|
Скачать 0.96 Mb.
|
![]() ![]() ![]() Тема занятия «Общее знакомство с организмом человека». Цели и задачи: определить место человека в природе и показать преемственность курса анатомии, физиологии и гигиены и курса зоологии; проанализировать конкретные связи между структурой и функцией органов и частей тела. Оборудование: зеркало, мерная лента. Ход урока:
Определение изучаемых наук и разъяснение того, почему они изучаются вместе в одном школьном курсе. Знания о строении необходимы для понимания функции, так как любая функция организма, какой бы сложной она не была, приурочена к определенным структурам. Термин "функция» в физиологии означает специфическую работу органов или деятельность организма в целом.
Задание 1. Значение складок кожи над суставами пальцев. Положите руки на парты ладонной стороной вниз и рассмотрите свои руки (над суставами кожа собрана в складки).
Придумайте опыт, который бы доказал, что складки кожи над суставами необходимы для функционирования пальцев. Второй рукой захватите складку кожи указательного пальца и попытайтесь его согнуть.
Задание 2. Функция линий лежащих на поверхности ладони.
Задание 3. Закономерности между различными частями тела. А. Убедитесь, что длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно закрыть лицо. Б. Возьмите мерную ленту и убедитесь, что длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака. При измерении окружности кулака мерная лента должна проходить по пястно-фаланговым суставам.
В. Убедитесь, что расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обоих ног.
Г. Убедитесь, что длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет примерно половину его длины. Результаты оформите в таблицу. Ответьте на вопросы письменно. Таблица «Размеры различных частей тела».
^ «ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА». Задание 1. Значение складок кожи над суставами пальцев. Положите руки на парты ладонной стороной вниз и рассмотрите свои руки (над суставами кожа собрана в складки).
Придумайте опыт, который бы доказал, что складки кожи над суставами необходимы для функционирования пальцев. Второй рукой захватите складку кожи указательного пальца и попытайтесь его согнуть.
Задание 2. Функция линий лежащих на поверхности ладони.
Задание 3. Закономерности между различными частями тела. А. Убедитесь, что длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно закрыть лицо. Б. Возьмите мерную ленту и убедитесь, что длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака. При измерении окружности кулака мерная лента должна проходить по пястно-фаланговым суставам.
В. Убедитесь, что расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обоих ног.
Г. Убедитесь, что длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет примерно половину его длины. Результаты оформите в таблицу. Ответьте на вопросы письменно. Таблица «Размеры различных частей тела».
^ Цели и задачи: дать определение рефлекса, рассмотреть части рефлекторной дуги, дать ее графическое изображение. Оборудование: плакаты «Рефлекторная дуга», «Коленный рефлекс». ^
Учитель неожиданно роняет предмет на пол (на стол), либо резко стучит. В результате внезапного раздражения можно получить со стороны учащихся различные рефлексы: мигательный; ориентировочный (поворот головы); пассивно-оборонительный (вздрагивание). Для примера выбирается один из перечисленных рефлексов. Учащиеся устанавливают раздражитель, ответную реакцию, а затем дают определение рефлекса. Рассматривается рефлекторная дуга и ее части: рецепторы, чувствительный нейрон, вставочные нейроны, находящиеся в центральной нервной системе, двигательный (исполнительный) нейрон, рабочий орган.
Задание 1. Получение мигательного рефлекса.
Таблица «Возникновение мигательного рефлекса».
Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины (при прикосновении волоски деформируются и рецепторы возбуждаются; нервные импульсы идут по центростремительному нейрону в продолговатый мозг, возбуждаются вставочные нейроны, затем нервные импульсы переходят на центробежный нейрон и круговая мышца глаза включается в работу – человек мигает)
Задание 2. Сгибательный рефлекс. Проследите движение нервного импульса по рефлекторной дуге, используя рисунок. Начертите эту рефлекторную дугу. Укажите ее части. ^ «РЕФЛЕКС. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА». Задание 1. Получение мигательного рефлекса.
Таблица «Возникновение мигательного рефлекса».
Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины.
Задание 2. Сгибательный рефлекс. Проследите движение нервного импульса по рефлекторной дуге, используя рисунок. Начертите эту рефлекторную дугу. Укажите ее части. ^ Цели и задачи: показать единство строения и функции опорно-двигательной системы; подчеркнуть качественные отличия человека от животных, связанные с прямохождением, приспособлением к труду и социальному образу жизни. Оборудование: плакаты «Строение скелета», «Соединение костей», «Мышцы». ^
Вспомнить вместе с учащимися, используя плакаты, общий план строения скелета: осевой скелет включает череп, позвоночник, грудную клетку; скелет конечностей – кости поясов конечностей и свободных конечностей. Значение мышц (поддержание движения, позы, защитная функция).
Задание1. Не обращаясь к скелету человека, докажите, что позвоночник является не цельной костью. А состоит из отдельных костей – позвонков. (Человек произошел от млекопитающих животных, у которых позвоночник состоит из отдельных позвонков – следовательно и позвоночник человека имеет такое же строение; либо: если бы позвоночник состоял из одной, цельной кости, прогнуться назад, в стороны, вперед было бы невозможно, а поскольку такие движения совершаются, значит позвоночник состоит не из одной цельной кости, а из многих, подвижно связанных между собой костей.) Задание 2. Подумайте, почему позвонки в нижних отделах позвоночника массивнее, чем в верхних. (Несут большую нагрузку.) Задание3. Подумайте, как обеспечивается прочность и подвижность позвоночника - чтобы позвоночник мог сгибаться, кости позвоночника должны быть подвижны; чтобы он мог служить достаточно прочной осью тела, позвонки должны прочно скрепляться между собой. (Хрящевые межпозвоночные диски обеспечивают полуподвижное соединение позвонков и прочность; кроме того позвонки имеют своеобразное строение – тело, отростки, образующие дугу, отверстия, образующие позвоночный канал.) Задание 4. Определите значение реберного хряща. Сделайте вдох и проследите за смещением грудной клетки вперед и вверх, сделайте выдох и убедитесь, что грудина и ребра смещаются назад и вниз. (Реберный хрящ обеспечивает полуподвижное соединение костей грудной клетки.) Задание 5. Докажите, что в подъеме руки вверх принимают участие кости плечевого пояса. Нащупайте левой рукой нижний угол правой лопатки и медленно отводите правую руку в сторону и вверх.
(Лопатка неподвижна пока правая рука поднимается до горизонтального уровня, приходит в движение, как только рука из горизонтального положения переходит в верхнее вертикальное.)
Задание 6. Докажите, что вращение кисти осуществляется за счет движения лучевой кости вокруг локтевой.
^ «СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ СКЕЛЕТА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ». Задание1. Не обращаясь к скелету человека, докажите, что позвоночник является не цельной костью. А состоит из отдельных костей – позвонков. Задание 2. Подумайте, почему позвонки в нижних отделах позвоночника массивнее, чем в верхних. Задание3. Подумайте, как обеспечивается прочность и подвижность позвоночника (чтобы позвоночник мог сгибаться, кости позвоночника должны быть подвижны; чтобы он мог служить достаточно прочной осью тела, позвонки должны прочно скрепляться между собой). Задание 4. Определите значение реберного хряща. Сделайте вдох и проследите за смещением грудной клетки вперед и вверх, сделайте выдох и убедитесь, что грудина и ребра смещаются назад и вниз. Задание 5. Докажите, что в подъеме руки вверх принимают участие кости плечевого пояса. Нащупайте левой рукой нижний угол правой лопатки и медленно отводите правую руку в сторону и вверх.
Задание 6. Докажите, что вращение кисти осуществляется за счет движения лучевой кости вокруг локтевой.
^ Цели и задачи: познакомить учащихся с принципами работы мышечной системы на примере некоторых мышечных групп. Оборудование: плакат «Мышцы туловища и конечностей». Ход урока:
Используя плакаты и таблицы повторить основные группы мышц человеческого тела.
Задание 1. Объясните, почему при вставании человек сначала нагибается вперед и лишь потом выпрямляется.
Задание 2. Рассмотрите рисунок.
Задание3. Определите, где находятся мышцы сгибающие кисть. Положите предплечье на парту ладонью вниз и плотно прижмите к поверхности. Поработайте кистью, сжимая ее в кулак и разжимая. Напряжение каких мышц ощущаете при сгибании пальцев? (Мышц предплечья.) ^ «МЫШЦЫ И ИХ ФУКЦИИ». Задание 1. Объясните, почему при вставании человек сначала нагибается вперед и лишь потом выпрямляется.
Задание 2. Рассмотрите рисунок.
Задание3. Определите, где находятся мышцы сгибающие кисть. Положите предплечье на парту ладонью вниз и плотно прижмите к поверхности. Поработайте кистью, сжимая ее в кулак и разжимая. Напряжение каких мышц ощущаете при сгибании пальцев? ^ Цели и задачи: дать знания о статической и динамической работе мышц и процессах утомления; выяснить причины утомления и закономерностей, лежащих в основе наибольшей работоспособности. Оборудование: груз весом 5 кг или портфель, теннисный мячик или кистевой рычажной эспандер. ^
Для начала и прекращения работы мышечной группы нервная система дает импульс. Энергия, за счет которой сокращается мышечное волокно, выделяется в результате биологического окисления органических веществ, содержащихся в самом волокне. Основным энергетическим веществом для работы мышц является глюкоза, при интенсивной работе окисляются вещества, содержащиеся в клеточной мембране. Однако при этом в клетке образуется много веществ, способных компенсировать потери. Поэтому после работы, во время отдыха восстанавливается много больше того, что было израсходовано. Возникает тренировочный эффект, при котором синтез обгоняет распад. Но это происходит лишь в том случае, если физическое напряжение близко к предельному, а отдых и рациональное питание достаточны. Изнуряющий труд без необходимого отдыха и питания к успеху не приводит, так же как и бездействие.
Задание 1. Выяснить, что утомительнее: удерживать груз на весу (статическая работа) или непрерывно поднимать и опускать его динамическая работа). А. К доске вызывается испытуемый. Ему в руки дают портфель, предлагают встать к классу лицом. Так чтобы его спина не касалась доски. Испытуемому предлагают отвести руку горизонтально в сторону вдоль доски и меловой чертой отмечают уровень, на котором находится его рука с грузом. Глаза испытуемого закрыты. После того как испытуемый занял эту позу, включают секундомер, и школьники наблюдают за своим товарищем. Все изменения замечают по секундомеру: - рука опускается ниже отметки и рывком возвращается назад - рука начинает дрожать - рука опускается. Б. Опыт делается после небольшого перерыва. Испытуемому предлагается поднимать и опускать груз на высоту сделанной ранее отметки на доске той рукой, которая у него слабее. (Обычно эти движения не затрудняют и могут продолжаться долго без видимого утомления. Поэтому опыт проводят не до конца, а лишь на 30 сек дольше предыдущего.)
Задание 2. Доказать, что к работающим органам поступает больше крови, чем к неработающим. Испытуемого приглашают к доске. Ему дают теннисный мячик или кистевой рычажной эспандер и просят в течение минуты сжимать этот предмет кистью. Вторая рука находится в покое.
Задание 3. Выявление нарушения осанки. Испытуемый становится к стене так, чтобы его затылок, лопатки и пятки прикасались к ней. Между поясницей и стеной должна проходить ладонь. Если проходит кулак, осанка нарушена. Сообщения учащихся об искривлении позвоночника, плоскостопии и их предупреждении. ^ « РАБОТА МЫШЦ». Задание 1. Выяснить, что утомительнее: удерживать груз на весу (статическая работа) или непрерывно поднимать и опускать его динамическая работа). А. К доске вызывается испытуемый. Ему в руки дают портфель, предлагают встать к классу лицом. Так чтобы его спина не касалась доски. Испытуемому предлагают отвести руку горизонтально в сторону вдоль доски и меловой чертой отмечают уровень, на котором находится его рука с грузом. Глаза испытуемого закрыты. После того как испытуемый занял эту позу, включают секундомер, и школьники наблюдают за своим товарищем. Все изменения замечают по секундомеру: - рука опускается ниже отметки и рывком возвращается назад - рука начинает дрожать - рука опускается. Б. Опыт делается после небольшого перерыва. Испытуемому предлагается поднимать и опускать груз на высоту сделанной ранее отметки на доске той рукой, которая у него слабее. (Обычно эти движения не затрудняют и могут продолжаться долго без видимого утомления. Поэтому опыт проводят не до конца, а лишь на 30 сек дольше предыдущего.)
Задание 2. Доказать, что к работающим органам поступает больше крови, чем к неработающим. Испытуемого приглашают к доске. Ему дают теннисный мячик или кистевой рычажной эспандер и просят в течение минуты сжимать этот предмет кистью. Вторая рука находится в покое.
Задание 3. Выявление нарушения осанки. Испытуемый становится к стене так, чтобы его затылок, лопатки и пятки прикасались к ней. Между поясницей и стеной должна проходить ладонь. Если проходит кулак, осанка нарушена. ^ Цели и задачи: показать состав внутренней среды организма, определить взаимосвязь между ее компонентами, показать, что кровь относится к соединительной ткани, что из крови формируется тканевая жидкость, а из последней – лимфа. Оборудование: микропрепарат крови человека, резиновое кольцо, нитки или лейкопластырь. ^
Клод Бернар писал: «Я первый стал настаивать на той идее, что для животных есть собственно две среды: одна среда внешняя, в которой помещен организм, а другая среда внутренняя, в которой живут элементы тканей». Опишите внешнюю среду, в которой находится организм человека. (Газообразная или жидкая среда окружает организм человека? Постоянна ли температура внешней среды? Могут ли клетки человеческого тела существовать в газообразной среде?) Некоторые учащиеся полагают, что клетки кожи способны жить в газообразной среде и выдерживать значительные перепады температуры. Важно обратить внимание, что верхний слой кожи представлен мертвыми ороговевшими клетками, которые слущиваются слой за слоем. Ногти, волосы тоже состоят из ороговевших клеток. Учащиеся могут назвать покровные ткани глаза. Эти клетки живые, но находятся в жидкой среде, поскольку непрерывно омываются слезной жидкостью, которая не только увлажняет, но и согревает глаза. Вывод: клетки человеческого тела нуждаются в жидкой среде, ни одна живая клетка организма не может обойтись без притока кислорода и питательных веществ и непрерывного удаления продуктов жизнедеятельности.
Задание 1. Рассмотрите кровь человека под микроскопом и по рисунку; докажите, что кровь может быть отнесена к соединительным тканям. (Форменные элементы крови на прилегают плотно друг к другу. Они находятся в жидкости, которую можно рассматривать как не клеточное вещество крови. Так как свойства соединительной ткани определяются, как правило, свойствами неклеточного вещества, кровь надо отнести к жидким тканям.) Задание 2.Перетяните палец у основания (можно использовать резиновое кольцо, нитки, лейкопластырь).
^ « ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА». Задание 1. Рассмотрите кровь человека под микроскопом и по рисунку докажите, что кровь может быть отнесена к соединительным тканям. Задание 2.Перетяните палец у основания (можно использовать резиновое кольцо, нитки, лейкопластырь).
|