|
Скачать 249.47 Kb.
|
![]() СоставителИ: А.Ч.Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; И.В.Долина, ассистент кафедры болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» Рецензенты: Кафедра оториноларингологии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»; Л.Г.Петрова, заведующая кафедрой оториноларингологии Государственного Учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 28.10.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 14.12.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 2 от 16.12.2011 г.) Пояснительная записка Оториноларингология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клиническом течении болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: – образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40; – типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г. Типовая учебная программа дисциплины «Оториноларингология» включает новейшие научные данные по этиологии, диагностике, клинике и лечению болезней уха, горла, носа. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Изучение дисциплины «Оториноларингология» имеет большое значение в подготовке врача-гигиениста. Заболевания оториноларингологических органов нередко приводят к тяжелым нарушениям функций важнейших анализаторов (звукового, вестибулярного, обонятельного, вкусового), вызывают тяжелые заболевания других органов и систем организма человека, приводят к инвалидности и даже смерти. В свою очередь, верхние дыхательные пути и ухо страдают от вредных воздействий внешней среды (профессиональных и социально-бытовых), инфекционных заболеваний (ОРВИ, скарлатина, дифтерия, сифилис, СПИД, эпидемический менингит). Цель изучения дисциплины «Оториноларингология» состоит в приобретении студентами знаний, умений, которые обеспечивают формирование профессиональной компетенции, а также необходимый уровень знаний по этиопатогенезу и профилактике инфекционных заболеваний, работе в очаге инфекций, проведению противоэпидемических мероприятий и диспансеризации пациентов. Задачи изучения дисциплины «Оториноларингология» состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знаний о: - удельном весе и социальной значимости заболеваний уха, глотки, носа, околоносовых пазух, гортани в общей структуре патологии, значении своевременного выявления и устранения этих заболеваний в профилактике общей заболеваемости и в оздоровлении населения; - специальных методах исследования оториноларингологических органов, необходимых в общей системе клинического обследования пациента, а также основных терапевтических мероприятиях, проводимых при лечении пациентов; - анатомо-физиологических особенностях оториноларингологических органов, необходимых для целостного восприятия вопросов этиологии, патогенеза, путей распространения инфекции, диагностики заболеваний, профилактики и лечения; - практических методах обследования пациентов (риноскопии, отоскопии, фарингоскопии, непрямой ларингоскопии) и принципах этиопатогенетического лечения пациентов; - причинах и механизмах развития заболеваний уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани; - клинических проявлениях заболеваний оториноларингологических органов; - факторах риска возникновения заболеваний оториноларингологических органов; - влиянии факторов внешней среды и вредных производственных факторов на развитие заболеваний. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Оториноларингология» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ . Строение височной кости. Наружное ухо, стенки барабанной полости, слуховая труба. Сосцевидный отросток, его эмбриогенез. Костный и перепончатый лабиринт внутреннего уха. Преддверье, полукружные каналы и улитка. Строение и возрастные особенности носа и околоносовых пазух. Их иннервация и кровоснабжение. Строение и возрастные особенности анатомии глотки. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо. Строение миндалин. Особенности иннервации и кровоснабжения. Анатомо-возрастные особенности гортани, бронхов. ^ . Основные физические законы, использующиеся в отиотрии (закон инерции и всемирного тяготения; понятие о резонансе, системе рычагов, броуновском движении жидкости). Разделы акустики и механики, включающие: - физическую характеристику звука, слуховые ощущения и их взаимосвязь, звуковые измерения, акустический импеданс, аудиометрию, шумометрию; - понятие о звукопроводящей и звуковоспринимающей системе, физические основы звуковых методов исследования, ультразвук, вибрацию; - угловые и прямолинейные ускорения, их измерение; - устройство и назначение основных физиотерапевтических приборов и методы физиотерапевтического лечения. ^ . Физиология слухового и вестибулярного анализаторов. Функции и физиология носа, околоносовых пазух, глотки, лимфоидного глоточного кольца, гортани, трахеи, бронхов. Понятие о физиологическом состоянии клетки, возбуждении, торможении, парабиозе, боли, избирательной реакции клетки на раздражение. ^ Строение барабанной перепонки, слуховой трубы и сосцевидного отростка. Структура рецепторного аппарата преддверия, полукружных каналов, улиткового спирального органа. Микроструктура слизистой оболочки дыхательных путей и обонятельной области полости носа, лимфоидного глоточного кольца, строение слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов. Гистологическая диагностика специфических заболеваний дыхательных путей и новообразований. ^ Топография уха, носа и околоносовых пазух, шеи, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Техника операций на сосцевидном отростке, околоносовых пазухах. Техника коникотомии, трахеотомии, трахеостомии. Техника перевязки сосудов на шее. Топография окологлоточного пространства. ^ Морфологические изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей и лимфоидной ткани при воспалительных и опухолевых заболеваниях. ^ Признаки нарушения слуховой и вестибулярной функции. Проявления и последствия нарушения носового дыхания и барьерной функции миндалин. ^ Основные методы рентгенологической диагностики заболеваний оториноларингологических органов, рентгенография, томография, магнитно-резонансная и компьютерная томография. Рентгенологические симптомы основных заболеваний оториноларингологических органов. Принципы лучевой терапии злокачественных заболеваний (новообразований). Основные виды применяемых в оториноларингологической практике рентгенограмм и их чтение. ^ . Микробиология полости рта и уха. Техника забора микробиологического материала. Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний, клебсиеллезов. Серологическая диагностика специфических заболеваний. Иммунный статус человека и иммунодефициты. Фармакология. Характеристика и механизм действия противомикробных, противовирусных, антигистаминных, противокашлевых и отхаркивающих лекарственных средств. Механизм действия антисептических средств, гипотензивных и наркотических препаратов, анальгетиков. Противошоковые препараты. ^ . Понятие об асептике и антисептике. Дисмургия оториноларингологических органов, головы, шеи. Этиология, патогенез и методы лечения фурункула, карбункула, ожогов и отморожений, тромбофлебита. Диагностика переломов основания черепа и шеи, методы иммобилизации и репозиции. Понятие о травме, шоке, сепсисе. Определение величины кровопотери, гемотрансфузии, определение группы крови, резус-фактора. Осложнения при гемотрансфузиях. ^ . Методы, цель и значение обследования органов грудной клетки. Определение функции внешнего дыхания, понятие об одышке, стенозе. Острый бронхит, бронхопневмония, пневмосклероз, ателектаз, острая и хроническая сердечная недостаточность, абсцесс легкого и их связь с оториноларингологическими заболеваниями. Артериальная гипертензия (диагностика, классификация и лечение). Системные заболевания и болезни крови, сахарный диабет. ^ дисциплины «Оториноларингология» включает следующие разделы: «Болезни носа и околоносовых пазух», «Болезни глотки», «Болезни уха», «Болезни гортани». ^ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet. На практических занятиях студенты проводят осмотр уха, глотки, носа, гортани, изучают этиопатогенез заболеваний верхних дыхательных путей. Учатся обосновывать и формулировать диагноз. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной работы и включает решение ситуационных задач, участие в научно-исследовательской работе. Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с инструментами, используемыми для осмотра пациентов и выполнения манипуляций, техникой безопасности при работе с инструментарием, международными требованиями и этическими нормами при проведении осмотра пациентов, сбора анамнеза и выполнения манипуляций. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета. ^
^
1. Болезни носа и околоносовых пазух 1.1. Методика исследования, клиническая анатомия и физиология носа и околоносовых пазух. Заболевания наружного носа и полости носа. Озена Передняя и задняя риноскопия. Функции полости носа и околоносовых пазух. Фурункул носа. Клиника, диагностика, лечение, профилактика. Экзема наружного носа. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Острые риниты. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Гематома и абсцесс перегородки носа. Клиника, диагностика, лечение. Искривления носовой перегородки. Этиология, симптоматика, показания к хирургическому лечению. Хронические риниты. Классификация, клиника, диагностика, лечение. Озена. Эпидемиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечение. ^ Острый верхнечелюстной синусит. Этиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечение. Острый этмоидит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Острый фронтит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Острый сфеноидит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронический верхнечелюстной синусит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронический этмоидит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронический фронтит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронический сфеноидит. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Показания к хирургическому лечению заболеваний околоносовых пазух. Орбитальные и внутричерепные осложнения заболеваний носа и околоносовых пазух. Отек век, периостит орбиты. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Субпериостальный абсцесс. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Отек орбитальной клетчатки и флегмона орбиты. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Арахноидит, менингит, абсцесс мозга, тромбофлебит кавернозного синуса. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Злокачественные и доброкачественные опухоли. Методы диагностики и лечения. ^ Методы исследования глотки. Фарингоскопия, задняя риноскопия, пальцевое исследование носоглотки. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо, строение и его значение в защитной функции организма. Топография лимфоэпителиального глоточного кольца. Гипертрофия глоточной и нёбных миндалин в детском возрасте. Диагностика, методы лечения. Классификация острых и хронических тонзиллитов (И.Б.Солдатов). Дифференциальная диагностика острых ангин. Хронический неспецифический тонзиллит. Классификация, диагностика, методы лечения и осложнения. Диспансеризация пациентов с хроническим тонзиллитом. Острые фарингиты. Этиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика. Хронические фарингиты. Классификация, этиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика. Доброкачественные опухоли (лимфангиома, ангиофиброма, папилломатоз). Клиника, диагностика, лечение. Злокачественные опухоли глотки (рак, лимфосаркома). Методы ранней диагностики, принципы лечения. 3. Болезни уха ^ Методы исследования слуха шепотной, разговорной речью, камертонами. Аудиометрические методы исследования слуха. Исследование вестибулярной функции уха. Наружный отит (экзема, фурункул слухового прохода). Этиология, клиника, диагностика, лечение. Острый гнойный средний отит. Клиника, диагностика, лечение. Острый мастоидит. Пути проникновения инфекции, клиника, лечение. Катаральные средние отиты. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Хронические заболевания среднего уха (мезотимпанит, эпитимпанит, мезоэпитимпанит). Показания к хирургическому лечению хронических гнойных средних отитов. 3.2. Болезни внутреннего уха. Отогенные внутричерепные осложнения Лабиринтиты. Этиология, клиника, лечение. Классификация лабиринтитов. Дифференциальная диагностика ограниченного, диффузного, серозного, гнойного лабиринтита. Нейросенсорная тугоухость. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Отосклероз. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Отогенные внутричерепные осложнения острого и хронического воспаления среднего и внутреннего уха. Тромбофлебит сигмовидного синуса. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Отогенный сепсис. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Менингит (серозный и гнойный). Патогенез, этиология, клиника, диагностика, лечение. Абсцесс мозга и мозжечка. Этиология, клиника, диагностика, лечение. ^
Дополнительная:
Критерии оценок результатов учебной деятельности 10 баллов — десять:
9 баллов - девять:
8 баллов - восемь:
7 баллов - семь:
5 баллов - пять:
4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:
3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:
2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:
^
^ Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Перечень рекомендуемых наглядных пособий
Оглавление Содержание учебного материала 8 1 Литература………………………………………………………………………...11 КРИТЕРИИ оценок РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………….…...11 Рекомендуемые средства диагностики…………………………………………..………16 Перечень рекомендуемых наглядных пособий ……………………….…16 ![]() Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы
|