Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании





Скачать 493.32 Kb.
Название Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании
страница 1/6
Дата 28.03.2013
Размер 493.32 Kb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Кафедра биологии с курсом медицинской генетики


БИОЛОГИЯ

Раздел IV. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

рабочая тетрадь и методические указания

к практическим занятиям для лечебного факультета


Студент______________________________________________

Факультет___________________________ группа №_______

______________ уч. г.


Краснодар - 2013


Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании ^ ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 «лечебное дело». Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08» «ноября» 2010 г., № 1118 и учебного плана по направлению «лечебное дело» 060101 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрав России.


Рекомендуемые литературные источники для самостоятельной подготовки с указанием соответствующих страниц учебника, представлены к каждой теме занятия:

I.Биология ( под ред.В.Н. Ярыгина) М. ГЭОТАР-Медиа.2011.Т.1,2 -736с.

II/Общая и медицинская экология В.П. Иванов идр.Ростов-на-Дону Феникс,2010 508 с.

II1.Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Медицина, 1985. – 560 с.

IУ.Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Высшая школа, 2003, т.1,2.

V.Слюсарев А.А, Жукова С.В. Биология. Киев, 1987. – 415 с.

V1.Богоявленский Ю.К., Супряга А.М., Улиссова Т.Н., Чебышев Н.В. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. М.: Медицина, 1988. – 319 с.

VI1Паразитарные болезни человека и основные методы диагностики. Учебное пособие. /Шипкова Л.Н., Ковалев Н.Е. Краснодар, 1996. – 160 с.


Составители: заведующий кафедрой биологии д.м.н. профессор В.И. Голубцов

к.б.н. доцент Л.Н. Шипкова, к.б.н. ассистент А.Н. Мороз


«____»______________201__

^ ЗАНЯТИЕ № 7 (21)


ТЕМА: Паразитизм как форма антагонистических биотических связей в природе. Паразитические Простейшие – возбудители лейшманиозов, трипаносомозов, трихомонозов, лямблиоза, амебиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.


^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить биологические основы паразитизма и паразитарных заболеваний человека; рассмотреть морфологические признаки и особенности циклов развития паразитических простейших, разобрать способы диагностики и меры профилактики лейшманиозов, трихомонозов, трипаносомозов, лямблиоза, , амебиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.


^ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

  1. Определение экологии как биологической науки.

  2. Основные понятия (биотоп, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз).

  3. Формы биотических связей в природе.

  4. Формы антаганистических биотических связей.

  5. Классификацию паразитических форм животных, их патогенное действие на человека.

  6. Латинские и русские названия представителей типа Простейшие, класса Жгутиковые.

  7. Цикл развития лейшманий, трипаносом, лямблий.

  8. Морфологические признаки лямблий, трихомонад, трипаносом, лейшманий

  9. Пути заражения и инвазионную стадию для человека при лямблиозе, лейшманиозе, трипаносомозе, трихомонозе.

  10. Методы диагностики и способы профилактики этих заболеваний.

  11. Вклад отечественных ученых в развитие медицинской паразитологии.

  12. Основные признаки представителей классов Споровики, Саркодовые, Инфузории.

  13. Морфологические признаки эритроцитарных стадий развития возбудителей трёхдневной; четырехдневной; тропической форм малярии.

  14. Морфологические особенности кишечного балантидия.

  15. Циклы развития и инвазионные стадии для человека при амёбиазе, малярии, балантидиазе, токсоплазмозе.

  16. Пути заражения человека амёбиазом, малярией, балантидиазом, токсоплазмозом.

  17. Диагностику и меры профилактики токсоплазмоза, амёбиаза, балантидиаза, малярии


ЛИТЕРАТУРА: : I. С. 403-428, 428-433, 433-439, , 439-448 519-523; II. С. 183-196, 209, 212-225; , , 225-229 . III. С. 312-323, 323-325, 325-329; 329-334; IV. С. 117-122, 122-127; 127-138; V. С. 3-7, 11-25.


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  1. Изучить таблицу 1 “Паразитизм – форма антагонистических биотических связей в природе”.

Таблица 1.


Таблица 1.


ПАРАЗИТИЗМ (Para- около, sitos – пища;

parasitos- тунеядец, живущий за счет другого) –

^ ФОРМА АНТАГОНИСТИЧЕСКИХ БИОТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Периодический

Имагинальный





Стационарный

Ларвальный


Постоянные

Эктопаразиты


ПАРАЗИТЫ


Временные

Эндопаразиты





Истинные (облигатные)

Ложные (псевдопаразиты)

Факультативные

(необязательные)


^ ПАРАЗИТОЦЕНОЗ – СОВОКУПНОСТЬ ПАРАЗИТОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗМ ХОЗЯИНА ИЛИ ЕГО ОРГАНЫ


ХОЗЯЕВА ПАРАЗИТА


Окончательные

(главные, основные, дефинитивные)


Промежуточные

Резервуарные


Патогенное действие паразита на хозяина

(patos – страдание, genesis – развитие)





Токсическое

Трофическое

Механическое

Иммунологическое


^ ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ПАРАЗИТА



Клеточные

Тканевые

Гуморальные


^ ПЕРЕНОСЧИКИ ПАРАЗИТА



Специфические

(облигатные, обязательные)


Механические

^ Способы передачи возбудителя:


1. Бытовой – ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Воздушно-капельный – ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3. Контактный – ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4. Пероральный – _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5. Параэнтеральный – ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6. Гемотрансфузионный – ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7. Перкутанный – _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8. Трансмиссивный – ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9. Внутриутробный – ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10. Трансовариальный – __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

11. Половой – __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

12. Контаминационный – _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________


^ 2.Тип Простейшие – Phylum Protozoa.

2.1. Класс Жгутиковые – Classis Flagellata.

Лейшмании
a) Leishmania tropica (лептомонадная форма) – возбудитель____________________

б) Leishmania donovani (внутриклеточная форма) – возбудитель ____________________


      1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать морфологические особенности возбудителя кожного лейшманиоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик. Записать в табл. 2 жизненный цикл лейшманий.


1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________


Р и с. 1. L. tropica. Ув. 7х40.


      1. Демонстрация L. donovani – возбудителя висцерального лейшманиоза.




    1. Трипаносомы – а) Trypanosoma gambiense – возбудитель________________________________

б) Trypanosoma rhodesiense – возбудитель_________________________________

Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические особенности возбудителя африканского трипаносомоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик, ундулирующая мембрана. Записать в табл.2 цикл развития трипаносом.


1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________


Р и с. 2. T. gambiense. Ув. 7х40.


    1. Лямблии Жардии (Lamblia intestinalis)возбудитель__________________________________

Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические признаки лямблий. На рисунке должны быть обозначены: ядро, аксостиль, жгутики. Записать в табл.2 цикл развития лямблий.


1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

Р и с. 3. Вегетативная форма L. intestinalis Ув. 7х40.

Таблица 2.

^ ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ПРОСТЕЙШИЕ – ЖГУТИКОВЫЕ


Паразитарное заболевание, латинское название возбудителя

Морфологические признаки:

размер, форма

Пути заражения

и инвазионная

стадия

для человека, локализация

Паразитирует в организме:

Переносчики:

Природный резервуар

Методы диагностики, материал

1. Кожный лейшманиоз

________________________________



















  1. 2. Висцеральный лейшманиоз

  2. ________________

________________



















3. Африканский

трипаносомоз

________________________________



















4. Американский

трипаносомоз

________________________________



















5.Лямблиоз

________________________________




















6. Урогениталь-ный трихомоноз

________________________________


















7. Кишечный трихомоноз

________________________________





















    1. Трихомонады: a) Trichomonas vaginalis возбудитель___________________________________

б) Trichomonas hominis возбудитель ____________________________________


Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические признаки трихомонад – возбудителей урогенитального трихомоноза. На рисунке должны быть обозначены: ядро, аксостиль, жгутик. Записать в табл. 2 жизненные циклы и способы заражения человека трихомонозом.


1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________


^ 3.Класс Саркодовые – Classis Sarcodina.

Амеба дизентерийная (Entamoeba histolytica) – возбудитель____________________________.

Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла развития дизентерийной амебы. На рисунке должны быть обозначены: циста, вегетативная малая (просветная) формат - (minuta), вегетативная большая (тканевая) форма - (magna).


1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________


Р и с. 1. E. histolytica. Жизненный цикл (схема)


^ 4. Класс Споровики – Cl. Sporozoa.

4.1.Токсоплазма (Toxoplasma gondii) – возбудитель________________________________.

Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла развития токсоплазмы. На рисунке должны быть обозначены: ооциста, псевдоциста, цисты, эндозоид, макрогаметы, микрогаметы.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

Р и с. 2. T. gondii. Ув. 7х90. Жизненный цикл (схема).


^ 4.2.Малярийный плазмодий (Plasmodium vivax)возбудитель____________________________.

Рассмотреть при ув. 7х90 (иммерсионный объектив) постоянные препараты мазков крови человека больного малярией, обратить внимание на стадии кольца и эритроцитарного шизонта. Зарисовать схему цикла развития малярийного плазмодия. На рисунке должны быть обозначены: спорозоиты, шизонты в клетках печени, шизонты в эритроцитах, мирозоиты, гаметоциты, гаметы, зигота, оокинета, ооциста.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

8.______________________________

9.______________________________


Р и с. 3. Схема цикла развития малярийного плазмодия.


Самостоятельная работа. Заполнить таблицы 2 и 3.


^ Таблица 3.

Паразитические простейшие – Саркодовые, Споровики, Инфузории
.

Паразитарное заболевание, латинское название возбудителя

Морфологические признаки: размер, форма

Пути заражения и инвазионная стадия для человека

Х О З Я Е В А

паразита

Методы диагностики. Исследуемый материал

окончательный

промежуточный

1.Дизентерия амебная (амёбиаз)

________________

________________

















2. Балантидиаз

________________

________________

















3. Токсоплазмоз

________________

________________

















4. Малярия тропическая

________________

________________

















5. Малярия трехдневная

________________

________________

















6. Малярия четырёхдневная

________________

________________

















4.Реферативное сообщение по теме занятия.

^ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:

Вегетативная форма

Гаметоцит-

Инвазионная стадия-

Инцистирование –

Комменсализм

Ларвальная стадия -

Мерозоит-

Мутуализм-

Облигатные паразиты

Паразитизм –

Патогенность –

Просветная форма-

Синойкия-

Симбиоз –

Спорозоит-

Ооциста-

Факультативные паразиты

Цистоносительство-

Хозяин дефинитивный –

Хозяин промежуточный

Шизогония –

Шизонт-

Эксцистирование –

Эктопаразиты –

Эндопаразиты –


^ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

  1. При микроскопировании мазка крови человека идентифицировать эритроцитарные стадии развития малярийного плазмодия.

  2. Определять по морфологическим признакам препараты дизентерийной амёбы, балантидия.

  3. Отличать по дифференциальным признакам эритроцитарные шизонты P.vivax; P.malaria; P.ovale; P.falciparum.

4. Микроскопировать препараты.

5. Идентифицировать представителей класса Жгутиковые.

6. Определять по морфологическим признакам под микроскопом препараты с лейшманиями, трипаносомами, лямблиями, трихомонадами.


Студент______________________ Преподаватель___________________________


«____»______________201__г.
  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания к практическим занятиям и рабочая тетрадь по ботанике для студентов

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №2)

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания к практическим занятиям студентов II курса министерство здравоохранения украины

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1)

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания для студентов 5 курса стоматологического факультета к практическим занятиям

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания к практическим занятиям для студентов стоматологического факультета Донецк,

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен на основании icon Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса лечебного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы