Содержание
Рекомендована к утверждению в качестве типовойОбщая химия. Биологическая химия. Нормальная физиология. Патологическая анатомия. Патологическая физиология. Пропедевтика детских болезней Микробиология, вирусология, иммунология. Эпидемиология и военная эпидемиология Лучевая диагностика и лучевая терапия. Неврология и нейрохирургия. Инфекционные болезни. Хирургические болезни Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Характеристика рекомендуемых методов обучения Распределение бюджета учебного времени Всего часов 1. Детские инфекционные болезни – основа клинической подготовки врача-педиатра 2. Экзантемы при инфекционных заболеваниях у детей 3. Дифтерия. Синдром крупа у детей ... Полное содержание |
![]() СоставителИ: И.Г.Германенко, проректор по лечебной работе Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Беларусь по детским инфекционным болезням,кандидат медицинских наук, доцент; А.А.Астапов, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Р.Н.Манкевич, ассистент кафедры детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук Рецензенты: Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; В.П.Шевченко, доцент кафедры инфекционных болезней и детских инфекций Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 28.10.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 14.12.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 3 от 15.12.2011 г.) Пояснительная записка Детские инфекционные болезни – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по основным клинико-диагностическим, эпидемиологическим, патогенетическим и лечебным аспектам инфекционных заболеваний у детей. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02 -2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 года № 40; - типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 года. Типовая учебная программа дисциплины «Детские инфекционные болезни» включает новейшие научные данные по детским инфекционным болезням, а также по нормативно-правовым актам в области практической медицины. Особенность новой типовой программы состоит в постановке задач изучения актуальных инфекционных заболеваний у детей с учетом эпидемиологической ситуации в мире (пандемия «свиного» гриппа, рост вирусных диарей и ВИЧ-инфекции, активизация энтеровирусной инфекции). Цель преподавания и изучения дисциплины «Детские инфекционные болезни» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о клинико-диагностических маркерах и терапевтических подходах при социально-значимых инфекционных болезнях у детей, определении плана профилактических мероприятий и оценке его эффективности. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в подготовке врачей-педиатров, хорошо знающих возрастные особенности детского организма, клинику детских инфекционных заболеваний; владеющих современными методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию ребенку с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также освоивших специфическую профилактику, обеспечивающую снижение инфекционной заболеваемости детского населения. В результате изучения дисциплины студенты приобретают теоретические знания и практические навыки, необходимые врачу-педиатру в повседневной практике. Специфика подготовки врачей-педиатров определяет необходимость целенаправленного изучения студентами клинических синдромов и дифференциально-диагностических критериев инфекционных заболеваний у детей. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Детские инфекционные болезни» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Электролитный состав крови, буферные системы крови. Кислотно-основное состояние (КОС). Биоорганическая химия. Раздел по основам кислотно-основных свойств крови и механизмах их регуляции в крови. Роль и значение микроэлементов (калий, натрий, кальций, железо, фосфор) для жизнедеятельности организма человека. ^ Обмен белков в норме и при патологических состояниях. Билирубиновый обмен в норме. Печеночные ферменты. Липидный обмен в норме (холестерин, липопротеиды, В-липопротеиды). Биохимические показатели (содержание белка и фракций, глюкозы, хлоридов, микроэлементов) крови и спинномозговой жидкости. Содержание в моче микроэлементов, белка, желчных пигментов и уробилина. Обмен витаминов и их значение. ^ Важнейшие константы крови, мочи, ликвора у детей в зависимости от возраста и их значения в норме. Нормальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы (частота пульса, артериальное давление в зависимости от возраста), органов дыхания, пищеварения и мочевыводящей системы. Параметры нормальных показателей функционального состояния центральной нервной системы у детей. Фармакология. Антибактериальные лекарственные средства и химиопрепараты, применяемые для лечения бактериальных и протозойных инфекций. Противовирусные лекарственные средства. Растворы для инфузионной терапии. Лекарственные средства для патогенетического и симптоматического лечения при инфекционных заболеваниях (жаропонижающие, анальгетики, сердечные гликозиды, десенсибилизирующие препараты, мочегонные, ноотропные и витамины, био- и иммунопрепараты). ^ Морфологические изменения со стороны внутренних органов при инфекционных заболеваниях, вызываемых бактериальными, вирусными и другими микроорганизмами, в зависимости от тропизма возбудителей к тканям ребенка. ^ Патогенез бактериальных, вирусных инфекций и некоторых паразитарных инфекций (токсоплазмоз, трихинеллез, пневмоцистоз и др.). ^ . Нормальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочевыделения и нервной системы у здоровых детей. Физиологическое вскармливание детей в зависимости от возраста. Наличие практических навыков по выслушиванию сердца, легких, пальпации живота и оценке степени психического развития ребенка. Знание инструментальных методов обследования пациентов. Дерматовенерология. Приобретение практических навыков по оценке характера высыпаний на кожных покровах и слизистых оболочках. Овладение знаниями и практическими навыками по диагностике заболеваний кожи, с которыми приходится проводить дифференциальную диагностику в детской инфектологии. ^ Основы клеточного и гуморального иммунитета при инфекционных заболеваниях в возрастном аспекте. Методы бактериологической диагностики инфекционных заболеваний. Современные подходы к диагностике вирусных инфекций. Серологические методы диагностики инфекционных заболеваний. Методы гибридизации и ПЦР-диагностика. ^ . Овладение методикой сбора эпидемиологического анамнеза и расследования случаев инфекционных заболеваний у детей. Знание основ эпидемиологии вирусных, бактериальных и протозойных заболеваний. Современные препараты для профилактики инфекционных заболеваний (календарь прививок, правила хранения, осложнения после прививок). Педиатрия. Наличие практических навыков по выявлению патологических сдвигов со стороны сердца, легких, органов пищеварения и мочевыводящей системы. Овладение знаниями и практическими навыками по основным заболеваниям у детей, которые при инфекционных заболеваниях встречаются как осложнения (пневмония, миокардит, нефрит и др.) или с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику (коллагенозы, заболевания крови, поражения желудочно-кишечного тракта неинфекционной этиологии и др.). Приобретение практических навыков по клинической интерпретации инструментальных методов обследования пациентов. Овладение практическими навыками по интерпретации лабораторных анализов крови, мочи, кала и др. ^ Приобретение практических навыков по интерпретации рентгенограмм легких и органов брюшной полости. Знание диагностических возможностей современных методов лучевой диагностики (ультразвуковое исследование; компьютерная томография внутренних органов и головного мозга, ядерно-магнитный резонанс и др.). ^ Наличие практических навыков по неврологическому обследованию пациентов (менингеальные симптомы, поражение черепных нервов, физиологические и патологические рефлексы). Клиническая интерпретация лабораторного исследования ликвора и наличие практических навыков люмбальной пункции. Анализ инструментального исследования функции центральной нервной системы (ЭЭГ, РЭГ, УЗИ мозга у детей до года, компьютерная томография головного мозга, ядерно-магнитный резонанс и др.), знание показаний к их назначению. ^ Овладение практическими навыками клинической диагностики наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний у взрослых. Программы лабораторного обследования пациентов с определенными синдромами в инфекционной патологии. ^ . Дифференциальная диагностика синдрома «острого живота», сопровождающегося дисфункцией кишечника и синдромом гемоколита. Диагностика гнойных лимфаденитов, панкреатита и сепсиса. ^ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ Студентов предлагается ознакомить с безопасными условиями труда в детской инфекционной больнице, принципами деонтологии и врачебной этики. При организации обучения рекомендуется использовать следующие методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, семинары, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием мультимедийного проектора и ноутбука (компьютерных презентаций по тематике занятий, фильмов на DVD и CD). Для контроля знаний студентов рекомендуется использовать тестовые задания с различным уровнем сложности, клинические задачи для самостоятельной оценки клинико-лабораторных данных и определения лечебной тактики на разных этапах ее оказания. Практическую подготовку рекомендуется обеспечивать ежедневной курацией больных с обсуждением клинико-диагностических манипуляций, написанием истории болезни. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета и экзамена. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. ^
Примерный тематический план
Содержание учебного материала
Цели и задачи дисциплины «Детские инфекционные болезни». Предмет изучения. Заболеваемость детского населения детскими инфекционными болезнями. Достижения детской инфектологии за последние десятилетия. Нерешенные проблемы и задачи на будущее.
2.1. Скарлатина Этиология. Характеристика возбудителя по антигенной структуре и токсигенным свойствам. Эпидемиология. Источники инфекции. Значение отдельных источников заражения: больные скарлатиной, больные некоторыми формами стрептококковых инфекций, бактерионосители. Пути передачи. Восприимчивость. Сезонность заболевания. Особенности антитоксического и антибактериального иммунитета при скарлатине. Патогенез. Фазы инфекционного процесса. Токсическое, септическое, аллергическое воздействие стрептококка. Клиника. Инкубационный период. Классификация. Клинические симптомы в зависимости от формы скарлатины. Экстрабуккальная (экстрафарингельная) скарлатина. Клинические проявления других форм стрептококковой инфекции. Осложнения. Значение реинфекции. Течение скарлатины у детей первого года жизни. Диагноз и дифференциальная диагностика скарлатины. Диагностика стертых и атипичных форм скарлатины. Значение дополнительных методов диагностики скарлатины. Лечение. Показания для госпитализации. Уход за больным скарлатиной, режим и питание. Принципы лечения скарлатины и ее осложнений. Лечение больных скарлатиной в домашних условиях. Предупреждение осложнений. Сроки разобщения больных и лиц, бывших в контакте с больными скарлатиной. Профилактика. Противоэпидемиологические мероприятия. Профилактика скарлатины в детских учреждениях. Диспансерное наблюдение. ^ Этиология. Основные свойства вируса кори. Эпидемиология. Источник инфекции. Пути передачи. Восприимчивость. Сезонность. Заболеваемость. Иммунитет. Патогенез. Сущность коревого процесса. Клиника. Классификация. Клинические проявления кори. Особенности течения кори у получивших гамма-глобулин и привитых живой вакциной. Осложнения. Диагноз и дифференциальная диагностика кори. Лечение кори и осложнений. Лечение больного корью в домашних условиях. Показания для госпитализации. Профилактика кори. Иммунизация против кори. Профилактика кори гамма-глобулином. Этиология краснухи. Эпидемиология. Источники инфекции. Способы передачи. Восприимчивость. Характер иммунитета. Патогенез. Клиника приобретенной и врожденной краснухи. Основные клинические проявления болезни. Течение и исходы. Развитие эмбриопатий при заражении краснухой в ранние сроки беременности. Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Поражение нервной системы при краснухе. Лабораторные методы диагностики краснухи. Лечение. Показания к госпитализации. Мероприятия в детских учреждениях при появлении краснухи. Профилактика краснухи.
Этиология. Возбудитель дифтерии, его основные свойства. Эпидемиология. Источники заражения. Эпидемиологическое значение бактерионосителей. Заболеваемость дифтерией. Влияние иммунизации на заболеваемость и смертность от дифтерии. Патогенез. Роль экзотоксина в патогенезе дифтерии. Патогенетические особенности тяжелых форм дифтерии. Патоморфология дифтерии. Виды воспаления при дифтерии. Клиника. Классификация. Клинические формы дифтерии ротоглотки. Дифтерия дыхательных путей (круп). Токсические формы дифтерии. Редкие формы дифтерии: дифтерия глаз, кожи, половых органов и др. Особенности течения болезни в возрастном аспекте. Осложнения. Сердечно-сосудистые, нервные и другие осложнения при дифтерии. Диагностика дифтерии ротоглотки. Дифференциальная диагностика дифтерии ротоглотки. Лечение. Раннее использование специфического и патогенетического лечения. Правила введения противодифтерийной сыворотки. Лечение крупа. Современные методы профилактики дифтерии.
Этиология. Возбудитель коклюша, его основные свойства. Эпидемиология. Заболеваемость и смертность среди детей различного возраста. Источники инфекции и пути передачи. Патогенез. Патогенетические особенности разных стадий и форм коклюша. Сущность легочных и нервных поражений при коклюше. Значение фактора гипоксемии и гипоксии. Клиника. Клиническая классификация. Симптоматология. Клинические проявления болезни в разные периоды. Изменения со стороны органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной системы при коклюше. Коклюш у грудных детей. Осложнения при коклюше. Диагностика. Клиническое и эпидемиологическое значение ранней диагностики. Особенности диагностики у грудных детей и у привитых. Методы диагностики коклюша (бактериологический, серологический, гематологический). Лечение. Принципы лечения в разные периоды болезни и в разных возрастных группах с учетом патогенетических особенностей. Значение ранней антибактериальной терапии. Особенности режима и питания. Аэротерапия. Другие методы лечения. Лечение осложнений. Показания для госпитализации. Профилактика коклюша. Этиология паракоклюша. Характеристика возбудителя. Эпидемиология. Источник инфекции. Пути передачи. Восприимчивость. Особенности иммунитета. Клинические особенности. Течение и исход. Диагностика. Значение лабораторных методов (бактериологического и серологического). Лечение. Определение паротитной инфекции. Этиология. Свойства возбудителя. Эпидемиология. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость. Иммунитет. Патогенез. Тропизм возбудителя к железистой ткани и центральной нервной системе. Клиника. Клиническая классификация. Клинические симптомы при различных формах заболевания: изолированный паротит, субмаксилит, паротитный менингит, панкреатит, орхит и т.д. Клинико-ликворологические особенности при поражении нервной системы. Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика железистой формы. Дифференциальная диагностика паротитного менингита с менингитами другой этиологии. Вспомогательные лабораторные методы исследования. Прогноз. Лечение. Лечение на дому. Показания к госпитализации. Диспансерное наблюдение. Профилактика. Сроки карантина и изоляции больных. Борьба в детских учреждениях с эпидемическим паротитом. Специфическая профилактика.
Этиология. Идентичность возбудителя ветряной оспы и опоясывающего лишая. Эпидемиология. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость. Клиника. Течение болезни. Атипичные и стертые формы ветряной оспы. Осложненные формы ветряной оспы. Особенности течения ветряной оспы у детей первого года жизни; осложнения со стороны нервной системы и их дифференциальная диагностика с другими инфекциями, сопровождающимися поражением центральной нервной системы. Влияние гормональных препаратов на течение ветряной оспы. Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Прогноз. Лечение. Профилактика. Меры борьбы с ветряной оспой в детских учреждениях. Определение понятия герпетическая инфекция. Характеристика герпес-вирусов. Распространенность. Вирус простого герпеса (ВПГ). Свойства возбудителя. Эпидемиология. Источник инфекции, механизм передачи. Врожденная герпетическая инфекция, трансплацентарная передача вируса. Патогенез. Особенности первичной и рецидивирующей ВПГ-инфекции. Клиника. Врожденная и приобретенная ВПГ-инфекция. Клинические формы инфекции: локализованный, распространенный и генерализованный герпес; первичная герпетическая инфекция и рецидивирующая. Герпетические поражения кожи. Герпетические поражения слизистой оболочки, глаз. Поражение нервной системы. Осложнения. Исходы. Диагностика. Значение клинических и лабораторных данных. Дифференциальный диагноз. Лечение. Противогерпетические препараты. Ацикловир. Интерфероны и их индукторы. Показания к назначению антибиотиков. Профилактика. Предупреждение контактного и воздушно-капельного распространения инфекции, вакцинопрофилактика и иммунопрофилактика рецидивов герпетической инфекции. ^ Этиология инфекционного мононуклеоза. Эпидемиология. Способы заражения. Восприимчивость и иммунитет. Патогенез. Тропизм возбудителя к лимфоидной и макрофагальной системам организма. Слизистая оболочка зева и носоглотки как входные ворота инфекции. Поражение ретикулоэндотелиальной системы. Клиника. Клиническая классификация. Начальные проявления болезни. Типичный симптомокомплекс болезни. Выраженность основных симптомов заболевания у детей: лихорадка, поражение носоглотки, увеличение всех групп лимфатических узлов с преимущественным вовлечением в процесс заднешейной группы, воспалительные изменения в зеве, увеличение печени и селезенки. Характеристика изменений в периферической крови. Значение выявления атипичных мононуклеаров в периферической крови. Показатели тяжести. Диагноз и дифференциальная диагностика. Значение лабораторных методов исследования в диагностике инфекционного мононуклеоза. Дифференциальная диагностика инфекционного мононуклеоза. Лечение. Патогенетическая и симптоматическая терапия. Показания к госпитализации. Профилактика. Определение понятия цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ). Распространенность. Этиология. Свойства возбудителя. Эпидемиология. Источник инфекции, механизм передачи. Иммунитет. Патогенез. Особенности патогенеза в зависимости от времени инфицирования. Клиника. Клиническая классификация. Клинические проявления при разных формах заболевания. Исходы. Диагностика. Значение клинических и лабораторных данных. Серологическая диагностика. Лечение. Особенности лечения больных врожденной ЦМВИ и в зависимости от формы болезни. Показания к назначению антибиотиков. Профилактика.
^ Определение понятия. Этиология. Характеристика возбудителя по антигенной структуре. Изменчивость антигенной структуры вируса гриппа, понятие шифта и дрейфа. Восприимчивость и особенности иммунитета. Пути передачи. Особенности эпидемических подъемов. Патогенез. Эпителиотропное, токсическое и антигенное действие вируса гриппа. Аллергизирующее влияние вируса гриппа на организм. Поражаемые органы и системы. Особенности пандемического гриппа. Клиническая классификация. Клинические проявления при различных формах заболевания. Особенности клинических проявлений гриппа в различных возрастных группах (синдром нейротоксикоза, синдром крупа, менингоэнцефалитические реакции, геморрагический и абдоминальный синдром). Показатели тяжести. Значение вторичной микробной флоры. Осложнения. Атипичные формы гриппа. Особенности гриппа у детей первого года жизни. Диагноз. Дифференциальная диагностика. Лабораторная диагностика. Значение экспресс-метода диагностики (метод иммунофлюоресценции). Лечение гриппа в зависимости от возраста, тяжести заболевания и его осложнений. Этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия. Показания к госпитализации. Экстренная помощь на догоспитальном этапе. Профилактика гриппа. Специфическая профилактика. Парагриппозная инфекция. Особенности вирусов парагриппа, стойкость их антигенной структуры. Эпидемиологические особенности парагриппозной инфекции. Клинические особенности парагриппа у детей. Синдром крупа при ОРИ. Этиология и патогенез острого стенозирующего ларинготрахеита (ОСЛТ), роль неблагоприятного фона и анатомо-физиологических особенностей в его развитии. Клиническая классификация. Критерии оценки степени тяжести стеноза гортани. Современные принципы лечения ОСЛТ (патогенетическая, симптоматическая терапия). Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе. ^ Основные инфекционные заболевания, сопровождающиеся респираторным синдромом: грипп, парагрипп, аденовирусная, риновирусная, респираторно-синтициальная, микоплазменная и хламидийная инфекции. Аденовирусная инфекция. Этиология. Типы аденовирусов. Эпидемиологические особенности. Пути заражения. Длительность циркуляции аденовирусов в организме. Клинические проявления. Респираторно-синцитиальная (RS) инфекция. Восприимчивость. Особенности клинических проявлений и течение. RS - инфекция у детей раннего возраста. Риновирусная инфекция. Клиника. Течение. Микоплазменная инфекция. Этиология. Виды микоплазм. Эпидемиологические особенности и патогенез. Клиническая картина респираторного микоплазмоза. Осложнения и особенности течения заболеваний у детей раннего возраста. Хламидийная инфекция. Особенности возбудителя, их жизненный цикл. Эпидемиология и патогенез. Классификация хламидийной инфекции. Клиническая картина антропонозных хламидиозов. Врожденный хламидиоз. Критерии оценки тяжести состояния при острых респираторных инфекциях (ОРИ). Атипичные формы болезни, особенности течения у детей первого года жизни. Дифференциальная и лабораторная диагностика. Принципы лечения и ведения больных с ОРИ согласно рекомендациям ВОЗ. Этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.
Энтеровирусная инфекция (ЭВИ). Этиология. Эпидемиологические особенности. Пути передачи. Клиника. Классификация энтеровирусной инфекции. Различные клинические формы ЭВИ. Лабораторная диагностика и лечение. Этиология полиомиелита. Эпидемиология и патогенез. Эпидемическая ситуация с заболеваниями полиомиелитом в мире и Республике Беларусь. Непаралитические и паралитические формы, их клиническая картина. Атипичные формы. Диагностика и дифференциальная диагностика. Лечение и профилактика.
^ Этиологическая структура серозных менингитов у детей: вирусные (паротитный, энтеровирусный, лимфоцитарный, коревой, краснушный и др.), бактериальные (туберкулезный, сифилитический, лептоспирозный, листериозный и др.), грибковые, микоплазменные и хламидийные. Особенности клинического течения в зависимости от этиологии и возраста пациента. Современные возможности лабораторной диагностики, дифференциальная диагностика со сходными заболеваниями. Лечение. Интенсивная терапия на различных этапах (до-и госпитальном). Этиологическая структура энцефалитов у детей: герпетический, коревой, краснушный, ветряночный, клещевой и др. Особенности клинического течения у детей в зависимости от этиологии. Возможности диагностики на современном этапе. Дифференциальная диагностика. Лечение. ^ Определение понятия. Этиология. Характеристика возбудителя. Эпидемиология. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость. Иммунитет. Эпидемическое значение больных с клинически выраженными формами болезни и бактерионосителей. Патогенез. Клиника. Классификация менингококковой инфекции. Начальные признаки болезни. Локализованные формы менингококковой инфекции и их роль в распространении инфекции. Генерализованные формы менингококковой инфекции: гнойный менингит, менингококкемия, менингоэнцефалит, сочетанные формы. Осложнения, течение, прогноз. Клинические проявления инфекционно-токсического шока. Особенности клиники и течения менингококкового менингита у грудных детей. Исходы и последствия. Диагностика. Ликворологические изменения. Дифференциальная диагностика менингококкового менингита с гнойными менингитами другой этиологии и серозными менингитами. Лечение. Антибактериальное и патогенетическое лечение. Интенсивная терапия на различных этапах (до- и госпитальном). Лечение при менингококковом назофарингите и носительстве. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими генерализованные формы менингококковой инфекции.
9.1. Дизентерия Этиология шигиллезов. Характер иммунитета. Эпидемиология. Заболеваемость. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость к дизентерии. Патогенез дизентерии. Поражение слизистой оболочки толстого кишечника. Клиника дизентерии у детей. Классификация клинических форм. Начальный период болезни. Токсический синдром. Показатели тяжести. Осложнения. Особенности клиники и течения заболевания у детей первого года жизни. Диагностика клиническая, бактериологическая, копрологическая, серологическая, инструментальная. Лечение дизентерии у детей. Профилактика. ^ Этиология сальмонеллезов. Характеристика возбудителя по ферментным и антигенным свойствам. Эпидемиология. Источники инфекции и пути распространения. Восприимчивость и выраженность иммунного ответа. Характер иммунитета. Сальмонеллез тифимуриум как госпитальная инфекция в детских стационарах и родильных домах. Основные фазы патогенеза сальмонеллеза. Клиника. Клиническая классификация. Клинические формы. Особенности течения сальмонеллеза у детей раннего возраста. Диагностика и дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Этиология брюшного тифа и паратифов. Эпидемиология. Источник инфекции. Механизм заражения. Пути и факторы передачи инфекции. Сезонность. Восприимчивость. Иммунитет. Клиника. Клинические формы. Цикличность течения брюшного тифа. Типы температурных кривых. Течение брюшного тифа у детей. Значение лабораторных методов в диагностике тифо-паратифозных заболеваний. Лечение. Профилактика. Специфическая профилактика. ^ Этиология. Характеристика возбудителей. Эпидемиология. Основные фазы патогенеза. Механизм развития диарейного и токсического синдрома. Клиника. Классификация. Особенности клиники в зависимости от типа возбудителя. Течение и исход эшерихиозов. Гемолитико-уремический синдром. Диагноз, значение лабораторных методов исследования. Дифференциальная диагностика с другими острыми кишечными инфекциями (ОКИ). Лечение. Интенсивная терапия при тяжелых формах эшерихиозов. Дисбактериоз кишечника. Характеристика микрофлоры кишечника. Классификация. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Этапы лечения. Профилактика. ^ Этиология. Характеристика возбудителей. Ротавирусная, норовирусная инфекция. Эпидемиология. Источники инфекции. Пути передачи. Возрастная предрасположенность. Клинические проявления. Особенности клиники у детей раннего возраста. Диагноз. Лабораторные методы диагностики. Дифференциальная диагностика с кишечными заболеваниями бактериальной природы. Лечение. Особенности госпитализации больных с острыми респираторными вирусными заболеваниями, сопровождающимися кишечным синдромом. Определение понятий «инфекционный токсикоз» и «кишечный токсикоз с эксикозом». Причины развития, основные звенья патогенеза. Степени дегидратации у детей при ОКИ и их диагностика (согласно рекомендациям ВОЗ). Неотложная и интенсивная терапия при кишечных токсикозах. Профилактика. ^ Понятие иерсиниозной инфекции. Этиология псевдотуберкулеза. Эпидемиология. Источники инфекции. Пути передачи. Возрастная восприимчивость. Роль инфекционного, токсического и аллергического синдромов. Классификация. Клинические синдромы. Лабораторные методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение и профилактика. Этиология кишечного иерсиниоза. Особенности патогенеза. Классификация и клинические синдромы. Особенности у детей раннего возраста. Лабораторная диагностика. Лечение и профилактика. ^ Этиология клещевого боррелиоза. Эпидемиология. Источники инфекции, роль клещей. Пути передачи и восприимчивость. Клиническая картина. Поражение органов и систем в различные стадии болезни. Лабораторные методы исследования и дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Диспансеризация. Этиология токсоплазмоза. Эпидемиология. Источники инфекции. Пути передачи. Возрастная восприимчивость. Патогенез. Классификация. Клиническая картина приобретенного и врожденного токсоплазмоза. Диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение. Профилактика. ^ Современные данные об этиологии острых вирусных гепатитов, антигенное строение вирусов гепатита. Эпидемиология. Источники инфекции. Пути передачи инфекции. Патогенез. Основные синдромы, развивающиеся при гепатитах (цитолитический, мезенхимально-воспалительный, холестатический). Клиническая классификация. Инкубационный период и его длительность в зависимости от вида гепатита. Симптоматика в различные периоды болезни. Особенности клиники в зависимости от этиологии. Особенности течения заболевания у детей первого года жизни. Современные возможности лабораторной диагностики, в т.ч. маркерной. Диагностика на догоспитальном этапе. Характерные биохимические сдвиги в крови и моче в разные периоды вирусного гепатита. Дифференциальная диагностика. Показания к госпитализации, план обследования больных. Лечение. Режим, диета в разные периоды и при разных формах болезни. Лекарственная терапия. Условия выписки и последующая диспансеризация. Прогноз вирусного гепатита у детей в разных возрастных группах, в зависимости от лечения и режима. Особенности течения вирусного гепатита, последствия его и исход у детей в возрастном аспекте. Причины обострений и рецидивов. Хронический гепатит, время возникновения, варианты течения. Критерии диагностики. Патоморфология хронических гепатитов. Значение биохимических методов исследования и пункционной биопсии печени в диагностике хронического гепатита и других последствий вирусного гепатита. Показатели тяжести. Фазы течения хронических вирусных гепатитов. Лечение. Противоэпидемические и профилактические мероприятия. ^ Определение. Характеристика возбудителя, его основные свойства. Типы ВИЧ. Эпидемиология. Заболеваемость и смертность детей различного возраста. Пути передачи инфекции. Патогенез. Значение фермента ревертаза (обратная транскриптаза) для биологии ВИЧ и патогенеза ВИЧ/СПИД. Современная международная классификация ВИЧ-инфекции. Клинические стадии болезни при ВИЧ-инфекции. Острая ВИЧ-инфекция. Врожденная ВИЧ-инфекция. СПИД-ассоциированный синдром. СПИД-маркерные заболевания. ^ Диагностика. Набор лабораторных тестов и последовательность их выполнения для верификации диагноза ВИЧ. Бактериальные инфекции у больных СПИДом. Вирусные оппортунистические инфекции у больных СПИДом. СПИД – индикаторные болезни у детей. Дифференциальная диагностика. Терапевтические подходы. Этиотропные препараты для лечения ВИЧ. Принцип лечения оппортунистических инфекций при ВИЧ. Профилактика. Вакцинация детей с ВИЧ-инфекцией. ^ Литература Основная:
Дополнительная:
Критерии оценок результатов учебной деятельности 10 баллов — десять:
9 баллов - девять:
8 баллов - восемь:
7 баллов - семь:
5 баллов - пять:
4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:
3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:
2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:
^
Рекомендуемые средства диагностики Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Перечень наглядных пособий
I. КОРЬ I-1. Общий вид больного, катаральные явления, пятна Коплика-Филатова-Бельского, конъюнктивит, коревая энантема. I-2. Общий вид пациента, некротический бронхит, гигантоклеточная пневмония, пятна Коплика-Филатова. I-3. Температурная кривая, пятна Коплика-Филатова, конъюнктивит. 2. СКАРЛАТИНА 2-1. Общий вид, шелушение, некротическая ангина, «малиновый» язык. 2-2. Осложнения скарлатины. 2-3. Лечение и уход за больным скарлатиной. 2-4. Общий вид, ангина катаральная, некротическая, милиарная сыпь, дермографизм, шелушение. ^ 3-1. Типичные высыпания, осложнения. 3-2. Высыпания, температурный лист. 3-3. Геморрагическая, рудиментарная, гангренозная формы. 3-4. Ветряная оспа с вторичным инфицированием (пустулезная, буллезная, рожистая). ^ 5-1. Серозный менингит, паротит, субмаксиллит, орхит, поражаемые органы. 5-2. Эпидемический паротит, орхит, субмаксиллит. 6. КОКЛЮШ 6-1. Спазматический кашель, язвочка, кровоизлияния в склеру, апноэ. 6-2. Лабораторная диагностика коклюша. 6-3. Спазматический кашель, ателектаз, температурная кривая. 7. ДИФТЕРИЯ 7-1. Пленчатая форма, лакунарная, фолликулярная ангина, поражение зева. 7-2. Токсическая дифтерия (распространенные налеты при инфекционном мононуклеозе, паратонзиллярном абсцессе, отек шейной клетчатки). 7-3. Cтадия асфиксии, нисходящий круп, пленка на голосовых связках. 7-4. Редкие локализации дифтерии (глаза, полость рта, носа, кожи и половых органов). 7-5. Лабораторная диагностика дифтерии. 7-8. Дифтерийная палочка, дифтерия носа, распространенный круп, миокардит, нефрит. 7-9. Токсическая форма, дифтерия носа, глаз. 7-10. Островчатая форма, пленчатая, фолликулярная, лакунарная ангина, ангина Симановского-Раухфуса. 7-11. Дифференциальная диагностика: распространенная, токсическая формы дифтерии, паратонзиллярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз. 7-12. Дифтерия дыхательных путей (дифференциальный диагноз). 7-13. Метод Безредко. 7-14. Классификация дифтерии. ^ 8-1. Гематологическая диагностика, серологическая диагностика. 8-2. Увеличение шейных лимфатических узлов, изменения в зеве. 8-3. Вид больного, поражение зева, увеличение лимфатических узлов, печени, селезенки. 8-4. Лабораторная диагностика инфекционного мононуклеоза. ^ 9-1. Характерная поза, симптом Кернига, пункция, нейтрофильный цитоз. 9-2. Менингококцемия (вид больного, геморрагическая сыпь, некроз). 9-3. Менингококковый менингит с менингококцемией. 9-4. Менингококковый менингит (симптом Брудзинского). 9-5. Ликворологическая дифференциальная диагностика. 9-6. Схема патогенеза и клиника менингококковой инфекции. 9-7. Серозный менингит. 9-8. Туберкулезный менингит. Клиника, осложнения. 9-9. Лечение гнойных менингитов. 9-10. Отек мозга. 9-11. Температурный лист. 9-12. Менингококк. Вид пациента. 9-13. Менингококк, спинномозговая жидкость, вид пациента. 9-14. Типичная поза, симптом Кернига, выбухание большого родничка, пункция. 9-15. Менингококцемия (геморрагическая сыпь, сыпь с некрозом). 9-16. Лабораторная диагностика. 10. ГРИПП 10-1. Локализация поражений при респираторных вирусных инфекциях. 10-2. Возбудители гриппа. 10-3. Строение вириона гриппа и парагриппа. 10-4. Катаральные изменения, геморрагическая пневмония, ларинготрахеобронхит, сегментарная пневмония, риноцитоскопия, иммунофлюоресценция. 10-5. Вирус гриппа, вид больного, температурная кривая. 10-6. Ларинготрахеобронхит, гнойно-некротический трахеит, пневмония. 11. АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ 11-1. Общий вид пациента, изменения в зеве, риноцитоскопия, иммунофлюоресценция. ^ 12-1. Обмен билирубина в норме. 12-2. Общий вид пациента, анализы, температурная кривая, иктеричность слизистых. 12-3. Схема патогенеза печеночной комы. 12-4. Схема пигментного обмена. 12-5. Хронический агрессивный гепатит. 12-6. Биопсия печени, некроз, цирроз печени. 12-7. Дифференциальная диагностика вирусного гепатита. 13. ДИЗЕНТЕРИЯ 13-1. Шигеллы, ректороманоскопия, геморрагический, язвенно-эрозивный, дифтерический колит. 13-2. Тенезмы, формы колита, катарально-фолликулярный колит, эрозивно-язвенный, атрофический колит. 14. САЛЬМОНЕЛЛЕЗ 14-1. Классификация. ^ 15-1. Розеолы, мозговидное набухание, гиперплазия. 15-2. Набухание агрегированных фолликулов, температурный лист, язвы. 15-3. Температурная кривая, обложенность языка, стадии мозговидного набухания, некроза пейеровых бляшек, образования язв, заживление. 16. ХОЛЕРА 16-1. Холерный вибрион, вид больного, энтерит. 17. ЭНЦЕФАЛИТ 17-1. Классификация энцефалитов. 17-2. Клещевой энцефалит. 17-3. Лечение энцефалитов. 17-4. Вторичные энцефалиты. 18. ПОЛИОМИЕЛИТ 18-1. Классификация полиомиелита. 18-2. Схема распространения вируса в организме. 18-3. Спинальная форма, поражение мимических мышц, парез правой нижней конечности. 18-4. Паралич лицевого нерва, атрофия мышц. ^ 19-1. Температурная кривая, локализация процесса, сыпь, симптом «капюшона» и «перчаток». 19-2. Лабораторная диагностика иерсиниоза. 20. ЛИХОРАДКА 20-1. Лихорадка. 20-2. Температурный лист. 20–3. Основные типы температурной кривой. ^ 21-1. Вирус иммунодефицита человека. 21-2. Жизненный цикл ВИЧ-инфекции. 21-3. Ткани, пораженные при ВИЧ-инфекции. 21-4. Иммунологические нарушения при ВИЧ-инфекции. 21-5. Пути передачи ВИЧ-инфекции. 21-6. ВИЧ не передается. 21-7. Клинические проявления инфекции ВИЧ. 21-8. Дифференциальная диагностика. 21-9. Мероприятия, проводимые при выявлении антител к ВИЧ-инфекции. 21-10. Профилактика ВИЧ-инфекции. 21-11. Профилактика инфицирования ВИЧ-инфекции. ^ исСЛЕДОВАНИЯ) 22-1. Лабораторные методы исследования инфекционных больных. 22-2. Сроки изоляции больных с воздушно-капельной инфекцией. ^ 23-1. Дифференциальная диагностика экзантем у детей. 23-2. Дифференциальная диагностика инфекционных экзантем. ^ 24-1. Критерии и нормы кишечной микрофлоры. 24-2. Частота дыхания у детей разного возраста в норме. 24-3. Реакция организма при токсикозе у детей. 24-4. Виды токсикоза при ОКИ. 24-5. Клинические признаки обезвоживания. 24-6. Оценка тяжести эксикоза у детей. 24-7. Классификация клинических форм дисбактериоза кишечника. 24-8. Степени эксикоза. 24-9. Объемы жидкости: ФП, ЖВО, ЖППП. 24-10. Расчет жидкости. 24-11. Характеристика инфузионных растворов. 24-12.Биологические препараты, нормализующие кишечную микрофлору. 25. МАЛЯРИЯ 25-1. Температурная кривая больных малярией. 25-2. Цикл развития возбудителя малярии. 25-3. Распределение приступов 3-х дневной малярии. 26. СПИД 26-1. Бактериальные инфекции у больных СПИДом. 26-2. Вирусные оппортунистические инфекции у больных СПИДом. 26-3. Паразиты, грибки и гельминты у больных СПИДом. 26-4. СПИД – индикаторные болезни у детей. 27. СЕПСИС 27-1. Микробная нагрузка, режим антибактериальной терапии. 28. РАЗНОЕ 28-1. Суточные дозы препаратов в зависимости от возраста. 28-2. Нормы в ед. СИ 28-3. Роль лимфоцитов в иммунном ответе. 28-4. Показания к госпитализации или диспансерному наблюдению. 2. Видеофильмы: В.1. Неотложная помощь при инфекционных заболеваниях (менингококковая инфекция). В.2. Оценка степени дегидратации у детей с диареей. В.3. Оценка степени тяжести больных с кашлем и с затрудненным дыханием. В.4. Дотестовое консультирование (ВИЧ- инфекция). краткие методические указания по использованию персонального компьютера, технических средств обучения, иного оснащения
Оглавление 5.1. Ветряная оспа. Герпетическая инфекция 12 ![]() ^
|
![]() |
Пояснительная записка Радиационная и экологическая медицина учебная дисциплина, содержащая систематизированные А. Н. Стожаров, заведующий кафедрой радиационной медицины и экологии Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания А. В. Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Эпидемиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания Г. Н. Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Профессиональные болезни это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные И. А. Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные А. Ч. Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |