|
Скачать 3.44 Mb.
|
Серия «Медицина для вас» Тимошенко В.Н. ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ НОВОРОЖДЁННЫМ ДЕТЯМ Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов Ростов-на-Дону Феникс Красноярск Издательские проекты 2007 УДК 616-053.2 (075.8) ББК 57.33я73 КТК 361 Т 41 Рецензенты: Зав. кафедрой детских болезней № 1 педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, действительный член МАН ВШ, доктор медицинских наук, профессор Г.А.Самсыгина. Зав. диагностическим отделением НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор В.К.Таточенко. Настоящее пособие создано при участии Красноярской государственной медицинской академии Тимошенко В.Н. ^ Учебное пособие / В.Н.Тимошенко. – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – 225 с. – (Медицина для вас) ISBN 5-222-10477-Х Настоящее учебное пособие посвящено экстренной помощи новорожденным детям при угрожающих жизни неотложных состояниях. В нем изложены современные представления о причинах, этиологии, патогенезе, клинических проявлениях, ургентной терапии часто встречающихся критических состояний в неонатологии. В книгу включены современные классификации, программы обследования, дифференциальной диагностики и алгоритмы лечения. Учебное пособие предназначено для студентов 5-6 курсов педиатрических факультетов медицинских вузов, ординаторов, врачей перинатологов, неонатологов, педиатров, занимающихся интенсивной терапией новорождённых детей. ISBN 5-222-10477-Х УДК 616-053.2(075.8) ББК 57.33я73 © Тимошенко В.Н., 2007 © Оформление: изд-во «Феникс», 2007 © Оформление: ООО «Издательские проекты», 2007 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 040200-Педиатрия (01.12.03. УМО-638) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ………………………………………………………………………………………………... 4 Методические указания для самостоятельной работы обучающихся на цикле «Неонатология» по теме «Экстренная помощь и интенсивная терапия ургентных состояний новорожденных детей» ……… . 5 1. Судорожный синдром у новорожденных детей ……………………………………………………. 7 1.1. Причины судорог ……………………………………………………………………………………..... 7 1.2. Клинические проявления судорожного синдрома …………………………………………………… 8 1.3. Обследование …………………………………………………………………………………………. 10 1.4. Лечебная тактика при судорожном синдроме ………………………………………………………..12 1.5. Первичные мероприятия для купирования судорог………………………………………………… 12 1.6. Задачи лечения неонатальных судорог ……………………………………………………………… 14 1.7. Лечение новорожденных с судорожным синдромом ………………….…………………………… 15 1.8. Прогноз ………………………………………………………………………………………………... 22 ^ …………………………………………………………………. 22 2.1. Причины неонатальной лихорадки …………………………………………………….……………. 23 2.2. Клинические проявления лихорадки у новорожденных …………………………………………… 23 2.3. Транзиторная лихорадка у новорожденных детей …………………………………………………. 25 2.4. Лечение лихорадки у новорожденных детей ………………………………………….……………. 25 ^ ………………….…………………………… 27 3.1. Причины геморрагического синдрома у новорожденных …………………………….…………….27 3.2. Классификация геморрагического синдрома новорожденных ……………………………………. 29 3.3. Геморрагическая болезнь новорожденных (ГрБН) ………………………………………………… 30 3.4. Дифференциальная диагностика ГрБН и ГСН ……………………………………………………….353.5. Лечение геморрагического синдрома ………………………………………………….……………..42 3.5.1. Лечение ГрБН ………………………………………………………………………….……………. 42 3.5.2. Терапия ДВС-синдрома у новорожденных детей ………………………………………………… 44 3.5.3. Лечение гемофилии А и В ………………………………………………………………………….. 45 3.5.4. Лечение наследственного дефицита VII ф. (гипопроконвертинемии)…………………………... 46 3.5.5. Лечение наследственного дефицита Х ф. (болезнь Стюарта-Прауэра) …………………………. 46 3.5.6. Терапия наследственного дефицита XIII ф. (афибриназемия) …………………………………... 46 3.5.7. Терапия тромбоцитопений …………………………………………………………………………. 46 3.5.8. Терапия приобретенных тромбоцитопатий ……………………………………………………….. 47 ^ ……………………………………………….…………………………... 48 4.1. Этиология асфиксии …………………………………………………………………….……………. 48 4.2. Патогенез асфиксии …………………………………………………………………………………... 50 4.3. Клиническая картина ……………………………………………………..…………………………... 53 4.4. Экстренная помощь при асфиксии новорожденных ………………………………….……………. 61^ ……………………………………………………………... 94 ^ ………………………………………………………………………...108 ^ ………………………………………………………………...112 ^ ………………………………………………...132 ^ ……………………………………...169 ^ ……………………………………………………172 16. Эталоны ответов на вопросы в задачах …………………………………………………………..179 17. Тестовые вопросы по теме «Экстренная помощь и интенсивная терапия ургентных состояний новорожденных детей» …………………………………………188 ^ ………………………………………………………………………………… 221 ^ ………………………………………………………………………………….224 ПРЕДИСЛОВИЕВ последние годы разрабатываются и внедряются в работу родовспомогательных и детских стационаров новые и усовершенствованные диагностические программы, технологии наблюдения (мониторинг), лечения (в частности, респираторная поддержка и заместительная терапия экзогенными сурфактантами при РДС) и профилактики разнообразных критических состояний у новорожденных детей. Существенно повысилась преемственность врачей на различных этапах выхаживания в рациональной тактике ведении детей с тяжелыми болезнями, которые проявляются с первых минут, часов и суток после рождения. Значительный вклад в познавательный процесс для перинатологов, неонатологов и педиатров дают многочисленные периодические издания, монографии, а также методические рекомендации и протоколы РАСПМ по диагностике, лечению и профилактике неонатальной патологии, которые приближаются к международным стандартам. Автор данного учебного пособия не ставил задачу полного изложения всех вопросов по экстренной (неотложной) помощи и интенсивной терапии новорожденным детям с ургентными (критическими) состояниями. В предлагаемой вниманию читателя книге отражены узловые проблемы часто встречающихся патологических процессов как у доношенных, так и у недоношенных новорожденных детей, требующих концентрации ума, знаний и практических навыков врача во время оказания экстренной медицинской помощи. У новорожденных детей, особенно у недоношенных, при многих заболеваниях возникают ургентные состояния (судорожный синдром, лихорадка, геморрагический синдром, асфиксия новорожденных, синдром динамической кишечной непроходимости, шок; острая дыхательная, сердечно-сосудистая, надпочечниковая и почечная недостаточности; дегидратация и гипербилирубинемии), которые требуют оказания срочной помощи. Эффективность оказания экстренной помощи новорожденным зависит от организации условий для проведения интенсивно-реанимационной помощи (палата интенсивной терапии, оборудование и аппаратура для поддержания жизнеобеспечения, мониторинга и др.), профессиональной компетенции медицинского персонала, правильной транспортировки пациента на II этап выхаживания. Пособие не заменяет учебные издания последних лет по перинатологии и неонатологии, которые приведены в списке литературы. Оно предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы врачей-курсантов (неонатологов и педиатров), обучающихся по действующей программе по педиатрии в системе послевузовской подготовки. Контроль знаний проводится при решении предложенных ситуационных задач и при ответе на тестовые вопросы. Автор искренне благодарит профессоров Г.А.Самсыгину и В.К.Таточенко за ценные рекомендации и советы, возникшие при рецензировании учебного пособия. Тимошенко Виктор Николаевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней № 1 с курсом ПО Красноярской государственной медицинской академии. ^ «ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ И ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ УРГЕНТНЫХ СОСТОЯНИЙ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ» ^ У новорожденных детей, особенно у недоношенных, при многих заболеваниях возникают ургентные состояния (судорожный синдром, лихорадка, геморрагический синдром, асфиксия новорожденных, синдром динамической кишечной непроходимости, шок; острая дыхательная, сердечно-сосудистая, надпочечниковая и почечная недостаточности; дегидратация), требующие оказания срочной помощи. Эффективность оказания экстренной помощи новорожденным зависит от организации условий для проведения интенсивно-реанимационной помощи (палата интенсивной терапии, оборудование и аппаратура для поддержания жизнеобеспечения, мониторинга и др.), профессиональной компетенции медицинского персонала, правильной транспортировки пациента на II этап выхаживания. ^ Усовершенствовать знания обучающихся по ургентной терапии разнообразных синдромов при критических состояниях у новорожденных детей. Обучающийся должен знать:
Обучающийся должен уметь: - Выявить предрасполагающие факторы к развитию ургентных состояний в неонатальном периоде. - Быстро оценить степень тяжести состояния больных. - Составить план ранней посиндромной диагностики. - Спланировать адекватное лечение неотложных состояний у больных новорожденных детей. - Оказать неотложную помощь при судорожном синдроме, лихорадке, геморрагическом синдроме, асфиксии, синдроме динамической кишечной непроходимости, шоке, острой дыхательной, сердечно-сосудистой, надпочечниковой и почечной недостаточности, дегидратации и гипербилирубинемии. При подготовке к практическим занятиям обучающийся изучает рекомендуемую литературу и решает ситуационные задачи, тестовые вопросы с последующей проверкой правильности ответов при сравнении с эталонами. Учебно-воспитательная цель. Обучающиеся должны бережно обращаться с новорожденными детьми во время клинического обследования. Обучающиеся должны умело применять на практике принципы биомедицинской этики, деонтологии при общении с родителями и родственниками больного ребенка, с коллегами и медицинским персоналом стационара. Тактично объяснить матери, что выхаживание и правильное вскармливание новорожденного ребенка при соблюдении медицинских рекомендаций являются основными условиями для скорейшего выздоровления больного. При назначении лекарственных препаратов необходимо знать о негативных последствиях полипрогмазии с возможностью развития иатрогенных заболеваний. Практические навыки:
^ Судороги – это внезапное и непроизвольное сокращение мышц. Судорожным синдромом называют клинический симптомокомплекс в виде потери сознания и гипермоторики поперечно-полосатой мускулатуры. Частота судорог у доношенных новорожденных детей 1,5-14 на 1000 живорожденных, у недоношенных – до 25%. Чаще всего впервые судороги появляются на 2-5 сутки жизни (65% случаев). 1.1. Причины судорог
1) гипогликемия первых 3 суток жизни (уровень глюкозы в крови < 2,2 ммоль/л); 2) гипокальциемия (уровень общего кальция в сыворотке крови менее 2 ммоль/л у доношенных и 1,75 ммоль/л у недоношенных новорожденных; уровень ионизированного кальция в сыворотке менее 0,75-0,87 ммоль у доношенных и менее 0,62-0,75 ммоль/л у недоношенных) в основном развивается в первые 2 суток жизни (на ЭКГ – удлинение Q-T более 0,3 с); 3) гипомагниемия (уровень магния в сыворотке крови < 0,62-0,5 ммоль/л, на ЭКГ – плоский и широкий Т, снижение и удлинение интервала S-T, инверсия Т, желудочковые экстрасистолы, тахикардия, фибрилляция); 4) гипонатриемия (снижение натрия в сыворотке крови менее 130 ммоль/л) или гипернатриемия (уровень натрия в сыворотке крови более 150 ммоль/л приводит к обезвоживанию нейронов); 5) гипербилирубинемия («ядерная желтуха»); 6) гипераммониемия (уровень азота аммония в плазме крови в первые 2-3 суток жизни более 40-45 мкмоль/л, часто у недоношенных детей с тяжелой перинатальной гипоксией на фоне лечения фенобарбиталом в сочетании с фуросемидом); 7) нарушения обмена аминокислот и других веществ (фенилкетонурия, болезнь «кленового сиропа», галактоземия, органические ацидемии, врожденная амавротическая идиотия (болезнь Тея-Сакса), расстройства цикла мочевины и др.); 8) дефицит пиридоксина (судороги через 3 часа - 7 дней после родов).
1) бактериальная инфекция (менингит, вызванный стрептококком группы B или редко гр. D, E.coli или листериями, проявляется судорогами в первые 7 дней жизни); 2) небактериальная инфекция (TORCH-инфекции, вирусы Коксаки-В провоцируют менингоэнцефалиты; токсоплазмоз); 3) абсцесс мозга.
1) гипопаратиреоз; 2) гиперпаратиреоз.
1.2. Клинические проявления судорожного синдрома Разновидности судорог (в порядке снижения частоты встречаемости):
1) глазными симптомами – тоническая горизонтальная девиация глазных яблок с нистагмом или без него, открытые глаза с фиксацией взора, пароксизмальное расширение зрачков, мигание и дрожание век; 2) сосательные (чмокающие) движения, высовывание и дрожание языка (явления двигательного автоматизма); 3) эпизоды «конвульсивного апноэ» (изменения на ЭЭГ сочетаются с апноэ без замедления частоты сердечных сокращений); 4) двигательные пароксизмы в верхних конечностях («движения пловца») или в нижних конечностях («движения велосипедиста»); 5) общее замирание; 6) неожиданные вскрикивания; 7) сосудо-двигательные реакции (побледнение, покраснение, симптом Арлекина, приступы тахипноэ и форсированного дыхания).
Таблица 1 Дифференциальная диагностика судорог и тремора у детей в первые 3 суток жизни с повышенной возбудимостью
|