Ао «Медицинский Университет Астана» icon

Ао «Медицинский Университет Астана»





Скачать 1.26 Mb.
Название Ао «Медицинский Университет Астана»
страница 1/13
Дата 02.02.2013
Размер 1.26 Mb.
Тип Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
АО «Медицинский Университет Астана»


УДК 614.2:616.8 - 036.12 - 053.5 На правах рукописи


Махмутова Асель Махмуткызы


Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для оценки функционального статуса у детей школьного возраста больных хроническими неврологическими заболеваниями


6D110200 - Общественное здравоохранение


Диссертация на соискание

ученой степени PhD


Научный руководитель:

доктор медицинских наук,

профессор Ким С.В.

^ Научные консультанты:

M.D., Ph.D. Kaoru Kurisu

доктор медицинских наук,

Булекбаева Ш.А.


Астана, 2011

СОДЕРЖАНИЕ




НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ……………………………...……………

3




ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ………………………………….

4




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

5

1

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)………………….


8

1.1

Проблема детской инвалидности………………………………………

8

1.2

Распространенность неврологических заболеваний у детей в мире…………………………………………….………………………...

11

1.3

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и участия детей и подростков……………………

15

2

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………...

25

3

ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМ….

28

3.1

Основные причины инвалидности детей школьного возраста с хроническими неврологическими заболеваниям (г.Астана)…………

28

3.2

Оценка функционального статуса детей школьного возраста по системе МКФ…………………………………………………………….


29

4

РАЗРАБОТКА ШАБЛОНОВ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ…………………………………….


32

4.1

Шаблоны оценки активности и участия у больных детей с ДЦП……

32

4.2

Шаблоны оценки функций и структур у больных детей с ДЦП……..

40




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

44




ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………..

47




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...

47




ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………

52




ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………

63




ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………

66




ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………

67




ПРИЛОЖЕНИЕ Д………………………………………………………

74



^ НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящей диссертации использованы ссылки на следующие нормативные правовые акты:


  1. Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (2005).

  2. Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002).

  3. Закон Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» (1997).

  4. Закон Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» (1999).



^ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


ВОЗ Всемирной организации здравоохранения

DISTAT ООНUnited Nations Disability Statistics Database

ООН Организация Объединенных Наций

МКФ Международная Классификация Функционирования, Ограничений Жизнедеятельности и Здоровья

ДЦП Детский церебральный паралич

МСЭК Медико-социальная экспертная комиссия

ЮНИСЕФ United Nations International Children’s Emergency Fund

ЦВЕ Центральная и восточная Европа

СНГ Содружество независимых государств

NHIS National Health Interview Survey

МКФ-ДП Международная Классификация Функционирования, Ограничений Жизнедеятельности и Здоровья детей и подростков

ОЖД Ограничения жизнедеятельности

DALY Disability-adjusted life years


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более миллиарда человек, или около 15% населения мира живут с какой-либо формой инвалидности [1]. Анализ данных по всеобщему здоровью DISSTAT ООН показывает, что уровни распространенности инвалидности варьируется от менее 2% в Сирии, Бангладеше и Тунисе до примерно 20% в Австралии и Новой Зеландии. Разброс показателей распространенности, очевидно, вызван применением разных понятий и показателей функционального ограничения, которые описываются одним неоднозначным термином «инвалидность». Разные подходы к измерению дают разные результаты [2].

Важной чертой учета инвалидности является то, что событие попадает под наблюдение только при его юридическом оформлении. Таким образом, фактическое число лиц со стойкими нарушениями в состоянии здоровья фактически может оказаться иным, чем по данным регистрации Часть пациентов не получает инвалидность, другая часть не желает получать инвалидность. С другой стороны, часть лиц, имеющих официальный статус инвалида, в действительности имеет лишь незначительные ограничения жизнедеятельности или не имеет их вовсе [3, 4].

Наличие группы инвалидности как юридического статуса, дающего право на получение пособий, во многих исследованиях рассматривается как результат медицинской реабилитации. В отношении детей-инвалидов, получающих этот статус с детства, даже не ясен юридический аспект, т. е группа инвалидности. В любом случае уровень функционирования человека с функциональной недостаточностью остается неопределенным в отношении каких систем организма, объема и степени адаптированности индивида проведена оценка группы инвалидности.

Становится ясным, что медицинская оценка функционального статуса является самостоятельной проблемой, связанной с объективизацией субъективных ощущений инвалидов и оценки оценивающего эксперта. Эта проблема в развитых странах решается благодаря Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая позволяет применить многомерную шкалу оценки функционального статуса по сравнению с существующей одномерной.

ВОЗ 2001 году опубликовал МКФ, которая получила свое название из-за особого внимания здоровью и функционированию, а не на ограничение жизнедеятельности, что отражает современную трактовку инвалидности. МКФ была официально одобрена Генеральной Ассамблеей ВОЗ и была официально одобрена 191 странами в качестве стандарта для описания и измерения здоровья и инвалидности [5].

МКФ позволяет унифицировано решить проблему объективизации субъективных ощущений инвалидов [2]. Использование единых определений инвалидности, основанных на МКФ, позволяет получать международно-сопоставимые данные [1].

Опыта применения Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья в Казахстане еще нет. Ранее проведенные исследования исследовали контингент взрослых людей, способных дать самооценку своим ощущениям [6, 7]. В отношении детей такие исследования еще не проводились. Проблема оценки функционирования детей решается путем объективизации ощущений родителей (или родственников). Особую актуальность имеют подобные исследования в отношении детей школьного возраста как для оценки функциональных ограничений по сравнению с обычными детьми, так и для оценки индивидуальных возможностей медико-социальной реабилитации и освоения образовательной программы.

Наиболее частый и сложный контингент для медико-социальной адаптации представляют дети школьного возраста с хроническими заболеваниями неврологического профиля. В этой связи практические аспекты использования МКФ для оценки функционального статуса больных и инвалидов школьного возраста является актуальной задачей. В этой связи была поставлена следующая цель исследования.


^ Цель исследования

Апробация и адаптация Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья для практического использования у детей школьного возраста, больных хроническими неврологическими заболеваниями.


^ Задачи исследования

  1. Изучить структуру, динамику и распространенность ведущих причин инвалидности у детей школьного возраста с хроническими неврологическими заболеваниями по г. Астана за 2007-2009 гг.

  2. Оценить функциональный статус детей больных с хроническими неврологическими заболеваниями с использованием Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

  3. Разработать методические рекомендации по использованию Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья у детей школьного возраста больных ДЦП в Казахстане.


^ Научная новизна

  • В региональном аспекте представлена социально-эпидемиологическая характеристика установления инвалидности у детей с заболеваниями нервной системы.

  • Впервые сделана оценка функционального статуса у детей школьного возраста больных хроническими неврологическими заболеваниями по МКФ.

  • Разработаны шаблоны (перечни оценок) и рекомендации по оценке функционального статуса у детей школьного возраста больных ДЦП.


^ Практическая значимость работы

  • Разработаны шаблоны и рекомендации по использованию МКФ для оценки функционального статуса детей школьного возраста больных ДЦП, регламентирующие объективное и детальное описание функциональных ограничений.

  • Описание функционального статуса согласно правилам МКФ обеспечивает преемственность передачи информации по международным стандартам.

  • Разработанные шаблоны оценки позволяют определить направление и потенциал реабилитации у детей школьного возраста больных ДЦП.


^ Основные положения, выносимые на защиту

  1. Существующая система оценки функциональных ограничений в Казахстане не позволяет достаточно полно и объективно описывать функциональный статус у детей с хроническими неврологическими заболеваниями.

  2. В существующую систему медико-социальной оценки инвалидности необходимо добавить описание социальной дезадаптации индивида и в частности оценку адаптации к бытовой жизни, межличностным отношениям, главным сферам жизни.

  3. На современном этапе в Казахстане необходим переход от существующей системы оценки инвалидности к Международной классификации функционирования.


^ Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационной работы доложены и обсуждены на:

  • 51-ой итоговой научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием (5-6 мая 2009года, г. Астана);

  • VІI Международной научно-практической конференции «Научное пространство Европы – 2011» (07-15 апреля 2011 г., Przemysl, Польша);

  • IV Республиканской научно-практической конференция неврологов северо-западного федерального округа Российской Федерации с международным участием «Актуальные проблемы неврологии» (31 март - 1 апреля 2011 года, Сыктывкар, Россия);

  • Научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Молодежь и медицинская наука XXI века», апрель 2011, Шымкент).


Публикации

По теме диссертации опубликованы 12 научных трудов. Материалы диссертационной работы доложены и обсуждены на международных и республиканских конференциях.


^ Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из содержания, списка обозначений и сокращений, введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, заключения, обсуждения полученных результатов и списка использованных источников литературы. Общий объем диссертации 86 листов компьютерного текста. Указатель литературы содержит 90 источников. . Диссертация иллюстрирована 3 рисунками и 47 таблицами.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

плохо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Ао «Медицинский Университет Астана» icon Ао «Медицинский университет Астана» Кафедра онкологии с курсом нейрохирургии Лекция №1 по онкологии

Ао «Медицинский Университет Астана» icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
Ао «Медицинский Университет Астана» icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
Ао «Медицинский Университет Астана» icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
Ао «Медицинский Университет Астана» icon «Самарский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в гоу впо «Самарский государственный медицинский университет» Федерального агентства...
Ао «Медицинский Университет Астана» icon «Волгоградский государственный медицинский университет»
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального...
Ао «Медицинский Университет Астана» icon Программа 12 14 сентября 2012 года Астана, Казахстан Место проведения: гостиничный комплекс Думан

Ао «Медицинский Университет Астана» icon «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им акад. И. П. Павлова»
Работа выполнена на кафедре стоматологии детского возраста с курсом челюстно-лицевой хирургии гоу...
Ао «Медицинский Университет Астана» icon «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им акад. И. П. Павлова»
Работа выполнена на кафедре терапевтической стоматологии гоу впо «Санкт-Петербургский государственный...
Ао «Медицинский Университет Астана» icon «Красноярский государственный медицинский университет им проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого»
Работа выполнена на кафедре ортопедической стоматологии, кафедре поликлинической педиатрии и пропедевтики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы