В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon

В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011





Скачать 1.93 Mb.
Название В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011
страница 1/12
Дата 25.03.2013
Размер 1.93 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации»


Кафедра патологической физиологии

с курсом клинической патофизиологии

имени профессора В.В. Иванова


Патофизиология


сборник ситуационных задач с эталонами ответов для

студентов 3 курса, обучающихся по специальности

060103 – Педиатрия


Красноярск

2011


УДК 616-092(076)

ББК 52.5

П20


Патофизиология: сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по спец. 060103 – педиатрия /сост. Т.Г. Рукша, Ю.А. Фефелова, Е.Ю. Сергеева и др. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2011. – 133с.


Составители: д.м.н., Рукша Т.Г.

к.б.н., доцент Фефелова Ю.А.

д.б.н., доцент Сергеева Е.Ю.

д.м.н., доцент Зайцева О.И.

ст.преподаватель Климина Г.М.

ассистент Новикова Л.В.

к.м.н., ассистент Побилат А.Е.

ассистент Гырылова С.Н.

ассистент Белоногов Р.Н.

ассистент Иванова Ю.Р.


Ситуационные задачи с эталонами ответов полностью соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта (2000) высшего профессионального образования по специальностям 060103 – Педиатрия; адаптированы к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальностям 060103 – Педиатрия.


Рецензенты: зав.кафедрой нормальной физиологии человека им. проф. А.Т.

Пшоника ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-

Ясенецкого, д.м.н., профессор Савченко А.А.

профессор кафедры патологической анатомии им. проф.

П.Г. Подзолкова ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-

Ясенецкого, д.м.н. Зыкова Л.Д.


Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол №___от ”______”____г.)


КрасГМУ

2011


Сборник ситуационных задач с эталонами ответов предназначен для самостоятельной работы студентов 3-го курса по дисциплине «Патофизиология», обучающихся по специальности «Педиатрия». Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в целях изучения и закрепления положений учебной дисциплины, направлено на формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и исходов патологических процессов, типовых форм патологии и заболеваний, а также особенностях их развития и течения в детском возрасте; ориентировано на эффективное освоение курса с позиции интеграции клинической и экспериментальной медицины; создано для формирования клинического мышления у студентов.

Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия» и примерной программе по дисциплине «Патофизиология», утвержденной Министерством образования Российской Федерации в 2003г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Предмет патофизиологии. Методы патофизиологии. Общая этиология. Общий патогенез

  2. Патофизиология клетки

  3. Болезнетворные факторы внешней среды

  4. Патология наследственности

  5. Эталоны ответов по разделу «Предмет патофизиологии. Патофизиология клетки. Болезнетворные факторы внешней среды»

  6. Типические нарушения микроциркуляции

  7. Местные расстройства при воспалении

  8. Общие реакции при воспалении. Лихорадка

  9. Патология иммунитета

  10. Аллергия

  11. патофизиология опухолевого роста

  12. Эталоны ответов по теме «Типические патологические процессы»

  13. Патология углеводного обмена

  14. Патология липидного обмена

  15. Патология белкового и нуклеинового обменов

  16. Патология кислотно-основного состояния и водно-электролитного обмена

  17. Эталоны ответов по разделу «Патология обмена веществ»

  18. Патофизиология ЦНС

  19. Патофизиология гипофиза, надпочечников, половых желез

  20. Патофизиология щитовидной и паращитовидной желез

  21. Эталоны ответов по разделу «Патофизиология нервной системы. Эндокринопатии

  22. Патология красной крови. Анемии

  23. Патология белой крови. Гемоблатозы

  24. Патология системы гемостаза

  25. Эталоны ответов по разделу «Патология системы крови. Патология системы гемостаза»

  26. Патофизиология коронарной и сердечной недостаточности

  27. Сердечные аритмии и артериальные гипертензии

  28. Патофизиология внешнего дыхания

  29. Патофизиология экстремальных состояний

  30. Эталоны ответов по разделу «Патология сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания и экстремальных состояний»

  31. Патогенез дисфункций системы пищеварения

  32. Патофизиология печени

  33. Патофизиология почек

  34. Эталоны ответов по разделу «Патология ЖКТ, печени, почек»



^ «ПРЕДМЕТ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТКИ. БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»


Тема «Предмет патофизиологии. Методы патофизиологии. Общая этиология. Общий патогенез»


Задача №1.

У больного М., определяются следующие признаки сердечной недостаточности:

  • Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия;

  • Расширение левого предсердия;

  • Застой в малом круге кровообращения;

  • Нарушение функции правого желудочка;

  • Застой в большом круге кровообращения;

  • Кислородное голодание циркуляторного типа;

  • Одышка.

  1. Определите главное звено в данной цепи патогенеза возникающих в организме нарушений, устранение которого вызовет ликвидацию всех вышеуказанных нарушений.

  2. Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.

  3. Дайте понятие патологического процесса.


Задача №2.

Для местной артериальной гиперемии характерны следующие проявления:

  • Ускорение кровотока;

  • Покраснение ткани;

  • Расширение артериол;

  • Увеличение объема органа;

  • Повышение температуры ткани;

  • Усиление обмена веществ.

    1. Определите главное звено в данной цепи патогенеза артериальной гиперемии, устранение которого приведет к ликвидации всех указанных проявлений.

    2. Дайте понятие причины болезни.

    3. Дайте понятие условия возникновения болезни.


Задача №3.

Пациент А., прибыл в Мацесту для курортного лечения с жалобами на слабость в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на фоне заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, так как по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.


1. Какая патологическая реакция, какой патологический процесс и какое патологическое состояние отмечались у больного?

2. Дайте понятие патологической реакции.


Задача №4.

Пациент К. доставлен в инфекционное отделение больницы с диагнозом «менингит». Из анамнеза болезни известно, что за день до госпитализации пытался выдавить фурункул в области носогубной складки, а к вечеру следующего дня состояние резко ухудшилось. Появились лихорадка, резкая головная боль, тошнота и рвота.

1. Какова, по Вашему мнению, этиология менингита у больного К.?

2. Дайте определение понятия «патогенез».

3. Дайте определение понятия «патологическое состояние».


Задача №5.

Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.

  1. Что явилось причиной заболевания?

  2. Какие условия способствовали развитию заболевания?

  3. Каким видом реактивности обусловлены более частые инфекционные заболевания у детей?


Тема «Патофизиология клетки»


Задача №1.

При иммуноцитохимическом исследовании биоптата костного мозга у больного острым лейкозом обнаружено значительное количество клеток с признаками специфической для апоптоза фрагментации ДНК. Этот показатель возрастает в динамике курса химиотерапии.

1. Объясните патогенетическую роль апоптоза в развитии злокачественного заболевания.

2. Перечислите основные отличия апоптоза от некроза.

3. Положительным или отрицательным прогностическим маркером является прогрессивное увеличение количества клеток, подвергающихся апоптозу, в процессе химиотерапии лейкоза.


Задача №2.

У больного ишемической болезнью сердца проведена операция аорто-коронарного шунтирования. В раннем послеоперационном периоде обнаружено значительное повышение в крови активности МВ-фракции креатинфосфокиназы, аспартатаминотрансферазы, концентрации тропонина I, миоглобина. В биоптате миокарда, полученном в интраоперационном периоде, гистологически обнаружено большое количество клеток в состоянии некроза. В биоптате миокарда, полученном в послеоперационном периоде (5 дней после операции), обнаружено увеличение зоны повреждения за счет апоптотической гибели клеток.

1. Объясните причину изменения биохимических параметров крови у больного.

2. Объясните возможный патогенез указанных реакций в период ишемии миокарда и в период реперфузии миокарда.

3. Какой тип клеточной гибели кардиомиоцитов является более оптимальным с биологической точки зрения и почему.


Задача №3.

У больного с острым нарушением мозгового кровообращения удалось достичь снижения степени выраженности неврологической симптоматики путем применения препаратов, нормализующих функционирование митохондрий клеток и препятствующих активации каспаз.

1. Объясните, с какой целью проведено лечение указанными препаратами.

2. Объясните, какова роль митохондриальной дисфункции и повышения специфической активности протеаз (каспаз) в клетках в патогенезе клеточной гибели, индуцированной ишемией/реперфузией.

3. Как вы считаете, будет ли оправдано применение препаратов, регулирующих поступление в клетки кальция или его депонирование во внутриклеточных органеллах, и почему.


Задача №4.

В эксперименте кратковременная гипертермия гепатоцитов (+42оС, 30 мин) приводит к значительному снижению токсического действия гепатотропного яда (акриламида), регистрируемого по цитолизу гепатоцитов, накоплению продуктов перекисного окисления липидов мембран, продуктов окисления и агрегации белков гепатоцитов. Этот эффект развивается в период с 6 по 48 часы после гипертермии и блокируется препаратами-ингибиторами белкового синтеза.

1. Объясните, за счет каких механизмов осуществляется протекторное действие гипертермии в гепатоцитах.

2. Приведите примеры возможного использования этого эффекта в клинической практике.

3. Какова функция шаперонов?


Задача №5.

У ребенка с гемолитической анемией обнаружена склонность к частым инфекционным заболеваниям, отмечается задержка умственного развития. При комплексном обследовании обнаружен наследственный дефект гена, кодирующего глутатион-синтетазу.

1. Объясните патогенетическую связь между недостаточностью глутатион-синтетазы и обнаруженными клиническими симптомами.

2. Как называется состояние, характеризующееся развитием дисбаланса в окислительно-восстановительной системе клеток?

3. Перечислите основные компоненты системы поддержания окислительно-восстановительного гомеостаза клеток.

4. В какой период у детей развивается физиологическая гиперплазия лимфоидной ткани?


Тема «Болезнетворные факторы внешней среды»


Задача №1.

Больной К. доставлен в медицинский пункт. Отмечается гиперемия лица, пульс 130 мин-1 (60-80 мин-1) , АД – 140/90 мм рт.ст. (120/70 мм.рт.ст.). Дыхание частое и поверхностное. Температура тела – 390 С. По свидетельству сопровождавшего, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение часа работал при температуре около 600 С и высокой влажности воздуха.

1.Какое нарушение теплового баланса имеет место в данном случае?

2. Назовите основные компенсаторные механизмы, включающиеся при воздействии высокой температуры окружающей среды.

3. Объясните механизмы учащения пульса при повышении температуры тела.

4.При какой площади поражения может возникнуть ожоговая болезнь у детей?


Задача №2.

Радиоиммунологический анализ: адреналин 0,8 мкг/ч (0,5 мкг/ч), кортизол 40 мкг/100 мл (12-26 мкг/ч), рН крови 7,32 (7,36-7,44), частота дыхания - 9 раз в мин. (16-18 в мин), калий плазмы - 7 ммоль/л (3,6-5,4 ммоль/л), натрий плазмы- 110 ммоль/л (130-150 ммоль/л), гематокрит 65% (36-48%). В анамнезе - ожог пламенем: площадь - 20 %, степень – 3b.

1. Как Вы обозначите патологическое состояние, развившееся у пациента? Ответ обоснуйте.

2. Какая стадия развития данного патологического состояния?

3. Каковы основные механизмы развития данной стадии?


Задача №3.

Больной Н., находится в клинике на лечении. Две недели тому назад в результате несчастного случая подвергся общему облучению потоком нейтронов (доза - 500 БЭР или 5 Гр).

При поступлении отмечались рвота, понос, головная боль, повышение температуры тела, эритема, колебания артериального давления и частоты сердечных сокращений. Через два дня наступило улучшение самочувствия, беспокоила лишь общая слабость. На 14-й день состояние больного вновь ухудшилось. Температура тела повысилась до 39°С, диагностированы пневмония, стоматит и гингивит. На коже и слизистых появились точечные кровоизлияния; в мокроте, моче и кале примесь крови. Отмечались олигурия, гиперазотемия. В анализе крови: эритроциты - 3,5х1012/л (4,5-5,3х1012/л); НЬ - 70 г/л (140-160 г/л), ретикулоцитов нет, лейкоциты -1,5х 109/л (4-8х109/л), тромбоциты-25х109/л (180-320х109/л).

  1. Какое заболевание развилось у пациента?

  2. Какова его стадия?

  3. Каков механизм развития геморрагического синдрома, инфекционных осложнений и токсемии?


Задача №4.

Летчик В., поступил в госпиталь для определения годности к летной работе. С этой целью был подвергнут испытанию в барокамере. Через 5 мин после «подъема» на высоту 5000 метров стал жаловаться на головную боль, головокружение. Появились одышка, цианоз кончиков пальцев, лицо побледнело. АД повысилось со 120/70 до 130/75 мм рт. ст., пульс 120 в мин, слабого наполнения. Внезапно пульс и дыхание стали уряжаться, АД снизилось, испытуемый потерял сознание.

  1. Какое заболевание развилось у пациента?

  2. Укажите его основной патогенетический фактор.

  3. Каковы срочные и долговременные механизмы компенсации при гипоксии?


Задача №5.

Водолаз С., после быстрой декомпрессии жаловался на боль в коленных, плечевых суставах и бедренных костях. При движении боли усиливались, отмечалась болезненность при надавливании, хруст и крепитация. При рентгенологическом исследовании суставов во время приступа в мягких тканях, в полостях суставов и вокруг них обнаруживалось скопление газа в виде пузырьков.

  1. Каков патогенез обнаруженных патологических изменений?

  2. Каковы меры профилактики данных нарушений?

  3. Разовьется ли гипоксия у водолаза в данных условиях.


Тема «Патология наследственности»


Задача №1.

У новорожденного ребенка отмечаются микроцефалия, узкие глазные щели, запавшее переносье, широкое основание носа, низко посаженные, деформированные ушные раковины, расщелина губы н носа, короткая шея, полидактилия, крипторхизм, гипоплазия наружных половых органов. Выявлены пороки внутренних органов: дефект межжелудочковой перегородки, аномалии почек. При цитогенетическом исследовании обнаружена трисомия по 13-й паре аутосом.

  1. Поставьте предположительный диагноз

  2. Объясните возможное происхождение хромосомной аномалии.

  3. Назовите методы выявления данной наследственной патологии, которые могут быть использованы для постановки диагноза.

Задача №2.

Женщина И., обеспокоена состоянием здоровья своих будущих детей в связи с тем, что ее отец страдает гемофилией. Мать женщины здорова.

  1. Укажите тип наследования гемофилии.

  2. Какова вероятность наследования гемофилии у ее детей обоего пола при условии, что супруг здоров?

  3. С чем связан патогенез данного заболевания?


Задача №3.

На консультацию к врачу-невропатологу обратились родители юноши 15 лет. Их беспокоит вялость, инертность и умственная отсталость сына. Юноша учится в школе для умственно отсталых детей. Объективные данные: юноша высокого роста, евнуховидного телосложения, конечности длинные, вторичные половые признаки выражены слабо. В клетках эпителии полости рта обнаруживаются тельца Бара.

  1. Укажите предположительный диагноз, который может быть поставлен больному.

  2. Назовите метод генетического обследования, который следует применить для уточнения диагноза.

  3. Укажите кариотип при данном заболевании.


Задача №4.

Ребенок родился доношенным, с массой 2400 г. Отмечался характерный внешний вид ребенка: выступающий затылок, микроцефальная форма черепа, укороченная грудина. Отмечался также принторхизм, паховая и пупочная грыжи, дисплазия тазобедренных суставов. Ребенок умер на 6-ом месяце жизни. При кариологическом исследовании была обнаружена трисомия 18-й пары хромосомы.

  1. С каким заболеванием родился ребенок?

  2. Каким типом мутации вызвано данное заболевание?

  3. Дайте определение тератогенного фактора.


Задача №5.

У ребенка К., 6 месяцев, отмечалась задержка физического и психического развития, неврологические нарушения – полимерный судорожный синдром, нарушения зрительно-моторной координации, косоглазие, нистагм. Обращал на себя внимание исходящий от больного специфический «мышиный» запах. Содержание фенилпировиноградной кислоты в плазме крови равнялось 0,6 г/л (N до 0,016 г/л).

  1. Какое заболевание можно предполагать у данного ребенка и каков ее патогенез?

  2. Укажите тип наследования данной патологии.

  3. Назовите методы диагностики и профилактики данного заболевания.



^ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ПО РАЗДЕЛУ «ПРЕДМЕТ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТКИ. БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»


Тема «Предмет патофизиологии. Методы патофизиологии. Общая этиология. Общий патогенез»


Задача №1.

1. Главное патогенетическое звено – стеноз левого атриовентрикулярного отверстия.

2. Порочный круг – явление, при котором одно из звеньев патогенеза является причиной расстройств, поддерживающих и/или потенцирующих действие данного звена

3. Патологический процесс - закономерная динамическая совокупность патогенных и адаптивных изменений в тканях, органах и их системах, возникающих под действием повреждающего фактора, характеризующаяся нарушением жизнедеятельности организма.


Задача №2.

  1. Главное звено в данной цепи патогенеза – расширение артериол

  2. Причина болезни — фактор, вызывающий данную болезнь и придающий ей специфические черты.

  3. Условия болезни - фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или модифицирующих действие причинного агента и придающие болезни специфические черты.


Задача №3.

1.Изначально у больного наблюдается патологическое состояние после ампутации – культя левой стопы, вследствие применения сероводородных ванн у него развился патологический рефлекс – повышение артериального давления вследствие влияния сероводорода на тонус сосудов (патологическая реакция) и воспаление (патологический процесс)

2. Патологическая реакция - качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный (неадаптивный) ответ организма или его части (ткани, органа, системы) на действие обычных или патогенных агентов.


Задача №4.

1. Травматизация фурункула привела к генерализации инфекционного процесса и поражению инфекционным агентом оболочек мозга.

2. Патогенез — это совокупность механизмов, включающихся в организме при действии на него вредоносных (патогенных) факторов и проявляющихся в динамическом стереотипном развертывании ряда функциональных, биохимических и морфологических реакций организма, обусловливающих возникновение, развитие и исход заболевания.

3. Патологическое состояние - длительное отклонение от нормы структуры, биохимических и/или функциональных свойств тканей, органов, их систем, возникающее под действием патогенного агента, характеризующееся, как правило, нарушением жизнедеятельности организма.


Задача №5.

1. Причиной заболевания явилась микобактерия туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis).

2. Условия развития заболевания – ушиб коленного сустава, понижение иммунной реактивности, о чем говорят частые простудные заболевания и пониженное питание.

3.Более частые инфекционные заболевания у детей обусловлены особенностями групповой реактивности.*


Тема «Патофизиология клетки»


Задача №1.

1. При развитии опухоли происходит снижение способности опухолевых клеток к активации апоптоза, что является одним из факторов, способствующих росту опухоли.

2. Для апоптоза характерно: относительная сохранность целостности и функции биомембран; фрагментация ДНК; формирование апоптотических телец, эффективно фагоцитируемых окружающими клетками, отсутствие воспалительной реакции; энергозависимость процесса.

Для некроза характерно: повреждение биомембран; активация лизосомальных ферментов; развитие воспаления; энергонезависимость процесса

3. Положительным или отрицательным прогностическим маркером является прогрессивное увеличение количества клеток, подвергающихся апоптозу, в процессе химиотерапии лейкоза.

Усиление апоптоза в ходе химиотерапии является положительным прогностическим маркером.


Задача №2.

1. В результате ишемии миокарда происходит увеличение проницаемости мембран и некроз кардиомиоцитов, в результате чего внутриклеточные ферменты попадают в системный кровоток.

  1. Объясните возможный патогенез указанных реакций в период ишемии миокарда и в период реперфузии миокарда.

При ишемии развивается гипоксическое повреждение клеток, сопровождающееся усилением гликолиза, развитием ацидоза, увеличением проницаемости мембран и активацией лизосомальных ферментов, что приводит к некрозу. При реперфузии в клетках происходит усиление образования свободных радикалов вследствие притока кислорода, что приводит к запуску апоптоза.

3. Какой тип клеточной гибели кардиомиоцитов является более оптимальным с биологической точки зрения и почему.

Наиболее оптимальный способ гибели кардиомиоцитов – апоптоз, т.к. при нем сохраняется целостность клеточных мембран и отсутствует воспалительная реакция.


Задача №3.

1. Данные препараты препятствуют развитию апоптоза.

2. При нарушении работы миохондрий происходит выход митохондриального белка цитохрома С в цитоплазму, который взаимодействует с каспазой–9 и формирует комплекс активации эффекторных каспаз. Каспазы являются непосредственными исполнителями процесса «умертвления» клетки - подвергают протеолитическому расщеплению различные белки, в том числе белки цитоскелета, ядра, регуляторные белки и ферменты.

3. Применение препаратов регулирующих поступление в клетки кальция или его депонирование во внутриклеточных органеллах будет оправдано в связи с тем, что в реализации апоптоза участвуют Ca2+,Mg2+ зависимые эндонуклеазы и другие Ca2+ зависимые ферменты.


Задача №4.

1. При повышении температуры происходит увеличение синтеза белков теплового шока.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon Рвные болезни сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4
Нервные болезни: сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов...
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon В. В. Иванова Патология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 2-3 курсов,
Патология: сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 2-3 курсов, обучающихся по...
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon Сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 6 курса, обучающихся по специальности
Патофизиология: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 6 курса, обучающихся по...
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon Стоматология Красноярск 2011
Патофизиология. Патофизиология челюстно-лицевой области: сборник ситуационных задач с эталонами ответов...
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon Сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 4 курса
Неврология, нейрохирургия, неврология детского возраста: сб тестовых заданий с эталонами ответов...
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon П. Г. Подзолкова гоу впо красгму им проф. В. Ф. Войно- ясенецкого, д м. н. Зыкова Л. Д
Клиническая патофизиология: сборник ситуационных задач с эталонами ответов для клинических ординаторов...
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon Сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальности
В. Г. Николаев, С. Н. Деревцова, Л. Ю. Вахтина и др. – Красноярск: тип. Красгму, 2010. – 147 с
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon Ика внутренних болезней тестовый контроль с эталонами ответов для студентов 3-го курса, обучающихся
«Красноярский государственный медицинский университет им проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства...
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2-го курса, обучающихся по специальности 060201
Патофизиология раневого процесса: учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 2-го курса,...
В. В. Иванова Патофизиология сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Красноярск 2011 icon Экологией а. Б. Ходжаян, Л. А. Краснова, Н. Н. Федоренко сборник ситуационных задач по генетике для

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы