|
Скачать 4.65 Mb.
|
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯУПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХАИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙНормативные акты и методические рекомендации для организацииоздоровительной и воспитательной работы в детском оздоровительном лагереБарнаул- 2009УДК 613.7 “322” – 053.2:614.212 (1-214) ББК 51.1 (2) 27:51.283.6 Составители: д.м.н., зам. начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.А. Белоусов; к.п.н., зам. начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи А.Н. Слажнев; к.м.н., зам. гл. врача Алтайской краевой клинической детской больницы Т.А. Асанова; начальник отдела управления Роспотребнадзора Н.Н. Борисюк; начальник отдела управления Алтайского края по образованию и делам молодежи О.А. Плешкова; д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Алтайского государственного медицинского университета В.Б. Колядо; к.м.н., зав. анестезиолого-реанимационным отделением Алтайской краевой клинической детской больницы Алтайской краевой клинической детской больницы М.В. Мешков; зав. отделением спортивной медицины Алтайского краевого врачебно-физкультурного диспансера Е.В. Мельниченко. ^ Н.П. Черепанова, заместителя Губернатора Алтайского края. Рецензенты: д.м.н., руководитель Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю И.П. Салдан; профессор, к.х.н., академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Ю.Н. Денисов; д.м.н., начальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.А. Елыкомов. В методических рекомендациях представлены организационно-правовые, медицинские, санитарно-противоэпидемические и педагогические аспекты оздоровительной работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях. Методические рекомендации предназначены для специалистов, занимающихся организацией и проведением оздоровительной и воспитательной работы в период летнего отдыха детей и подростков на базе загородных оздоровительных учреждений.
ВведениеУхудшение состояния здоровья детей в нашей стране, увеличение учебных нагрузок, других неблагоприятных факторов, тяжелое положение многих семей, обусловленное нестабильной экономической обстановкой в государстве. Рост подростковой преступности, наркомании и еще ряда социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют об острой необходимости любых, прежде всего, доступных основной массе населения, форм организации досуга и оздоровления детей и подростков, в том числе, во время наиболее продолжительных летних каникул. Оздоровительные мероприятия в период летних каникул следует рассматривать как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. По данным многих авторов, к концу учебного года состояние здоровья детей, даже относящихся к немногочисленной наиболее благополучной I группе здоровья, ухудшается, что проявляется в сокращении адаптационных возможностей и резервов организма ребенка, в снижении сопротивляемости различного рода инфекциям, физической выносливости и толерантности к учебным нагрузкам. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественных оздоровительных факторов, для чего необходимо создать подчас минимальные дополнительные условия, прежде всего, организационного характера. Детский оздоровительный лагерь осуществляет свою деятельность согласно законодательству Российской Федерации об образовании, организации детского отдыха и оздоровления детей. Основой функционирования детских оздоровительных лагерей выступает оздоровительно-образовательная деятельность, а ее специфика выражается в направленности на содержательное наполнение свободного времени детей, восстановление израсходованных в период обучения сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей, их физическое и духовное развитие. Оздоровительная деятельность при этом определяется как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания в экологически чистой и благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.Под образовательной деятельностью следует понимать реализацию дополнительных образовательных программ, способствующих творческому развитию детей и их самовыражению в учебной (кружковой, клубной, студийной, секционной) и воспитательной работе оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании». Усиливается роль сферы каникулярного отдыха и оздоровления детей в процессе их социализации, педагогической поддержке, реабилитации и адаптации к жизни в обществе, в обеспечении социальной защиты личности, ее социальном формировании и развитии. И это не случайно. Ведь оздоровительно-образовательные учреждения наиболее успешно и активно могут внедрять социально-педагогические модели деятельности и образа жизни. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, духовное и физическое совершенствование, что стимулирует и улучшает процесс социальной адаптации детей к динамично изменяющимся условиям жизни, позволяет признавать самоценность каждой личности.Педагогическими ориентирами в организации свободного времени детей в каникулярный период являются идеи гармоничного соединения с природой, сочетание коллективистских начал и бережное отношение к каждому ребенку, гуманистическая направленность воспитания.
^ В модели воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря главным является ребёнок. Он – субъект собственной жизни и творит её, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социально-преобразующей деятельности. Именно поэтому любое действие, организуемое педагогом, должно представлять собой единство открывающихся перед ребёнком социальных ценностей, преобразуемых в его личностный смысл, и активное взаимодействие, с окружающей действительностью. Таким образом, цель воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере сегодня – не только коррекция поведения ребёнка (группы детей), а формирование ценностного отношения к окружающему миру, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с ним и с педагогом как представителем мира взрослых. Разработка нового содержания воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря определяет круг задач, необходимых для успешной работы с детьми. Содержание может быть представлено четырьмя уровнями:
В педагогическом управлении системой воспитательной деятельности важнейший аспект – психолого-педагогическая поддержка детей, полноценное обеспечение психического и физического здоровья, развитие социально значимых качеств детей и подростков. Важна и результативность тактических организационных функций, таких, как: социально-нормативная, связанная с усвоением детьми норм, правил жизни и деятельности детского оздоровительного лагеря; прогностическая, определяющая условия полноценной реализации интересов и потребностей детей; преобразовательная, связанная с постепенным расширением сфер, путей и состояний участников воспитательной деятельности. Остановимся подробнее на характеристике компонентов воспитательной деятельности. Во-первых, она носит не лобовой характер, представляет собой не прямое воздействие на ребёнка, а проявляется в ходе социального взаимодействия различных субъектов: отдельных детей, групп, микрогрупп и микроколлективов. Во-вторых, содержание воспитательной деятельности и характер взаимодействия групп и личности обусловлены социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизни и деятельности. Идеи, заложенные в содержание воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере, определяют отношение детей и взрослых к окружающему миру, к коллективу, к самим себе. В-третьих, воспитательная деятельность в лагере проходит в условиях временного детского объединения, разнородности его состава, относительной автономности существования, коллективного характера жизни и многих видов деятельности, завершённого цикла развития. У многих педагогов всё это вызывает серьёзные затруднения. Временное детское объединение в лагере существует не более 24 дней, а нередко срок таких объединений – 10-20 дней. За это время в ребёнке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений. Временное объединение способствует интенсивности новых связей, контактов. А вот влияние на личность ребёнка семейного, школьного уклада, неформального объединения ослабляется. За 10-20 дней временное объединение проходит полный цикл развития: уже на 3-4-й день оно обладает основными признаками коллектива, а к завершающей стадии может стать формированием сплочённым, ценностно значимым для его участников. Интенсивная воспитательная деятельность в лагере иногда создаёт у детей психологическое напряжение. Поэтому так необходимы смена деятельности, индивидуальный подход со стороны вожатых, воспитателей. При этом свободное общение, творческая деятельность по выбору и желанию детей, общая заинтересованность в её ближайших, достигаемых совместно результатах позволяют организовать воспитательную работу наиболее оптимально. Временное объединение даёт возможность проверить на практике творческие замыслы взрослых, возможности детей, экспериментальные формы и методы воспитательной работы. ^ во временном объединении строятся на принципах сотрудничества, взаимопонимания, опоры на интересы детей, гармонизации мотивов совместной деятельности. Гуманистическая позиция взрослого определяется тем, что педагог стремится реализовать цели каждого ребёнка, а собственно педагогические цели ставит и достигает их на основании проблем, наиболее ярко проявившихся в индивидуальных и коллективных формах деятельности. У детей в результате формируются мотивация, навыки управления своей деятельностью, они проявляют инициативу. И всё это надо упорядочить, принять документ, регулирующий жизнь в детском оздоровительном лагере, то есть некий договор. Договор – это результат совместного со взрослыми согласования интересов, потребностей, притязаний и позиций детей, определения перспектив их взаимодействия, разделения функций и ответственности сторон. Дети подчиняются строгим, определённым правилам – казалось бы, это парадокс. Но именно ощущение рамок, которые дети для себя установили, и даёт им ощущение свободы и безопасности. Правила и границы свободы — очень важная часть воспитательного процесса. Именно они помогают ребёнку ощущать ответственность за свою работу, за характер взаимоотношений. С помощью правил, дети учатся контролировать собственное поведение. Для этих целей лучше всего подходят правила, выработанные, как уже сказано, совместно детьми и взрослыми. Известно ведь, что ребёнок всегда с готовностью выполняет те инструкции, в составлении которых сам принимал участие, и отвергает аналогичные установки, если не признаёт их своими. Основной приём, зачастую используемый на практике при построении договорных отношений, – индивидуальные и коллективные беседы. Причём коллективные – не значит со всем отрядом, это могут быть два, три, четыре человека, малая группа (аутсайдеры, лидеры, друзья, ребята из одной местности, группы по половым признакам) – вариантов здесь множество. Каковы же основные этапы воспитательной деятельности организаторов в детском оздоровительном лагере? ^ Этот этап необходим для сбора первичной информации о детях. Для этого используются широко известные методы — анкетирование, опрос, беседа, наблюдение и т.д. Реакция детей на подобный вид работы вполне адекватна. Не было случая, чтобы ребёнок отказался заполнять очень простую анкету. Обычно один из последних вопросов в анкете звучит так: «Что я жду от этой смены?» Даётся несколько вариантов ответа и возможность указать свой вариант. Затем проводится обсуждение анкет полученных вариантов. Результат обработки первичной информации – и есть выявление потребностей, притязаний и ожиданий детей.
^ Здесь могут быть два варианта: либо запросы корректируются, либо нет. С детьми, которые скорректировали свой уровень притязаний, проблем не возникает. Можно смело переходить к заключительному этапу — знакомству с декларацией. А с остальными начинается самое трудное — индивидуальные или коллективные беседы. Дальше всё зависит только от мастерства педагога. ^ Текст декларации создаётся специально созданной для этого группой детей и педагогов-организаторов. Приведу один из вариантов декларации (договора), разработанной во время специализированной смены Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций». После коллективного создания и индивидуального подписания декларации дисциплинарных проблем в детском лагере у детей и взрослых становится значительно меньше. Повышается уровень душевного благополучия детей. Значительно выше их включённость в программу лагеря и отряда. Таким образом, сложная работа в организационный период оправдывает себя в течение смены и служит основанием для демонстрации гуманистической позиции педагога-организатора во временном детском объединении. Суть гуманистической позиции педагога в ходе реализации воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере можно пояснить тремя понятиями:
Предлагаемую нами систему воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере (в её основе – анализ источников, научно-педагогической, психологической литературы, знакомство с документацией детских оздоровительных центров разных уровней, от федерального Всероссийского центра «Орлёнок» до профильных лагерей детских общественных объединений Волгограда, Москвы, Самары) отличают также три группы свойств – две инвариантные и одна – вариативная. ^ характерна для любого детского оздоровительного лагеря, независимо от времени, места, типа учреждения. К ней относятся: неподменяемость другими видами и формами организации свободного времени детей, единство содержательной и процессуальной сторон воспитательного процесса, наличие исходных мотивов у детей и взрослых, адекватных целям и функциям детского оздоровительного лагеря, результативность в виде разностороннего влияния на каждого участника временного объединения. Эти свойства образуют целостность воспитательной деятельности. ^ инвариантных свойств отличает систему организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря как специфического социально-педагогического учреждения: направленность воспитания и образования на развитие индивида; соотношение отдыха и развития, связь вариативных программ лагеря с окружающей жизнью, формирование социально целостной системы, позволяющей каждому участнику быть активным и реализовать себя в деятельности. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от сформированности уровня педагогической компетентности общества. Если необходимость указанных свойств воспитательной деятельности не осознаётся обществом, законодательными и исполнительными учреждениями государства, то функции воспитательной деятельности лагеря нарушаются, хотя сама система детских оздоровительных лагерей остаётся. Примеров этому в 90-е годы XX века при разрушении системы пионерских лагерей было множество. ^ признаков (свойств) системы воспитательной деятельности обусловлена конкретным временем и зависит от уровня педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря, степени его гражданской и профессиональной готовности. Игнорирование этих признаков, их отсутствие не разрушает целостность воспитательного процесса в целом, но менее эффективно для решения его целей. К этим признакам относятся: направленность воспитательного процесса на самореализацию его участников, формирование устойчивой рефлексивной позиции, обучение социальному творчеству, разнообразие организационных форм воспитательного процесса, содействующих самореализации его участников и др. В заключение отметим: воспитательная система детского оздоровительного лагеря может успешно компенсировать определённое отставание или отсутствие активных форм познавательного развития детей и подростков (коллективных, игровых и т.д.), в самодеятельных и достаточно сложных видах творчества (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование). ^ Задачи оздоровительной работы в условиях учреждений летнего отдыха детей включают: — восстановление психосоматического благополучия ребенка, устранение последствий психологических перегрузок, нарушений в питании, истощения физиологических депо витаминов, микроэлементов, биологически активных веществ и т. д.; — возможное расширение адаптационных ресурсов детского организма; — недопущение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний детей и подростков в период летнего отдыха детей. Ведомства, обеспечивающие организацию и функционирование оздоровительно-образовательных учреждений, решают определенные специфические задачи в соответствии со своей компетентностью. ^ обеспечивают бесплатное проведение медицинского осмотра сотрудников, привлекаемых к работе в детских оздоровительных учреждениях; снабжение необходимыми лекарственными препаратами и медицинским оборудованием; организуют переподготовку медицинских кадров для работы в лагерях, обеспечивают их укомплектование (в том числе и на межлагерной основе) медработниками; утверждают порядок медицинского обслуживания контингента оздоровительных учреждений, закрепляя их на период функционирования за определенными медицинскими учреждениями ^ осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за подготовкой, в том числе проведением акарицидных обработок в ЗОУ, работой летних оздоровительных учреждений с еженедельной кратностью проведения мероприятий по надзору, обращая особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания (с применением лабораторно- инструментальных методов исследования). Участвуют в переподготовке медицинских кадров, направляемых для работы в ЗОУ. Контролируют выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм на привокзальных площадях и расположенными на них предприятиями торговли пищевыми продуктами в период массовых перевозок детей, а также в рамках собственной компетенции осуществляют контроль за автотранспортом, участвующем в перевозке детей в места организованного отдыха. При выявлении фактов нарушения санитарного законодательства в полной мере и своевременно использует права, представленные действующим законодательством. ^ осуществляют лабораторно- инструментальные исследования в ЗОУ по заданию Управления Роспотребнадзора (в том числе Территориальных отделов). Проводят в пределах бюджетного финансирования лабораторно-инструментальные исследования, замеры по производственному контролю, гигиеническое обучение персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения различных типов. По заданию Управления Роспотребнадзора (в том числе Территориальных отделов) обеспечивают круглосуточные дежурства в ЗОУ с наполняемостью более 200 человек. Требования к учреждениям отдыха для детей нормируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
^ После окончания очередного оздоровительного сезона (в августе – сентябре) специалистами Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю на основании выявленных нарушений были вынесены предписания должностным лицам, в которых указываются конкретные мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния загородного оздоровительного учреждения, с конкретными сроками исполнения. Учредитель или собственник оздоровительного учреждения обязан при составлении сметы расходов на следующий оздоровительный сезон учесть предписанные мероприятия и в последующем в подготовительный период (апрель-май) выполнить их в полном объеме. На что руководителям летних оздоровительных учреждений в первую очередь необходимо обратить внимание при подготовке к сезону? ^ (ЗОУ):
^ – оборудование помещений в соответствии с санитарными правилами, работу пищеблоков, запас моющих, дезинфицирующих средств, укомплектованность персоналом. После проведения мероприятий по расчистке территории (не позднее 10-15 мая текущего года) руководитель загородного оздоровительного учреждения должен подать заявку на проведение противоклещевой обработки и мероприятий по борьбе с грызунами в дезинфекционное предприятие, которое выигрывает конкурс по проведению данного вида работ. Территория загородного оздоровительного учреждения, в том числе барьерная часть, считается подготовленной при получении руководителем письменного энтомологического заключения о том, что клещи на территории учреждения и на барьерной части отсутствуют. По окончании подготовительных работ в загородном оздоровительном учреждении подается заявка (возможно по телефону) в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю или его территориальные отделы для проведения мероприятий по надзору. В этот же период формируется кадровый состав сотрудников учреждения. Необходимо знать, что все работники загородных оздоровительных учреждений обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку. Профилактический медицинский осмотр должен осуществляться без взимания платы и включать в себя осмотр терапевтом, дерматовенерологом и исследования: кровь на сифилис, мазки на гонорею, гельминты, возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф, крупнокадровая флюорография; для сотрудников пищеблока – на ротовирусы. Кроме этого, сотрудники должны быть привиты против дифтерии и кори, а также по эпидемиологическим показаниям и пройти гигиеническую подготовку. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, которая в последующем хранится на рабочем месте. До открытия загородного оздоровительного учреждения руководителю необходимо разработать и согласовать в установленном порядке: – программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий (образец программы производственного контроля и консультацию по ее оформлению можно получить в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» и его филиалах. Все консультации и последующие лабораторно-инструментальные исследования и замеры должны осуществляться бесплатно); – примерное 10-дневное меню; – подготовить пакет документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие зданий и сооружений заявленному виду деятельности. После окончания подготовительного периода и полной готовности оздоровительного учреждения к открытию, руководитель подает заявку на приемку к оздоровительному сезону в комитет по образованию, с учетом территориального принципа. ^ оформляется актом приема комиссией, в состав которой обязательно должны входить представители управления (отдела) здравоохранения и Управления Роспотребнадзора (Территориального отдела). Открытие летних оздоровительных учреждений различных видов и типов и заезд детей осуществляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам, выданного Ропотребнадзором в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора при полной готовности ЗОУ и при наличие медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (медицинские книжки в соответствии с представленном списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными больными. Работники загородных оздоровительных учреждений обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку (приложение 1), гигиеническую подготовку, и привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, которая хранится на рабочем месте. После получения акта приемки руководитель загородного оздоровительного учреждения немедленно подает пакет документов в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю или его территориальный отдел (по территориальному делению) для оформления и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, сроком действия на 3 месяца. Управлением Роспотребнадзора проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза по следующим документам: для загородных оздоровительных учреждений:
для учреждений с дневным пребыванием:
По результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. 1.4.Основные требования, предъявляемые к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (далее ЗОУ) в соответствии с СанПиН 2.4.4.1204-03
Загородные оздоровительные учреждения могут быть сезонными, а также с круглогодичным использованием зданий. Количество детей не должно превышать проектную вместимость загородного оздоровительного учреждения. При реконструкции и строительстве загородных оздоровительных учреждений необходимо использовать строительные, отделочные и полимерные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение. Учредителю или собственнику загородного оздоровительного учреждения необходимо поставить в известность учреждения госсанэпиднадзора о сроках его открытия не менее чем за 3 месяца для проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; перед заездом детей - не менее чем за 2 недели. Продолжительность смены в летние каникулы должна составлять не менее 21 дня; в осенние, зимние и весенние каникулы - не менее 7 дней. При организации санаторных смен - не менее 24 дней. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней. Загородные оздоровительные учреждения комплектуются поотрядно или по группам с учетом возраста детей: 6 - 9-летние дети - не более 25 человек, 10 - 14-летние дети - не более 30 человек, 15 - 18-летние - не более 25 человек (рекомендована отдельная смена). Открытие загородного оздоровительного учреждения и заезд детей осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными заболеваниями. Работники загородных оздоровительных учреждений обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку |