-участниками процесса право влиять на принимаемые решения. Речь идет о том, чтобы к 2010 году добиться полной гармонизации систем высшего образования стран континента, а значит, повысить его конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Однако для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране, в соответствии с решением Берлинской конференции 2003 года, предстоит в 2004-2010гг. принять ряд мер по модернизации образования, и, в частности, ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования.

Для России в этом случае будет реализован главный принцип Болонского процесса, направленный на гармонизацию российской и европейской образовательных систем, способствующий развитию экспорта российских образовательных услуг. Дипломы российских вузов станут пользоваться признанием в странах Европы. При этом следует подчеркнуть, что содержание образовательных программ должно отражать национальные традиции Российской высшей школы.

Цель Болонского процесса – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества и привлекательности, расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применение системы учебных кредитов (ECTS), выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечение трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на европейский рынок труда.

Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстоит в 2005-2010 годах предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования:

  • двухуровневой системы высшего профессионального образования;

  • системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости для признания результатов обучения;

  • внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику Приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей;

  • системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов сопоставимой с требованиями европейского сообщества.


^ Обоснование целесообразности проведения работ с указанием состояния исследований в данной области. Цели и задачи проекта

Данный проект разработан в соответствии с положениями методического пособия по разработке балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки успеваемости знаний студентов в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, рекомендованного Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, и во исполнение приказа ректора Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова № Р-051 от 13 марта 2006 года «О переходе на балльно-рейтинговую систему оценки усвоения дисциплин студентами».

Переход на организацию учебного процесса с использованием кредитных и балльно-рейтинговых оценок освоения образовательных программ в вузах Российской Федерации осуществляется по приказу Министерства образования России № 2847 от 2 августа 2003 г. в порядке утвержденного министерством эксперимента по внедрению в высшей школе Российской Федерации положений Болонской декларации, нацеленных на создание общеевропейского образовательного пространства (приказ Минобразования РФ от 02.07.2003 г. № 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц»).

Основанием для внедрения балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости знаний студентов явились:

  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

  • Закон Российской Федерации от 28 августа 1996 г. № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»;

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 года № 264 с дополнением, внесенным постановлением  Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676;

  • Письмо Минобразования РФ от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13 и другие действующие приказы и инструктивные письма Министерства образования и науки, Федерального агентства по образованию Российской Федерации.


Решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с так называемым Болонским процессом, который в содержательном плане представляет собой основные направления деятельности, а фактически обязательства правительств европейских стран на ближайшее десятилетие. В основных задачах, сформулированных в пяти разделах Болонской Декларации, особое значение придается таким инструментам осуществления заявленных целей, как европейская система зачетного перевода (ECTS) и общеевропейское Приложение к дипломам (Diploma Supplement). Внедрение и применение этих инструментов как на национальном, так и на международном уровнях, является необходимым условием и одновременно эффективным способом формирования открытого общеевропейского образовательного пространства.

Внедрению системы кредитов в системе высшего профессионального образования России возможно только на основе тщательного изучения зарубежного опыта по использованию кредитных систем, рассмотрение их положительных и отрицательных сторон с целью выработки концепций системы зачетных единиц отечественной высшей школы, адаптированной к национальным особенностям и потребностям.

Высшее профессиональное образование ведущих стран мира построено на использовании кредитных систем оценки освоения образовательных программ в единицах трудоемкости. Существующие модели кредитных систем могут быть разделены на несколько типов:

  • кредитные системы, ориентированные, главным образом, на перевод кредитов для обеспечения академической мобильности, например, ECTS (European Credit Transfer System), USTS (UMAP Credit Transfer Scheme – система зачета кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона);

  • кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов, например, USCS (United States Credit System – система кредитов, используемая в университетах США).

  • кредитные системы смешанного типа, ориентированные на перевод и накопление кредитов одновременно CATS (Credit Accumulation and Transfer System – кредитная система университетов Великобритании).



Существующие и используемые в различных странах мира системы кредитов отличаются не только своим основным назначением, но и подходом к понятию и определению «кредита». Кредитно-зачетные системы, как правило, исходят из понятия и определения кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные системы, в основном, определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ – приобретаемых знаний, умений и навыков.


^ Европейская система перезачета кредитов (ECTS)

Европейская система взаимного признания зачетных единиц ECTS была разработана Европейской комиссией в 1997 году. ECTS должна была обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе от одного вуза в другой. Она должна была помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечении академического признания. Эта система могла быть использована в рамках одного вуза (при переходе от одного факультета к другому), между вузами одной страны и между вузами разных стран. Распространение ECTS дало возможность разным странам оценивать учебные программы своих вузов по общей шкале, что в конечном итоге помогает сблизить национальные образовательные системы.

Вначале ECTS охватывала пять образовательных областей: МВА (Business Administration), химия, история, техническая механика и медицина. Затем круг дисциплин расширили и в систему вовлекли неуниверситетский сектор высшего образования. В 1999-2000 годах более 1.200 европейских вузов по 6.000 учебным программам использовали систему ECTS в рамках студенческого обмена. Наиболее интенсивно система ECTS используется в пяти странах Европы: Франции, Испании, Германии, Италии и Великобритании. В каждой из них внутри страны совершается ежегодно более 12 тысяч студенческих обменов. Всего же в странах ЕС только в 2000 году произошло около 750 тысяч обменов студентами. Чаще всего обмен студентами совершается в области бизнеса, филологии, социальных, инженерных и юридических наук

ECTS-кредит представляет собой численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента, необходимой для ее завершения. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, то есть лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний. ECTS-кредиты показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов. Таким образом, кредит представляет собой единицу измерения выполненной студентом работы. В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости), 30 кредитов – полугоду обучения (семестр), 20 кредитов - триместру обучения. Студент получает зачет кредитов по учебному курсу, только выполнив все требования по принятой для данного курса системе оценивания (зачет, экзамен, другие формы). Система кредитов не отменяет оценок (так называемых грейдов): кредиты отражают объем выполненной работы, а грейды – качество полученных знаний и навыков.

Европейская система зачета кредитов ECTS включает три компонента: информационный пакет, договор на обучение (между вузом и студентом), регистрация оценки знаний.

^ Информационный пакет. Вуз, в котором действует система ECTS, готовит информационный пакет, обновляемый ежегодно, в котором находятся описания всех курсов, доступных в данном вузе. В нем находится общая информация об университете, его расположении, проживании студентов, административные процедуры, необходимые для регистрации и академический календарь. В информационный пакет также включены порядок приема, типы курсов, методики и технологии преподавания, величины кредитов и их структура, названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов. Условия проведения экзаменов и оценки знаний, степени и звания, присваиваемые по окончании вуза, также включены в пакет. Пакет изготавливается на двух языках – национальном и другом языке общения. При этом студент заполняет заявление по установленной форме.

^ Договор на обучение описывает программу обучения за рубежом и подписывается лично студентом и руководителем вуза до того, как студент уезжает за рубеж.

^ Регистрация оценки знаний показывает достижения студента до и после обучения за рубежом. Документ об этом содержит не только кредиты ECTS, но и уровень (курс), соответствующий местным условиям обучения и шкалу ECTS кредитов. Сочетание местного уровня обучения (курса) и ECTS кредитов дает качественную и количественную характеристику программы обучения студента в другом вузе.

^ Полное академическое признание означает, что время обучения за рубежом (включая экзамены и др. формы оценки) заменяется сравнимым временем обучения в родном университете (включая экзамены и др. формы оценки), хотя содержание учебной программы может отличаться.

В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу для изучения возможности перехода от системы «трансферта – передачи» кредитов ECTS к системе «накопления» кредитов – European Credit Accumulation.

Это объясняется тем, что в последнее десятилетие практически все страны, входящие в Совет Европы, ввели свои собственные системы, основанные на образовательных кредитах. Многие из этих стран провели реформы своих систем высшего образования. И как отмечалось выше, более тысячи европейских высших учебных заведений ввели систему кредитов ECTS.

Наиболее разработаны системы кредитов в Великобритании, Скандинавских странах и Италии. Итальянская реформа образования системы кредитов для всех уровней образования, при этом используются как накопительные кредиты, так и переводные. Поэтому все последующие проекты или экспериментальные площадки, по-видимому, будут осуществляться именно в этих странах. Благоприятная реакция на накопительные кредиты в Германии, Испании, Бельгии. Однако, довольно отрицательное отношение на внедрение системы ECTS в виде накопительной – в Нидерландах.

При всем этом сохраняется довольно большое различие в образовательных системах стран европейского региона, а также системах образовательных кредитов, которые ориентированы на выполнение национальных социально-экономических и политических задач. Это создает определенные трудности даже на уровне консультаций по вопросу: можно ли использовать принципы и подходы системы ECTS для непрерывного образовательного процесса в течение всей жизни. Упомянутая выше рабочая группа Европейская комиссии предпринимает первые шаги по возможному расширению системы ECTS и превращению ее в систему, которая включала бы и передачу и накопления кредитов.


^ Накопление и передача – две основные формы использования кредитов

Передача кредитов. Так как большинство стран внесли изменения в законодательные акты высшего образования после Болонской Декларации, система ECTS или ECTS-совместимые системы часто становились центральным элементом национальной реформы. Австрия, Франция, Германия, Италия, Венгрия, Словакия и другие страны связали введение двух уровней в систему образования с одновременным, обязательным введением системы ECTS. Другие страны, это относится к Северной Европе, имеют традиционную национальную систему кредитов, которая в значительной степени является ECTS-совместимой, и в некоторых из этих стран эти две системы сосуществуют и в настоящее время. В Дании и Норвегии решили заменить свои национальные системы системой ECTS. Даже в тех странах, где не существует никаких обязательств по использованию кредитов, например, в Болгарии, Чешской республике, Польше или Словении, большинство ВУЗов теперь используют ECTS для передачи кредитов.

Почти две трети европейских министерств образования в 2002 г. заявили, что их ВУЗы используют ECTS как систему передачи кредитов. Приблизительно в 15 % стран различные системы передачи кажутся приемлемыми, в остальных странах вообще не использует никаких систем. Эти цифры подтверждаются результатами опросов ректоров европейских ВУЗов: две трети ВУЗов используют ECTS в форме передачи кредита. Среди технических ВУЗов эта цифра выше - 83 %. Более 20 % ВУЗов используют другие системы и не планируют переходить на систему передачи кредита.

Использование ECTS для передачи кредитов широко распространено в Греции и Швеции (80%), Финляндии и Польше (81,5%), Австрии и Бельгии (84 %), Румынии (87%), Норвегии (90 %), Ирландии и Дании (93%). Другие системы приняты в Великобритании (45,5%) и Турции (58%). В некоторых странах относительное большинство не используют ни ECTS, ни другие системы , например, в Португалии (34 %), Болгария (38 5 %) и Венгрия (44%). В странах Юго – Восточной Европы (SEE) приблизительно 75 % ВУЗов еще не ввели ECTS ,как систему передачи кредитов.

^ Накопление кредитов. Идея использовать ECTS как систему накопления для всех студентов, не только для тех, кто собирается получать образование за рубежом (мобильных студентов), содержится в Болонской Декларации с ссылкой на использование кредитов в контексте образования в течении всей жизни и была подтверждена в соответствии с Пражским Коммюнике. Основной принцип заключается в дополнении учебной нагрузки с учетом специфики уровня, содержания программы и, наконец, контроля результатов обучения в рамках данного уровня. Это ни в коем смысле не чуждо первоначальной идее относительно ECTS как системы передачи кредитов. Идея признания кредитов ECTS за границей была сначала экспериментальной схемой, планируемой на основе предшествующих соглашений профессорско-преподавательского состава о характеристиках данного уровня, а также о содержании учебной программы и учебной нагрузке. Конечно, кредитные единицы: требуют не только определения учебной нагрузки, приходящейся на единицу ЕСТS и соответствующего числа кредитов, но и также, детальным описанием программы, предложенной ВУЗом с характеристикой содержания, методологии, методов контроля знаний, а также условий поддержки иностранных студентов.

Относительно простая, но существенная особенность ECTS заключается в контроле знаний: кредиты – не являются фактором контроля, но всегда обозначают полную работу учащегося, как часть учебного плана. Следовательно, в системе накопления кредита, кредитные единицы накапливаются в пределах последовательной образовательной программы, отражая некоторый объем работы, успешно законченный на некотором уровне для признанной квалификации.

Существует один побочный эффект использования ECTS, как основного инструмента в образовательной реформе, который связан с тем фактом, что учебные планы факультетов зачастую перегружены, лишая тем самым возможности студентов закончить обучение вовремя.

Можно согласиться, что ECTS-кредит могут использоваться с целью накопления кредитов без необходимости каких-либо изменений или адаптации основных элементов системы. Действительно, планы по адаптации этой системы медленно принимают форму, соответствующую идее "накопления кредита для обучения в течение всей жизни, что было поддержано министрами образования в Болонье и Праге.

Студенты, в общем, дают вполне благоприятные отзывы по вопросу накопления кредитов. Почти три четверти студенческих ассоциаций видят самое главное преимущество в том факте, что эта система предусматривает более гибкие индивидуальные учебные планы. Уменьшается количество перегруженных учебных планов, а также реализуется четкая последовательность между образовательными программами в рамках ВУЗов. Только одна пятая часть опрошенных студенческих ассоциаций сказала, что для них остаются неясными выгоды от накопления кредитов.

Существующую действительность относительно использования системы накопления ECTS (или любых других кредитных систем) еще более трудно оценить, чем систему передачи кредитов.

Почти 40 % министерств в странах Европы заявили, что их ВУЗы уже ввели накопительную систему ECTS, еще 30% высказались, что они используют другую систему накопления. Результаты опросов ректоров аналогичны.

Половина европейских ВУЗов говорят, что они используют систему накопления ECTS (только 35% в странах ЮВЕ), и 22% заявляют, что используют другую систему. Одна пятая из них утверждает, что они присуждают степени бакалавров и магистров исключительно на основе накопленных кредитов, в то время как 47% ВУЗов говорят, что они это делают на основании накопленных кредитов, а также результатов традиционных выпускных экзаменов (опросы студентов в значительной степени подтверждают это.).

В некоторых странах использование накоплений ECTS является обычной стандартной системой: в Германии (52%), Франции (56%), Греции (60%), Австрии (66%), Ирландии (80%), Швейцарии и Норвегии (приблизительно 86%), Румынии (93 %) и Дании (96)/ Другие страны весьма продвинуты в вопросе национальных систем накопления, например, Швеция (60%), Великобритания (63,6%), Турция (68,4%), Финляндия (81,5%) и Эстония (85,7%).

Тот факт, что почти три четверти европейских ВУЗов уже используют системы накопления кредитов, кажется удивительным, особенно для ECTS-консультантов, которые знакомы с процессами ввода ECTS и других систем кредитов. Эти результаты ясно показывают подавляющее согласие с системой ECTS как одним из основных инструментов для создания ЕОП (EHEA)-европейского образовательного пространства.


^ Формы организации учебного процесса в медицинском вузе

С учетом зарубежной и сложившейся отечественной терминологии в предлагаемой классификации все типы организации учебного процесса делятся на два класса  синхронные и асинхронные  по признаку наличия или отсутствия общего для учащихся и преподавателей расписания учебных занятий.

^ Асинхронная организация учебного процесса обеспечивает учащемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время, не устанавливаемое заранее расписанием занятий. Асинхронная организация учебного процесса наиболее характерна для дистанционного и заочного обучения, когда учащийся работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями. Это могут быть интерактивные компьютерные учебные курсы, тренажеры, задания в тестовой форме для самостоятельной работы, контрольные тесты, телевизионные курсы лекций, записанные на электронные носители, учебные курсы в виде традиционных учебников и учебных пособий, предназначенных для самостоятельного изучения и т.д. К асинхронным образовательным средам могут быть также отнесены доступные учащимся для занятий вне учебного расписания лаборатории, тренажеры, лаборатории тестирования и контроля, компьютерные классы, библиотеки и т.п. (не исключается возможность предварительной записи для получения доступа к элементам асинхронной образовательной среды). Асинхронная организация учебного процесса, как правило, не является самодостаточной и на практике применяется в сочетании с синхронной организацией обучения.

^ Синхронная организация учебного процесса предполагает наличие предварительно составленного расписания учебных занятий, общего для преподавателей и учащихся. При поступлении в учебное заведение учащиеся могут объединяться или не объединяться в учебные группы (классы) и потоки. В зависимости от этого синхронную организацию учебного процесса предлагается подразделять на подтипы: поточно-групповую, групповую, индивидуально-ориентированную.

^ Поточно-групповая организация учебного процесса является традиционной для вузов России. При этом типе организации учебного процесса принятые в вуз студенты зачисляются в учебные группы, в составе которых они посещают все учебные занятия, предусмотренные учебным планом в течение планового срока освоения образовательной программы. С группой учащихся проводятся семинары, практические и лабораторные занятия по всем дисциплинам общего для студентов учебного плана. Для занятий по некоторым дисциплинам (например, для изучения иностранных языков) учебные группы могут разбиваться на подгруппы. Лекционные учебные занятия по общим для нескольких учебных групп дисциплинам, как правило, проводятся по потокам, объединяющим учащихся этих групп. Объединение групп в потоки способствует более эффективному использованию профессорско-преподавательского состава и учебных площадей вуза. Расписание занятий составляется на семестр вперед по учебным группам, преподавателям и учебным аудиториям с учетом вхождения групп в общие для них потоки.

^ Групповая организация учебного процесса также является традиционной для России и широко используется в общеобразовательных школах и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Для проведения занятий при этом типе организации учебного процесса учащиеся объединяются в учебные группы или классы, состоящие из 1030 учащихся. Максимально возможная численность группы (класса) обусловливается ограничениями, устанавливаемыми педагогической теорией. В государственных образовательных учреждениях численность учебных групп (классов) определяется нормативами финансирования и в среднем составляет около 30 человек.

^ Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса является неотъемлемым элементом системы зачетных единиц и предусматривает освобождение студента от необходимости иметь общие семестровый учебный план и расписание с другими студентами, объединенными вместе с ним в учебную группу (поток). При индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студент самостоятельно планирует свою учебную работу. Учебное заведение выставляет лишь общее расписание занятий по всем учебным дисциплинам и преподавателям. Когда, какие занятия и каких преподавателей посещать, и в каком порядке изучать дисциплины основного учебного плана  студент решает сам. При индивидуально-ориентированной организации учебного процесса занятия также проводятся в группах и потоках. Но, в отличие от поточно-групповой организации обучения, каждый поток и каждая группа создаются на один семестр для изучения конкретной учебной дисциплины под руководством конкретного, как правило, выбранного студентом преподавателя.


^ Зачетная единица (кредит), её часовые эквиваленты

Зачетные единицы характеризуют объем содержания образовательной программы и трудоемкость ее освоения студентом. В зарубежных образовательных системах эквивалентом термина «зачетная единица» является термин «кредит». Впервые кредиты были введены в университетах США в рамках процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования и диверсификации образовательных технологий.

Соотнесение приведенного определения зачетной единицы (кредита) по американской системе с нормативными сроками освоения основных образовательных программ позволяет получить нормативные значения количества зачетных единиц, которое должен осваивать студент в течение учебного года (30 зач. ед.) и в течение всего срока обучения в университете: для получения степени бакалавра по американской системе студент должен набрать за нормативный 4-летний срок обучения 120 зач. ед., степени магистра (6 лет)  180 зач. ед.

Россия после присоединения к Болонской декларации ориентируется в перспективе на использование европейского стандарта определения зачетной единицы (European Credit Transfer System ECTS). Американская и европейская системы зачетных единиц легко сопоставляются друг с другом. Если опустить нюансы, то одна зачетная единица в американской системе может быть приравнена 2 зачетным единицам европейской системы.

Таким образом, в европейской системе для получения степени бакалавра студент в течение нормативного 3-летнего срока обучения должен набрать 180 зач. ед., 4-летнего срока  240 зач. ед. Нормативная трудоемкость магистерских программ составляет: для 1-годичных программ  60 зач.ед., для 2-годичных  120 зач. ед.

Для определения подходов к установлению соответствия между образовательными программами, трудоемкость которых выражается в академических часах и зачетных единицах, и идентичными образовательными программами, реализуемыми в различных образовательных технологиях, используется методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах.

При расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах на основании Письма Минобразования РФ от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13 исходят из следующего:

  1. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).

  2. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы.

  3. Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

  4. Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами.

  5. Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

  6. Для основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в которых в трудоемкость дисциплины в часах включена трудоемкость промежуточных аттестаций (например, по специальности 021100 Юриспруденция), расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам без учета п. 5 настоящей Методики.

  7. Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.


^ Основные принципы организации учебного процесса с использованием кредитных и балльно-рейтинговых оценок

Особенностями организации учебного процесса с использованием системы кредитов (зачетных единиц) в зарубежных вузах являются:

  • асинхронная схема организации учебного процесса, обеспечивающая студентам свободу в выборе последовательности изучения отдельных учебных дисциплин образовательной программы по избранному им направлению подготовки или специальности;

  • предоставление возможности хорошо успевающим студентам освоить образовательную программу за меньший по сравнению с установленным стандартом по избранному направлению или специальности срок;

  • личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;

  • свобода в выборе студентами части учебных дисциплин;

  • возможность выбора преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по части учебных дисциплин;

  • вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), консультирующих студентов по содержанию образовательной программы, помогающих им составлять свои семестровые индивидуальные учебные планы и контролирующих учебный процесс, текущую внутрисеместровую и итоговую посеместровую успеваемость студентов.

Вуз информирует абитуриентов и студентов об установленных в нем правилах организации учебного процесса с использованием системы кредитов (зачетных единиц) и балльно-рейтинговой системы контроля текущей успеваемости. Информация о правилах организации учебного процесса представляется в средствах массовой информации, в рекламных материалах приемной комиссии, а также размещается на сайте вуза.

Вуз организует учебный процесс с использованием кредитных и балльно-рейтинговых оценок, обеспечивая студенту максимально благоприятные условия для освоения образовательной программы и получения по завершению обучения соответствующей степени и квалификации в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Студенту, полностью выполнившему требования образовательной программы по избранному им направлению подготовки, сдавшему итоговый государственный экзамен и защитившему выпускную квалификационную работу, присваивается академическая степень (бакалавр или магистр в зависимости от уровня образования (бакалавриат или магистратура) или квалификация дипломированного специалиста (если он обучался по той или иной специальности). Одновременно с дипломом государственного образца студенту-выпускнику вуза выдается приложение к диплому установленной в высшей школе страны формы. Кроме того, студенту выдается по форме, установленной в Европейском союзе, приложение к диплому (Diploma supplement), описывающее успехи, достигнутые обладателем документа об образовании и включающее перечень изученных предметов, информацию об их характере, уровне и возможности приложения их в дальнейшей карьере, а также об учебной программе и о действующей российской системе высшего образования.

Анализ зарубежной практики использования описанной в данном разделе балльно-рейтинговой системы оценки подтверждает ее эффективность как средства активизации учебной работы студентов и их мотивации к постоянному самоконтролю и планированию своей успеваемости, повышению учебной дисциплины и ответственности в планировании учебной работы. Положительной особенностью системы балльно-рейтинговой оценки результатов обучения является и то, что студенты сами выбирают, каким из перечисленных в рейтинговом регламенте способов набирать баллы, и сами могут определять для себя достаточное, с их точки зрения, количество баллов по всем видам занятий, а следовательно, и соответствующую рейтинговую оценку. Это позволяет им рационально распределять силы и время с тем, чтобы в итоге оставаться в той категории студентов, к которой они себя относят (отличники, хорошо успевающие и т. д.), и при этом уделять максимальное внимание только тем предметам, которые, с их точки зрения, наиболее важны для будущей профессиональной деятельности.

По мнению Сазонова Б.А. (2005) важной составляющей системы зачетных единиц является оценка успеваемости студента по совокупности изученных учебных дисциплин на основе Общего среднего показателя успеваемости (ОСПУ).

ОСПУ определяется как отношение суммы произведений числовых эквивалентов балльных оценок и зачетных единиц изученных дисциплин к сумме учтенных зачетных единиц по совокупности изученных дисциплин:


,

где

  •  числовые эквиваленты полученных студентом оценок по дисциплинам учебного плана;

  •  учетные зачетные единицы (кредиты) соответствующих дисциплин по учебному плану.


ОСПУ в течение всех лет обучения студента подсчитывается по семестрам нарастающим итогом: по итогам первого семестра, по двум семестрам, по трем и т. д. ОСПУ, накопленный за весь срок обучения, в американской системе образования служит главным показателем успешности освоения студентом образовательной программы.

В конце каждого семестра студент оценивает свою успеваемость по текущему значению ОСПУ, устанавливает степень своего соответствия требованиям к успеваемости, содержащимся в едином стандарте обучения вуза, намечает дальнейшие планы на учебу.

При этом студент учитывает следующие факторы, влияющие на текущую и итоговую оценку его успеваемости:

  • лучшие студенты, имеющие максимальный ОСПУ по итогам семестра, заносятся в ректорский поощрительный список;

  • студент, занесенный в ректорский поощрительный список два или более раза, заносится в список студентов-лидеров. Такой студент получает льготы при оплате обучения, предоставлении финансовой помощи и образовательных кредитов, рабочего места в качестве штатного сотрудника или ассистента-преподавателя, при включении в специальную партнерскую международную программу обучения, а также содействие в продолжении обучения в вузах других стран;

  • если ОСПУ минимален, то студент считается неуспевающим, его имя заносится в предупредительный лист. Если он занесен в предупредительный лист три раза, то отчисляется из вуза.

  1   2   3

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» iconБалльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине «инфекционные

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» iconБалльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине «инфекционные

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» iconБалльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студентов по учебной дисциплине «инфекционные

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» iconЦели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» icon1. «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» icon1. «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» iconI. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» iconСамостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе”

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» iconСамостоятельная работа студента 166 часов (4,6 зачетных единиц) I. Цель и задачи дисциплины, ее место

«Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B. R. S.)» в учебном процессе высшего учебного заведения» icon12 часов Всего 20 часов «цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы