|
Скачать 316.26 Kb.
|
Программа «Здоровое питание – залог успешного обучения и крепкого здоровья школьников» муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 городского округа Кохма Ивановской области на 2009 – 2014 годы. Информационная карта Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 городского округа Кохма Ивановской области была открыта в 1940 году. Год ввода в эксплуатацию нового здания школы – 1981 . Школа имеет государственную аккредитацию Управления образования Ивановской области АА 192945, регистрационный № 45 от 21.06.2006 г. Школа имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности № 096229, регистрационный № 70 от 29.05.2006 г. Устав муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 принят Конференцией школы, протокол №1 от 14.03.2008, утверждён заведующей отделом образования г.о. Кохма Ненастьевой Л.Н. 14.03.2008. Авторы программы: Китаева Надежда Юрьевна, зам. директора по воспитательной работе Тимина Наталья Витальевна, социальный педагог школы Юридический адрес: 153512 г. Кохма Ивановской обл., ул. Кочетовой, д. 36. Телефоны: (84932) 55-16-90, (84932) 55-12-01. Факс (84932) 55-16-90 e-mail: school_5_kokhmа@mail.ru Адресная аудитория: учащиеся и педагоги МОУ сош.№5 г.о.Кохма, родители. Место реализации: МОУСОШ №5 г.о.Кохма. Сроки реализации: 2009-2014 гг. Этапы реализации: 1 этап - информационно-аналитический (2009-2010 гг.) 2 этап - организационно-внедренческий (2010-2013гг.) 3 этап – рефлексивно-коррекционный (2013-2014гг.) 2. Пояснительная записка. Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиваться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Доказано, что здоровое питание напрямую связано с продлением жизни и понижением риска развития многих хронических болезней у взрослых. Школа несёт ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни. В МОУ СОШ №5 созданы следующие условия по организации питания учащихся. Для общественного питания образовательного учреждения и для обслуживания учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 в школе оборудована столовая. Помещения столовой размещается на первом этаже здания образовательного учреждения и включают в себя производственные, бытовые помещения и складские помещения для пищевых продуктов. В состав производственных помещений входят варочный цех, овощной цех (для первичной и вторичной обработки овощей), раздаточная зона, обеденный зал. Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Мытье столовой и кухонной посуды и инвентаря выполняется в моечном помещении. В обеденном зале столовой установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами. Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии. Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, имеют покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств и отвечают требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовая школы обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами. В столовой используется стеклянная посуда (тарелки, стаканы), отвечающая требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки), посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали. В зале имеется кулер с питьевой водой. Обеденный зал рассчитан на 100 человек. В столовой разработана нормативно-правовая документация, обеспечивающая деятельность столовой и ее работников: инструкции и рекомендации для сотрудников, журналы бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, учета температурного режима холодильного оборудования и другие. Помещения и оборудование столовой соответствуют нормам и требованиям СанПина, об этом свидетельствуют акты приемки школы к новому учебному году. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовано двухразовое питание (завтрак и обед). Учащиеся посещают столовую организованно в течение 2, 3, 4-х перемен, что позволяет обеспечить максимально комфортное питание. Кроме этого за родительские деньги все учащиеся могут приобрести в буфете столовой горячий чай, готовые кулинарные, мучные кондитерские и булочные изделия. ^
Программа предусматривает проведение мониторинга и контроля за качеством питания учащихся. В ходе мониторинга планируется анкетирование родителей и учащихся. Примерные анкеты – Приложение №1. ^ Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний. Развитие культуры питания, особенно рационального и сбалансированного питания. Изучение функций питания и формирование определенных знаний о питании – основе основ жизни человека. Задачи:
^ Ресурсы, необходимые для развития программы:
Нормативная база для разработки программы «Здоровое питание».
Материально-техническая база Столовая на 100 посадочных мест Лицензированный медицинский кабинет (площадь 51,7м2) Процедурный кабинет (площадь 17,1 м2) Кабинет психолога Комната психологической разгрузки для учителей Кадровое обеспечение
Участники программы:
Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение
^
^
^
^
^ Реализация программных мероприятий по совершенствованию организации питания обучающихся и воспитанников позволит решить ряд социальных проблем, направленных на создание условий для организации рационального, сбалансированного питания детей и подростков: 1. Снизить уровень элементарно-зависимых заболеваний среди детей и подростков. 2. Стабилизировать и снизить удельный вес общей заболеваемости хронической патологии. 3. Улучшить показатели физического развития детей и подростков. 4. Повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям, воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. 5. Улучшить показатели успеваемости школьников. 6.Расширить знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья. 7.Повысить уровень информированности родителей в вопросах организации правильного питания. ^ Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы, Управляющий совет. Администрация МОУСОШ №5 и Управляющий совет: анализируют ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносят предложения по его коррекции; осуществляют организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы; координируют взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков; ежегодно информируют Отдел образования о выполнении Программы. Приложение №1. ^
^
Приложение 2. «Здоровое школьное питание» (темы лекций для родительского лектория) 1-4 классы. Темы лекций: 1. Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. 2. Рациональное (сбалансированное) питание. 3. Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые через пищу. 4. Воспитание культуры питания у младших школьников. Лекция 1. Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Примерный план лекции. 1. Основные группы пищевых веществ и их значение в питании младших школьников. 2. Белки, их функции в организме. 3. Жиры, их функции в организме. 4. Углеводы – основной источник энергии в организме. 5. Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма. Вопросы для обсуждения. 1. Чем заменить молочные продукты в рационе ребёнка, если он отказывается их есть или они ему противопоказаны? 2. Мясо на завтрак, обед и ужин – это хорошо или плохо? 3. Сколько конфет можно съесть ребёнку за день без ущерба, без для здоровья? Лекция 2. Рациональное (сбалансированное) питание. Примерный план лекции. 1. Основные группы продуктов питания: молочные, мясные, рыбные, кондитерские и т.д. 2. Значение режима питания для пищеварения. 3. Суточный рацион. Примерное меню на неделю для младшего школьника. Вопросы для обсуждения. 1.Почему необходимо научить детей соблюдать режим дня? Предлагаем, в качестве основы взять дневник самонаблюдений для сравнения с режимом дня вашего ребёнка. Сделайте вывод, как улучшить режим дня своего ребёнка. Мой режим дня (питания, труда и отдыха). Месяц_________________________________________
Лекция 3. Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые через пищу. Примерный план лекции. 1.Болезнетворные бактерии – возбудители таких заболеваний, как: ботулизм, дизентерия. 2. Болезни, причиной которых являются вирусы: гепатит А, холера. 3. Паразитарные инфекции. 4.Острые пищевые отравления небактериальной природы. 5. Профилактика заболеваний. Личная гигиена (общественная гигиена). Вопросы для обсуждения: 1.Почему не рекомендуется использовать для хранения пищевых продуктов кустарные глазированные горшки и миски, лужёную посуду? 2. На что следует обратить внимание, приобретая пластиковую тару? 3.Можно ли отравиться средствами для мытья посуды? 4.Почему не рекомендуют в домашних условиях консервировать грибы в герметически закрытых банках, если нет возможности хранить их в условиях холодильника? Лекция 4. Воспитание культуры питания у младших школьников. Примерный план лекции. 1. Привитие навыков гигиены питания – залог здоровья ребёнка. 2. Умение пользоваться столовыми приборами. Вопросы для обсуждения. 1.В каком возрасте ребёнку следует прививать навыки гигиены питания? 2.Какие факторы способствуют закреплению навыков гигиены питания? 3. Можно ли младшему школьнику доверять сервировку стола? 5-9 классы. Темы лекций. 1. Рациональное (здоровое питание школьников). 2. Гигиена питания. Оценка продуктов и блюд с точки зрения здоровьесбережения. 3. Формирование культуры питания школьника. 4. Пищевые отравления, их признаки и первая помощь в экстренных ситуациях. Лекция 1. Рациональное (здоровое питание школьников). Примерный план лекции. 1. Роль питания в обеспечении процессов жизнедеятельности. 2. Рациональный режим питания. 3. Физиологические особенности желудочно-кишечного тракта и потребности в продуктах питания детей и подростков. Вопросы для обсуждения. 1.Почему необходимо ежедневно в меню включать первые блюда? 2.Ребёнок не может «жить» без шоколада. Стоит ли беспокоиться по этому поводу? 3.Следует ли контролировать родителям режим дня подростков? Приводим примерный режим дня школьника (из энциклопедического словаря юного биолога. Год издания 1986.)
^ Примерный план лекции. 1. Распределение ценности пищевых продуктов в зависимости от степени их обработки и сроков хранения. 2. Как меняется качество пищи при обработке высокой температурой. 3. Влияние поваренной соли и сахара на организм. 4. Гигиенические правила употребления в пищу овощей и фруктов. 5. Синтетическая пища, пищевые добавки. За и против. Вопросы для обсуждения. 1.Когда и кто должен научить ребёнка пользоваться информацией на упаковке продуктов? 2.Какой способ консервации пищи самый надёжный? 3.Вредны ли «фаст-фуды»? Полезные советы: овощи – источник витаминов и других жизненно важных веществ, но при нерациональном использовании минеральных удобрений в них накапливаются нитраты, нитрины и нитрозамины- вещества, чрезвычайно вредные для организма. Содержание их уменьшается, если: - овощи мелко нарезать, отварить, после чего слить воду; - использовать консервированные овощи, малосольные огурцы, квашеную капусту; - ранние овощи перед едой замочить на два часа, менять воду, а в дальнейшем хранить их в холодильнике; - очищенный картофель перед приготовлением замочить на 1-2 часа; - включать в питание витамины С, А, Е. Лекция 3. Формирование культуры питания школьника. Примерный план лекции. 1. Гигиенические навыки и культура приёма пищи. 2. Сервировка стола. 3. Этикет. Вопросы для обсуждения. 1.Как быть, если ребёнок всегда торопится и ест «на ходу»? 2.В каком возрасте школьник должен знать правила поведения в заведениях общественного питания: буфете, кафе, ресторане? Лекция 4. Пищевые отравления, их признаки и первая помощь в экстренных ситуациях. Примерный план лекции. 1. Источники отравлений. 2. Признаки интоксикации. 3. Первая помощь при отравлении. 4. Инфекционные заболевания. Вопросы для обсуждения. 1.Почему весной не рекомендуют варить неочищенный картофель? 2.Ребёнок любит, есть ядра вишнёвых, сливовых, абрикосовых косточек. Рискует ли он при этом? 3. Яйца, каких птиц: кур или уток безопаснее употреблять в пищу? 4. Летом часто можно видеть, как на улице с лотков продают кондитерские изделия с кремом. Ваш ребёнок проголодался и просит купить ему пирожное. Стоит ли это делать? 10-11 классы. Темы лекций. 1. Основные принципы здорового питания. 2. Физиологические нормы питания. 3. Питание школьника в особых условиях. 4. Профилактика у школьников гиповитаминозов. Лекция 1. Основные принципы здорового питания. Примерный план лекции. 1.Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам. 2. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд. 3. Обеспечение санитарно- гигиенической безопасности питания. 4. Соблюдение оптимального режима питания. Вопросы для обсуждения. 1.Зависит ли заболеваемость детей от режима дня и режима питания? Режим дня школьника - важный здоровьесберегающей фактор. Выполнение режима дня школьниками направленно на сохранение и укрепление их здоровья. Следует напоминать детям, что здоровье и работоспособность зависит от них самих. Приводим примерный режим дня школьника из энциклопедического словаря юного биолога, год издания 1986.
Лекция 2. Физиологические нормы питания. Примерный план лекции. 1. Понятие о физиологической норме питания. 2. Энергетическая ценность основных пищевых веществ. 3. Нормы питания, адекватные физиологической нагрузке, возрастным и половым особенностям школьников. Вопросы для обсуждения. 1.Грозит ли избыточный вес тем людям, которые не соблюдают физиологические нормы питания? 2. Энергетическая ценность 1 грамма белков и углеводов одинакова и равна 4 ккал. Значит ли это, что в пищевом рационе углеводы могут заменить белки? 3. Избыточная масса тела результат «качественного» питания? 4.Что порекомендовать девушке, которая, желая быть похожей на фотомодель снова «сидит на диете»? Лекция 3. Питание школьника в особых условиях. Примерный план лекции. 1.Физиологические процессы, происходящие в организме подростка при увеличении различных нагрузок. 2.Особенности питания школьников-спортсменов. 3.Особенности питания школьников во время экзаменов. 4.Особенности питания школьников во время походов, экскурсий. Вопросы для обсуждения. 1.Должен ли отличаться рацион юноши-спортсмена от рациона девушки-спортсменки? 2. Бытует мнение, что во время подготовки к экзаменам следует, как можно больше кормить детей шоколадом. Так ли это? 3. Какие продукты питания не следует привозить детям в летние оздоровительные лагеря? 4. Ребёнок едет на экскурсию. В дорогу он взял полный рюкзак чипсов, колы, солёных сухариков к пиву. Есть ли альтернатива? Лекция 4. Профилактика гиповитаминозов у школьников. Примерный план лекции. 1.Роль витаминов в жизнедеятельности организма. 2.Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма. 3.Признаки гиповитаминозов. 4.Как бороться с «весенней усталостью». Вопросы для обсуждения. 1. Известно, что витамин D в организме вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей. Полезно ли, в таком случае ребёнку посещать солярий? 2. Могут ли интенсивные занятия спортом привести к гиповитаминозу? 3.Многие поливитамины имеют приятный вкус, и дети с удовольствием их едят как конфеты (к тому же, продаются в аптеках без рецепта). Повредит ли это здоровью ребёнка? Литература.
![]() ![]() |