Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon

Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани





Скачать 249.47 Kb.
Название Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани
Дата 01.03.2013
Размер 249.47 Kb.
Тип Пояснительная записка


СоставителИ:

А.Ч.Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

И.В.Долина, ассистент кафедры болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

Рецензенты:

Кафедра оториноларингологии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»;

Л.Г.Петрова, заведующая кафедрой оториноларингологии Государственного Учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 28.10.2011 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 14.12.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 2 от 16.12.2011 г.)


Пояснительная записка

Оториноларингология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

– образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

– типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Оториноларингология» включает новейшие научные данные по этиологии, диагностике, клинике и лечению болезней уха, горла, носа.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Изучение дисциплины «Оториноларингология» имеет большое значение в подготовке врача-гигиениста. Заболевания оториноларингологических органов нередко приводят к тяжелым нарушениям функций важнейших анализаторов (звукового, вестибулярного, обонятельного, вкусового), вызывают тяжелые заболевания других органов и систем организма человека, приводят к инвалидности и даже смерти. В свою очередь, верхние дыхательные пути и ухо страдают от вредных воздействий внешней среды (профессиональных и социально-бытовых), инфекционных заболеваний (ОРВИ, скарлатина, дифтерия, сифилис, СПИД, эпидемический менингит).

Цель изучения дисциплины «Оториноларингология» состоит в приобретении студентами знаний, умений, которые обеспечивают формирование профессиональной компетенции, а также необходимый уровень знаний по этиопатогенезу и профилактике инфекционных заболеваний, работе в очаге инфекций, проведению противоэпидемических мероприятий и диспансеризации пациентов.

Задачи изучения дисциплины «Оториноларингология» состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знаний о:

- удельном весе и социальной значимости заболеваний уха, глотки, носа, околоносовых пазух, гортани в общей структуре патологии, значении своевременного выявления и устранения этих заболеваний в профилактике общей заболеваемости и в оздоровлении населения;

- специальных методах исследования оториноларингологических органов, необходимых в общей системе клинического обследования пациента, а также основных терапевтических мероприятиях, проводимых при лечении пациентов;

- анатомо-физиологических особенностях оториноларингологических органов, необходимых для целостного восприятия вопросов этиологии, патогенеза, путей распространения инфекции, диагностики заболеваний, профилактики и лечения;

- практических методах обследования пациентов (риноскопии, отоскопии, фарингоскопии, непрямой ларингоскопии) и принципах этиопатогенетического лечения пациентов;

- причинах и механизмах развития заболеваний уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани;

- клинических проявлениях заболеваний оториноларингологических органов;

- факторах риска возникновения заболеваний оториноларингологических органов;

- влиянии факторов внешней среды и вредных производственных факторов на развитие заболеваний.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Оториноларингология» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

^ Анатомия человека. Строение височной кости. Наружное ухо, стенки барабанной полости, слуховая труба. Сосцевидный отросток, его эмбриогенез. Костный и перепончатый лабиринт внутреннего уха. Преддверье, полукружные каналы и улитка. Строение и возрастные особенности носа и околоносовых пазух. Их иннервация и кровоснабжение. Строение и возрастные особенности анатомии глотки. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо. Строение миндалин. Особенности иннервации и кровоснабжения. Анатомо-возрастные особенности гортани, бронхов.

^ Медицинская и биологическая физика. Основные физические законы, использующиеся в отиотрии (закон инерции и всемирного тяготения; понятие о резонансе, системе рычагов, броуновском движении жидкости). Разделы акустики и механики, включающие:

- физическую характеристику звука, слуховые ощущения и их взаимосвязь, звуковые измерения, акустический импеданс, аудиометрию, шумометрию;

- понятие о звукопроводящей и звуковоспринимающей системе, физические основы звуковых методов исследования, ультразвук, вибрацию;

- угловые и прямолинейные ускорения, их измерение;

- устройство и назначение основных физиотерапевтических приборов и методы физиотерапевтического лечения.

^ Нормальная физиология. Физиология слухового и вестибулярного анализаторов. Функции и физиология носа, околоносовых пазух, глотки, лимфоидного глоточного кольца, гортани, трахеи, бронхов.

Понятие о физиологическом состоянии клетки, возбуждении, торможении, парабиозе, боли, избирательной реакции клетки на раздражение.

^ Гистология, цитология, эмбриология. Строение барабанной перепонки, слуховой трубы и сосцевидного отростка. Структура рецепторного аппарата преддверия, полукружных каналов, улиткового спирального органа.

Микроструктура слизистой оболочки дыхательных путей и обонятельной области полости носа, лимфоидного глоточного кольца, строение слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов.

Гистологическая диагностика специфических заболеваний дыхательных путей и новообразований.

^ Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Топография уха, носа и околоносовых пазух, шеи, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Техника операций на сосцевидном отростке, околоносовых пазухах. Техника коникотомии, трахеотомии, трахеостомии.

Техника перевязки сосудов на шее. Топография окологлоточного пространства.

^ Патологическая анатомия. Морфологические изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей и лимфоидной ткани при воспалительных и опухолевых заболеваниях.

^ Патологическая физиология. Признаки нарушения слуховой и вестибулярной функции. Проявления и последствия нарушения носового дыхания и барьерной функции миндалин.

^ Лучевая диагностика и лучевая терапия. Основные методы рентгенологической диагностики заболеваний оториноларингологических органов, рентгенография, томография, магнитно-резонансная и компьютерная томография. Рентгенологические симптомы основных заболеваний оториноларингологических органов. Принципы лучевой терапии злокачественных заболеваний (новообразований). Основные виды применяемых в оториноларингологической практике рентгенограмм и их чтение.

^ Микробиология, вирусология, иммунология. Микробиология полости рта и уха. Техника забора микробиологического материала. Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний, клебсиеллезов. Серологическая диагностика специфических заболеваний. Иммунный статус человека и иммунодефициты.

Фармакология. Характеристика и механизм действия противомикробных, противовирусных, антигистаминных, противокашлевых и отхаркивающих лекарственных средств. Механизм действия антисептических средств, гипотензивных и наркотических препаратов, анальгетиков. Противошоковые препараты.

^ Хирургические болезни. Понятие об асептике и антисептике. Дисмургия оториноларингологических органов, головы, шеи. Этиология, патогенез и методы лечения фурункула, карбункула, ожогов и отморожений, тромбофлебита. Диагностика переломов основания черепа и шеи, методы иммобилизации и репозиции. Понятие о травме, шоке, сепсисе. Определение величины кровопотери, гемотрансфузии, определение группы крови, резус-фактора. Осложнения при гемотрансфузиях.

^ Внутренние болезни. Методы, цель и значение обследования органов грудной клетки. Определение функции внешнего дыхания, понятие об одышке, стенозе. Острый бронхит, бронхопневмония, пневмосклероз, ателектаз, острая и хроническая сердечная недостаточность, абсцесс легкого и их связь с оториноларингологическими заболеваниями. Артериальная гипертензия (диагностика, классификация и лечение). Системные заболевания и болезни крови, сахарный диабет.


^ Структура учебной программы дисциплины «Оториноларингология» включает следующие разделы: «Болезни носа и околоносовых пазух», «Болезни глотки», «Болезни уха», «Болезни гортани».

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых заболеваний и повреждений у взрослых пациентов с оториноларингологической патологией.

Студент должен уметь:

  • владеть лобным рефлектором;

  • выполнять фарингоскопию;

  • наворачивать ватку на зонд с нарезкой (ушной, носовой, гортанный);

  • смазывать слизистую оболочку глотки, носа лекарственными средствами;

  • осматривать преддверие носа;

  • выполнять переднюю риноскопию;

  • исследовать функцию носового дыхания;

  • выполнять переднюю тампонаду носа;

  • закапывать капли в нос;

  • удалять инородные тела из передних отделов полости носа и ротоглотки;

  • выполнять отоскопию;

  • читать рентгенограммы костей носа, околоносовых пазух;

  • проводить сбор анамнеза пациента, дифференциальную диагностику заболеваний оториноларингологических органов;

  • определять характер и причину заболевания оториноларингологических органов;

  • определять виды утраты трудоспособности (временная и стойкая), обращая внимание на профессиональные заболевания.

^ Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet.

На практических занятиях студенты проводят осмотр уха, глотки, носа, гортани, изучают этиопатогенез заболеваний верхних дыхательных путей. Учатся обосновывать и формулировать диагноз. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы и включает решение ситуационных задач, участие в научно-исследовательской работе.

Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с инструментами, используемыми для осмотра пациентов и выполнения манипуляций, техникой безопасности при работе с инструментарием, международными требованиями и этическими нормами при проведении осмотра пациентов, сбора анамнеза и выполнения манипуляций.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета.


^ Распределение бюджета учебного времени

Шифр, название специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма аттестации

всего

аудиторных

из них

самостоятельных внеаудиторных

лекций

практических

1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

10

64

42

12

30

22

зачет



^ Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практических

^ 1 Болезни носа и околоносовых пазух

2

5

1.1 Методика исследования, клиническая анатомия и физиология носа и околоносовых пазух. Заболевания наружного носа и полости носа. Озена

2

2

1.2.Болезни околоносовых пазух. Орбитальные и внутричерепные осложнения воспалительных заболеваний носа и околоносовых пазух

3

2. Болезни глотки

2

5

^ 3. Болезни уха

4

10

3.1.Клиническая анатомия и физиология уха. Субъективные и объективные методы исследования слуха. Болезни наружного уха. Острые и хронические болезни среднего уха

2

5

3.2. Болезни внутреннего уха. Отогенные внутричерепные осложнения

2

5

^ 4. Болезни гортани

4

10

4.1. Клиническая анатомия, физиология, методы исследования гортани. Острые болезни гортани. Острые стенозы гортани, их лечение

2

5

4.2 Хронические болезни гортани. Хронические стенозы гортани. Хирургические методы лечения стенозов гортани. Склерома. Злокачественные опухоли гортани

2

5

Всего часов

12

30
^

Содержание учебного материала


1. Болезни носа и околоносовых пазух

1.1. Методика исследования, клиническая анатомия и физиология носа и околоносовых пазух. Заболевания наружного носа и полости носа. Озена

Передняя и задняя риноскопия. Функции полости носа и околоносовых пазух. Фурункул носа. Клиника, диагностика, лечение, профилактика. Экзема наружного носа. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Острые риниты. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Гематома и абсцесс перегородки носа. Клиника, диагностика, лечение. Искривления носовой перегородки. Этиология, симптоматика, показания к хирургическому лечению. Хронические риниты. Классификация, клиника, диагностика, лечение. Озена. Эпидемиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечение.

^ 1.2. Болезни околоносовых пазух. Орбитальные и внутричерепные осложнения воспалительных заболеваний носа и околоносовых пазух

Острый верхнечелюстной синусит. Этиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечение. Острый этмоидит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Острый фронтит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Острый сфеноидит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронический верхнечелюстной синусит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронический этмоидит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронический фронтит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронический сфеноидит. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Показания к хирургическому лечению заболеваний околоносовых пазух. Орбитальные и внутричерепные осложнения заболеваний носа и околоносовых пазух. Отек век, периостит орбиты. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Субпериостальный абсцесс. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Отек орбитальной клетчатки и флегмона орбиты. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Арахноидит, менингит, абсцесс мозга, тромбофлебит кавернозного синуса. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Злокачественные и доброкачественные опухоли. Методы диагностики и лечения.

^ 2. Болезни глотки

Методы исследования глотки. Фарингоскопия, задняя риноскопия, пальцевое исследование носоглотки. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо, строение и его значение в защитной функции организма. Топография лимфоэпителиального глоточного кольца. Гипертрофия глоточной и нёбных миндалин в детском возрасте. Диагностика, методы лечения. Классификация острых и хронических тонзиллитов (И.Б.Солдатов).

Дифференциальная диагностика острых ангин. Хронический неспецифический тонзиллит. Классификация, диагностика, методы лечения и осложнения. Диспансеризация пациентов с хроническим тонзиллитом. Острые фарингиты. Этиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика. Хронические фарингиты. Классификация, этиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика. Доброкачественные опухоли (лимфангиома, ангиофиброма, папилломатоз). Клиника, диагностика, лечение. Злокачественные опухоли глотки (рак, лимфосаркома). Методы ранней диагностики, принципы лечения.

3. Болезни уха

^ 3.1. Клиническая анатомия и физиология уха. Субъективные и объективные методы исследования слуха. Болезни наружного уха. Острые и хронические болезни среднего уха

Методы исследования слуха шепотной, разговорной речью, камертонами.

Аудиометрические методы исследования слуха. Исследование вестибулярной функции уха. Наружный отит (экзема, фурункул слухового прохода). Этиология, клиника, диагностика, лечение. Острый гнойный средний отит. Клиника, диагностика, лечение. Острый мастоидит. Пути проникновения инфекции, клиника, лечение. Катаральные средние отиты. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронические заболевания среднего уха (мезотимпанит, эпитимпанит, мезоэпитимпанит). Показания к хирургическому лечению хронических гнойных средних отитов.

3.2. Болезни внутреннего уха. Отогенные внутричерепные осложнения

Лабиринтиты. Этиология, клиника, лечение. Классификация лабиринтитов. Дифференциальная диагностика ограниченного, диффузного, серозного, гнойного лабиринтита. Нейросенсорная тугоухость. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Отосклероз. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Отогенные внутричерепные осложнения острого и хронического воспаления среднего и внутреннего уха. Тромбофлебит сигмовидного синуса. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Отогенный сепсис. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Менингит (серозный и гнойный). Патогенез, этиология, клиника, диагностика, лечение. Абсцесс мозга и мозжечка. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

^ 4. Болезни гортани

4.1. Клиническая анатомия, физиология, методы исследования гортани. Острые болезни гортани. Острые стенозы гортани, их лечение

Непрямая и прямая ларингоскопия. Рентгенологические и эндоскопические методы диагностики заболеваний гортани, трахеи, бронхов. Острые заболевания гортани. Дифференциальная диагностика подскладкового ларингита у детей и дифтерии. Трахеостомия, коникотомия.

4.2.Хронические болезни гортани. Хронические стенозы гортани. Хирургические методы лечения стенозов гортани. Склерома. Злокачественные опухоли гортани

Хронический ларингит. Специфические заболевания гортани (туберкулез, сифилис), дифференциальная диагностика. Доброкачественные опухоли гортани. Склерома. Эпидемиология, клиника, диагностика, классификация, лечение. Злокачественные опухоли гортани (рак, саркома). Методы ранней диагностики, принципы лечения рака гортани.


^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Литература

Основная:

  1. Гапанович,В.Я. Оториноларингологический атлас / В.Я.Гапанович, В.М.Александров. Минск: Вышэйшая школа, 1989. 230 с.

  2. Гапанович, В.Я. Болезни уха, горла и носа. / В.Я.Гапанович, П.А.Тимошенко. Минск: Вышэйшая школа, 2002. 271 с.

Дополнительная:

  1. Пальчун,В.Т. Оториноларингология / В.Т.Пальчун, М.М.Мамедов, Л.А.Лучихин. Москва: «Медицина», 2002. 571 с.

  2. Солдатов, И.Б. Лекции по оториноларингологии / И.Б.Солдатов. Москва: «Медицина», 1990. 412 с.

  3. Острый риносинусит: учебно-методическое пособие / сост. А.Р.Сакович. Минск: БГМУ, 2007. 18 с.

  4. Хронический тонзиллит, принципы диспансеризации и профилактического лечения: учебно-методическое пособие / сост. А.Ч.Буцель. Минск: БГМУ, 2008. 16с.

  5. Риногенные орбитальные осложнения: учебно-методическое пособие /сост. П.А.Затолока. Минск, 2008. 18с.

  6. Методы исследования слуха: учебно-методическое пособие / сост. П.А.Затолока. Минск: БГМУ, 2009. 20с.

  7. Аллергический ринит: учебно-методическое пособие / сост. А.Р.Сакович. Минск: БГМУ, 2010. 20с.

Критерии оценок результатов учебной деятельности

10 баллов — десять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по дисциплине «Оториноларингология», а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

  • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на заданные вопросы;

  • безупречное владение лобным рефлектором, ушной воронкой, носорасширителем, зеркалами для осмотра гортани и носоглотки; умение эффективно использовать оториноларингологический инструментарий при осмотре пациента и результаты осмотра правильно использовать в обосновании диагноза;

  • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы при оказании неотложной помощи пациентам с носовыми кровотечениями, с дыхательной недостаточностью при патологии гортани;

  • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Оториноларингология»;

  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по оториноларингологии и давать им критическую оценку, использовать в оториноларингологии научные достижения в стоматологии, педиатрии, терапии;

  • творческая самостоятельная работа на практических занятиях, активное участие в групповых обсуждениях историй болезни, высокий уровень решения ситуационных задач.



9 баллов - девять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы дисциплины «Оториноларингология»;

  • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

  • умение владеть лобным рефлектором, ушной воронкой, носорасширителем, зеркалами для осмотра гортани и носоглотки; умение эффективно использовать оториноларингологический инструментарий при осмотре пациента и результаты осмотра правильно использовать в обосновании диагноза;

  • способность самостоятельно, творчески решать сложные проблемы при оказании неотложной помощи пациентам с носовыми кровотечениями, с дыхательной недостаточностью при патологии гортани;

  • полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Оториноларингология»;

  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по оториноларингологии и давать им критическую оценку, использовать в оториноларингологии научные достижения в стоматологии, педиатрии, терапии;

  • самостоятельная работа на практических занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях историй болезни, высокий уровень решения ситуационных задач.

8 баллов - восемь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы дисциплины «Оториноларингология»;

  • использование научной терминологии в оториноларингологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы в пределах учебной программы, умение делать обоснованные выводы;

  • умение владеть лобным рефлектором, ушной воронкой, носорасширителем, зеркалами для осмотра гортани и носоглотки; умение эффективно использовать оториноларингологический инструментарий при осмотре пациента и результаты осмотра правильно использовать в обосновании диагноза;

  • способность самостоятельно решать сложные проблемы в обосновании оториноларингологического диагноза в рамках учебной программы;

  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Оториноларингология»;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по оториноларингологии и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (этики, деонтологии);

  • активная самостоятельная работа на практических занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях историй болезни, высокий уровень решения ситуационных задач.

7 баллов - семь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы дисциплины «Оториноларингология»;

  • использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке) в оториноларингологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы в пределах учебной программы, умение делать обоснование оториноларингологического диагноза;

  • умение владеть лобным рефлектором, ушной воронкой, носорасширителем, зеркалами для осмотра гортани и носоглотки; умение эффективно использовать оториноларингологический инструментарий при осмотре пациента и результаты осмотра правильно использовать в обосновании диагноза;

  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Оториноларингология»;

  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях в оториноларингологии и давать им критическую оценку;

  • самостоятельная работа на практических занятиях, участие в групповых обсуждениях историй болезни, высокий уровень решения ситуационных задач.

  • 6 баллов - шесть:

  • достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы дисциплины «Оториноларингология»;

  • использование необходимой научной терминологии в оториноларингологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы в рамках учебной программы, умение делать обоснование оториноларингологического диагноза;

  • умение владеть лобным рефлектором, ушной воронкой, носорасширителем, зеркалами для осмотра гортани и носоглотки; умение эффективно использовать оториноларингологический инструментарий при осмотре пациента и результаты осмотра правильно использовать в обосновании диагноза;

  • способность самостоятельно применять типовые решения при обосновании оториноларингологического диагноза, в построении плана лечения пациентов с патологией в рамках учебной программы по дисциплине «Оториноларингология»;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Оториноларингология»;

  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по оториноларингологии и давать им критическую оценку;

  • активная самостоятельная работа на практических занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях историй болезни, высокий уровень решения ситуационных задач.

5 баллов - пять:

  • достаточные знания в объеме учебной программы по дисциплине «Оториноларингология»;

  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы в пределах учебной программы, умение обосновывать диагноз, умение дать оценку эффективности проводимого лечения;

  • умение владеть лобным рефлектором, ушной воронкой, носорасширителем, зеркалами для осмотра гортани и носоглотки; умение эффективно использовать оториноларингологический инструментарий при осмотре пациента и результаты осмотра правильно использовать в обосновании диагноза;

  • способность самостоятельно применять типовые решения при обосновании оториноларингологического диагноза, в построении плана лечения пациентов с оториноларингологической патологией в рамках учебной программы;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Оториноларингология»;

  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях в оториноларингологии и давать им сравнительную оценку;

  • самостоятельная работа на практических занятиях, участие в групповых обсуждениях историй болезни, самостоятельное решение ситуационных задач.

4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:

  • достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта по дисциплине «Оториноларингология»;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины «Оториноларингология»;

  • использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы в пределах учебной программы, умение обосновывать диагноз, решить ситуационную задачу без существенных ошибок;

  • умение владеть лобным рефлектором, ушной воронкой, носорасширителем, зеркалами для осмотра гортани и носоглотки; умение использовать полученные данные в обосновании диагноза;

  • умение под руководством преподавателя решать ситуационные задачи;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях по оториноларингологии и давать им оценку;

  • работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень ответов на заданные вопросы.

3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:

  • недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта по дисциплине «Оториноларингология»;

  • знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой;

  • использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

  • слабое владение оториноларингологическим инструментарием, некомпетентность в решении ситуационных задач;

  • неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях в оториноларингологии;

  • пассивность на практических занятиях, низкий уровень ответов на заданные вопросы, решения ситуационных задач.

2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:

  • фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта по дисциплине «Оториноларингология»;

  • знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой;

  • неумение использовать научную терминологию в оториноларингологии, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;

  • пассивность на практических занятиях, низкий уровень ответов на заданные вопросы в рамках учебной программы.

^ 1 балл - один, НЕЗАЧТЕНО:

  • отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта по дисциплине «Оториноларингология» или отказ от ответа.


^ Рекомендуемые средства диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:

  • типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);

  • контрольные работы;

  • учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);

  • учебно-исследовательские работы студентов;

  • иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  • устный опрос;

  • графические работы;

  • итоговое занятие;

  • защиту реферата по теме учебной программы дисциплины;

  • текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.

Перечень рекомендуемых наглядных пособий

  1. Муляжи.

  2. Плакаты.

  3. Мультимедийные презентации.


Оглавление

Содержание учебного материала 8

1

Литература………………………………………………………………………...11

КРИТЕРИИ оценок РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………….…...11

Рекомендуемые средства диагностики…………………………………………..………16

Перечень рекомендуемых наглядных пособий ……………………….…16




Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы


Фамилия, имя, отчество

Буцель Анна Чеславовна

Должность, ученая степень, ученое звание

заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

 служебный

(017)286 19 53




Фамилия, имя, отчество

Долина Ирина Вячеславовна

Должность, ученая степень, ученое звание

ассистент кафедры болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

 служебный

(017)286 19 53

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Пояснительная записка Профессиональные болезни это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные
И. А. Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания
А. В. Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные
В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования...
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные
В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования...
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные
Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Пояснительная записка Радиационная и экологическая медицина учебная дисциплина, содержащая систематизированные
А. Н. Стожаров, заведующий кафедрой радиационной медицины и экологии Учреждения образования «Белорусский...
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Пояснительная записка Эпидемиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания
Г. Н. Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные
И. Г. Германенко, проректор по лечебной работе Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Оглы алгоритм диагностики заболеваний глотки и гортани, исходя из нарушения слуха и болевых ощущений
Работа выполнена на кафедре «Болезней уха, горла и носа» Российского университета дружбы народов
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани icon Врачебная дисциплина, занимающаяся лечением и профилактикой заболеваний уха, глотки, гортани и носа.

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы