Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области





Скачать 1.14 Mb.
Название Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области
страница 1/4
Дата 30.01.2013
Размер 1.14 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4
Администрация Кемеровской области

Департамент охраны здоровья населения

ГОУ ДПО Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей




основы и организация питания детей и подростков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Новокузнецк –2008


Администрация Кемеровской области

Департамент охраны здоровья населения

ГОУ ДПО Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей Росздрава, г. Новокузнецк


УТВЕРЖДАЮ:


Тапешкина Н.В., Лобыкина Е.Н.


Основы

и организация питания детей и подростков


^ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Новокузнецк – 2008


УДК.

ББК

С


Учебно-методическое пособие для медицинских работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, педагогических работников.

Утверждено на учебно-методической комиссии ГОУ ДПО НГИУВа _________ (протокол № )


^ Авторский коллектив:


Лобыкина Елена Николаевна – кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедры медицинской экологии, эпидемиологии и здорового образа жизни ГОУ ДПО НГУВ г. Новокузнецк


^ Тапешкина Наталья Васильевна – главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Междуреченске, аспирант кафедры медицинской экологии, эпидемиологии и здорового образа жизни ГОУ ДПО НГУВ г. Новокузнецк


Реценденты:

Валерий Михайлович Позняковский - директор НИИ биотехнологии и сертификации, зав. кафедрой биотехнологии, товароведения и управления качества, заслуженный деятель науки РФ, профессор, д.б.н.


^ Шибанова Наталья Юрьевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры труда и гигиены питания ГОУ ВПО КГМА г. Кемерово


СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.


Введение


Рациональное (здоровое, полноценное) питание детей играет первостепенную роль в обеспечении гармоничного роста и развития, поддержания здоровья, работоспособности и устойчивости детей к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды, их способности к обучению во все возрастные периоды.

Организация питания детей в школе, где ученик проводит большую часть дня, должна отвечать принципам здорового питания и служить частью профилактических мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях, с целью охраны и сохранения здоровья школьников.

В последнее десятилетие в России наблюдается стремительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, вызванное многочисленными психофизическими факторами. Большинство из них связано с нарушениями  репродуктивных функций, микроэлементными дефицитами, распространением заболеваний желудочно-кишечного тракта, неполноценным и недостаточным питанием.

Существенные негативные тенденции произошли в состоянии здоровья школьников, что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом и ухудшением качества питания. Установлено, что только за десятилетие с  1992 - 2002 гг. уровень распространенности функциональных отклонений учащихся младшей школы повысился на 84,7%, хронических болезней - на 83,8%. Для учащихся старшей школы соответствующие показатели составляют 73,8% и 39,6%.

Структура заболеваемости детей младшей школы характеризуется доминирование патологии опорно-двигательной системы (24%) и болезни органов пищеварения 19%, третье - болезни нервной системы и психической сферы.

В большинстве общеобразовательных учреждений имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц.

В 24% школьных завтраков отмечено недостаточное количество либо полное отсутствие витамина С. При обследовании детей школьного возраста дефицит витамина С выявлен у 60-67%, В1 -у 40-44%, В2 - у 50-57%, фолиевой кислоты -у 69%, витаминов А и Е - у 28-29% и у 40-60% школьников соответственно.

Почти половина детей в возрасте 10 и 15 лет не получают молоко, около 75%-творога и сыра. Дефицит белка испытывают 11% и 20% детей, дефицит витаминов В1 и В2 - 8% и 27% соответственно. Поливитаминный дефицит в питании школьников сочетается с недостаточным поступлением в организм детей кальция, железа, селена и йода, пищевых волокон, жирных ненасыщенных кислот.

За период с 2001 по 2007 гг. отмечается рост заболеваемости, связанной с алиментарным фактором. Актуальной проблемой является избыточная масса тела и ожирение у населения. Ожирение является фактором риска таких заболеваний как атеросклероз, артериальная гипертония, сахарный диабет. Установлено, что превышение массы тела по сравнению с нормой на 10% увеличивает смертность в среднем на 30%. В школьном возрасте, у подростков на фоне нейроэндокринной перестройки организма, создаются определенные предпосылки для возникновения эндокринопатий и нарушений обмена веществ, а также отмечается увеличение массы тела (в ряде случаев – ожирение). За период с 1997-2007 гг. в г. Междуреченске отмечен рост школьников, страдающих ожирением: с 5,5 до 17,1 случаев на 1000 детей школьного возраста. Показатель ожирения в Кемеровской области за период с 2003 по 2007 гг. на 100 тыс. населения у подростков вырос в 2 раза, у детей - на 40 %.


Ведущим фактором в развитии ожирения у детей является алиментарный дисбаланс, обусловленный избыточной калорийностью пищи, главным образом за счет жиров животного происхождения и углеводов, особенно в сочетании с нарушением режима питания. Избыточная калорийность пищи, недостаточное поступление различных незаменимых микронутриентов вызывают ряд метаболических изменений в организме человека, особенно у детей и подростков, развитие алиментарно-зависимых состояний и заболеваний.

Пища должна удовлетворять энергетические, пластические и другие потребности развивающегося организма, быть качественной, разнообразной и содержать все необходимые основные пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины) в количествах и в соотношении между собой, необходимым потребностям растущего организма ребенка в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, условий жизни и воспитания.


Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для медицинских работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, педагогических работников.

Методические рекомендации содержат:

  • основы физиологии питания;

  • основные принципы рационального питания;

  • ассортимент рекомендованных продуктов; перечень запрещенных и не рекомендованных в детском питании продуктов и блюд;

  • пищевая пирамида;

  • основные нарушения в питании детей и подростков;

  • причины возникновения болезней желудочно-кишечного тракта;

  • основные периоды школьного возраста, особенности питания;

  • способы организации питания в школах;

  • питание учащихся с дефицитом массы тела;

  • питание учащихся с избытком массы тела;

  • питание в особых условиях;

  • питание школьников в условиях туристических походов (слетов);


В пособии использованы положения основных действующих законов Российской Федерации, Приказов Министерства здравоохранения, федеральных документов санитарно-эпидемиологического нормирования и других нормативных документов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детского населения.


^ Глава 1. Физиология питания


Питание – это сложный процесс поступления, переваривания и усвоения пищевых веществ, которые является важнейшей физиологической потребностью организма. Питание в понимании великого русского физиолога И.П. Павлова – это химия жизни, так как пища является единственным источником энергии и пластического материала, в ее состав входят так называемые незаменимые факторы питания (незаменимые аминокислоты, некоторые жирные кислоты, витамины и микроэлементы, минеральные вещества), которые не образуются в организме, но необходимы для нормального обмена веществ.


^ Схема превращений пищевых веществ в биомолекулы живых организмов.





Питание представляет собой сложный физиологический процесс, начинающийся уже в ротовой полости, где пища подвергается «первичной обработке» - смачиванию слюной и измельчению в ходе жевания. После этого пищевой комок поступает по пищеводу в желудок, где при резко кислой реакции, обусловленной выделением клетками слизистой желудка соляной кислоты, начинаются процессы переваривания пищи под влиянием ферментов, входящих в состав желудочного сока.

Процесс переваривания заключается в последовательном расщеплении пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) до элементарных «блоков», т.е. молекул, из которых построены эти вещества (схема 1).

В этом процессе, наряду с ферментами желудочного сока (пепсин, гастриксин), важную роль играют ферменты поджелудочной железы, выделяемые в просвет 12-перстной кишки (трипсин, липаза, амилаза), а также ферменты кишечного сока, выделяемые клетками слизистой тонкого кишечника.


Совместное действие указанных ферментов позволяет успешно расщеплять все пищевые вещества до низкомолекулярных соединений, которые всасываются в тонком кишечнике и поступают вначале в основном в печень, а оттуда - с током крови - к остальным органам и тканям.

Печень служит своеобразным шлюзом, регулирующим поток пищевых веществ из кишечника в кровь. В печени многие пищевые вещества подвергаются дальнейшим химическим превращениям, а часть из них, например, углеводы, жиры, витамин А и др., депонируются.

В печени же возникают многие транспортные формы пищевых веществ, в виде которых они поступают затем в общий кровоток (например, липопротеиды для транспорта пищевых жиров; ретинол, связывающий белок, необходимый для транспорта витамина А и др.).


^ Переваривание и транспорт пищевых веществ к органам и тканям представляют собой, однако, лишь первые, хотя и очень важные, этапы их усвоения организмом.


Следующие этапы, заключающиеся в поступлении и превращении нутриентов в органах и тканях, связаны с работой клеток и обозначаются понятием «клеточное питание». Эти этапы состоят из проникновения пищевых веществ через клеточные мембраны и их включения в процессы обмена веществ, в результате которых наша пища из внешнего фактора превращается во внутренний, и различные компоненты пищевых веществ (аминокислоты, жирные кислоты и др.) становятся компонентами живых клеток. Эти процессы характеризуются значительной сложностью происходящих при этом химических реакций, связанных с участием различных ферментных систем и регуляторов клеточного обмена (гормонов, биологически активных веществ и др.).

Пищевые вещества и продукты их превращений, возникающие в ходе обмена веществ, необходимы для построения костно-мышечной системы, формирования головного мозга, функционирования иммунной и других защитных систем организма, реализации таких ключевых физиологических функций, как половая, кроветворная и др.


^ Глава 2. Рациональное питание


Под рациональным понимают питание, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивость к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам.

Рациональное питание нередко называют также питанием «правильным», «здоровым», «сбалансированным». «Функциональное питание» - недавно предложенный на Западе термин, подразумевает использова­ние в питании «функциональных» продуктов, обогащенных растительными волокнами, незаменимыми факторами питания (витаминами, микроэлементами, жирными кислотами, аминокислотами и др.), которые оказывают выраженное влияние на те или иные функции организма (например, двигательную активность кишечника, свертываемость крови и т.п.).

Понятие «функциональное питание» должно рассматриваться как составная часть рационального питания, никак не противоречащая, а, наоборот, органично вписывающаяся в понятие рационального питания.


^ Принципы рационального питания:

Основным принципом организации питания школьников является соблюдение основ рационального питания:

  • соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам детей;

  • соответствие химического состава, калорийности и объема (массы) рациона возрастным потребностям и особенностям организма;

  • сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров и углеводов, а также белков и жиров растительного и животного происхождения);

  • правильная кулинарная обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических свойств и усвояемости пищевых веществ;

  • использование широкого ассортимента продуктов, в том числе овощей, фруктов, ягод, зелени;

  • соблюдение оптимального режима питания;

  • обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к продуктам питания, их транспортировке, хранению, а также к приготовлению и раздаче блюд.

  • учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд).

  • совместимость продуктов, их взаимозаменяемость.

При составлении рационов питания детей и подростков, прежде всего, необходимо учитывать обеспечение энергетического баланса: поступление калорий в организм должно быть строго сбалансировано с их расходом.

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. По сравнению с состоянием покоя (лежа) расход энергии увеличивается даже при спокойном сидении на 12%, при стоянии — на 20, при ходьбе — на 80—100, при беге — на 400%.

Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Восполнить энергию можно только за счет питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

Потребность в воде______________________

Потребность детского организма в воде выше, чем взрослого человека, так как рост клеток возможен только при наличии воды. Взрослому человеку на 1 кг массы тела требуется 40 мл жидкости в сутки, а ребенку б—7 лет — 60 мл (1—2 л в сутки). Вода перед употреблением пищи оказывает различное воздействие в зависимости от того, испытывает ребенок жажду или нет. При жажде повышается секреция слюнных желез, что положительно сказывается на аппетите ребенка. В тех случаях, когда ребенок не испытывает жажду, вода может тормозить секрецию, что сопровождается уменьшением аппетита. На организм одинаково вредно действует как недостаток, так и избыток жидкости. При избытке ее повышается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, а также на почки и кожу.


Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии для учащихся______________________

Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии для учащихся различных возрастных групп определяется в соответствии с нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, разработанными Институтом питания Академии медицинских наук и утвержденными Главным санитарным врачом СССР 29.05.91 № 5786-91 (приложение 6, таблицы 1, 2, 3).

Школьный период подразделяется на три возраста:

  • Младших школьный возраст – 7-10 лет;

  • Средний школьный возраст – 11-13 лет;

  • Старший школьный возраст - 14-17 лет.

В отдельную группу выделяют детей 6-летнего возраста.


Рекомендуемые величины потребности в пищевых веществах и энергии для детей школьного возраста указаны в среднем на одного школьника соответствующей возрастной группы. При установлении потребности в тех или иных веществах в индивидуальном порядке необходимо принимать во внимание колебание массы тела, роста, а также конституциональные особенности школьников, учитывать их учебную нагрузку и условия быта. При этом, потребность в энергии является наиболее важным показателем, определяющим общую энергетическую ценность суточного рациона и потребность в основных пищевых веществах.


Усложнение учебных программ, сопряженное с возрастанием объема информации, обуславливает повышение умственных нагрузок и нервно-эмоциональное напряжение, которое в свою очередь требуют дополнительных энерготрат.


^ Таблица 1. Нормы суточного потребления энергии, белков, жиров и углеводов для детей и подростков


Возраст,

лет

Энергетическая

ценность,

ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Всего

в том числе животного происхождения

Всего

в том числе растительного происхождения

Линоленовая кислота, % энергетической ценности рациона

6

2000

69

45

67

10

3

285

7-10

2350

77

46

79

16

3

335

111-13 ((мальчики)

2750

90

54

92

19

3

390

1 11-13

((девочки)

2500

82

49

84

17

3

355

14-17 ((мальчики)

3000

98

59

100

20

3

425

^ 14-17

((девочки)


2600

90

54

90

18

3

360


При установлении потребности в энергии для отдельных групп учащихся необходимо учитывать их дополнительные физические нагрузки (занятия в спортивных секциях, спортивных школах, занятия танцами и т. д.). У этих детей потребление пищевых веществ и энергетическая ценность рациона питания должна быть выше на 10-15 % в зависимости от нагрузок.


В таблицах 2, 3 приведены нормы суточного потребления витаминов и минеральных веществ для детей и подростков с учетом возрастных групп.


^ Таблица 2. Нормы суточного потребления витаминов для детей и подростков



^ Возраст, лет

В1 (тиамин), мг

В2 (рибофлавин), мг

В6 (пиридоксин), мг

В12 (цианокобаламин), мг

В9 (фолацин), мкг

РР (никотиновая кислота), мг *

С (аскорбиновая кислота), мг

^ А (ретинол), мкг**

Е (токоферолы), мг***

Д (кальциферолы), мкг

6

1,0

1,2

1,3

1,5

200

13

60

500

10

2,5

7-10

1,2

1,4

1,6

2,0

200

15

60

700

10

2,5

11-13

(мальчики)

1,4

1,7

1,8

3,0

200

18

70

1000

12

2,5

11-13

(девочки)

1,3

1,5

1,6

3,0

200

17

70

800

10

2,5

14-17

(юноши)

1,5

1,8

2,0

3,0

200

20

70

1000

15

2,5

14-17

(девушки)

1,5

1,5

1,6

3,0

200

17

70

800

12

2,5



^ Примечание:* -ниациновый эквивалент;

** -ретиноловый эквивалент;

***-токофероловый эквивалент.


Таблица 3. Нормы суточного потребления минеральных веществ, мг


Возраст, лет

Кальций

Фосфор

Магний

Железо*

Йод

6

1000

1500

250

12

0,08

7-10

1100

1650

250

12

0,10

11-13

(мальчики)

1200

1800

300

15

0,10

11-13

(девочки)

1200

1800

300

18

0,10

14-17

(юноши)

1200

1800

300

15

0,13

14-17

(девушки)

1200

1800

300

18

0,13


^ Примечание:*- с учетом усвоения 10% введенного железа

В основу рационального питания детей в школьных столовых положены рекомендуемые нормы потребления различных продуктов питания (приложение 5). При подборе блюд для школьников необходимо обращать внимание на следующее:

  1. В рацион завтраков и обедов необходимо включать широкий ассортимент холодных блюд и закусок из сырых и вареных овощей, чтобы максимально обеспечить организм ребенка витаминами, макро- и микроэлементами, органическими кислотами, эфирными маслами и другими биологически активными веществами. Овощи способствуют выделению пищеварительных соков, что благоприятно влияет на дальнейшее переваривание пищи. В качестве заправки рекомендуется использовать растительное масло с целью обогащения рационов полиненасыщенными жирными кислотами.

  2. При приготовлении супов не рекомендуется использовать костный бульон. В ассортимент первых блюд можно включать практически все супы, кроме очень острых — солянок, харчо, борща флотского. Многие дети не любят в супах лук и морковь, поэтому эти овощи следует спассеровать и протереть.

  3. Для приготовления мясных блюд не рекомендуют жирная баранина и свинина. Для детей младшего и среднего школьного возраста следует готовить больше блюд из рубленого мяса и птицы — котлеты, биточки, шницели, тефтели. Популярностью пользуются у детей блюда из тушеного мяса, мясо, шпигованное овощами, жаркое по-домашнему, гуляш. Из субпродуктов особенно полезна детям печень, так как она богата минеральными веществами (калий, железо, фосфор, кобальт, медь и др.) и витаминами (A, D, В1 В2, РР). Большой популярностью у школьников пользуются сосиски, но желательно включать в рацион сосиски пониженной жирности.

  4. Не рекомендуется использовать в питании детей морскую рыбу с темным мясом (скумбрия, ставрида, тунец), так как в ней много гистидина. Продукты его распада могут вызывать тяжелые пищевые интоксикации. Наиболее предпочтительны для изготовления рыбных блюд малокостистая рыба: треска, хек, минтай, морской окунь, навага, пикша, сом.

  5. При изготовлении каш и гарниров из круп предпочтение следует отдавать овсяной крупе, Геркулесу, гречневой крупе, поскольку они наиболее калорийны, богаты минеральными веществами и витаминами. Рекомендуется использовать крупы из ячменя (перловой, ячневой) с зернами меньшего размера, так как они лучше развариваются и полнее усваиваются.

  6. Согласно опросам, 95—100% учащихся различных возрастных групп любят изделия из муки: блины, оладьи, пельмени, булочки, пирожки. Однако эти изделия содержат много углеводов и жира, поэтому злоупотреблять ими нельзя. Кроме того, приготовление изделий из муки — трудоемкий процесс, поэтому рекомендуется использовать блинную ленту, пельмени, полуфабрикат дрожжевого теста централизованного производства.

  7. Незаменимы в детском питании молочные блюда. Молоко дают детям как самостоятельно (на полдник или на ужин), так и в качестве добавки в каши, пюре, соусы, супы, молочные кисели, какао, кофе. Большой удельный вес в рационе детей должны занимать блюда из творога (сырники, запеканки, пудинги, вареники). Обязательным условием при переработке творога является его протирание. Блюда, приготовленные из протертого творога, более нежные и сочные.

  8. Любой прием пищи должен завершаться сладким блюдом или напитком, свежими фруктами, соками.

Учитывая довольно высокую заболеваемость детей, в школах рекомендуется взять за основу щадящее питание.

С этой целью в рецептурах блюд исключают костный бульон; кулинарный жир и маргарин заменяют на сливочное масло; уксус — на лимонную кислоту; исключают горчицу и перец. Жарку продуктов, особенно для детей младшего школьного возраста, заменяют варкой на пару или запеканием в духовом шкафу с кратковременным обжариванием на плите (сырники, рыба).

Пищевые продукты — отличная питательная среда для микроорганизмов. Поэтому к процессу приготовления пищи в школе предъявляют строгие санитарные требования.

Не допускается изготавливать в столовых и на пищеблоках образовательных учреждениях и использовать в питании детей следующие виды пищевых продуктов, кулинарных изделий собственного (не промышленного) изготовления:

  • кулинарную продукцию, при изготовлении которой скоропортящиеся продукты измельчаются после тепловой обработки и при этом не подлежат вторичной тепловой обработке – блинчики с мясом, творогом, заливные блюда (мясные и рыбные), студни, паштеты, форшмак из сельди, макароны по-флотски (с мясным фаршем), рис с фаршем, макароны с рубленым яйцом и т.п.;

  • салаты рыбные и мясные;

  • творог, простоквашу и другие кисломолочные продукты (в том числе для приготовления творога);

  • консервированные продукты.


Не допускается использовать в питании детей следующие виды сырья пищевых продуктов, не прошедшие тепловой кулинарной обработки (кипячения):

  • зеленый горошек консервированный;

  • фляжное (бочковое) молоко;

  • сливочное масло, добавляемое в блюда (используемое для заправки гарниров, каш и т.п.), сливочное масло с жирностью ниже 72 %;

  • творог, за исключением готовых к употреблению творожных изделий для детского питания (творожков и т.п.) промышленного производства в индивидуальной промышленной упаковке, рассчитанной на одну порцию продукта;

  • сметану.


В соответствии с принципами рационального (здорового) питания, в питании детей в организованных коллективах не следует использовать:

  • сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

  • жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики, картофель, чипсы, мясо, рыбу и т.п.);

  • уксус (уксусную кислоту), горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие жгучие (острые) специи (приправы);

  • кофе натуральный, а также продукты, содержащих кофеин, другие стимуляторы, алкоголь;

  • гидрогенизированные жиры, кондитерские жиры, кулинарные жиры, маргарин, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры, а также пищевые продукты, содержащие указанные виды жиров;

  • биологически активные добавки к пище (БАД): с тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, родиолу розовую или другие аналогичные компоненты), влияющие на рост тканей организма, а также продукты, вырабатываемые с использованием перечисленных добавок;

  • газированные напитки (содержащие углекислоту);

  • арахис;

  • острые соусы (типа кетчупа), закусочные консервы и маринованные овощи и фрукты (консервированные с добавлением уксуса);

  • костные бульоны, в т. ч. пищевые концентраты на их основе;

  • пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов (бульонные концентраты, пищевые концентраты первых и вторых блюд и т.п.).

Сметану используют только прокипяченную (в основном — в супах). Срок хранения кулинарной продукции 2 ч. С целью контроля за сроками хранения не допускается повторение блюд, гарниров в течение для и на следующий день.

Начиная с марта морковь и белокочанную капусту (урожая прошлого года) рекомендуется использовать после тепловой обработки.


Набор продуктов питания _____________

Основным условием обеспечения рационального питания - правильный ежедневный выбор продуктов и блюд, способный удовлетворять физиологические потребности школьников в энергии и всех пищевых веществах, причем в строго сбалансированных между собой количествах.


Для этого необходимо следовать принципу: подросток должен получать с пищей все группы продуктов, но в разумных количествах и соотношениях. Строя рацион, нужно помнить о наиболее серьезных недостатках современного питания и стремиться устранить их с помощью следующих правил:

  • ежедневно употреблять 1—2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30—50 г) или сыр (5-10 г или 10—20 г через день);

  • ограничить потребление соли и заменить поваренную соль на йодированную;

  • сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др. - до 10—15 г в день);

  • ограничивать потребление сахара, конфет (особенно шоколадных), шоколада, жирных тортов и пирожных;

  • широко использовать в питании рыбу и морепродукты;

  • ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу (лучше нежирных сортов); стремиться использовать в питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда из натурального мяса;

  • широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, соки;

  • стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров и др. форм «fast-foods».



«Пирамида здорового питания»__________

Пищевая пирамида - наглядный набор продуктов на каждый день. Она позволяет выбрать из огромного разнообразия продуктов те, что входят в понятие здорового и рационального питания.

  • Пирамида дает возможность разнообразить свой стол при одновременном получении необходимых питательных веществ и нужного для нормального, здорового веса количества калорий.

  • Пирамида позволяет контролировать потребление жира, в особенности насыщенного.

  • В пирамиде особо выделены пять главных групп продуктов, показанных в трех нижних ее этажах.

  • Продукты каждой группы содержат питательные вещества, необходимые вам для сбалансированного питания.

  • продукты из одной категории не могут быть заменены на другие (ни одна группа не важнее другой);

  • здоровое питание подразумевает потребление всех видов продуктов

^ Хлеб, каши, рис и макаронные изделия образует основу пирамиды. Большинство блюд на каждый день (от 6 до 11) нужно готовить из этих продуктов.

Фрукты и овощи. Следующий уровень - также растительная пища. Фрукты (2-4 раза в день) и овощи (3-5 блюд в день), в которых полезны не только витамины и минералы, но и растительные волокна (клетчатка) необходимо употреблять в достаточном количестве каждый день.

Мясо и молочные продукты – на этом уровне пирамиды большинство продуктов животного происхождения. Мясная группа включает в себя:

  • мясо,

  • птицу,

  • рыбу,

  • сухие бобы,

  • яйца

  • орехи.

Мясо, птица и рыба богаты белками, витамином В, железом и цинком. Сухие бобы, яйца и орехи содержат белки вместе с другими витаминами и минералами.

Молочные продукты - молоко, йогурт и сыр - обеспечивают организм белками, кальцием, строящим кости, и другими питательными веществами. Продукты животного происхождения жирнее, чем продукты растительные, однако исключать все мясные и молочные продукты из рациона не стоит.

Можно включить в меню обезжиренные молочные продукты, постное мясо, птицу без кожи. Они дают такое же количество витаминов и минералов, как и их более жирные двойники.

^ Жиры, растительные масла и сладости. На вершине пирамиды находятся растительные масла, кремы, сливочное масло, маргарин, сахар, напитки, сладости и десерты.


^ Схема образования пищевой пирамиды:



Жиры,
растительные масла,
сладости



Белки (2-3 порции)
Молочные продукты (2-3 порции)



Фрукты (2-4 порции)         Овощи (3-5 порций)



Хлеб, каши, рис и макаронные изделия (6-11 порций)


^ Правильный выбор продуктов и блюд является абсолютно необходимым, но недостаточным условием обеспечения рационального питания.

Необходимо знать:

    • выбранные продукты должны быть безо­пасными для здоровья - не содержать различных загрязнителей (контаминантов) - тяжелых металлов (кадмия, свинца), мышьяка, ртути, ДДТ и других пестицидов, афлатоксинов и др. микотоксинов, нитратов и др.

    • продукты не должны быть загрязнены микроорганизмами и их токсинами - палочками дизентерии и ботулизма, сальмонеллами, стафилококками и др.

    • блюда, приготовленные из отобранных продуктов, должны быть красивыми, вкусными, ароматными.


Выполнение этих условий требует строгого соблюдения чистоты и порядка на кухне (если речь идет о питании дома) или на пищеблоке (если говорить о школе), тщательного мытья посуды с применением необходимых моющих средств, своевременного удаления пищевых отходов и т.д. и т.п.

Важно правильно проводить тепловую обработку всех продуктов (и мяса, и рыбы, и овощей, и др.), строго соблюдая необходимые температурные режимы приготовления пищи - отваривания, обжаривания и т.п., обеспечивающие как максимальную сохранность пищевой (прежде всего витаминной) ценности продуктов, так и их обеззараживание.

Однако и этого недостаточно для того, чтобы питание можно было признать рациональным, так как ребенок может не переносить молоко, или лук, или яйца, и ни одно блюдо, приготовленное с их использованием, нельзя будет включать в его рацион.

Необходимо учитывать индивидуальную особенность детей к пищевым продуктов, одни из которых любят «только мясо», а другие «только рыбу». Не учитывать это, навязывать ребенку нелюбимые им продукты - значит заведомо встать на путь снижения их усвояемости и тем самым нарушения принципов здорового питания.

Для того, чтобы не возникали такие проблемы, ребенку необходимо с первых лет жизни прививать привычку к использованию в питании самого широкого круга продуктов, без каких-либо исключений (только по медицинским показаниям).

Режим питания___________________

Важное требование рационального питания - режим.

Нарушение режима как в сторону чрезмерно частых приемов пищи, так и, напротив, в сторону увеличения интервалов между ними оказывает крайне неблагоприятное влияние на самочувствие, здоровье и способность к обучению.

^ При частом приеме пищи (каждые 1,5-2 часа и чаще) у детей значительно возрастает нагрузка на органы пищеварения, снижается аппетит и, как результат, ухудшается усвояемость пищевых веществ.

Если же интервал между приемами пищи слишком велик (>4-5 часов), это может вести к снижению уровня сахара в крови, что ухудшает работоспособность, внимание, память.

^ Оптимальным является прием пищи через 2,5-3 часа для младших школьников и через 3-4 часа - для старших.

Это соответствует 4-5-разовому питанию, которое включает завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин. Вариантами могут быть исключение полдника и прием небольших количеств пищи перед сном или отсутствие завтрака в школе, но более ранний обед.

^ Основным приемом пищи является обед, на долю которого, как правило, приходится 30-40% от суточной калорийности рациона;

  • завтрак и ужин обеспечивают по 20-25% энергетической потребности школьников,

  • полдник и второй завтрак по 5-10% (каждый).

Часы приема пищи зависят от смены, в которую учится школьник, и от других особенностей режима дня.

Учитывая, что школьники проводят значительное время в школе, причем процесс обучения носит весьма интенсивный характер, важное значение имеет организация горячего питания в школах, в особенности в сложившихся условиях с учетом низкого социально-экономического уровня многих семей, не способных обеспечить детей адекватным питанием дома. Это питание должно включать горячий завтрак и обед, а для детей, посещающих группы продленного дня, - и полдник.

Кроме того, во многих городских школах функционируют школьные буфеты, которыми пользуются в основном старшеклассники, не имеющие возможности получить полноценный обед в школе.


Примерный набор продуктов, обеспечивающих необходимое количество пищевых веществ, приведен в таблице 4.


^ Таблица 4. Примерный набор продуктов для детей школьного возраста (г, мл в сутки)

Наименование

продуктов


^ Возраст школьника, лет

7-10

11-13

14-17 (юноши)

14-17 (девушки)

Хлеб пшеничный

Хлеб ржаной

Мука пшеничная

Крупы, бобовые,

макаронные изделия

Картофель

Овощи разные

Фрукты свежие

Фрукты сухие

Сахар

Кондитерские изделия

Масло сливочное

Масло растительное

Яйцо (штук)

Молоко и кисломолочные продукты

Творог

Сметана

Сыр

Мясо, птица, колбасы

Рыба


150

70

25


45

200

275

150-300

15

60

10

25

10

1

500


40

10

10

140

40

200

100

30


50

250

300

150-300

20

65

15

30

15

1

500


45

10

10

170

50

250

150

35


60

300

350

150-300

25

80

20

40

20

1

600


60

20

20

220

70

200

100

30


50

250

320

150-300

20

65

15

30

15

1

500


60

15

15

200

60


Повышение потребности в пищевых веществах в детском возрасте обусловлено в первую очередь высокой потребностью в энергии. В свою очередь, с этим повышается потребность в микронутриентах, которые участвуют в обмене энергии, витаминов В1, В2, ниацина, пантотеновой кислоты.

^ Рост размеров тела ребенка, особенно мышечной массы, является еще одним определяющим фактором в повышенном потреблении энергии.

Для роста мышечной массы необходимы следующие пищевые вещества – белок, пиридоксин (витамин В6), калий, фолацин, витамин В12. Велика потребность в пищевых факторах, необходимых для роста костей: кальций, фосфор, витамины А, Д, С, белок.

^ Таблица 4. Физиологическая роль основных пищевых веществ в организме человека

^ Пищевые вещества

Физиологическая роль

Белки и аминокислоты, в том числе незаменимые (валин, лейцин, изолейцин, лизин, метионин, фенилаланин, триптофан, тирозин*, цистеин*, таурин*, гистидин**)


^ Липиды и жирные кислоты, в том числе незаменимые


Углеводы, в т. ч. крахмал, сахара, растительные волокна


Минеральные вещества Са, Р Na, К (микроэлементы)


Витамины



^ Пластическая функция. Построение органов и тканей, синтез структурных и функциональных белков и ферментов, в том числе белков иммунной системы и клеток крови, построение клеточных и субклеточных мембран, и др. биологически активных соединений (биогенные амины, ме­диаторы и др.).

Построение органов и тканей, построение клеточных и субклеточных мембран, синтез эйкозаноидов, энергетическая функция (обеспечение 30-40% энергии, необходимой детям и подросткам).

^ Основной источник энергии (50-60% от необходимой детям и подросткам энергии); участие в построении клеточных рецепторов; регуляция двигательной функции кишечника и желчевыводящих путей.

Построение костно-мышечной

системы. Регуляция водного баланса и электровозбудимости клеток. Построение биомембран, регуляция активности ферментов, обеспечение адекватного иммунного и гематологического статуса.

Построение и регуляция активности ферментных систем, построение биомембран, участие в иммунном ответе и кроветворении



^ Белки и аминокислоты.

Белки нередко называют основными строительными блоками организма. Белок необходим и для мышечной работы, и для успешного обучения, и для поддержания нормального иммунитета, и выполнения многих других «обязанностей». Основным источником белка человеческого тела служат белки пищи, поэтому достаточное поступление белков с пищей - необходимое условие нормального роста, сохранения здоровья и способности к обучению. Превращение белков пищи в белки органов и тканей является сложным многоступенчатым процессом, который начинается еще в ротовой полости, а заканчивается на уровне клетки. В результате этого процесса, в котором участвует целый каскад пищеварительных ферментов желудка и кишечника, огромные полимерные молекулы белка расщепляются на аминокислоты (до 20). Из них 8 относятся к числу так называемых незаменимых для человека, которые абсолютно необходимы для нормального течения различных физиологических и обменных процессов. Организм не способен к их образованию. Их единственным источником, следовательно, может служить только пища. При низком содержании незаменимых аминокислот в рационе образование в организме полноценных белков становится невозможным, что ведет вначале к предболезни, а затем и к болезни. Наиболее благоприятным аминокислотным составом обладают белки животного происхождения - молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, а также белки бобовых - сои и других. Эти продукты, белок которых, как говорят специалисты, характеризуется высокой биологической ценностью, должны постоянно присутствовать в рационе человека. Для растущего организма ребенка поступление белков с высокой биологической ценностью особенно важно, поскольку рост характеризуется чрезвычайно большой потребностью в белке и незаменимых аминокислотах.

Школьнику требуется ежедневно около 70-90 г белков: для этого необходимо съесть примерно 100-200 г мяса, 30-50 г рыбы, 400-500 мл молока или кисломолочных продуктов, 30-40 г творога и другое.

^ Дефицит белков ведет к задержке роста, снижению устойчивости к инфекциям и действию неблагоприятных внешних факторов, нарушению полового развития, малокровию.


Жиры.

Под жирами (а точнее липидами) в химии понимают вещества, которые растворяются в так называемых органических растворителях (бензине, ацетоне, спирте и др.), но не растворяются в воде. Пищевые жиры включают большое число различных видов соединений такого рода, среди которых основными являются собственно жиры (триглицериды), фосфолипиды и стероиды. К последнему классу принадлежит, в частности, холестерин.

Основными компонентами и триглицеридов, и фосфолипидов являются жирные кислоты, которые делятся:

  • насыщенные,

  • мононенасыщенные

  • полиненасыщенные

Жиры, так же как и белки, - важнейшие «строительные» элементы клеток, органов и тканей. Они не только участвуют в построении клеточных и субклеточных мембран, но и активно регулируют их проницаемость и другие функциональные свойства. Жиры служат важным клеточным «топливом». При «сгорании» в организме 1 г жира выделяется в 2 раза больше энергии (9 ккал), чем при сгорании 1 г белков или углеводов (4 ккал).

Правильно построенный рацион должен включать такое количество жиров, которое обеспечит не более 30-35% от общей энергетической ценности (калорийности) рациона. Например: если подросток нуждается в получении с пищей 2500 ккал, то жиры должны обеспечить 750-875 ккал, что соответствует потреблению 83-97 г жиров. При этом на долю так называемых насыщенных жиров, содержащих в основном насыщенные жирные кислоты, которыми богаты говяжий, свиной, бараний и другие животные жиры, должно приходиться не более 10% от общей калорийности рациона.

Избыток насыщенного жира в питании, в том числе и в питании детей и подростков, служит одной из причин развития атеросклероза, инфаркта миокарда и других тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы. Одна из составных частей насыщенных жиров - холестерин, которому раньше ошибочно приписывали все неблагоприятные эффекты избыточного потребления насыщенных жиров. Важно, чтобы в составе пищевых жиров было достаточно ненасыщенных жиров, включающих моно- и полиненасыщенные жирные кислоты. Ими богаты растительные масла - подсолнечное, кукурузное, оливковое и др.


^ Таблица 5. Пищевые источники различных классов жирных кислот


Жирные кислоты

Пищевые источники

Насыщенные:- линноцепочечные

- среднецепочечные


Мононенасыщенные: - олеиновая

Полиненасыщенные: омега-6, омега-3

Говяжий, бараний, свиной топленые жиры, пальмовое масло, кокосовое масло

Оливковое масло

Рапсовое масло, кукурузное, подсолнечное, соевое масло, льняное масло, рыба, рыбий жир


Полиненасыщенные жирные кислоты, также как и некоторые аминокислоты, относятся к числу незаменимых пищевых факторов. Их дефицит в питании ведет к задержке роста, снижению иммунного ответа, изменению свойств крови (повышению свертываемости), ухудшению состояния кожи (потере эластичности, появлению прыщей и др.). Иногда полиненасыщенные жирные кислоты называют витамином F (от Fatty acids - жирные кислоты).


Углеводы.

Третий класс основных пищевых веществ - углеводы. Они включают довольно обширный спектр различных соединений - от сложных, высокомолекулярных полисахаридов до простых сахаров.

^ Таблица 6. Основные классы пищевых углеводов


Полисахариды

Олигосахариды

Сахара


Перевариваемые: Крахмал, гликоген Неперевариваемые: растительные (пищевые) волокна, целлюлоза (клетчатка), гемицеллюлоза, пектиновые вещества


Раффиноза

Стахиоза Мальтодекстрины


Дисахариды: Лактоза Сахароза Мальтоза


Моносахариды: Глюкоза Фруктоза Галактоза


Эти соединения различаются и по своим свойствам, и по действию на организм, и по содержанию в продуктах. Перевариваемые углеводы, а точнее один из них – крахмал, составляет основную массу пищевых углеводов.

Он расщепляется вначале до относительно крупных молекул декстринов, затем до дисахарида - мальтозы и, наконец, до глюкозы, которая и всасывается в кровь, поступая затем в печень и другие органы.

В отличие от крахмала, переваривание дисахаридов в желудочно-кишечном тракте происходит быстро, в результате чего из лактозы образуются глюкоза и галактоза, из сахарозы - глюкоза и фруктоза, а из мальтозы - две молекулы глюкозы, которые и всасываются в кровь. Что касается моносахаридов, то они не требуют дополнительного переваривания и поступают в кровь непосредственно из пищи. Быстрое всасывание в кровь моно- и дисахаридов ведет к значительному увеличению содержания сахара в крови. Рекомендуемое общее количество углеводов- 250-350 г/сут. И крахмал и сахара - важнейший источник энергии, обеспечивающий 55-60% от потребности в энергии взрослых и детей. При недостаточном поступлении с пищей углеводов в организме начинают «сгорать» белки и жиры, более необходимые как «строительный материал». В то же время избыток углеводов может превращаться в организме в жир, являясь причиной развития:

  • избыточной массы тела и ожирения.

  • аллергических реакций, ухудшает состояние кожи. снижает аппетит

  • кариеса зубов.

Поэтому не следует увлекаться конфетами, пирожными, сладкими прохладительными напитками и другими продуктами, содержащими значительные количества сахаров.


Таблица 7. Основные пищевые источники различных классов углеводов


^ Виды углеводов

Продукты

Полисахариды: крахмал

дисахариды:

сахароза

лактоза


Моносахариды: глюкоза, фруктоза

Хлеб (все виды), мука и крупа (гречневая, овсяная, манная, рис и др.), бобовые, картофель

Сахар, варенье, повидло, конфеты, торты, печенье, безалкогольные прохладительные напитки, компоты, кисели, сладкие творожные сырки и паста, фрукты, ягоды, морковь, свекла

Молоко, кисломолочные продукты

Фрукты, ягоды, мед, печенье


Заслуживает внимания также и особый класс неперевариваемых полисахаридов - растительные (пищевые) волокна. Несмотря на то, что эти соединения практически не перевариваются и не всасываются в желудочно-кишечном тракте человека, проходя через него «транзитом», они имеют очень большое значение для нормальной работы желудочно-кишечного тракта и поддержания здоровья всего организма. Это объясняется необходимостью волокон для стимуляции двигательной активности кишечника и предупреждения запоров. Волокна способны связывать на своей поверхности и выводить из организма многие вредные вещества и яды (например, свинец, радиоактивные вещества, холестерин и др.). Кроме того, они служат хорошей питательной средой для ряда полезных микроорганизмов, живущих в толстом кишечнике и препятствующих росту болезнетворных микроорганизмов. Поэтому дефицит волокон в питании нарушает деятельность кишечника, способствуя развитию запоров и изменению микробного состава толстого кишечника. Увеличить содержание волокон в рационе не так сложно. Для этого надо шире использовать в питании хлеб и крупы из муки грубого помола, в том числе из цельного зерна или обогащенные отрубями, овощи (особенно свеклу, морковь), фрукты особенно (яблоки, сливы, абрикосы). Наиболее богаты волокнами чернослив и другие виды сухофруктов.

Рекомендуемое ежедневное потребление волокон для школьников - не менее 10-15 г.


  1   2   3   4

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие Ставрополь, 2008 удк 616. 126 002. 9 (07. 07) Инфекционный эндокардит.

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие минск 2008 г. Тема

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие Минск 2008 Опухоли забрюшинного пространства

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие Минск 2008 удк 616. 31-006. 04 (08-07)

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие и ситуационные задачи по урологии для студентов волгоград, 2008

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2008 Удк 613. 2-099-057. 3 (075. 8)

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие. Казань: кгму. 2007. 29с. 29 Богданов Э. И., Заббарова А. Т. Менделевич

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов, научных работников, врачей различных специальностей,

Учебно-методическое пособие новокузнецк -2008 Администрация Кемеровской области icon Учебно-методическое пособие составлено в помощь студентам, врачам-интернам, практическим врачам.

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы