РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПИТАНИЯ
ПРОЕКТ
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание 1. Введение..
Термины и определения 6
Социально-демографические группы населения РФ ^
Половозрастные группы населения 8
Группы населения с различной физической активностью 8
4. Нормируемые показатели 9
Энергия 9
Незаменимые (эссенциальные) пищевые вещества и
источники энергии 17
4.2.1. Макронутриенты 17
4.2.1.1. Белок 17
Белок животного происхождения 18
Белок растительного происхождения 18
4.2.1.2. Жиры 18
Насыщенные жирные кислоты 19
Мононенасыщенные жирные кислоты 19
Полиненасыщенные жирные кислоты 19
4.2.1.2.3.1. Омега-6 (со-6), омега-3 (со-3) 20
Холестерин 20
Фосфолипиды 20
4.2.1.3. Углеводы 20
Моно-и олигосахариды 21
Полисахариды 21
4.2.1.3.2.1. Пищевые волокна 21
4.2.2. Микронутриенты 21
4.2.2.1. Витамины 21
4.2.2.1.1. Водорастворимые витамины 21
Витамин С 21
Витамин ВЦтиамин) 22
Витамин В2( рибофлавин) 22
Витамин В6 (пиридоксин) 22
Ниацин 23
Витамин В12 23
Фолат 24
Пантотеновая кислота 24
Биотин 24
4.2.2.1.2. Жирорастворимые витамины 25
Витамин А 25
Бета-каротин 25
Витамин Е 25
Витамин D 26
Витамин К 26
^
4.2.2.2.1. Макроэлементы 27
4.2.2.2.1.1 Кальций 27
Фосфор 27
Магний 27
Калий 28
Натрий 28
Хлориды 28
4.2.2.2.2. Микроэлементы 29
Железо 29
Цинк 29
Йод 30
Медь 30
Марганец 30
Селен 31
Хром 31
Молибден 31
Фтор 32
^
4.3.1. Витаминоподобные соединения 32
Инозит 32
L-Карнитин 32
Коэнзимдю(убихинон) 32
Липоевая кислота 33
Метилметионинсульфоний 33
Оротовая кислота 33
Парааминобензойная кислота 33
Холин 33
4.3.2. Микроэлементы 33
4.3.2.1. Кобальт 33
4.3.4.2.Кремний 34
4.3.3. Индольные соединения 34
4.3.3.1. Индол-3-карбинол 34
4.3.4. Флавоноиды 34
Проантоцианидины 34
Антоцианы (антоцианины) 35
Изофлавоны, изофлавонгликозиды 35
Органические кислоты 35
Растительные стерины 35
^
и пищевых веществах для различных групп населения Российской
Федерации 37
^
7. Приложение 1. Мониторинг питания. Использование Норм
физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для
оценки вероятностного риска недостаточного потребления пищевых
веществ 48
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации.
1. Введение.
^ в энергии и пищевых веществах - это необходимая
совокупность алиментарных факторов для поддержания динамического равновесия между человеком, как сформировавшимся в процессе эволюции биологическим видом, и окружающей средой, и направленная на обеспечение жизнедеятельности, сохранения и воспроизводства вида и поддержания адаптационного потенциала.
«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах» -усредненная величина необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающая оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов, закрепленных в генотипе человека.
«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» являются государственным нормативным документом, определяющим величины физиологически обоснованных современной наукой о питании норм потребления незаменимых (эссенциальных) пищевых веществ и источников энергии, адекватные уровни потребления микронутриентов и биологически активных веществ с установленным физиологическим действием.
Данные «Нормы» являются научной базой при планировании объемов производства основного продовольственного сырья и пищевых продуктов в РФ; при разработке «Норм оптимального потребления основных групп пищевых продуктов»; для планирования питания в организованных коллективах и ЛПУ; используются при разработке мер социальной защиты; служат критерием оценки фактического питания на популяционном уровне; используются при разработке программ подготовки специалистов и обучении населения принципам здорового питания.
Физиологические «Нормы» являются средними величинами, отражающими оптимальные потребности отдельных групп населения в пищевых веществах и энергии.
Регламентируемая норма потребности в энергии представляет средние ее величины для лиц в каждой выделяемой (в зависимости от пола, возраста, профессии, условий быта и т.п.) группе, а также рекомендуемые величины потребления пищевых веществ, которые должны обеспечивать потребность 97,5% соответствующей категории населения РФ.
«Нормы потребности в энергии и пищевых веществах» базируются на основных положениях Концепции оптимального питания и предполагают обеспечение основных принципов питания:
« энергетическая ценность рациона человека должна соответствовать энерготратам организма;
величины потребления основных пищевых веществ - белков, жиров и углеводов
- должны находиться в пределах физиологически необходимых соотношений
между ними. В рационе предусматриваются физиологически необходимые
количества животных белков - источников незаменимых аминокислот,
физиологические пропорции ненасыщенных и полиненасыщенных жирных
кислот, оптимальное количество витаминов;
содержание минеральных веществ и микроэлементов в пище должно
соответствовать физиологическим потребностям человека.
Настоящие «Нормы физиологических потребностей в энергии и основных пищевых веществах» представляют собой дальнейшее развитие действовавших в РФ «Норм» СССР от 1991 г. Сохраняя преемственность, представленные новые «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах» учитывают значительные достижения, накопленные за последние годы, благодаря новейшим фундаментальным и прикладным исследованиям в области науки о питании и таких новых областей знаний как нутригеномика, нутригенетика, нутриметаболомика и протеомика.
^ уровень суточного потребления пищевых веществ, достаточный для удовлетворения физиологических потребностей не менее чем 97,5% населения с учетом возраста, пола, физиологического состояния и физической активности.
Макронутриенты - пищевые вещества (белки, жиры и углеводы), необходимые человеку в количествах, измеряемых граммами, обеспечивающих пластические и энергетические потребности организма.
Микронутриенты - пищевые вещества (витамины, минеральные вещества и микроэлементы), которые содержатся в пище в очень малых количествах - миллиграммах или микрограммах. Они не являются источниками энергии, но участвуют в усвоении пищи, регуляции функций, осуществлении процессов роста, адаптации и развития.
^ - пищевые вещества, не образующиеся в организме человека и обязательно поступающие с пишей для обеспечения его жизнедеятельности. Основной обмен - энерготраты на поддержание жизненно важных процессов в состоянии физического покоя натощак (клеточного метаболизма, нервной проводимости, мышечного тонуса и обеспечения кровообращения и дыхания). Основной обмен зависит от нескольких
факторов - пола, возраста, массы тела и, в меньшей степени, от уровня кислорода в
окружающей среде (высокогорье).
^ - минимальное количество энергии, необходимое для
осуществления жизненно важных процессов, то есть затраты энергии на выполнение всех
физиологических и биохимических процессов в состоянии полного физического покоя
натощак.
^ — сумма, состоящая из энерготрат BOO, затрат энергии на физическую
активность, энергии на специфическое динамическое действие пищи (пищевой термогенез). на
холодовой термогенез, затрат энергии на рост и образование тканей (у детей, беременных и
кормящих грудью женщин).
^ - природные вещества пищи
установленной химической структуры, присутствующие в ней в миллиграммах и
микрограммах, играющие важную и доказанную роль в адаптационных реакциях организма,
поддержании здоровья, но не являющиеся эссенциальными пищевыми веществами.
^ - равновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее
затратами во всех видах физической активности, для поддержания основного обмена, роста и
развития, беременности и грудного вскармливания.
Белки - высокомолекулярные пептидные соединения, выполняющие пластическую.
энергетическую, каталитическую, регуляторную, защитную и транспортную функции.
^ - сложные органические соединения, состоящие из триглицеридов и
липидных веществ (фосфолипидов, стеринов), являющиеся источниками энергии,
поступающей с пищей, источниками структурных компонентов биологических мембран,
гормонов, кальциферолов и регуляторных клеточных соединений - эйкозаноидов
(лейкотриентов и простагландинов).
Углеводы - полиатомные альдегиде- и кетоспирты, простые (моносахариды и дисахариды),
сложные (олигосахариды, полисахариды), являющиеся основными источниками энергии для
человека.
^ - высокомолекулярные углеводы (целлюлоза, пектины и др., в т.ч.
некоторые резистентные к амилазе виды крахмалов), главным образом растительной природы,
устойчивые к перевариванию и усвоению в желудочно-кишечном тракте.
Витамины — группа эссенциальных микронутриентов, участвующих в регуляции и
ферментативном обеспечении большинства метаболических процессов, в т.ч. энергетических
процессов и антиоксидантной защиты организма.
-
^ - не эссенциальные пищевые вещества, присутствующие в животных и растительных пищевых продуктах, играющие важную роль в обмене веществ и энергии, сходные по своему физиологическому действию с витаминами. 3. Социально-демографические группы населения РФ.
^
При разработке «Норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах» учтены различия, обусловленные в первую очередь BOO. которая зависит от ряда факторов.
В связи с этим были выделены следующие половозрастные группы: мужчины и женщины 18-29 лет, 30-39 лет, 40-59 лет, а также лица престарелого и старческого возраста: мужчины и женщины старше 60 лет.
Возрастная периодизация детского населения, принятая в РФ, разработана с учетом двух факторов: биологического (онтогенетического) и социального критериев, учитывающих особенности обучения и воспитания в нашей стране. При этом социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. В соответствии с этими критериями выделяют:
1. Ранний возраст
грудной От рождения до 12 месяцев
преддошкольный от 1 года до 3 лет
Дошкольный возраст от 3 до 7 лет
Школьный возраст
- младший от 7 до 11 лет
-средний от 11 до 14 лет
4. Подростковый возраст От 14 до 18 лет
^
Важным фактором, влияющим на потребность в энергии и пищевых веществах, является физическая активность, выраженная в виде коэффициента физической активности (КФА) — соотношение энерготрат на выполнение конкретной работы и BOO.
Все взрослое население в зависимости от величины энерготрат делится на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин, учитывающих производственную физическую активность и иные энерготраты.
^ - работники преимущественно умственного труда, коэффициент физической активности - 1,4 (научные работники, студенты ,умани/парных специальностей, педагоги, диспетчеры, операторы и т.д.);
8
^ работники занятые легким трудом,
коэффициент физической активности - 1,6 (водители трамваев, троллейбусов, работники конвейеров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники радиоэлектронной промышленности, медсестры, продавцы промтоваров и др.);
группа (средняя физическая активность) - работники средней тяжести труда,
коэффициент физической активности - 1,9 (слесари, наладчики, станочники, буровики, водители экскаваторов и бульдозеров, водители автобусов, железнодорожники, металлурги- доменщики и др.)\
группа (высокая физическая активность) - работники тяжелого физического
труда, коэффициент физической активности - 2,2 (строительные рабочие, грузчики, дорожные работники, помощники буровиков, проходчики, работники сельского хозяйства, деревообработчики, металлурги и литейщики и др.);
^ - работники особо тяжелого
физического труда, коэффициент физической активности - 2,5 (механизаторы и работники сельского хозяйства в посевной и уборочный период, горнорабочие, вальщики леса,
бетонщики, каменщики, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и др.).
^
Важной составляющей оптимального питания является энергетический баланс, под которым понимается равновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее расходом на обеспечение процессов жизнедеятельности, физическую активность и рост. Поэтому при определении потребности человека в основных пищевых веществах особое значение имеют данные по потребности в энергии, в т.ч. связанные с особенностями образа жизни и трудовой деятельности.
BOO у женщин ниже, чем у мужчин на 15% в связи с относительно высоким содержанием жировой массы по отношению к тощей массе тела по сравнению с мужчинами при одинаковой общей массе тела (таблица 1). У детей в период новорожденности 12-15% потребляемой с пищей энергии тратится на развитие. У детей с возрастом BOO па единицу тела постепенно снижается до наступления полового созревания (таблица 2). Период быстрого роста в подростковом возрасте характеризуется максимальной потребностью в энергии. При беременности и грудном вскармливании у женщин потребности увеличиваются.
Расход энергии на адаптацию к холодному климату — районы Крайнего Севера -увеличивается в среднем на 10-15%.
Таблица 1. Средние величины основного обмена взрослого населения России (ккал/сутки)
Мужчины (основной обмен)
|
Женщины (основной обмен)
|
Масса тела.
|
18-29 лет
|
30-39 лет
|
40-59 лет
|
Старше 60 лет
|
Масса тела.
|
18-29 лет
|
30-39 лет
|
40-59 лет
|
Старше 60 лет
|
кг
|
|
|
|
|
кг
|
|
|
|
|
50
|
1450
|
1370
|
1280
|
1180
|
40
|
1080
|
1050
|
1020
|
960
|
55
|
1520
|
1430
|
1350
|
1240
|
45
|
1150
|
1120
|
1080
|
1030
|
60
|
1590
|
1500
|
1410
|
1300
|
50
|
1230
|
1190
|
1160
|
1100
|
65
|
1670
|
1570
|
1480
|
1360
|
55
|
1300
|
1260
|
1220
|
1160
|
70
|
1750
|
1650
|
1550
|
1430
|
60
|
1380
|
1340
|
1300
|
1230
|
75
|
1830
|
1720
|
1620
|
1500
|
65
|
1450
|
1410
|
1370
|
1290
|
80
|
1920
|
1810
|
1700
|
1570
|
70
|
1530
|
1490
|
1440
|
1360
|
85
|
2010
|
1900
|
1780
|
1640
|
75
|
1600
|
1550
|
1510
|
1430
|
90
|
2110
|
1990
|
1870
|
1720
|
80
|
1680
|
1630
|
1580
|
1500
|
Таблица 2.
Средние величины основного обмена детского населения России
Возраст
|
Основной обмен (ккал/кг массы тела)
|
Основной обмен (ккал/сутки)
|
1 мес.
|
60
|
250
|
до года.
|
55
|
550
|
от 1 до 3 лет
|
52
|
660
|
от 3 до 7 лет
|
48
|
900
|
от 7 до 1 1 лет
|
25
|
650
|
От 1 1 лет и взрослые
|
24
|
>690
|
Для расчета суточных энерготрат необходимо умножить соответствующую возрасту и массе тела BOO на коэффициент физической активности группы населения (таблица 3).
Таблица 3.
Пример расчета потребности в энергии для мужчин со средней физической активностью
(тяжестью труда)*.
Возраст 40 лет. масса тела 70 кг, BOO = 65 ккал/час, водитель городского автобуса
(см. таблицу 4)
|
BOO
|
Часы
|
Ккал
|
|
|
Сон и отдых в постели
|
l.OOxBOO
|
8
|
520
|
|
Профессиональная активность
|
3.23хВОО
|
6
|
1260
|
!
|
I Самостоятельная активность:
i
1 -социально-желательная активность
|
|
|
|
и активные формы отдыха (дорога на работу и домой, работа по хозяйству, активный отдых)
|
3,00*ВОО
|
2
|
390
|
-оставшиеся виды физической
|
|
|
|
активности и пассивный отдых в свободное время
|
1,50хВОО
|
8
|
780
|
Всего
|
1,90хВОО
|
2950 ккал/день
|
Таблица 4.
Энерготраты взрослого человека при различных уровнях физической активности по
отношению к величине основного обмена (BOO)
Мужчины
Сон
|
1.0
|
Лежачее положение
|
1.2
|
Отдых сидя
|
1.2
|
Стоя
|
1.4
|
Туалет
|
1.8
|
Ходьба
|
|
|
по дому
|
2.5
|
|
прогулка медленная
|
2.8
|
|
в обычном темпе
|
3.2
|
|
с грузом 10 кг
|
3.5
|
|
в гору:
|
|
|
|
медленная
|
4.7
|
|
|
в обычном темпе
|
5.7
|
|
|
быстрая
|
7.5
|
|
|
в обычном темпе с грузом 10 кг
|
6.7
|
|
под гору: медленная
|
2.8
|
|
в обычном темпе
|
3.1
|
|
быстрая
|
3.6
|
Еда
|
1.5
|
Езда в транспорте
|
1.7
|
Приготовление пищи, уход за детьми
|
2.2
|
Чтение, учеба
|
1.6
|
Хозяйственные работы по дому
|
3.3
|
Студенты:
|
|
! занятия
|
1.9
|
|
перерыв между занятиями
|
2.8
|
Научные работники:
|
|
|
просмотр научной литературы
|
1.8
|
|
реферирование научной литературы
|
2.0
|
|
обсуждение научной проблемы
|
2.2
|
|
выполнение научного эксперимента
|
2.6
|
Операторы
|
|
|
|
прием
|
и сдача смены
|
2.3
|
|
контроль за технологическими операциями: сидя
|
1.7
|
|
то же стоя
|
2.7
|
10
11
|
1 тп же в движении
|
4.0
|
Ппррятпры птицефабрики
|
|
|
кормление кур
|
2.2
|
|
_сбор_и^ укладка яиц
|
2.8
|
С лес
|
уборка навоза
|
3.7
|
ари
|
|
|
уборка рабочего места
|
2.2
|
Машинисты таровых мельниц
|
|
|
прием и сдача смены
|
2.6
|
|
прочистка точек перегрузочных устройств, уход за оборудованием
|
4.6
|
|
контроль за состоянием технологического оборудования: сидя
|
2.1
|
|
то же стоя
|
3.2
|
|
то же в движении
|
3.2
|
|
подбор россыпи и забрасывание на транспортер
|
4.4
|
|
уборка площадки водонапорным шлангом
|
3.4
|
Тока
|
ри:
|
|
|
подрезка затворов
|
2.7
|
|
расточка затворов
|
2.3
|
|
расточка патрубков
|
2.4
|
|
шлифовка корпуса штока
|
2.8
|
|
токарная обработка штока
|
3.7
|
|
шлифовка цилиндра штока
|
2.7
|
|
обработка гаек
|
3.0
|
|
фрезеровка штока
|
3.9
|
|
нарезка резьбы штока
|
2.8
|
|
проточка штока
|
2.7
|
Тока]
|
и-универсалы:
|
|
|
изготовление винта
|
3.0
|
|
изготовлениекрышек
|
2.8
|
|
изготовление втулок
|
2.8
|
|
нарезка резьбы
|
2.9
|
|
изготовление полумуфты
|
2.1
|
|
обработка шкива
|
2.5
|
Слесари-сборщики:
|
|
|
сборка лебедки
|
3.4
|
|
напрессовка барабана на вал
|
3.4
|
|
подгон и установка редуктора
|
3.4
|
|
установка и крепление тормоза
|
4.0
|
|
сборка волочильной машины
|
3.6
|
|
сбор вала
|
3.9
|
|
подметка рамы
|
3.1
|
Аппаратчики химического завода:
|
|
|
наблюдение за работой циклонов печей
|
3.0
|
|
наблюдение за выходом расплава муки
|
2.1
|
|
уборка рабочего места
|
2.8
|
Католчики-сдиошики :
|
|
|
сдирка листов меди с матриц и их укладка
|
5.7
|
|
подвеска матриц, посадка в серию, выгрузка
|
3.9
|
|
прием и сдача смены, уборка рабочего места
|
3.6
|
Электолизники: _^___ . '
|
|
|
отыскивание замыканий
|
3.9
|
|
выгрузка катодов и анодных остатков
|
4.6
|
|
обработка регенеративных ванн
|
4.2
|
|
проверка слабых серий и выгрузка их
|
3.2
|
|
загрузка новых серий
|
4.1
|
|
настройка, устранение, правка серий
|
4.3
|
|
наблюдение за ходом технологического процесса
|
3.3
|
уборка рабочего места
|
4.6
|
Разливщики в металлургии
|
|
|
прием смены, подготовка к раооте
|
4.0
|
|
уборка рабочего места
|
4.9
|
|
механизированный разлив анодов
|
2.6
|
|
подготовка анодов к сдаче
|
2.5
|
|
обработка анодов механизированным путем
|
5.0
|
|
охлаждение анодов механизированным тр-ка
|
3.0
|
Плавильщики:
|
|
|
прием смены, подготовка к работе
|
4.0
|
|
уборка рабочего места
|
4.1
|
|
подрывка сухарей ломом
|
3.0
|
|
загрузка окислительных трубок в печь, замена
|
6.9
|
|
съемка шлака из печи скребком
|
4.7
|
|
наблюдение за ходом процесса
|
2.8
|
Плавильщики электропечей:
|
|
|
прием смены, подготовка рабочего места
|
3.6
|
|
прожигание штейного шнура, выдача штейна, закрытие штейна
|
4.4
|
|
изготовление глиняных пробок и насадка их на приточки
|
3.7
|
|
наблюдение за работой печи
|
2.8
|
|
подготовка желоба
|
6.2
|
Формовщики литейного цеха:
|
|
|
пневмотрамбовка
|
3.9
|
|
набивка стержней вручную
|
5.6
|
|
переворачивание и съемка окон
|
3.1
|
|
обрубка деталей
|
4.2
|
|
ручная оолицовка моделей
|
5.0
|
установление опор на стол
|
3.1
|
|
работа на пескомете
|
4.7
|
1
|
расстановка моделей
|
5.2
|
|
перекантовка полуформ, продувка
|
4.7
|
|
просеивание огнеупорной глины
|
6.1
|
|
приготовление глиняной смеси
|
3.8
|
непроизвод. работы
|
4.4
|
Трактористы (посевной период):
|
|
|
подготовка техники к работе
|
2.2
|
|
профилактический ремонт машин
|
3.0
|
|
управление трактором
|
2.3
|
|
текущий ремонт с.х. техники
|
3.6
|
|
механизированная заправка сеялок зерном
|
1.9
|
Бульдозеристы:
|
|
|
Осмотр бульдозера, заправка, смазка
|
3.8
|
|
Управление бульдозером, расчистка завалов
|
3.5
|
13
|
Переезд на другое место
|
3.4
|
Машинисты-экскаваторщики:
|
|
|
1 погрузка руды, породы (работа рычагами)
|
3.6
|
| непроизвод. раооты
|
2.7
|
|
подготовка к работе агрегата, осмотр, смазка агрегатов
|
3.8
|
|
наблюдение за работой агрегата
|
2.5
|
|
уборка рабочего места
|
3.4
|
Водители большегрузных автомобилей:
|
|
|
осмотр машины, заправка горючим, оформление путевки
|
3.3
|
|
управление машиной (перевозка руды, породы)
|
3.3
|
|
стоянка под погрузкой, автоматическая разгрузка
|
2.5
|
Скреперисты:
|
|
|
ходьба до забоя и обратно
|
4.6
|
|
подготовительные работы
|
5.3
|
|
скрепирование руды
|
2.4
|
|
вспомогательные работы
|
7.3
|
Бурильщики:
|
|
|
ходьба до забоя и обратно к стволу
|
4.5
|
|
подготовка к работе (освещение, обезопас. забоя)
|
4.7
|
|
бурение рудного тела на СБУ-2М при забуривании
|
2.9
|
|
то же при управлении рычагами
|
2.4
|
|
то же при наблюдении за работой установки
|
2.6
|
|
вспомогательные работы
|
4.5
|
|
спуск в шахту, подъем из шахты
|
2.0
|
|
доставка взрывчатки
|
4.7
|
|
зарядка шнуров
|
3.2
|
|
взрыв горной массы
|
2.6
|
Бурильщики поверхностного бурения:
|
|
|
подготовка к работе, смазывание агрегата
|
3.4
|
|
спуск и подъем свечей (работа рычагами)
|
3.8
|
|
процесс бурения (работа рычагами)
|
3.1
|
|
бурение негабаритов
|
4.4
|
|
выбивка керна из осадной трубы
|
4.5
|
Помощники бурильщика:
|
|
|
подготовка к работе, смазывание агрегата
|
3.5
|
|
закрепление шнеков вручную
|
4.2
|
|
очистка устья скважин лопатой
|
4.7
|
|
наблюдение за ходом бурения (стоя, в движении)
|
3.0
|
|
промывка керна
|
3.1
|
|
замена буровой коронки
|
4.0
|
|
оттаскивание ящиков с керном
|
4.2
|
Чабаны:
|
|
|
выпас овец (верхом на лошади)
|
3.9
|
|
работа по хозяйству
|
5.4
|
Рисоводы-комбайнеры:
|
|
|
профилактический ремонт комбайна
|
2.5
|
|
текущий ремонт комбайна
|
3.6 _,
|
|
управление комбайном
|
2.7
|
|
очистка шнеков от рисовой массы (вручную)
|
3.8
|
|
выгрузка зерна, заправка горючим
|
2.8 1
|
Рисоводы-разнорабочие :
|
|
|
переворачивание, скашивание
|
3.8
|
|
обкос нескошенной массы
|
4.3
|
|
подача рисовой массы на жатку (вилами)
|
5.4
|
Рабочие лакокрасочного завода:
|
|
|
подготовка к работе
|
2.2
|
|
отбор проб
|
1.9
|
|
загрузка вручную
|
5.6
|
|
заливка р-ра и переходы
|
4.0
|
|
отдых сидя, наблюдение
|
1.5
|
Электрокарщики:
|
|
|
подготовка к работе
|
2.2
|
|
отдых сидя
|
1.5
|
|
погрузка тары
|
3.8
|
|
погрузка наполненной емкости
|
4.7
|
|
перевозка
|
3.1
|
Проходчик шахты:
|
|
|
ходьба до забоя и обратно
|
4.5
|
|
подготовительные работы
|
4.8
|
|
вспомогательные работы
|
7.3
|
|
погрузка горной массы в погрузмаш.
|
5.2
|
|
бурение горной породы, ручной бурав
|
3.7
|
Женщины
Сон
|
1.0
|
Лежачее положение
|
1.2
|
Отдых сидя
|
1.3
|
Стоя
|
1.5
|
Туалет
|
1.8
|
Ходьба
|
|
|
по дому
|
2.4
|
|
прогулка медленная
|
3.0
|
|
в обычном темпе
|
3.4
|
|
с грузом 1 0 кг
|
4.0
|
|
в гору:
|
|
|
|
в обычном темпе
|
4.6
|
|
|
быстрая
|
6.6
|
|
|
в обычном темпе с грузом 10 кг
|
6.0
|
|
под гору: медленная
|
2.3
|
|
|
в обычном темпе
|
3.0
|
|
|
быстрая
|
3.4
|
|
|
с нагрузкой
|
4.6
|
Еда
|
1.7
|
Езда в транспорте
|
1.5
|
Приготовление пищи, уход за детьми
|
2.2
|
Чтение, учеба
|
1.6
|
Хозяйственные работы по дому
|
3.3
|
Студентки:
|
|
|
|
занятия
|
1.8
|
14
15
|
перерыв между занятиями
|
2.5
|
Лаборанты:
|
|
| производство хим. анализов
|
2.6
|
[ мойка посуды
|
3.1
|
|
i непроизв^эаботы
|
1.8
|
перерыв в работе
|
2.7
|
Мотальщицы:
|
|
|
смена початка сидя в кресле
|
2.5
|
|
связывание нитей сидя
|
2.3
|
Ткачихи:
|
1
|
|
ликвидация обрыва нити
|
2.6
|
|
расчистка брака на полотне
|
3.3
|
|
чистка приборов
|
2.8
|
Прядильщицы:
|
|
|
смена катушек с ровницей
|
2.7
|
|
ликвидация обрывов
|
2.8
|
|
чистка станков щеткой
|
2.8
|
Швеи-мотористки
|
|
|
пробивка петель
|
1.9
|
|
чистка готовых изделий
|
2.2
|
|
соединение передней части со спинкой
|
2.7
|
|
пробивка бортов
|
3.2
|
|
обработка карманов
|
3.1
|
|
пришивание подкладки
|
3.2
|
|
подготовка к работе
|
2.1
|
Работницы лакокрасочного завода:
|
|
Аппаратчицы:
|
|
|
производство анализов
|
1.9
|
|
переходы по лестницам
|
6.1
|
|
наблюдение, работа с документами
|
1.5
|
С ливщицы:
|
|
|
подготовка к работе
|
2.1
|
|
ходьба
|
6.1
|
|
подача тары
|
4.1
|
|
заливка растворов и наблюдение
|
4.0
|
|
сброс наполнен, емкости
|
3.0
|
Аппаратчики химического завода:
|
|
|
наблюдение за работой грануляторов
|
2.6
|
|
регулировка подачи воздуха и воды, прочистка бункеров
|
3.8
|
|
уборка рабочего места, подбор россыпи
|
3.6
|
Рыбообработчицы :
|
|
|
снятие с конвейера противней с рыбой
|
3.1
|
|
раскладка рыбы в кассеты
|
2.2
|
|
переноска рыбы на сортировочный стол
|
2.9
|
|
мойка и обтирка банок с икрой
|
3.7
|
|
пломбировка ящиков
|
2.2
|
|
сортировка икры вручную
|
2.6
|
|
гшотирка икры через решето
|
2.3
|
^плтигтыпипы рыбы
|
|
|
размораживание рыбы
|
2.5 '
|
Г
|
сортировка и укладка рыбы
|
2.8
|
|
нанизывание рыбы для копчения
|
2.6
|
Флотаторы обогатительной фабрики:
|
|
|
прием и сдача смены
|
1.7
|
|
контроль за ходом технологического процесса сидя
|
1.6
|
|
то же стоя
|
2.5
|
|
то же в движении
|
2.8
|
|
уборка рабочего места
|
2.9
|
Птичницы:
|
|
|
регулировка воды в поилке
|
1.9
|
|
осмотр и выбраковка птицы
|
1.6
|
|
сбор и укладка яиц
|
1.9
|
|
уборка рабочего места
|
3.3
|
|
кормление молодняка
|
2.3
|
|
осмотр и coop падежа
|
2.1
|
|
уборка бумаги и тарелок
|
2.8
|
|
сортировка и маркировка яиц
|
1.7
|
|
подкладка контейнера
|
2.5
|
Машинисты таровых мельниц:
|
|
|
прием и сдача смены
|
2.2
|
Рекомендуемые величины физиологических потребностей в энергии для взрослого населения составляют:
|