|
Скачать 85.77 Kb.
|
Содержание
3. Задачи занятия5.Контрольные вопросы по теме 6. Задания и методические указания к их выполнению 7. Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия |
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ Кафедра внутренних болезней №4 Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) ООП специальности 060201 - Стоматология Дисциплина С-3. Б4. ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ 1.ТЕМА №13 ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: РАССПРОС, ОБЩИЙ ОСМОТР, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА, ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ И СЕЛЕЗЁНКИ. 2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Научиться основным методам исследования органов пищеварения. ^ : 3.1. Закрепить навыки расспроса больных, с обязательной детализацией жалоб, характерных для заболеваний пищеварительной системы. 3.2. Закрепить навыки общего осмотра больного. 3.3. Освоить методические приемы поверхностной и глубокой пальпации кишечника и желудка по Образцову–Стражеско. 3.4. Освоить методики пальпации и перкуссии печени и селезенки.
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа ^ Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: РАССПРОС, ОБЩИЙ ОСМОТР, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА, ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ И СЕЛЕЗЁНКИ. Вопросы:
5.16.Для какого заболевания характерны опоясывающая боль в верхней половине живота, рвота, стеаторея:
5.17.Выявленные при осмотре больного: пальпарная эритема, сосудистые звездочки характерны для заболеваний:
5.18.Выберите область, в которой пальпируется селезенка:
5.19.Какой орган следует пальпировать на 2-3 см выше от найденной границы желудка:
5.20.Выберите правильный ответ: длинник селезеночной тупости составляет:
c) 4-5 см d) 5-6 см
^ 6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию профессора по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами. 6.2. На занятии, во время демонстрации преподавателем методики исследования органов пищеварения, активно участвовать в работе и делать необходимые записи в тетрадь. 6.3. Провести самостоятельно расспрос больного, с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта с обязательной детализацией жалоб. Собрать анамнез заболевания и жизни (обратив особое внимание на то, с чем связано заболевание, характер течения, перенесенные в прошлом заболевания, ритм и характер питания, профессию, вредные привычки). 6.4. Самостоятельно провести общий осмотр больного, обратив внимание на симптомы, типичные для заболевания органов пищеварения - состояние больного, изменение цвета кожи и слизистых, состояние подкожно-жирового слоя. 6.5. Провести осмотр полости рта. При этом, начинать следует с описания, языка (влажность, окраска, величина, выраженность сосочков, наличие налёта), затем описываются зубы, слизистая дёсен, мягкого и твердого нёба, миндалин, зева. 6.6. Провести осмотр живота в положении больного стоя и лёжа. Обратить внимание на конфигурацию, симметричность, величину, состояние средней линии живота, пупка, наличие расширенных подкожных вен, рубцов, участие в акте дыхания. 6.7. Провести поверхностную пальпацию живота. Обратить внимание на степень напряжения мышц живота, болезненность, увеличение органов, наличие образований, грыж. 6.8. Провести глубокую скользящую методическую пальпацию по Образцову–Стражеско. При проведении этой пальпации обратить внимание на правильное выполнение всех приемов, последовательность исследования отделов толстой кишки (сигмовидная кишка, слепая, конечная часть подвздошной кишки, поперечно-ободочная, восходящая, нисходящая ободочная кишка). При описании каждого отдела указать локализацию, форму, диаметр, консистенцию, подвижность, болезненность, характер, урчание. 6.9. Провести исследование желудка методами пальпации, перкуссии, суккуссии. 6.10. При пальпации печени, кроме правильного выполнения всех методических приемов, обратить внимание на болезненность, состояние нижнего края печени, его плотность, при увеличении печени оценить переднюю поверхность органа. 6.11. Пропальпировать желчный пузырь, определить болевые точки и зоны при поражении желчного пузыря. 6.12. Определить методом перкуссии размеры печени по Курлову. 6.13. Провести пальпацию селезенки в положении лежа на спине и положении по Сали (обратить внимание на правильную укладку больного). 6.14. Перкуторно определить размеры селезенки, измерить длинник и поперечник. 6.15. Провести пальпацию поджелудочной железы, проверить болевые зоны и точки при поражении поджелудочной железы. 6.16. В конце занятия отчитаться о проделанной работе. ^ В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла; 1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка. 8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ: 8.1. Основная:
8.2. Дополнительная:
|
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита.... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1) |