Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса





Скачать 1.2 Mb.
Название Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса
страница 1/5
Дата 01.03.2013
Размер 1.2 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5



РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГОЛОСА







Файл скачан с сайта Aperock.ucoz.ru

Книги о музыке и рок- музыкантах

Л.Б. Рудин

основы

ГОЛОСОВЕДЕНИЯ

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов

Издательский отдел Российской общественной академии голоса

Рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Актёрское искусство»

Москва—2009


УДК 616.2*372.016:78 ББК 56.8*85.31 Р832

Рецензенты:

М.С. Агин, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, председатель вокально-методической секции Российской общественной академии голоса, ответ­ственный секретарь Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сольного пения РАМ им. Гнесиных;

  1. M. Бруссер, почётный работник образования г. Москвы, председатель профессионально-ре­чевой секции Российской общественной академии голоса, кандидат педагогических наук, и.о. про­фессора кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина;

  2. П. Морозов, лауреат всероссийской национальной премии «За изучение голоса», почётный член Президиума Российской общественной академии голоса, академик Международной академии творчества, член Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ, главный науч­ный сотрудник института психологии РАН и Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор биологиче­ских наук, профессор;

М.Б. Сидорова, заслуженный работник культуры РФ, член Президиума Российской обще­ственной академии голоса, профессор РАН (отдел теоретических проблем) по специальности «Тео­ретическое музыковедение», заведующая вокальным отделением института музыки и кафедрой теории музыки Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педа­гогических наук;

Ю.Б. Степанова, член Президиума Российской общественной академии голоса, руководитель отдела патофизиологии голоса и речи Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, доктор медицинских наук, и.о. профессора кафедры высоких технологий в оториноларингологии и лого- патологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Рудин Л.Б.

Р832 Основы голосоведения. - М.: Граница, 2009. - 104 с. ISBN 978-5-9933-0046-7

В данном учебном пособии представлены базисные сведения о голосе челове­ка (понятие о голосе как функции организма; анатомии и физиологии органов голосообразования; научные основы вокальной и речевой педагогики). Особое внимание уделено гигиене голоса и профилактике острых респираторных забо­леваний, в том числе закаливанию. Весь материал изложен языком, доступным для понимания неподготовленному контингенту, что очень важно для обучения будущих вокалистов, актёров, дирижёров. Употребляемая общепринятая тер­минология даётся с определениями и разъяснениями.


ISBN 978-5-9933-0046-7
Автор пособия — президент Российской общественной академии голоса, председатель Всероссийской коллегии фониатров и фонопедов, кандидат меди­цинских наук, и.о. доцента кафедры оперной подготовки МГУКИ, ведущий научный сотрудник Научно-клинического центра оториноларингологии Феде­рального медико-биологического агентства России Лев Борисович Рудин.

©Рудин Л.Б., 2009

© Российская общественная академия голоса, 2009 © Издательская группа «Граница», 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Файл скачан с сайта Aperock.ucoz.ru 2

Книги о музыке и рок- музыкантах 2

основы 2

ГОЛОСОВЕДЕНИЯ 2

РАЗДЕЛ I

ПРЕДИСЛОВИЕ





Современные условия труда лиц вокальных и речевых профессий диктуют жёсткие требования к здоровью и выполнению своих обязан­ностей, в связи с чем на первый план выступают охранительно-профи­лактические мероприятия. Гигиена голоса составляет основу профи­лактики нарушений голосовой функции. Вокальная и речевая педаго­гика неразрывно связана с охранительными принципами по отноше­нию к голосовому аппарату, а их понимание, в свою очередь, невоз­можно без знаний анатомии и физиологии органов голосообразования.

Выпускники актёрских, вокальных и дирижёрско-хоровых факультетов по окончанию вуза получают квалификацию преподава­теля. Многие из молодых специалистов сами уже будут нести своим ученикам знания, без которых и их обучение, и дальнейшая творче­ская жизнь могут оказаться затруднительными. Однако в настоящее время отмечается громадный недостаток научных теоретических зна­ний у специалистов, утеряно терминологическое единство. Связано это с отсутствием во многих вузах соответствующего предмета в учеб­ном плане. Другие ограничиваются преподаванием основ гигиены голоса (а так же охраны голоса и основ фониатрии).

На основании п. 15 Резолюции Первого междисциплинарного конгресса «ГОЛОС» (Москва, 29-30 ноября 2007 года) рекомендовано вводить обязательные курсы по физиологии и гигиене голоса для сту- дентов-вокалистов, актёров и др., внося их в учебные планы творче­ских вузов страны, что является неотъемлемой частью по подготовке высококвалифицированных кадров. По решению участников II Кон­гресса Российской общественной академии голоса от 15 мая 2009 года учебным заведениям, ведущим обучение по вокальному и актёрскому искусствам, рекомендовано включать в учебные планы курс «Основы голосоведения», заменяя им такие дисциплины, как «Гигиена голо­са», «Охрана голоса», «Основы фониатрии». С целью достижения высокого образовательного уровня, данная базовая дисциплина о голосе формирует у студентов научные представления о голосовом аппарате (его анатомо-функциональной организации, физиологии, акустики, патологии), даёт на их основе подробные знания о профи­лактике расстройств голосовой функции.

Данное учебное пособие рассчитано для изучения предмета «Осно­вы голосоведения», а также «Охрана голоса» или «Гигиена голоса» основной образовательной программы по специальностям 051000 — «Вокальное искусство» и 070201 — «Актёрское искусство», 0503 — «Хоровое дирижирование».

^ ГОЛОСОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ГОЛОС КАК ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗМА

Как ни парадоксально звучит, но до настоящего времени в науке не существовало направления, которое бы занималось изу­чением такого уникального феномена, как человеческий голос. Каждая из наук, тем или иным образом связанная с ним, подроб­но изучает лишь определённые круг проблем. Так происходило много лет, пока специалисты различных специальностей стали разными терминами называть одни и те же явления, или один и тот же термин каждый понимал по своему. Обозначился рост заболеваемости голосового аппарата вследствии применения необоснованных и неприемлемых методов его педагогической обработки, профилактика голосовых расстройств стала лишь воспоминанием со страниц букинистической литературы.

Оценив ситуацию, инициативная группа специалистов в области голоса выступила с предложением о созыве Первого междисциплинарного конгресса «ГОЛОС», который состоялся 29-30 ноября 2007 года в Москве. На нём было принято реше­ние о создании Общероссийской общественной организации специалистов в области голоса — Российской общественной академии голоса. Данный конгресс положил начало новому этапу развития науки и практики в области голоса в России. По праву этот этап мы связываем с такими именами, как Миха­ил Суренович Агин, Анна Марковна Бруссер, Николай Аркадьевич Дайхес, Тамара Григорьевна Милоченко, Влади­мир Петрович Морозов, Ольга Святославна Орлова, Мария Петровна Оссовская, Светлана Георгиевна Романенко, Лев Борисович Рудин, Маргарита Борисовна Сидорова, Юлия Евгеньевна Степанова, Леонид Андреевич Тринос.

Голос человека является уникальным природным феноме­ном, который до конца не изучен. Голосом с различных пози­ций занимаются многие науки. Однако ни одна из них не фор­мирует целостного представления об этой функции организ­ма. Все они ограничиваются лишь определённым спектром проблем, затрагиваемым той или иной областью знаний. Так, например, лингвистика (языкознание, языковедение) — наука, изучающая языки, наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях; логопедия — раздел дефектологии, зани­мающийся недостатками речи и их исправлением; психолин­гвистика — дисциплина, которая находится на стыке психо­логии и лингвистики и изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания; фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуки речи (в отличие от фонологии, фонетика изучает физический аспект речи: артикуляцию, акустиче­ские свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептив­ная фонетика); фонология — раздел лингвистики, изучаю­щий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе (основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — проти­вопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупно­сти фонологическую систему языка); фониатрия — раздел оториноларингологии, изучающий причины нарушений голо­са и разрабатывающий методы их лечения; гигиена голоса — раздел фониатрии о профилактике заболеваний голосового аппарата и продлении профессионального долголетия лиц вокальных и речевых профессий; вокальная методика — наука, занимающаяся проблемами техники пения, развитием художественно-эстетической составляющей вокального исполнения, формированием личности исполнителя в профес­сиональном аспекте; техника речи — система приёмов для улучшения качеств звучащей речи и т.д.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что все эти направления основываются на трёх базисных составляющих: анатомии органов голосообразования, их физиологии и гиги­ены. Так постановка голоса не может осуществляться без точ­ного понимания педагогом происходящих при этом процес­сов, а постановка диагноза врачом-отоларингологом, фониат- ром и дальнейшее лечение не будут компетентными без ком­плекса междисциплинарных знаний, которые зачастую помо­гают избежать ошибок и дать пациенту исчерпывающие реко­мендации.

Отсутствие единой базовой науки ведёт к значительному дефициту знаний у педагогических кадров в вопросах анато­мии, физиологии, причин возникновения патологии голосово­го аппарата, гигиены голоса, сохранения профессионального долголетия лиц вокально-речевых профессий. В большом про­центе случаев представления о фонации лишены научности, системности, носят обывательский, стереотипичный характер, основаны на личных субъективных ощущениях. Многие вра- чи-фониатры в недостаточной мере владеют знаниями о физио­логии фонации, научных основах вокальной и речевой педаго­гики, что часто приводит к лечебно-диагностическим ошиб­кам, иногда недопустимым.

Как показывает практика, изучение студентами творческих вузов, вокальными или речевыми педагогами физиологии фона­ции в объёме, предлагаемом медицинской литературой, пред­ставляется задачей не из лёгких. Большой объём информации, изобилующий медицинской терминологией, не может быть осмыслен человеком без специальной подготовки. Так же и врачу сложно сориентироваться в основах вокальной или рече­вой методики. Эти причины, отсутствие адаптированной лите­ратуры, а так же низкий уровень самосознания необходимости освоения междисциплинарных знаний привели к той критиче­ской ситуации, которая имеет место в настоящее время в сфере диагностики и лечения патологии голосового аппарата, профес­сионального вокального и речевого образования, профессио­нальной деятельности лиц вокальных и речевых профессий.




На основании изложенного следует считать целесообразным обоснование и внедрение в практику науки, дающей общие, междисциплинарные, понятные для всех специалистов знания о голосе. Для её обозначения автором предложен и обоснован термин голосов ёдение.


Голосоведение — это наука о голосе человека.

Она включает в себя следующие разделы: анатомо-функцио- нальная организация голосового аппарата; физиология и аку­стические основы фонации; методы исследования голосового аппарата; голос как средство коммуникации; анатомо-функ- циональные особенности голосового аппарата детей и подро­стков; генетика голоса; певческий и речевой голос; классифи­кация голосов, в том числе детских; гигиена голоса лиц вокаль­но-речевых профессий; гигиена голоса детей и подростков; понятие о патологии голосового аппарата, в том числе профес­сиональной на основании нормативных актов Минздравсоцра- звития; понятие о коррекционной педагогике; сущность и основные принципы вокальной методики; сущность и основ­ные принципы техники речи, сценической речи, технологии устной речи; понятие о вокальной одарённости; основы психо­логии творческого процесса.

Каждый из этих разделов должен быть доступен для пони­мания специалистам различных областей, но содержать в себе объём информации, достаточный для формирования научных представлений о голосовом аппарате. Обязательным является употребление специфических терминов, однако их трактовка (объяснение) должна быть адаптирована к широкому кругу специалистов. Это является принципиальным условием для устранения той «терминологической катастрофы», которая имеет место в настоящее время в сфере голоса. Терминологиче­ское единство должно стать профессиональной этической нор­мой и показателем профессионального уровня специалистов, работающих с голосом вне зависимости от направления этой деятельности.

Вышеописанные разделы должны нести в себе следующий объём информации.

1. Актуальность изучения основ голосоведения. Научные знания о голосовом аппарате как показатель уровня подготов­ки будущего специалиста в области голоса. Её цели и задачи. Принцип междисциплинарной интеграции специалистов по голосу. Голосовая функция в свете учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Речь как средство коммуника­ции. Понятие о второй сигнальной системе. Причины расстрой­ства коммуникации. Пение и речь. Классификация лиц вокально-речевых профессий. Классификация взрослых и дет­ских певческих голосов. Примеры оперных партий для каждо­го типа голоса.

  1. Принципы анатомо-функциональной организации голо­сового аппарата: генераторного, энергетического, резонаторно- артикуляционного отделов. Понятие об анатомии и функциях гортани. Фонационное дыхание в профессиональной речи и пении, его отличия от физиологического акта дыхания. Поня­тие о резонаторе и резонансе. Система резонаторов человека, формирование тембра. Значение резонанса в голосообразова- нии. Анатомо-функциональная уникальность полости рта.

  2. Основы физиологии фонации, основы акустики. Миоэла- стическая, мукоондуляторная и нейрохронаксическая теории голосообразования. Распространение звуковых волн в организ­ме человека. Значение ларингостробоскопического метода исследования для определения функционального состояния голосовых складок. Влияние центральной нервной системы на процесс голосообразования. Элементарная схема голосообразо­вания. Головной и грудной регистры, особенности фонации в них. Фальцет, фальцетный механизм голосообразования. Резо­нансная теория искусства пения по В.П. Морозову (семь функ­ций певческих резонаторов, психологические основы резонан­сного пения). Певческая опора, надставная труба, вибрато, тре- моляция, импеданс. Понятие о речевых и певческих форман­тах, их физиологическое значение. Акустические методы исследования.




  3. Научные основы вокальной и речевой педагогики. Вокальная методика, техника речи, сценическая речь, техно­логия устной речи, логопедия, фонопедия, психология речи. Постановка голоса как комплексный процесс. Понятие о рефлексе и динамическом стереотипе. Врождённые и приобре­тённые рефлексы. Гигиенические и физиологические принци­пы обучения вокальным и речевым профессиям (координация всех отделов голосового аппарата; единства технической и художественной составляющей; постепенности освоения вокальных трудностей; подбора вокального репертуара с учё­том технической, психологической и физической готовности и их значение для снижения уровня заболеваемости голосового аппарата). Психологические феномены при постановки голоса. Обратные связи. Певческое положение гортани. Психология творчества. Генетические основы артистической одарённости.

  4. Основные принципы гигиены голоса. Повышенная голо­совая нагрузка как вредный производственный фактор. Прин­цип освидетельствования абитуриентов на предмет пригодно­сти к вокально-речевым профессиям. Предварительные и периодические медицинские осмотры лиц вокально-речевых профессий, профотбор в фониатрической практике, пригод­ность к вокальным и речевым профессиям. Профессиональные заболевания лиц вокально-речевых профессий. Список проти­вопоказаний к профессии. Режим труда и отдыха лиц вокаль­но-речевых профессий, понятие о нормах голосовых нагрузок. Гигиена питания лиц вокальных и речевых профессий, влия­ние табачного дыма и алкоголя на голосовой аппарат. Разучи­вание новых партий. Последствия исполнения несвойственных партий. Профилактика ОРВИ, закаливание. Гигиена голоса детей и подростков. Мутационный период.

  5. Функциональные и органические заболевания гортани, причины их возникновения и профилактика. Влияние заболе­ваний различных органов и систем на голосовой аппарат.

Безусловно, в процессе развития данной специальности её разделы могут уточняться и дополняться, однако базовые поло­жения следует формировать вышеописанным образом.




Хотелось бы акцентировать внимание на том, что данная наука не претендует на замещение ни одной из ныне суще­ствующих и лишь имеет своей целью объединение междисци­плинарных знаний в области голоса для формирования у чита­теля научного представления о голосе и голосовой функции. Каждый из специалистов в области голоса, принимая для себя за основу определённый объём знаний, который даёт голосове­дение, формирует на нём теоретическую надстройку, необходи­мую для той или иной специальности.

Нынешние инициативы творческих вузов по преподаванию основ фониатрии и гигиены голоса являются чрезвычайно важными для укрепления и совершенствования системы про­фессионального образования. Однако данный предмет по сути своей является ни чем иным, как преподавание основ голо­соведения. Остаётся лишь определить объём преподаваемого материала для студентов средних специальных учебных заве­дений, вузов, а так же циклов повышения квалификации педагогических кадров в области вокального и речевого обра­зования.

На уровне министерств следует добиваться обязательного повышения квалификации практикующих вокальных и рече­вых педагогов России по голосоведению. Более того, без нали­чия удостоверения о повышении квалификации по голосоведе­нию не следует допускать к педагогической деятельности. Осо­бое внимание должно уделяться физиологии фонации, гигиене голоса, терминологии, а также научным основам постановки голоса.

Курс голосоведения должен быть обязательным и для вра- чей-фониатров, которые должны ориентироваться в вопросах вокальной методики и преподавания техники речи, а так же в основах коррекционной педагогики. Вопросам анатомии, физиологии и профилактики заболеваний (гигиены) голосового аппарата должно уделяться особое внимание. Врачебный кон­тингент должен иметь необходимые (исчерпывающие) знания по этим разделам.

В научном и педагогическом сообществе должно сформиро­ваться чёткое представление о том, что голос не является достоянием какой-либо одной науки — фониатрии, вокальной педагогики логопедии и т.п. Явление это чрезвычайно сложное и носит междисциплинарный характер. Предлагаемый базис должен быть обязательным для всех подобных специальностей, каждая из которых в рамках своей компетенции занимается теми или иными проблемами голоса (профилактикой и лечени-







ем голосовых расстройств, воспитанием, коррекцией и пр.). При этом обогащая определённую отрасль знаний, обогащается голосоведение в целом.

^ ГОЛОС КАК ФУНЦИЯ ОРГАНИЗМА

Что же такое голос? Каковы его функции? На эти, казалось бы, банальные вопросы не каждый сразу даст ответ.

С физической и физиологической точки зрения голос — это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата.

С социальных и общекультурных позиций голос — это уни­кальный до конца не изученный природный феномен, в совер­шенстве дарованный только лишь человеку и формирующий огромное культурное пространство (музыкальный и драмати­ческий театр, народное песенное творчество и пр.).

У представителей животного мира природа сформировала эту функцию организма как важнейшее средство внутривидо­вой коммуникации и межвидовой связи. У человека коммуни­кативная роль голоса видоизменяется и усложняется: на его основе формируется такой продукт высшей нервной деятельно­сти, как речь. Речь берёт на себя главную функцию коммуни­кации людей.

Нарушения коммуникации могут возникать, например, при несовпадение кодов коммуникации (разные языки), при нарушении продукции голоса, при расстройствах речи, при нарушении восприятия речи за счёт слухового анализатора (глухота) и т.д.

Помимо формирования речи, голос служит нам для выраже­ния чувств (крик, смех, плач, пение и пр.) или является след­ствием различных рефлекторных актов (чихание, кашель и др.).

Долгое время существовало мнение, что голосовой аппарат человека, способный производить речь, является уникаль­ным и специфичным для человека. Однако гортань и вокаль­ный тракт человека не имеют фундаментальных различий от большинства других млекопитающих. Человеческая речь и







пение образуются благодаря тем же основным механизмам, которые имеются и у других животных (приматы, олени, кошачьи и др.). Корни различий и способностей, отличающие человека от других млекопитающих, кроются в головном мозге. Самое главное различие между людьми и приматами то, что человек обладает прямыми связями между моторной корой и моторными нейронами, которые управляют гортанью и вокальным трактом.

Формирование голоса происходит постепенно (иногда скач­кообразно), по мере развития организма, его центральной нер- вной и эндокринной систем. Голос новорождённых и грудных детей одинаков у всех по высоте (ля 1-й октавы) и тембру, раз­личается только по силе. С возрастом тоновый и динамический диапазон постепенно расширяется, оформляется тембр. Наибо­лее интенсивное изменение голоса происходит в период полово­го созревания и называется мутацией. Мутация — смена голо­са (в народе — «ломка») — это физиологическое явление, свя­занное с ростом организма, а вместе с ним и гортани, а также изменением физиологических функций, связанных с периодом полового созревания и появлением вторичных половых приз­наков.

С возрастом в хрящах гортани появляются участки окосте­нения, гортань испытывает возрастные изменения, касающие­ся и организма в целом. К старости происходит некоторое изме­нение тембра, сужается тоновый и динамический диапазон.

Для многих людей голос является основным орудием их трудовой деятельности (певцы, актёры, дикторы и др.). Ещё больше людей используют свой голосовой аппарат в большей степени (врачи, офицеры, руководители, менеджеры и др.) или более интенсивно (например, рабочие шумных произ­водств), нежели остальные. У всех этих категорий наблюдает­ся высокий уровень заболеваемости голосового аппарата, при этом некоторые патологические изменения в гортани наблю­даются исключительно при интенсивном использовании голо­совой функции (и что особенно важно, при неумелом её использовании). Поэтому в фониатрической практике данный

контингент объединяют под термином «лица голосо-речевых профессий».

Такие критерии, как интенсивность голосовой и психоэмо­циональной нагрузки, с которыми человек имеет дело в процес­се своей трудовой деятельности и требования, предъявляемые к качеству голоса в процессе выполнения своих служебных обязанностей, легли в основу классификации лиц данных про­фессий.

Группы лиц голосо-речевых профессий:

  1. Вокалисты — солисты; вокалисты — артисты хора; актё­ры; дикторы.

  2. Учителя; переводчики; телефонисты; руководители.

  3. Юристы; врачи; офицеры; рабочие шумных цехов; мене­джеры; риэлтеры; рекламные агенты и пр.

Многими научными трудами доказано, что правильное использование техники голосообразования является мощным средством профилактики нарушений голосовой функции. И даже если эти навыки привиты в большей или в меньшей сте­пени, это уже возымеет свой положительный эффект. Однако из всех вышеперечисленных категорий только лишь вокали­сты, актёры и дикторы оказываются обученными в плане вокально-речевой техники, что является неотъемлемой частью основной образовательной программы в соответствующих учеб­ных учреждениях. К сожалению, преподавание техники речи, как правило, не ведётся в других вузах. Данная проблема вряд ли будет решена в ближайшее время, так как сопряжена с гро­мадными организационными и финансовыми затратами, в том числе с проблемой подготовки квалифицированных педагоги­ческих кадров.

Классификация детских певческих голосов

Мальчики: дискант; альт.

Девочки: детское сопрано; альт.




Классификация академических певческих голосов




колоратурное лирико-колоратурное

лирическое лирико-драматическое драматическое


















^ РАЗДЕЛ II

АНАТОМО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Как известно, гигиена голоса является достаточно объёмным разделом отоларингологии и фониатрии, который объединяет в себе весь спектр профилактических мероприятий для сохране­ния и укрепления голосовой функции, а для вокалистов и актё­ров по сути своей является трактатом о их образе жизни. Одна­ко следует уточнить ряд моментов. Во-первых, в условиях повы­шенной интенсификации труда данного контингента в совре­менных социально-экономических условиях выполнение этих непоколебимых заповедей оказывается проблематичным. Во-вторых, невыполнение элементарных правил в большинстве случаев связано просто с незнанием их в силу отсутствия всяче­ской популяризации. В-третьих, многие принципы уже мораль­но устарели и требуют адаптации к современным условиям, а другие вовсе ещё не изучены. В-четвёртых, сами врачи уделя­ют мало внимания данному разделу при работе с пациентами и не способствуют распространению столь важных знаний.

Понимание многих важнейших правил гигиены голоса нео­тъемлемо связано со знанием физиологии голоса. К тому же подобные знания совершенно необходимы и для понимания сути происходящего в процессе постановки голоса, возникнове­нии болезней голосового аппарата и т.д., а вот в специальной фониатрической литературе данный раздел очень сложен для понимания людям, не имеющим медицинского образования, и практически «нечитабелен». Поэтому мы постараемся осветить данную тему таким образом, чтобы, с одной стороны, сохра­нить научность знаний, но с другой, сделать их доступными для понимания.

Подробная анатомия главного органа фонации — гортани, актуальна лишь при обучении в медицинском вузе и в практи­ческой деятельности врачей. Для лиц голосо-речевых профес­сий, а прежде всего, для актёров и вокалистов, строение её важно только в общем контексте и на самом поверхностном уровне лишь для искоренения антинаучных и обывательских представлений об этом органе.

Для фониатрии и театральной педагогики голосовой аппа­рат — это далеко не только гортань. Более того, ограничивать его гортанью не профессионально и даже опасно, когда речь идёт о практической деятельности.

Голосовой аппарат — это сложный анатомо-функциональ- пый комплекс, который состоит из трёх основных отделов:

  • генераторный — собственно гортань;

  • энергетический — трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма;

  • резонаторно-артикуляционный.

Генераторный отдел. Гортань — это орган озвучивания воздушной струи (генератор звука), состоящий из хрящей,

мышц, связок и нервного аппа­рата. Она подвижно соединена с подъязычной костью и подвеше­на вместе с ней к нижней челю­сти и основанию черепа. От поло­жения подъязычной кости, нижней челюсти, головы и кор­пуса зависит положение горта­ни, что имеет большое значение при выполнении ею сложных функций. К подъязычной кости прикреплён корень языка, и благодаря этому гортань связана с движениями языка, главным образом в переднезаднем напра­влении. Кроме того, она нес­колькими точками прикреплена к грудине. Такая подвесная система гортани делает её чрез­вычайно мобильным органом.




Рис. 1. Все составные компонен­ты голосового аппарата.
17













Гортань расположена близко к передней поверхности шеи, бла­годаря чему она легко подвержена травматизации. У мужчин, особенно с длинной и тонкой шеей, она значительно выступает вперёд своей наиболее выдающейся частью, которая называет­ся кадыком или «адамовым яблоком». Наличие кадыка связа­но с тем, что пластины щитовидного хряща, которые образуют передние и боковые стенки скелета гортани, соединяются под углом 90 в отличие от женщин, угол соединения у которых составляет 120 .


1 7



Рис. 2. Гортань. Поперечный (фронтальный) разрез, вид сзади.
На рис. 2 гортань представлена в поперечном (фронтальном) разрезе, вид сзади. Хорошо видно, что она вместе с трахеей имеет вид песочных часов, а сама напоминает перевёрну­тую книзу усечённую треугольную пирамиду, верхнее основание кото­рой соответствует корню языка, а нижнее — трахее. Размеры гортани зависят от пола, возраста и индиви­дуальных особенностей человека. У мужчин она примерно на 1/3 боль­ше, чем у женщин; хрящи женской гортани имеют меньшую толщину. Самое узкое место — это межголосо вое пространство. Оно формируется за счёт голосовых складок (6), тело которых выполнено голосовой мыш­цей (muskulus vokalis) (14) и являет­ся самым узким местом дыхательной системы человека. Над голосовыми расположены вестибулярные складки (18) (обращаем внима­ние на то, что по современной анатомической номенклатуре правильно называть складки, а не связки, как это было рань­ше). Между голосовыми и вестибулярными складками образу­ются воздушные полости, называемые гортанными (морга- ниевыми) желудочками. По переднебоковым поверхностям






гортани расположена щитовидная железа (12). Верхняя часть гортани называется преддверием (1) над которым виден надгор­танник (2). Нижняя часть — подголосовая область (9), кото­рая переходит в трахею (11).

Голосовые складки представляют собой структурный ком­плекс, край которого образован голосовой связкой, а тело — мас­сой голосовой мышцы. Голосовые складки покрыты слизистой оболочкой, под которой имеется тонкий слой рыхлой клетчатки (пространство Рейнке). В норме при осмотре они выглядят серо- белыми с красивым перламутровым блеском. На разрезе видно, что голосовые складки имеют клинообразное сечение.




Рис. 3. Вид гортани при
При осмотре гортани видна именно верхняя поверхность голосовых скла­док. Нижнебоковая постепенно перехо­дит в трахею. На стыке верхней и иижнебоковой поверхностей образует­ся свободный край голосовой складки. Собственно голосовая мышца (рис. 3) имеет очень своеобразное и неповтори­мое строение. Её волокна идут в раз-

личных направлениях: в горизонталь-

^ ^ ларингоскопии.

ном, вертикальном и косом. При этом, часть волокон начинается и заканчива­ется в самой мышце. По поводу ультраструктуры голосовой мышцы до сих пор нет единого мнения, однако все авторы отме­чают её строение специфичным для человека, необходимое для высокоорганизованной фонаторной функции и выполнения голосовой мышцей сложных технических задач.

Мышцы гортани подразделяются на наружные и внутрен­ние. Наружные мышцы связывают её с соседними анатомиче­скими структурами (подъязычной костью, грудиной) и косвен­но принимают участие в осуществлении её функций. Внутрен­ние мышцы непосредственно участвуют в выполнении функций гортани (смыкание-размыкание голосовой щели во время фона­ции и дыхания соответственно; фонаторные колебания голосо­вых складок). Различают четыре группы внутренних (собствен-






ных) мышц гортани: мышцы, суживающие голосовую щель; мышцы, расширяющие голосовую щель; мышцы, натягиваю­щие голосовые складки (именно к этой группе относятся две важнейшие в фонационном плане мышцы — muskulus vokalis и muskulus anticus); мышцы, опускающие надгортанник.

Снаружи гортань покрыта подкожной жировой клетчаткой и кожей. Кожа в области гортани более эластична, чем в других отделах шеи, тонка (в среднем 2 мм) и легко смещается.

В физиологическом смысле гортань выполнят четыре важ­нейших функции: дыхательную, защитную, голосообразова- тельную и резонаторную. Дыхание — одна из главнейших, жизнеобеспечивающих, функций организма. Область голосо­вой щели является самым узким местом дыхательной системы. За счёт её сужения или расширения регулируется объём посту­пающего в организм воздуха. Главной функцией гортани является дыхательная. Механизм же смыкания голосовых складок сформировался в процессе эволюции живого для осу­ществления защиты нижних дыхательных путей от проникно­вения в них инородных тел и токсических веществ. Так при наличии во вдыхаемом воздухе вредных примесей (газов, пыли, химических веществ) голосовая щель суживается и ток воздуха замедляется. В некоторых случаях даже происходит полное замыкание — ларингоспазм. Другим защитным актом является рефлекторный кашель, возникающий при попадании в гортань инородных тел (самый частый пример такой ситуа­ции, когда пища пошла «не в то горло»).

Во время глотательного движения организм с особой тща­тельностью оберегает дыхательные пути от попадания в них пищи. Гортань движется снизу вверх и сзади наперёд, оказыва­ясь таким образом выше местонахождения пищевого комка. Надгортанник опускается вниз, закрывая вход в гортань, голо­совые и вестибулярные складки смыкаются, сжимаются нижние констрикторы глотки, образуя валик Пассавана. Пище­вой комок проходит, огибая гортань, и попадает в пищевод.

Защитными свойствами обладает и сама слизистая оболочка гортани в силу своих физиологических особенностей (очищаю-







щий эффект мерцательного эпителия, бактерицидные свойства слизи).

Энергетический отдел. В условиях нашей планеты материаль­ной основой голоса является воздух. Без воздуха образование звука невозможно. Невозможна без воздуха и сама жизнь. Ещё в древно­сти понятия «дыхание», «дух», «духовный», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между «душевным» и «телесным». Древние греки считали, что душа человека находится на диафрагме, откуда и происходит древ­негреческое слово «френ» ((ppT)v), от которого происходит название этой мышцы. Этим словом древние философы обозначали понятие «душа», «дух», «ум», «сознание», «сердце», «настроение».

Воздухоносные пути, последовательно разделяясь, образуют подобие дерева (их и называют бронхиальным деревом). Трахея является продолжением гортани и представляет собой трубку длиной 9-12 см, которая разветвляется на два главных бронха, каждый из которых идёт к соответствующему лёгкому. Главные бронхи претерпевают дальнейшее разветвление на долевые бронхи, те в свою очередь на сегментарные и т.д., вплоть до мельчайших бронхов — концевых бронхиол. Система развет­вления концевых бронхиол приводит к образованию легочных альвеол. Эти ответвления входят в состав альвеолярного дерева, которое составляет дыхательную паренхиму лёгкого. Бронхиаль­ное дерево служит для проведения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а в альвеолярном дереве происходит собственно газооб­мен (в кровь поступает кислород, а из неё углекислый газ).

Лёгкие имеют определённую ёмкость, которая определяется возрастом, длиной тела, полом, общим физическим развитием. Имеет значение и положение тела (сидя, стоя или лёжа), что особенно важно при пении в театре в условиях соответствую­щей мизансцены. Так, в положении сидя ёмкость лёгких уве­личивается на 5% по сравнению с положением лёжа, а в поло­жении стоя — на 3,7% .

При спокойном дыхании обе фазы — вдох и выдох — совер­шаются почти за одинаковые интервалы времени. Если при­нять время вдоха за единицу и выдоха также за единицу, то











время паузы будет составлять две единицы. В сумме эти 4 еди­ницы представляют собой период дыхания (дыхательный цикл ), который повторяется в среднем 16 раз в одну минуту.

По способу расширения грудной полости дыхание подразде­ляется на следующие типы: грудное (рёберное), брюшное и сме­шанное. Грудное дыхание бывает трёх разновидностей: клю­чичное, верхнерёберное и нижнерёберное. В физиологическом плане верхнегрудной тип дыхания типичен для женщин (он так и называется — женский тип), а брюшной тип для мужчин (мужской тип дыхания). Ключичный и верхнерёберный типы дыхания являются нерациональными, так как расширение грудной клетки ограничено, а поступающий объём воздуха невелик. Более рациональным является нижнерёберный тип дыхания, при котором объём поступающего воздуха более зна­чителен, но дыхательные движения достаточно ограничены вследствие ригидности рёберных стенок. При брюшном дыха­нии развиваемая мышечная сила намного меньше, но дыха­тельный объём практически не отличается от такового при нижнерёберном дыхании, однако дыхательные движения более пластичны. Поэтому многочисленными исследованиями доказано, что наиболее рациональным типом певческого и сце­нического дыхания является сочетание брюшного и нижнерё­берного типов, так называемое нижнерёбернодиафрагмалъное дыхание, или нижнерёбернобрюшной тип.

Для полноценного осуществления обеих фаз дыхания необходимо участие соответствующих специализированных мышечных групп: мышц-вдыхателей и мышц-выдыхателей, которые и обеспечивают необходимую амплитуду, частоту и ритм дыхательных движений. Эти мышечные группы играют также решающую роль в функции голосообразования.

Необходимо уточнить и тот факт, что в физиологии дыхания активным мышечным актом является собственно вдох, кото­рый осуществляют мышцы-вдыхатели. Под их воздействием рёбра поднимаются, грудина выдаётся кпереди, диафрагма активно опускается и расширяет объём грудной полости. Лёг­кие при этом расправляются и втягивают в себя воздух. Выдох же совершается пассивно, фактически за счёт силы тяжести самих структур грудной клетки и расслабления вдыхательных мышц. И лишь при необходимости удлинения выдоха (некото­рые заболевания лёгких и сердца, физическая нагрузка, фона­ция и др.) в работу включаются мышцы-выдыхатели. Он стано- нится активным, принудительным мышечным актом, подчи­нённый нашему волевому усилию, с определённым тонусом мышц брюшного пресса, таза и промежности. Основная нагруз­ка приходится на мышцы брюшного пресса. Они направляют воздушную струю в подголосовое пространство и выше. Кроме мускульной силы большое значение имеют также гибкость и плавность движений мышц, составляющих брюшной пресс. Лишь при этих условиях он может осуществлять дозированное и экономичное расходование выдыхаемого воздуха.

Центральное и ведущее место среди мышц-вдыхателей занимает диафрагма. Это большая, плоская мышца является уникальной по своей форме, расположению мышечных воло­кон, по способу фиксации, по характеру осуществляемых дви­жений и функции. Она расположена горизонтально и разделя­ет грудную и брюшную полости. Мышечные волокна залегают к ней подобно спицам колеса. Они крепятся к грудине, рёбрам, поясничным позвонкам и сходятся к её сухожильному центру. В расслабленном состоянии диафрагма имеет форму купола, выпуклостью обращённого вверх. При сокращении мышечных волокон сухожильный центр опускается вниз и весь купол уплощается. Этим перемещением книзу диафрагма действует наподобие всасывающего поршня по отношению к грудной полости. Движения диафрагмы доставляют около 75% объёма участвующего в газообмене воздуха. Однако следует уточнить, что при выключении деятельности диафрагмы легочной газо­обмен не нарушается, поэтому её роль, как ведущей вдыхатель­ной мышцы, оценивается в нормальных, а не в патологических условиях осуществления дыхательной функции.

Кроме диафрагмы имеются также вспомогательные вдыха­тельные мышцы, поднимающие рёбра и расширяющие стенки грудной полости вверх и в стороны.


Мышцы каждой из этих групп могут совершать основные движения без участия главных представителей — диафрагмы для вдоха и мышц брюшного пресса для выдоха, однако с мень­шей амплитудой, при дыхании в спокойном состоянии, без какой-либо физической нагрузки. При увеличении нагрузки, когда возникает необходимость в интенсивном газообмене, дей­ствия этих мышц недостаточно.

Резонаторно-артикуляционный отдел. Резонаторы челове­ка традиционно делят на верхние и нижние (система головных и грудных резонаторов). Границей между ними служат голосо­вые складки. Нижними резонаторами являются: подголосовое пространство гортани, трахея и бронхиальное дерево. К верх­ним относят: желудочки гортани и её вестибулярный отдел, глотку, ротовую полость, носовую полость и придаточные пазу­хи носа.

Глотка — это орган, сверху начинающийся от основания черепа, а книзу переходит в пищевод (рис. 4 ). Глотка состоит из трёх отделов. Верхний отдел — носоглотка (2) с помощью двух отверстий (хоан) сообщается с полостью носа (1). Средний отдел — ротоглотка (3) ограничена сверху нижним краем мягкого нёба с язычком (9), по бокам нёбными дужками, между которы­ми залегают нёбные миндалины (в простонародье «гланды»), внизу кор­нем языка (7). Эти структуры образу­ют отверстие, называемое зев, посред­ством которого ротоглотка сообщается с полостью рта. Во время пения мягкое нёбо при помощи находящихся в нём мышц поднимается и разделяет носо и ротоглотку, что является важным актом, влияющим на тембральные характеристики голоса. Нижний отдел называется гортаноглоткой (4). Он начинается на уровне корня языка несколько выше надгортанника (6) и



переходит В пищевод. Рис. 4. Глотка.

Рис. 4 хорошо демонстрирует все структуры и даёт возмож­ность понять их взаимное расположение, что оказывается весьма за труднительным для лиц, не имеющих медицинского образова­ния. На рисунке также проведены две линии. Одна из них входит в полость носа (1), продолжается в носоглотку (2), ротоглотку (3), 1Ч)|>таноглотку (4) и далее в гортань (5). Это путь воздушной струи при дыхании. Другая линия начинается в полости рта (8), продол­жается в ротоглотку (3), гортаноглотку (4) и далее в пищевод, кото­рый расположен кзади от гортани и трахеи соответственно спереди от позвоночного столба. Это путь пищевого комка. Таким образом видно, что перекрёстом двух путей, и, соответственно, систем — дыхательной и пищеварительной — является ротоглотка.




Видно и то, что глотка в целом имеет вид трубки или торбы, а вместе с носовой и ротовой полостями имеет F-образный вид. При правильных механизмах голосообразования и нормальном анатомическом устройстве данные структуры являются единой резонаторной системой и в вокально-педагогической практике получили название надставной трубы. А теперь, вспомнив о том, что гортань является чрезвычайно мобильным органом, особенно в верхне-нижнем направлении, легко понять, что длина этой надставной трубы может меняться в широких преде­лах. Длина глоточного канала может быть укорочена или удли­нена на 3,5-4 см. Таким образом, смещение гортани может быть до 8 см. Л.Б.Дмитриев на основании многочисленных исследо­ваний обнаружил у профессиональных певцов с хорошо поста­вленными голосами постоянное положение гортани в пении на всех гласных на всём диапазоне. Гортань профессионального певца занимает в пении особое положение, обычно не совпадаю­щее ни с положением покоя, ни с речевой установкой. Однако это особое певческое положение гортани при отличном качестве звучания голоса не одинакова для всех певцов. Из этого следует, что профессиональное качество звучания определяется не еди­ной для всех певческой установкой гортани, а наоборот, различ­ными, всегда индивидуальными уровнями положения гортани. Эта характерная для данного певца певческая установка горта­ни может быть ниже положения покоя, может совпадать с ним


Раздел II







и может быть выше его. Поэтому одной из важнейших задач при постановке голоса — найти то положение гортани, которое наи­более приемлемо для конкретного индивида. Данными исследо­ваниями также установлено, что длина надставной трубы во многом зависит от типа голоса певца. Так её длина у низких голосов максимальна и никогда не может быть равной по длине со средними и тем более с высокими голосами.

^ Полость носа с её придаточными пазухами занимает цен­тральную часть лица. С внешней средой полость носа сообщает­ся посредством ноздрей, а сзади с носоглоткой через хоаны. Внутреннее строение полости носа достаточно сложно.

Полость носа выполняет дыхательную, обонятельную и резонаторную функции. Дыхательная функция осуществляет­ся за счёт нижнего отдела носовой полости, а обонятельная за счёт верхнего, где в слизистой оболочке расположены спе­циальные рецепторы, воспринимающие запахи.

Разделяясь перегородкой носа на две половины, функцио­нально нос рассматривается как парный орган, в котором проис­ходят сложные физиологические процессы. Воздушный поток, поступая в полость носа, испытывает сопротивление со стороны его структур. Этот механизм имеет важное значение для физио­логии дыхательной и сердечно-сосудистой системы. За счёт сосудов полости носа её просвет может варьировать, изменяется при этом и сопротивление току воздуха. Так, например, многие сталкивались с возникающим ухудшением носового дыхания при остром насморке, вдыхании холодного воздуха, после при­нятия спиртных напитков или в положении лёжа.

Все эти факторы вызывают кровенаполнение пещеристых (венозных) сплетений нижних носовых раковин, просвет полости носа суживается вплоть до полной обструкции, сопротивление воздушному потоку увеличивается. Физическая нагрузка, приме­нение сосудосуживающих капель приводят к обратному эффекту.

При нормальной анатомии в полостях носа изменения сопротивления воздушному потоку происходят попеременно (циклически), т.е. половины носа как бы периодически отды­хают. Такое явление получило название носового цикла.




Рис. 5. Полость носа.




В костях лицевого скелета (см. рис. 5) имеются воздухонос­ные полости, называемые придаточными пазухами носа (ппраназальные синусы). Различают верхнечелюстные (гаймо­ровы) пазухи, расположенные в верхнечелюстной кости и про­ецирующиеся на лице по бокам от носа; лобные пазухи, распо­ложенные в лобной кости и проецирующиеся в надбровной области; система (клетки) решётчатого лабиринта, распо­ложенная в глубине носа; основная (клиновидная) пазуха, рас­положенная практически за носоглоткой.

Полость рта является уникальным по своей сути резона- торно-артикуляционным органом. Она вместе с глоткой уча­ствует в акустической переработке и оформлении первичного ларингеального тона, превращая его в человеческий голос с неповторимыми тембровыми характеристиками. Изменяя свой объём и форму при помощи языка, губ и нижней челюсти, полость рта формирует ту или иную фонему. Возникает уни­кальное явление, присущее только человеку — речь.

Полость рта теснейшим образом связана с глоткой, особенно с её средним (ротоглоткой) и нижним (гортаноглоткой) отделами и при рече и голосообразовании функционируют как единое целое.

  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие предназначается для студентов дефектологических и дошкольных факультетов, а также

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие для студентов 5 курса стоматологического и лечебного факультетов

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие Рекомендуется для межвузовского использования «Издательский дом «Бизнес-пресса»

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие для студентов медико-профилактического, лечебного и педиатрического факультетов владикавказ

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие составлено в соответствии с программой по биохимии для студентов всех факультетов

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов Оренбург 2012 год

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением для студентов филологических

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Данное учебное пособие предназначается для студентов факультетов специальной (коррекционной) педагогики

Учебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов Издательский отдел Российской общественной академии голоса icon Учебное пособие для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета иностранных

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы