Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon

Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)





Скачать 85.77 Kb.
Название Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Дата 22.03.2013
Размер 85.77 Kb.
Тип Методические указания
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ


Кафедра внутренних болезней №4


Методические указания к практическим занятиям для студентов

(учебные задания)


ООП специальности 060201 - Стоматология

Дисциплина С-3. Б4. ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ


1.ТЕМА №13

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: РАССПРОС, ОБЩИЙ ОСМОТР, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА, ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ И СЕЛЕЗЁНКИ.


2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Научиться основным методам исследования органов пищеварения.


^ 3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Закрепить навыки расспроса больных, с обязательной детализацией жалоб, характерных для заболеваний пищеварительной системы.

3.2. Закрепить навыки общего осмотра больного.

3.3. Освоить методические приемы поверхностной и глубокой пальпации кишечника и желудка по Образцову–Стражеско.

3.4. Освоить методики пальпации и перкуссии печени и селезенки.


Шифр

Содержание компетенции

Знать

Уметь

Владеть

ПК-5

Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;

Основные жалобы больных. Методику осмотра и пальпации живота, пальпации печени и селезенки. Диагностическое значение увеличения этих органов. Понятие о перкуссии границ печени.

Собрать жалобы больных. Провести осмотр полости рта, зева, миндалин, задней стенки глотки, языка, осмотр живота. Провести поверхностную ориентировочную пальпацию живота, печени и селезенки.

Методикой осмотра полости рта, зева, миндалин, задней стенки глотки, языка, живота. Методикой поверхностной пальпации живота.

ПК-19

способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта;

ПК-22

способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;


4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа


^ 5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: РАССПРОС, ОБЩИЙ ОСМОТР, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА, ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ И СЕЛЕЗЁНКИ.

Вопросы:

    1. Голодные боли (натощак) с локализацией в эпигастральной области характерны для:

    1. хронического гастрита

    2. язвенной болезни двенадцатиперстной кишки

    3. хронического панкреатита

    4. рака пищевода

    5. пневмонии

    1. Отставание живота в дыхании при осмотре больного указывает на наличие:

    1. опухоли толстой кишки

    2. желудочного кровотечения

    3. перитонита

    4. грыжи белой линии живота

    5. язвенной болезни желудка

    1. При исследовании живота он делится на следующее количество областей:

  1. три

  2. пять

  3. семь

  4. девять

  5. десять

    1. Сигмовидная кишка пальпируется:

  1. в левом подреберье

  2. в околопупочной области

  3. в правой подвздошной области

  4. в левой латеральной области

  5. в правой латеральной области

    1. Большая кривизна желудка расположена по обе стороны от средней линии тела:

  1. на 4 см выше пупка

  2. на 2-3 см выше пупка

  3. на уровне пупка

  4. на 5 см выше пупка

  5. на 4 см ниже пупка

    1. Поздняя рвота через 2-3 часа после еды характерна для:

  1. язвы пищевода

  2. хронического гастрита

  3. стеноза привратника

  4. рака кардиального отдела желудка

  5. язвенной болезни двенадцатиперстной кишки

    1. Какое исследование желудочно-кишечного тракта позволяет судить о величине, расположении, подвижности, наличии болезненности органа:

  1. осмотр

  2. поверхностная пальпация

  3. перкуссия

  4. глубокая пальпация

  5. аускультация

    1. Выявленное при общем осмотре ассиметричное выбухание отдельных участков живота характерно для:

  1. хронического панкреатита

  2. эзофагита

  3. язвенной болезни желудка

  4. массивной кисты забрюшинного пространства

  5. рака пищевода

    1. В левой латеральной области пальпируется:

  1. поперечно-ободочная кишка

  2. слепая кишка

  3. сигмовидная кишка

  4. нисходящий отдел толстой кишки

  5. желудок

    1. Атрофический глоссит (глоссит Гюнтера) наблюдается при:

  1. ожирении

  2. раке желудка

  3. В12-дефицитной анемии

  4. пневмонии

  5. язвенной болезни двенадцатиперстной кишки

    1. Выберете заболевание, этиологическими факторами которого могут быть: вирусная инфекция, хронический алкоголизм, прием наркотических средств:

  1. гастрит

  2. цирроз

  3. язвенная болезнь желудка

  4. панкреатит

  5. эзофагит

    1. Выявленные при осмотре больного кровоизлияния на коже и слизистых, увеличение лимфатических узлов и селезенки, характерны для заболеваний:

  1. мочевыделительной системы

  2. системы крови

  3. эндокринной системы

  4. гепатобиллиарной системы

  5. системы дыхания

    1. Какой симптом характерен для заболеваний печени:

  1. изжога

  2. отрыжка

  3. желтуха

  4. учащенное мочеиспускание

  5. приступы сердцебиения

    1. Нормальные размеры печени по Курлову в см составляют:

  1. 17 × 16 × 15

  2. 15 × 14 × 13

  3. 13 × 12 × 11

  4. 9 × 8 × 7

  5. 7 × 6 × 5

    1. Пальпация поджелудочной железы проводится:

  1. на уровне пупка

  2. на 2 см ниже поперечно-ободочной кишки

  3. на 2-3 см выше от найденной границы желудка

  4. в правом подреберье

  5. в левом подреберье

5.16.Для какого заболевания характерны опоясывающая боль в верхней половине живота, рвота, стеаторея:

  1. цирроза

  2. гастрита

  3. панкреатита

  4. пиелонефрита

  5. энтерита

5.17.Выявленные при осмотре больного: пальпарная эритема, сосудистые звездочки характерны для заболеваний:

  1. желудочно-кишечного тракта

  2. гепатобиллиарной системы

  3. системы крови

  4. сердечно-сосудистой системы

  5. эндокринной системы

5.18.Выберите область, в которой пальпируется селезенка:

  1. в околопупочной области

  2. в правом подреберье

  3. у места соединения конца X ребра с краем левой реберной дуги

  4. в левой подвздошной области

  5. в левой латеральной области

5.19.Какой орган следует пальпировать на 2-3 см выше от найденной границы желудка:

  1. поперечно-ободочную кишку

  2. желчный пузырь

  3. печень

  4. поджелудочную железу

  5. левую почку

5.20.Выберите правильный ответ: длинник селезеночной тупости составляет:

  1. 2-3 см

  2. 3-4 см

c) 4-5 см

d) 5-6 см

  1. 6-8 см


^ 6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию профессора по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами.

6.2. На занятии, во время демонстрации преподавателем методики исследования органов пищеварения, активно участвовать в работе и делать необходимые записи в тетрадь.

6.3. Провести самостоятельно расспрос больного, с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта с обязательной детализацией жалоб. Собрать анамнез заболевания и жизни (обратив особое внимание на то, с чем связано заболевание, характер течения, перенесенные в прошлом заболевания, ритм и характер питания, профессию, вредные привычки).

6.4. Самостоятельно провести общий осмотр больного, обратив внимание на симптомы, типичные для заболевания органов пищеварения - состояние больного, изменение цвета кожи и слизистых, состояние подкожно-жирового слоя.

6.5. Провести осмотр полости рта. При этом, начинать следует с описания, языка (влажность, окраска, величина, выраженность сосочков, наличие налёта), затем описываются зубы, слизистая дёсен, мягкого и твердого нёба, миндалин, зева.

6.6. Провести осмотр живота в положении больного стоя и лёжа. Обратить внимание на конфигурацию, симметричность, величину, состояние средней линии живота, пупка, наличие расширенных подкожных вен, рубцов, участие в акте дыхания.

6.7. Провести поверхностную пальпацию живота. Обратить внимание на степень напряжения мышц живота, болезненность, увеличение органов, наличие образований, грыж.

6.8. Провести глубокую скользящую методическую пальпацию по Образцову–Стражеско. При проведении этой пальпации обратить внимание на правильное выполнение всех приемов, последовательность исследования отделов толстой кишки (сигмовидная кишка, слепая, конечная часть подвздошной кишки, поперечно-ободочная, восходящая, нисходящая ободочная кишка). При описании каждого отдела указать локализацию, форму, диаметр, консистенцию, подвижность, болезненность, характер, урчание.

6.9. Провести исследование желудка методами пальпации, перкуссии, суккуссии.

6.10. При пальпации печени, кроме правильного выполнения всех методических приемов, обратить внимание на болезненность, состояние нижнего края печени, его плотность, при увеличении печени оценить переднюю поверхность органа.

6.11. Пропальпировать желчный пузырь, определить болевые точки и зоны при поражении желчного пузыря.

6.12. Определить методом перкуссии размеры печени по Курлову.

6.13. Провести пальпацию селезенки в положении лежа на спине и положении по Сали (обратить внимание на правильную укладку больного).

6.14. Перкуторно определить размеры селезенки, измерить длинник и поперечник.

6.15. Провести пальпацию поджелудочной железы, проверить болевые зоны и точки при поражении поджелудочной железы.

6.16. В конце занятия отчитаться о проделанной работе.


^ 7. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла;

1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка.


8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

8.1. Основная:

  • Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов медицинских вузов. / Под ред. В.Т.Ивашкина, А.А.Шептулина. – 3-е изд. - М.: «МЕДпресс-информ», 2008. – 240 с.

8.2. Дополнительная:

  • Учебно-методическое пособие по пропедевтике внутренних болезней для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета. / Под ред. Н.И.Кустовой. Екатеринбург, УГМА, 2001, 65 с.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита....
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы