Вучебном пособии освежены: технология основных направлений работы практического психолога; методика работы психолога с детьми разного возраста; технологии пс
Скачать
6.69 Mb.
Название
Вучебном пособии освежены: технология основных направлений работы практического психолога; методика работы психолога с детьми разного возраста; технологии пс
Количество страниц
28
Дата
31.03.2013
Размер
6.69 Mb.
Тип
Документы
Содержание
Раздел I. Введение в специальность практического психолога
Введение в специальность практического психолога
Социальный заказ
Психологическая служба
Задачами психологической службы образования
Целью практической психологической работы с детьми
Соматическое (биологическое, физическое) здоровье —
Психическое здоровье
Социальное (личностное) здоровье —
Основными направлениями деятельности
Психопрофилактическая работа
Психодиагностическая работа —
Развивающая и коррекционная работа —
Консультативная работа —
Общая классификация технологий и методов работы педагога-психолога.
Социально-психологические технологии —
Социально-педагогические технологии —
Психолого-педагогические технологии —
Социально-медицинские технологии —
Психологическая диагностика
Технология развития
Технология психологического информирования
Технология психологического консультирования —
Технология социально-психологической адаптации детей и подростков
Технология психологической коррекции и психотерапии —
Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков —
Технология психологического сопровождения —
Психодиагностические методы
Методы психологического консультирования
Методы социального воспитания
Организационный метод
Методы обучения
Продолжительность рабочего времени психолога
Права педагога-психолога
Практический психолог имеет статус независимого эксперта кон сулътанта по психологическим проблемам обучения и воспитания.
1.1.3. Квалификационная характеристика педагога-психодога
Обязательные специальные знания педагога-психолога
Квалификационные умения педагога-психолога по разрядам оплаты труда.
Параметрический метод
Этическим кодексом
Примерный этический кодекс психолога
Примерная модель личности
Воздействие одной личности на другую — это влияние на сознание, волю, эмоции, через них
Эмоциональное заражение
1ичности педагога-психолога
Общие: Гуманизма Развития Индивидуального и дифферен-unpoBaHHqro подхода Систсмодея-тельностного подхода Комплексного подхода
Имидж профессионала
Основные мотивационные модели самопрезентации —
Проблема адаптации психолога в педагогическом коллективе.
1.2.3. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
Профессиональная деятельность практического психолога образования —
Эффективность профессиональной деятельности
Функции педагога-психолога
Профессиональные знания психолога
Профессиональные умения психолога
Коммуникативные умения
Прикладные умения
Организаторские умения
Аналитические умения
Умения саморегуляции
Модель профессиональной деятельности психолога
К монотони и
1.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности
Основные признаки совместной деятельности.
Профессиональная ментальностъ
1. Временная перспектива
2. Содержание мотивации
3. Ценностные ориентации
Инструментальные ценности (ценности-средства)
4. Установка по отношению к ребенку
Представление об ученике
Взаимодействие психолога и педагогов в учебной деятельности.
Ситуативно-ориентированный способ
Формирование запроса на психологическую помощь.
Функциональные ниши специалистов в
Организация труда практического психолога
1.3.2. Планирование работы психолога
В ежедневных планах
Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования.
Принцип Паре/по
Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов.
Анализ выполнения плана работы педагога-психолога образовательного учреждения
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования
Журнал консультаций психолога
Журнал учета групповых форм работы
Программа работы педагога-психолога с группой
Коррекционная карта — развернутая картина психологических воздействий с определением стратегии и тактики
Программа коррекционно-развивающих занятий
Психологическая характеристика ребенка
Психологическое заключение
Различия профессиональных позиций специалистов
Социальные роли психолога
Основные формы организации практической деятельности психолога образования.
Консультативная беседа
Менее стандартизированная беседа
Урок психологии.
2. Давайте познакомимся
Беседа о психологии.
Принципы организации
Методическая разработка педагогического консилиума по теме «трудный класс»
Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»
Подготовительная работа
Программа обучения в группе состоит из трех частей.
Примерный план социально-психологического тренинга «педагогическое общение»
Требования, предъявляемые к психологу, ведущему Т-группы.
Контрольные вопросы
Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования
2. Научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей
Семье нужно оказывать оперативную психолого-педагогическую помощь.
Цель — свободное, естественное развитие ребенка. Ребенок прежде всего желает, затем чувствует, а потом сознает и размышляет. За
Образ воспитанника
Модель образоващельного процесса
Модель воспитательного процесса
Материально-техническая база
Отношения детского сада с социумом
Управление и организация жизнедеятельности
Фрагмент педагогической рефлексии жизни детского сада
У нас давно нет наказаний
Концепция современной школы
Задачи (социальный заказ)
1. Образ ученика-выпускника
2. Образ учителя
Аналитическая деятельность учителя
Модель учебного процесса
5. Модель воспитательного процесса
6. Образ отношений внутри школы
Образ отношений школы с социумом
Материально-техническая база
9. Управление и организация жизнедеятельности
Авторская модель психологической службы санаторной школы-интерната
Этапы и методы исследования
Основные блоки разрабатываемой модели
III этап — апробация результатов. Блок I. Психодиагностика школьного коллектива
Самоисследование и ецмоанализ
Я глазами других
Прощение и прощание
1.4.3. Специфика работы психолога в детском саду
Специфика работы психолога с дошкольниками
Особенности психодиагностической работы в детском саду
Психологические показатели
Психофизические показатели психофизиологических особенностей
Психолого-педагогические показатели
Процедура психологического обследования
Психологическое консультирование
Подготовительный этап
Работа с детьми
Работа с педагогами
Психологическое информирование
Работа с родителями
Цель — отслеживание динамики социо
Цель — предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития.
Планирование работы педагога-психолога школы-интерната на учебный год
Выявление воспитанников группы риска
2. Изучение психолого-Meduf о -педагогических особенностей детей
Анализ полученных результатов
Разработка индивидуалыю-коррек-ционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности
Обеспечение реализации программ
6. Оказание консультационной помощи ребенку в семье
Способствование формированию благоприятного микроклимата
Координация различных видов социально-ценностной деятельности воспитанников, направленных на развитие социальных инициатив
Защита и охрана прав детей
Повышение профессиональной ком пет ент ноет и
Программа работы педагога-психолога «адаптация»
Предмет деятельности
Ожидаемые результаты
Этап социально-психологической работы —
Формы работы
Средства: ^предметы
Индивидуальная карточка ребенка
Вредные привычки
Отклонения в социальном поведении
Социальная ситуация развития
Социальный статус
Программа работы психолога по обеспечению социального статуса ребенка
Стратегия психологической службы образования и основные
Психологической службы образования
Гуманность как качество личности
Гуманизация как процесс
Гуманитарная культура педагога —
Гуманизация педагогического процесса
Гуманистические идеи
Гуманистическая концепция обучения
Психологические позиции представителей современной гуманистической психопедагогики
II.1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса
Лозунг взаимодействия с детьми
Способ общения
Доминирующие формы
Окончание таблицы
Ожидаемый результат
П.1.3. Методологические основы гуманизации педагогического процесса
Критериями гуманизации целостного педагогического процесса
II.1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса
Психодиагностика как основа
Психологический диагноз —
Психодиагностическое исследование
Школьная психодиагностика —
Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины
Существенными характеристиками школьной психодиагностики
Дисгармония развития
Нарушения (аномалии)развития
Деформация развития —
П.2.2. Процедура и методы школьной психодиагностики
Пример диагностограммы
Цель: определение специфического отставания в изучении математики.
Цель: выяснить причины отставания по типу I.
Цель: выяснить причины отставания по типу
Задачами психодиагностического обследования детей и подростков
Обоснованный выбор методов
Процедура психодиагностического исследования
Выводы психодиагностического исследования
II.2.3. Получение информации в работе психолога и ее использование
Ситуация экспертизы
Прогностический диагноз
П.2.4. Психологический мониторинг в практике психологической службы образования
Пример итогового отчета по результатам психологического мониторинга
Анализ развития интеллектуальных способностей.
2. Анализ социально значимых личностных особенностей выпускников.
3. Анализ эмоционального состояния выпускников.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование
Критерием эффективности
Доброжелательное и безоценочное отношение
Запрет давать советы.
Разграничение профессиональных и личностных отношений.
Включенность клиента в процесс консультирования.
Основные методические подходы к психологическому консультированию
Позиция психолога
П.3.2. Основные подходы к консультированию и его виды
Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента.
Групповое консультирование имеет \флъю исследование системы реально существующих отношений между людьми.
II.3.3. Особенности возрастно-психологического и псих
Содержательная специфика
Вид директивы
Я заметил
Контрольные вопросы
Деятельности практического психолога в учреждениях образования
11.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции
Психокоррекция — это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психически здор
Психологическим механизмом психокоррекции
Принцип нормативности
Принцип коррекции «сверху вниз»
Принцип системности
Объект психокоррекции —
Личностная коррекция
Коррекция познавательной сферы
Коррекция эмоциональной сферы
Коррекция волевой сферы
Коррекция поведенческой сферы
Коррекция игровой или учебной деятельности
Коррекция отношений ребенка
Коррекция умственного развития
Коррекция готовности ребенка к обучению
Коррекция неорганизованности поведения.
Коррекция личностного развития.
П.4.3. Специфика и особенности психокоррекционного
Профессиональная готовность психолога к коррекционному воздействию
Алгоритм составления психокоррекционной программы
Эффективность психокоррекционной работы
II.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками
Диагностическая функция
Направленная (директивная)
Ненаправленная (недирективная)
Цель игротерапии
Набор игр
Основная цель
Программы поведенческого тренинга
Методика работы
Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей.
В двигательной сфере
В эмоциональной сфере
В сфере общения
В поведении
Методика развития основ произвольности психической регуляции
Упражнения-игры на внимание
Подвижные игры
Ш.1.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками
Основная цель
Основные принципы игровой психокоррекции
Программа игровой коррекции нарушений самосознания и общения у детей
Основные задачи программы
Этапы коррекции
Первый этап работы
Игра «Жмурки»
Игра «Жучок».
Свободное время.
Второй этап работы — реконструктивный
Игра «Ассоциации».
2. Игра «Страшные сказки».
Игра «Хоровод».
Игра «Зеркало».
Игра «Путаница».
Гимнастика с веселыми человечками.
Свободное время.
Игра «Изображение предметов».
Спортивные игры.
Этюд «Так будет справедливо».
X занятие.
Игра «Дружная семья».
Свободное время.
Этюд «Встреча с другом».
Игра «Кораблик».
Игра «В магазине зеркал».
3. Этюд «Очень худой ребенок».
1.3. Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста
II стадия
Ill стадия — вербальные игры
III. 1.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада
Симптом антилидерства —
Симптом усталости
Методика работы психолога с младшими школьниками
III.2.2. Готовность ребенка к школьному обучению
Умение планировать
Мотивация учения
Уровень развития интеллекта
Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
3. Развитие познавательной деятельности
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)
Д. Произвольность деятельности
Е. Контроль деятельности
4. Состояние здоровья
Шкала оценок
1 балл — заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе. 2 балла
Шкала оценок
Шкала оценок
1 балл — понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов. 1
Анализ результатов проверки степени готовности ребенка к обучению
Показатели готовности ребенка к школе
III.2.4. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников
Возрастные страхи
Невротические страхи
Выявить страхи
Изучение рисунков
Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания
Школьная тревожность —
Количественный анализ.
Качественный анализ.
Технология работы психолога с подростками
III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста
III.3.2. Технология психологической работы с подростками
Пример технологии работы с подростками в школе /.
Диагностические процедуры
2. Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих проблемы
Встреча с учителями
Профориентаиионная работа
Психологическое сопровождение акцентуированных подростков
Склонность к
Содержательные направления работы
Основные задачи
Темы занятий
Основные задачи
Темы занятий
Ш.3.3. Групповая психотерапия при акцентуациях характера у подростков
Коррекция отношения к себе.
Коррекция отношения к другим.
Коррекция отношения к реальности (жизни).
Динамическая самооценка.
Аутогенная тренировка. Формула внушения.
Подведение итогов работы группы.
Социально-психологический тренинг —
Примерное содержание тренинга коммуникативных умений
Технология решения психологических проблем учащихся старших классов
III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению
Алгоритм оргдиалога
Контрольные вопросы
Методика работы школьного психолога с детьми группы риска
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка
Внешними причинами социально-педагогической запущенности
Ситуация развития запущенного ребенка
Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности
IV.1.2. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей
Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей
Целью комплексной диагностики
Содержательными критериями диагностики
Методическими критериями
Диагностически значимые признаки
Механизм комплексной диагностики
Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей
ОТС (семья)
ВМС (семья)
Метод регистрации социальной активности ребенка
Наблюдаемые единицы социальной активности
Коммуникативная активность
Метод комплексной экспресс-диагностики
Бланк для ответов
Часть II. Стиль педагогического общения
Считаете ли вы, что ребенок должен
Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы
Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил зада
Ребенок при входе в комнату не поздоровался с вами. Как вы посту-пите
Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочитаете делать
Какая точка зрения вам кажется более правильной
Ваша исходная позиция в работе с детьми
Как вы относитесь к активности самого ребенка
Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия
Какая позиция, по вашему мнению, более правильная
Обработка II части опросника
Воспитатели Учителя
Метод экспресс-диагностики семейной
Метод психолого-педагогического консилиума (МПК)
Системный характер социально-педагогической запущенности детей предполагает необходимость ее комплексной и системной диагностик
Все рассматриваемые нами методы входят в структуру педагогического процесса и только в таком понимании имеют смысл и эффективн
В педагогике принципы
Принципы построения методов эффективной психолого-педаго-гическоп диагностики
Принципы построения методов психолого-педагогической профилактики
Принципы, обусловливающие построение и эффективность применения методов психолого-педагогической коррекции
Критериальными основаниями
Психокоррекция свойств субъекта общения
Психокоррекция нарушения игровой деятельности
Нарушения развития самосознания
Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания
Восстановление запущенного
Возникновение мотивации.
Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
Мотивация завершения.
Задания i типа (формирование одного свойства)
На материале уроков по развитию речи и уроков чтения
На материале уроков математики
На материале уроков математики
Эмоциональный компонент.
Волевой компонент.
Задания ii типа (формирование всех трех свойств)
Контрольные вопросы
Девиантное поведение детей
Адаптивное поведение на психическом уровне
Структура адаптивного поведения
Третий принцип
Поведенческие реакции
Дезадаптивное поведение
Асоциальное поведение
IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников
Процессы, происходящие в обществе
Состояние семьи, ее атмосфера
Несовершенная организация внутришкольной жизни
IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками
Методика контактного взаимодействия с девиантными подростками
IV,2,4. Диагностика девиантного поведения
Признаки нарушений поведения " ' Диагностируемые показатели у подростков
ПДО А. Е. Личсо (акцентуации характера)
Тест М.Люшера (сочетание цветов)
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
Процедура подсчета тестовых баллов
Тестовые нормы
Нарушения поведения, их профилактика и коррекция
Эффект научения.
Эмоциональное следствие.
Проблема катарсиса.
Проблема условий.
IV.3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления
Частота и легкость их возникновения.
Степень неадекватности агрессии
Фиксируемость на агрессии.
Степень напряженности в агрессивных действиях.
Форма агрессии.
Степень осознаваемости агрессивных действий.
Тактика психотерапевтических воздействий
Превентивные меры и управление агрессией
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.
Дети, склонные к проявлению негативизма.
Выбор стратегий психокоррекционной работы
Диагностика агрессивного поведения
Темы сессии
Опросник Г.Айзенка
Опросник г.айзенка
Завтра я...
FV.3.4. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции
Провоцирующими факторами
Наркотическая личность —
Последствиями наркомании являются
Групповая психотерапия
Методика С.А.Кулакова в
Степень тяжести проблемы
При опросе родителей
Общие характеристики проблемы
Предполагаемое происхождение проблемы
Негативные последствия —
Предполагаемые изменения
Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению
Предиктором аддиктивного поведения
Мишенями для психокоррекционной работы
3. Семейный анамнез ■ '.
Факторы, способствующие аддиктивному поведению
Типичные проблемы родителей данной когорты подростков
Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций
Критическая ситуация —
Концепты блокированных потребностей
Внутреннее психическое напряжение
Индивидуальные ситуационные реакции
IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций
Совпадающее поведение
Механизм возникновения девиантного поведения
Пакет методик для диагностики, переживания критических ситуаций девиантными подростками
II. Диагностика психологического времени
Ориентация на прошлое —
Диагностика переживаний временных ориентации
Обработка результатов^
Фактор напряженности — ненапряженности времени
Программа коррекционно-обучающего тренинга
Задачи программы
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Индивидуальная работа
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
Исполнение темы.
II. Психодраматический блок.
Сверстники, друзья
Обмен ролями
Проекция на будущее
Свеча: кратковременное, длящееся несколько минут пребывание каждого участника в роли протагониста. Разговоры за спиной
IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия
Насильственные действия"\лоту\
Физически жестокое обращение
Сексуальное злоупотребление
Психическое (эмоциональное) насилие
Пренебрежение нуждами ребенка
Оказание психологической помощи жертвам насилия.
Цель психологической помощи
Психодиагностическая работа.
Психотерапия в случаях насилия.
Индивидуальная психотерапия
Групповая психотерапия
По содержанию
Семейная психотерапия
Психопрофилактика насилия.
IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалиде в
1. Отношение к себе, «Я-концепция».
Отношение к другим.
Отношение к болезни.
Специфика развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
Характеристика типа личности.
Тип и уровень адаптации.
Уровень регуляции поведения и деятельности.
Органический (первичный) дефект
Основными принципами психологического консультирования подростка-инвалида
Что? Анализ характера затруднений и его причин. Анализ используемых путей и способов разрешения за-тр^лнения. Как?
Чего хочет человек?
Общую картину психологического консультирования
Положение о психологической службе системы образования
П. основные задачи и содержание работы службы
Научное направление
Психодиагностическая работа.
Развивающая и коррекционная работа.
Iii. структура службы
Городской (областной) центр службы практической психологии образования
Районный центр службы практической психологии образования
Первичные звенья службы
Iv. научно-методическое обеспечение и подготовка кадров
Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования
Об использовании рабочего времени
И профессионального образования рф
Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов
Схема учета результатов тестирования
Журнал учета групповых форм работы
Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку
Ситуация в семье
Медицинские данные
Результаты психологической работы в классе (группе) в учебном году
Коррекционная работа
Динамика коррекционного обучения
III. Список литературы (указывается литература, которую могут использовать участники группы) Ведущий (Ф.И.О., должность) Форма
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы