Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики





Скачать 0.99 Mb.
Название Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики
страница 1/5
В.И. Скворцовой
Дата 19.04.2013
Размер 0.99 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5

Управление

Алтайского края

по здравоохранению

и фармацевтической деятельности


Краевая клиническая больница

Организационно-методический отдел

Краевой центр медицинской

профилактики

Главным врачам городских

и районных ЛПУ



Электронный информационный бюллетень

Материалы подготовлены референтской группой


Выпуск № 5 (109)


13 марта


^ ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

___________________________________________________


Под редакцией чл.-кор. РАМН, проф. В.И. Скворцовой,

Москва


ВВЕДЕНИЕ

Произошедший инсульт кардинально меняет жизнь пациента и его родственников. Даже при минимальном неврологическом дефекте тяжёлый стресс, возникающий у пациента при осознании своей беспомощности перед грозным недугом, сопровождающий его во время пребывания в стационаре и в процессе лечения, накладывает отпечаток на поведение больного в последующем. Инсульт становится переломным моментом в жизни пациента. Перенёсший инсульт человек даже при полном восстановлении нарушенных функций (и тем более при сохранении того или иного неврологического дефицита) требует к себе большего внимания, чем до болезни, а его родственники вынуждены менять свой привычный уклад жизни, ориентируясь на нужды и потребности больного. Процесс интеграции больного, перенёсшего инсульт, в семью достаточно сложен. Для него характерен выраженный синдром дезадаптации как пациента, так и его родственников.

Вследствие этого создание специальных школ для пациентов, перенёсших инсульт, и их родственников — актуальная задача.

Цели занятия в школе:

- повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях;

- формирование ответственного отношения населения к своему здоровью; контролю некоторых основных показателей работы кровеносной [артериального давления (АД), пульса] и эндокринной систем, основных биохимических показателей крови (содержание холестерина, липопротеинов высокой и низкой плотности, глюкозы и др.);

- формирование мотивации к своевременному и постоянному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных или лабораторных);

- облегчение возвращения перенёсшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.


ЗАНЯТИЕ 1

^ ВВОДНОЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ИНСУЛЬТА


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЛЮДЕЙ

НА РАЗВИВШЕЕСЯ У ИХ РОДСТВЕННИКА ЗАБОЛЕВАНИЕ


Первая реакция родственников на болезнь близкого человека — замешательство, затем возникают два вида реакций.

■ Уход от ответственности. Видя состояние больного, его близкие, не зная, как помочь, и понимая, что придётся уделять ему много внимания, пытаются переложить ответственность за здоровье пациента на сотрудников стационара. При этом они искренне думают, что это поможет восстановить у больного утраченные функции, поскольку им будут заниматься профессионалы. После выписки из стационара близкие пациента нанимают сиделку и активно привлекают специалистов.

■ Гиперответственность. Кто-либо из близких пациента берёт отпуск или вообще увольняется с работы и «садится» рядом с больным, осуществляя максимально трепетный уход. Эта ситуация даже опаснее предыдущей, поскольку из-за отсутствия навыков и знаний родственники оказывают неправильный уход. Гиперопека не позволяет пациенту с параличом восстановить нарушенные функции, поскольку ухаживающий выполняет за больного все необходимые действия. Это не способствует формированию у пациента мотиваций к активному восстановлению. В свою очередь родственник пациента со временем понимает, что его усилия не приводят к выздоровлению, и начинает либо винить в этом себя: «я ничего не смог сделать», либо, наоборот, обвиняет пациента: «ты виноват в том, что я бросила работу» и прочее. Могут встречаться сочетанные реакции: кто-то в семье уходит от ответственности, кто-то берёт на себя больше, чем может


^ Замешательство, пути его преодоления и восстановления душевног�

равновесия у родственников пациентов


Замешательство — внезапное кратковременное нарушение психологического равновесия индивидуума, возникшее вследствие развития инсульта или иного заболевания у близкого ему человека.

Внешне замешательство выражено, прежде всего, в количестве узконаправленных и нецелесообразных вопросов, задаваемых медицинскому персоналу, а также хаотичным поведением.

Самые важные на этапе «замешательства» вопросы связаны со своевременностью оказания помощи («Почему скорая помощь не повезла в больницу сразу?», «Почему не положили в реанимацию?») или с уходом за больным и лечением: («Почему к нему (ней) никто не подходит?», «Почему «ставят» только одну капельницу?», «Почему так много таблеток дают?»). Через вопросы Вы пытаетесь повлиять на людей, от которых, по Вашему мнению, зависит здоровье и жизнь близкого Вам человека. Иногда за такими вопросами может скрываться неосознаваемое снятие с себя ответственности за здоровье и жизнь своих близких, что сопровождается сужением рамок восприятия ситуации.

Для успешного преодоления возникшей проблемы важно сформировать более чёткие жизненные перспективы и в полной мере осознать сложившуюся ситуацию. Важно понять, как много существует вариантов решения Ваших проблем; что окружающая среда на самом деле позитивна и предоставляет все необходимые ресурсы, даже если они не заметны на первый взгляд. Естественно, врачи не могут знать именно Ваших внутренних ресурсов и возможностей, однако их задача — помочь людям осознать свои собственные возможности.


^ Подумайте, для чего Вы здесь?


Для того, чтобы научиться, как помочь своему близкому человеку? В таком случае дальнейшие занятия в школе помогут Вам в этом.

Подумайте, какова Ваша личная роль и участие в жизни заболевшего родственника. Какой урок данная ситуация преподнесла лично Вам. Какую роль Вы отводите себе в дальнейшей жизни пациента.


^ ПРОЦЕДУРА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ


Для того чтобы поставить перед собой посильную цель, Вам нужно в первую очередь узнать, что такое идеодинамические феномены.

^ Что такое идеодинамика? Во время просмотра по телевизору спортивных состязаний мы в азарте напрягаемся так, как будто сами бежим или выступаем на чемпионате вместе со спортсменом, за которого болеем. Такие непроизвольные напряжения мышц в результате только лишь мыслительной деятельности называют идеомоторным феноменом. Когда мы читаем книгу, в которой главный герой вкусно ест или испытывает холод, мы непроизвольно сглатываем слюну или кутаемся плотнее в плед. Ощущения, возникающие в результате мыслительных усилий без объективного стимула, называют идеосенсорным феноменом. Выделяют также идеокогнитивный феномен, частый пример кото­рого — несостоявшаяся ссора с начальником, когда мы, обижен­ные чем-то, думаем, как бы мы могли ответить обидчику в этой ситуации. Причём эта фантазия владеет нами продолжительное время. Таким образом, некий эмоциональный аффект руководит направлением наших мыслей. Таких феноменов насчитывают, по разным данным, от пяти до девяти. Все вместе эти феномены, складываясь в одном человеке, способны запустить цепь поведенческих бессознательных реакций для достижения какой-либо цели. Этот процесс называют идеодинамикой. Другими словами, если человек себя правильно мотивирует на какую-либо деятель­ность, результат начинает получаться сам собой. К сожалению, это верно и для формирования неудач.

Чтобы верно мотивировать себя только на удачные цели, важно провести эту цель через процедуру целеполагания.

Шаг 1. Цель необходимо сформулировать в утвердительной форме, избегая отрицательных формулировок («не», «прекратить», «удалить», «без», «чтобы не» и др.). В языке отрицание существует для подчеркивания различий, но не для описания реального опыта.

■ Вернуть здоровье близкому человеку.

■ Помочь родственнику встать на ноги.

■ Хочу, чтобы мой родственник снова стал прежним человеком.

■ Хочу вернуться к прежней жизни.

■ Хочу понять, что происходит с моим родственником.

■ Хочу сделать всё от меня зависящее для здоровья близкого мне человека.

■ Хочу подготовить всё необходимое для возвращения родс­твенника домой.

■ Хочу скинуть с себя навалившиеся проблемы.

Шаг 2. Сформулированная цель должна полностью находиться в Вашей компетенции и иметь непосредственное личностное отношение. Другими словами, процесс реализации цели находится под Вашим контролем и зависит только от Вас. На этом основании из списка исключены первые четыре цели и оставлены последние.

■ Хочу понять, что происходит с моим родственником.

■ Хочу сделать всё от меня зависящее для здоровья близкого мне человека.

■ Хочу подготовить всё необходимое для возвращения родственника домой.

■ Хочу скинуть с себя навалившиеся проблемы.

Шаг 3. Цель должна быть сенсорно очевидна. Другими сло­вами, необходимо осознать, что Вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете своей цели.

■ Хочу понять, что происходит с моим родственником.

Беседы с лечащим врачом о заболевании, его причинах и мерах профилактики.

Посещение школы для родственников пациентов для получения необходимой информации по инсульту.

Чёткое соблюдение рекомендаций лечащего врача после выписки из стационара.

Обеспечение динамического наблюдения неврологом и реабилитологом по месту жительства (пребывания) больного.

■ Хочу подготовить всё необходимое для возвращения родственника домой.

Высокая твёрдая кровать с возможностью подхода с двух сторон.

Прикроватное кресло у изголовья со «здоровой» стороны.

Прикроватный туалет у ног с той же стороны.

Специальные косметические средства по уходу за кожей.

Ортезы и средства помощи при передвижении (трость, ходунки, коляска и т.д.).

Расходные гигиенические материалы: подгузники, пеленки, салфетки и прочее.

Круглосуточное наблюдение и патронаж (наёмная сиделка или кто-то из родственников).

■ Хочу скинуть с себя навалившиеся проблемы.

Исследуйте возможности государства в жизнеобеспечении людей с ограниченными возможностями.

Вероятно, в вашем окружении есть люди, готовые взять на себя часть или даже всю ответственность за вашего родственника.

Шаг 4. Цель обязана находиться в нужном контексте, то есть где, когда, с кем и на какой срок Вы хотите этого. Поэтому на этом этапе нужно чётко определиться с временными, материальными и физическими ресурсами.

■ Хочу подготовить всё необходимое для возвращения родственника домой.

В какой комнате или даже в чьей квартире Вы поместите своего родственника?

Сколько времени Вы планируете затратить на такую подготовку?

Сколько составят расходы на закупку всего необходимого?

Кого Вы ещё задействуете в этом процессе?

■ Хочу понять, что происходит с моим родственником.

S Примите решение: либо вы обучаетесь сами, либо обеспечиваете уход наёмными специалистами.

Сколько займёт времени Ваше обучение?

По каким критериям Вы будете отбирать специалистов для своего обучения?

По каким критериям Вы будете отбирать специалистов для обеспечения ухода за близким человеком?

■ Хочу скинуть с себя навалившиеся проблемы.

Как много времени Вы готовы на это затратить?

Можете ли Вы подключить к решению этой задачи ещё кого-нибудь?

Как будете снимать «пресс общественного мнения»?

Шаг 5. Экология. Необходимо честно ответить на вопрос о том, как поставленная Вами цель повлияет на Вашу жизнь, что изменится. Основная задача на этом этапе — сохранить все преимущества прежнего образа жизни.

■ Хочу подготовить всё необходимое для возвращения родственника домой.

Подумайте, есть ли члены Вашей семьи, возможности которых могут быть ущемлены (дети, другие родственники) или которые будут недовольны (мужья, жёны).

Если препятствия есть, подумайте, как можно их разрешить или обойти.

Оцените свои финансовые возможности, посчитайте, сколько денег Вам нужно на приобретение необходимого оборудования, какие регулярные затраты предстоят на уход и динамическое наблюдение.

Как долго Вы или ваши родственники сможете обеспечивать адекватный уход за больным.

■ Хочу понять, что происходит с моим родственником.

Подумайте, сталкивались ли Вы раньше со знаниями подобного рода.

Оцените, насколько Вы брезгливы.

Как отнесутся ваши близкие к тому, что Вы будете тратить своё время на больного? Хочу скинуть с себя навалившиеся проблемы.

Не будет ли Вас мучить совесть за ваш поступок?

Хотите ли Вы, чтобы с вами поступили подобным образом?

Возможен ли компромисс? Может, стоит сделать что-то большее?

Шаг 6. Масштаб обобщения. Если ваша цель глобальна, начните с чего-нибудь менее сложного.

■ Хочу подготовить всё необходимое для возвращения родственника домой.

Обсудите с родственниками свои планы.

Составьте смету расходов.

Наведите справки о наличии необходимых средств в свободном доступе.

■ Хочу понять, что происходит с моим родственником.

Наведите справки о том, где можно получить необходимые знания.

Составьте смету возможных расходов при обучении.

■ Хочу скинуть с себя навалившиеся проблемы.

Пообщайтесь с сотрудниками интерната или хосписа, их пациентами.

Пообщайтесь с сотрудниками патронажной фирмы, ознакомьтесь с перечнем и ценами их услуг.

Шаг 7. Доступ к ресурсам. Какие ресурсы Вам необходимы для достижения Вашей цели? Есть ли у Вас к ним доступ? Хочу подготовить всё необходимое для возвращения родственника домой. Какой процент семейного бюджета Вы готовы потратить на поставленную цель?

Кто из родственников согласится Вам помочь? Узнайте, есть ли у Ваших знакомых необходимые Вам средства, которые они Вам могут передать, или посоветуйтесь, где их можно купить.

Узнайте, какой объём социальной помощи можно получить от государства.

■ Хочу понять, что происходит с моим родственником.

Узнайте, какие книги могут помочь Вам в Вашем начинании.

Освободите время для обучения.

Найдите финансовые средства для обучения.

Шаг 8. Подумайте, какие препятствия могут встретиться на вашем пути к достижению поставленной цели.

■ Хочу подготовить всё необходимое для возвращения родственника домой.

■ Хочу понять, что происходит с моим родственником.

■ Хочу скинуть с себя навалившиеся проблемы.

Что мешает вам запустить процесс достижения цели прямо сейчас?

Какие препятствия могут встретиться? Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?

Шаг 9. На пути к будущему: первые шаги. Определите первые, самые маленькие шаги, которые Вы можете сделать прямо сейчас или сразу после выхода из аудитории.


ЗАНЯТИЕ 2

^ ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ОБ ИНСУЛЬТЕ?



ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ?


Инсульт — внезапное нарушение кровообращения в головном мозге.

Выделяют два совершенно разных типа острого нарушения кровообращения, о которых речь пойдёт дальше.

^ Ишемический инсульт.

Геморрагический инсульт.

Часто можно услышать, что человек перенёс «микроинсульт». На самом деле такого термина в медицине не существует. Есть понятие «малый инсульт» — состояние, когда вся неврологическая симптоматика исчезает в течение первых 3 нед. от развития нарушения мозгового кровообращения.

Несмотря на разные механизмы ишемического и геморрагического инсультов, их внешние симптомы могут быть весьма схожи, поэтому точная диагностика возможна только в стационаре.

^ Периоды течения инсульт�

Первые трое суток (острейший период). Необходимо интенсивное лечение в блоке нейрореанимации, высок риск развития осложнений.

■ До 21-х суток (острый период). Необходимо лечение острых нарушений мозгового кровообращения, ежедневное наблюдение лечащего врача, профилактика осложнений в условиях неврологического отделения.

21-е сутки — 6 месяцев (ранний восстановительный период).

6 месяцев — 2 года (поздний восстановительный период). Необходимо активное участие родных, лечение в домашних условиях, консультация специалистов, проведение грамотных реабилитационных мероприятий (как амбулаторно, так и в дневных стационарах, санаториях, реабилитационных клиниках).


^ ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ


Механизм развития


Ишемический инсульт — резкое уменьшение поступления крови в какой-либо участок головного мозга с возникновением зоны ишемии и гибелью нейронов (нервных клеток). Зону ишемии, где погибли все нейроны, называют инфарктом мозга. Нейроны, находящиеся рядом с зоной инфаркта и страдающие от недостатка кровообращения, но ещё живые, называют зоной «ишемической полутени» (пенумбры). За сохранение и «реанимацию» этой зоны и идёт борьба в первые часы после возникновения инсульта.

Процессы, приводящие к инсульту, накапливаются постепенно, годами, а иногда и десятилетиями. Что же происходит с сосудами головного мозга? Ещё задолго до «сосудистой катастрофы» в стенке сосуда начинается процесс замедления и нарушения обмена, что приводит к её утолщению и снижению упругости. Данное состояние называют атеросклерозом сосудов. Однако подверженность данному процессу у разных людей весьма различна: у одних людей изменения в стенках сосудов не приводят к их критическому сужению (стенозу), у других же эта ситуация заканчивается инсультом. Таким образом, есть определенные провоцирующие факторы, ускоряющие развитие сосудистой патологии и приводящие, в конце концов, к инсульту. Знание этих факторов и ранняя их профилактика — залог успешной борьбы с этим грозным заболеванием.


^ Факторы риска развития инсульта и основ�

первичной профилактики


Факторы риска развития инсульта делят на две большие группы — нерегулируемые (факторы, на которые невозможно воздействовать) и регулируемые (факторы, своевременное воздействие на которые значительно уменьшает риск развития заболевания).


^ Нерегулируемые факторы риск�

Возраст и пол — важные факторы риска развития нарушений мозгового кровообращения, лечение которых невозможно. У мужчин инсульты возникают в более молодом (на 10—20 лет раньше) возрасте и чаще, чем у женщин.

Другой нерегулируемый фактор риска — наследственность. Предрасположенность к инсультам может носить наследствен­ный (генетический) характер, хотя зависимость эта непрямая.


^ Регулируемые факторы риск�


Артериальная гипертония

Повышенное АД напрямую связано с риском развития инсульта. Нормальным уровнем АД считают 140/90 мм рт.ст. и ниже.

При пограничной артериальной гипертонии (140/90-160/95 мм рт.ст.) риск развития инсульта возрастает в два раза. При повышении АД более 160/95 мм рт.ст. риск инсульта

вырастает в 4 раза.

Каждый человек после 35—40 лет должен периодически контролировать уровень своего артериального давления, а при появлении нестабильных показателей проводить ежедневное двукратное (утром и вечером) измерение АД и вести специаль­ный дневник. Также необходима консультация специалиста для подбора адекватного лечения.

^ Методика правильного измерения артериального давлени�

Для того, чтобы показатели давления были правильными, следует помнить ряд особенностей: и манжета прибора должна быть подобрана по объёму руки (существуют отдельные манжеты для детей и для тучных людей);

■ более точные показатели у механических тонометров;

■ чашка кофе, сигарета, плотная еда меняют показания АД, измерение следует производить не ранее, чем через 30 мин после их приёма;

■ АД следует измерять после 5—10 мин отдыха сидя или лёжа при комнатной температуре;

■ при артериальной гипертонии измерять АД необходимо не менее двух раз в день — утром после пробуждения и водных процедур и вечером перед сном. Дополнительно измерение проводят в течение дня при подозрении на изменение АД. Все показатели АД фиксируют в дневнике.

АД измеряют в положении сидя с максимально расслабленными мышцами спины, рук и ног (оптимально облокачиваться на спинку стула). Рука, на которую надета манжета, должна спокойно лежать на столе (не на весу) в среднем физиологическом положении и быть полностью расслабленной. Манжету располагают на руке, примерно на уровне сердца, отступив вверх от локтевого сгиба на 2,5 см. Не следует накладывать манжету на одежду, тем более на завёрнутые рукава. Между не раздутой манжетой и рукой должно оставаться пространство примерно в палец толщиной.

Нагнетать воздух в манжету следует до цифр, примерно на 30 мм рт.ст. превышающих давление, к которому адаптирован пациент; затем воздух медленно выпускают (со скоростью 3 мм рт.ст./с). Выслушивать тоны следует, расположив головку фонендоскопа в области локтевого сгиба, однако не следует сильно прижимать её. Первый удар (тон) указывает уровень систолического АД, последний тон — диастолическое давление.

Желательно измерять давление несколько (2—3) раз с интервалом в 2—3 мин с подсчётом средних цифр. Также лучше измерять АД последовательно на обеих руках. Если АД на обеих руках всегда одинаково, можно мерить и на одной руке, но не «рабочей» (т.е. у правшей — на левой). Если асимметрия давления на руках есть, все последующие измерения делают на руке с «более высоким» АД.

Снижения артериального давления можно добиться обычными общегигиеническими мерами: отказом от курения, соблюдением режима труда и отдыха, коррекцией диеты, дозированной физической нагрузкой. Если этого сделать не удаётся, то врач назначает снижающие давление лекарственные препараты.

Важно помнить, что снижающие давление препараты надо принимать постоянно и под контролем врача. В этом случае риск инсульта уменьшается вдвое.


Нарушение жирового обмена и повышение уровня холестерина в крови

Холестерин, накапливаясь в организме, ещё больше нарушает обменные процессы в сосудистой стенке. Он способствует появлению и увеличению атеросклеротических бляшек на внут­ренних стенках сосудов крупного и среднего калибра. Бляшка, постепенно увеличиваясь за счёт поступающих с током крови и «оседающих» на ней тромбоцитов и некоторых других веществ, всё больше и больше перекрывает просвет сосуда, что может привести к инсульту.

Существуют разные по плотности виды (фракции) холестерина. Преобладание в крови липопротеидов низкой плотности («плохой холестерин») опасно в плане развития инсульта, однако липопротеиды высокой плотности («хороший холестерин») снижают риск возникновения заболеваний кровеносной системы. Уточнить уровень «плохого» и «хорошего» холестерина поможет подробный биохимический анализ крови и консультация специалиста.

Основные источники пищевого жира и холестерина — мясо, яйца и молочные продукты. Но не следует полностью исключать эти продукты из рациона, поскольку они содержат много нужных, полезных, а порой и жизненно необходимых веществ (белки, аминокислоты, витамины, К, Са, другие микроэлементы). Гораздо разумнее сочетать употребление этих продуктов с овощами и рыбой.


^ Соль

Избыточное потребление соли — существенный фактор риска развития артериальной гипертонии.


Ожирени�


Появление излишнего веса — следствие множества причин. К ним относят неверный режим питания и времени приёма пищи, гиподинамию и излюбленный многими «послеобеденный сон» в выходные дни, предпочтение высококалорийной и жирной пищи, столь популярное ныне «питание на скорую руку», «фаст фуд», различные заболевания, приводящие к нарушению обменных процессов (например, сахарный диабет).

У полных и тучных людей возрастает нагрузка на кровеносную и дыхательную системы, повышается артериальное давление и уровень «плохого» холестерина. Проверить соответствие своего веса условной норме просто. Существуют специальные формулы расчёта, чаще всего используют определение индекса массы тела: массу тела (кг) дважды делят на рост (м).

Значения индекса массы тела:

■ 18,5-25 кг/м2 - норма;

■ 25-29,9 кг/м2 — избыточный вес;

■ 30-34,9 кг/м2 — I степень ожирения;

■ 35-39,9 кг/м2 — И степень ожирения;

■ 40 кг/м2 и выше — III степень ожирения.


Курение

Курение на 60% повышает риск возникновения инсульта, способствуя развитию атеросклероза, тромбоза и спазма (сужения) сосудов. Отказ от курения в течение очень короткого времени существенно снижает риск развития инсульта. Так, при полном воздержании от курения в течение 5 лет риск возникновения инсульта у бывшего курильщика снижается практически до уровня никогда не курившего человека. Отказ от курения должен стать нормой в цивилизованном и здоровом обществе.

Важно помнить, что курящий человек подвергает риску разви­тия инсульта не только себя, но и своих близких.


Алкоголь

Злоупотребление алкоголем (систематическое пьянство или запои) существенно увеличивает риск развития заболеваний кровеносной системы и инсульта. У таких людей возрастает артериальное давление, возникает склонность к тромбозам, нарушается нормальный сердечный ритм.

Гиподинамия

У лиц, ведущих сидячий образ жизни, вероятность развития артериальной гипертонии на 20—50% выше, чем у лиц с высокой физической активностью или регулярно посещающих тренировки. Сосудистые заболевания мозга среди физически активных лиц наблюдают значительно реже, чем среди малоактивных.


Регулярные физические упражнения — фактор, снижающий риск преждевременной смерти от заболеваний кровеносной системы.


Оральные контрацептивы

Оральные контрацептивы с высоким содержанием женских гормонов (эстрогенов) повышают риск развития тромбозов и, как следствие, инсульта. Если у женщины есть и другие факторы Риска (курение, повышение артериального давления, избыточный вес), следует подумать о переходе на препараты с более низким 20 содержанием эстрогенов (только после консультации с гинекологом) или вообще использовать другой метод контрацепции.


^ Сахарный диабе�

Сахарный диабет влияет на развитие нарушений мозгового кровообращения несколькими путями: происходит ускорение развития атеросклероза крупных артерий, меняется уровень холестерина, ускоряется формирование атеросклеротических бляшек, происходит склеивание (гиперагрегация) тромбоцитов. По некоторым данным, сахарный диабет увеличивает опасность развития инсульта более чем в 2 раза независимо от его связи с артериальной гипертонией.

^ Если у Вас налицо хотя бы один из перечисленных факторов риска (не говоря уже об их комбинации) — необходимо составление программы индивидуальной профилактики.


Профилактика инсульта

■ Измеряйте артериальное давление и уровень холестерина не реже 1 раза в год.

■ Если у Вас выявлен сахарный диабет, чётко соблюдайте рекомендации врача по контролю заболевания.

■ Если Вы курите, откажитесь от этой вредной привычки.

■ Если Вы принимаете алкоголь, то делайте это в умеренных количествах.

■ Регулярно выполняйте физическую нагрузку.

■ Употребляйте пищу с низким содержанием поваренной соли и жиров.

■ Сообщайте своему лечащему врачу о симптомах, указывающих на возможный инсульт (звон в ушах, кратковременные приступы головокружения, слабость в ногах и др.).

■ Срочно обращайтесь за медицинской помощью при появлении любого из симптомов инсульта (например, внезапной слабости или онемения одной стороны тела, внезапного затуманивания зрения, интенсивной головной боли или головокружения).


^ Клинические признаки инсульт�

Ишемический инсульт возникает вследствие снижения или прекращения кровотока в каком-либо из сосудов, питающих головной мозг. И хотя симптоматика инсульта достаточно типична, поражение того или иного сосуда (а значит, и участка мозга) имеет свои особенности. Рассмотрим основные сосудистые бассейны головного мозга и симптомы их поражения.

В области шеи приток крови к мозгу обеспечивают четыре крупных сосуда. По передней поверхности шеи (справа и слева) проходят две сонные артерии. Все отходящие от них выше артерии формируют каротидную (от лат. Carotis сонный) сосудистую систему. По задней поверхности шеи, вдоль позвоночника, проходят две позвоночные артерии. Они по своему ходу сливаются в единую артерию, которую называют основной. Соответственно, данная сосудистая система называется вертеб-рально-базилярной (от лат. Vertebralis позвоночный и лат. Basillaris — базилярный, основной).

Каротидная система кровоснабжает, в основном, полушария мозга. Признаки инсульта в этой системе:

■ нарушения движения половины тела (лица, языка, руки или ноги). При инсультах происходит поражение нижней части лицевой мускулатуры: пациент не может надуть щёку, при улыбке угол рта остаётся неподвижен, а принятая жидкость выливается из него из-за слабости мышц щеки и рта. Возникает паралич половины языка на той же стороне, поэтому речь становится нечёткой («каша во рту» — дизартрия). Слабость в конечностях может быть разной степени выраженности в зависимости от размера поражения мозга — от небольшой неловкости до полной обездвиженности;

■ нарушение чувствительности половины тела. Пациенты часто сами ощущают начало инсульта, как «онемение и покалывание» половины лица, руки и ноги. При исследовании чувствительности (чаще всего врач производит сравнительное покалывание заостренным предметом на здоровой и «онемевшей» половине) пациенты ощущают явное снижение болевой чувствительности на поражённой половине тела;

■ если при инсульте затронуты зоны мозга, отвечающие за речевую функцию, то пациент лишается возможности нормально говорить (возникает афазия). Нарушения речи могут быть различными. В одних случаях пациент путает слова в предложении, переставляет слоги и буквы; в тяжёлом варианте — произносит лишь отдельные слова и звуки, но обращенную к нему речь понимает хорошо и может выполнить все просьбы и инструкции. В других случаях пациент говорит бегло, но абсолютно не понимает обращенные к нему речь, инструкции и просьбы. А поскольку свою собственную речь он также не понимает и не может контролировать её правильность, то его беглая речь лишается всякого смысла и состоит из обрывков слов и отдельных слогов (так называемая «словесная окрошка»).

  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Организационно-методический

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Организационно-методический

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности кгбуз цбс «Алтайская

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности кгбуз цбс «Алтайская

Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Краевая клиническая больница Организационно-методический отдел Краевой центр медицинской профилактики icon Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности кгбуз цбс «Алтайская

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы