Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе,
профессор_______В.Б.Мандриков
«____»______________2012 г.
Рабочая программа дисциплины
Гигиена
Для специальности: 060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
Специальное звание: Врач
Факультет: лечебный
Кафедра: общей гигиены и экологии
Курс: 2-3
Семестр: 4-5
Форма обучения: очная
Лекции: 43 часа
Практические занятия: 101 час
Самостоятельная внеаудиторная работа: 72 часа
Экзамен: 5 семестр, 36 часов
Всего: 252 часа
Волгоград, 2012
^
доцент кафедры общей гигиены и экологии, к.м.н. Герусова Г.П.
профессор кафедры общей гигиены и экологии, д.м.н. Давыденко Л.А.
доцент кафедры общей гигиены и экологии, к.м.н Яцышена Т.Л.
^ на заседании кафедры общей гигиены и экологии
Протокол № от «___»__________2012 года
Заведующая кафедрой общей гигиены и экологии,
профессор ________Латышевская Н.И.
^ с учебно-методической комиссией
По специальности «Лечебное дело»
Протокол № от «___»________________2012 года
Председатель УМК,
Декан лечебного
факультета ___________ Клаучек С.В.
^
Зам. председателя Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области Вахрушев О.П. «__»______2012 г.
(прилагается)
^ с научной фундаментальной библиотекой
Заведующая библиотекой _____________Долгова В.В.
Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета
Протокол №____от «_____»______________2012 года
Председатель ЦМС,
профессор _____________Мандриков В.Б.
^
ВПО - высшее профессиональное образование
ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
ЛПО - лечебно-профилактические организации
ОК - общекультурные компетенции
ПК - профессиональные компетенции
ЛВ - лекция-визуализация
РД - регламентированная дискуссия
ВЭ - видео-экскурсия
Р - подготовка и защита рефератов
Т - тестирование
ЗС - решение ситуационных профессионально ориентированных
задач
КР - контрольная работа
С - собеседование по контрольным вопросам
РИ - ролевая игра
^
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Лечебное дело и примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
^ : приобретение студентами знаний и умений по гигиене для осуществления профессиональной профилактической, психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности специалиста по направлению подготовки «Лечебное дело»; освоение методологии профилактической медицины, оценки влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.
^
- формирование у студентов системы профилактического мышления и действий в лечебно-диагностическом процессе, направленных на доказательное установление связей обнаруженных изменений в состоянии здоровья человека с действием факторов среды обитания;
- приобретение студентами знаний о мероприятиях по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, выполнению рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- приобретение студентами знаний по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди взрослого населения и подростков;
- приобретение студентами знаний по созданию в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;
- приобретение студентами знаний по формированию у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья, профилактику заболеваний;
- приобретение студентами знаний по формированию у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни;
- приобретение студентами умения по обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;
- приобретение студентами умения по обучению младшего и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических организаций элементам здорового образа жизни;
- формирование у студентов способности проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, контролю соблюдения и обеспечения экологической безопасности;
- формирование у студентов способности анализа научной литературы, использования нормативных документов в области гигиены, подготовки рефератов по современным научным проблемам.
^
Дисциплина «Гигиена» относится к циклу С.3 «Профессиональный цикл»;
дисциплина из базовой части, № дисциплины в цикле - 1. С 3.1.
Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных при изучении дисциплин математического, естественнонаучного цикла: биология; химия; анатомия; нормальная физиология; микробиология, вирусология.
Дисциплина «Гигиена» является предшествующей для изучения дисциплин профессионального цикла (базовая часть): общественное здоровье и здравоохранение; эпидемиология; педиатрия; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; факультетская терапия, профессиональные болезни.
3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единицы, 252 академических часа.
^
ОК-1 способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ОК-5 способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
ПК-1 способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
ПК-11 способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
ПК-12 способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными;
ПК-25 способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях, элементам здорового образа жизни;
ПК-26 способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек;
ПК-27 способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности медицинских организаций;
ПК-31 способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
^
Знать:
- основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения;
- основы взаимодействия организма и окружающей среды, роль гигиены в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности;
- факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, генетические);
- гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне;
- основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей изменений состояния здоровья населения и действием факторов среды обитания;
- заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;
- гигиенические аспекты питания;
- гигиену медицинских организаций;
- гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающему населению;
- гигиенические основы здорового образа жизни;
- методы санитарно-просветительной работы.
Уметь:
- планировать, анализировать и оценивать состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды;
- оценивать вероятность неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных, антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности;
- участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической населению с учетом его социально-профессиональной и возрастно-половой структуры;
- выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
- проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека;
- проводить гигиеническое воспитание и обучение населения по вопросам здорового образа жизни и личной гигиены;
- ориентироваться в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих сферу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.
Владеть:
- базовыми технологиями приобретения информации: самостоятельной работой с учебной, справочной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсами по гигиене и экологии;
- интерпретацией результатов лабораторного исследования параметров аэрации, микроклимата, освещения жилых помещений, образовательных учреждений, ЛПО;
- интерпретацией результатов лабораторного исследования воды, продуктов питания, оценкой их пригодности к использованию;
- методами оценки питания взрослых и подростков, пищевого статуса человека;
- методами оценки физического развития и определения группы здоровья детей и подростков;
- методами профилактики пищевых отравлений;
- методами профилактики профессиональных заболеваний;
- методами профилактики внутрибольничных инфекций.
^
При проведении лекционных занятий используется:
- лекция-визуализация, мультимедийное сопровождение всего лекционного материала.
^
- собеседование (по вопросам, которые представлены в разделе «Задание для самоподготовки» в методических рекомендациях к проведению практического занятия)
- метод регламентированной дискуссии – при обсуждении материала, представленного в учебных видеофильмах;
- метод разбора конкретных ситуаций (разбор конкретных ситуаций проводится на примерах решения ситуационных профессионально-ориентированных задач, каждая ситуационная задача моделирует конкретную ситуацию по теме);
- метод подготовки и защиты рефератов;
- метод ролевых игр (при проведении занятия по гигиене труда студенты моделируют ситуацию изучения влияния тяжелого физического труда на функциональное состояние организма работника, выполняя роли представителей исследовательских групп; действия участников игры определены и прописаны в учебном пособии);
- метод видео-экскурсии (на занятиях по гигиене труда в радиологических отделениях медицинских организаций; гигиене пищевых блоков больниц; гигиене обучения детей и подростков в образовательных учреждениях).
^
- подготовка к практическим занятиям, освоение разделов теоретического материала;
- работа с учебной, научной, нормативной и справочной литературой;
- ведение информационного поиска для подготовки реферата;
- написание и защита реферата.
^
- собеседование по вопросам самоподготовки;
- решение ситуационных профессионально ориентированных задач;
- контроль выполнение практических работ и написания протоколов на занятиях;
- письменные контрольные работы;
- тестирование;
- написание и защита реферата;
- экзамен;
-балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студента по дисциплине с использованием 2 модели: Рдис = (Рдс+ балл за ответ на экзамене) /2
^
№ модуля
|
Наименование модуля
|
Содержание модуля
|
1.
|
Гигиена окружающей среды
|
|
1.1.
|
Гигиена как наука. Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Значение гигиены для формирования
профилактического мышления врача. Современные проблемы гигиены.
|
Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности лечащего врача. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Связь и взаимодействие профилактической и лечебной медицины.
Социально-гигиенический мониторинг как государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
Основы законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
|
1.2.
|
Окружающая среда и ее гигиеническое значение. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения. Оценка риска для здоровья
От загрязнения окружающей среды.
|
Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Понятие о биосфере и ее компонентах. Понятие об экологии человека. Факторы среды обитания и здоровье населения. Значение биологических цепей в переносе вредных веществ из окружающей среды к человеку. Отдаленные эффекты действия вредных веществ на организм. Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Основные элементы методологии оценки риска для здоровье населения. Элементы гигиенической диагностики в практической работе врача лечебного профиля.
|
1.3.
|
Гигиена воздушной среды. Влияние атмосферных загрязнений на санитарные условия жизни и здоровье населения. Охрана атмосферного воздуха.
|
Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема. Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Состав выбросов в атмосферу по основным отраслям промышленности. Степень опасности промышленных выбросов для окружающей среды и состояния здоровья населения. Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха и их гигиеническая эффективность. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха.
|
1.4.
|
Климат и погода, гигиеническое значение. Физические свойства воздуха, микроклимат помещений и его гигиеническое значение. Гигиенические аспекты акклиматизации.
|
Физические свойства воздуха и их значение для организма. Виды микроклимата и влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека.
Природо-географические условия среды обитания и здоровье человека. Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Биоритмы и здоровье.
Климат, определение понятия. Строительно-климатическое районирование территории России. Влияние климата на здоровье и работоспособность. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях. Акклиматизация и ее гигиеническое значение.
|
1.5.
|
Солнечная радиация, гигиеническое значение.
|
Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Гигиеническая характеристика инфракрасной, ультрафиолетовой и видимой частей солнечного спектра. Биологическое действие ультрафиолетовой части солнечного спектра в зависимости от длины волны. Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявление и профилактика. Искусственные источники УФ радиации, их гигиеническая характеристика.
|
1.6.
|
Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
|
Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления для населения. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников. Основные методы очистки питьевой воды. Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.
|
1.7.
|
Гигиенические проблемы населенных мест. Условия жизни в современных городах и их влияние на здоровье населения.
|
Понятие об урбанизации, агломерации, мегаполисах. Градообразующие факторы и структура современного города. Экологические проблемы крупного города. Состояние здоровье населения в современных городах. Мероприятия по благоустройству городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, рекреационных зон.
|
1.8.
|
Гигиеническая оценка
химического и микробного загрязнения воздушной среды жилых, учебных, медицинских помещений.
|
Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиеническая характеристика строительных и отделочных материалов. Требования к вентиляции помещений. Основные источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Антропотоксины. Роль полимерных материалов. «Синдром больного здания». Шум как фактор среды обитания человека.
Определение параметров воздухообмена, освещения учебной комнаты, гигиеническая оценка.
|
1.9.
|
Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения жилых, учебных, медицинских помещений.
|
Гигиенические требования к инсоляции помещений различного назначения. Факторы, влияюшие на уровень естественного освещения помещений. Показатели естественного освещения, методы определения и нормирование. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений. Характеристика источников света, типов светильников. Определение и оценка параметров естественного и искусственного освещения учебной комнаты.
|
1.10.
|
Гигиеническая оценка микроклимата помещений, влияние на теплообмен и состояние здоровья человека.
|
Физические свойства воздуха и их значение для организма. Микроклимат и его гигиеническое значение, виды микроклимата. Влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека. Нормирование параметров микроклимата различных помещений.
Определение параметров микроклимата в учебной комнате, гигиеническая оценка; влияние на тепловое состояние студента
|
1.11.
|
Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения.
|
Гигиенические требования качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения. Сравнительная характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников.
|
1.12.
|
Методы улучшения качества воды.
|
Основные методы очистки питьевой воды. Определение пригодности хлорсодержащего препарата для обеззараживания воды, определение хлорпотребности воды, контроль обеззараживания водопроводной воды по остаточному хлору.
|
1.13.
|
Рубежные контрольные работы по модулю «Гигиена окружающей среды»
|
2.
|
Гигиена питания
|
|
2.1.
|
Питание и здоровье человека. Научные основы здорового питания. Характеристика физиологических норм питания. Пищевой статус как показатель здоровья, критерии оценки
|
Значение питания для здоровья, физического развития и работоспособности населения. Концепция и принципы рационального питания. Количественная и качественная полноценность питания, сбалансированность рациона. Режим питания. Характеристика физиологических норм питания. Анализ различных теорий питания. Методы оценки адекватности питания. Профилактика заболеваний, связанных с недостаточным и избыточным питанием.
|
2.2.
|
Белки, жиры, углеводы; их значение, нормирование и источники в питании.
|
Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Жиры животного и растительного происхождения, их источники, роль в питании человека. Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Понятие о рафинированных продуктах и «защищенных» углеводах. Пищевые волокна, их роль в питании и пищеварении.
|
2.3.
|
Витамины, минеральные соли, микроэлементы; их значение, нормирование и источники в питании
|
Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика. Минеральные соли, их источники, гигиеническое значение. Макро- и микроэлементы.
|
2.4.
|
Качество и безопасность продуктов питания. Ксенобиотики в продуктах питания. Профилактика пищевых отравлений.
|
Ксенобиотики в продуктах питания. Источники и пути поступления. Влияние на здоровье населения. Оценка безопасности продуктов питания животного и растительного происхождения. Классификация пищевых отравлений. Этиология, патогенез и профилактика пищевых отравлений микробного и немикробного происхождения.
|
2.5.
|
Пищевая и биологическая ценность продуктов питания животного и растительного происхождения.
|
Пищевая и биологическая ценность основных групп пищевых продуктов зерновых, молочных, мясо-рыбных, овощей и фруктов.
|
2.6.
|
Гигиеническая оценка доброкачественности продуктов питания.
|
Качество и безопасность пищевых продуктов. Болезни, передаваемые человеку через продукты питания. Гигиеническая оценка органолептических и физико-химических свойств молока, хлеба.
|
2.7.
|
Гигиеническая оценка полноценности питания. Алиментарно-зависимые заболевания, причины, профилактика.
|
Гигиенические требования к рациональному питанию человек. Физиологические нормы питания различных групп населения. Причины и профилактика алиментарно-зависимых заболеваний: белково-энергетическая недостаточность, ожирение, сахарный диабет и др.
|
2.8.
|
Оценка адекватности индивидуального питания по макронутриентному составу и энергии.
|
Особенности рационального питания различных групп населения: дети и подростки, пожилые люди, люди умственного труда и др. Расчет расхода энергии хронометражным способом. Составление меню-раскладки, расчет суточного потребления белков, жиров, углеводов и энергии. Оценка режима питания.
|
2.9.
|
Оценка адекватности индивидуального питания по микронутриентам: витаминам, минеральным веществами и пищевым волокнам.
|
Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.
Приготовление витаминных настоев. Определение содержания витамина С в овощах. Значение и источники минеральных веществ и пищевых волокон в питании.
|
2.10.
|
Оценка пищевого статуса, характеристика риска для здоровья, Гигиенические рекомендации по коррекции фактического питания.
|
Оценка пищевого статуса студента-медика по соматометрическим, клиническим и др. показателям. Составление рекомендаций по коррекции фактического питания студента.
|
2.11.
|
Профилактика пищевых отравлений.
|
Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции различной этиологии. Ботулизм, стафилококковый токсикоз. Микотоксикозы. Пищевые отравления немикробной природы: продуктами, ядовитыми по своей природе; продуктами, временно ядовитыми; продуктами, содержащими химические вещества в количествах, превышающих ПДК. Профилактика пищевых отравлений и инфекций. Роль лечащего врача в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.
|
2.12
|
Медицинский контроль за организацией питания в лечебных учреждениях. Гигиенические требования к режиму работы пищевого блока больницы.
|
Гигиенические требования к планировке, оборудованию, режиму эксплуатации пищеблоков ЛПО. Личная гигиена персонала. Функциональные обязанности медицинских работников по организации питания в ЛПО, обязанности дежурного врача
|
2.13.
|
Рубежные контрольные работы по модулю «Гигиена питания»
|
3.
|
Гигиена лечебно-профилактических организаций
|
|
3.1.
|
Гигиена лечебно-профилактических организаций.
|
Основные задачи больничной гигиены. Гигиенические требования к размещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц. Гигиенические требования к планировке, оборудованию приемного отделения, палатной секции, лечебно-диагностических отделений. Воздухообмен, микроклимат, освещение, акустический режим, отделка, цветовой интерьер помещений ЛПО. Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций.
|
3.2.
|
Гигиенические основы организации лечебного питания Лечебно-профилактическое питание рабочих.
|
Варианты питания. Принципы построения диет лечебного питания. Номерная система диет, режимы лечебного питания. Специальные виды продуктов для лечебного питания. Особенности лечебного питания при лекарственной терапии. ЛПП рабочих.
|
3.3.
|
Гигиеническая оценка размещения, планировки, внутренней среды лечебно-профилактических организаций.
|
Гигиеническая оценка систем строительства больниц, размещения больничного участка, процента озеленения, зонирования участка, внутренней планировки отделений, воздухообмена, микроклимата, освещения, акустического комфорта в больнице, профилактики внутрибольничных инфекций.
|
3.4.
|
Рубежная контрольная работа по модулю «Гигиена лечебно-профилактических организаций»
|
4.
|
Гигиена труда.
|
|
4.1.
|
Гигиена труда и охрана здоровья работающих. Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классифи-кация условий труда. Профессиональные и производственно-обуслов-ленные заболевания, профилактика.
|
Влияние условий труда на состояние здоровья работающих. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно-обусловленные заболевания. Профессиональный риск нарушений здоровья. Производственный микроклимат, шум, вибрация, промышленная пыль, промышленные химические вещества; нормирование в производственной среде, влияние на здоровье работающих, профилактика профессиональных заболеваний.
|
4.2.
|
Основы физиологии труда. Тяжесть и напряженность трудового процесса; гигиенические критерии оценки. Профилактика переутомления. Гигиена труда медицинских работников.
|
Тяжесть и напряженность труда, критерии оценки. Труд умственный и физический. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика. Гигиена труда медицинских работников. Медико-санитарное обес-печение работающих промышленных предприятий. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
|
4.3.
|
Актуальные вопросы радиационной гигиены. Гигиенические требова-ния к организации радиационной защиты в рентгенологических и радиологических отделениях медицинских организаций.
|
Актуальные проблемы радиационной гигиены. Ионизирующее излучение, биологическое действие. Характеристика основных видов излучения. Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность. Нормы радиационной безопасности. Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом видах. Принципы защиты от внешнего и внутреннего ионизирующего облучения. Дозиметрический контроль. Гигиенические требования к планировке и оборудованию рентгенологических и радиологических отделений ЛПО.
|
4.4.
|
Факторы производст-венной среды; прогноз влияния на состояние здоровья работающих; профилактические мероприятия.
|
Производственный микроклимат, шум, вибрация, пыль, токсические вещества; нормирование в производственных условиях, воздействие на организм работающих, профилактика профессиональных заболеваний. Оценка условий труда студента в учебной комнате.
|
4.5.
|
Тяжесть и напряженность трудового процесса; влияние на функциональное состояние и здоровье работающих.
|
Труд умственный и физический. Критерии оценки тяжести и напряженности трудового процесса. Утомление и переутомление, профилактика. Определение способности студента к работе в быстром вынужденном темпе. Ролевая игра по оценке функционального состояния человека при тяжелом физическом труде.
|
4.6.
|
Медико-санитарное обеспечение работающих промышленных предприятий. Гигиена и физиология военного труда.
|
Организация и порядок проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работающих во вредных и опасных условиях труда.
Гигиена труда воен4.нослужащих в ракетных, бронетанковых войсках, на радиолокационных станциях.
|
4.7.
|
Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютерах.
Обеспечение радиацион-ной безопасности медицинского персонала.
|
Основные неблагоприятные факторы, воздействующие на работающих при использовании персональных компьютеров.
Профилактика профессионально-обусловленной патологии органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
Видео-экскурсия в радиологическое и рентгенологическое отделение ЛПО, регламентированная дискуссия по материалу экскурсии.
|
4.8.
|
Гигиеническая оценка условий труда медицинских работников физиотерапевтической поликлиники.
|
Изучение условий труда медицинского персонала на модели медицинского персонала ФТП. Оценка условий труда и характера трудового процесса медицинских сестер, работающих в различных кабинетах и отделениях ФТП. Составление профессиограмм, разработка мероприятий по улучшению условий труда медицинского персонала.
|
4.9.
|
Рубежная контрольная работа по модулю «Гигиена труда».
|
5.
|
Гигиена детей и подростков
|
|
5.1.
|
Основные проблемы гигиены детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье детей, влияющие на рост и развитие. Показатели и группы здоровья.
|
Предмет, цели, задачи, основные проблемы гигиены детей и подростков. Закономерности роста и развития детского организма как основа нормирования среды обитания детей и подростков. Состояние здоровья детей и подростков, факторы формирующие и деформирующие здоровье. Школьные болезни, причины, профилактика. Критерии и группы здоровья.
|
5.2.
|
Физическое развитие как показатель здоровья детей и подростков, методы исследования и оценки. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация.
|
Физическое развитие детей и подростков, методы изучения и оценки. Акселерация, децелерация.
Влияние труда на физическое развитие и состояние здоровья подростков. Нормирование видов труда в зависимости от пола и возраста. Гигиенические требования к организации учебно-производственного процесса. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация для подростков. Медицинские показания и противопоказания к различным видам трудовой деятельности подростков.
|
5.3.
|
Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья; методы исследований и оценки.
|
Физическое развитие как показатель здоровья ребенка. Методы изучение и оценки физического развития детей и подростков. Оценка уровня биологического развития. Проведение плантографии, оценка осанки. Оценка физического развития по региональным стандартам.
|
5.4.
|
Комплексная оценка сос-тояния здоровья детей и подростков; критерии и группы здоровья.
|
Показатели индивидуального здоровья, медицинская классификация здоровья детского населения, группы здоровья детей и подростков. Технология определения групп здоровья. Генеалогический анамнез, составление листа родословной, расчет индекса отягощенности наследственного анамнеза. Определение групп здоровья детей.
|
5.5.
|
Школьная зрелость Определение готовности ребенка к обучению в школе. Гигиена учебных занятий в школе.
|
Школьная зрелость как комплексная медико-психологическая проблема. Функциональная зрелость. Ведущие критерии риска школьной незрелости. Психофизиологические и медицинские критерии школьной зрелости. Этапы обследования ребенка. Оценка результатов теста Керна-Ирасека. Определение школьной зрелости детей. Гигиенические требования к проведению учебных занятий в школе.
|
5.6.
|
Формирования здорового образа жизни человека. Гигиенические основы закаливания.
|
Здоровье, здоровый образ жизни: понятия, содержание. Факторы, детерминирующие здоровье. Блоки здорового образа жизни. Роль врача в формировании ЗОЖ. Модели формирования ЗОЖ. Закаливание, принципы, показания и противопоказания; методы закаливания.
|
5.7.
|
Рубежные контрольные работы по модулю «Гигиена детей и подростков»
|
6.
|
Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф.
|
|
6.1.
|
Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф. Гигиенические проблемы обеспечения жизнедея-тельности населения при чрезвычайных ситуациях. Гигиена полевого размещения.
|
Санитарно-гигиенические и экологические проблемы обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного происхождения в мирное время. Военная гигиена, санитарно-гигиенический надзор в войсках. Гигиена полевого размещения организованных групп населения в полевых условиях. Опасные и вредные факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность, сохранение работоспособности и боеготовности.
|
6.2.
|
Гигиена питания и водоснабжения органи-зованных групп населения в экстремальных ситуа-циях. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием и водоснабжением в полевых условиях.
|
Организация питания в полевых условиях, задачи медицинской службы. Характеристика суточных рационов пайков. Оценка пищевого статуса военнослужащих. Организация водоснабжения в полевых условиях, задачи медицинской службы. Пункт водообеспечения. Минимальные нормы водоснабжения в полевых условиях. Требования к качеству воды в полевых условиях. Методы очистки и обеззараживания воды с помощью табельных средств.
|
6.3.
|
Гигиена и физиология военного труда.
|
Военные труд, определение, физиологические и психофизиологические особенности. Характеристика основных факторов, определяющих условия военного труда. Изменение содержания и структуры военного труда в современных условиях. Профилактика профессиональных заболеваний военнослужащих.
|
6.4.
|
Гигиена водоснабжения организованных групп населения в экстремаль-ных ситуациях, полевых условиях.
|
Организация и проведение разведки водоисточника. Пункт водообеспечения и водоразбора, гигиенические требования к оборудованию. Водно-питьевой режим в полевых условиях. Методы кондиционирования питьевой воды с помощью табельных средств, обеззараживание индивидуальных запасов воды.
|
6.5.
|
Гигиена питания организованных групп населения в экстремальных ситуациях, полевых условиях.
|
Задачи медицинской службы по надзору за питанием в полевых условиях. Характеристика суточного рациона общевойскового пайка, специальных рационов. Составление заключения по меню-раскладкам. Организация питания в полевых условиях, контроль доброкачественности продуктов питания в экстремальных ситуациях.
|
6.6.
|
Рубежная контрольная работа по модулю «Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф»
|
7.
|
Контроль практических навыков и умений. Итоговый тестовый контроль и экзамен по дисциплине «Гигиена».
|
^
№
п\п
|
Название обеспечивающих
(предшествующих)
дисциплин
|
№№ модулей данной дисциплины (гигиены)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Биология
|
+
|
+
|
|
|
|
|
2
|
Химия
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
3
|
Анатомия
|
|
+
|
|
|
+
|
|
4
|
Нормальная физиология
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Микробиология, вирусология
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
^
№
п\п
|
Название обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
№№ модулей данной дисциплины (гигиены)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Общественное здоровье и здравоохранение
|
+
|
|
|
+
|
|
|
2
|
Педиатрия
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
3
|
Инфекционные болезни
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
4
|
Эпидемиология
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
5
|
Безопасность жизнедеятельности,
медицина катастроф
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
6
|
Факультетская терапия, профессиональные болезни
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
^
№
моду-ля
|
Наименование
модуля
|
Лекции
|
Практи-
ческие занятия
|
Самосто-ятельная работа
студентов
|
Экза-мен
|
Всего
часов
|
1
|
Гигиена окружающей среда
|
14
|
18
|
16
|
|
48
|
2
|
Гигиена питания
|
8
|
30
|
20
|
|
58
|
3
|
Гигиена лечебно-профилактических организаций
|
4
|
10
|
4
|
|
18
|
4
|
Гигиена труда
|
6
|
16
|
18
|
|
40
|
5
|
Гигиена детей и подростков
|
6
|
12
|
10
|
|
28
|
6
|
Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф
|
5
|
7
|
4
|
|
16
|
7
|
Рубежный и итоговый контроль
|
|
8
|
|
36
|
44
|
|
ИТОГО:
|
43
|
101
|
72
|
36
|
252
|
^
№ п/п
|
Тема лекции
|
Объем в часах
|
1
|
Гигиена как наука. Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Значение гигиены для формирования профилактического мышления врача. Современные проблемы гигиены.
|
2
|
2
|
Окружающая среда и ее гигиеническое значение. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения. Оценка риска для здоровья от загрязнения окружающей среды.
|
2
|
3
|
Гигиена воздушной среды. Влияние атмосферных загрязнений на санитарные условия жизни и здоровье населения. Охрана атмосферного воздуха.
|
2
|
4
|
Климат и погода, гигиеническое значение. Физические свойства воздуха, микроклимат помещений и его гигиеническое значение. Гигиенические аспекты акклиматизации.
|
2
|
5
|
Солнечная радиация, гигиеническое значение.
|
2
|
6
|
Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
|
2
|
7
|
Гигиенические проблемы населенных мест. Условия жизни в современных городах и их влияние на здоровье населения.
|
2
|
8
|
Питание и здоровье человека. Научные основы здорового питания. Характеристика физиологических норм питания. Пищевой статус как показатель здоровья, критерии оценки.
|
2
|
9
|
Белки, жиры, углеводы; их значение, нормирование и источники в питании.
|
2
|
10
|
Витамины, минеральные соли, микроэлементы; их значение, нормирование и источники в питании.
|
2
|
11
|
Качество и безопасность продуктов питания. Ксенобиотики в продуктах питания. Профилактика пищевых отравлений.
|
2
|
|
ИТОГО:
|
22
|
^
1
|
Гигиена лечебно-профилактических организаций.
|
2
|
2
|
Гигиенические основы организации лечебного питания. Лечебно-профилактическое питание рабочих.
|
2
|
3
|
Гигиена труда и охрана здоровья работающих. Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, профилактика.
|
2
|
4
|
Основы физиологии труда. Тяжесть и напряженность трудового процесса, гигиенические критерии оценки. Профилактика переутомления. Гигиена труда медицинских работников.
|
2
|
5
|
Актуальные вопросы радиационной гигиены. Гигиенические требования к организации радиационной защиты в рентгенологических и радиологических отделениях медицинских организаций.
|
2
|
6
|
Основные проблемы гигиены детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье детей, влияющие на рост и развитие. Показатели и группы здоровья.
|
2
|
7
|
Физическое развитие как показатель здоровья детей и подростков, методы исследования и оценки. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация.
|
2
|
8
|
Здоровый образ жизни, его основные элементы, значимость для здоровья человека. Понятие и задачи личной гигиены.
|
2
|
9
|
Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф.
Гигиенические проблемы обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях. Гигиена полевого размещения.
|
2
|
10
|
Гигиена питания и водоснабжения организованных групп населения в экстремальных ситуациях.
Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием и водоснабжением в полевых условиях.
|
2
|
11
|
Гигиена и физиология военного труда.
|
1
|
|
ИТОГО:
|
21
|
|