|
Скачать 0.62 Mb.
|
ПРЕДИСЛОВИЕКлинические проявления сердечно-сосудистых заболеваний многообразны, и практический врач нередко встречается с большими трудностями при постановке диагноза. В комплексе клинического обследования больных важное место занимают рентгенологические методы. Даже и в настоящее время при наличии эхокардиографии, магнитно-резонансной томографии и других современных средств медицинской визуализации без рентгенологического исследования сердца и сосудов качественная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы немыслима. Но, несмотря на всю важность рентгенологического метода исследования при диагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы, следует помнить, что он является лишь частным клиническим методом, опирающимся на известные физические законы и имеющим большее или меньшее значение в общем клиническом исследовании, помогающим при выявлении общей симптоматологии заболевания и в его диагнозе. Поэтому задачей кафедр лучевой диагностики является подготовка высококвалифицированных кадров, способных к творческой деятельности. Для этого необходимо преподавателям профильных кафедр обеспечить у врачей развитие их мышления и профессиональных навыков с помощью научно обоснованных совокупных приемов и методов, материалов, технических средств и систем. Это ставит задачу так выбрать методы и средства обучения, чтобы они в максимально возможной мере учитывали общую цель обучения, закономерности и принципы обучения, особенности слушателей, а также возможности преподавателей. Предлагаемый "Тематический практикум по рентгенодиагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы" представляет собой сборник дидактических материалов и методических указаний по методике проведения семинарских и практических занятий тематического содержания в специально приспособленных помещениях с набором учебных средств и пособий. Это могут быть занятия у негатоскопа с разбором рентгенограмм или у рентгеновского экрана с максимальным приближением этой формы обучения к обычным условиям повседневной работы. Большой опыт преподавания этого раздела лучевой диагностики позволяет нам утверждать, что практические и семинарские занятия являются непременными взаимодополняющими звеньями обучения, закрепляющими теоретические знания. Надеюсь, что этот сборник дидактических материалов и методических рекомендаций по проведению практических и семинарских занятий поможет преподавателям кафедр лучевой диагностики, особенно молодым и менее опытным, в их педагогической работе Лауреат Государственной премии, профессор А.Н.Михайлов Глава I^Семинарское (практическое) занятие – важнейшая форма обучения и контроля знаний врача-слушателя. Может проходить в виде дискуссии, диалога, клинического разбора больных, обмена опытом, обсуждения письменных рефератов, коллоквиумов, конференций, самостоятельной работы. Определенные требования предъявляются к преподавателю: - необходимо выбрать проблему, задачу; - иметь соответствующую подготовку; - иметь четкую цель; - определить регламент; - уметь управлять группой; - уметь осуществить контроль и консультацию; - подвести итоги занятия. Для этого необходимо привлекать к обсуждению всех слушателей и не оказывать давления на них. Этапы проведения семинара (практического занятия)
Семинарские (практические) занятия по заболеваниям сердечно-сосудистой системы включают в себя разбор рентгенограмм с изучением нормы и патологии. При этом большое внимание обращается на состояние малого круга кровообращения. Слушатели самостоятельно изучают рентгенограммы, пишут протоколы, дают рентгенологическое заключение. Затем проходит коллективное обсуждение, общая дискуссия, в которой преподаватель принимает активное участие, задает сопутствующие вопросы, корректирует те данные, которые докладывает слушатель. В обсуждении участвуют все слушатели. Ведь истинное достижение вещей может быть добыто в первую очередь практикой, частыми размышлениями, наблюдениями, рассуждениями. ^ Избежать дублирования рентгенологических исследований в различных учреждениях кардиологического профиля можно, осуществляя унифицированную оценку получаемой информации, перед началом анализа которой обязательно нужно ознакомиться с данными анамнеза, клинического, электрокардиографического, УЗ исследований, что является общепринятым. Детальный разбор полученных данных необходимо начинать с косвенных признаков патологии сердца – состояния скелета грудной клетки (выявление узур, деструкции ребер, аномалии ребер и грудины). Затем изучают изменения в легких и малом круге кровообращения, отметив при этом характер изменений (венозный застой и его степень; артериальная ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Анализ состояния сердца начинают с определения его формы и размеров. Если форма сердца в основном зависит только от состояния 3-й дуги на левом контуре (ушко левого предсердия — "талия" сердца), то на размеры сердца влияют как увеличение его отделов, так и наличие паракардиальных образований (например, целомическая киста). Отмечают характерные изменения контуров сердца: уплощение или выпуклость контуров; наличие плевроперикардиальных спаек и их локализацию. В характеристике величины сердца указывается степень увеличения каждого его отдела. При оценке сократительной и тонической функции сердца отмечаются ритмичность, частота и амплитуда сокращений; наличие зон асинхронных и парадоксальных сокращений; зон гипер- и гипокинеза. Оценка состояния крупных сосудов включает характеристику изменений конфигурации и интенсивности аорты, наличия в ней очагов кальциноза, характер пульсации аорты. При изучении легочной артерии отмечается расширение ствола ее, симметричность расширения обеих ее ветвей, сравнительная пульсация аорты и самой артерии. Описание каждого рентгенологического исследования (протокол) обязательно должно быть завершено заключением. Оно должно содержать последовательные ответы на следующие вопросы:
Заключение рентгенологического исследования сердца, содержащее ответы на указанные вопросы, отражает не ориентировочный (скрининговый) этап рентгенодиагностики, а детальный анализ и оценку состояния сердечно-сосудистой тени, т. е. объективную характеристику изменений сердца и крупных сосудов. При рентгенологическом исследовании сердца общепринят описательный анализ получаемых данных, отсюда множество вариантов методических приемов, терминов и характеристик, зависящих от индивидуальности и квалификации врача-рентгенолога. Это, безусловно, порождает разночтения в оценке рентгенологических изменений сердца и крупных сосудов, что влечет за собой неоправданные дублирующие рентгенологические исследования в учреждениях различных звеньев кардиологической службы. |
![]() |
«Лечение и реставрация молочных зубов» Предисловие редактора русского издания 6 Введение 9 Предисловие 11 Благодарности 13 |
![]() |
Предисловие |
![]() |
Предисловие |
![]() |
Предисловие |
![]() |
Предисловие |
![]() |
Предисловие |
![]() |
Предисловие |
![]() |
Предисловие |
![]() |
Предисловие |
![]() |
Предисловие |