|
Скачать 189.58 Kb.
|
РЕЦЕНЗИЯ На методическое пособие для сотрудников детских образовательных учреждений «Неотложная первая помощь в условиях образовательного учреждения» Методическое пособие для сотрудников детских образовательных учреждений «Первая помощь в условиях образовательного учреждения» имеет целью обучить непрофессионалов умению оказывать неотложную доврачебную помощь детям и подросткам.Пособие содержит пошаговые алгоритмы и схемы оказания помощи пострадавшим.Пособие составлено в соответствии с приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г.), региональными и федеральными стандартами оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях.Пособие несет информационную направленность функцию, составлено в соответствии с современными требованиями и может быть использовано в всех образовательных организациях города всеми сотрудниками независимо от уровня их медицинской грамотности. ^ к.м.н. Л.А. ОстроумоваТюменская государственная медицинская академия Кафедра детских болезней педиатрического факультета Управление по здравоохранению Администрации г. Тюмени ^ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Методическое пособие для работников образовательных учреждений, не имеющих медицинского образования ![]() Тюмень - 2010 ^ Храмова Е.Б. – д.м.н., заведующая кафедрой детских болезней педиатрического факультета ГОУ ПВО Тюменская государственная медицинская академия Росздрава;^- Остроумова Л.А. – к.м.н. заведующая кафедрой скорой медицинской помощи, главный врач ММЛПУ «Скорая медицинская помощь»,На протяжении многих веков, с тех пор как человечество стало принимать организованную форму цивилизации, отдельные члены общества учились способам избавления от боли и лечения других людей. В современной медицине неотложная помощь является отдельным глобальным разделом знаний и умений. Неотложные лечебные мероприятия при травмах, отравлениях, сердечно-сосудистых и дыхательных нарушениях, выполняемые специально обученными непрофессионалами, позволяют спасти тысячи жизней, причем жизней людей, находящихся в расцвете сил. Настоящее методическое пособие имеет целью обучить непрофессионалов умению оказывать неотложную доврачебную помощь детям и подросткам, содержит пошаговые алгоритмы и схемы оказания помощи пострадавшим. Пособие составлено в соответствии с приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г.)^ За первые 60 секунд необходимо ответить на следующие вопросы:
^ Как это выглядит: отсутствуют сознание, дыхание и пульсация сонной артерии на шее. Что делать:
^ Установить отсутствие реакции на внешние раздражители (звук, укол или щипок). Избегать излишне резких движений, учитывая возможность повреждения позвоночника.
ИНОРОДНОЕ ТЕЛО В ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЯХ (нарушение дыхания) Как это выглядит: Человек схватился руками за шею, не может говорить, приступ кашля, рвота, внезапно посинел или упал. Возможные причины: Подозрение на связь с приемом пищи или жидкости – инородное тело в дыхательных путях. Дети нередко вдыхают отдельные части игрушек, мелкие детали конструкторов, мелкие предметы и др.
Что делать: А. Пострадавший находится в сознании 1. Оттягивание языка и нижней челюсти: сохраняя лицо пострадавшего повернутым кверху, откройте рот, зажав язык вместе с нижней челюстью между большим пальцем и остальными пальцами руки, и оттяните нижнюю челюсть. 2. ^ введите указательный палец другой руки вдоль внутренней поверхности щеки глубоко в гортань, к основанию языка. Зацепите пальцем предмет, постарайтесь вывести его в полость рта и затем удалить.
3. Если инородное тело не удается вывести при помощи пальцев, следует выполнить поддиафрагмально-абдоминальные толчки
У лиц с ожирением, или на поздних сроках беременности, а также в случае, если подавился ребенок младшего возраста следует выполнить нажатия на грудную клетку
^
Повторяйте мероприятия в указанной последовательности, пока пострадавший не начнет самостоятельно дышать, или пока не станут доступны средства для искусственной вентиляции легких. ^ Как это выглядит: Человек принял вынужденное положение тела (сидя, опираясь руками на край сиденья), на расстоянии слышно шумное свистящее дыхание. Изменение цвета кожи (бледность, синюшность). Затруднения при разговоре. Приступ кашля, может быть рвота. Беспокойство или заторможенность. Возможно нарушение сознания. Возможные причины: Человек страдает бронхиальной астмой или другим хроническим заболеванием бронхо-легочной системы. Отек гортани или ларингоспазм (аллергическая реакция, термический ожог). Инфекционное заболевание. Что делать:
^ Возможные причины: Падение с высоты, ушибы, вывихи суставов и переломы костей с повреждением мягких тканей и без них, ушиб или сотрясение головного мозга. Что делать:
А. Перелом костей конечностей Как это выглядит: Деформация, припухлость, локальная болезненность поврежденной конечности. Что делать:
Б. Перелом позвоночника, костей таза Что делать: 4. Придерживая руками, стабилизируйте голову. 5. Придерживая руками, стабилизируйте корпус. 6. Подведите под пострадавшего возможный подручный материал (длинную доску, столешницу, ровную дверь, снятую с петель, др.). 7. Поворачивая тело пострадавшего как одно целое, поместите его над доской. Опустите пострадавшего на доску и закрепите с помощью ремней. Зафиксируйте шею и голову с помощью полотенец, бинтов. 8. Обеспечивайте проходимость дыхательных путей. При переломе костей таза согнуть в коленях, развести в стороны (поза лягушки), под колени подложить большой валик (например, из свернутой верхней одежды).
В. Ушиб или сотрясение головного мозга Как это выглядит: Головная боль, чаще в теменно-затылочной области, головокружение, тошнота, рвота, сонливость, зевота, двоение в глазах, изменение поведения (вялость или расторможенность, дурашливость). Могут отмечаться нарушения сознания, нарушения дыхания и пульса, кратковременные судороги. Что делать: 4. Оценить уровень сознания. 5. Уложить пострадавшего на ровную поверхность, закрепить во избежание падений. 6. Обеспечить проходимость дыхательных путей. При необходимости провести искусственное дыхание «изо рта в рот». КРОВОТЕЧЕНИЕ Возможные причины: Кровотечение является одним из проявлений травмы. Оно может быть внутренним и наружным. Как это выглядит: Внутреннее кровотечение проявляется бледностью кожных покровов, холодным потом, нарастающей слабостью, потерей сознания. Наружные кровотечения подразделяются на: - венозное - кровь темного цвета выделяется непрерывной струей. - артериальное (наиболее опасный вид кровотечения) - кровь ярко-алого цвета выделяется мощной пульсирующей струей. Что делать:
5. Любое движение конечности стимулирует в ней кровоток и нарушают процессы свертывания крови. Движения могут вызвать дополнительные повреждения сосудов. Поэтому шинирование конечностей при значительном повреждении способствует уменьшению кровотечения. ^ Возможные причины: Кровотечение может быть одним из проявлений травмы или повышением артериального давления. Что делать:
СУДОРОГИ Возможные причины: эпилепсия, истерия, гипервентиляция (чрезмерное глубокое дыхание). Признаки эпилепсии: внезапная потеря сознания с предшествующим криком перед падением, судороги, пена изо рта с примесью крови, широкие зрачки, сохраненный пульс на сонной артерии, непроизвольное мочеиспускание. Что делать: 1. Повернуть голову больного на бок. 2. Прижать его плечи к полу. 3. Вставить плотный валик из ткани, резины между коренными зубами. Следить за проходимостью дыхательных путей. 4. Обеспечить безопасность больного (высок риск травмы).
5. При гипервентиляции помогает дыхание в пакет (сниженная концентрация кислорода). ^ Возможные причины: высокая температура окружающей среды, недостаток воздуха, внутреннее кровотечение, острое сердечно-сосудистое заболевание, чрезмерная боль, эмоциональный стресс, нарушения углеводного обмена (при сахарном диабете, провоцируются физической нагрузкой, нарушением в питании и введением неадекватной дозы препарата инсулин). Что делать:
^
^
ОЖОГИ Как это выглядит: По степени поражения ожоги подразделяются на: 1-2 степень - покраснение кожи, появление пузырей; 3-4 степень - появление участков обугленной кожи с обильным выделением кровянистой жидкости. Что делать:
ОТМОРОЖЕНИЯ Как это выглядит: повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры, отморожение может наступить даже при температуре плюс 3-7ºС. Более подвержены отморожению дистальные отделы конечностей, уши, нос. 1-2 степень - Кожа бледной окраски, несколько отечная, чувствительность ее резко снижена или полностью отсутствует. После согревания кожа приобретает сине-багровую окраску, отечность увеличивается, при этом часто наблюдаются тупые боли; 3-4 степень - появление участков с омертвением всех слоев кожи и мягких тканей на различную глубину Что делать:
^ Максимально быстро доставить пострадавшего в медицинское учреждение ЭЛЕКТРОТРАВМА Как это выглядит: повреждения, возникающие в результате воздействия электрического тока большой силы или разряда атмосферного электричества (молнии). Местные изменения проявляются ожогами ткани в местах выхода и входа электрического тока. Что делать:
^
Вызвать бригаду скорой помощи! ^ Как это выглядит: общее перегревание организма, вызванное преимущественным воздействием высокой температуры окружающей среды, вследствие интенсивной физической работы (даже в комфортных условиях). Что делать:
УТОПЛЕНИЕ Как это выглядит: Закрытие дыхательных путей жидкостью, чаще всего водой. Утопление возможно при купании в водоемах, при погружении в ванну с водой, или в емкость с какой-либо другой жидкостью. Что делать: Если пострадавший в сознании, у него удовлетворительный пульс и сохранено дыхание:
Если пострадавший без сознания, но у него сохранен пульс и дыхание:
Пострадавшему, у которого нет сознания, нет самостоятельного дыхания, но сохраняется сердечная деятельность:
При отсутствии у пострадавшего дыхания и сердечной деятельности -искусственное дыхание необходимо сочетать с массажем сердца. Вызвать бригаду скорой помощи! ^ Что делать:
При обнаружении клеща нельзя его раздавливать или удалять с применением усилий ^ Как это выглядит: температура тела выше 39,0 независимо от возраста, кожа горячая, конечности могут быть холодными Что делать:
|