Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного





Скачать 458.21 Kb.
Название Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного
Дата 11.03.2013
Размер 458.21 Kb.
Тип Методические указания
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия

Кафедра микробиологии с вирусологией и иммунологией


Методические указания

к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов

3 курса лечебного


Чита 2009


Методические указания составлены в соответствии с рабочими программами факультетов по микробиологии, вирусологии и иммунологии и рекомендованы к изданию Центральным научно-методическим советом академии


Составители: доцент Т.Д. Примак,

ст. преподаватель Черепанова Т.А.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 1


ТЕМА: САЛЬМОНЕЛЛЫ – ВОЗБУДИТЕЛИ БРЮШНОГО ТИФА, ПАРАТИФОВ И САЛЬМОНЕЛЛЕЗА


Обоснование темы. Сальмонеллезные инфекции являются актуальной проблемой современности, характеризуются широким распространением среди людей и животных, антибиотикорезистентностью и госпитальным значением. В связи с продолжающимся распространением и нарастающей летальностью проблема ранней профилактики и адекватного лечения сальмонеллезных инфекций приобрела большое значение. Одновременно широкая встречаемость данной патологии обусловлена появлением антибиотико-резистентных штаммов среди животных по причине применения антибактериальных средств в животноводстве, птицеводстве, рыбоводстве и большого числа иммунодефицитных состояний у современного населения планеты. По-прежнему регистрируются и тифозная группа сальмонеллезов, включая брюшной тиф и паратифы.

Цель обучения. Определить роль сальмонелл человека в патогенезе вызываемых ими заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этих заболеваний.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства сальмонелл

  • антигенные особенности основных возбудителей, таксономию возбудителей брюшного тифа, паратифов, пищевых и госпитальных сальмонелл

  • патогенез брюшного тифа, сальмонеллезной инфекции

  • методы лабораторной диагностики сальмонеллезных инфекций

  • основные средства лечения и профилактики сальмонеллезных инфекций

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования сальмонеллезной инфекции в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ПЦР.



Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения сальмонеллезной инфекций человека и животных. Пато­генность сальмонелл для человека и животных. Клинико-эпидемиологические сведения.

  2. Таксономическая характеристика. Классификация по Кауфману-Уайту.

  3. Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов А.

Сальмонеллы – возбудители сальмонеллезов. Сальмонеллы – возбудители госпитальных инфекций. Их биологические свойства.

  1. Антигенная структура. Основные механизмы иммунного ответа при инфекциях, вызванных сальмонеллами.

  2. Патогенез сальмонеллеза, брюшного тифа и паратифов. Механизм формирования бактерионосительства при брюшном тифе.

  3. Лабораторная диагностика. Выбор материала для лабораторного исследования. Микробиологическая диагностика сальмонеллезных инфекций на различных стадиях инфекционного процесса. Комплексная оценка результатов исследования. Схема выделения гемо -, уро - и копрокультуры. Серологические методы диагностики брюшного тифа и паратифов: реакция Видаля (инфекционный, анамнестический, прививочный Видаль), РНГА - реакция непрямой гемагглютинации, реакция нарастания титра фага (РНТФ), ее постановка. Фаготипирование брюшно-тифозных бактерий, его значение. Особенности микробиологического обследования на бактерионосительство.

  4. Сальмонеллезная инфекция как внутригоспитальная проблема.

  5. Этиотропная терапия и пути возможной профилактики сальмонеллезных инфекций.


Вопросы для самоконтроля

  1. Укажите морфологические особенности сальмонелл как представителей семейства энтеробактерий.

  2. Каковы основные этапы сальмонеллезного поражения тканей организма человека?

  3. Какие знаете особенности иммунного ответа при сальмонеллезных инфекциях?

  4. Перечислите основные клетки организма, участвующие в защите от сальмонеллезной инфекции?

  5. Перечислите сальмонеллезные инфекции, имеющие склонность к длительному и рецидивирующему течению.

  6. Перечислите основные органы и ткани, где может происходить длительная репродукция и сохранение возбудителей брюшного тифа.

  7. Перечислите основные пищевые источники сальмонеллеза?

  8. Назовите группу риска лиц по возникновению сальмонеллезных инфекций.

  9. Назовите возможные пути передачи сальмонеллезной инфекции новорожденному, выделив приоритетные.

  10. Перечислите условно-патогенные и патогенные возбудители, являющиеся представителями рода сальмонелл.

  11. Перечислите основные отличия пищевого и госпитального сальмонеллеза.

  12. Какие серологические реакции применяются при диагностике сальмонеллезных инфекций?

  13. Какие особенности имеются в лабораторной диагностике брюшного тифа и паратифов?

  14. В каких случаях применяется реакция Видаля?

  15. Каковы основные цели проводимой терапии при сальмонеллезной инфекции?

  16. Значение антибактериальных препаратов в эпидемиологии сальмонеллезной инфекции.

  17. Свойства сальмонелл при оценке их сохранения на объектах окружающей среды.

  18. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики сльмонеллезной инфекции среди населения и некоторых профессиональных групп.

  19. Проанализируйте роль сальмонеллезной инфекции животных в эпидемиологии сальмонеллеза человека.

  20. Назовите основные направления поиска методов лечения и профилактики сальмонеллезной инфекции.


^ Самостоятельная работа


1. Учесть реакцию агглютинации (реакция Видаля) для выявления агглютининов в сыворотке крови больного к тифозным и паратифозным бактериям (антигенам) и РНГА с Vi –диагностикумом.

2. Изучить: демонстрационные наборы по лабораторной диагностике брюшного тифа на 1 -З-й неделе болезни:

а) на средах накопления с селенитом и Мюллера;

б) посев испражнений на средах Плоскирева, Левина и висмут-сульфит агаре.

г) биохимическую активность сальмонелл на среде Олькеницкого.

З. Из бесцветных колоний приготовить мазок, окрасить по Граму, промикроскопировать.

4.Учесть реакцию нарастания титра фага (РНТФ).

5.Изучить биопрепараты применяемые для диагностики, профилактики и терапии тифопаратифозных инфекций: моновакцину, спиртовую дивакцину ТАВ-tе, брюшно-тифозный фаг для профилактики; индикаторный брюшно-тифозный бактериофаг, агглютинирующие сыворотки, Vi -диагностикум.

6.Решение ситуационных задач.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 2


ТЕМА: ВОЗБУДИТЕЛИ ШИГЕЛЛЕЗОВ, ЭШЕРИХИОЗОВ И ХОЛЕРЫ


Обоснование темы. Энтеробактерии по-прежнему являются актуальной проблемой современности, характеризуются широким распространением среди людей и животных, появлением частых вспышек среди населения. Шигеллезы, эшерихиозы регистрируются как среди взрослого, так и детского населения. Холера остается эпидемиологической проблемой в связи с активной миграцией населения и завозом инфекции на территорию РФ.

Цель обучения. Определить роль шигелл, эшерихий и холерного вибриона в патогенезе вызываемых ими заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этих заболеваний.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства рода шигелл, эшерихий, холерного вибриона;

  • антигенные особенности основных возбудителей, таксономию возбудителей шигеллеза, эшерихиозов, холеры;

  • патогенез шигеллеза, эшерихиоза, холеры;

  • методы лабораторной диагностики шигеллеза, эшерихиоза, холеры;

  • основные средства лечения и профилактики шигеллеза, эшерихиоза, холеры.

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования шигелл, эшерихий, холерного вибриона в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ИФМ, ПЦР, экспресс-диагностику холерной инфекции.



Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения шигелл, эшерихий и холерного вибриона человека.

  2. Роль шигелл, эшерихий и холерного вибриона в патологии современного человека.

  3. Таксономическая характеристика, классификации и биологические свойства представителей рода шигелл и эшерихий. Таксономическая характеристика и биологические свойства холерного вибриона.

  4. Клинико-эпидемиологические сведения, Патогенезы и особенности механизмов шигеллеза, эшерихиоза, холеры.

  5. Антигенное строение шигелл, эшерихий

Основные механизмы иммунного ответа при кишечных инфекциях.

  1. Лабораторная диагностика шигеллеза, эшерихиозов, холеры на различных стадиях эпидемиологического расследования. Особенности забора и транспортировки материала при подозрении на холеру. Лабораторные исследования на холерный вибрион в чрезвычайной ситуации, дифференциация штаммов V. сhоlеrае и Эль-Тор. Комплексная оценка результатов исследования при диагностике кишечных инфекций.

  2. Этиотропная и патогенетическая терапия пути возможной профилактики шигеллеза, эшерихиоза и холеры.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие знаете особенности возбудителей дизентерии, холеры?

  2. Укажите морфологические особенности эшерихий как представителей семейства энтеробактерий.

  3. Каковы классификационные группы эшерихий?

  4. Перечислите основные механизмы, участвующие в иммунном ответе на дизентерийный возбудитель.

  5. Назовите известные вам клинические проявления холеры и объясните их патогенез.

  6. Перечислите основные органы и ткани, где происходит размножение шигелл.

  7. Перечислите основные пути передачи холерного вибриона?

  8. Назовите профессиональные группы риска по возникновению кишечных инфекций.

  9. Назовите возможные пути инфицирования шигеллезом.

  10. Какое значение имеет эшерихиоз в педиатрической практике?

  11. Объясните причины распространения эшерихиозов среди современных людей?

  12. Перечислите основные отличия шигелл и эшерихий в патогенетическом аспекте.

  13. Какие серологические реакции применяются при диагностике дизентерии и в каком случае?

  14. Какие особенности имеются в бактериологической диагностике холеры?

  15. Каков режим доставки биологического материала при холере?

  16. Каковы основные цели проводимой терапии при холере?

  17. Значение антибактериальной терапии в санации организма от дизентерийных возбудителей.

  18. Свойства шигелл, эшерихий и холерного вибриона при оценке их сохранения на объектах окружающей среды, в воде, пищевых продуктах.

  19. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики кишечных инфекций в детских учреждениях, объектах общепита.

  20. Назовите основные направления поиска методов лечения и профилактики шигеллеза, эшерихиоза, холеры.



^ Самостоятельная работа

  1. Окрасить по Граму и произвести микроскопию мазков с чистой культуры шигелл, эшерихий. Изучить морфологию холерных вибрионов в демонстрационных препаратах. Отметить разницу в морфологических свойствах.

  2. Изучить характер роста колоний на средах Эндо, Левина и Плоскирева из испражнений больного с подозрением на кишечную инфекцию.

  3. Изучить характер шигелл, эшерихий на трехсахарном агаре.

  4. Произвести постановку реакций агглютинации с адсорбированными дизентерийными сыворотками и коли-сыворотками для определения патогенных серотипов кишечной палочки и серологической идентификации изучаемой культуры шигелл со скошенного МПА.

  5. Демонстрация пробы с бактериофагом методом «дорожки» для идентификации шигелл.

  6. Учесть результат демонстрационной развернутой реакции агглютинации с ОВ и 0-сыворотками для окончательной идентификации выделенной культуры эшерихий.

  7. Изучить характер роста холерного вибриона на 1% щелочной пептонной воде.

  8. Произвести дифференциальную диагностику штаммов вибрионов Коха и Эль-Тор по гемолитической активности, чувствительности к полимиксину и бактериофагу.

  9. Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики, лечения шигеллезов, колиэнтеритов и холеры.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 3


ТЕМА: УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ - ВОЗБУДИТЕЛИ ПИЩЕВЫХ ТОКСИКОИНФЕКЦИЙ


Обоснование темы. Условно-патогенные микроорганизмы (УПМ) являются актуальной проблемой современности, характеризуются широким распространением среди людей, резистентностью к антибактериальным, дезинфицирующим средствам и госпитальным значением. В связи с продолжающимся распространением и нарастающей летальностью проблема ранней профилактики и адекватного лечения условно-патогенных инфекций приобрела большое значение. Широкая встречаемость данной патологии обусловлена появлением большого числа иммунодефицитных состояний у современного населения планеты.

Цель обучения. Определить роль УПМ человека в патогенезе вызываемых ими заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этих заболеваний.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства семейства энтеробактерий;

  • антигенные особенности основных возбудителей, таксономию возбудителей протейной, клебсиеллезной, энтеробактериальной инфекций;

  • патогенез пищевой токсикоинфекции;

  • методы лабораторной диагностики УПМ;

  • основные средства лечения и профилактики УПМ инфекций.

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования УПМ инфекции в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ИФМ, ПЦР.



Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения условно-патогенных микроорганизмов человека и животных. Инфекции, вызванные УПМ как внутригоспитальная проблема.

  2. Роль УПМ в патологии современного человека. Клинико-эпидемиологические сведения.

  3. Иерсинии – возбудители кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.

  4. Пищевые токсикоинфекции, вызванные представителями семейства энтеробактерий (шигеллами Зонне, кишечной палочкой, клебсиеллами, протеями, цитробактером, эдварсиеллами, иервиниями), псевдомонадами, стафилококками, энтерококками, анаэробами. Микотоксикозы.

  5. Патогенез пищевой токсикоинфекции и интоксикации.

  6. Основные механизмы иммунного ответа при инфекциях, вызванных УПМ.

  7. Лабораторная диагностика инфекций, вызванных УПМ. Комплексная оценка результатов исследования.

  8. Этиотропная терапия и пути возможной профилактики госпитальных инфекций.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие знаете особенности иммунного ответа при УПМ инфекциях?

  2. Укажите морфологические особенности протея как представителя семейства энтеробактерий.

  3. Каковы основные этапы патогенеза пищевой токсикоинфекции?

  4. Перечислите основные механизмы, участвующие в иммунном ответе на УПМ.

  5. Назовите известные вам УПМ – представителей семейства энтеробактерий.

  6. Перечислите основные органы и ткани, где может образование и всасывание токсинов при пищевой токсикоинфекции.

  7. Перечислите основные пищевые источники УПМ?

  8. Назовите группу риска лиц по возникновению УПМ инфекций.

  9. Назовите возможные пути инфицирования УПМ новорожденного, выделив приоритетные.

  10. Объясните причины выраженной антибиотикорезистентности УПМ?

  11. Перечислите основные отличия госпитальных штаммов УПМ.

  12. Какие серологические реакции применяются при диагностике УПМ инфекций?

  13. Какие особенности имеются в лабораторной диагностике протейной инфекции?

  14. В каких случаях УПМ инфекции применяется посев крови на стерильность?

  15. Каковы основные цели проводимой терапии при УПМ инфекции?

  16. Значение антибактериальных препаратов в эпидемиологии УПМ инфекции.

  17. Свойства УПМ при оценке их сохранения на объектах окружающей среды.

  18. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики УПМ инфекции в лечебно-профилактических учреждениях.

  19. Проанализируйте роль УПМ инфекции кишечника человека в эпидемиологии дисбактериозов желудочно-кишечного тракта и других локализаций.

  20. Назовите основные направления поиска методов лечения и профилактики УПМ инфекции.

Самостоятельная работа

  1. Изучить характер роста протея на косом агаре при посеве мясного фарша. Приготовить мазок, окрасить по Граму, промикроскопировать.

  2. Описать характер роста колоний, выросших при посеве крема на молочно-солевой агар. Приготовить мазки, окрасить по Граму, промикроскопировать.

  3. Изучить признаки патогенности стафилококка, выделенного из крема (гемолитическая активность, выработка лецитиназы, плазмокоагулазы, биологическая проба).

  4. Оцените результаты посева пищевых продуктов на среде Эндо, Левина, Плоскирева. Укажите изменения на среде Олькеницкого.

  5. Нарисуйте схему алгоритма диагностики при пищевой токсикоинфекции.

  6. Выделите на схеме методы диагностики, применяемые в качестве ранних методов диагностики.

  7. Выделите на схеме методы диагностики, являющиеся окончательными в диагностике УПМ инфекции.

  8. Решение ситуационных задач.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 4


ТЕМА: ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КОККИ

Обоснование темы. Кокки - обширная группа микроорганизмов, включающая патогенные, условно-патогенные и непатогенные шаровидные бактерии. Они чаще всего вызывают гноеродные процессы, особенно у новорожденных, детей раннего возраста, лиц с ослабленной иммунорезистентностью. Характер течения заболеваний, вызванных кокками, зависит и от биологических свойств микроба. Знание вопросов указанной темы необходимо для последующего обучения на кафедрах патологической физиологии, терапии, педиатрии, хирургии, нервных, глазных, кожно-венерических болезней, а также в будущей врачебной работе.

Цель обучения - сформировать представление о роли кокков в развитии патологических процессов у человека, о биологических свойствах микробов, их способности вызывать различные клинические формы заболеваний; научить основам микробиологической диагностики и интерпретации полученных результатов исследования.

Студент должен знать:

  • основные факторы иммунной защиты и неспецифической резистентности

  • правила забора материала для исследований

  • принципы микробиологической диагностики


Студент должен уметь:

  • приготовить и окрасить мазки по Граму

  • оценить культуральные свойства микробов на питательных средах

  • оформить и правильно интерпретировать результаты исследований



Вопросы для самоподготовки

  1. Эволюция кокковой группы бактерий, их общая характеристика

  2. Стафилококки. История открытия и изучения стафилококков, их роль в развитии заболеваний. Экология и распространенность. Таксономия. Морфология и физиология. Аппарат агрессии (токсины, ферменты патогенности). Патогенез стафилококковых инфекций, особенности возникновения внутригоспитальных инфекций стафилококковой этиологии. Антигены. Особенности иммунитета. Состояние неспецифической резистентности. Лабораторная диагностика. Препараты специфической профилактики и терапии

  3. Стрептококки. История открытия стрептококков. Таксономия. Роль стрептококков в развитии патологических состояний (этиологическая и патогенетическая роль стрептококков группы А при респираторных инфекциях, рожистом воспалении, ангине, скарлатине, остром гломерулонефрите, ревматизме, сепсисе, стоматологических заболеваниях. Роль стрептококка пневмонии, стрептококков группы В в патологии ребенка и взрослого человека). Экология и распространенность. Морфология и физиология. Характеристика аппарата агрессии. Антигены стрептококков, особенности иммунитета. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение

  4. Энтерококки. Биологические свойства. Роль в патологии человека. Энтерококки как показатель санитарного состояния окружающей среды.

  5. ^ Анаэробные грамположительные кокки (пептококки, пептострептококки). Таксономия. Роль в патологии человека. Биологические свойства. Факторы патогенности. Методы микробиологической диагностики.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие заболевания вызывают стафилококки, стрептококки, энтерококки, пептококки и пептострептококки?

  2. Сколько видов включены в род Staphylococcus?

  3. Какие виды стафилококков чаще вызывают заболевания у человека?

  4. Какие питательные среды используют при выделении чистых культур стафилококков, стрептококков?

  5. Ведущие признаки патогенности стафилококков, стрептококков.

  6. Что такое экстрацеллюлярная и клеточная коагулаза, способы ее выявления?

  7. Какие антигены стафилококков отнесены к суперантигенам?

  8. Роль белка "А" в развитии стафилококковой инфекции.

  9. Отличительные свойства золотистого стафилококка

  10. Для чего определяется чувствительность к новобиоцину?

  11. Правила забора крови и соотношение объемов крови и питательной среды у взрослых, детей, а также при заборе материала на фоне антибиотикотерапии.

  12. Какие признаки положены в основу классификаций стрептококков, какие классификации вы знаете?

  13. Назовите ведущие признаки, позволяющие идентифицировать Streptococcus pneumoniae.

  14. Методы экспресс - диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.

  15. Роль стафилококков и стрептококков в развитии иммунокомплексной патологии.


Самостоятельная работа

1. Приготовить мазки из гноя, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать.

2. Описать культуральные свойства стафилококков в готовых посевах на жидких и плотных питательных средах.

4. Изучить признаки патогенности стафилококков: плазмокоагулазную, лецитоветилазную, гемолитическую активность, способность утилизировать маннит в аэробных и анаэробных условиях.

5. Определить чувствительность стафилококков к антибиотикам.

6. Определить фагогруппу стафилококков.

7. Промикроскопировать готовые мазки со стрептококками.

8. Изучить характер роста стрептококков на КМПА, сахарном бульоне.

9. Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения заболеваний, вызванных стафилококками и стрептококками.

10. Составить алгоритм диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.

11. Решить предложенные ситуационные задачи.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 5


ТЕМА: ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДИПЛОКОККИ: МЕНИНГОКОККИ, ГОНОКОККИ.


Обоснование темы. Менингококковая и гонококковая инфекции являются актуальной проблемой современности вследствие возрастания количества тяжелых форм заболеваний и хронических форм соответственно. В связи с продолжающимся распространением и нарастающей летальностью проблема ранней профилактики и адекватного лечения менингококковой инфекции приобрела большое значение. Одновременно широкая встречаемость гонококковой патологии обусловлена, как социальными причинными, так и появлением ВИЧ-инфекции и ростом иммунодефицитных состояний у современного населения планеты.

Цель обучения. Определить роль менингококковой и гонококковой инфекций человека в патогенезе вызываемых ею заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этого заболевания.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства менингококков;

  • антигенные особенности менингококка, таксономия возбудителя;

  • основные биологические и морфологические свойства гонококков;

  • антигенные особенности гонококка, таксономия возбудителя;

  • патогенез локализованного и генерализованного менингококкового инфекционного процесса;

  • патогенез гонореи и особенности лабораторной диагностики гонококковой процесса;

  • методы лабораторной диагностики менингококковой инфекции;

  • основные средства лечения и профилактики менингококковой и гонококковой инфекций.

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы лабораторной диагностики менингококковой и гонококковой инфекций в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования.



Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения менингококка и гонококка.

  2. Роль менингококковой и гонококковой инфекций в патологии современного человека

  3. Таксономическая характеристика и биологические свойства представителей диплококков

  4. Клинико-эпидемиологические сведения, патогенез менингококковой инфекции.

  5. Основные механизмы иммунного ответа при менингококковой инфекции и гонореи

  6. Патогенез гонореи и механизм формирования хронической формы заболевания.

  7. Выбор материала для лабораторного исследования. Лабораторная диагностика менингококковой и гонококковой инфекций на различных стадиях инфекционного процесса. Комплексная оценка результатов лабораторного исследования.

  8. Этиотропная терапия менингококковой инфекции и гонореи.

  9. Специфическая профилактика менингококковой инфекции. Возможные пути профилактики гонококковой инфекции среди взрослого и детского населения.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие знаете особенности иммунного ответа при гонококковой инфекции?

  2. Укажите морфологические особенности менингококков.

  3. Каковы основные этапы гонококкового поражения тканей мочевыделительной системы организма человека?

  4. Перечислите основные защитные системы организма, участвующие в патогенезе менингококковой инфекции?

  5. Перечислите формы менингококковой инфекции, относящиеся к локализованным формам?

  6. Назовите формы менингококковой инфекции, относящиеся к генерализованным формам.

  7. Назовите представителей диплококков в микрофлоре ротоглотки и мочевыделительной системы здорового человека.

  8. Назовите группу риска лиц по возникновению молниеносных форм менингококковой инфекции.

  9. Назовите возможные пути передачи менингококковой и гонококковой инфекций, выделив приоритетные.

  10. Перечислите лабораторные методы диагностики менингококковой инфекции в экстренной ситуации.

  11. Перечислите условия диагностики гонореи при хроническом течении.

  12. Какие серологические реакции применяются при диагностике менингококковой гонококковой инфекций?

  13. Какие методологические особенности имеются в применении лабораторных методов исследования при гонорее острой и хронической?

  14. Перечислите диагностические методы, применяемые для скрининга при подозрении на менингококковое носительство.

  15. Каковы основные цели проводимой терапии при менингококковой инфекции?

  16. Значение социальной профилактики в эпидемиологии гонококковой инфекции.

  17. Свойства менингококков и гонококков при оценке их сохранения на объектах окружающей среды.

  18. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики менингококковой инфекции среди населения и некоторых профессиональных групп.

  19. Назовите основные направления профилактики менингококковой инфекции.

  20. Определите значение гонококковой инфекции в проблеме роста бесплодия среди населения.


Самостоятельная работа

  1. Изучить морфологию гонококков в мазках, приготовленных из гноя уретры больного острой гонореей и морфологию менингококков в готовых препаратах, приготовленных из спинномозговой жидкости больного эпидемическим цереброспинальным менингитом. Обратить внимание на характер незавершенного фагоцитоза

  2. Учесть РСК, применяемой при диагностике хронической гонореи

  3. Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики и терапии заболеваний, вызываемых пневмококками, менингококками, гонококками

  4. Оцените результаты посева гонококка на двухкомпонентной среде

  5. Оцените РНГА методом парных сывороток при менингококковой инфекции

  6. Нарисуйте схему алгоритма применения диагностических методов исследования при менингококковой инфекции.

  7. Нарисуйте схему алгоритма применения диагностических методов исследования при гонококковой инфекции.

  8. Выделите на схемах методы диагностики, являющиеся решающими в диагностике менингококковой и гонококковой инфекций.

  9. Решение ситуационных задач.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 6


Контрольная работа по частной бактериологии (занятия № 1- № 6)


Контрольная работа предполагает собеседование или письменное изложение теоретических вопросов из предлагаемого перечня и защиту практических навыков. Практические навыки: узнавание питательных сред, характеристика роста микроорганизмов на питательных средах, описание биохимической активности, прочтение результатов серологических реакций, выполнение посева исследуемого материала и пересева культур, защита протоколов практических занятий.
^

Вопросы для подготовки к контрольной работе


  1. Биологические свойства сальмонелл. Классификация. Патогенез сальмонеллеза. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение. Микробиологическая диагностика сальмонеллеза. Патогенез брюшного тифа и паратифов. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение. Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов.

  2. Биологические свойства кишечной палочки. Классификация. Профилактика и лечение.

    • Биологические свойства ЭПКП, ЭТКП, ЭИКП, ЭАКП, ЭГКП, уропатогенных и вызывающих менингит кишечными палочками. Патогенез заболеваний, вызванных разными вариантами Е.coli. Особенности иммунитета.

    • Микробиологическая диагностика эшерихиозов.

  3. Биологические свойства шигелл. Классификация. Патогенез дизентерии. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение. Микробиологическая диагностика шигеллеза.

  4. Биологические свойства протеев. Заболевания, вызываемые протеями. Патогенез. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение. Микробиологическая диагностика протеозов.

  5. Биологические свойства иерсиний. Патогенез кишечного иерсиниоза. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение.

  6. Патогенез псевдотуберкулеза. Особенности иммунитета.

  7. Биологические свойства клебсиелл. Патогенез. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение.

  8. Роль энтеробактерий в развитии внутригоспитальных инфекций.

  9. Биологические свойства холерного эмбриона. Патогенез холеры. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение. Микробиологическая диагностика холера.

  10. Биологические свойства псевдомонад. Патогенез. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение.

  11. Биологические свойства стафилококков. Классификация. Патогенез локальной стафилококковой инфекции. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение. Микробиологическая диагностика стафилококкового сепсиса. Микробиологическая диагностика пищевой интоксикации, вызванной стафилококком. Микробиологическая диагностика стафилококковой пневмонии. Микробиологическая диагностика стафилококкового бактерионосительства.

  12. Биологические свойства стрептококков. Классификации. Особенности иммунитета. Биологические свойства пневмококков. Патогенез пневмонии. Особенности иммунитета. Лечение, специфическая профилактика.

Микробиологическая диагностика стрептококковой пневмонии.

Микробиологическая диагностика стрептококкового сепсиса.

Микробиологическая диагностика скарлатины.

Микробиологическая диагностика рожистого воспаления.

  1. Биологические свойства энтерококков. Патогенез. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение.

  2. Биологические свойства менингококков. Заболевания, вызываемые менингококками. Патогенез. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение. Микробиологическая диагностика менингококкового менингита. Микробиологическая диагностика менингококкового назофарингита.

  3. Биологические свойства гонококков. Заболевания, вызываемые гонококками. Патогенез. Особенности иммунитета. Профилактика и лечение. Микробиологическая диагностика острой гонореи.

Микробиологическая диагностика хронической гонореи.

  1. Роль кокков в развитии внутригоспитальных инфекций.

  2. Микробиологическая диагностика гнойной раневой инфекции.

  3. Среды: Эндо, Плоскирева, Левина, Висмут-сульфит агар,

  4. Олькеницкого с мочевиной, Гисса, ЖСА, КМПА.

  5. Серологические реакции: агглютинации (ориентировочная реакция агглютинации на стекле, РНГА, развернутая реакция агглютинации, реакция Видаля), РСК, ИФА, ИФМ.

  6. ПЦР

  7. Правила посева исследуемого материала и пересева культур, правила обработки петли.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию №7
^

ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЕЙ БАКТЕРИАЛЬНЫХ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ, КОКЛЮША, ЛЕГИОНЕЛЛЕЗА



Обоснование темы: Corynebacterium diphtheriae обитают в организме больного человека или носителя. Дифтерия, по-прежнему, в первую очередь поражает детей. Но в настоящее время дифтерия «постарела», зарегистрированы многочисленные заболевания у взрослых, которые протекают в тяжелой форме. Заболевание развивается у лиц, не имеющих антитоксического иммунитета. Анализ причин распространения возбудителя, изучение биологии возбудителя, разработка методов быстрой диагностики и профилактики создаст возможность контролировать заболевание.

Бордетеллы являются возбудителем коклюша и паракоклюша, заболеваний которые чаще всего поражают детей дошкольного возраста и распространены повсеместно. При соответствующей вакцинопрофилактики удается контролировать заболеваемость коклюшем. Однако с введением вакцинопрофилактики произошли существенные изменения клинической картины с преобладанием умеренно выраженных и стертых форм (до 95%) болезни.

В течение длительного времени легионеллы оставались неизвестными. Ретроспективный анализ сохранившихся сывороток доказал роль легионелл в развитии эпидемических респираторных инфекций. Большей опасности в развитии легионеллезов подвержены лица с иммунодефицитными состояниями. В связи с тем, что эти микроорганизмы распространены повсеместно, необходимо усвоить особенности легионелл, способы их выявления. В РФ отмечены лишь спорадические случаи, что возможно связано с отсутствием должного внимания к легионеллам как возбудителям пневмонии, острых респираторных инфекций, понтиакской лихорадки, лихорадки Форта Брэгг.

Цель обучения: сформировать представление о биологических свойствах коринебактерий, бордетелл, легионелл, способах проникновения в организм, особенностях развития инфекционного процесса, формирования невосприимчивости человека к дифтерии, коклюшу, особенностях микробиологической диагностики и профилактики.

Студент должен знать:

  • механизмы передачи возбудителей

  • основные факторы иммунной защиты и неспецифической резистентности макроорганизма

  • принципы лабораторной диагностики

  • теоретические основы вакцинопрофилактики

Студент должен уметь:

  • правильно выбрать и собрать материал для исследования

  • выполнять доступные методы исследования (окраска по Граму, Леффлеру, Нейссеру)

  • учесть культуральные свойства на питательных средах

  • учесть токсигенные свойства и ферментативную активность микроба

  • оформить результаты микробиологического исследования


Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения возбудителя дифтерии, коклюша, легионеллеза

  2. Морфология и физиология коринебактерий, бордетелл, легионелл

  3. Антигенная структура коринебактерий, бордетелл, легионелл

  4. Экология и распространение коринебактерий, бордетелл, легионелл

  5. Патогенность возбудителя и патогенез дифтерии, коклюша, легионеллеза

  6. Иммунитет при названных заболеваниях

  7. Лабораторная микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша, легионеллеза

  8. Профилактика и лечение


Дополнительные вопросы для педиатрического факультета

  1. Особенности течения заболеваний у детей.

  2. Формирование невосприимчивости к дифтерии и коклюшу в детском возрасте, календарь прививок.

Дополнительные вопросы для стоматологического факультета

  1. Особенности поражения слизистых оболочек ротовой полости при дифтерии.

  2. Экспресс - диагностика дифтерии.


Вопросы для самоконтроля

  1. Когда впервые был обнаружен возбудитель дифтерии?

  2. С чем связано токсинообразование дифтерийных бактерий?

  3. Чем обусловлено явление метахромазии бактерий?

  4. Что представляет аппарат агрессии бактерий?

  5. Чем обусловлена невосприимчивость к дифтерии?

  6. Характер иммунитета после перенесенного заболевания и вакцинации.

  7. Режим первичной иммунизации АКДС.

  8. Что такое проба Шика?

  9. В какой из клинических стадий коклюш наиболее заразен?

  10. Способ забора материала для исследований при подозрении на коклюш.

  11. Какова скорость роста бордетелл на искусственных питательных средах?

  12. Что способствует ускорению роста бордетелл?

  13. Какие структуры возбудителя коклюша ответственны за адгезию?

  14. Причины и характер кашля при коклюше?

  15. Экспресс-диагностика коклюша, легионеллезов.

  16. Как изменяются колонии легионелл при обработке УФО?

  17. Какие механизмы способствуют внутриклеточному выживанию легионелл.

  18. Особенности конструирования питательных сред для коринебактерий, бордетелл, легионелл.


Самостоятельная работа

  1. Приготовить препарат из чистой культуры ложнодифтерийных бактерий, окрасить по Граму, Леффлеру, Нейссеру, промикроскопировать.

  2. Изучить характер роста дифтерийных бактерий на средах с теллуритом калия, отдифференцировать биовары.

  3. Дифференцировать коринебактерии по ферментативным свойствам, гемолитической активности в демонстрационном наборе.

  4. Определить токсигенность бактерий в реакциях преципитации в готовых посевах.

  5. Составить алгоритм микробиологической диагностики дифтерии.

  6. Промикроскопировать демонстрационные мазки из чистых культур коклюшных и паракоклюшных бактерий.

  7. Оценить уреазную активность бордетелл.

  8. Оценить результат РСК при диагностике коклюша.

  9. Составить схему микробиологической диагностики коклюша.

  10. Оценить результат РНГА, ИФА при диагностике легионеллеза.

  11. Составить схему микробиологической диагностики легионеллеза.

  12. Изучить препараты, используемые с диагностической, профилактической и лечебной целью.

  13. Решить предложенные ситуационные задачи.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 8


ТЕМА: МИКОБАКТЕРИИ


Обоснование темы: Рост заболеваемости туберкулёзом и микобактериозами в России, выраженная резистентность микобактерий к ПТП (противотуберкулезным препаратам) обязывают всесторонне изучать биологию микобактерий, современные методы диагностики туберкулеза, микобактериозов, лепры.

Цель обучения: сформировать представление о биологических свойствах возбудителей туберкулёза, микобактериозов, лепры, особенностях формирования инфекционного процесса, защитных реакций организма, научить микробиологической диагностике, основам рациональной антимикробной терапии, специфической профилактике.

Студент должен знать:

  • Причины кислото- и спиртоустойчивости микроорганизмов, методы выявления кислотоустойчивых бактерий.

  • Пути передачи возбудителей.

  • Неспецифические и специфические факторы защиты при внутриклеточных инфекциях.

  • Принципы лабораторной диагностики инфекции.

  • Принципы этиотропной профилактики и терапии.

Студент должен уметь:

  • Правильно собрать материал и правильно выбрать методы его исследования.

  • Расшифровать результаты лабораторных методов исследования.

  • Выполнять общедоступные лабораторные методы (окраска препаратов по Граму, Циль-Нильсену).

  • Обогащать исследуемый материал, делать посевы на соответствующие питательные среды.

Вопросы для самоподготовки


1.Таксономическая характеристика, классификация микобактерий.

2.Роль микобактерий в патологии человека.

3.Биологические свойства микобактерий.

4.Патогенез поражений при туберкулезе, микобактериозах, лепре.

5.Особенности иммунитета при туберкулёзной инфекции и микобактериозах.

6.Микробиологическая диагностика туберкулёза, микобактериозов, лепры.

7.Антимикробная терапия, профилактика туберкулёза, микобактериозов, лепры.

Резистентность микобактерий к ПТП (противотуберкулёзным препаратам).


Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы особенности морфологических и тинкториальных свойств возбудителя туберкулёза?

  2. Для чего следует проводить обогащение исследуемого материала?

  3. Какие существуют способы обогащения мокроты?

  4. Каковы принципы конструирования сложных питательных сред для выделения микобактерий.

  5. Каковы культуральные особенности возбудителя туберкулёза?

  6. В чем состоит сущность метода Прайса?

  7. Как выглядят вирулентные микробы при микроскопии?

  8. Перечислите современные методы диагностики?

  9. В каком возрасте проводят первичную вакцинацию против туберкулеза?

  10. Какой характер иммунитета при туберкулёзе?

  11. Каковы критерии устойчивости к ПТП?

  12. Какие методы определения чувствительности микобактерий к ПТП вы знаете?

  13. Какие микобактерии характеризует уреазная активность?

  14. Какие микобактерии образуют желто-оранжевый пигмент при культивировании?

  15. Какие микобактерии образуют никотиновую кислоту?

  16. От чего зависит развитие туберкулоидной или лепроматозной формы проказы?

  17. Какие из НТМБ способны инфицировать раны, полученные при купании в водоемах?

Самостоятельная работа

1. Промикроскопировать демонстрационный мазок, окрашенный по Циль-Нильсену.

2. Провести обогащение (методами осаждения и флотации) мокроты.

3. Приготовить и окрасить мазок по Циль-Нильсену, промикроскопировать. Зарисовать препарат.

4. Составить алгоритм бактериальной диагностики ТМБ и НТМБ.

5. Оценить рост ТМБ на среде Левенштейна-Иенсена.

6. Оценить чувствительность микобактерий к антимикробным средствам.

7. Оценить результат РНГА при диагностике туберкулеза.

8. Изучение биопрепаратов используемых для диагностики и профилактики туберкулёза.

9.Решение ситуационных задач


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 9


ТЕМА: ВОЗБУДИТЕЛИ БАКТЕРИАЛЬНЫХ ЗООАНТРОПОНОЗНЫХ ИНФЕКЦИЙ: ЧУМЫ, ТУЛЯРЕМИИ, БРУЦЕЛЛЕЗА, СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ, ЛЕПТОСПИРОЗА

Обоснование темы. К зооантропонозам относится ряд заболеваний человека, при которых источником возбудителя являются инфицированные животные. Среди зооантропонозов отмечены заболевания, характеризующиеся высокой контагиозностью, тяжелой клинической картиной и высокой летальностью (особо опасные инфекции - /ООИ/).

Цель обучения: раскрыть механизмы патогенеза заболеваний на основе биологических свойств микроорганизмов, показать особенности распространения инфекции, иммунного ответа организма. Дать основы лабораторной диагностики зооантропонозов.

Студент должен знать:

  • биологическую характеристику возбудителей зооантропонозных инфекций;

  • особенности факторов защиты при ООИ,

  • правила забора и транспортировки материала для лабораторных исследований при ООИ;

  • принципы лабораторной диагностики зооантропонозных инфекций.


Студент должен уметь

  1. правильно собрать материал, необходимый для диагностики инфекции;

  2. выбрать адекватные методы исследования;

  3. правильно оценить результаты лабораторных исследований.


Вопросы для самоподготовки


  1. Понятие о зооантропонозах. Таксономическая характеристика микроорганизмов, вызывающих зооантропонозы.

  2. Общая характеристика возбудителей бактериальных зооантропонозных инфекций: Yersinia pestis, Bacillus anthracis, Brucella melitensis, Brucella abortus, Brucella suis, Francisella tularensis, Leptospira interrogans.

  3. Факторы патогенности возбудителей зооантропонозных инфекций. Патогенез чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза.

  4. Реакция иммунной системы, формирование иммунного ответа при зооантропонозах.

  5. Механизмы использования факторов защиты при работе с возбудителями ООИ.

  6. Принципы лечения. Направления специфической и неспецифической профилактики зооантропонозных инфекций.

  7. Методы микробиологической диагностики зооантропонозов: экспресс-диагностика, бактериологическая и генетическая диагностика зооантропонозных инфекции, биологическая и иммунологическая диагностика зооантропонозов.


Вопросы для самоконтроля

  1. Возбудители зооантропонозных заболеваний как средства биологической войны.

  2. Понятие о сапронозах.

  3. Перечислите факторы патогенности возбудителей ООИ.

  4. Какие возбудители размножаются внутриклеточно в организме человека? Какие иммунные реакции при этом развиваются?

  5. Какие животные являются резервуаром возбудителей и переносчиками
    инфекции?

  6. Какие возбудители зоонозных инфекций являются гидробионтами?
    Перечислите пути передачи зоонозных инфекций.

  7. Какая категория людей подвергается наибольшему риску заражения туляремией и сибирской язвой?

  8. Охарактеризуйте факторы защиты от возбудителей ООИ.

  9. Опишите вид и правила забора материала при зоонозных инфекциях.

  10. Опишите экспресс-диагностику чумы с использованием противочумного бактериофага.

  11. Какие признаки позволяют отдифференцировать J.pestis от других иерсиний?

  12. Опишите кровяно-капельную реакцию при диагностике туляремии.

  13. Чем отличается реакция Райта (диагностика бруцеллеза) от обычной
    развернутой реакции агглютинации?

  14. Как и для чего ставится реакция кольцеприцитации по Асколи?

  15. Опишите вид колоний возбудителей сибирской язвы на плотной и жидкой питательной среде.

  16. Почему для вакцинации от зоонозных инфекций используются
    преимущественно живые вакцины?


Самостоятельная работа

  1. Промикроскопируйте демонстрационные препараты возбудителей чумы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза.

  2. Изучите демонстрационный набор для дифференцировки пастерелл чумы от возбудителей псевдотуберкулеза.

  3. Изучите набор для дифференцировки возбудителей сибирской язвы от почвенной бациллы.

  4. Изучите характер роста возбудителей на плотных и жидких питательных средах.

  5. Поставьте реакции: преципитации Асколи. кровяно-капельную агглютинацию, реакцию агглютинации Хеддльсона.

  6. Учтите демонстрационную реакцию агглютинации Райта.

  7. Отдифференцируйте типы бруцелл по чувствительности к анилиновым красителям в питательных средах с фуксином и тионином.

  8. Изучите биопрепараты, применяемые для диагностики, терапии и профилактики зооантропонозных заболеваний.

  9. Решение ситуационных задач.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 10


ТЕМА: ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ГАЗОВОЙ АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ (газовой гангрены), СТОЛБНЯКА, БОТУЛИЗМА, НЕКЛОСТРИДИАЛЬНОЙ АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Обоснование темы. Анаэробные микроорганизмы: спорообразующие и неклостридиальные, палочковидные и кокки, грамположительные и грамотрицательные играют важную роль в инфекционной патологии человека. Одни из таких микробов отличаются выраженной вирулентностью и являются причиной гибели больных, другие проявляют сравнительно низкую патогенность. Поражения у человека часто вызывают ассоциации бактерий, в которых потенциал усиливается. Студентам необходимо знать, что диагностике и своевременном лечении анаэробных инфекций большое значение имеет правильное использование методов выделения данных микроорганизмов.


Цель обучения. Определить роль анаэробов в возникновении заболеваний, изучить механизмы действия экзотоксинов их возбудителей, научить принципам диагностики, определению практической ценности методов диагностики, профилактики и лечения анаэробных инфекций.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства анаэробов

  • таксономию возбудителей анаэробных инфекций

  • особенности патогенеза

  • методы выделения чистой культуры споро - и неспорообразующих анаэробов

  • основные средства лечения и профилактики анаэробных инфекций



Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования в конкретной ситуации

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ИФМ, биологических проб

Вопросы для самоподготовки


  1. Механизм анаэробного и аэробного дыхания.

  2. Методы культивирования анаэробов (физические, механические, химические, биологические). Методы выделения чистых культур анаэробов.

  3. Грамположительные спорообразующие палочки: Клостридии раневой анаэробной инфекции, клостридии столбняка, ботулизма, псевдомембранозного колита. Таксономия. Экология. Мор­фологические, культуральные, биохимические и антигенные свойства, особенности иммунитета. Факультативный паразитизм и патогенность для человека. Токсины. Ге­нетический контроль токсинообразования. Токсины ботулизма и столбняка как средства биологической войны. Патогенез газовой гангрены (роль микробных ассоциаций в патогенезе), роль токсинов Сl. регfringens в возникновении пищевой токсикоинфекции. Патогенез ботулизма, столбняка. Столбняк у новорожденных детей. Лабораторная диагностика. Специфическое лечение и профилактика.

  4. Грамотрицательные анаэробные палочки: Бактероиды, фузобактерии, лептотрихии, превотеллы, порфиромона­ды. Таксономия. Биологические свойства. Роль в патологии человека. Микробиологическая диагностика. Этиотропная терапия.

  5. Анаэробные грамположительные кокки: пептококки, пептострептококки. Таксономия. Биологические свойства. Факторы патогенности. Роль в патологии человека. Методы микробиологической диагностики.

  6. Анаэробные грамотрицательные кокки: вейлонеллы. Таксономия. Биологические свойства. Факторы патогенности. Роль в патологии человека. Методы микробиологической диагностики.


Вопросы для самоконтроля

  1. Расскажите механизмы действия ферментов и токсинов возбудителей газовой гангрены (мишени).

  2. Расскажите механизм действия столбнячного токсина (мишени).

  3. Расскажите механизм действия ботулинического токсина (мишени).

  4. Почему при гангрене, ботулизме и столбняке не наблюдается бактериемия?

  5. Расскажите правила введения сывороток.

  6. Назовите какие заболевание вызывают пептококки и пептострептококки.

  7. Какую роль в патологии человека играют вейлонеллы?

  8. Какую патологию чаще всего вызывают грамотрицательные анаэробные палочки?

  9. При диагностике какого заболевания обязательно проводиться биологическая проба?

  10. Как выполняется метод Перетца?

11. Какие питательные среды используются при выделении анаэробов?

12. Чем отличаются аэробный и анаэробный типы дыхания?

13. Какие препараты являются наиболее эффективными при лечении столбняка, ботулизма и гангрены?

14. Какие патогенные анаэробные бактерии являются санитарно-показательными?

15. Почему гипербарическая оксигенация оказывает лечебный эффект при анаэробных инфекциях?

16. Какие факторы патогенности анаэробных бактерий могут быть использованы как средства массового поражения людей и животных?

Самостоятельная работа

1. Изучить методы культивирования анаэробов.

2. Изучить характер роста возбудителей газовой гангрены в готовых посевах на средах тиогликолевой, Китта-Тароцци, Вильсон-Блера, Цейсслера и по методу Вейон-Виньяля.

3. Изучить морфологию возбудителей газовой гангрены, приготовить препарат из колоний клостридий газовой гангрены на среде Цейсслера, окрасить по Граму, промикроскопировать.

4. Изучить характер роста С1. реrfringens на молоке. Приготовить препарат, окрасить по Граму, зарисовать:

5. Изучить морфологию возбудителей столбняка и ботулизма в готовых препаратах.

6. Изучить характер роста возбудителей столбняка, засеянных по методу Филдса. Демонстрация биологической пробы при столбняке.

7. Определить тип ботулинического токсина в биологической пробе на белых мышах.

8. Приготовить препарат из консервов, окрасить по Граму, промикроскопировать.

9. Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики, лечения и профилактики анаэробных инфекций (противостолбнячная, противогангренозная, противоботулинические антитоксические поливалентные и моновалентные сыворотки, очищенный ассоциированный полианатоксин, состоящий из анатоксинов столбняка, С1. реrfingens, Сl. оеdеmаtiens, ботулинических анатоксинов типов А, В, С, D, Е, F, очищенный, концентрированный, адсорбированный септоанатоксин; диагностические противоботулинические, противостолбнячная, противогангренозные сыворотки.

10. Решение ситуационных задач.

11. Оформление протоколов.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 11


ТЕМА: ВОЗБУДИТЕЛИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЁМ (ИППП)

Обоснование темы. Входными воротами ИППП являются мочеполовые органы человека, при этом имеют значение половой, контактно-бытовой, интранатальный и внутриутробный пути передачи инфекции. Возбудители ИППП имеют ряд особенностей, знание которых даёт базисные знания для изучения кожно-венерических заболеваний, урологии, акушерства и гинекологии, педиатрии.

Цель обучения показать роль возбудителей ИППП в патогенезе вызываемых ими заболеваний, обозначить основные их свойства; научить правильно определять практическую ценность методов диагностики сифилиса, гонореи, хламидиоза, микоплазмоза. уреаплазмоза. трихомониаза; научить правильно трактовать показатели лабораторных исследований.

Студент должен знать:

  • морфологические и культуральные свойства возбудителей ИППП;

  • антигенные особенности данных возбудителей;

  • патогенез заболеваний группы ИППП с основными элементами эпидемиологии возбудителей;

  • методы лабораторной диагностики;

  • основные средства лечения и профилактики.

Студент должен уметь:

  • выбрать метод исследования в конкретной ситуации;

  • провести микроскопию патологического материала;

  • оценить результаты исследования парных сывороток.

Вопросы для самоподготовки

1. История открытия и изучения возбудителей ЗППП. Понятие об инфекциях, передающихся половым путём (ИППП). ИППП 1 и 2 поколения.

2. Роль гонококков, бледной трепонемы, хламидий и микоплазм в патологии человека.

3. Гонококки. Таксономическая характеристика гонококков. Биологические свойства гонококков. Клинико-эпидемиологические сведения, патогенез заболевания, иммунитет при гонорее. Лабораторная диагностика острой и хронической форм гонореи. Этиотропная терапия. Профилактика гонореи.

  1. ^ Бледная трепонема. Таксономическая и биологическая характеристика возбудителя сифилиса. Клинико-эпидемиологические сведения, основные механизмы иммунитета при сифилисе. Диагностика сифилиса. Выбор материала для исследования. Комплексная оценка результатов исследования. Этиотропная терапия и профилактика сифилиса.

  2. Хламидии. Эпидемиология, таксономическая характеристика и биологические свойства. Пути передачи и патогенез хламидиоза. Формы существования хламидий. Микробиологическая диагностика хламидиозов. Выбор материала в зависимости от формы заболевания. Лечение и профилактика хламидиоза. Применение антибиотиков с внутриклеточным проникновением (фторхинолоны, макролиды 2 поколения).

  3. Микоплазмы. Таксономическая характеристика и биологические свойства.
    Взаимодействие микоплазм и клеток «хозяина». Отсутствие специфических
    признаков при микоплазменной инфекции.

  4. Трихомонады. Таксономическая характеристика, биологические свойства, роль в развитии патологии человека. Микробиологическая диагностика трихомониаза. Лечение и профилактика трихомониаза.

Дополнительные вопросы для стоматологов:

Сифилис полости рта. Основные проявления сифилитического поражения ротовой полости.

Дополнительные вопросы для педиатров:

  1. Особенности поражения гонококками, бледной трепонемой детей.

  2. Врожденный сифилис. Признаки, характерные для врожденного сифилиса, на современном этапе.


Вопросы для самоконтроля

  1. Объясните происхождение термина «венерические болезни».

  1. Какие заболевания вызывают гонококки, бледная трепонема, микоплазмы и
    хламидии?

  1. Укажите особенности окраски возбудителей ИППП по Граму.

  2. Какие питательные среды пригодны для культивирования гонококков?

  1. Перечислите экстрагенитальные поражения, вызываемые гонококками. Что
    такое бленнорея?

  1. Чем обусловлен нестойкий иммунитет при гонорее?

  2. Сравните диагностику острой и хронической гонореи.

  3. С какой целью применяется гоновакцина? Что такое аутовакцина?

  4. С чем связано название возбудителя сифилиса?

  5. Чем обусловлена подвижность трепонем?

  6. Что такое твёрдый шанкр?

  1. Перечислите органы, поражающиеся при сифилисе. Наиболее частая
    локализация воспалительных очагов. Современный сифилис.

  2. Периоды сифилиса. В какие периоды ожидается положительная реакция
    Вассермана?

  3. Почему в последнее время значительно повысился интерес к хламидийным
    инфекциям?

  4. Что такое элементарное тельце, ретикулярное тельце, промежуточное тельце? Какой эпителий поражают хламидии?

  1. Как выделяют хламидии?

  2. Какие серологические реакции применяют для диагностики хламидиозов?

  3. Механизм действия антибиотиков на хламидии.

  4. Что такое микоплазмоз?

  5. С какими заболеваниями сходна клиника трихомониаза?

  6. Какие питательные среды применяют для культивирования трихомонад?

Самостоятельная работа

  1. Провести микроскопию готовых препаратов гонококков, зарисовать
    диплококки и присутствующие в мазках лейкоциты

  2. Оценить результаты серологической диагностики сифилиса по
    демонстрируемой реакции Вассермана (РСК)

  3. Составить алгоритм лабораторной диагностики гонореи

  4. Составить алгоритм лабораторной диагностики сифилиса

  5. Составить алгоритм лабораторной диагностики хламидийной и
    микоплазменной инфекции

  6. Решение ситуационных задач



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 12


ТЕМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ. ГРИБКОВЫЕ ИНФЕКЦИИ


Обоснование темы. Грибковые инфекции являются актуальной проблемой современности, характеризуются снижением защитных сил организма /иммунитета/ с поражением различных систем и органов организма человека. В связи с продолжающимся распространением и нарастающей летальностью проблема ранней профилактики и адекватного лечения грибковых инфекций приобрела большое значение. Одновременно широкая встречаемость данной патологии обусловлена появлением ВИЧ-инфекции и большого числа иммунодефицитных состояний у современного населения планеты.

Цель обучения. Определить роль грибковых инфекций человека в патогенезе вызываемых ими заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этих заболеваний.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства грибов

  • антигенные особенности основных возбудителей кандид, аспергилл, криптококков

  • таксономию дерматомикозов

  • патогенез кандидоза, аспергиллеза, криптококкоза

  • методы лабораторной диагностики грибковых инфекций

  • основные средства лечения и профилактики грибковых инфекций

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования грибковой инфекции в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ПЦР.


^ Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения грибковых инфекций человека и животных. Роль грибковой инфекции в патологии современного человека. Экология. Факторы, способствующие возникновению кандидоза. Грибковые инфекции как СПИД-индикаторные заболевания

  2. Патогенные грибы:

    • Дрожжеподобные грибы рода Кандида

    • Возбудители глубоких микозов: бластомикозов (северо- и южноамериканского), гистоплазмоза, криптококкоза, кокцидоза

    • Возбудители плесневых микозов – аспергиллеза, пенициллеза, зигомикозов

  3. Основные механизмы иммунного ответа при грибковых инфекциях

  4. Патогенез грибковых инфекций

  5. Лабораторная диагностика грибковых инфекций на различных стадиях инфекционного процесса. Комплексная оценка результатов исследования.

  6. Микотоксикозы

  7. Этиотропная терапия и пути возможной профилактики грибковых инфекций.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие знаете особенности иммунного ответа при грибковых инфекциях?

  2. Укажите морфологические особенности грибов как представителей эукариотов.

  3. Каковы основные этапы грибкового поражения тканей организма человека?

  4. Перечислите основные клетки организма, участвующие в защите от грибковой инфекции?

  5. Перечислите грибковые инфекции, являющиеся СПИД-индикаторными заболеваниями.

  6. Назовите нормальные микологические показатели дисбиограммы кишечника здорового человека.

  7. Назовите нормальные микологические показатели микрофлоры ротовой полости и мочеполовой системы здорового человека?

  8. Назовите группу риска лиц по возникновению грибковых инфекций.

  9. Назовите возможные пути передачи грибковой инфекции новорожденному, выделив приоритетные.

  10. Перечислите условно-патогенные и патогенные возбудители, являющиеся представителями группы антагонистов грибов.

  11. Перечислите условно-патогенные и патогенные возбудители, являющиеся представителями группы симбионтов грибов.

  12. Какие серологические реакции применяются при диагностике грибковых инфекций?

  13. Какие методологические особенности имеются в применении лабораторных методов исследования при грибковой инфекции?

  14. Перечислите диагностические методы, применяемые для скрининга при подозрении на грибковое инфицирование кожи или слизистых.

  15. Каковы основные цели проводимой терапии при грибковой инфекции?

  16. Значение медицинских препаратов в эпидемиологии грибковой инфекции.

  17. Свойства грибов при оценке их сохранения на объектах окружающей среды.

  18. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики грибковой инфекции среди населения и некоторых профессиональных групп.

  19. Проанализируйте роль грибковой инфекции животных в эпидемиологии и эволюции грибковой инфекции у человека.

  20. Назовите основные направления поиска методов лечения и профилактики грибковой инфекции.


Самостоятельная работа

  1. Приготовить два мазка из кандид, окрасить метиленовой синью и по Циль-Нильсену.

  2. Изучить характер роста грибов рода Кандида на питательных средах.

  3. Отдифференцировать различные виды грибов Кандида по биохимическим свойствам.

  4. Учесть демонстрационную реакцию агглютинации с сывороткой больного кандидозом.

  5. Учесть РНГА в парных сыворотках больного висцеральным микозом.

  6. Нарисовать схему алгоритма применения диагностических методов исследования при грибковой инфекции.

  7. Выделите на схеме методы диагностики, применяемые в качестве скрининг-тестов.

  8. Выделите на схеме методы диагностики, являющиеся окончательными в диагностике грибковой инфекции.

  9. Решение ситуационных задач.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 13

(контрольная работа № 2)


Контрольная работа предполагает собеседование или письменное изложение теоретических вопросов из предлагаемого перечня и защиту практических навыков. Практические навыки: узнавание питательных сред, характеристика роста микроорганизмов на питательных средах, описание биохимической активности, прочтение результатов серологических реакций, выполнение посева исследуемого материала и пересева культур, защита протоколов практических занятий.


^ Вопросы для подготовки к контрольной работе


  1. Возбудитель туляремии. Таксономия. Характеристика. Микробио­логическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  2. Возбудитель сибирской язвы. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  3. Возбудитель бруцеллеза. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  4. Возбудитель чумы. таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  5. Особенности микробиологического диагноза при карантинных инфекциях. Экспресс-диагностика.

  6. Возбудители анаэробной газовой инфекции. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  7. Возбудитель ботулизма. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  8. Возбудитель столбняка. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика и лечение.

  9. Возбудитель дифтерии. Таксономия и характеристика. Условно-патогенные коринебактерии. Микробиологическая диагностика. Выявление антитоксического иммунитета. Специфическая профилактика и лечение.

  10. Возбудители коклюша и паракоклюша. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  11. Возбудители туберкулеза. Таксономия. Характеристика. Условно-патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза.

  12. Возбудитель проказы. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.

  13. Возбудитель сыпного тифа. Таксономия. Характеристика. Болезнь Брилля–Цинссера. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  14. Возбудитель лихорадки Ку. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.

  15. Возбудитель хламидиозов. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.

  16. Возбудитель легионеллезов. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.

  17. Возбудитель сифилиса. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.

  18. Возбудитель лептоспирозов. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика. Лечение.

  19. Возбудитель боррелиозов. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика.

  20. Микоплазмы. Таксономия. Характеристика. Микробиологичес­кая диагностика. Лечение.

  21. Роль условно-патогенных микроорганизмов в возникновении внут­рибольничных инфекций. Клиническая микробиология, ее задачи.

  22. Неспорообразующие анаэробы. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика и лечение.

  23. Классификация грибов. Характеристика. Роль в патологии человека. Лабораторная диагностика. Лечение.

Для педиатрического факультета (дополнительно).

  1. Врожденный сифилис. Особенности лечения и лабораторной ди­агностики сифилиса.

  2. Роль хламидий в патологии беременности и поражении плода.

  3. Значение микоплазм в патологии беременности и заболеваниях у детей.

  4. Серологические реакции: РНГА, РСК, ИФА, ИФМ, РИБТ, реакции Райта, Асколи, Вассермана

  5. ПЦР

  6. Питательные среды, используемые при выделении перечисленных микроорганизмов.

  7. Правила работы с бактериальными культурами и методы посева и пересева культур.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса педиатрического

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания к практическим занятиям по внутренним болезням и эндокринологии на кафедре

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания для студентов V курса медицинских факультетов по самостоятельной подготовке

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания для студентов V курса медицинских факультетов по самостоятельной подготовке

Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного icon Методические указания для самостоятельной подготовки студентов 5 курса к практическим занятиям по

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы