Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию icon

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию





НазваниеУчебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию
страница1/10
Бабаева А.Р
Дата16.03.2013
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство здравоохранения Российской Федерации

Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра факультетской терапии


ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Учебно – методическое пособие для студентов

4 –го курса лечебного факультета


Рекомендовано к изданию

ЦМС ВолГМУ


Волгоград, 2004

УДК 616.1/.4-079.4(035)


Авторский коллектив:

Профессор, зав. кафедрой Бабаева А.Р., доцент Щукарева В.Я., ассистент Родионова О.Н., ассистент Апухтин А.Ф., ассистент Лекарева И.В., ассистент Давыдов С.И., ассистент Гальченко О.Е., ассистент Тарасов А.А., ассистент Захарьина О.А.


Под общей редакцией заведующей кафедрой факультетской терапии ВолГМУ профессора Бабаевой А.Р.


Рецензенты:

Левитан Б.Н., проф., зав. кафедрой факультетской терапии с эндокринологией Астраханской медицинской академии; Багирова Г.Г., проф., зав. кафедрой общей врачебной практики Оренбургской медицинской академии.


^ Рекомендуется к изданию Центральным методическим советом ВолГМУ.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие………………………………………………4


Список используемых сокращений……………………8


Кардиология……………………………………………..10

Артериальные гипертензии……………………….10

Хроническая сердечная недостаточность………..14

ИБС. Стабильная стенокардия……………………18

ИБС. Инфаркт миокарда………………………….22

Ревматизм………………………………………….26

Инфекционный эндокардит………………………30

Приобретенные пороки сердца…………………..33


Пульмонология…...…………………………………….36

Пневмонии…………………………………………36

Хронический обструктивный бронхит…………..38

Бронхиальная астма……………………………….41

Абсцесс легкого…………………………………...44


Гастроэнтерология………….………………………….51

Хронический гастрит……………………………..51

Язвенная болезнь………………………………….52

Хронический колит……….……………………….55

Хронический панкреатит…….……………………58

Хронический бескаменный холецистит.…………60

Хронический гепатит…………………….………..62

Цирроз печени…………………………….……….64


Нефрология…………………………………….………..66

Хронический гломерулонефрит………………….66


Гематология…………………………………………….69

Лейкозы……………………………………………69

Железодефицитные анемии………………………72


Эндокринология…………………...…………………...76

Гипотиреоз…………………………….………….76

Диффузный токсический зоб…………………….77

Ожирение………………………………………….80

Сахарный диабет………………………………….83

Аутоиммунный тиреоидит……………………….86

Аддисонизм……………………………………….89

Литература………………………………………………91

ПРЕДИСЛОВИЕ


«Приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя, основывающего свои заключения на возможно большем количестве строго и научно наблюдаемых фактов».

С.П.Боткин.


Уважаемые коллеги, студенты 4 –го курса. На кафедре факультетской терапии Вы начинаете изучать новую для себя дисциплину – внутренние болезни. В дальнейшем, на 5 и 6 курсах, Вы продолжите ее изучение. В самом начале, на кафедре факультетской терапии, под руководством своих преподавателей Вам предстоит усвоить сведения о наиболее распространенных заболеваниях внутренних органов, подробно ознакомиться с их клиническими проявлениями, наиболее часто встречающимися вариантами течения, а также с основами дифференциального диагноза при них. Чтобы помочь в этом, мы предлагаем Вам это пособие.

Проведение дифференциального диагноза – задача даже для опытного врача непростая. Диагностическая техника постоянно совершенствуется, появляются новые диагностические методики, открываются новые возбудители заболеваний, уточняются сведения о патогенезе. Поэтому количество «заболеваний», или, что правильнее, нозологических единиц, постоянно растет и пополняется.

Как разобраться в них, как назначить именно те обследования, которые помогут Вам правильно поставить диагноз? Как избежать «ненужных», излишних обследований, которые лишь утомят больного, но не дадут дополнительных сведений его лечащему врачу? Для этого Вы должны хорошо представлять себе, для чего конкретно Вы назначаете то или иное исследование, каких результатов ожидаете, в чем именно помогут Вам полученные сведения. Именно здесь, на этом этапе, Вам понадобятся так называемые диагностические алгоритмы.

Существует два различных подхода к построению диагностических алгоритмов. Первый заключается в том, что Вы на основании имеющихся у Вас сведений, которыми чаще всего оказываются данные физикального обследования больного и результаты общеклинических лабораторных исследований, формулируете предварительную диагностическую гипотезу (предварительный диагноз), а потом, сравнивая имеющуюся симптоматику и данные дополнительных методов исследования с признаками другого заболевания, протекающего с похожими симптомами, Вы либо подтверджаете предварительный диагноз, либо формулируете новую диагностическую гипотезу.

Такой подход удобен в случаях, когда необходимо отдифференцировать друг от друга небольшое количество заболеваний, протекающих со множеством сходных симптомов (например, ХОБ и БА; пневмонию и туберкулез легких).

Другой подход необходим, если нужно провести дифференциальную диагностику внутри большой группы заболеваний в рамках одного-единственного синдрома. В этих случаях Вам необходимы данные большого количества дополнительных исследований, чтобы сравнить их с диагностическими критериями того или иного заболевания. Так, например, проводится дифференциальная диагностика при синдроме артериальной гипертензии, при длительных лихорадочных состояниях, при неясных болевых синдромах различной локализации.

Но есть еще один подход, который дается врачу не сразу, а приходит со временем. Это сверхсознательный процесс, или интуиция. При этом на подсознательном уровне «пропускаются» все промежуточные звенья диагностического алгоритма, и кажется, что верное решение приходит само собой, как озарение. Вспомните: именно так ставят свои диагнозы самые опытные врачи, корифеи медицины. После этого остается лишь объективно подтвердить диагноз. Никогда не забывайте о том, что любой окончательный диагноз требует объективного подтверждения, так как определяет не только стратегию лечения, но и дальнейшую судьбу больного.

Подготовка врача - интерниста включает в себя 3 этапа.

1-й этап вы уже прошли – изучение методики обследования больного и симптоматологии внутренних болезней.

2-й этап – это освоение методологии построения диагноза при типичном проявлении болезни. Данную задачу мы будем вместе решать в курсе факультетской терапии. И последний, 3-й этап, – это изучение многообразия различных вариантов течения болезни в зависимости от индивидуальных особенностей организма больного. К этому этапу вы перейдете на 5-м курсе на кафедре госпитальной терапии.

Итак, ваша основная задача на кафедре факультетской терапии – научиться алгоритму постановки диагноза.

Что для этого надо? Во-первых, уметь собрать необходимые данные, т.е. уметь обследовать больного. Во-вторых, уметь анализировать полученную информацию. И в-третьих, сделать обоснованное, правильное заключение.

Основной упор в курсе факультетской терапии делается на диагностику.

Диагностика – это раздел медицины, изучающий методы исследования для распознавания заболевания с целью назначения лечения и мер профилактики.

Как всякая дисциплина, диагностика состоит из разделов.

  1. Врачебная диагностическая техника и методология – это те приемы, которые мы используем для обследования больного.

  2. Симптоматология – это изучение диагностического значения симптомов болезни.

  3. Методика постановки диагноза – это особенности мышления при распознавании заболевания.

Этот последний раздел наиболее сложен. Ему в основном и посвящен курс факультетской терапии.

Как поставить правильный диагноз, как отличить одно заболевание от другого, протекающего со сходной клинической картиной?

Эта задача выполнима, если врач владеет искусством дифференциального диагноза. Что такое дифференциальный диагноз?


Дифференциальный диагноз – это процесс сравнения данного клинического случая с различными нозологическими формами с целью исключения других возможных заболеваний у конкретного больного.


Без дифференциального диагноза невозможна диагностика ни одного заболевания. Дифференциальная диагностика – это необходимый компонент анализа каждого клинического случая.

Схематично процесс дифференциального диагноза можно представить следующим образом.

  1. Исходным пунктом является выбор ведущего симптома или синдрома

  2. Второй этап – привлечение для сравнения всех заболеваний, для которых характерен данный симптом.

  3. Проводят сравнение клинической картины заболевания у данного больного с типичными проявлениями заболеваний, при которых имеется выделенный симптом.

  4. Последовательно исключают привлеченные для сравнения заболевания на основании обнаруженных различий и противоречий.

  5. При наличии сходства картины заболевания у данного больного с определенным заболеванием делают заключение об имеющемся у больного патологическом процессе.



^

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ



17 – КС 17 – кетостероиды

17 – ОКС 17 – оксикортикостероиды

АГ артериальная гипертензия
АД артериальное давление

АДГ антидиуретический гормон

АКТГ адренокортикотропный гормон

^ АПФ ангиотензин – превращающий фермент

АСГ антистрептогиалуронидаза

АСЛ антистрептолизин

АСТ аспарагиновая аминотрансфераза

БА бронхиальная астма

ГБ гипертоническая болезнь

ГКС глюкокортикостероиды

ГПОД грыжа пищеводного отверстия диафрагмы
^
ДТЗ диффузный токсический зоб

ЖВП желчевыводящие пути

ЖДА железодефицитная анемия

ЖКБ желчекаменная болезнь

ИАПФ ингибиторы ангиотензин – превращающего фермента

ИМ инфаркт миокарда

ИЭ инфекциоггый эндокардит

^ КТ компьютерная томография

КФК креатинфосфокиназа

НПВС нестероидные противовоспалительные средства

НЦД нейроциркуляторная дистония

НЯК неспецифический язвенный колит

ОДА опорно – двигательный аппарат

^ ОЖСС общая железосвязывающая способность сыворотки

ОЛ острый лейкоз

ОП острый панкреатит

ПЖЖ поджелудочная железа

ПККА парциальная красноклеточная аплазия

ПЦР полимеразная цепная реакция

^ РА ревматоидный артрит

РЖ рак желудка

СД сахарный диабет

СКВ системная красная волчанка

Т3 тиронин

Т4 тироксин

ТТГ тиреотропный гормон

ТЭЛА тромбоэмболия легочной артерии

УЗИ ультразвуковое исследование

ХГН хронический гломерулонефрит

^ ХДН хроническая дыхательная недостаточность

ХЛЛ хронический лимфолейкоз

ХМЛ хронический миелолейкоз

ХОБ хронический обструктивный бронхит

ХП хронический панкреатит

ХПН хроническая почечная недостаточность

^ ХПН хроническая почечная недостаточность

ХСН хроническая сердечная недостаточность

ЦП цирроз печени

ЩЖ щитовидная железа

ЭРХПГ эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография

^ ЭФГДС эзофагофиброгастродуоденоскопия

ЭхоКГ эхокардиография

ЯБДПК язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки

ЯБЖ язвенная болезнь желудка

К А Р Д И О Л О Г И Я


^ АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ


Основные признаки:

- КЛИНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ: головная боль, напряжение и ощущение боли в области сердца, повышенная утомляемость, вспыльчивость, нарушение сна, сердцебиение, одышка при физической нагрузке, шум в голове и головокружение.

- ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТА ПОВЫШЕНИЯ АД: (АД систолическое > 140 мм рт. ст. или АД диастолическое > 90 мм рт. ст.), зарегистрированного не менее чем при двух врачебных осмотрах, при каждом из которых АД измеряется, по крайней мере, дважды.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся
Поликлиническая терапия: уч метод пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета...
Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса медико-диагностического факультета, 6 курса лечебного

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета Гомель 2012

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие для студентов 6 курса лечебного факультета и факультета по подготовке

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 4 курса лечебного

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие для практических занятий студентов 3 курса лечебного факультета медицинских

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие для практических занятий студентов 6 курса лечебного факультета медицинских

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие «Медицинская психология» для практических занятий для студентов 3 курса

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие для студентов 3 курса медицинских вузов лечебного, медико-диагностического

Учебно методическое пособие для студентов 4 -го курса лечебного факультета Рекомендовано к изданию iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы