Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon

Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей





Скачать 456.9 Kb.
Название Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей
Дата 03.03.2013
Размер 456.9 Kb.
Тип Пояснительная записка


СоставителИ:

И.Г.Германенко, проректор по лечебной работе Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Беларусь по детским инфекционным болезням,кандидат медицинских наук, доцент;

А.А.Астапов, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Р.Н.Манкевич, ассистент кафедры детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

Рецензенты:

Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»;

В.П.Шевченко, доцент кафедры инфекционных болезней и детских инфекций Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент

^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 28.10.2011 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 14.12.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 3 от 15.12.2011 г.)


Пояснительная записка

Детские инфекционные болезни – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02 -2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 года № 40;

- типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 года.

Типовая учебная программа дисциплины «Детские инфекционные болезни» включает новейшие научные данные по детским инфекционным болезням, а также по нормативно-правовым актам в области практической медицины. Особенность новой типовой программы состоит в постановке задач изучения актуальных инфекционных заболеваний у детей с учетом эпидемиологической ситуации в мире (пандемия «свиного» гриппа, рост вирусных диарей и ВИЧ-инфекции, активизация энтеровирусной инфекции).

Цель преподавания и изучения дисциплины «Детские инфекционные болезни» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о клинико-диагностических маркерах и терапевтических подходах при социально-значимых инфекционных болезнях у детей, определении плана профилактических мероприятий и оценке его эффективности.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • основных понятий инфекционных болезней у детей;

  • этиологии инфекционных заболеваний в детском возрасте и патогенетических механизмов данных заболеваний;

  • важнейших клинических проявлений типичных и атипичных форм болезней;

  • современных методик диагностики инфекционных болезней у детей;

  • терапевтических подходов к лечению и оказанию неотложной помощи при инфекционной патологии у детей;

  • методов профилактики инфекционных болезней у детей.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в подготовке врачей-педиатров, хорошо знающих возрастные особенности детского организма, клинику детских инфекционных заболеваний; владеющих современными методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию ребенку с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также освоивших специфическую профилактику, обеспечивающую снижение инфекционной заболеваемости детского населения. В результате изучения дисциплины студенты приобретают теоретические знания и практические навыки, необходимые врачу-педиатру в повседневной практике.

Специфика подготовки врачей-педиатров определяет необходимость целенаправленного изучения студентами клинических синдромов и дифференциально-диагностических критериев инфекционных заболеваний у детей.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Детские инфекционные болезни» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

^ Общая химия. Электролитный состав крови, буферные системы крови. Кислотно-основное состояние (КОС).

Биоорганическая химия. Раздел по основам кислотно-основных свойств крови и механизмах их регуляции в крови. Роль и значение микроэлементов (калий, натрий, кальций, железо, фосфор) для жизнедеятельности организма человека.

^ Биологическая химия. Обмен белков в норме и при патологических состояниях. Билирубиновый обмен в норме. Печеночные ферменты. Липидный обмен в норме (холестерин, липопротеиды, В-липопротеиды). Биохимические показатели (содержание белка и фракций, глюкозы, хлоридов, микроэлементов) крови и спинномозговой жидкости. Содержание в моче микроэлементов, белка, желчных пигментов и уробилина. Обмен витаминов и их значение.

^ Нормальная физиология. Важнейшие константы крови, мочи, ликвора у детей в зависимости от возраста и их значения в норме. Нормальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы (частота пульса, артериальное давление в зависимости от возраста), органов дыхания, пищеварения и мочевыводящей системы. Параметры нормальных показателей функционального состояния центральной нервной системы у детей.

Фармакология. Антибактериальные лекарственные средства и химиопрепараты, применяемые для лечения бактериальных и протозойных инфекций. Противовирусные лекарственные средства. Растворы для инфузионной терапии. Лекарственные средства для патогенетического и симптоматического лечения при инфекционных заболеваниях (жаропонижающие, анальгетики, сердечные гликозиды, десенсибилизирующие препараты, мочегонные, ноотропные и витамины, био- и иммунопрепараты).

^ Патологическая анатомия. Морфологические изменения со стороны внутренних органов при инфекционных заболеваниях, вызываемых бактериальными, вирусными и другими микроорганизмами, в зависимости от тропизма возбудителей к тканям ребенка.

^ Патологическая физиология. Патогенез бактериальных, вирусных инфекций и некоторых паразитарных инфекций (токсоплазмоз, трихинеллез, пневмоцистоз и др.).

^ Пропедевтика детских болезней. Нормальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочевыделения и нервной системы у здоровых детей. Физиологическое вскармливание детей в зависимости от возраста. Наличие практических навыков по выслушиванию сердца, легких, пальпации живота и оценке степени психического развития ребенка. Знание инструментальных методов обследования пациентов.

Дерматовенерология. Приобретение практических навыков по оценке характера высыпаний на кожных покровах и слизистых оболочках. Овладение знаниями и практическими навыками по диагностике заболеваний кожи, с которыми приходится проводить дифференциальную диагностику в детской инфектологии.

^ Микробиология, вирусология, иммунология. Основы клеточного и гуморального иммунитета при инфекционных заболеваниях в возрастном аспекте. Методы бактериологической диагностики инфекционных заболеваний. Современные подходы к диагностике вирусных инфекций. Серологические методы диагностики инфекционных заболеваний. Методы гибридизации и ПЦР-диагностика.

^ Эпидемиология и военная эпидемиология. Овладение методикой сбора эпидемиологического анамнеза и расследования случаев инфекционных заболеваний у детей. Знание основ эпидемиологии вирусных, бактериальных и протозойных заболеваний. Современные препараты для профилактики инфекционных заболеваний (календарь прививок, правила хранения, осложнения после прививок).

Педиатрия. Наличие практических навыков по выявлению патологических сдвигов со стороны сердца, легких, органов пищеварения и мочевыводящей системы. Овладение знаниями и практическими навыками по основным заболеваниям у детей, которые при инфекционных заболеваниях встречаются как осложнения (пневмония, миокардит, нефрит и др.) или с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику (коллагенозы, заболевания крови, поражения желудочно-кишечного тракта неинфекционной этиологии и др.). Приобретение практических навыков по клинической интерпретации инструментальных методов обследования пациентов. Овладение практическими навыками по интерпретации лабораторных анализов крови, мочи, кала и др.

^ Лучевая диагностика и лучевая терапия. Приобретение практических навыков по интерпретации рентгенограмм легких и органов брюшной полости. Знание диагностических возможностей современных методов лучевой диагностики (ультразвуковое исследование; компьютерная томография внутренних органов и головного мозга, ядерно-магнитный резонанс и др.).

^ Неврология и нейрохирургия. Наличие практических навыков по неврологическому обследованию пациентов (менингеальные симптомы, поражение черепных нервов, физиологические и патологические рефлексы). Клиническая интерпретация лабораторного исследования ликвора и наличие практических навыков люмбальной пункции. Анализ инструментального исследования функции центральной нервной системы (ЭЭГ, РЭГ, УЗИ мозга у детей до года, компьютерная томография головного мозга, ядерно-магнитный резонанс и др.), знание показаний к их назначению.

^ Инфекционные болезни. Овладение практическими навыками клинической диагностики наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний у взрослых. Программы лабораторного обследования пациентов с определенными синдромами в инфекционной патологии.

^ Хирургические болезни. Дифференциальная диагностика синдрома «острого живота», сопровождающегося дисфункцией кишечника и синдромом гемоколита. Диагностика гнойных лимфаденитов, панкреатита и сепсиса.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых инфекционных заболеваний у детей и подростков;

  • методы поддержания нарушенных и замещения утраченных функций органов и функциональных систем организма при инфекционных токсических процессах;

  • методы амбулаторно-поликлинического реабилитационного лечения после выписки из больницы в условиях дневного стационара поликлиники;

  • методы реабилитации детей после перенесенного инфекционного заболевания;

  • методы профилактики инфекционных заболеваний у детей;

  • прививочный календарь детского возраста и организацию иммунопрофилактики в поликлинике.

Студент должен уметь:

  • собирать жалобы, анамнез болезни и жизни;

  • выявлять эпидемический источник инфекционного заболевания;

  • осуществлять клиническое обследование ребенка с инфекционной патологией;

  • выявлять основные клинические синдромы;

  • формулировать предварительный (рабочий) нозологический или синдромальный диагноз;

  • составлять план обследования ребенка при инфекционном заболевании без или с наличием сопутствующей соматической патологии;

  • определять необходимость или обязательность госпитализации ребенка при инфекционном заболевании или оставления его для лечения на дому;

  • оценивать результаты лабораторного (бактериологического, серологического, биохимического, иммунологического и др.) и инструментального обследования (УЗИ, рентгенологическое, фиброгастроскопическое, колоноскопическое и др.);

  • устанавливать и обосновывать клинический диагноз при инфекционной патологии у детей;

  • назначать этиотропную терапию, адекватную патологии;

  • выписывать и назначать необходимые лекарственные препараты для этиотропного и патогенетического лечения инфекционной патологии у детей;

  • выявлять наличие неотложных состояний и развитие осложнений при инфекционной патологии у детей;

  • оказывать врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах при неотложных состояниях у детей (гипертермический и судорожный синдромы, гиповолемический и инфекционно-токсический шок, стеноз гортани, отек мозга, легких и др.);

  • осуществлять осмотр и оценку выделений пациента;

  • определять показания к люмбальной пункции, оценивать результаты исследования спинно-мозговой жидкости;

  • оформлять врачебную документацию при инфекционной патологии на этапах ее выявления, лечения и организации диспансеризации;

  • организовывать профилактические мероприятия в очаге инфекции.


^ Характеристика рекомендуемых методов обучения

Студентов предлагается ознакомить с безопасными условиями труда в детской инфекционной больнице, принципами деонтологии и врачебной этики.

При организации обучения рекомендуется использовать следующие методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, семинары, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием мультимедийного проектора и ноутбука (компьютерных презентаций по тематике занятий, фильмов на DVD и CD). Для контроля знаний студентов рекомендуется использовать тестовые задания с различным уровнем сложности, клинические задачи для самостоятельной оценки клинико-лабораторных данных и определения лечебной тактики на разных этапах ее оказания. Практическую подготовку рекомендуется обеспечивать ежедневной курацией больных с обсуждением клинико-диагностических манипуляций, написанием истории болезни. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета и экзамена. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов.


^ Распределение бюджета учебного времени


Шифр, название специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма аттестации

всего

аудиторных

из них

самостоятельных внеаудиторных

лекций

практических

1-79 01 02 «Педиатрия»

9

117

78

18

60

39

зачет

10

141

70

10

60

71

экзамен

^ Всего часов




258

148

28

120

110





Примерный тематический план



Наименование темы

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практических

^ 1. Детские инфекционные болезни – основа клинической подготовки врача-педиатра

2

-

^ 2. Экзантемы при инфекционных заболеваниях у детей

2

12

2.1. Скарлатина

1

6

2.2. Корь. Краснуха

1

6

^ 3. Дифтерия. Синдром крупа у детей

2

6

4. Коклюш. Паракоклюш. Паротитная инфекция

2

6

^ 5. Герпетические инфекции у детей

4

12

5.1. Ветряная оспа. Герпетическая инфекция

2

6

5.2. Инфекционный мононуклеоз. Цитомегаловирусная инфекция

2

6

^ 6. Респираторный синдром при инфекционных заболеваниях у детей

2

12

6.1. Грипп у детей. Парагрипп. Стеноз гортани

1

6

6.2. Острые респираторные инфекции негриппозной этиологии

1

6

^ 7. Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит

2

6

8. Менингеальный синдром у детей

2

12

8.1. Вирусные менингиты и энцефалиты у детей

1

6

8.2. Менингококковая инфекция. Гнойные менингиты у детей

1

6

^ 9. Диарейный синдром у детей. Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях

4

24

9.1. Дизентерия

1

6

9.2. Сальмонеллез. Брюшной тиф и паратифы

1

6

9.3. Эшерихиозы. Дисбактериоз кишечника

1

6

9.4. Вирусные диареи у детей. Токсикоз с эксикозом

1

6

^ 10. Иерсиниоз. Лайм-боррелиоз. Токсоплазмоз

2

12

10.1. Иерсиниозная инфекция у детей

1

6

10.2. Лайм-боррелиоз. Токсоплазмоз

1

6

^ 11. Острые и хронические вирусные гепатиты у детей

2

6

12. ВИЧ-инфекция у детей

2

12

12.1. ВИЧ-инфекция у детей: этиология, эпидемиология, патогенез, клинические особенности

1

6

12.2. ВИЧ-инфекция у детей: диагностика, лечение, профилактика, диспансеризация

1

6

Всего часов

28

120

Содержание учебного материала

  1. Детские инфекционные болезни – основа клинической подготовки врача-педиатра

Цели и задачи дисциплины «Детские инфекционные болезни». Предмет изучения. Заболеваемость детского населения детскими инфекционными болезнями. Достижения детской инфектологии за последние десятилетия. Нерешенные проблемы и задачи на будущее.


  1. Экзантемы при инфекционных заболеваниях у детей

2.1. Скарлатина

Этиология. Характеристика возбудителя по антигенной структуре и токсигенным свойствам.

Эпидемиология. Источники инфекции. Значение отдельных источников заражения: больные скарлатиной, больные некоторыми формами стрептококковых инфекций, бактерионосители. Пути передачи. Восприимчивость. Сезонность заболевания. Особенности антитоксического и антибактериального иммунитета при скарлатине.

Патогенез. Фазы инфекционного процесса. Токсическое, септическое, аллергическое воздействие стрептококка.

Клиника. Инкубационный период. Классификация. Клинические симптомы в зависимости от формы скарлатины. Экстрабуккальная (экстрафарингельная) скарлатина. Клинические проявления других форм стрептококковой инфекции. Осложнения. Значение реинфекции. Течение скарлатины у детей первого года жизни.

Диагноз и дифференциальная диагностика скарлатины. Диагностика стертых и атипичных форм скарлатины. Значение дополнительных методов диагностики скарлатины.

Лечение. Показания для госпитализации. Уход за больным скарлатиной, режим и питание. Принципы лечения скарлатины и ее осложнений. Лечение больных скарлатиной в домашних условиях. Предупреждение осложнений. Сроки разобщения больных и лиц, бывших в контакте с больными скарлатиной.

Профилактика. Противоэпидемиологические мероприятия. Профилактика скарлатины в детских учреждениях. Диспансерное наблюдение.

^ 2.2. Корь. Краснуха

Этиология. Основные свойства вируса кори.

Эпидемиология. Источник инфекции. Пути передачи. Восприимчивость. Сезонность. Заболеваемость. Иммунитет.

Патогенез. Сущность коревого процесса. Клиника. Классификация. Клинические проявления кори. Особенности течения кори у получивших гамма-глобулин и привитых живой вакциной. Осложнения. Диагноз и дифференциальная диагностика кори.

Лечение кори и осложнений. Лечение больного корью в домашних условиях. Показания для госпитализации.

Профилактика кори. Иммунизация против кори. Профилактика кори гамма-глобулином.

Этиология краснухи.

Эпидемиология. Источники инфекции. Способы передачи. Восприимчивость. Характер иммунитета. Патогенез.

Клиника приобретенной и врожденной краснухи. Основные клинические проявления болезни. Течение и исходы. Развитие эмбриопатий при заражении краснухой в ранние сроки беременности. Осложнения.

Диагностика. Дифференциальная диагностика. Поражение нервной системы при краснухе. Лабораторные методы диагностики краснухи.

Лечение. Показания к госпитализации. Мероприятия в детских учреждениях при появлении краснухи. Профилактика краснухи.

  1. ^ Дифтерия. Синдром крупа у детей

Этиология. Возбудитель дифтерии, его основные свойства.

Эпидемиология. Источники заражения. Эпидемиологическое значение бактерионосителей. Заболеваемость дифтерией. Влияние иммунизации на заболеваемость и смертность от дифтерии.

Патогенез. Роль экзотоксина в патогенезе дифтерии. Патогенетические особенности тяжелых форм дифтерии. Патоморфология дифтерии. Виды воспаления при дифтерии.

Клиника. Классификация. Клинические формы дифтерии ротоглотки. Дифтерия дыхательных путей (круп). Токсические формы дифтерии. Редкие формы дифтерии: дифтерия глаз, кожи, половых органов и др. Особенности течения болезни в возрастном аспекте.

Осложнения. Сердечно-сосудистые, нервные и другие осложнения при дифтерии.

Диагностика дифтерии ротоглотки. Дифференциальная диагностика дифтерии ротоглотки. Лечение. Раннее использование специфического и патогенетического лечения. Правила введения противодифтерийной сыворотки. Лечение крупа. Современные методы профилактики дифтерии.



  1. ^ Коклюш. Паракоклюш. Паротитная инфекция

Этиология. Возбудитель коклюша, его основные свойства. Эпидемиология. Заболеваемость и смертность среди детей различного возраста. Источники инфекции и пути передачи.

Патогенез. Патогенетические особенности разных стадий и форм коклюша. Сущность легочных и нервных поражений при коклюше. Значение фактора гипоксемии и гипоксии.

Клиника. Клиническая классификация. Симптоматология. Клинические проявления болезни в разные периоды. Изменения со стороны органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной системы при коклюше. Коклюш у грудных детей. Осложнения при коклюше.

Диагностика. Клиническое и эпидемиологическое значение ранней диагностики. Особенности диагностики у грудных детей и у привитых. Методы диагностики коклюша (бактериологический, серологический, гематологический).

Лечение. Принципы лечения в разные периоды болезни и в разных возрастных группах с учетом патогенетических особенностей. Значение ранней антибактериальной терапии. Особенности режима и питания. Аэротерапия. Другие методы лечения. Лечение осложнений. Показания для госпитализации. Профилактика коклюша.

Этиология паракоклюша. Характеристика возбудителя.

Эпидемиология. Источник инфекции. Пути передачи. Восприимчивость. Особенности иммунитета. Клинические особенности. Течение и исход.

Диагностика. Значение лабораторных методов (бактериологического и серологического). Лечение.

Определение паротитной инфекции. Этиология. Свойства возбудителя. Эпидемиология. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость. Иммунитет. Патогенез. Тропизм возбудителя к железистой ткани и центральной нервной системе.

Клиника. Клиническая классификация. Клинические симптомы при различных формах заболевания: изолированный паротит, субмаксилит, паротитный менингит, панкреатит, орхит и т.д. Клинико-ликворологические особенности при поражении нервной системы. Осложнения.

Диагностика. Дифференциальная диагностика железистой формы. Дифференциальная диагностика паротитного менингита с менингитами другой этиологии. Вспомогательные лабораторные методы исследования. Прогноз. Лечение. Лечение на дому. Показания к госпитализации. Диспансерное наблюдение.

Профилактика. Сроки карантина и изоляции больных. Борьба в детских учреждениях с эпидемическим паротитом. Специфическая профилактика.

  1. Герпетические инфекции у детей
^

5.1. Ветряная оспа. Герпетическая инфекция


Этиология. Идентичность возбудителя ветряной оспы и опоясывающего лишая. Эпидемиология. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость. Клиника. Течение болезни. Атипичные и стертые формы ветряной оспы. Осложненные формы ветряной оспы. Особенности течения ветряной оспы у детей первого года жизни; осложнения со стороны нервной системы и их дифференциальная диагностика с другими инфекциями, сопровождающимися поражением центральной нервной системы. Влияние гормональных препаратов на течение ветряной оспы.

Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Прогноз. Лечение. Профилактика. Меры борьбы с ветряной оспой в детских учреждениях.

Определение понятия герпетическая инфекция. Характеристика герпес-вирусов. Распространенность. Вирус простого герпеса (ВПГ). Свойства возбудителя. Эпидемиология. Источник инфекции, механизм передачи. Врожденная герпетическая инфекция, трансплацентарная передача вируса.

Патогенез. Особенности первичной и рецидивирующей ВПГ-инфекции.

Клиника. Врожденная и приобретенная ВПГ-инфекция. Клинические формы инфекции: локализованный, распространенный и генерализованный герпес; первичная герпетическая инфекция и рецидивирующая. Герпетические поражения кожи. Герпетические поражения слизистой оболочки, глаз. Поражение нервной системы. Осложнения. Исходы. Диагностика. Значение клинических и лабораторных данных. Дифференциальный диагноз.

Лечение. Противогерпетические препараты. Ацикловир. Интерфероны и их индукторы. Показания к назначению антибиотиков. Профилактика. Предупреждение контактного и воздушно-капельного распространения инфекции, вакцинопрофилактика и иммунопрофилактика рецидивов герпетической инфекции.

^ 5.2. Инфекционный мононуклеоз. Цитомегаловирусная инфекция

Этиология инфекционного мононуклеоза.

Эпидемиология. Способы заражения. Восприимчивость и иммунитет.

Патогенез. Тропизм возбудителя к лимфоидной и макрофагальной системам организма. Слизистая оболочка зева и носоглотки как входные ворота инфекции. Поражение ретикулоэндотелиальной системы.

Клиника. Клиническая классификация. Начальные проявления болезни. Типичный симптомокомплекс болезни. Выраженность основных симптомов заболевания у детей: лихорадка, поражение носоглотки, увеличение всех групп лимфатических узлов с преимущественным вовлечением в процесс заднешейной группы, воспалительные изменения в зеве, увеличение печени и селезенки. Характеристика изменений в периферической крови. Значение выявления атипичных мононуклеаров в периферической крови. Показатели тяжести.

Диагноз и дифференциальная диагностика. Значение лабораторных методов исследования в диагностике инфекционного мононуклеоза. Дифференциальная диагностика инфекционного мононуклеоза.

Лечение. Патогенетическая и симптоматическая терапия. Показания к госпитализации. Профилактика.

Определение понятия цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ). Распространенность. Этиология. Свойства возбудителя. Эпидемиология. Источник инфекции, механизм передачи. Иммунитет. Патогенез. Особенности патогенеза в зависимости от времени инфицирования.

Клиника. Клиническая классификация. Клинические проявления при разных формах заболевания. Исходы.

Диагностика. Значение клинических и лабораторных данных. Серологическая диагностика.

Лечение. Особенности лечения больных врожденной ЦМВИ и в зависимости от формы болезни. Показания к назначению антибиотиков. Профилактика.


  1. Респираторный синдром при инфекционных заболеваниях у детей

^ 6.1. Грипп у детей. Парагрипп. Стеноз гортани

Определение понятия. Этиология. Характеристика возбудителя по антигенной структуре. Изменчивость антигенной структуры вируса гриппа, понятие шифта и дрейфа. Восприимчивость и особенности иммунитета. Пути передачи. Особенности эпидемических подъемов. Патогенез. Эпителиотропное, токсическое и антигенное действие вируса гриппа. Аллергизирующее влияние вируса гриппа на организм. Поражаемые органы и системы. Особенности пандемического гриппа.

Клиническая классификация. Клинические проявления при различных формах заболевания. Особенности клинических проявлений гриппа в различных возрастных группах (синдром нейротоксикоза, синдром крупа, менингоэнцефалитические реакции, геморрагический и абдоминальный синдром). Показатели тяжести. Значение вторичной микробной флоры. Осложнения. Атипичные формы гриппа. Особенности гриппа у детей первого года жизни.

Диагноз. Дифференциальная диагностика. Лабораторная диагностика. Значение экспресс-метода диагностики (метод иммунофлюоресценции).

Лечение гриппа в зависимости от возраста, тяжести заболевания и его осложнений. Этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия. Показания к госпитализации. Экстренная помощь на догоспитальном этапе. Профилактика гриппа. Специфическая профилактика.

Парагриппозная инфекция. Особенности вирусов парагриппа, стойкость их антигенной структуры. Эпидемиологические особенности парагриппозной инфекции. Клинические особенности парагриппа у детей.

Синдром крупа при ОРИ. Этиология и патогенез острого стенозирующего ларинготрахеита (ОСЛТ), роль неблагоприятного фона и анатомо-физиологических особенностей в его развитии. Клиническая классификация. Критерии оценки степени тяжести стеноза гортани. Современные принципы лечения ОСЛТ (патогенетическая, симптоматическая терапия). Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе.

^ 6.2. Острые респираторные инфекции негриппозной этиологии

Основные инфекционные заболевания, сопровождающиеся респираторным синдромом: грипп, парагрипп, аденовирусная, риновирусная, респираторно-синтициальная, микоплазменная и хламидийная инфекции.

Аденовирусная инфекция. Этиология. Типы аденовирусов. Эпидемиологические особенности. Пути заражения. Длительность циркуляции аденовирусов в организме. Клинические проявления.

Респираторно-синцитиальная (RS) инфекция. Восприимчивость. Особенности клинических проявлений и течение. RS - инфекция у детей раннего возраста.

Риновирусная инфекция. Клиника. Течение.

Микоплазменная инфекция. Этиология. Виды микоплазм. Эпидемиологические особенности и патогенез. Клиническая картина респираторного микоплазмоза. Осложнения и особенности течения заболеваний у детей раннего возраста.

Хламидийная инфекция. Особенности возбудителя, их жизненный цикл. Эпидемиология и патогенез. Классификация хламидийной инфекции. Клиническая картина антропонозных хламидиозов. Врожденный хламидиоз.

Критерии оценки тяжести состояния при острых респираторных инфекциях (ОРИ). Атипичные формы болезни, особенности течения у детей первого года жизни. Дифференциальная и лабораторная диагностика. Принципы лечения и ведения больных с ОРИ согласно рекомендациям ВОЗ. Этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.


  1. ^ Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит

Энтеровирусная инфекция (ЭВИ). Этиология. Эпидемиологические особенности. Пути передачи. Клиника. Классификация энтеровирусной инфекции. Различные клинические формы ЭВИ. Лабораторная диагностика и лечение.

Этиология полиомиелита. Эпидемиология и патогенез. Эпидемическая ситуация с заболеваниями полиомиелитом в мире и Республике Беларусь. Непаралитические и паралитические формы, их клиническая картина. Атипичные формы. Диагностика и дифференциальная диагностика. Лечение и профилактика.


  1. Менингеальный синдром у детей

^ 8.1. Вирусные менингиты и энцефалиты у детей

Этиологическая структура серозных менингитов у детей: вирусные (паротитный, энтеровирусный, лимфоцитарный, коревой, краснушный и др.), бактериальные (туберкулезный, сифилитический, лептоспирозный, листериозный и др.), грибковые, микоплазменные и хламидийные. Особенности клинического течения в зависимости от этиологии и возраста пациента. Современные возможности лабораторной диагностики, дифференциальная диагностика со сходными заболеваниями. Лечение. Интенсивная терапия на различных этапах (до-и госпитальном).

Этиологическая структура энцефалитов у детей: герпетический, коревой, краснушный, ветряночный, клещевой и др. Особенности клинического течения у детей в зависимости от этиологии. Возможности диагностики на современном этапе. Дифференциальная диагностика. Лечение.

^ 8.2. Менингококковая инфекция. Гнойные менингиты у детей

Определение понятия. Этиология. Характеристика возбудителя. Эпидемиология. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость. Иммунитет. Эпидемическое значение больных с клинически выраженными формами болезни и бактерионосителей. Патогенез. Клиника. Классификация менингококковой инфекции. Начальные признаки болезни. Локализованные формы менингококковой инфекции и их роль в распространении инфекции. Генерализованные формы менингококковой инфекции: гнойный менингит, менингококкемия, менингоэнцефалит, сочетанные формы. Осложнения, течение, прогноз. Клинические проявления инфекционно-токсического шока. Особенности клиники и течения менингококкового менингита у грудных детей. Исходы и последствия. Диагностика. Ликворологические изменения. Дифференциальная диагностика менингококкового менингита с гнойными менингитами другой этиологии и серозными менингитами.

Лечение. Антибактериальное и патогенетическое лечение. Интенсивная терапия на различных этапах (до- и госпитальном). Лечение при менингококковом назофарингите и носительстве. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими генерализованные формы менингококковой инфекции.


  1. Диарейный синдром у детей. Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях

9.1. Дизентерия

Этиология шигиллезов. Характер иммунитета.

Эпидемиология. Заболеваемость. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость к дизентерии.

Патогенез дизентерии. Поражение слизистой оболочки толстого кишечника. Клиника дизентерии у детей. Классификация клинических форм. Начальный период болезни. Токсический синдром. Показатели тяжести. Осложнения. Особенности клиники и течения заболевания у детей первого года жизни. Диагностика клиническая, бактериологическая, копрологическая, серологическая, инструментальная.

Лечение дизентерии у детей. Профилактика.

^ 9.2. Сальмонеллез. Брюшной тиф и паратифы

Этиология сальмонеллезов. Характеристика возбудителя по ферментным и антигенным свойствам.

Эпидемиология. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость и выраженность иммунного ответа. Характер иммунитета. Сальмонеллез тифимуриум как госпитальная инфекция в детских стационарах и родильных домах. Основные фазы патогенеза сальмонеллеза.

Клиника. Клиническая классификация. Клинические формы. Особенности течения сальмонеллеза у детей раннего возраста. Диагностика и дифференциальная диагностика.

Лечение. Профилактика.

Этиология брюшного тифа и паратифов.

Эпидемиология. Источник инфекции. Механизм заражения. Пути и факторы передачи инфекции. Сезонность. Восприимчивость. Иммунитет.

Клиника. Клинические формы. Цикличность течения брюшного тифа. Типы температурных кривых. Течение брюшного тифа у детей. Значение лабораторных методов в диагностике тифо-паратифозных заболеваний.

Лечение. Профилактика. Специфическая профилактика.

^ 9.3. Эшерихиозы. Дисбактериоз кишечника

Этиология. Характеристика возбудителей.

Эпидемиология. Основные фазы патогенеза. Механизм развития диарейного и токсического синдрома.

Клиника. Классификация. Особенности клиники в зависимости от типа возбудителя. Течение и исход эшерихиозов. Гемолитико-уремический синдром.

Диагноз, значение лабораторных методов исследования. Дифференциальная диагностика с другими острыми кишечными инфекциями (ОКИ).

Лечение. Интенсивная терапия при тяжелых формах эшерихиозов.

Дисбактериоз кишечника. Характеристика микрофлоры кишечника. Классификация. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Этапы лечения. Профилактика.

^ 9.4. Вирусные диареи у детей. Токсикоз с эксикозом

Этиология. Характеристика возбудителей. Ротавирусная, норовирусная инфекция.

Эпидемиология. Источники инфекции. Пути передачи. Возрастная предрасположенность.

Клинические проявления. Особенности клиники у детей раннего возраста. Диагноз. Лабораторные методы диагностики. Дифференциальная диагностика с кишечными заболеваниями бактериальной природы.

Лечение. Особенности госпитализации больных с острыми респираторными вирусными заболеваниями, сопровождающимися кишечным синдромом. Определение понятий «инфекционный токсикоз» и «кишечный токсикоз с эксикозом». Причины развития, основные звенья патогенеза. Степени дегидратации у детей при ОКИ и их диагностика (согласно рекомендациям ВОЗ). Неотложная и интенсивная терапия при кишечных токсикозах. Профилактика.

^ 10. Иерсиниоз. Лайм-боррелиоз. Токсоплазмоз

10.1. Иерсиниозная инфекция у детей


Понятие иерсиниозной инфекции.

Этиология псевдотуберкулеза. Эпидемиология. Источники инфекции. Пути передачи. Возрастная восприимчивость. Роль инфекционного, токсического и аллергического синдромов.

Классификация. Клинические синдромы. Лабораторные методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение и профилактика.

Этиология кишечного иерсиниоза. Особенности патогенеза. Классификация и клинические синдромы. Особенности у детей раннего возраста. Лабораторная диагностика. Лечение и профилактика.

^ 10.2. Лайм-боррелиоз. Токсоплазмоз

Этиология клещевого боррелиоза. Эпидемиология. Источники инфекции, роль клещей. Пути передачи и восприимчивость. Клиническая картина. Поражение органов и систем в различные стадии болезни. Лабораторные методы исследования и дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Диспансеризация.

Этиология токсоплазмоза. Эпидемиология. Источники инфекции. Пути передачи. Возрастная восприимчивость. Патогенез. Классификация. Клиническая картина приобретенного и врожденного токсоплазмоза. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение. Профилактика.


^ 11. Острые и хронические вирусные гепатиты у детей

Современные данные об этиологии острых вирусных гепатитов, антигенное строение вирусов гепатита.

Эпидемиология. Источники инфекции. Пути передачи инфекции. Патогенез. Основные синдромы, развивающиеся при гепатитах (цитолитический, мезенхимально-воспалительный, холестатический).

Клиническая классификация. Инкубационный период и его длительность в зависимости от вида гепатита. Симптоматика в различные периоды болезни. Особенности клиники в зависимости от этиологии. Особенности течения заболевания у детей первого года жизни.

Современные возможности лабораторной диагностики, в т.ч. маркерной. Диагностика на догоспитальном этапе. Характерные биохимические сдвиги в крови и моче в разные периоды вирусного гепатита. Дифференциальная диагностика. Показания к госпитализации, план обследования больных.

Лечение. Режим, диета в разные периоды и при разных формах болезни. Лекарственная терапия. Условия выписки и последующая диспансеризация. Прогноз вирусного гепатита у детей в разных возрастных группах, в зависимости от лечения и режима.

Особенности течения вирусного гепатита, последствия его и исход у детей в возрастном аспекте. Причины обострений и рецидивов.

Хронический гепатит, время возникновения, варианты течения. Критерии диагностики. Патоморфология хронических гепатитов. Значение биохимических методов исследования и пункционной биопсии печени в диагностике хронического гепатита и других последствий вирусного гепатита. Показатели тяжести. Фазы течения хронических вирусных гепатитов. Лечение.

Противоэпидемические и профилактические мероприятия.


^ 12. ВИЧ-инфекция у детей

12.1. ВИЧ-инфекция у детей: этиология, эпидемиология, патогенез, клинические особенности


Определение. Характеристика возбудителя, его основные свойства. Типы ВИЧ. Эпидемиология. Заболеваемость и смертность детей различного возраста. Пути передачи инфекции.

Патогенез. Значение фермента ревертаза (обратная транскриптаза) для биологии ВИЧ и патогенеза ВИЧ/СПИД.

Современная международная классификация ВИЧ-инфекции. Клинические стадии болезни при ВИЧ-инфекции. Острая ВИЧ-инфекция. Врожденная ВИЧ-инфекция. СПИД-ассоциированный синдром. СПИД-маркерные заболевания.

^ 12.2. ВИЧ-инфекция у детей: диагностика, лечение, профилактика, диспансеризация

Диагностика. Набор лабораторных тестов и последовательность их выполнения для верификации диагноза ВИЧ.

Бактериальные инфекции у больных СПИДом. Вирусные оппортунистические инфекции у больных СПИДом. СПИД – индикаторные болезни у детей.

Дифференциальная диагностика.

Терапевтические подходы. Этиотропные препараты для лечения ВИЧ. Принцип лечения оппортунистических инфекций при ВИЧ.

Профилактика. Вакцинация детей с ВИЧ-инфекцией.

^ Информационно-методическая часть

Литература

Основная:

  1. Инфекционные болезни у детей: учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов / под ред. проф. В.Н.Тимченко. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2006. – 576 с.: ил.

  2. Учайкин, В.Ф. Инфекционные болезни у детей: учебник / В.Ф.Учайкин, Н.И.Нисевич, О.В.Шамшева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. –
    688 с.: ил.

Дополнительная:

  1. Астапов, А.А. Амбулаторная реабилитация больных, перенесших менингиты / А.А.Астапов, А.П.Кудин. - Мн., 1989. – 23 с.

  2. Астапов, А.А. Генерализованные формы менингококковой инфекции у детей / А.А.Астапов. - Мн., 1988. – 35 с.

  3. Астапов, А.А. Энцефалиты у детей: учеб.-метод. пособие / А.А.Астапов, А.П.Кудин, Л.И.Ясинская. – Минск: БГМУ, 2011. – 50 с.

  4. Астапов, А.А. Этиотропная терапия бактериальных менингитов у детей / А.А.Астапов, А.П.Кудин. - Мн., 1995. – 41 с.

  5. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение / под общ. ред. В.В.Покровского. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,2000. – 226 с.

  6. ВИЧ-инфекция у взрослых и детей. Оппортунистические инфекции и заболевания: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и медико-диагностического факультетов и врачей / Н.В. Матиевская [и др.]. – Гродно: ГрГМУ, 2011. – 400 с.

  7. Германенко, И.Г. ВИЧ-инфекция в практике врача-педиатра: учебно-методическое пособие / И.Г.Германенко, А.А.Астапов, В.А.Логотько. - Минск: БГМУ, 2008. – 43 с.

  8. Германенко, И.Г. Респираторный хламидиоз у детей (клиника, диагностика, лечение): метод. рекомендации / И.Г.Германенко. – Минск: МГМИ, 2001. – 25 с.

  9. Германенко, И.Г. Современные подходы к диагностике и лечению острых респираторных вирусных инфекций у детей. Методические рекомендации / И.Г.Германенко. – Минск: БГМУ, 2001. – 29 с.

  10. Германенко, И.Г. Цитомегаловирусная инфекция: этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение: учеб.-метод. пособие / И.Г. Германенко, А.П.Кудин. – Минск: «Зималетто», 2009. – 36 с.

  11. Германенко, И.Г. Herpes simplex и новые герпес-вирусы в патологии человека: учеб.-метод. пособие / И.Г. Германенко, А.П.Кудин. – Минск: БГМУ, 2009. – 48 с.

  12. Германенко, И.Г., Кулагин, А.Е. Обструкция верхних дыхательных путей у детей: клиника, диагностика, неотложные мероприятия: пособие для врачей / И.Г.Германенко, А.Е.Кулагин. – Минск: БГМУ, 2011. – 29 с.

  13. Детские инфекционные болезни. Лечебная практика: учебное пособие / В.М. Цыркунов [и др.]; пол общ. ред. проф. В.М.Цыркунова и проф. В.С.Васильева. – Минск: АСАР, 2009. – 412 с.

  14. Диагностика и лечение острых кишечных ифекций у детей в условиях поликлиники: Пособие / Г.М.Лагир [и др.]. – Минск: Зималетто, 2010. - 40 с.

  15. Инфекционные болезни у детей: учебное пособие / под ред. В.В.Ивановой. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2002. –
    928 с.: ил.

  16. Ключарева, А.А. Диагностика и дифференциальная диагностика заболеваний печени у детей / А.А.Ключарева [и др.]. - Минск, 2001. - 75 с.

  17. Ключарева, А.А. Антиретровирусная терапия у детей / А.А.Ключарева [и др.]. - Минск, 2004. - 48с.

  18. Кудин, А.П. Бактериальные менингиты у детей: метод. рекомендации / А.П.Кудин, А.А.Астапов, Г.В.Барановская. – Мн.: БГМУ, 2003. – 50 с.

  19. Кудин, А.П. Экзантемы при инфекционных заболеваниях у детей. Методические рекомендации / А.П.Кудин. – Минск: БГМУ, 2011. – 29 с.

  20. Кудин, А.П. Инфекционные диареи у детей: учеб.-метод. пособие / А.П.Кудин, Г.М.Лагир. – Минск: БГМУ, 2008. – 64 с.

  21. Кудин, А.П. Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях у детей: учеб.-метод. пособие / А.П.Кудин, А.А. Астапов, Г.М. Лагир. – Минск: БГМУ, 2010. – 42 с.

  22. Кудин, А.П. ВЭБ-инфекция у детей: учеб.-метод. пособие / А.П.Кудин. – Минск: БГМУ, 2006. – 32 с.

  23. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей (инструкция по применению) / Ключарева А.А., Шилова С.Д., Астапов А.А., Германенко И.Г. [и др.] // Рег. № 064-0608а. - Минск, 2008. – 31 с.

  24. Оптимизация подходов к наблюдению и лечению детей с ВИЧ/СПИДОМ (инструкция по применению) / А.А.Ключарева [и др.] // Рег. № 065-0608. – Минск, 2008. – 9 с.

  25. Противовирусные препараты в педиатрической практике: учеб.-метод. пособие / А.А.Астапов, Г.Г.Максименя, А.А.Зборовская, 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГМУ, 2009. – 32 с.

  26. Руководство по инфекционным болезням / под ред.чл.-корр. РАМН, проф. Ю.В.Лобзина. 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: «Издательство Фолиант», 2003. – 1040 с.

  27. Семенов, В.М. Краснушная инфекция / В.М.Семенов, А.А.Астапов, Т.И. Дмитраченко.- Мн.: 000 «Оракул», 1994. – 143 с.

  28. Инфекционные болезни / Справочник по лечению детских болезней // под.ред. М.В.Чичко. – Мн.: Беларусь, 1998. – С. 164 – 222.

  29. Стивен, М. Селбет. Секреты неотложной педиатрии / Стивен М. Селбет, Кейт Кронэн; пер.с англ.; под общ. ред. проф. Н.П.Шабалова. – М.: Медпресс-информ, 2006. – 480 с.

  30. Учайкин, В.Ф. Инфекционные токсикозы у детей. / В.Ф.Учайкин, В.П.Молочный. – М: РАМН, 2002. – 248 с.

Критерии оценок результатов учебной деятельности

10 баллов — десять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

  • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

  • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;

  • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

  • творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.



9 баллов - девять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

  • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

  • способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;

  • полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

8 баллов - восемь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • владение методами комплексного анализа, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

  • способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;

  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

  • активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 баллов - семь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

  • использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

  • 6 баллов - шесть:

  • достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

  • использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

  • активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

5 баллов - пять:

  • достаточные знания в объеме учебной программы;

  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:

  • достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

  • умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;

  • работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:

  • недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

  • знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

  • неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях изучаемой дисциплины;

  • пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:

  • фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;

  • знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;

  • неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;

  • пассивность па практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

^ 1 балл - один, НЕЗАЧТЕНО:

  • отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.

Рекомендуемые средства диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:

  • типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);

  • учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);

  • учебно-исследовательские работы студентов;

  • иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  • устный опрос;

  • тесты;

  • ситуационные задачи;

  • итоговое занятие (коллоквиум);

  • текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.

Перечень наглядных пособий

  1. Таблицы:

I. КОРЬ

I-1. Общий вид больного, катаральные явления, пятна Коплика-Филатова-Бельского, конъюнктивит, коревая энантема.

I-2. Общий вид пациента, некротический бронхит, гигантоклеточная пневмония, пятна Коплика-Филатова.

I-3. Температурная кривая, пятна Коплика-Филатова, конъюнктивит.

2. СКАРЛАТИНА

2-1. Общий вид, шелушение, некротическая ангина, «малиновый» язык.

2-2. Осложнения скарлатины.

2-3. Лечение и уход за больным скарлатиной.

2-4. Общий вид, ангина катаральная, некротическая, милиарная сыпь, дермографизм, шелушение.

^ 3. ВЕТРЯНАЯ ОСПА

3-1. Типичные высыпания, осложнения.

3-2. Высыпания, температурный лист.

3-3. Геморрагическая, рудиментарная, гангренозная формы.

3-4. Ветряная оспа с вторичным инфицированием (пустулезная, буллезная, рожистая).

^ 5. ПАРОТИТНАЯ ИНФЕКЦИЯ

5-1. Серозный менингит, паротит, субмаксиллит, орхит, поражаемые органы.

5-2. Эпидемический паротит, орхит, субмаксиллит.

6. КОКЛЮШ

6-1. Спазматический кашель, язвочка, кровоизлияния в склеру, апноэ.

6-2. Лабораторная диагностика коклюша.

6-3. Спазматический кашель, ателектаз, температурная кривая.

7. ДИФТЕРИЯ

7-1. Пленчатая форма, лакунарная, фолликулярная ангина, поражение зева.

7-2. Токсическая дифтерия (распространенные налеты при инфекционном мононуклеозе, паратонзиллярном абсцессе, отек шейной клетчатки).

7-3. Cтадия асфиксии, нисходящий круп, пленка на голосовых связках.

7-4. Редкие локализации дифтерии (глаза, полость рта, носа, кожи и половых органов).

7-5. Лабораторная диагностика дифтерии.

7-8. Дифтерийная палочка, дифтерия носа, распространенный круп, миокардит, нефрит.

7-9. Токсическая форма, дифтерия носа, глаз.

7-10. Островчатая форма, пленчатая, фолликулярная, лакунарная ангина, ангина Симановского-Раухфуса.

7-11. Дифференциальная диагностика: распространенная, токсическая формы дифтерии, паратонзиллярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз.

7-12. Дифтерия дыхательных путей (дифференциальный диагноз).

7-13. Метод Безредко.

7-14. Классификация дифтерии.

^ 8. ИНФЕКЦИОННЫЙ МОНОНУКЛЕОЗ

8-1. Гематологическая диагностика, серологическая диагностика.

8-2. Увеличение шейных лимфатических узлов, изменения в зеве.

8-3. Вид больного, поражение зева, увеличение лимфатических узлов, печени, селезенки.

8-4. Лабораторная диагностика инфекционного мононуклеоза.

^ 9. МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

9-1. Характерная поза, симптом Кернига, пункция, нейтрофильный цитоз.

9-2. Менингококцемия (вид больного, геморрагическая сыпь, некроз).

9-3. Менингококковый менингит с менингококцемией.

9-4. Менингококковый менингит (симптом Брудзинского).

9-5. Ликворологическая дифференциальная диагностика.

9-6. Схема патогенеза и клиника менингококковой инфекции.

9-7. Серозный менингит.

9-8. Туберкулезный менингит. Клиника, осложнения.

9-9. Лечение гнойных менингитов.

9-10. Отек мозга.

9-11. Температурный лист.

9-12. Менингококк. Вид пациента.

9-13. Менингококк, спинномозговая жидкость, вид пациента.

9-14. Типичная поза, симптом Кернига, выбухание большого родничка, пункция.

9-15. Менингококцемия (геморрагическая сыпь, сыпь с некрозом).

9-16. Лабораторная диагностика.

10. ГРИПП

10-1. Локализация поражений при респираторных вирусных инфекциях.

10-2. Возбудители гриппа.

10-3. Строение вириона гриппа и парагриппа.

10-4. Катаральные изменения, геморрагическая пневмония, ларинготрахеобронхит, сегментарная пневмония, риноцитоскопия, иммунофлюоресценция.

10-5. Вирус гриппа, вид больного, температурная кривая.

10-6. Ларинготрахеобронхит, гнойно-некротический трахеит, пневмония.

11. АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

11-1. Общий вид пациента, изменения в зеве, риноцитоскопия, иммунофлюоресценция.
^
12. ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ

12-1. Обмен билирубина в норме.

12-2. Общий вид пациента, анализы, температурная кривая, иктеричность слизистых.

12-3. Схема патогенеза печеночной комы.

12-4. Схема пигментного обмена.

12-5. Хронический агрессивный гепатит.

12-6. Биопсия печени, некроз, цирроз печени.

12-7. Дифференциальная диагностика вирусного гепатита.

13. ДИЗЕНТЕРИЯ

13-1. Шигеллы, ректороманоскопия, геморрагический, язвенно-эрозивный, дифтерический колит.

13-2. Тенезмы, формы колита, катарально-фолликулярный колит, эрозивно-язвенный, атрофический колит.

14. САЛЬМОНЕЛЛЕЗ

14-1. Классификация.

^ 15. БРЮШНОЙ ТИФ

15-1. Розеолы, мозговидное набухание, гиперплазия.

15-2. Набухание агрегированных фолликулов, температурный лист, язвы.

15-3. Температурная кривая, обложенность языка, стадии мозговидного набухания, некроза пейеровых бляшек, образования язв, заживление.

16. ХОЛЕРА

16-1. Холерный вибрион, вид больного, энтерит.

17. ЭНЦЕФАЛИТ

17-1. Классификация энцефалитов.

17-2. Клещевой энцефалит.

17-3. Лечение энцефалитов.

17-4. Вторичные энцефалиты.

18. ПОЛИОМИЕЛИТ

18-1. Классификация полиомиелита.

18-2. Схема распространения вируса в организме.

18-3. Спинальная форма, поражение мимических мышц, парез правой нижней конечности.

18-4. Паралич лицевого нерва, атрофия мышц.

^ 19. ПСЕВДОТУБЕРКУЛЕЗ, КИШЕЧНЫЙ ИЕРСИНИОЗ

19-1. Температурная кривая, локализация процесса, сыпь, симптом «капюшона» и «перчаток».

19-2. Лабораторная диагностика иерсиниоза.

20. ЛИХОРАДКА

20-1. Лихорадка.

20-2. Температурный лист.

20–3. Основные типы температурной кривой.

^ 21. ВИЧ – ИНФЕКЦИЯ

21-1. Вирус иммунодефицита человека.

21-2. Жизненный цикл ВИЧ-инфекции.

21-3. Ткани, пораженные при ВИЧ-инфекции.

21-4. Иммунологические нарушения при ВИЧ-инфекции.

21-5. Пути передачи ВИЧ-инфекции.

21-6. ВИЧ не передается.

21-7. Клинические проявления инфекции ВИЧ.

21-8. Дифференциальная диагностика.

21-9. Мероприятия, проводимые при выявлении антител к ВИЧ-инфекции.

21-10. Профилактика ВИЧ-инфекции.

21-11. Профилактика инфицирования ВИЧ-инфекции.

^ 22. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЬНЫЕ (ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ исСЛЕДОВАНИЯ)

22-1. Лабораторные методы исследования инфекционных больных.

22-2. Сроки изоляции больных с воздушно-капельной инфекцией.

^ 23. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЭКЗАНТЕМ

23-1. Дифференциальная диагностика экзантем у детей.

23-2. Дифференциальная диагностика инфекционных экзантем.

^ 24. ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ И ТОКСИКОЗЫ

24-1. Критерии и нормы кишечной микрофлоры.

24-2. Частота дыхания у детей разного возраста в норме.

24-3. Реакция организма при токсикозе у детей.

24-4. Виды токсикоза при ОКИ.

24-5. Клинические признаки обезвоживания.

24-6. Оценка тяжести эксикоза у детей.

24-7. Классификация клинических форм дисбактериоза кишечника.

24-8. Степени эксикоза.

24-9. Объемы жидкости: ФП, ЖВО, ЖППП.

24-10. Расчет жидкости.

24-11. Характеристика инфузионных растворов.

24-12.Биологические препараты, нормализующие кишечную микрофлору.

25. МАЛЯРИЯ

25-1. Температурная кривая больных малярией.

25-2. Цикл развития возбудителя малярии.

25-3. Распределение приступов 3-х дневной малярии.

26. СПИД

26-1. Бактериальные инфекции у больных СПИДом.

26-2. Вирусные оппортунистические инфекции у больных СПИДом.

26-3. Паразиты, грибки и гельминты у больных СПИДом.

26-4. СПИД – индикаторные болезни у детей.

27. СЕПСИС

27-1. Микробная нагрузка, режим антибактериальной терапии.

28. РАЗНОЕ

28-1. Суточные дозы препаратов в зависимости от возраста.

28-2. Нормы в ед. СИ

28-3. Роль лимфоцитов в иммунном ответе.

28-4. Показания к госпитализации или диспансерному наблюдению.

2. Видеофильмы:

В.1. Неотложная помощь при инфекционных заболеваниях (менингококковая инфекция).

В.2. Оценка степени дегидратации у детей с диареей.

В.3. Оценка степени тяжести больных с кашлем и с затрудненным дыханием.

В.4. Дотестовое консультирование (ВИЧ- инфекция).


краткие методические указания по использованию персонального компьютера, технических средств обучения, иного оснащения


  1. Ноутбук.

  2. Мультимедийный проектор.



Оглавление

5.1. Ветряная оспа. Герпетическая инфекция 12






^ Сведения об авторах (разработчиках) типовой учебной программы

Фамилия, имя, отчество

Германенко Инна Геннадьевна

Должность, ученая степень, ученое звание

Проректор по лечебной работе Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», главный внештатный специалист МЗ РБ по детским инфекционным болезням, кандидат медицинских наук, доцент

 служебный

(017) 257-48-54

E-mail:

[email protected]



Фамилия, имя, отчество

Астапов Анатолий Архипович

Должность, ученая степень, ученое звание

Заведующий кафедрой детских инфекционных болезней, кандидат медицинских наук, доцент

 служебный

(017) 257-48-54

E-mail:

[email protected]




Фамилия, имя, отчество

Манкевич Римма Николаевна

Должность, ученая степень, ученое звание

Ассистент кафедры, кандидат медицинских наук

 служебный

(017) 257-48-54

 мобильный

+375 29 5577246



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Радиационная и экологическая медицина учебная дисциплина, содержащая систематизированные
А. Н. Стожаров, заведующий кафедрой радиационной медицины и экологии Учреждения образования «Белорусский...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания
А. В. Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Эпидемиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания
Г. Н. Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные
Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Профессиональные болезни это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные
И. А. Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные
В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные
В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные
А. Ч. Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические
А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей icon Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические
А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы