Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon

Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов





Скачать 3.44 Mb.
Название Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
страница 1/20
Дата 04.03.2013
Размер 3.44 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Серия «Медицина для вас»


Тимошенко В.Н.


ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ

НОВОРОЖДЁННЫМ ДЕТЯМ


Учебное пособие


Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве

учебного пособия для студентов медицинских вузов


Ростов-на-Дону

Феникс

Красноярск

Издательские проекты

2007


УДК 616-053.2 (075.8)

ББК 57.33я73

КТК 361

Т 41

Рецензенты:

Зав. кафедрой детских болезней № 1 педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, действительный член МАН ВШ, доктор медицинских наук, профессор Г.А.Самсыгина.

Зав. диагностическим отделением НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор В.К.Таточенко.

Настоящее пособие создано при участии Красноярской государственной медицинской академии


Тимошенко В.Н.

^ Т41 Экстренная помощь новорождённым детям: Учебное пособие / В.Н.Тимошенко. – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – 225 с. – (Медицина для вас)

ISBN 5-222-10477-Х

Настоящее учебное пособие посвящено экстренной помощи новорожденным детям при угрожающих жизни неотложных состояниях. В нем изложены современные представления о причинах, этиологии, патогенезе, клинических проявлениях, ургентной терапии часто встречающихся критических состояний в неонатологии. В книгу включены современные классификации, программы обследования, дифференциальной диагностики и алгоритмы лечения.

Учебное пособие предназначено для студентов 5-6 курсов педиатрических факультетов медицинских вузов, ординаторов, врачей перинатологов, неонатологов, педиатров, занимающихся интенсивной терапией новорождённых детей.


ISBN 5-222-10477-Х УДК 616-053.2(075.8)

ББК 57.33я73


© Тимошенко В.Н., 2007

© Оформление: изд-во «Феникс», 2007

© Оформление: ООО «Издательские проекты», 2007

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 040200-Педиатрия

(01.12.03. УМО-638)


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………………………………... 4

Методические указания для самостоятельной работы обучающихся на цикле «Неонатология» по теме «Экстренная помощь и интенсивная терапия ургентных состояний новорожденных детей» ……… . 5

1. Судорожный синдром у новорожденных детей ……………………………………………………. 7

1.1. Причины судорог ……………………………………………………………………………………..... 7

1.2. Клинические проявления судорожного синдрома …………………………………………………… 8

1.3. Обследование …………………………………………………………………………………………. 10

1.4. Лечебная тактика при судорожном синдроме ………………………………………………………..12

1.5. Первичные мероприятия для купирования судорог………………………………………………… 12

1.6. Задачи лечения неонатальных судорог ……………………………………………………………… 14

1.7. Лечение новорожденных с судорожным синдромом ………………….…………………………… 15

1.8. Прогноз ………………………………………………………………………………………………... 22

^ 2. Лихорадка у новорожденных детей …………………………………………………………………. 22

2.1. Причины неонатальной лихорадки …………………………………………………….……………. 23

2.2. Клинические проявления лихорадки у новорожденных …………………………………………… 23

2.3. Транзиторная лихорадка у новорожденных детей …………………………………………………. 25

2.4. Лечение лихорадки у новорожденных детей ………………………………………….……………. 25

^ 3. Геморрагический синдром новорожденных (ГСН) ………………….…………………………… 27

3.1. Причины геморрагического синдрома у новорожденных …………………………….…………….27

3.2. Классификация геморрагического синдрома новорожденных ……………………………………. 29

3.3. Геморрагическая болезнь новорожденных (ГрБН) ………………………………………………… 30

3.4. Дифференциальная диагностика ГрБН и ГСН ……………………………………………………….35


3.5. Лечение геморрагического синдрома ………………………………………………….……………..42

3.5.1. Лечение ГрБН ………………………………………………………………………….……………. 42

3.5.2. Терапия ДВС-синдрома у новорожденных детей ………………………………………………… 44

3.5.3. Лечение гемофилии А и В ………………………………………………………………………….. 45

3.5.4. Лечение наследственного дефицита VII ф. (гипопроконвертинемии)…………………………... 46

3.5.5. Лечение наследственного дефицита Х ф. (болезнь Стюарта-Прауэра) …………………………. 46

3.5.6. Терапия наследственного дефицита XIII ф. (афибриназемия) …………………………………... 46

3.5.7. Терапия тромбоцитопений …………………………………………………………………………. 46

3.5.8. Терапия приобретенных тромбоцитопатий ……………………………………………………….. 47

^ 4. Асфиксия новорожденных ……………………………………………….…………………………... 48

4.1. Этиология асфиксии …………………………………………………………………….……………. 48

4.2. Патогенез асфиксии …………………………………………………………………………………... 50

4.3. Клиническая картина ……………………………………………………..…………………………... 53

4.4. Экстренная помощь при асфиксии новорожденных ………………………………….……………. 61


^ 5. Синдром динамической кишечной непроходимости у новорожденных ……………………….. 87

6. Острая дыхательная недостаточность
……………………………………………………………... 94

^ 7. Сердечная недостаточность у новорожденных …………………………………………………… 99

8. Шок у новорожденных детей
………………………………………………………………………...108

^ 9. Острая надпочечниковая недостаточность у новорожденных детей …………………………..110

10. Острая почечная недостаточность
………………………………………………………………...112

^ 11. Дегидратация и инфузионная терапия новорожденных детей ……………………………….. 116

12. Парентеральное питание новорожденных детей
………………………………………………...132

^ 13. Гипербилирубинемии у новорожденных детей …………………………………………………..137

14. Некротизирующий энтероколит у новорожденных детей
……………………………………...169

^ 15. Задачи к теме «Экстренная помощь и интенсивная терапия

ургентных состояний новорожденных детей»
……………………………………………………172

16. Эталоны ответов на вопросы в задачах …………………………………………………………..179

17. Тестовые вопросы по теме «Экстренная помощь и интенсивная

терапия ургентных состояний новорожденных детей» …………………………………………188

^ 17. Эталоны правильных ответов на тестовые вопросы …………………………………………...220

18. Список сокращений
………………………………………………………………………………… 221

^ 19. Список литературы ………………………………………………………………………………….224

ПРЕДИСЛОВИЕ


В последние годы разрабатываются и внедряются в работу родовспомогательных и детских стационаров новые и усовершенствованные диагностические программы, технологии наблюдения (мониторинг), лечения (в частности, респираторная поддержка и заместительная терапия экзогенными сурфактантами при РДС) и профилактики разнообразных критических состояний у новорожденных детей.

Существенно повысилась преемственность врачей на различных этапах выхаживания в рациональной тактике ведении детей с тяжелыми болезнями, которые проявляются с первых минут, часов и суток после рождения. Значительный вклад в познавательный процесс для перинатологов, неонатологов и педиатров дают многочисленные периодические издания, монографии, а также методические рекомендации и протоколы РАСПМ по диагностике, лечению и профилактике неонатальной патологии, которые приближаются к международным стандартам.

Автор данного учебного пособия не ставил задачу полного изложения всех вопросов по экстренной (неотложной) помощи и интенсивной терапии новорожденным детям с ургентными (критическими) состояниями. В предлагаемой вниманию читателя книге отражены узловые проблемы часто встречающихся патологических процессов как у доношенных, так и у недоношенных новорожденных детей, требующих концентрации ума, знаний и практических навыков врача во время оказания экстренной медицинской помощи.

У новорожденных детей, особенно у недоношенных, при многих заболеваниях возникают ургентные состояния (судорожный синдром, лихорадка, геморрагический синдром, асфиксия новорожденных, синдром динамической кишечной непроходимости, шок; острая дыхательная, сердечно-сосудистая, надпочечниковая и почечная недостаточности; дегидратация и гипербилирубинемии), которые требуют оказания срочной помощи. Эффективность оказания экстренной помощи новорожденным зависит от организации условий для проведения интенсивно-реанимационной помощи (палата интенсивной терапии, оборудование и аппаратура для поддержания жизнеобеспечения, мониторинга и др.), профессиональной компетенции медицинского персонала, правильной транспортировки пациента на II этап выхаживания.

Пособие не заменяет учебные издания последних лет по перинатологии и неонатологии, которые приведены в списке литературы. Оно предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы врачей-курсантов (неонатологов и педиатров), обучающихся по действующей программе по педиатрии в системе послевузовской подготовки. Контроль знаний проводится при решении предложенных ситуационных задач и при ответе на тестовые вопросы.

Автор искренне благодарит профессоров Г.А.Самсыгину и В.К.Таточенко за ценные рекомендации и советы, возникшие при рецензировании учебного пособия.

Тимошенко Виктор Николаевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней № 1 с курсом ПО Красноярской государственной медицинской академии.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЦИКЛЕ «НЕОНАТОЛОГИЯ» ПО ТЕМЕ:

«ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ И ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ

УРГЕНТНЫХ СОСТОЯНИЙ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ»


^ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

У новорожденных детей, особенно у недоношенных, при многих заболеваниях возникают ургентные состояния (судорожный синдром, лихорадка, геморрагический синдром, асфиксия новорожденных, синдром динамической кишечной непроходимости, шок; острая дыхательная, сердечно-сосудистая, надпочечниковая и почечная недостаточности; дегидратация), требующие оказания срочной помощи. Эффективность оказания экстренной помощи новорожденным зависит от организации условий для проведения интенсивно-реанимационной помощи (палата интенсивной терапии, оборудование и аппаратура для поддержания жизнеобеспечения, мониторинга и др.), профессиональной компетенции медицинского персонала, правильной транспортировки пациента на II этап выхаживания.

^ УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ.

Усовершенствовать знания обучающихся по ургентной терапии разнообразных синдромов при критических состояниях у новорожденных детей.

Обучающийся должен знать:

  1. Причины, клинику, диагностику, лечение и прогноз судорожного синдрома.

  2. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение лихорадки.

  3. Причины, клиническую симптоматику, диагностику, лечение и профилактику геморрагического синдрома новорожденных.

  4. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику асфиксии новорожденных.

  5. Причины, клинику, диагностику, лечение и профилактику синдрома динамической кишечной непроходимости.

  6. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику разнообразных видов шока.

  7. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику острой дыхательной недостаточности.

  8. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику сердечной недостаточности.

  9. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику острой надпочечниковой недостаточности.

  10. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику острой почечной недостаточности.

  11. Причины, клинику, диагностику, лечение дегидратации.

  12. Принципы проведения парентерального питания новорожденных детей.

  13. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и профилактику гипербилирубинемий.

Обучающийся должен уметь:

- Выявить предрасполагающие факторы к развитию ургентных состояний в неонатальном периоде.

- Быстро оценить степень тяжести состояния больных.

- Составить план ранней посиндромной диагностики.

- Спланировать адекватное лечение неотложных состояний у больных новорожденных детей.

- Оказать неотложную помощь при судорожном синдроме, лихорадке, геморрагическом синдроме, асфиксии, синдроме динамической кишечной непроходимости, шоке, острой дыхательной, сердечно-сосудистой, надпочечниковой и почечной недостаточности, дегидратации и гипербилирубинемии.

При подготовке к практическим занятиям обучающийся изучает рекомендуемую литературу и решает ситуационные задачи, тестовые вопросы с последующей проверкой правильности ответов при сравнении с эталонами.

Учебно-воспитательная цель.

Обучающиеся должны бережно обращаться с новорожденными детьми во время клинического обследования. Обучающиеся должны умело применять на практике принципы биомедицинской этики, деонтологии при общении с родителями и родственниками больного ребенка, с коллегами и медицинским персоналом стационара. Тактично объяснить матери, что выхаживание и правильное вскармливание новорожденного ребенка при соблюдении медицинских рекомендаций являются основными условиями для скорейшего выздоровления больного. При назначении лекарственных препаратов необходимо знать о негативных последствиях полипрогмазии с возможностью развития иатрогенных заболеваний.

Практические навыки:

  • Изучение анамнеза жизни и болезни, генеалогии семьи.

  • Физикальное обследование новорожденного ребенка.

  • Исследование неврологического статуса новорожденного ребенка.

  • Оценка глубины нарушения сознания (комы).

  • Методика люмбальной пункции и операции ЗПК у новорожденных.

  • Интерпретация показателей лабораторного исследования спинномозговой жидкости у новорожденных детей.

  • Интерпретация показателей анализов крови, КОС, иммунограммы, серологических исследований и др.

  • Обоснование и формулировка диагноза.

  • Проведение оксигенотерапии (в кувезе, кислородной палатке и др.).

  • Уход за новорожденными.

  • Правильная пропись и дозирование лекарственных средств для лечения новорожденных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.

  • Кормление новорожденных через оро-назогастральный зонд.

  • Работа в палате интенсивной терапии (работа с кувезом, инфузии).


^ 1. СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Судороги – это внезапное и непроизвольное сокращение мышц.

Судорожным синдромом называют клинический симптомокомплекс в виде потери сознания и гипермоторики поперечно-полосатой мускулатуры.

Частота судорог у доношенных новорожденных детей 1,5-14 на 1000 живорожденных, у недоношенных – до 25%. Чаще всего впервые судороги появляются на 2-5 сутки жизни (65% случаев).


1.1. Причины судорог

        1. Внутриутробная гипоксия, интранатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) – до 70-80% на первой недели жизни приводит к атрофии нейроглии в лобно-височных отделах головного мозга.

        2. Внутричерепные кровоизлияния (субарахноидальные, перивентри-кулярные, внутрижелудочковые, субдуральные) выявляются в 10 % случаев судорог.

        3. Метаболические нарушения (5%) приводят к судорогам в первые 2-3 дня жизни:

1) гипогликемия первых 3 суток жизни (уровень глюкозы в крови < 2,2 ммоль/л);

2) гипокальциемия (уровень общего кальция в сыворотке крови менее 2 ммоль/л у доношенных и 1,75 ммоль/л у недоношенных новорожденных; уровень ионизированного кальция в сыворотке менее 0,75-0,87 ммоль у доношенных и менее 0,62-0,75 ммоль/л у недоношенных) в основном развивается в первые 2 суток жизни (на ЭКГ – удлинение Q-T более 0,3 с);

3) гипомагниемия (уровень магния в сыворотке крови < 0,62-0,5 ммоль/л, на ЭКГ – плоский и широкий Т, снижение и удлинение интервала S-T, инверсия Т, желудочковые экстрасистолы, тахикардия, фибрилляция);

4) гипонатриемия (снижение натрия в сыворотке крови менее 130 ммоль/л) или гипернатриемия (уровень натрия в сыворотке крови более 150 ммоль/л приводит к обезвоживанию нейронов);

5) гипербилирубинемия («ядерная желтуха»);

6) гипераммониемия (уровень азота аммония в плазме крови в первые 2-3 суток жизни более 40-45 мкмоль/л, часто у недоношенных детей с тяжелой перинатальной гипоксией на фоне лечения фенобарбиталом в сочетании с фуросемидом);

7) нарушения обмена аминокислот и других веществ (фенилкетонурия, болезнь «кленового сиропа», галактоземия, органические ацидемии, врожденная амавротическая идиотия (болезнь Тея-Сакса), расстройства цикла мочевины и др.);

8) дефицит пиридоксина (судороги через 3 часа - 7 дней после родов).

        1. Инфекционные заболевания ЦНС (анте-интранатальные, ранние неонатальные нейроинфекции) проявляются судорогами у детей старше 3 суток жизни:

1) бактериальная инфекция (менингит, вызванный стрептококком группы B или редко гр. D, E.coli или листериями, проявляется судорогами в первые 7 дней жизни);

2) небактериальная инфекция (TORCH-инфекции, вирусы Коксаки-В провоцируют менингоэнцефалиты; токсоплазмоз);

3) абсцесс мозга.

        1. Врожденные дефекты развития мозга, хромосомные аномалии, семейная эпилепсия, факоматозы, врожденная гидроцефалия.

        2. Синдром абстиненции («отмены») у детей от матерей-наркоманок, токсикоманок, алкоголичек проявляется судорогами в первые сутки жизни.

        3. Эндокринные нарушения:

1) гипопаратиреоз;

2) гиперпаратиреоз.

        1. Опухоли мозга (развитию нейробластом способствует длительное лечение цианокобаламином – Vit B^ 12).

        2. Судороги может спровоцировать выраженный шум от реанимационной дыхательной аппаратуры, достигающий 90 дБ, если ребенок находится в кувезе, или при проведении респираторной терапии по методике Мартина-Буера. В данных случаях стенки кувеза и пластикового мешка являются резонаторами. При длительном пребывании в этих условиях у детей в последующем возможно снижение слуха.

1.2. Клинические проявления судорожного синдрома

Разновидности судорог (в порядке снижения частоты встречаемости):

  1. Субтильные судороги («минимальные приступы», «неуловимые» судорожные пароксизмы) проявляются:

1) глазными симптомами – тоническая горизонтальная девиация глазных яблок с нистагмом или без него, открытые глаза с фиксацией взора, пароксизмальное расширение зрачков, мигание и дрожание век;

2) сосательные (чмокающие) движения, высовывание и дрожание языка (явления двигательного автоматизма);

3) эпизоды «конвульсивного апноэ» (изменения на ЭЭГ сочетаются с апноэ без замедления частоты сердечных сокращений);

4) двигательные пароксизмы в верхних конечностях («движения пловца») или в нижних конечностях («движения велосипедиста»);

5) общее замирание;

6) неожиданные вскрикивания;

7) сосудо-двигательные реакции (побледнение, покраснение, симптом Арлекина, приступы тахипноэ и форсированного дыхания).

  1. Генерализованные тонические судороги (чаще у недоношенных новорожденных детей) – это тонические разгибания верхних и нижних конечностей («децеребрационная» поза) или тоническое сгибание рук и разгибание ног («декортикационная» поза).

  2. Многоочаговые (генерализованные) клонические судороги (в основном у доношенных новорожденных) - клонусы в разных конечностях (поочередно или одновременно).

  3. Очаговые клонические судороги (чаще у доношенных новорожденных) – локализованные клонические движения без потери сознания.

  4. Миоклонические судороги – единичные или множественные синхронные сгибательные подергивания рук и ног (на ЭЭГ – гипсаритмия). Эти судороги необходимо отличать от тремора у детей с повышенной возбудимостью в первые 3 суток после рождения (табл. 1, 2), а также от доброкачественных (неопасных) миоклонусов в виде отдельных и неповторяющихся подергиваний конечностей и других частей тела (в основном во время сна).

Таблица 1

Дифференциальная диагностика судорог и тремора у детей

в первые 3 суток жизни с повышенной возбудимостью

Признаки

Судороги

Тремор


1. Провоцирующие стимулы возникновения

Появляются

спонтанно
^

Различные стимулы


2. Патологические движения глазных яблок

Имеются

Отсутствуют


^ 3. Прекращение при пассивном сгибании конечностей

Отрицательный

эффект


Положительный эффект


^ 4. Движения конечностей

Клонические, отрывистые с большой амплитудой

Мелкоамплитудные, высокочастотные в первые дни жизни при крике или двигательном беспокойстве

^ 5. Мочеиспускание и дефекация во время приступа

Характерно

Не отмечаются

6. Опасность для жизни ребенка

Имеется

Отсутствует

^ 7. Изменения на ЭЭГ

Имеются

(гипсаритмия)

Отсутствуют
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебное пособие рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве
Биоэтический словарь: Учебное пособие \ Сост. В. А. Киселев. 2-е изд., испр и доп. Екатеринбург,...
Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Методическое пособие Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебное пособие для студентовiii vкурсов стоматологического факультета
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов...
Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве

Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве

Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебное пособие по клинической фармакологии рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов...
Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов icon Учебное пособие Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы