А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор





Скачать 0.87 Mb.
Название А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор
страница 1/4
Дата 12.03.2013
Размер 0.87 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Кафедра биологии с курсом медицинской генетики
















^ Рабочая тетрадь и методические указания

для внеаудиторной и аудиторной

самостоятельной работы

студентов IVкурса лечебного факультета


Студент ___________________________

группа №___, IV курс,

________________________ факультет

20__ /20__ уч.г.


Краснодар, 2010


УДК 612.6.05 (075)

ББК 52.5

М 42


Составители: к.м.н. доцент А.Т. Зайцева, к.м.н. доцент К.Ю. Лазарев.


Под общей редакцией д.м.н. профессора В.И. Голубцова


Рецензенты:

А.Х. Каде, зав. кафедрой общей и клинической патофизиологии КГМУ профессор

^ Г.А. Голубцова, доцент кафедры поликлинической терапии с курсом ОВП ФПК и ППС КГМУ


Рабочая тетрадь и методические указания для студентов IV курса лечебного факультета составлены в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Медицинская генетика», которая разработана кафедрой биологии с курсом медицинской генетики в соответствии с Примерной программой по медицинской генетике для медицинских ВУЗов (Москва, 2004), а также учебными планами КГМУ.


Издание 4-е, переработанное и дополненное.


Рекомендовано ЦМС КГМУ от 26 мая 2009г., протокол №14.


Учебными планами преподавание медицинской генетики предусматривается на IV курсе лечебного факультета в объеме 24 часов практических.

Рабочая тетрадь разработана с целью помочь студентам в освоении учебного материала, необходимого по программе. Она включает методические указания для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов к 6-ти темам практических занятий. К каждому занятию определены цели, даны вопросы и литературные источники для самоподготовки, перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент на каждом занятии, а также задания для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы. В тетради приводится краткий терминологический словарь врожденных пороков и аномалий развития. Дается перечень вопросов для подготовки к тестовому итоговому занятию.


Занятие №1 «____»______________20__г

Тема: Этиология, патогенез, классификация, семиотика и методы диагностики наследственных болезней человека.


Цель занятия: изучить роль мутаций в возникновении наследственной патологии; классификацию, семиотику и методы диагностики наследственных заболеваний. Овладеть клинико-генеалогическим методом обследования пробанда и его семьи.


Вопросы для самоподготовки:

  1. Мутации наследственного материала и их роль в патологии человека:

а) факторы мутагенеза;

б) спонтанный и индуцированный мутагенез;

в) геномные, хромосомные и генные мутации.

  1. Взаимоотношения наследственности и среды в формировании патологических состояний у человека.

  2. Классификация наследственных заболеваний.

  3. Свойства гена. Экспрессивность и пенетрантность. Зависимость проявления действия гена от средовых факторов и взаимодействия с другими генами в геноме организма.

  4. Методы генетического анализа.

  5. Сущность синдромологического анализа и его использование в диагностике наследственных болезней.

  6. Методика проведения клинико-генеалогического исследования больного и его семьи.


Литература: I.1. С.7-97, 247-274; I.2.С.11-132, 323-359.


Необходимо знать:

  1. Современные представления об организации генома человека.

  2. Особенности клинических проявлений наследственной патологии, общие принципы диагностики наследственных болезней, причины происхождения и диагностическую значимость морфогенетических вариантов.

  3. Значение и основы клинико-генеалогического метода для диагностики наследственной патологии.

  4. Типы наследования заболеваний и нормальных признаков человека.

  5. Возможность использования цитогенетического, биохимического и молекулярно-генетического, методов для диагностики наследственных заболеваний человека.


Внеаудиторная самостоятельная работа

1. При подготовке к занятию заполнить таблицу, в которой отразить цель и сущность методов генетического анализа.


Метод

Цель применения и сущность метода

1

2

1. Клинико-генеалогический





2. Цитогенетический

а) исследование кариотипа




б) исследование

Х–хроматина




в) исследование

Y–хроматина







1

2

3. Биохимический





4. Молекулярно-генетический




5. Дерматоглифи-ческий




6. Популяционно-статистический





2. Критерии разных типов наследования заболеваний.

Самостоятельно изучить критерии разных типов наследования заболеваний. Заполнить графы.

Аутосомно-доминантное наследование:

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________

  6. _______________________________________________________________________

  7. _______________________________________________________________________

Примеры заболеваний __________________________________________________________

Аутосомно-рецессивное наследование:

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________

  6. _______________________________________________________________________

  7. _______________________________________________________________________

Примеры заболеваний _________________________________________________________

Х-сцепленное доминантное наследование:

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________

Примеры заболеваний __________________________________________________________

Х-сцепленное рецессивное наследование:

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________

  6. _______________________________________________________________________

  7. _______________________________________________________________________

Примеры заболеваний _________________________________________________________

Митохондриальное наследование:

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

Примеры заболеваний __________________________________________________________


^ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Семиотика наследственных болезней человека.

Выбрать из терминологического словаря термины, обозначающие врождённые пороки развития и микропризнаки патологии различных систем и органов.


2. Методы генетического анализа.

2.1. Синдромологический метод.

Изучить особенности обследования больных с наследственными заболеваниями, пользуясь методикой описания фенотипа пробанда.

Схема осмотра:

Наружный осмотр можно разделить на общий (внешний осмотр больного) и специальный (детальный) по областям: голова, лицо, шея, туловище, конечности, половые органы.

1. Общее состояние больного: состояние сознания (ясное или нарушенное), поведение (активное, пассивное, возбужденное), телосложение (конституция, рост и масса, пропорциональность).

2. Череп: макроцефалия, микроцефалия, долихоцефалия, брахицефалия, форма трилистника, тригоноцефалия, скафоцефалия, оксицефалия или акроцефалия, гидроцефалия, нависающий или плоский затылок.

3. Лоб: выступающий, скошенный, низкая линия роста волос, узкий, V-образный рост волос, «мыс вдовы», увеличенные надбровные бугры.

4. Лицо: выражение, мимика, наличие общей или локальной отечности, окраска кожи, слизистых оболочек, глаз, склер, волосяной покров (брови ресницы, усы, борода), граница роста волос на лбу и затылке, «птичье», «кукольное», «счастливой куклы», «песочные часы», «лицо эльфа».

5.Глаза, веки, брови: эпикант, телекант, гипертелоризм, монголоидный разрез глаз, антимонголоидный разрез глаз, аниридия, микрокорнеа, голубые склеры, колобома радужной оболочки, птоз, блефарофимоз, синофриз, гетерохромия радужки, лейкома роговицы, «бельмо», экзофтальм, катаракта, дистихиаз.

6. Нос: «седловидный», «клювовидный», широкое плоское переносье, «мясистый», широкие ноздри, вывернутые ноздри, гипоплазия одной половины носа, колобома крыльев носа, гипоплазия крыльев носа, утолщение и раздвоение кончика носа и др.

7.Челюсти: прогнатия, макрогнатия, прогерия, агнатия, микрогнатия, микрогения, ретрогения.

8.Губы и полость рта:

Фильтр - широкий, узкий, длинный, короткий, сглаженный.

Рот - «рыбий» или «карпий», микростомия, макростомия.

Расщелины - расщелина лица в области рта; расщелина верхней губы (хейлосхиаз) срединная, одно и двусторонняя, полная или частичная; расщелина неба (палатосхиаз), полная, неполная, одно- и двусторонняя, сквозная и подслизистая.

^ Нёбо - высокое, аркообразное, готическое.

Губы
- толстые, подвернутые, выступающая нижняя губа, кисты (ямки) на слизистой нижней губы.

Язык - макроглоссия, аглоссия.

Зубы - неправильный рост, микродонтия, олигодонтия, гиподонтия, диастема. Нарушение формирования зубной эмали и дентинообразования; цвет («янтарные», коричневые).

9.Ушные раковины: диспластичные, оттопыренные, уменьшенные, низко расположенные, приросшая мочка, преаурикулярные фистулы и папилломы, насечки ушных раковин, атрезия слухового прохода.

10. Волосы: низкий рост волос на шее, жесткие волосы, редкие, мягкие, париковые, гипертрихоз, истонченные, седая прядь надо лбом, гипотрихоз, алопеция, «мыс вдовы», цвет волос, структура волоса (прямые, курчавые, волнистые, тонкие, ломкие), алопеция, гипертрихоз, гипотрихоз, атрихоз, гирсутизм и др.

11. Шея: короткая, широкая, трапециевидная, длинная, кривошея, птеригиум.

12. Кожа: цвет, эластичность, влажность, наличие высыпаний, рубцов, равномерность пигментации, наличие пятен и гемангиом.

13. Подкожно-жировая клетчатка: равномерное или избирательное отложение. Наличие отеков, лимфостаза, кожных опухолей и их консистенция, состояние лимфатических узлов.

14. Мышечная система: степень развития, местные атрофии, сила и тонус.

15. Костная система: наличие врожденных и посттравматических деформаций, изменение суставов (конфигурация, подвижность отечность).

16. Грудная клетка: килевидная, бочкообразная, короткая, длинная, асимметричная, кифоз, сколиоз; гипертелоризм сосков, гинекомастия.

17.Изменения кистей и стоп: кисть широкая, узкая, крупная, длинная, эктродактилия, микромелия, короткие изогнутые мизинцы, арахнодактилия, брахидактилия, клинодактилия, синдактилия, олигодактилия, полидактилия, «тризубец», изодактилия, широкий I палец, поперечная ладонная складка, сиднеевская складка, единичная складка на V пальце стопы, сандалевидная щель, плоскостопие, высокий свод стопы.

18. Ногти: форма, ломкость, полное отсутствие или недоразвитие.

19. Наружные половые органы: гипогенитализм, гипогонадизм, крипторхизм, гипоспадия, эписпадия, микропенис, аплазия полового члена, аплазия влагалища, двойственные гениталии у новорожденных.


2.2. Клинико-генеалогический метод.

2.2.1. Разобрать цель и сущность исследования, необходимость использования метода, типы наследования признаков (заболеваний).

2.2.2. Решить ситуационные задачи (построение и анализ родословных с облигатным и факультативным носительством гена, рассчитать генетический риск).


2.3. Цитогенетический метод.

2.3.1. Разобрать цель и сущность и возможности использования методик исследования кариотипа. Изучить современную номенклатуру хромосомных мутаций.

Парижская номенклатура (Париж,1971)

p

- короткое плечо хромосомы

cen

- центромера

q

- длинное плечо хромосомы

chr

- хромосома

(+)

- увеличение длины плеча

dn

вновь возникшая хромосомная аномалия (de novo)

(-)

- уменьшение длины плеча

dic

- дицентрик

i

- изохромосома

fra

- ломкий участок (фрагильный)

r

- кольцевая хромосома

mar

- маркерная хромосома

del

- делеция

mos

- мозаик

dup

- дупликация

s

- спутник

ins

- инсерция (вставка)

stk

- спутничная нить

inv

- инверсия

tel

- теломера

(p+q-) или (p-q+)

- перицентрическая инверсия

h

- конституциональный гетерохроматин

t

- транслокация

qter

- конец длинного плеча

rcpt

- реципрокная транслокация

add

дополнительный материал неизвестного происхожд-я

robt

Робертсоновская транслокация

pat

- отцовское происхождение

pter

- конец короткого плеча

mat

- материнское происхождение

ter

терминальный или концевой участок

х

множественные копии перестроенных хромосом

::

- разрыв и соединение

:

- разрыв (без соединения)


2.3.2.Используя номенклатуру хромосомных мутаций решить ситуационные задачи.


2.4. Биохимический метод.

2.4.1. Разобрать цель и сущность метода и его роль в диагностике наследственных болезней обмена.

2.4.2. На примерах диагностики фенилкетонурии и др. НБО разобрать возможности использования селективного скрининга и массовых скрининговых программ.


2.5. Молекулярно-генетический метод.

С целью ознакомления с методами ДНК-диагностики просмотреть учебный видеофильм «Полимеразная цепная реакция».


Завершающий контроль уровня знаний

    1. Решить задачу по предлагаемой родословной с синдромом моногенной этиологии: составить схему, легенду родословной, определить тип наследования, зиготность членов родословной и провести расчёт риска моногенной патологии.

    2. Провести самостоятельный осмотр студента; данные осмотра внести в карту фенотипа.

^ КАРТА ФЕНОТИПА

Студент _____________________________________________ Возраст ___ лет Пол ____

Масса ________ Рост ______ Телосложение _______________________________________

Кожа: _______________________________________________________________________

Ногти: _____________________________________________________________________

Волосы: ______________________________________________________________________

Подкожная клетчатка: _______________________________________________________

Мышечный тонус: ____________________________________________________________

Голова: окружность___ см; форма ______________; лоб ___________; затылок _________; рост волос на лбу _______________________; рост волос на затылке __________________.

расположение ________________________; характер изменений _____________________.

Ушные раковины: продольный размер ____________; поперечный размер _____________;

Область глаз и глазное яблоко: расстояние между внутренними углами глаз __________;

расстояние между наружными углами глаз ______; расстояние между зрачками ________;

брови и надбровные дуги _______________; веки _________; ресницы ________________;

глазная щель ___________________; разрез глаз ___________________________________.

Нос: форма _______________; характер изменений ________________________________.

Губы и область рта: ширина рта _______; фильтр ______; характер изменений ________.

Верхняя челюсть: ______________________________________________________. Нижняя челюсть: ____________________________________________________________.

Зубы: прикус _______________; форма _______________; цвет эмали _________________.

Язык: ___________________________ Небо: ______________________________________

Шея: _____________________________ Туловище: _________________________________

Позвоночник: _________________________________________________________________

Грудная клетка: ______________________________________________________________

Пояса конечностей: ___________________________________________________________

Верхние конечности: плечо__________________предплечье_________________________

ладонь ______________________пальцы____________________ суставы_______________

Нижние конечности: бедро ______________________; голень ______________________; стопа _______________; пальцы ___________________; суставы ______________________.

Число малых аномалий – __________.


^ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

  1. Обследовать больного на выявление наследственной патологии.

  2. Распознавать общие проявления наследственной патологии, диагностировать врождённые морфогенетические варианты.

  3. Правильно использовать соответствующую терминологию при описании клинической картины (фенотипа) больного.

  4. Получать информации о больных и здоровых членах семьи на основании опроса, осмотра и имеющихся медицинских документов.

  5. Собрать анамнестические данные и генеалогическую информацию.

  6. Составить родословную, представить её в графическом виде и определить тип наследования.

  7. Проводить объективное обследование пробанда по органам и системам, осмотр родителей и других родственников.


Подпись студента _______________ Подпись преподавателя ___________


Занятие №2 «___»________________ 20__г.

Тема: Хромосомные болезни человека, методы их диагностики.


Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, классификацию, клинические проявления основных хромосомных синдромов, область применения цитогенетических исследований в диагностике наследственных заболеваний; научиться ставить предварительный диагноз, определять показания и порядок направления пациентов на медико-генетическое консультирование.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Хромосомные болезни, их этиология, патогенез, классификация.

  2. Клинические проявления (фенотипическая характеристика) синдромов, связанных:

а) с изменением количества аутосом и половых хромосом (синдромы: Патау, Эдвардса, Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, трисомии-Х, полисомии Y);

б) со структурными перестройками хромосом (синдром «крика кошки», Вольфа-Хиршхорна); в т.ч. микроаномалиями хромосом (Прадера-Вилли, Ангельмана, Лангера-Гидеона, Блума, Мартина-Белла).

  1. Цитогенетические исследования при диагностике хромосомных болезней.


Литература: I.1.С.159-200, 249-257; I.2.С.210-260, 325-335.

Необходимо знать:

  1. Общую характеристику хромосомной патологии, показания для применения цитогенетического исследования и необходимости дополнительных специальных методов обследования больного.

  2. Область применения цитогенетических методов, сущность, виды, возможности цитогенетического метода в диагностике наследственных болезней.

  3. Общие проблемы лечения, социальной адаптации и реабилитации больных с хромосомной патологией; проблемы профилактики хромосомных болезней.


Внеаудиторная самостоятельная работа

При подготовке к занятию изучить клиническую и цитогенетическую характеристику наиболее распространённых хромосомных синдромов, в том числе обусловленных, микроделециями аутосом (микроцитогенетические синдромы). Заполнить таблицу.

Название синдрома

Клиническая характеристика

Кариотип

^ Трисомия 13 хромосомы

(синдром Патау)







Трисомия 18 хромосомы

(синдром Эдвардса)







^ Трисомия 21 хромосомы

(синдром Дауна)







Моносомия Х хромосомы

(синдром Шерешевского-Тернера)







^ Синдром ХХY хромосом

(синдром Клайнфельтера)







Синдром трисомии Х









Синдром дисомии Y









^ Синдром 5р- хромосомы («кошачьего крика»)








Синдром 4р- хромосомы (Вольфа-Хиршхорна)







^ Синдром Прадера-Вилли








Синдром Ангельмана

(«счастливой куклы»)







^ Трихо-рино-фалангеальный синдром(Лангера-Гидиона)







Синдром Блума

(нанизм с поражением кожи)







Синдром фрагильной Х хромосомы

(Мартина-Белл)








^ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

По фотографиям и кариограммам разобрать опорные диагностические признаки хромосомных болезней; поставить диагноз.


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Исследование полового хроматина.

1.1. Разобрать цель и сущность исследования X- и Y-хроматина.

1.2. Оценка результатов исследования полового хроматина:

У здоровых женщин – от 15-18% и более Х-хроматин положительных клеток; 0% Y-положительных клеток.

У здоровых мужчин – 0% Х-хроматин положительных клеток (допускается до 2-3%); Y-положительных клеток до 100%.

1.3. Заполнить таблицу, отражающую количество X- и Y-хроматина в ядрах буккального эпителия (по Сандерсон и Касперсон) у больных с различными синдромами, связанными с изменением количества половых хромосом.

Кариотип

Х-хроматин

Y-хроматин

Диагноз

45,Х










45,Х/46,ХХ










47,ХХХ










47,ХХY










46,ХY/47,ХХY










47,XYY










45,Х/46,ХY












2. Дифференциальная окраска хромосом при цитогенетическом исследовании.

По рисункам разобрать современные методики исследования кариотипа (стандартное окрашивание, схематическое изображение рисунка сегментации хромосом при G, R, C-окраске).



1 2 3 4 5

-------------------------А---------------------------- -----------------------В----------------------



6 7 8 9 10 11 12

----------------------------------------------------------С--------------------------------------------------------



13 14 15 16 17 18

--------------------------D----------------------- ----------------------E-----------------------------



19 20 21 22 X Y

---------------F--------------- ---------------G-------------


Сравнение G- и R- сегментации

G R



3. Молекулярно-цитогенетическая диагностика.

3.1. Разобрать показания к применению и современные представления о молекулярно-цитогенетической диагностике с использованием FISH-метода.


Показания к молекулярно-цитогенетической диагностике:

  1. Анализ случаев сложного хромосомного мозаицизма с небольшим клоном аномальных клеток;

  2. Определение происхождения и генетического состава дополнительных маркерных хромосом;

  3. Идентификация хромосом, вовлечённых в сложные перестройки при участии 3-х хромосом и более;

  4. Уточнение точек разрыва на хромосомах и потерь генетического материала на хромосомном и субхромосомном уровнях в случае сложных хромосомных аномалий (сбалансированные и несбалансированные транслокации, особенно семейные случаи) или теломерных (субтеломерных) хромосомных делеций;

  5. Идентификация ломкой хромосомы Х при синдроме умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х;

  6. Анализ хромосомных аномалий в опухолях.

  7. Изучение и выявление вариантов хромосомных аберраций.


3.2. Рассмотреть этапы идентификации дополнительных маркерных хромосом.

Схема идентификации дополнительных маркерных хромосом

I этап - Классический цитогенетический анализ кариотипа и возможного происхождения маркерной хромосомы (GTG, CBG – методы дифференциального окрашивания).

II этап - Гибридизация in situ «в мягких» условиях для групповой оценки происхождения

маркерной хромосомы: - ДНК зонд на группу хромосом 1, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16, 19;

- ДНК зонд на группу хромосом 2, 4, 8, 9, 18, 20;

- ДНК зонд на группу хромосом 1, 11, 17, Х;

- ДНК зонд на группу хромосом 13, 14, 15, 21, 22, Y.

III этап - «Направленная» гибридизация в «жёстких» условиях со специфичными ДНК-зондами определённой группы хромосом для точной идентификации дополнительной маркерной хромосомы.

IV этап - (дополнительный). Гибридизация с «уникальными» или сайт специфичными ДНК-зондами, картированными в определённом районе хромосом, для окончательного уточнения генетического состава маркерной хромосомы.


4. Рассмотреть таблицу и проанализировать факторы, определяющие эмпирический риск наследования хромосомной патологии.

^ ЭМПИРИЧЕСКИЙ РИСК ПРИ ХРОМОСОМНЫХ БОЛЕЗНЯХ

Трисомии 13, 18, 21

Суммарный популяционный риск в зависимости от возраста матери

Возраст матери, годы

Риск, %

< 19

0,08

20-24

0,06

25-29

0,1

30-34

0,2

35-39

0,54

40-44

1,6

> 45

4,2

Трисомия 21 (синдром Дауна)

Простая трисомная форма

Повторный риск синдрома Дауна для сибсов пробанда в

зависимости от возраста матери

Возраст матери

Риск

До 35 лет

1 %

Свыше 35 лет

Удвоенный риск для данной возрастной группы

Транслокационная форма

Риск для сибсов в спорадических случаях (при нормальном

кариотипе родителей) соответствует простой трисомии.

Риск для потомства носителей семейных робертсоновских транслокаций (%)

Тип транслокации

Пол носителя

женщина

мужчина

(21q22q)

7%

2%

(21q14q)

10%

2,4%

(21q21q)

100%

100%

Мозаицизм у родителей

Риск = х/(2-х)*2, где х – доля аномального клеточного клона

Синдром Патау (трисомия 13) и Эдвардса (трисомия 18)

Простая трисомная форма и спорадическая транслокация

Риск для сибсов очень низкий (менее 1%)

Мозаицизм у родителей

Риск = х/(2-х)*2, где х – доля аномального клеточного клона

Семейные транслокации с участием хромосомы 13

Тип транслокации

Повторный риск несбалансированных

хромосомных аномалий для сибсов

Пол носителя

женщина

мужчина

(13q14q)

2%

1%

(13q15q)

2%

1%

(13q13q)

100%

100%

(13q21q)

10-15%

<1%

Структурные аномалии аутосом

Риск для сибсов в спорадических случаях

(при нормальном кариотипе родителей)

Очень низкий (менее 1%)


5. Провести осмотр больного; заполнить карту его фенотипа; определить необходимость цитогенетического исследования и дополнительного обследования пациента. Провести расчёт генетического риска для сибсов пробанда.

^ КАРТА ФЕНОТИПА

Больной __________________________________________ Возраст ___ лет Пол ________

Масса ________ Рост ______ Телосложение _______________________________________

Кожа: _______________________________________________________________________

Ногти: _______________________________Волосы: ________________________________

Подкожная клетчатка: _______________________________________________________

Мышечный тонус: ____________________________________________________________

Ушные раковины: продольный размер ________________; поперечный размер _________;

Голова:окружность___см; форма______; лоб_____; затылок_____; рост волос на лбу ____; рост волос на затылке______; расположение_______; характер изменений __________.

Область глаз и глазное яблоко: расстояние между внутренними углами глаз ___________;

расстояние между наружными углами глаз ______; расстояние между зрачками ________;

глазная щель _________________; разрез глаз _____________________________________.

брови и надбровные дуги __________; веки ______________; ресницы ________________;

Нос: форма __________________; характер изменений ____________________________.

Губы и область рта: ширина рта _______; фильтр _____; характер изменений _________.

Верхняя челюсть: ______________________________________________________. Нижняя челюсть: ____________________________________________________________.

Язык: _______________________________ Небо: ___________________________________

Зубы: прикус _____________; форма ____________; цвет эмали _____________________.

Шея: _____________________________ Туловище: _________________________________

Позвоночник: _________________________________________________________________

Грудная клетка _______________________________________________________________

Грудные железы ______________________________________________________________

Пояса конечностей: ___________________________________________________________

Верхние конечности: плечо__________________предплечье_________________________

ладонь ______________________пальцы__________________ суставы_________________

Нижние конечности: бедро _____________________; голень _______________________; стопа ________________; пальцы ___________________; суставы _____________________.

Нервная система и органы чувств ______________________________________________

Сердечно-сосудистая система _________________________________________________

Органы дыхания ______________________________________________________________

Желудочно-кишечный тракт ___________________________________________________

Печень________________________________ Селезенка _____________________________

Мочевыделительная система: __________________________________________________

Половые органы: ______________________________________________________________

Железы внутренней секреции: __________________________________________________

Психический статус:__________________________________________________________

Предварительный диагноз _____________________________________________________

Биохимический и молекулярно-генетический анализ________________________________

^ Окончательный диагноз _______________________________________________________

Генетический риск для сибсов пробанда _________%.

Необходимо уметь:

  1. Сформулировать предварительный диагноз хромосомной патологии.

  2. Определить необходимость дополнительного обследования, включая цитогенетический метод.

  3. Оценить результаты лабораторного обследования и сделать заключение в истории болезни пациента.


Подпись студента _____________ Подпись преподавателя _______________
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Зав кафедрой внутренних болезней №2 гбоу впо кгму профессор, д м. н. В. П. Михин

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Зав кафедрой внутренних болезней №2 гбоу впо кгму профессор, д м. н. В. П. Михин

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Зав кафедрой профессор Савченко Н. Е

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Зав кафедрой профессор Балашов П. П

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Зав кафедрой профессор Сукало А. В

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Зав кафедрой профессор Сукало А. В

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Ирование восстановительных операций в челюстно- лицевой области. Показания и противопоказания. Учебно-
Р е ц е н з е н т ы: зав кафедрой челюстно- лицевой хирургии бгму, доцент А. В. Глинник; зав кафедрой...
А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon И о. заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения квалификации
М. Р. Конорев, и о заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения...
А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Зав кафедрой общей и эстетической стоматологии фпдо профессору Крихели Н. И

А. Х. Каде, зав кафедрой общей и клинической патофизиологии кгму профессор icon Э. Б. Арушаняна Рецензент проф., д м. н, зав кафедрой клинической фармакологии В. А. Батурин

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы